Главная страница
Навигация по странице:

  • Лжесвидетельство

  • Любодея́ние

  • Лютеранство

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница17 из 33
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   33

    Л


    Лавра (гр. – квартал, поселение) – почетное название православного мужского монастыря. Слово «лавра» первоначально обозначало монастырское поселение в лесу, где складывалось очень строгое монашеское общежитие, близкое к отшельничеству. Таких лавр было много в Европе в IV-VI веках, на Руси – в X-XI вв. Сегодня лавра – это монастырь, возвышающийся над другими своей обширностью, многолюдством, красотой строений, славной и глубокой историей, богатством. Лавра непосредственно подчиняется высшей церковной власти и имеет особые права. В России на конец XX в. сохранилось три лавры. Слово это первоначалом имеет название растения (лавровый лист), почитавшегося как очистительное и защищающее человека. Лавр в Древнем Риме был символом победы, мира, божественного знамения, бессмертия. В Христианстве он стал символом вечной жизни.

    ЛАВРА (греч. многолюдное место) – назв. некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V – VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (напр. лавра св. Саввы Освященного). В Русской православной церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице Сергеева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции 1917 г.), Почаевско-Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г., действующая) .

    ЛАДАН – ароматические смолы, возгоняемые в кадиле на горящих углях.

    Ладан (гр. – пахучая смола) – благовонная пахучая смола – древесный сок, твердеющий на воздухе. В ритуальных действиях его употребляли язычники для воскурения своего почитания богов, при погребении. Христианство осмыслило ладан как символ неземной святости. В православии ладан используется во время богослужений. Ладанкой называют курительницу, лампадку перед иконой, а также сумочку с какой-либо святыней, которую носят на шее вместе с нательным крестом.

    ЛАМПАДА (греч. светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.

    Лгун – человек использующий ложь в качестве средства общения с другими людьми. Лгун – это человек, искажающий факты, скрывающий или подтасовывающий их, сознательно обманывающий, уходящий сам и уводящий других от истины. Всякий лгущий, согласно православной вере, делается сыном дьявола, который и есть отец лжи. Человек-лгун, как правило, теряет свое нравственное достоинство, он склонен к другим противонравственным поступкам – жестокости, злу, мщению, обману. Православие проповедует личное неучастие во лжи и волевое преодоление в себе возникающей страсти солгать.

    Легенда (лат. – читать) – фольклорный эпический жанр, занимающий серединное положение между мифом и историческим описанием. Некогда легенды воспринимались как достоверные рассказы об истории – о прошедших временах. событиях и людях. Легенды содержат элементы идеализации героев и их поступков, что и сближает их с мифами. Смысл слова «легенда» заложен в его изначальном происхождении как чего-то того, что должно быть с серьезностью прочитано, узнано, понято и с доверием принято. Легенды в западном Христианстве – это литургические отрывки для ежедневного богослужения, содержание в себе религиозно-дидактические идеи, или описания жития святых. В современной российской культуре слово «легенда» все более используется для обозначение литературного жанра и в криминалистике для обозначения версии случившегося.

    Леший (ст. слав. – хозяин леса) – сказочное существо. олицетворяющее хозяина леса. Оно представлялось человеку опасным – способным завести в лес, заплутать, сбить с дороги. Его в народе представляли немым, обросшим седыми волосами стариком, который неприятно кричит, хлопает в ладоши, пугает людей смехом, свистом, бранью. Иногда его представляли волосатым и в шкуре. Этот поэтический образ в народе стал символом осторожного отношения человека к лесу и возможной помощи, если все-таки что-то в лесу с человеком случилось: он может указать дорогу, спасти от зверья, вывести скот к поселению. В русских народных сказках, возникших еще в языческую пору, леший – частый герой. В селах до сих пор называют лешими страшных обросших людей или тех, кто кого-то напугал.

    Лжепророк – человек, выдающий себя за истинного мессию, пророка, предсказителя, на самом деле таковым не являющийся. Это ложный пророк, лгущий, но скрывающий истину. Таковыми, как правило, являются руководители религиозных сект, создатели ложных учений веры. Это люди, либо спекулирующие на доверии людей, либо психически страдающие манией величия, но в любом случае умеющие красноречием увлекать людей и вести за собой обещанием радужных перспектив или, напротив, принижением самоценности земной жизни людей.

    Лжесвидетельство – ложное показание эксперта, свидетеля, очевидца, участника событий, данное сознательно вопреки истинному положению вещей, но ради личной выгоды. Лжесвидетельство может иметь разные формы – жалобы, показания очевидца или участника, доноса, клеветы, сплетни и др. Лжесвидетельство – большой грех; оно уводит от истины, порочит человека, запутывает путь к правде. В судебной теории и практике оно влечет наказание как разновидность преступления.

    Лживость отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в намеренном искажении человеком представлений о действительности ради достижения корыстных целей или из стремления избежать нежелательных последствий своих или чьих-либо поступков. Лживость – это поведение, в основе которого лежит ложь, обман, полуправда. Для некоторых людей – это привычная форма поведения, они могут лгать без всякого повода и причины и даже во вред себе. Детская лживость возникает по причине подражания взрослым, при предъявлении непосильных требований, при стремлении к самоутверждению, а также при самоутверждении и из хвастовства. Ложь чаще всего используется ребенком как защитный механизм. Кстати, от лжи и лживости надо отличать детские фантазии. Лживость – качество греховное, недостойное поведения православного человека.

    ЛЖИЦА – специальная ложка с длинной ручкой, которой совершается причащение мирян.

    Литургия (гр. – общее слушание) – главное Христианское богослужение, состоящее из коллективных молитв, пения духовных песен, чтения священного писания, проповеди и таинства причащения. На литургии выражаются главная идея Христианского миропонимания и цели церкви по отношению к прихожанам. Совершается ежедневно с утра до обеда, по праздникам и воскресеньям проводится Божественная литургия. Одна из богословских наук, литургика, изучает и описывает особенности и порядок литургического богослужения как общественного деяния Христианской церкви.

    ЛИТУРГИЯ (греч. общее дело) – главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином). Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, ап. Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом (в дальнейшем чины Василия Великого и Иоанна Златоуста дополнялись и развивались, так напр. в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры). Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического ка нона, литургия Василия Великого более продолжительна. Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Вход Господень в Иерусалим и Благовещение (если на Благовещение не попадают дни, когда совершается литургия Василия Великого). Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого – 1 января ст. ст. (14 января нов. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу. Чин литургии состоит из трех частей – проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургии верных (на которой им не разрешается присутствовать). Литургия оглашенных состоит из: литургийного благословения, великой ектений, пения антифонов, песни догматического содержания «Единородный сыне», блаженны (в воскресные д ни), входа с Евангелием, пения тропарей и кондаков, трисвятого, прокимна, чтения Апостола, аллилуария, чтения Евангелия, ектений сугубой и об оглашенных. Литургия верных состоит из: ектений, Великого входа при пении херувимской песни (в дни Великого Четвертка и Великой Субботы вместо херувимской песни поются другие молитвы), просительной ектений, Символа веры, евхаристического канона, просительной ектений, молитвы «Отче наш», причащения священнослужителей в алтаре, пения причастна, причащения мирян, малой ектений, заамвонной молитвы, 33 пс., отпуста. Во дни Великого Четвертка и Великой Субботы литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней: вечерня служится до чтения паримий, затем читаются литургийные Апостол и Евангелие и далее совершается литургия обычным чином.

    ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ – один из чинов литургии, совершаемых в православной церкви. На этой литургии не совершается евхаристия, а причащение происходит преждеосвященными дарами. Чин литургии Преждеосвященных Даров был составлен и введен в церковную практику Григорием Великим (Двоесловом), папой Римским (+604), на основе сходной восточной литургии. Совершается в Великий пост в среды и пятницы, в четверг пятой недели Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Литургия Преждеосвященных Даров не содержит проскомидии и совершается в соединении с вечерней. В чин входят две части: литургия оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургия верных (на которой им не разрешается присутствовать). Литургия оглашенных состоит из благословения, предначинательного псалма, чтения священником светильничных молитв, великой ектений, кафизмы, стихир на «Господи воззвах», входа с кадилом или с Евангелием, пения «Свете тихий», чтения паримий, молитвы Ефрема Сирина, чтения Е вангелия (если положено по уставу), ектений сугубой и об оглашенных. Литургия верных: начинается с великого входа с преждеосвященными дарами во время пения молитвы «Ныне силы небесныя...», затем следуют ектения, молитва 'Отче наш', причащение священнослужителей, причащение мирян, заамвонная молитва, 33 псё отпуст.

    Лихо (ст. слав. – зло) – это зло, связанное с лишением человека чего-то лучшего, это горе страдание, слезы. Лихо – это и образ в славянской мифологии, воплощающий злую долю человека. Иногда в сказках ее изображают худой, некрасивой одноглазой женщиной, действующей вместе с Горем, Недолей. Это, условно говоря, прообраз Бабы-Яги. Встреча с Лихом, по верованиям славян-язычников, приводит к болезням, лишениям и даже гибели. От слова «лихо» появились «лихолетье» (тяжелый год, возможно военный, мятежный, неурожайный или с мором), лиходей (злой, жестокий человеке), лихорадка (болезнь), лихоимец (взяточник, вымогатель, мздоимец) и др.

    Лицемерие (ст. слав. – двуликий) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся в способности человека притворяться, прикидываться добрым, порядочным, доверчивым и вообще нравственно положительным человеком, совершая исподтишка зло, преступление добра. Лицемерный человек принимает на себя одну личину, действует по другой. Такое двуличие внешне проявляется в ханжеской льстивости, любезности, порядочности, затем продолжается в мести, коварстве, жестокости, и других нарушениях норм морали. О таком человеке говорят, что он злонамерен, зловреден или ханжа. Православие считает лицемерие грехом против второй заповеди Христа, согласно Библии, лицемерие неоднократно обличалось Господом в лице фарисейства.

    Личность (др. рус. – лик, лицо) – устойчивое духовно-психологическое образование, посредством которого человек становится членом общества, представителем своего народа и нации производителем духовных и материальных ценностей. Показателями сформированности личности в человеке являются: духовность, нравственность, развитость самосознания и творческость. Именно эти качества обеспечивают человеку свободу и субъективность как внутреннее состояние. Личность есть воплощение образа Божия в человеке, механизм и форма боговоплощения. И потому она не может быть отрицательной, а лишь положительной, направленной на добро. Человек может быть инстинктивным, личность же всегда целенаправленна, человек может поступить плохо, но личность в нем – это носитель образа Божия, т.е. совести, долга, чести, достоинства. Личность «приобретается» упорным трудом души и тела. Только через личность человек может быть духовным существом и выполнять свою миссию на Земле.

    Логос (гр. – слово) – это свойственная Богу сила мысли, разума. В Христианстве отношение к логосу определяется отношением к Богу, и вся история рассматривается как воплощение Божьего откровения. Логос – это великая Божественная сущность, мировой разум. Логос есть признание объективности духовного мира, он придает ценность и смысл всему существующему на Земле. Логос – это не индивидуальное человеческое мышление и не их совокупность, но в них он присутствует. Существование логоса объясняет человеческое творчество, происхождение идей, не имеющих аналогов в жизни и личном опыте мыслящего.

    Ложь (ст. слав. – ложь) – качество безнравственного поведения, проявляющееся в преднамеренной неправде, обмане, искажении событий, сокрытии правды, уходе от истины в отношения человека с самим самой и другими людьми. Ложь, согласно Библии, относится к первому преступлению человека. Это мягчайший из проступков, порождающий и другие человеческие пороки. Ложь нередко «дружит» с ленью, завистью, насилием, со слабой волей, но может порождаться и бессилием, незащищенностью человека. Так, жестокость родителей, неуспехи в учебной деятельности могут рождать детскую ложь как способ самозащиты ребенка. Согласно православию ложь изобрел дьявол для отлучения людей от Бога и в борьбе с Богом. Ложь бывает внешняя и внутренняя. Внешняя ложь делает человека предметом презрения в порядочном обществе, а внутренняя – своего собственного.

    Лукавство (др. рус. – извилистый) – отрицательное нравственное качество личности, проявляющееся как неискренность, хитрость, коварство, прикрытые льстивым мягким словом, взглядом, поступком.

    Лукавый – 1) другое название дьявола. – 2) Лукавый человек – это хитроумный и злобный по отношению к людям человек. В буквальном смысле «лукавый» означает согнутый как лук, искривленный, дугообразный. Постепенно это слово стало обозначать злого и хитрого человека.

    Любовь (ст. слав. – дорогой, милый) – самая высокая Христианская добродетель, творящее начало человеческой жизни. Она делит весь людской род на добрых, любящих, значит созидающих, и злых, значит, разрушающих людей. Любовь – проявление высших эмоций и творческих способностей человека. Согласно православию, любовь – это Бог, входящий без всякого посредства в человека. С предметом любви связывается приумножение бытия. Бог открывает себя как любовь. Она имеет практическую ценность, ибо радостные переживания украшают жизнь, обогащают ее, с ее помощью преодолевается отчуждение людей, она – источник многих нравственных чувств – стыда, вины, тревоги, жалости, а также нравственных качеств личности – терпимости, бескорыстия и др. Любовь помогает справляться с гневом, забывать об обидах, снимает страх, способствует состоянию веры и безопасности. В зависимости от объекта любви различают: любовь к Богу, к родителям, детям, к самим себе, к мужчине и женщине, учителя к детям. Часто говорят о любви к природе, животным, к профессии, к труду и т.д. И всюду любящий человек проявляет одни и те же качества – активное участие в жизни другого, принятие его со всеми особенностями, стремление к нему, способность его защищать. В понимании Христианской антропологии различение полов и существование сексуальных влечений служит не просто естественной цели продолжения рода; это служит взаимному обмену жизнью, воссоединению тварной любви с божественной. Любовь по силе различна: страсть, сердечная привязанность, расположение, высшая любовь, платоническая любовь. Без любви нет духовной жизни. На принципах любви построены все мировые религии. В русской культуре – это великая животворящая сила, имеющая космогонический смысл. В русской мифологии была богиня любви – Лада.

    Любодея́ние – (греч. πορνεία (порниа) — блуд) — 1) блудное действие; 2) помысл или желание, направленное на совершение воображаемого или действительного блудного действия (Мф.5:28); 3) измена Богу (Ос.2:2) (в данном варианте использования это слово употребляется в рамках аналогии между союзом Бога и человека и брачным союзом мужа и жены). Любодеяние – так в церковнославянском языке называется процесс движения человека к совершению греха: «принятие нечестных помыслов, беседа с ними», «услаждение ими, соизволение им, медление в них». Любодеянием называют и сам грех, такой как блудные мечтания, нехранение чувств, сквернословие, т.е. то, что убивает в человеке любовь. От идеи греха до его совершения – все это зависимо от конкретного состояния духовного, душевного и физического здоровья человека. Любодеянием убивается любовь, и потому это слово можно понимать как деяния против любви, что убивает в человеке все добродетели. Любодеяние относится к числу главных страстей, которые следует преодолевать в себе.

    Лютеранство (нем.) – разновидность Христианской религии, одно из направлений протестантизма. Сформировалось в XVI в. в Западной Европе. Сущность лютеранства в признании всех символов Христианской веры, в отношении к Святому Писанию как единственному источнику богопознания, в признании личной веры в Бога как главного, оправдывающего и сдерживающего страсти средства жизни человека. И потому Церковь лютеране считают святым местом, где могут пребывать реально только высоко духовные и нравственные люди. Лютеране отрицают церковную иерархию, признают силу лишь таинств крещения и причащения. Они упростили убранство церквей и сделали более свободной церковную службу. В их церквях нет икон, они не почитают святых, упразднили монашество.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   33


    написать администратору сайта