Главная страница
Навигация по странице:

  • Казнодей

  • Каинова печать

  • Кайка

  • Календарные праздник и

  • Калики – перехожие

  • Катафатический метод

  • Кащей Бессмертный

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница15 из 33
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   33

    К


    КАДИЛО – металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения.

    Казнодей – проповедник.

    Казуистика (лат. – случай) – часть теологии, оформленная в богословскую дисциплину, изучающая приложимость общих духовно-нравственных законов к конкретным случаям жизни. Это также метод толкования жизненных ситуаций с позиций богословия. В практике применения казуистики нередко проводилось толкование отдельных случаев с позиций общих правил, к ним непосредственно не относящихся. Так постепенно казуистика стала пониматься как изворотливость в обращении со словом, словесные хитросплетения, подмена главного второстепенным, копание в мелочах с позиций высокой теории и т.д. Казуист – это ловкий, изворотливый спорщик, мастер «доказательств» ложных или сомнительных положений. Казуистика в этом переносном смысле близка демагогии.

    Каинова печать – это особый знак, которым, согласно Ветхому Завету, был отмечен Богом старший сын Адама и Евы. Каин – первый плод чадорождения во грехе. Он от рождения был угрюм, злобен, завистлив. Эти качества подтолкнули его на страшный грех братоубийства своего младшего брата Авеля. За это он был проклят Богом, получив особый знак – печать о содеянном. После этого вместе с женой Каин, удалившись от общества, усиленно занимался земледелием и скотоводством. Но и тяжкий труд не давал покоя: «Каинова печать» заставляла страдать. Отсюда родились слова «неприкаянный», «каяться».

    Кайка – каяние, от слова «каяться», признавать, сознавать проступок, грех.

    Калика – паломник, странник, нищий.

    Календарные обряды – это ритуально-обрядовые действия, символически выражающие смыслы отдельных календарных событий, смены видов деятельности или образа жизни людей. К таким ритуально-обрядовым действиям относятся совершаемые при рождении и смерти человека, при смене времен года, при начале или окончании хозяйственных работ, при свадьбе и др. История их возникновения корнями уходит в язычество. Когда-то это были магические действия, направляемые на природу в хозяйственных интересах человека. Такие действия наши предки совершали в связи с весенним пробуждением природы, вошедшие позже в Масленицу; в начале посевных работ, ставшие позже праздником «первой борозды»; первыми всходами, окончанием уборки урожая; с зимним и летним солнцеворотом. Под влиянием хозяйственных циклов сложился культ рождения человека, свадеб и смерти, как культ почитания предков. С приходом Христианства обряды частично утратили смысл, Частично органично с ним слились, частично были переосмыслены и преобразованы. Календарные обряды – это обычаи и традиции народа, они придают смысл человеческому существованию, они составляют часть его культуры.

    Календарные праздники – это особо чтимые народом события годового календарного круга, отмечаемые с весельем, радостью и благодарностью. В русской народной традиции к таким относятся православные праздники – Пасха, Рождество, Святки, Троица и др. К гражданским общенародным – Новый год, 9 мая, День защитника Отечества и др. Каждый праздник имеет свой смысл, содержание, свои, соответствующие ему ритуалы и обряды, свой порядок проведения. Эти праздники традиционные, они составляют существенную часть русской культуры, являя собой основу годового календарного круга. Когда-то существовало понятие «даты красного календаря». Так в советское время называли совокупность гражданских, военных и революционных праздников. Они составляли советский календарный круг и тоже были чтимы народом. Например, праздник 1 Мая, 7 Ноября, День Советской Армии и 8 Марта и др. Сегодня эти праздники либо ликвидированы (например, 7 Ноября), либо переосмыслены (например, день Советской Армии). Календарные праздники объединяют народ, воспитывают гражданственность, патриотизм, дают возможность отвлечься от жизненных проблем.

    Календарь (лат. – первый день месяца) – система исчисления астрономического времени, а также таблица или книга, изображающие это исчисление с указанием основных характеристик каждого дня и событий, исторически произошедших в это время. В мире существует несколько календарных систем. Россия живет по двум. Церковь пользуется юлианским счетом времени, введенным в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем. Это так называемый «старый стиль». Государство и общество в целом с 1918 года живут по Григорианскому календарю, «новому стилю», на 13 дней опережающему юлианский. В европейских государствах он был введен еще в 1582 г. Слово «календарь» в Древнем Риме было обобщенным названием первого дня каждого месяца. Его должны были ежемесячно выкликивать на площади главные жрецы, но и до римлян календари имели многие народы, в том числе и славяне. Первый такой календарь обнаружен при раскопках в киевской области, датированный III-IV веком. Значительные изменения в славянский календарь внесло Христианство. На Руси произошло соединение народного календаря, основанного на земледельческих циклах, с церковным календарем, изложенным в «Святцах». Возникла осознанная смысловая систематизация духовной жизни человека и его материального существования. Она постоянно обогащалась событиями гражданской истории народа – памятными датами воинских побед, научных открытий, рождения великих людей и т.д. Такой календарь стал основой «годового календарного круга».

    Калики – перехожие – это пешие странники, побывавшие в святых местах и много повидавшие на своем веку. Они бродят по свету, от поселения к поселению, от дома к дому, много рассказывают о других краях и поют духовные песни. Эти калики – перехожие были хранителями древнейшей культуры и истории, в своих песнопениях и сказаниях они излагали стародавние события, морализировали, просвещали людей в вопросах Христианства. Песни, стихи, былины, сказы передавались изустно, часто заново сочинялись или домысливались самими странниками. Первые калики – перехожие в Древней Руси были из числа благочестивых и состоятельных людей, путешествующих по святым местам. И название свое получили от названия обуви «калики» – из легкой кожи для пешего хода. Позже это стали нищие люди, часто слепые, просящие подаяния и сохранившие традицию духовного песнопения. Слово «калики» стало ассоциироваться со словом «калека», т.е. больной и немощный. В настоящее время так образно называют людей неприкаянных, не нашедших своего места в жизни, в профессии, на работе, с душой бродяжки.

    КАМИЛАВКА (греч. – верблюд) – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. 1. Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам и священникам. 2. Черная камилавка – принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона.

    КАМПАНЫ – название колоколов, встречающееся в церковном уставе. Происходит от названия местности в Италии – Кампани, где впервые начали изготовлять колокола (в нач. VII в.).

    Канон (гр. – прямая палка, шнур) – правило веры, разновидность Христианского гимна в честь какой-либо религиозной истины. Канон – часть церковного песнопения. Канон делится на отдельные песнопения в форме диалога чтеца и хора или двумя хорами. Иногда пишется стихами, имеет свою оригинальную авторскую музыку. Каноном называют также и свод положений нормативного характера, определяющих порядок богослужений. Канон является предметом гимнологии. Термин вошел в церковнославянский лексикон в XI в.

    КАНОН (греч. правило) – жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один – Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные – это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородиц ы «Величит душа Моя Господа...» (Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу «Честнейшую Херувим...». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

    КАНОН ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ – главная часть литургии, во время которой совершается преосуществление св. даров. Евхаристический канон начинается возгласом «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа, буди со всеми вами» (2 Кор. 13; 1). Затем священник или архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая громко последнюю строку (после которой хор поет соответствующее песнопение): молитва – благодарение Бога за создание мира и человека и за промышление о спасении человека (после молитвы хор поет т.н. ангельское славословие «Свят, Свят Господь Саваоф...», состоящее из слов Ис. 6; 3 и Мф. 21; 9); молитва – воспоминание Тайной Вечери и крестного искупления; молитва – призывание Святого Духа, во время которой совершается освящение и преосуществление святых даров. В настоящее время в православной церкви используются евхаристические каноны литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв (канон литургии Василия Великого бо лее продолжительный).

    КАНОНАРХ (греч. правящий [пением]) – церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор.

    Канонизация (гр. – узакониваю) – форма признания церковью умершего подвижника веры и благочестия как святого. «Святые человеки» – это те, кто угождал Богу, много молился и удостаивался Божией благодати, кто много сделал во славу Церкви и мог творить чудеса. Процедура канонизации сложна и длительна, совершается согласно каноническому праву. Церковь изучает всю жизнедеятельность умершего подвижника, добывает неоспоримые доказательства святости воина Христова. Признание оформляется постановлением высшей церковной власти. С этого времени имя святого вносится в особые списки – акты мучеников (диптрих, мартиролог), а также в Святцы, т.е. месяцесловы для верующих.

    КАНОНИЗАЦИЯ (греч. узаконивать) – причисление к лику святых. Основаниями для канонизации являются: мученическая смерть за исповедание Христианства; исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни и посмертно; достойная и святая жизнь; заслуги в распространении Христианства; народное признание святости прославляемого; нетленность мощей. Канонизация местных святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых – собором. В православной церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного решения в избранный день совершается торжественная служба святому и т.о. устанавливается его почитание.

    Канун – так называют день перед церковным праздником. Канун – время, предшествующее какому-либо празднику; поминки по покойнику. В этот предшествующий празднику день в церкви исполняется особый чин богослужения, в православных семьях готовятся к празднику – усиленно молятся, исповедуются, иногда не спят, перед некоторыми праздниками постятся. Словом, канун – это тоже регламентированный традициями и обычаями народа и церковными предписаниями день. Как правило, это день ожидания праздника, предварительного очищения. Кануном также называют столик с изображением Распятия Христа и подсвечниками, перед которым служат панихиды и на который прихожане кладут свои дары. Когда-то в древние времена на Руси так называли сам праздник перед началом и окончанием полевых работ, который всегда сопровождался обильным угощением, приготовленным в складчину.

    КАНУН (искаж. греч. установленный) – подсвечник, в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид.

    Карма (санскрит - содеянное) — это последствия, которые ожидают человека за его поступки. Любое добро или зло, совершенное нами, отражается на окружающем мире и на нашей жизни. В Библии написано: "Что посеет человек, то и пожнет." Человеку от Бога дарована свобода выбора своего пути, своей судьбы, но за каждый свой выбор (поступок) человек несёт ответственность, и эта ответственность имеет свою цену в виде кармы. Любое действие человека, хорошее или плохое, через единство информационно-энергетического поля Вселенной возвращается к нему обратно. Ответственность за наши поступки лежит только на нас самих. Первый кармический закон, который определяет наше бытие: «Любой поступок имеет свои последствия. От последствий уйти невозможно.». Карма может отрабатываться в течении одной жизни, или передаваться от одного рождения к следующему. Человек, который творил в течении жизни благие дела, может надеяться на хорошее следующее рождение. Злодей - на плохое.

    КАТАВАСИЯ (греч. схождение) – песнопение, поется на утрене в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. В различное время богослужебного года положены определенные уставом катавасии. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения.

    Катарсис (гр. – очищение) – состояние возвышенной радости, переживаемое человеком как очищение души от греха, освобождение от скверны и мелочей жизни, как причастность к высоким идеалам служения Богу, народу, Родине. Когда-то пифагорийцы разрабатывали особую теорию очищения души от вредных страстей, таких как гнев, страх, ревность и др. Возникновению состояния катарсиса способствуют многие виды искусства, особенно музыка. В православии достижению такого состояния способствует исповедь и молитва. Сущность катарсиса в достижении понимания чего-то высокого, наджитейского через переживание и изживание в себе низкого недостойного человека, а также как бы вторичное, более глубокое переживание через достижение переживания.

    Катафатический метод (гр. – утверждающий метод) – в Христианской догматике это метод доказательства бытия Божия. Суть метода сводится к выявлению и анализу плодов земных творений Бога, результатов его вмешательства в дела сотворенного им мира, в жизнь человека. Данный метод близок к методу анализа продуктов деятельности в педагогике. Существует обратный метод познания Бога – апофатический метод. Катафатический метод лежит в основе катафатической теологии, стремившейся посредством позитивных понятий, представлений и атрибутов, а также с помощью метафорических аналогий доказывать существование Бога.

    Катехизис (гр. – оглашение, наставление) – книга, предназначенная для начального ознакомления с Христианским вероучением. В катехизисе в форме вопросов и ответов излагаются и разъясняются религиозные принципы, догматы, основные понятия и термины. Это книга об основах Христианской веры, возможно упрощенная и общепонятная. Сюда входят основные молитвы, заповеди, поучения, разъяснения, определения. Катехизис создавался для широкого круга народа, а также как учебник для учащихся. Катехизация населения – это религиозное просвещение с использованием катехизиса и другой доступной религиозной литературы.

    Католицизм (лат. – всеобщий, вселенский) – одна из трех Христианских конфессий (православие, Католицизм, протестантизм), сложившихся в IX-XI вв. в Западной Европе. Основные особенности католицизма: культ Богородицы, Папы Римского – «наместника Бога на Земле», святых и мучеников. Католицизм – рационалистическое направление Христианства, в основе которого положена жесткая централизованная власть, строгая дисциплина и связь с реальной жизнью прихожан. Этим он сильно отличается от православия. В нем существует приоритет земной власти, право папы корректировать установки веры, миряне не допускаются к чтению Библии, служба идет на латыни. Аналитики считают католицизм реалистичным земные вероучением, более занимающимся благоустройством земной жизни человека, чем спасением его души и менее склонным заниматься покаянием.

    КАФЕДРА (греч. сидение) сидение для архиерея или священника, поставленное в алтаре на горнем месте, а также для архиерея в середине храма на архиерейском амвоне.

    КАФИЗМА (греч. сидеть) – богослужебное деление псалтири. Псалтирь разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно которому Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста – дважды за неделю. Рядовая кафизма – положенная для чтения в данный день по уставу.

    КАЦЕЯ – древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила существовали на востоке до ХХ1 вв. и на Руси до XVII в., когда появились кадила на цепочках.

    Кащей Бессмертный (тюрк. – обозный раб, конюх) – имя мифического персонажа, явившегося в мир земной из потустороннего мира. Это демоническое существо, воплощающее зло, коварство, вероломство, скупость. Кащей Бессмертный – похититель красавиц и хранитель несметных сокровищ. В русском фольклоре Кащей худ, костляв, стар, но вечен, ибо обладает тайной бессмертия. Данный образ в русской традиции несет массу смыслов: бессмысленности накопления богатств и даже бессмертия без любви, добро побеждает зло, даже такое бессмертное, как Кащеево, зло в любой его форме некрасиво, отвратительно. В быту имя Кащея употребляют в переносном смысле при осуждении злого скупца, скряги.

    КЕЛИЯ (греч. от лат. cella – комната) – отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха.

    Келья – комната монаха; в переносном смысле - уединенная комната.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   33


    написать администратору сайта