Главная страница
Навигация по странице:

  • Эзотерическое учение

  • Экономисса

  • Элеимон

  • Этика православная

  • Этические нормы

  • Юлианский календарь

  • Яблоко раздора

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница33 из 33
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33

    Ш


    Шестопсалмие – шесть псалмов, которые читаются в начале утрени: 3, 37, 62, 87, 102, 142 пс. Предворяется троекратно произносимыми словами: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2; 14). Во время шестопсалмия священник читает т.н. светильничные молитвы.

    Э


    Эдем (др. евр. – наслаждение) – это место, где, согласно библейским описаниям, не зная забот и трудов, жили перволюди, наши прародители Адам и Ева до своего грехопадения. Эдемом называют благодатное место, благословенный уголок Земли, где всем радостно и беззаботно живется. Это рай, куда стремятся попасть люди после окончания земной жизни. По описанию Эдем был сказочно-прекрасной и изобильной страной, расположенной у истоков Тигра и Евфрата.

    Эзотерическое учение (гр. – сокровенное) – особое внутреннее знание человека, появляющееся через владение способами тайноведения. Это знание сокровенное, непонятное для непосвященных. К эзотерическому знанию избранных ведут учителя – «гении эзотеризма». Они определяют и эзотерическую реальность, и способы ее постижения через специальные обряды, магические формулы, ясновидение, медитацию, подвижничество и даже одержимость. Сторонники эзотерического учения отрицают объективность и значимость обычной реальности и существующей культуры, как эзотерические, т.е. внешние, публичные реалии, и настаивают на полноценности особой, скрытой для большинства людей эзотерической реальности. Внутренний разум будто бы точнее отражает сущность и смыслы жизни. Христианство противостоит эзотерическому учению как разновидности оккультизма, как противоречащему русской культуре, менталитету, вере русского народа, подталкивает человека к уходу от жизни, семьи, работы.

    Экзарх (греч. правитель) – архиерей, управляющий крупной церковной областью – экзархатом, как правило лежащей за пределами страны, в которой расположен патриархат. В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен центральной церковной власти – патриарху или синоду, но пользуется определенной самостоятельностью. Русская православная церковь имеет экзархаты в Белоруссии, в Западной и Средней Европе, Центральной и Южной Америке.

    Экономисса (греч. Οικονόμισσα — домостроительница) – эпитет Богородицы, как хранительны домашнего очага.

    Экстрасенс - человек, использующий экстрасенсорное восприятие для идентификации информации, скрытой от обычных органов чувств, с использованием телепатии или ясновидения, или совершающий действия, необъяснимые наукой: чудеса.

    Экуменизм (лат. – вселенский) – движение в протестантизме, направленное на создание единой всемирной церкви и прежде всего на воссоздание единства всех Христиан, всех Христианских конфессий. «Экуменический» – значит вселенский, т.е. относящийся ко всей земле и ее населению. Экуменизм родился в конце XIX века в Индии, в рамках неоиндуизма, как идея создания Вселенской универсальной религии, охватывающей все верования и религии мира. Затем это движение появилось в Англии и Америке. В 1948 году был создан Всемирный Совет «церквей» с центром в г. Женеве. Основные идеи экуменизма: признание надконфессиональной общности, устранение догматической истины православия о единой Христовой Церкви, запрещение отделения церковных общностей. Экуменисты утверждают, что во всех церквях зреет идея обновления и единения. Это движение чуждо православию, ибо оно носит богоотступнический характер, формально по сути своей, ибо заботится о поиске общего языка и действий, общего молитвенного общения, а не единого символа веры.

    Элеимон (греч. ελέημον — милосердный, сострадательный) — эпитет, присваиваемый некоторым изображениям Иисуса Христа. Например — Спас Милостивый.

    Эпитимия – духовное наказание (пост, длительные молитвы и т. д.).

    Эсхатология (гр. – учение о конце) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Это система представлений о последних судьбах мира и о посмертной участи человека. В русской словесности есть много эсхатологических мифов о земных катастрофах, о превращении космоса в хаос. Эсхатология является составной частью «русской идеи». В развитой форме эсхатология присуща Христианству, исламу и иудаизму. Так, в Христианстве есть представление об антихристе, втором пришествии Христа, конце света, страшном суде.

    Этика православная – христианское учение о морали, нравственное богословие, основанное на истине Божественного Откровения. Она раскрывает духовно-нравственные ориентиры человеческого поведения и способ жизни во Христе, подобающий новому творению.

    Этические нормы — социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости. Пример этической нормы — «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь для себя.

    Ю


    Юдоль (ц. слав. – долина, ровные низменное место) – долина плача, горя. В духовном знании «юдоль» – это жизнь на земле, исполненная бедствий и страданий. Есть выражение – «юдоль земная», что тоже означает жизнь с ее заботами, печалями, слезами (юдоль плача, юдоль печали, юдоль слез). В России «юдоль» стала синонимом «участи» (у-доли).

    Юлианский календарь – календарь, введенный в употребление в 46 г. до Р.Х. Юлием Цезарем. Разработан он был александрийским астрономом Созигеном. Средняя продолжительность юлианского календарного года равняется 365, 26 средних календарных суток. Исчисление времени по этому календарю именуется «старым стилем». Русская православная церковь ввела его со времен Крещения Руси при равноапостольном великом князе Владимире и с тех пор строго придерживается его. Он был национальной традицией России вплоть до 14 февраля 1918 года, когда большевики ввели григорианский календарь. Смену календарей Русская Православная Церковь до сих пор расценивает как кощунственное нововведение, уничтожающее древние памятники культуры и святыни православного мира. Различия юлианского календаря с «новым стилем» григорианским составляет 13 суток. Новый год в нем начинается 1 сентября. Юлианский календарь имеет для Церкви сакральное значение, его иногда называют «иконой времени», этот православный календарь – основа здорового духовного режима жизни нации.

    Юродивый (ст. слав. – глупый, безумный) – человек, сознательно взявший на себя подвиг изображать видимое безумие с целью достижения внутреннего смирения и показа миру, что его ценности во многом ложные. Внешне этот человек выглядит психически неполноценным, фанатично верящим в Бога. Это подвиг – быть аскетом: ходить босиком, плохо одетым, резвиться с ребятами, просить милостыню, спать на улице. Многие из юродивых обладают даром прорицания, смело обличают несправедливость, говорят «правду глаза в глаза сильных мира сего». Православная церковь рассматривает юродство как форму протеста против безнравственного мира. Юродивые нередко объявляются людьми, отмеченными «Божьей печатью» и пользующимися особым расположением Всевышнего. Многие из них даже причисляются к лику святых.

    Юрьев день – день памяти Георгия Победоносца, святого великомученика Христианской веры. Этот день отмечают дважды: 6 мая, в день его кончины, и 9 ноября, в день совершения чуда. Георгий Победоносец Родился в Христианской семье, в юности прославился своей храбростью и потому его сделали старшим военачальником. Во времена гонения на Христиан Георгий раздал нищим свое имущество и заявил императору о своей вере. Его подвергли жестоким пыткам, но благодать Божия сохраняла мученика целым и невредимым. Георгий был усечен мечом. В русском народе он почитается за одно из чудес – поражение змея, жившего в озере близ Ливанских гор. Георгий Победоносец изображен на гербе столицы России – Москвы. Он почитается и как покровитель православного воинства, и как помощник землевладельцам в полевых работах. Исторически для России Юрьев день – это день окончательного установления крепостного права. За две недели до Юрьева дня, как дня памяти святого Георгия, крестьянам на Руси дозволялось переходить от одного землевладельца к другому. В 1952 году переход был запрещен. С тех пор поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» стала означать потерю надежды на лучшее, неисполнение желаний, неожиданную неприятность. Еще одно название «Юрьева дня» – «Егорьев день», поскольку «Юрия» по Святцам не было, он именовался «Егорием», «Георгием».

    Я


    Яблоко раздора – образное выражение, обозначающее повод или причину распри, ссоры; это объект расхождений и разногласий. Выражение с иносказанием возникло на почве древнегреческого мифа о яблоке, которое преподнес Парис богине Афродите как приз за красоту. Это яблоко и послужило причиной ссоры между нею и богинями Герой и Афиной, тоже почитавшими себя красавицами. Возможно, что «яблоко» в том выражении имеет и Христианские корни: яблоко от «древа познания» стало причиной грехопадения Адама и Евы и их отдаления от Бога.

    Язычество – система взглядов людей дохристианской эпохи, основанная на прямом эмоционально-чувственном понимании мира и своего места в нем. Это жизнь по образу физического природного мира, по закону равенства действия и противодействия. («Зуб за зуб, око за око»). Язычество проявляется в антропоморфизме (одухотворении природы), в обожествлении Космоса, в поклонении многим Богам и идолам. Язычники почитают силу, верят в наследственность дурных качеств (отчего вместе с виновником казнят и родичей), исповедуют кровную месть. Они не выделяют себя из природы и не чувствуют индивидуальностями. Со временем язычество демонизировало людей, деморализировало их, что видно из истории Древнего Рима. Как особое мировидение язычество не создало своего учения о сущности человека и смысле его жизни, хотя разработало мощную космоцентристскую (природоцентристскую) символику, частично сохраненной Христианством. На смену язычеству пришло Христианство, хотя само слово «язычник» употреблялось широко вплоть до XI века и обозначало не мировоззрение, а жителей глухой деревни и лесной глуши, отдаленных от города и потому не знавших Христианства.

    Яйцо – в русской православной культуре это символ всех начал, возрождения, обновления, плодовитости и жизненной силы. Скорлупа символизировала небо, пленка – облака, белок – воду, желток – землю. Оно также символизировало самого человека, но не получившего еще воплощения, т.е. человека «в будущем». Яйцо существует не само по себе – его снесла несушка, как Творец сотворил человека. Как символ, яйцо было и в языческом веровании, где олицетворяло Космос, Солнце, весеннее возрождение сил природы. В мифологии, например, смерть Кащея находится в яйце, оно обеспечивало ему бессмертие. На Руси, как у многих других народов, существовал обычай красить яйца, одаривать ими друг друга, величать их в песнях. Яйцо как символ перешло и в Христианство при праздновании Пасхи. Пасхальным яйцам приписывалась магическая сила: их красили (крашенки, писанки), освящали, ими христосовались, в них играли, их дарили. Яйцо также сыграло большую роль в становлении архитектуры православного храмостроения.

    Ярило (ст. слав.) – имя восточнославянского языческого Бога, почитаемого на Руси до второй половины XIX века. Это образ был сближен с образом Иоанна Крестителя, прозванного Купалой. Ярило – Бог солнца, любви и плодородия. Согласно мифам, Земля когда-то пребывала во мраке и стуже, а Бог Ярило озарил ее и согрел ее своим теплом. после этого из недр земли родился Человек и Ярило просветил его, дав ему разум своей молнией. На праздник Ивана Купала Ярило до сих пор является символом пробуждения и роста природы, покровителем растительного мира, в честь его названы весенние гульбища – «ярилки», где делают соломенное чучело Ярило и сжигают его в знак изгнания нечистой силы и проводов весны.

    Ясновидение – это контакт земного человека со своими Ангелами‑Хранителями: – когда Ангелы показывают человеку картины из будущего, прошлого или настоящего; – когда Ангелы нашептывают своему подопечному нужную информацию – т.е. внутренним голосом (яснослышание).

    ЛИТЕРАТУРА



    Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 523 с.

    Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями в синодальном переводе / М.: Никея, 2016. – 1592 с.

    Гарифзянов, Р. И. Откровения Ангелов-Хранителей. Ангелы о семейной жизни, свадьбах, любви / Р.И. Гартифзянов. – М.: ACT, 2015. – 154 с.

    Гарифзянов, Р. И. Откровения Ангелов-Хранителей. Реальный мир Ангелов / Р.И. Гартифзянов. – М.: ACT, 2012. – 254 с.

    Гарифзянов, Р. И. Откровения ангелов-хранителей: Крест Иисуса/ Р. И. Гарифзянов, Л. И. Панова. – М.: ООО «И-во АСТ», 2002. – 240 с.

    Гартифзянов Р. И. Откровения ангелов-хранителей: Переселение Душ/ Р.И. Гартифзянов, Л.И. Панова. – М.: ООО «И-во АСТ», 2006. – 228 с.

    Гартифзянов Р. И. Откровения ангелов-хранителей: Рай и Ад/ Р.И. Гартифзянов, Л.И. Панова. – М.: ООО «И-во АСТ», 2006. – 228 с.

    Гартифзянов, Р. И. Откровения ангелов-хранителей: Начало / Р. И. Гартифзянов, Л. И. Панова. – М.: АСТ, 2001. – 320 с.

    Гартифзянов, Р. И. Откровения Ангелов-Хранителей: Путь Иисуса/ Р. И. Гартифзянов, Л. И. Панова. – М.: АСТ, 2008. – 252 с.

    Маслов Л. И. Откровения людям нового века. М.: 2004-2015.

    Секлитова Л. А., Стрельникова Л.Л. Тайны высших миров. - М.: Амрита-Русь, 2003. – 288 с.

    Словарь церковных терминов и понятий: приложение к учебному пособию «Христианская церковь в Высокое Средневековье» / сост.: И. А. Дворецкая, Н. В. Симонова. – М.: МПГУ: Прометей, 2012. – 71 с.

    Степанова, Н. И. Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 35 /Н. И. Степанова. – М.: РИПОЛ классик, 2013, – 256 с.

    Стрельников А. И., Стрельникова Л.Л. Откровения космоса. Контакты с Высшим Космическим Разумом. - М.: Амрита-Русь, 2003. - 464 с.
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


    написать администратору сайта