Главная страница
Навигация по странице:

  • Священномученик

  • Священные сосуды

  • Седален

  • Семейное правосл авное воспитание

  • Семисвечник

  • Серебролюбие

  • Сирин

  • Славянская миф ология

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница26 из 33
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   33

    Священное предание – это учение веры, изложенное святыми отцами Церкви в церковно-богослужебных книгах, постановлениях вселенских соборов. В книгах Священного предания дается толкование книг Священного Писания, написанных пророками и апостолами, в них как бы продолжается апостольская традиция, обосновывается богоустановленность мира, человеческого пребывания на земле и самого Священного Писания.

    Священномученик – священник или архиерей, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа.

    Священнослужители – лица, имеющие благодать совершать таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы). Делятся на три последовательные степени: дьяконы, священники и архиереи; поставляются через рукоположение.

    Священные сосуды – потир и дискос, употребляемые для литургии, а также сосуд для хранения св. даров – дарохранительница и сосуд для хранения мира мирница.

    Сглаз – взгляд «недобрым» глазом, т.е. человека с потаенной злой мыслью, намерением с целью принести вред другому человеку. Сглазом можно испортить человека – принести ему болезнь, горе, лишение и даже смерть. Глазам приписывается магическая сила колдовства. Особенно недобрыми и потому опасными считались глаза косые, черные, выглядывающие из-под густых бровей, навыкате, сильно впавшие, разного цвета. Сглаз – это всегда недоброжелательный взгляд, неискренняя или чрезмерная похвала, предсказание чего-нибудь. От «дурного глаза» люди имели обереги, спасались молитвой и крестом.

    Седален – тропарь, во время которого разрешается сидеть. Читается или поется на утрене после кафизм.

    Седмица (ц. слав. – семь) – древнерусское название недели. Семь дней, неделя. Так православная церковь называет неделю, как состоящую из семи дней. Каждый день седмицы имеет свое посвящение: воскресенье – воспоминанию и прославлению Воскресения Христова; понедельник – духам, посылаемым Богом на помощь людям для достижения спасения; вторник – ветхозаветным пророкам, как провозвестникам Царства Христова на земле; среда и пятница – воспоминаниям о предании Иисуса Христа на страдания и смерть, самих страданиях и смерти (в эти дни обязателен пост); четверг – прославлению апостолов как первых провозвестников Евангелия; суббота – окончанию творения мира Богом. Седмица имела свой четкий цикл, постепенно восходя от Воскресения до Сотворения.

    Секта (лат. – отколовшаяся часть религиозной общины) – отделение части верующих от основного религиозного учения и создание ими объединения вокруг новой доктрины. Секты возникают как оппозиционные учения внутри религии. Им свойственно: претензии на исключительность своих идей и настроение избранничества, стремление к изоляции и замкнутость, фанатизм и экстремизм. Сектантские объединения возникают на слепой вере некоторых людей в нового мессию – своего фанатичного руководителя харизматического типа. По сути здесь идет эксплуатация веры, паразитизм на глубоком вероисповедании рядовых верующих со стороны устроителей сект. Основное число сект носят тоталитарный, деструктивный характер. В них используются специальные психические средства «контролирования сознания», подавления воли человека. Целью всех сект является вербовка молодежи и захват власти, а слова «церковь», «Иисус Христос», «Господь Бог» – лишь камуфляж для введения в заблуждение людей. Деструктивность сект главным образом в методах работы с попавшими туда людьми, в требованиях железной дисциплины, беспрекословного подчинения лидеру, отказа от личного благополучия и счастья. Секты смертоносны как для каждого отдельно человека, так и для гражданского мира, устоев Российского государства. Они выражают антихристианский и антигуманный миропорядок. Выход из сект либо невозможен, либо проходит через продолжительную реабилитацию сознания и поведения. Примером сект служат Агни-Йога, адвентисты, Аум синрикё, баптизм, Богородичный центр, духоборы, евангелисты, мормоны, муниты, хлысты, кришнаиты и др. Самый надежный способ не попасть в подобные секты – это научиться технике религиозной безопасности. В русский лексикон слово вошло со времен Петра I.

    Секта Муна – тоталитарная религиозная секта деструктивного характера, построенная на синтезе идей ряда восточных вер (буддизма, ислама, иудаизма) и западного Христианства. названа по имени создателя – корейского проповедника Муна, провозглашенного новым мессией. При этом, в основу учения положена Библия. Официальное ее название – «Церковь Объединения». Секта Муна действует во множестве стран под вывесками общественных, научных и гуманитарных организаций бесплатных курсов английского языка и клубов Тэквандо. В секте Муна идет мощная психическая обработка под названием «промывание мозгов», когда человек уничтожается как личность, теряет способность критического восприятия внушаемого мунистами материала. Человеку внушается, что все, чем он до этого жил, ложно, а его близкие и друзья – враги его спасения. Мунисты сводят религию к нравственности, делают опору на самовоспитание, медитацию, молитвы, лекции, пения. Они начисто отрицают Христианское понимание Троицы и другие догматы Христианской церкви, в том числе главный – о существовании богочеловека Иисуса Христа. Главный праздник мунистов – церемония публичного свершения браков как акта воссоединения частей в целое. Секта создана в 1954 г., в России появилась в 1990 г. Ее цель – власть и деньги.

    Секуляризация (лат. – светский) – усечение прав и возможностей церкви реализовывать свои прямые духовные цели в угоду и по воле светского мира. Секуляризация – это обращение церковной и монастырской собственности в собственность государства; отделение образования и науки от церкви (отделение школы от церкви, педагогики от веры); освобождение всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви. Секуляризация преследует цель ограничить, сузить сферу влияния религии и церкви на людей, общество, государство в целом: на политику, науку, искусство, экономику, управление, личную жизнь и т.д.

    Семейное православное воспитание – это система, сложившаяся в православной семье под влиянием ее стремления жить по вере. Православие считает самой главной заботой родителей – воспитание детей, данных Богом. Цель воспитания – воспитание в непоколебимой вере, любви к Богу и ближнему своему. Семья Христианина – отец, мать и дети – это образ святой Троицы на земле. Христианское воспитание основано на любви и доверии к ребенку, но и на требовании к нему.

    Семисвечник – подсвечник из семи лампад или свечей, стоящий в алтаре за престолом.

    Семь смертных грехов – это те грехи, которые не прощаются человеку и по смерти его. К ним отнесены: тщеславие, высокомерие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, леность (расточительство). Эти грехи порождают другие – непослушание, чванство, спесь, жадность и т.д. За избежание этих грехов Иисус Христос дал семь даров благодати. В соответствии с грехами выделены семь добродетелей: умеренность, храбрость, мудрость, справедливость, вера, надежда, любовь.

    Серафимы (евр. – пламенные) – высшие ангельские чины в небесной иерархии, стоящие непосредственно у Божьего престола и постоянно его прославляющие. В библейских источниках рассказывается, что они очищают уста пророка Исайи, горячим углем из жертвенника прикасаясь к ним. Серафимы изображаются в облике людей, но с тремя парами крыльев: два крыла закрывают лицо, два других закрывают ноги, а два оставшихся даны для непрерывного полета. Серафимы выполняют по отношению к Богу и людям охранительные задачи, ибо они самые близкие Богу неземные существа.

    Серебролюбие - алчность, корыстолюбие, стяжательство, жадность, страстное желание приобретения. Непомерная любовь к деньгам.

    Символ веры (гр. – опознавательный знак) – краткое догматическое изложение основы Христианского вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (г. Никея, Малая Азия) в 325 году; в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. Символ веры входит в состав многих богослужений. Христианский Символ веры состоит из 12 частей, называемых «членами». В них говорится о троичности Бога, «вочеловечении» Иисуса Христа и искуплении грехов, о церкви, крещении и «вечной жизни». Символ – это знаковые положения, выражающие веру. Эту молитву следует знать наизусть каждому православному; она читается совместно всеми прихожанами во время Божественной литургии. Начинается Символ веры словом «верую», ибо содержание религиозных убеждений основано не на внешнем опыте, а на принятии Богооткровенной истины.

    Синергия (гр. – содружество) – учение Православной Церкви о соединении человеческой энергии с Божественной, нетварной, и стяжении благодати Божией и обожения. Синергия – это и процесс соединения воли человека. свободно устремленной к Творцу, с Божественной благодатью. Тварь и Творец делают движения навстречу друг другу. При таком взаимодействии идет взаимное усиление действий. Для человека – это импульс духовной жизни, движение мысли и чувств. Энергия в нем проявляется как желание, волнение, устремление действование, порыв. Но вне Божественной энергии все это разнонаправленно, раздроблено. Благодаря соединению человеческой энергии с Божественной происходит как бы согласование действий обеих энергий, их взаимное со-действие, со-работность. В этом и заключена суть богообщения. Христианская жизнь – это согласие двух воль. Учение синергии объясняет сущность человеческих страстей в существовании разнонаправленных энергийных систем у человека, когда возникают доминанты, определяющие типы поведения: телесное, душевное, умственное и др. Синергия рассматривает страсти как негармоничное проявление энергий, как доминирование одних групп над другими. В рамках этого учения разрабатывается психотехника борьбы со страстями через единство человека с Богом. Впервые эти идеи появились в V веке после Р.Х., выразил их преподобный Иоанн Кассиан. Развил несколько позже Григорий Палама. Согласно этому учению человек может спастись только во Христе и через Божию благодать. Но чтобы достичь этого, нужны усилия самого человека. Без него, его встречных стараний Господь не сможет его спасти, ибо это было бы нарушением его свободной воли.

    Синод (гр. – собрание, собор) – высший судебно-административный и совещательный орган духовных лиц при патриархе Русской Православной Церкви, это соборное правительство. Синод был учрежден Петром I в 1721 году взамен патриаршей власти и поместных соборов древней России. В Синод РПЦ входят высшие иерархи в составе 8 членов – епархиальных архиереев и в качестве председателя – патриарх Московский и всея Руси. Из них 5 членов являются постоянными, а 3 – временными. При Синоде действуют такие отделы, как учебный, издательский, хозяйственный, внешних церковных сношений и др. В настоящее время совещательный орган при патриархе, состоящий из двенадцати архиереев и носящий титул «Священный синод». В Священный синод входят шесть постоянных членов: митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область); митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский; митрополит Киевский и всея Украины; митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии; председатель Отдела внешних церковных сношений; управляющий делами Московской патриархии и шесть непостоянных членов, сменяемых каждые полгода. С 1721 г. по 1918 г. Синод являлся высшим органом церковно-административной власти, заменявшим собой патриарха (носил патриарший титул «Святейший») – состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, в заседаниях Синода принимал участие представитель государственной власти – обер-прокурор Синода.

    Сирин (см. Алконост и Сирин)

    Сквернословие – употребление злых, недобрых, оскорбительных и унизительных слов, слов грязных, мерзких, скверных. Сквернословие – поругание веры, антипод молитвы. оно гораздо вреднее, чем ядовитые газы заводов и фабрик. Оно смущает и грязнит пространство, разрушает атмосферу и душу. Нужно очень много добрых дел, молитв и добрых мыслей, чтобы снять этот грех, эту вину перед человеком, обществом, природой, Богом (см. Бранное слово). Ученые мира проводят серьезные исследования о влиянии на человеческий род бранных слов. Сегодня они утверждают, что они «взрывают» генетический аппарат человека, вызывают мутации, ведущие к вырождению. С помощью специальной аппаратуры обнаружено, как ломаются, меняются местами и корежатся хромосомы. В результате вырабатываются противоестественные программы, программы самоликвидации. Сквернословие, и у тех, кто произносит бранные слова, и кто их слышит, вызывает мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. «Волновые уши» ДНК воспринимают человеческую речь, что и является основанием не только лечебного, но разрушительного влияния слова на человека.

    Скит (др. египет. – пустынное место, др.-слав. – скитаться) – кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте– в лесу, среди болот, в пустыне, горах. В церковно-административном отношении скит подчиняется настоятелю монастыря. Слово «скит» происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в котором в IV – V вв. были уединенные поселения монахов. В скитах, вдали от мирской суеты, в одиночестве поселяются отшельники – молитвенники за судьбы людей. В истории Российской церкви более всего известны старообрядческие скиты. Слово «скит» родилось в 4-5 веках от названия пустынных мест в Египте для монахов. Отсюда же произошло и слово «скиф», что значило кочующий, скитающийся по степям, живущий в малонаселенных, пустынных местах.

    Складень (ст. слав. – складывать, свертывать) – икона, состоящая из нескольких иконок, скрепленных между собой и устроенных так, чтобы складываться друг с другом. Маленький складень служит дорожной иконой. Складень, состоящий из двух иконок, называется диптихом, из трех – триптихом, а из более чем трех – полиптихом.

    Скоромная пища (от устар. – ско́ром - заячий жир; ст.‑слав. - скрамъ — жир, масло; др. рус. – скоровная, от коровы) – это жирная пища, даваемая животными: мясо, масло, молоко, сало, жир, яйца и т.д. Эта пища запрещалась церковью к употреблению во время постов и дозволялась в мясоед, на масленицу. Непристойно было русскому православному человеку оскоромливаться в посты. Отчего слово «скоромный» стало иногда употребляться в смысле «непристойный», «запрещенный», «дьявольский». Так осуждались «скоромные куплеты» непристойных стихов и песен. Вероятно, слова «скоморох», «скорбь» близки «скоромному» по смыслу.

    Скрижали (др. евр. – священные доски) – две каменные доски, на которых Самим Богом были начертаны 10 заповедей Закона Божия для людей и через Моисея переданы людям. Это законы, которые указуют, как надо людям относиться друг к другу: Я – Господь Бог твой и не должны быть у тебя другие боги, кроме меня; Не сотвори себе кумира…; Чти отца и матерь свою…; Не убий; Не укради; Не прелюбодействуй; Не произноси на другого ложного свидетельства и др. Позже скрижалями стали называть и другие священные и исторически значимые тексты («Скрижали истории»).

    Скуфия – принадлежность облачения – головной убор в виде небольшой пирамидальной шапочки черного или фиолетового цвета. В настоящее время монахи и архиереи носят скуфию во внебогослужебное время, священникам из белого духовенства богослужебная фиолетовая скуфия дается в качестве награждения.

    Слабодушие (ст. слав. – слабость души) – вид добровольной уступчивости человека воздействию извне – со стороны знакомых и близких, стечения обстоятельств, неожиданностей. Слабодушие – признак недостаточной веры в Бога, в себя, это слабость убеждений, непрочность знаний, т.е. всего, что знаменует наличие в нас духа и души. Слабодушное поведение – это уступка своим страстям, порочным просьбам друзей; конформность, соглашательство, трусость и т.д. Иногда слабодушие возникает от простого незнания чего-то и о чем-то или от слабоволия. Проявляемое часто оно закрепляется в поведении человека и делается его личностным качеством духовно-нравственного характера.

    Славословие – 1. Малое славословие – молитва Святой Троице: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь». 2. Великое славословие – молитвословие, начинающееся с евангельского стиха «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2; 14) и состоящее из стихов, посвященных прославлению Святой Троицы и стихов псалмов, завершающие стихи – трисвятое. Входит в состав богослужения утрени и повечерия. В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется, в будние – читается.

    Славянская мифология – явление народной культуры, ее составная часть, обозначающая всю совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) в дохристианскую эпоху. Славянская мифология – это мифы, сказки, легенды, песни, поговорки, пословицы и т.д. Это культура наших предков. Изучая историю слов, персонажей, овладевая мифотворчеством, дети глубже познают и начинают понимать истоки своего характера, обычаев, традиций. Славянская мифология дифференцирована на мифологию западных, южных и восточных славян. В свою очередь мифология восточных славян распалась на украинскую, белорусскую и русскую мифологию. Вся славянская мифология, в том числе и русская, имеет индоевропейские истоки, и развивалась под сильным евразийским влиянием. Возможно, этим объясняется ее космогонический характер.

    Слово (ст. слав. – звук, зов) – называние понятия, позволяющее сосредотачивать сознание человека на соответствующем предмете, явлении. Слово обладает своим бытием, ибо вбирает в себя и человеческое внутреннее «я» говорящего. Исчезнувшие тысячелетия сохранились для нас через слово, оно оказалось нетленным и неуязвимым для Времени. От поколения к поколению в необозримое будущее передается устно и письменно история народов. Язык – это код народов, знаки, сохраняющие информацию. Слова многообразны по смыслу и значению. Без слова нельзя свертывать знания, нельзя мыслить, нельзя выразить идею. В русской культуре существует трепетное отношение к слову как к явлению священному, глубоко религиозному. Живое слово есть единственный способ выражения идеи, слово без идеи есть голое, абстрактное словоблудие. Особо высокая вера в слово была в глубокую старину, считалось, что оно обладает особой силой воздействия на природу и человека. Люди считали, что даже простое название явления, предмета дает им власть над ними. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладает еще большей силой. Наши неграмотные предки умели находить особую прелесть и смысл в звучании слова. В русской православной культуре Словом называют все Христианской учение, услышанное от отца Христом Спасителем («Первым было Слово, это слово было у Бога, это слово было «Бог»). Слово это вверено Церкви и ее служителям, которые обязаны проповедовать его чисто, без примеси чуждых идей.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   33


    написать администратору сайта