Главная страница
Навигация по странице:

  • Фомин понедельник

  • Хиротесия

  • Храмовый праздник

  • Христ иан ская метафизика

  • Христ иан ская педагогика

  • Христ иан ский социализм

  • Христ иан ство

  • Христос

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница30 из 33
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33

    Ф


    Фанатик (лат. fānāticus, первонач. «одержимый божеством, неистовствующий» от fānum «святыня, святилище») – 1) человек, отличающийся исступлённой религиозностью, крайней нетерпимостью к другим верованиям; – 2) человек, страстно преданный какому-либо делу, необычайно приверженный какой-либо идее; 3) человек, слепо следующий чему-либо, не нуждающийся в доказательствах, обосновывающих это следование, закрывающий свой разум для принятия доводов.

    Фарисейство (гр. – отщепенец) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, состоящее в совершении лицемерных поступков, проявлении ханжества и фальши. Когда-то в древней Иудее (II в. до Р.Х.) существовала секта верующих, у которых требования к себе и к людям расходились между собой. Они демонстрировали необычную святость, высокоумие, особую преданность Богу. Они тщательно исполняли многочисленные религиозные обряды, напоказ усердно молились и раздавали милостыню и ратовали за смягчение нравов. Вместе с тем, в жизни они нарушали божественные законы, проявляли корысть и неискренность. Иисус Христос обличал фарисеев за внутреннюю нечистоту. Фарисейство есть древняя форма союза человека и демонических сил.

    Фатализм (лат. – предопределенный судьбой, роковой) – философское учение о неотвратимости судьбы и хода событий, о роковой неизбежности наступления того или иного события, предотвратить которое человек бессилен. Идеи фатализма достаточно полно представлены в исламе и Христианском учении блаженного Августина. Согласно учению фатализма человек – не хозяин своей жизни, все происходит без участия его воли и желания. Фаталисты верят в судьбу, в «слепой рок» – фатум, как необходимость природы. «Любовь и судьба», по мнению некоторых философов, есть признак человеческого величия.

    Фелонь – 1. Богослужебное облачение священника. Древняя фелонь имела форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов. Впоследствии, для удобства, спереди на подоле стали делать вырез, в настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от восточных наличием приподнятого жесткого оплечья. Фелонь была также богослужебным облачением архиереев – на востоке до XVI в. и в России до нач. XVIII в. 2. Короткая или малая фелонь – одежда без рукавов, с прорезью для головы, закрывающая тело до пояса. Надевается при посвящении в церковнослужители. В других богослужениях не употребляется.

    Феникс – мифологический образ огненной птицы, живущей по несколько сот лет и перед смертью сжигающей себя в гнезде. При этом из пепла, согласно мифам, рождается новый феникс – символ вечного мирового движения. Эта птица обитает около Солнечного города близ Индии, живет без еды, питается святым духом. 500 лет она наполняет свои крылья благовониями. В русской сказке «Финист – ясный сокол» как раз о Фениксе. Для русской культуры эта птица – символ счастья и удачи.

    Фомина неделя – во второе воскресение по Пасхе Церковь вспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фому, который отличался в вере особой требовательностью и, узнав о явлении Спасителя по Его Воскресении, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». На восьмой день по Своем Воскресении Господь явился среди учеников и, обращаясь к Фоме, сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим». Тогда апостол Фома, исповедуя истинность Христова Воскресения, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» С тех пор образное выражение «Фома неверящий» стало обозначать упорное неприятие очевидного. В честь Фомы отведена следующая за пасхальной неделя. В русской православной культуре – это неделя поминания усопших и погибших. Люди посещают кладбища, убирают могилки, молятся, поминают ушедший в мир иной. Именно на Фомину неделю приходится Радоница.

    Фомин понедельник – понедельник на второй неделе после дня празднования Пасхи.

    Х


    Ханжество (тур. – паломник) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как демонстрация своих добродетелей вопреки своей внутренней сути и противоречащая ей. Это притворно-добродетельное, показное благочестие, рассчитанное «на публику» и используемое для извлечения выгоды доверия, признания, поощрения, повышения в должности и т.д. Ханжество – это зло, рядящееся в добро и святость. Нередко случается со слабо верующими людьми по отношению к вере и церковной жизни; в миру это бывает с карьеристами, циниками, тайными взяточниками. Правда, ханжество может быть и ложью самому себе, неосознанным типом поведения, усвоенным под видом этики и культуры.

    Хаос (гр. – зияние, бездна) – «первозданное смешение», та первобытная смесь элементов, из чего потом возник упорядоченный Космос. Это зияющее пустой пространство, существовавшее до создания мира. Хаос бесконечен во времени и пространстве, ибо он их не имеет. Хаотичное состояние существует как беспорядок, неустройство, неразбериха. Термин «хаос» стал употребляться довольно широко. Он противостоит понятиям организованной материи, культуре, управлению, целесообразности. Представление о хаосе углубляет Христианство, ибо все, что не-хаос, то охвачено духом Творца. Преодоление хаоса в высоком смысле и простом земном – это подвиг и прежде всего духовный.

    Херувимская песнь – неизменяемое песнопение, поется во время великого входа на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней великого Четвертка и Великой Субботы). Херувимская песнь является приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии. Называется по начальным словам: «Иже херувимы».

    Херувимы – один из девяти ангельских чинов, по небесной иерархии ответственных за первотолчок, за сферу небесных звезд. По значимости херувимы занимают место второго чина первой степени, т.е. за серафимами. Оба этих чина удостоены особой близости к Богу и посвящены в тайны спасения человека. Херувимы изображаются в виде шестикрылых животных со множеством глаз и с огненными мечами. На небе они всегда находятся в окружении праведников и ангелов, подчиняющихся им. Херувимы охраняют путь к древу жизни и к раю.

    Хиротесия – см. посвящение.

    Хиротония – см. рукоположение.

    Хитон – принадлежность облачения монахов малой и великой схимы – одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. В чинопоследовании пострига назыв. хитоном вольной нищеты и нестяжания.

    Хлысты – так называется старая русская секта, возникшая во второй половине XVII в. в российском Христианстве. Основные характеристики: лишь духовное понимание православия; отказ от внешнеобрядовых средств при формальном признании церкви; вера в мистическое единство верующего с Богом и в возможность достижения такой степени совершенства, когда верующий становится «Христом»; строжайший аскетизм, вплоть до запрещения браков. В молении хлыстов присутствует действие физического самобичевания как средства «умерщвления плоти» и приведения себя в состояние экстаза, что и воспринимают как единение со «Святым Духом». Отсюда и название «хлысты» (хлестать селя, бить себя). Сами хлысты называют себя истинными последователями «Христовой веры», ведут замкнутый образ жизни.

    Хозяйка медной горы – мифический образ хозяйки Уральских гор. Изображается в народных сказках, сказаниях и преданиях как очень красивая молодая женщина, с косой и лентами из тонкой позвякивающей меди, в платье из «шелкового малахита». Живет всегда в окружении ящерок – зеленых, голубых, золотистых, блестящих. Такой редкий человек видел Хозяйку и подпадал под ее чары. Доброму да мастеру она позволяет открыть или найти драгоценные камни и золото, но если ее условий не выполнял человек, то его ждало горе – исчезала удача, пропадало мастерство, да и сам он мог оказаться мертвым. Хозяйка медной горы на Урале символизирует отношения человека и горных богатств, предупреждает от жадности, поощряет доброту, скромность, верность слову и мастерство, т.е. Христианские добродетели.

    Хоругвь (монг. – знамя) – священное церковное знамя. Это укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, Богородицы, святых или событий из священной истории. Сделано может быть и из металла. Красиво украшается – бахромой, позолотой, рисунком. Хоругви используют в особо торжественных случаях – при крестных ходах и других торжествах. Обычно же они находятся в храме возле клиросов. Хоругвь – это символ победы Христианской церкви над миром. Впервые в православной церкви была введена в Византии, в 6 в.

    Храм (ст. слав. – хоромы) – место контакта Духовного и Материального мира. Здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное – имеющее престол и освященное архиереем. Храм делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами. В архиерейских соборах в середине средней части храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом. Храм освящается во имя праздника или к.л. святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником. В Русской Православной Церкви храмы имели различные наименования – церковь, дом молитвы (молельный дом), собор и собственно храм. Здесь Господь Бог приемлет наши покаяния, славословия, молитвы, благодарения. Храм – это и оберег от тлетворного влияния мирской среды и человеческих страстей. Строятся храмы по особым законам. Каждая деталь храма строго регламентирована религией. От других зданий любой храм отличается тем, что освящается Божественной благодатью. Красота убранства храмов являет благолепие Небесных Райских обитателей, а также внутреннюю духовную красоту человека, принявшего благодать Божию. Каждый храм имеет свой храмовый праздник, именуемый престольным.

    Храмовый праздник – см. престольный праздник.

    Христианская антропология – антропология, построенная на основе Священного писания, мистических прозрений (апофатический метод) отцов церкви и самостоятельного понимания ученых богословов. В Христианской православной антропологии есть понимание личности не в ее абсолютно-персоналистическом значении, а через призму коллективно-национального целого, реализуемого в и через общество, которое на ней, личности, и базируется. Христианская антропология – это целостное видение человеческой природы – в единстве телесной, душевной и духовной жизни. В основе этого единства лежит учение об образе Божием в человеке. Православное сознание исходит в понимании человека из глубокого чувства его ценности. Отсюда и всеобщая любовь к человеку, даже грешному. Радость в человеке есть основа непоколебимой веры в него – и как бы ни пал человек, до каких бы пределов ни доходила в нем мерзость, мы не имеем отвращения к нему, а плачем и скорбим о том, что погубил себя человек – и ждем, что он стане иным. Эта безграничная вера в человека помогает сохранять образ Божий в нем. Христианская антропология противостоит натуралистической. Именно она, благодаря религиозному подходу к душе, дает основания для педагогического вдохновения и веры в свою харизматическую деятельность по «возделыванию» ребенка. Основные понятия Христианской антропологии: человек, личность, мораль, духовность, духовно-нравственная жизнь, смысл жизни, спасение.

    Христианская метафизика – это учение о сверх и надчеловеческой сущности бытия, построенное на Евангелие, Деяниях Апостолов и апостольского устного Предания, переданного самим Иисусом Христом в строгой тайне и завещанного святым в их личном мистическом опыте. Это метафизики Логоса, Христа, Творца и Основания мира. Христианская метафизика показывает человека в его первозданности и грехопадении; она служит целям восстановления человеческой природы, воссоединения творения с первозданным источником бытия и сущего; служит целям спасения, искупления и единства бытия.

    ХРИСТИАНСКАЯ МИССИЯ (от лат. missio — посылка, поручение) — одна из форм деятельности Церкви и религиозных организаций, имеющая целью обращение в христианство неверующих или представителей иных религий. Различаются «внешняя» миссия (в других странах) и «внутренняя» (среди неверующих и иноверцев на собственной канонической территории). Основная задача христианского миссионерского движения — основание новых церквей. Такая же задача стояла и перед апостолами Иисуса Христа.

    Христианская педагогика – отрасль педагогического знания, основанного на Христианском учении о Божественной сущности человека, его миссии на земле и нравственных законах бытия. В основе Христианской педагогики лежат принципы: открытости, в смысле личной открытости как психологической способности души к приятию любого человека, с любыми религиозными и даже антирелигиозными установками; культуросообразности, в смысле построения содержания обучения и образовательных технологий с учетом особенностей религии и культурно-исторического наследия, позволяющего понять и почувствовать «Родину», «родной край», вчувствоваться в тайну своей земли; меры, в смысле природосообразности, не позволяющей доводить детей до потери здоровья, утомляемости, перенапряжения; соподчиненности духовного, душевного и телесного в структуре личности, требующей сбалансированности различных видов деятельности в воспитательной работе; главенства общественно полезной и реальной предметной деятельности, будь то игровая, трудовая, эстетическая или спортивная. Все это должно строиться на глубокой вере в человека, как основы духовной жизни, что невозможно без искренней веры в Бога. Христианская педагогика – это педагогика Веры, Надежды, Любви и Мудрости в воспитании, это примат воспитания над обучением и в обучении. Ветвью Христианской педагогики является православная педагогика. Обе они служат методологической основой создания русской православной школы.

    Христианский социализм – философско-экономическое учение, признающее возможность создания социалистического общественно-экономического устройства современного мира на основе религиозно-нравственных начал и соблюдения народом и властью нравственных законов. Христианский социализм не отрицает богатства, благополучия и частной собственности, построенных на нравственных принципах и милосердии к людям. Самыми существенными ценностями это учение признает братство в труде, всеобщее равенство перед законом и помощь бедным, т.е. те ценности, что даны людям через Евангелие, не противоречат единству семьи и государства. Христианский социализм возник во Франции еще в Х веке. Уже тогда его сторонники проповедовали идеи активного участия Христиан в разработке законов, в устройстве библиотек. в создании своих общественных организаций. Позже многие идеи Христианского социализма вошли в представления о демократии, обогатили гуманизм. В конце XIX века на этих идеях возникли первые политические партии (Христианско-социальная партия в Австрии, Христианско-демократическая – в Германии).

    Христианство – одна из мировых религий (ислам, буддизм, иудаизм), возникшая в I веке в восточных провинциях Римской империи как религия угнетенных, но ставшая затем религией всех и каждого, уверовавшего в Бога нашего и явление Иисуса Христа. В основе учения лежит идея отвержения себя и возлюбления Бога и ближнего, уничтожения в себе греховной самости, себялюбия и самосожаления. Христианство, в отличие от иудаизма, дает внутренние законы нравственного поведения человека, освобождает его от внешнего мира через любовь к нему. Христианство, на ранних ступенях своего развития, полностью отрицало насилие, отчего первые Христиане за веру погибали молча, стоически перенося пытки и глумления. Вера во Христа давала им силы превозмогать страх, боль и унижения. Христианство, в отличие от ислама отрицает фатализм и признает главным качеством человека свободную волю, волю выбора. Христианство дает возможность духовного развития и женщине: муж и жена – единое целое. В отличие от буддизма это учение отвергает карму и перевоплощение душ. Есть еще много различий Христианства и других религий. Оно предлагает людям прощение грехов и спасение – в наследовании Царства Небесного – обретение вечной жизни в воскрешенном и преображенном теле. Суть Христианства выражена в Символе веры, включившем в себя идеи о Троице, т.е. Едином Триипостасном Боге, об Иисусе Христе – Сыне Божием и Человеческом, о спасении человека через веру в Иисуса Христа и Его учение, о творении мира Пресвятой Троицей, о суде человечества за грехи его смертные. Согласно Христианству зло и страдания нужны для очищения, что открывает человеку возможность прервать поток насилия и греха и перевести его в добро и любовь. В 1054 году цельное Христианское учение разделилось на две конфессии: православную (греко-византийскую, а затем и русскую) и католическую (римскую). В XVI веке появилась конфессия протестантов, выделившаяся из католической.

    Христос (см. Иисус Христос).

    Хтонические силы (гр. – земляные) – силы, несущие смерть, разрушение, несчастье. К ним относят дьявола и силы преисподней. В славянской мифологии к таким относят Кащея бессмертного, гадов, якобы проживающих под землей. Хтонической силой в русских сказках наделялись волк, ворон, козел, змей.
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


    написать администратору сайта