Главная страница
Навигация по странице:

  • Общество сознания Кришны

  • Общечеловеческие ценности

  • Обычай

  • Одигитрия

  • Опресноки

  • Отделение церкв и от государства

  • Отлучение от церкв и

  • Отпущение грех ов

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница20 из 33
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   33

    О


    ОБЕДНИЦА – простонародное название изобразительных.

    Обедня – народное название литургии – церковной службы, совершаемой до обеда или сразу после него. Слово «обедня» произошло от слова «обед», обозначающего традиционный прием пищи в середине дня, между завтраком и ужином. Народ родил и иносказательное употребление этого слова, когда им назвали какую-то интересную задумку, сорвавшуюся по какой-либо причине («Ты мне всю обедню испортил»), или просто значимое дело («Глухим две обедни не служат, одну да коротенькую»).

    ОБЕДНЯ – простонародное название литургии.

    Оберег (ст. слав. – оберегать, хранить) – разнообразные естественно и искусственно созданные предметы, используемые в качестве сил охраны, сбережения людей от зла – болезней, неудач, несчастий, порчи и т.д. Делается это с помощью заклинаний, заговоров, молитв на эти предметы. В качестве таких оберегов могут использоваться растения, ладанки, пояса, предметы домашней утвари (полотенца) и женские украшения (вышивка на одежде), а также вода (купание, обливание, обтирание), огонь (костры, угли, дым), роспись дома и т.д. Особенно много оберегов имели женщины (у них была богиня Берегиня). Обереги древних славян-язычников выполняли функцию амулетов.

    Обет (др. рус. – договор) – обещание, клятва или обязательство, вызванные религиозными чувствами и даваемые прежде всего Богу и перед Богом. Верующие дают обет в благодарность Господу за оказанную небесную помощь, обещая исполнить какое-либо богоугодное дело. Обет может быть личным, общественным, т.е. соборным (на молитве в церкви), монашеским, связанным с сознательным отречением от удовольствий земной жизни. Нарушение обета – тяжелый грех. В древнерусском языке «обет» означал еще и жертву, принесенную словом Господу. До сих пор в «обете» есть жертвенный элемент: давая и выполняя слово, приходится от чего-то отказываться, к чему-то себя принуждать, рисковать его нарушить. «Земля обетованная» корнями связана с этим словом «обет» и значит «обещанная Богом земля» для людей, исполняющих Его волю.

    Обитель (ст. слав. – витать) – место долговременного проживания и деяний человека, как правило, безлюдное, удаленное от суеты, тихое и скромное. Чаще всего так называют монастырь. «Обитель» – это возвышенное название жилища – церковного, духовного, душевного, поэтического пристанища человека, сознательно отвергшего земные радости или уставшего от их преходящих ценностей.

    ОБЛАЧЕНИЕ – одежды клира и монашества. По своему назначению облачение делится на: а) внебогослужебное облачение духовенства: б) богослужебное облачение клира; в) монашеское облачение. 1. Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением дьякона являются подрясник и ряса,' священника – подрясник и ряса (отличительная особенность – наперсный крест); архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. 2. Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно– и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением являются: церковнослужителя – стихарь; дьякона – подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника – подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерея – подрясник, ряса (на литургии вместо рясы – подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра. Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения скуфии, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня (см. цвет облачения). 3. Монашеское облачение одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не имеет такого осмысления). Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хитон, параман, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы (см. схимонах) – хитон, аналав, ряса, мантия, куколь.

    Облачение – так называют специальную одежду священнослужителя Христианской церкви, в которой он совершает любые виды церковной службы. Это облачение довольно сложное, в него входит: подризник, поручи, пояс, епитрахиль, набедренник, палица и фелонь (для священника), стихарь и орарь (для дьякона), саккос, омофор и митра (для архиерея), стихарь (для чтеца). Каждая из этих одежд имеет свой смысл, сложившийся исторически, помечен крестом. Облачение – это и обряд одевания этих одежд. При этом читаются установленные церковные стихи, указывающие смысл каждой одежды. Облачение священнослужителей делается из разных тканей, но в основном из парчи, атласа, бархата, шелка разных цветов. Каждый цвет символичен и соответствует своему празднику или событию. Например, черный цвет преобладает в одежде в посты. В соответствии с характером облачения священнослужителей оформляется и место службы, особенно церковь.

    ОБЛАЧЕНИЕ ПРЕСТОЛА – покрова, в которые облачается престол – срачица (нижний) и индития (верхний).

    Обожание (ст. слав.) – сильное чувство привязанности, поклонения, почитания, влюбленности одного человека в другого, но возможно и к вещам, деньгам, званиям, наградам и т.д. Выражается посредством восхищения, подражания, поддержки, следования примеру, признания в чувствах, стремления к дружбе, взаимности или обладанию. Слово «обожание» родилось в переходный период от язычества к Христианству, отделившись от слова «обожение». Согласно православным смыслам обожание является земной страстью человека, против которой предупреждает Библия: «Не сотвори себе кумира». В то же время обожание связано с выбором идеала, жизненного ориентира. Первая школьная любовь в основе своей имеет обожание предмета любви.

    Обожение – процесс воплощения в себе и своих деяниях образа Божия через посредство выполнения Законов, данных Им. Согласно Христианству, человек сотворен Богом и по природе своей богоподобен. И потому жизнь его должна быть путем обожения, что включает в себя: вхождение человека в веру достижение благодати, одухотворение души и тела. Обожение – факт внутренней жизни человека, его морального совершенствования, понимания им греха, порочности страстей, смирения, покаяния. В известном смысле обожение есть духовно-нравственное воспитание и самовоспитание человека на православной основе, личное становление посредством Высшей Творческой силы. В грубом царстве природы этого сделать нельзя. Духовно надо создавать себя самому через обожение. К представлениям о Боге человек приходит иным способом, чем к представлению о вещном. Обожение поднимает человека над внешней действительностью.

    Образование – историко-культурный феномен человеческой жизни, обозначающий способность общества обеспечивать развитие человека в соответствии с его божественной природой. Это путь и средство приведения человека биологического к образу Творца, т.е. его обожение. Образование носит абсолютный характер, абсолютно ценностно, равно ценности человеческой жизни. Государство, давая плохое или ложное образование своим гражданам, деградирует, разрушается. Оно создает дух народа, порождает социальную жизнь, определяет экономическую. Улучшение всех сторон жизни народа возможно только через образование. Такое широкое определение образования включает в себя частные. Образованием называем весь комплекс общественных институтов (детский сад, школа, училище, вуз и др.), предназначенных для передачи опыта духовной и материальной жизни одного поколения другому и воспитания человека как субъекта культурно-исторического процесса. Деятельность образовательных учреждений обеспечивает взаимную адаптацию человека, общества и государства, а также безопасность последнего. Через образование увековечивается духовно-нравственный опыт народа. Образованием также называется непосредственно сам процесс воспитания и развития граждан в соответствии с установленными государством концепциями, моделями, стандартами. Наконец, образование есть и процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений и одновременно его результат, т.е. сформированный личный опыт. В церковном календаре есть праздник «Образов-день» (29 августа по новому стилю). В основе его лежит событие тысячелетней давности о перенесении иконы Нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь.

    Обрезание Господне – один из великих праздников православной Церкви, введенный в середине IV века и празднуемый 14 января, в день Нового года по старому стилю. По учению Христианской церкви, на восьмой день после рождения Христа над новорожденным был совершен древнеиудейский обряд обрезания, и ему дали имя Иисуса, т.е. Спасителя. Христианство отменило этот обряд, заменив его обрядом крещения, согласно Новому Завету. Этот праздник напоминает верующим об отсечении страстей и похотных желаний, об их подчинении духовно-нравственным началам жизни.

    ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ – Христианской праздник, 1 января ст. ст. (14 января нов. ст.). Принадлежит к числу великих праздников. Установлен в память совершения над Иисусом Христом на восьмой день по Его рождении иудейского обряда обрезания (см. Лк. 2; 21).

    Обручальное кольцо – символ вечной любви, бракосочетания и создания семьи. Кольца надеваются жениху и невесте во время венчания в церкви или регистрации брака во Дворце бракосочетания. Обручальные кольца носят только супруги, хотя изредка они используются как украшение. Кольца называются обручальными и затем хранятся супругами всю жизнь. В древние времена обручальные кольца считались источником особой силы, заключающейся в его круглой замкнутой форме. Кольца были талисманом, люди верили, будто они могут преграждать путь злым духам. Впервые кольца появились в Древнем Риме. «Окольцевание» людей было изначальной формой паспортизации: по форме кольца, ширине, гравировке определялось, кто есть кто, кому кто принадлежит. В Христианстве кольцо вошло в институт брака и стало означать нерасторжимость брачных уз: «у кольца да венца нет конца». Ношением его на безымянном пальце человечество обязано древним египтянам, которые считали именно этот палец связанным с сердцем социальным каналом. Кольцу приписывают свойства соединять людей, лечить, делать их более сердечными и нравственными.

    Обручение (др. рус. – кольцо, обруч) – богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию. Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно меняются. Чинопоследование обручения состоит из благословения, великой ектений, иерейских молитв, собственно обручения, иерейской молитвы и отпуста. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием. Обручение – обряд во время помолвки, когда жених и невеста обмениваются кольцами в знак согласия на брак. Обручение – символ договора жениха и невесты вступить в брак и создать семью. Этот обычай древний, сегодня он стал входить в обряд венчания или регистрации брака во Дворцах бракосочетания.

    Обряд (др. рус. – об + ряд) – условно-символические действия, ставшие нормами, исторически сложившиеся и общепринятые, заключающие в себе определенную идею и выступающие культурными символами. Обряды предписываются бытом, религией, государством и являются традицией. Так широко известны обряды свадебный, крещения, похорон, земледельческие и др. Обряды включают в себя песни, пляски, музыку, ритуальные тексты – молитвы, плачи, заклички, обращения и др. В обрядах человек активен – он просит, зовет, указывает, дает согласие, смиряется и т.д. Русская обрядность основана на мифологическом воззрении; многовековых традициях, способствующих осуществлению трудовых и жизненных целей общины. Обряды выражают отношения людей, являются средствами общения и влияния на мировоззрение. Ученые считают, что обрядность нужна прежде всего народам, стоящим на низких ступенях развития. Обряды удерживают человека в каких-то границах и рамках и имеют целью развитие чувства долга, дисциплины и самопожертвования. Жесткое соблюдение обрядов, высокая обрядность считаются тормозом в духовном развитии человека.

    Обрядовая песня – песня, являющаяся частью какого-либо обряда и по смыслу выражающая его. Это могут быть песни, исполняемые во время религиозных и народных праздников и событий. Обрядовые песни подразделяются на колядские и овсеневые, святочные и игорные, веснянки, хороводные, седмицкие и купальские, бытовые. История обрядовых песен начинается со времен язычества. Многие такие песни сопровождаются танцами и играми, драматизируются и костюмируются. Так, обрядовые песни поют во время свадеб, именин, многими песнями сопровождается Рождество, Масленица, Пасха и др. праздники. На манер обрядовых песен были созданы некоторые песни для праздника Нового Года. Например, такой песней стала «В лесу родилась елочка…». Обрядовые песни есть форма существования народных традиций.

    Общество сознания Кришны (Кришна – санскрит. – темный, черный) – тоталитарная секта деструктивной направленности, выделилась из индуизма на основе особого почитания Кришны. Кришна – один из почитаемых индийских богов, считается восьмым земным воплощением Вишну, символом борьбы за власть. История Кришны, описанная в повести о его зачатии, рождении и детстве, есть точная копия истории Иисуса Христа. Общество сознания Кришны, как религиозная деструктивная секта, не скрывает своего стремления к государственной и духовной власти. Она доказывает свою исключительность и право на власть. Внутри секты культивируется преданность идеям общества, полное подчинение, отрешенность от мирской жизни, кастовость отношений, тоталитарный контроль за поведением своих членов. Члены секты по 70 часов в неделю отводят на молитвы и ритуалы. Освобождение от «сознания Кришны» требует особого лечения, требующего в среднем не менее 11 месяцев.

    Общечеловеческие ценности – концепция существования ценностей, принимаемых всеми людьми планеты, всем родом человеческим, равно присутствующие в разных культурах, освещены вековой жизнедеятельностью людей. Наборы этих ценностей различны. Наиболее признанный включает в себя следующие реалии: человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир. Другой набор составляет: стремление к истине, социальное благополучие, социальная справедливость, нравственные гуманные нормы, приобретение знаний, уважение к умельцам и талантам, порядочность в крупном и мелочах, собственное достоинство, ценность личности, здоровье свое и окружающих, сохранность природы и возможность ею наслаждаться, социальная активность, нравственное здоровье коллектив и общества, ценность других народов с их спецификой и культурой, доброжелательность в отношениях и взаимопомощь. Есть набор в 46 ценностей. Оппоненты данной концепции утверждают, что признание существования общечеловеческих ценностей и построение на них общечеловеческих образовательных систем уничтожает национальное самосознание народа, это путь к этнонигилизму, ведущему к уничтожению, осмеянию, истреблению национальных культур и народного духа.

    Обычай – устойчивый порядок действий, соблюдаемый как привычка, неосознанно и без обоснования.

    Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Это своеобразные стереотипы поведения и отношений, органично вошедшие в народный быт. Обычаи являются способом отбора и сохранения нравственных ценностей и передачи их последующим поколениям. Так, обычай сохранения целомудрия до замужества, обычаи заботиться о старших, подавать милостыню и др. Это были первые нормы нравственности, нормы народной этики, выполняющие функцию «естественного» закона жизни. В древности обычаи были практически единственным способом регулирования отношений между людьми в их совместной деятельности, в воспроизводстве рода как биосоциальной ценности. Существуют бытовые, религиозные, национальные обычаи. В современной жизни роль обычаев значительно снижена.

    Оглашение – подготовка взрослых людей к принятию Христианства и, в частности, православия, предшествующая крещению. Оглашение – это катехизация, просвещение, изучение Библии. Оглашенные не являются еще членами церкви и не допускаются к совершению таинств, к участию в литургии. В настоящее время утвердилась практика совершать оглашение непосредственно перед крещением. Оглашение также является формой оповещения о предстоящем бракосочетании. Его производят семьи жениха и невесты или служители церкви. Цель оглашения – призвать каждого, кто знает о каких-либо препятствиях для данного брака, сообщить о них.

    ОГЛАШЕННЫЕ – люди, готовящиеся к принятию таинства крещения и прошедшие чин оглашения. Оглашенные как не являющиеся еще членами церкви не допускаются к присутствию при совершении таинств, на литургии им разрешается присутствовать до начала литургии верных. В настоящее время утвердилась практика совершать оглашение непосредственно перед крещением.

    Огнепоклонство – поклонение огню как таинственной природной силе, грозной и в то же время благодетельной, способствующей развитию культуры и цивилизации. Огонь древними предками воспринимался как символ божества. В русской культуре «огонь» – это чистая стихия мироздания, наряду с водой. У русского народа много ритуалов с огнем, огонь уважали и боялись его разгневать и оскорбить. В огонь, по обычаям, запрещалось плевать, бросать в него нечистоты. Огонь был символом богатства и изобилия, особенно почитаем как хранитель «семейного очага». Такое отношение к огню не исчезло до сих пор: об этом говорят любовь к кострам (туризм), каминам. Огромную роль играл огонь в тоталитарных системах воспитания (фашизм, коммунистическая система воспитания): факельные шествия, костры, огни пламени в символах и атрибутах. Отсюда родились такие формы внеклассной деятельности детей, как «огоньки».

    Одержимость – вид психического заболевания, выражающегося как страдания, помутнение сознания, угасание духа, бездушие. В одержимого вселяется чужая воля, в душу залезают низшие тела, как бы «держащие» человека. Одержимый чем-то человек (идеей, вещами, деньгами, верой) не замечает в себе изменений, не способен осознать их. Он воспринимает свои страсти как свою собственную сущность. Одержимость проявляется как страсть, импульсивность. Понять одержимость человека и помочь ему преодолеть ее могут только духовно развитые люди.

    Одигитрия (греч. Οδηγήτρια — путеводительница) – эпитет Богородицы, как хранительницы пути истинного.

    Озарение (др. рус.) – способность внезапно приходить к познанию истины в результате непосредственного понимания сути проблемы, вне ее логических доказательств. Это форма чувственного познания, инстинктивного понимания жизненных реалий. Чаще приходит к людям одухотворенным и воодушевленным высокими идеями. Озарение (инсайт) – это лишь краткие моменты, но дающие человеку подчас так много, что и жизни не хватило бы все это почерпнуть из книг и личным опытом. Озарение сопровождается чувством глубокой радости, любви ко всему окружающему. Эти минуты оставляют неизгладимое впечатление на всю жизнь. Инсайт.

    Оккультизм (occultism) (лат. occulere — скрывать, утаивать). Термин «О.» употребляется по отношению к доктринам и ритуалам, к-рые, как считается, позволяют приобрести высшие психич. или духовные способности, но к-рые не признаются ни совр. наукой, ни официальной религией. Мистицизм, спиритизм, лозоискательство, нумерология, розенкрейцерство, йога, природная магия, масонство, колдовство, астрология и алхимия в ряду мн. др. оккультных наук оказали и в определенной мере продолжают оказывать влияние на зап. цивилизацию. Фундаментальный догмат О. — признание существования тайных и непостижимых («скрытых») сил природы, к-рые могут быть поняты и использованы лишь теми, кто прошел соотв. обучение необходимым сокровенным знаниям, к-рые, как обычно утверждается, проистекают из древних источников мудрости. Предполагается, что эти силы могут привлекаться в целях управления окружающей сферой и предсказания будущего.

    Оккультизм (лат. – скрытый, тайный) – учение о тайнах природы и человека, таинственных и сверхъестественных явлениях, не доступных простым людям, рациональному познанию, а только «избранным», «посвященным». Оккультизм – это доктрина о способах познания тайны мира. К оккультным наукам относятся Агни-Йога, антропософия, каббала, мистицизм, философия йоги и др. Эти науки сокрыты от необразованных, они считаются многим недоступным, а посвященные могут превращать свое знание то в белую, то в черную магию, в зависимости от состояния собственной духовности и воспитанности. Православная церковь предупреждает о вреде занятий оккультизмом как разрушающим духовную целостность личности. В психологии оккультным знанием занимается парапсихология.

    Оклад – украшение икон, представляющее собой наложение на их рисованную часть, изображающую открытые лики, руки, ноги. Оклады изготавливаются из цветных металлов, низанного жемчуга, бисера, золотого шитья, дерева, дорогих тканей, драгоценных камней. Состоит оклад из венца рамы, ризы, фона и цаты, т.е. украшения в форме полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. богатый оклад выражает отношение верующих к своим святым и одновременно являет уровень художественного творчества умельцев.

    Окормление (ст. слав. – кормчий, ведущий) – наставление духовного лица мирянину, ведение его духовным путем, путевождение, управление. За окормлением по вопросам жизни, жизненным проблемам верующий православный народ обращается в монастыри, к людям, пребывающим в глубокой вере. Таким окормителем может быть и личный духовник, и другой служитель церкви, старец, пользующийся авторитетом за свои высокие духовно-нравственные качества личности. Смысл слова «окормлять» складывается из двух: вести, направлять и беречь, т.е. помещать в укромное место. Эти два смысла в старославянском языке носило в себе слово «окормление».

    ОКТОИХ (греч. восьмигласный) – книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели (см. богослужебные круги). Составлен в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным.

    ОМОФОР (греч. носимый на плечах) – принадлежность богослужебного облачения архиерея. Существуют великий и малый омофор. Великий омофор длинная широкая лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим – на спину. Малый омофор – широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса. Символически изображает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора, как и без епитрахили, архиерей не может священнодействовать. Архиерей совершает все богослужения в великом омофоре, кроме литургии, совершаемой в малом омофоре.

    Опресноки – пресные хлебцы, употребляемые в церковном ритуале.

    Оракул (лат. – говорю, прошу) – прорицатель, предсказатель судеб, толкователь воли богов, делающий это в таинственной ритуальной форме. В языческие времена оракулом называли и само предсказание, и место, где проходил ритуал. Оракулы для прорицания, для общения с высшими силами использовали растения, животных, свои предвидения они облекали в иносказательную форму. Сегодня слово «оракул» стало терять свой изначальный смысл, который оно имело в Древнем Египте, Греции, Риме, и чаще используется с юмором по отношению к человеку, считающему свои суждения непреложной истиной.

    ОРАРЬ – принадлежность богослужебного облачения дьякона и иподьякона длинная узкая лента. Дьякон носит орарь на левом плече – один конец спускается на грудь, другой на спину. Архидьякон и протодьякон имеют двойной орарь – два ораря, из которых один одет как у дьякона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Орарь является символическим изображением благодатных дарований дьякона как священнослужителя. Иподьякон надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодатных дарований священнослужителя.

    Оргия (гр. – пир) – тайный религиозный обряд с определенным ритуалом, совершаемый в честь некоторых языческих древневосточных, древнегреческих, древнеримских богов. Оргии проводятся ночью, на природе (в горах, лесах, долинах рек), сопровождаются факельными шествиями, музыкой, ритуальными плясками, пением. Участники оргий пили опьяняющие напитки, отчего нередко теряли власть над собой и приводили себя в исступление. Постепенно оргии стали ассоциироваться с разнузданным, разгульным пиршеством, сопровождающимся непристойным поведением участников.

    ОРЛЕЦ – круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символически изображает епископа, надзирающего за епархией.

    Осанна (евр. – спаси же!) – возглас, употребляемый древними евреями во время молитв, как просьба к Богу о помощи. Этим же возгласом евреи встречали Иисуса Христа при Его торжественном входе в Иерусалим, ожидая от Него благ, счастья, прощения и спасения от земных невзгод и тягот. Хвалебный и просительный возглас «осанна» и сейчас есть в еврейском и католическом богослужении.

    Освящение – ритуальные действия, совершаемые служителями церкви над различными предметами для придания им особых смыслов и свойств. В православии освящаются здания, нательные кресты, одежды, вода, святые дары, пища и т.д. Освящение идет словом Божиим и молитвою для символического очищения их от греха, скверны, от нечистой силы.

    Осенины – русский народный праздник проводов лета и встречи осени. Проводится в несколько этапов, начиная со второго яблоневого Спаса и праздника Преображения Господня и Спаса нашего Иисуса Христа – 19 августа по новому стилю. По народным обычаям в этот день с песнями провожают в поле закат солнца, срывают спелые яблоки, освящают их и впервые едят (до второго Спаса не принято было есть никаких плодов, кроме огурцов). В осенины входит третий Нерукотворный Спас, называемый ореховым (по времени поспевания орехов) – 29 августа, когда пекут пироги из муки нового урожая. К этому времени ночи холодеют, начинают отлет журавли. Встреча осени – это и оспожнины 21 сентября, праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и 24 сентября, когда, по обычаям древности, молодежь ездит на гнилой кобыле уже в распутицу, дожди, ублажая осень быть добрее, приветливее. Праздник осенин, в усеченном виде, но праздновался в наших учебных заведениях как праздник первого снопа, или как праздник урожая; в честь осени устраивались выставки, осенние балы и др. мероприятия.

    Осквернение (ц. слав. – скверна) – нарушение порядка и целостности каких-либо святынь, подвергание их поруганию, кощунственному унизительному надругательству. Так, осквернением считается физическое разрушение или варварское поругание памятников на могилах усопших, погибших, памятников общественно признанных и почитаемых героев и святых, церквей и икон. Осквернением является и нравственный разврат, поругание малолетних. Суть осквернения – сделать нечистым то, что являлось таковым, было ценным, значительным для людей, народа, нации.

    Осуждение (ст. слав.) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как злословие, сплетни, возведение вранья, напраслины и лжи на другого человека, обвинение его в чем-либо. Осуждение другого (термин не юридический) – это, согласно православию, злое состояние духа. Нельзя обличать нечестивого и безумного, ибо это породит у него ненависть. Надо быть милосердными, смиренно мудрыми, кроткими, долготерпимыми, снисходительными и любить своих оппонентов, противников и даже явных врагов. Этим легче побеждается зло. К тому же как закон действует нравственное правило: «Не судите, да не судимы будете». Привычка осуждать основана чаще всего на двоедушии, зависти. Нельзя допускать ее развития, особенно у детей.

    ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА – последний день попразднства.

    Отделение церкви от государства – принцип взаимоотношений государства с церковью, сущность которого состояла во взаимном непричастии к зонам деятельности друг друга: государства обязывалось не вмешиваться во внутренние дела церкви, церкви же воспрещалось оказывать какое-либо влияние на дела государственные. Впервые в мировой практике такой принцип был провозглашен специальным декретом 1918 г. и Конституцией 1936 г. в СССР. До революции государство и церковь были слиты, государство субсидировало ряд церковных акций и передавало церкви функции духовно-нравственного воспитания граждан. После революции ассигнования были полностью прекращены, государства взяло на себя обязанность вести запись актов гражданского состояния – рождение, брак, развод, смерть. Этот принцип отделения был объявлен гарантом свободы граждан. Практика реализации этого принципа во времени советской власти показала, что государство, преступив свой же закон, вмешивалось в деятельность церкви, организовало гонение на нее и ее служителей. Последствия тут же сказались в беззаконии и безнравственности власти и населения, в падении духовности общества. После падения советской власти, в конце 90-х годов отношения государства и церкви стали строиться на основании нового закона.

    Отлучение от церкви – акт исключения верующего человека из состава членов церкви за преступление против веры, за грехопадение или догматическое заблуждение. Этот акт обоснован догматом о спасении только в единстве Церкви земной и небесной. Отлучению может предшествовать епитимья. Отлучение от Церкви не влечет за собой лишения гражданских прав. Оно лишало верующих богослужений, церковных должностей. В народе общение с отлученным приравнивалось к греху. Существует простое отлучение, когда торжественно объявляется анафема, и малое отлучение, т.е. врачующее, временное, типа епитимьи.

    ОТПЕВАНИЕ – богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем. Существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев. В чин отпевания мирян входят 90 пс., непорочны, тропари, 50 пс., канон, восемь стихир Иоанна Дамаскина, чтение Апостола и Евангелия, ектения, стихиры, отпуст, разрешительная молитва, читаемая священником, и вынос тела умершего с пением трисвятого. Отпевание монахов отличается другими стихирами. В чин отпевания младенцев непорочны не входят и поются другие стихиры. Отпевание священников и архиереев совершается с большой торжественностью, в чин отпевания входят: непорочны, тропари, пять раз читается Апостол и пять раз Евангелие, после каждого евангельского чтения поются тропари и антифоны, седален и псалмы, читается канон с ирмосами Великой Субботы, после шестой песни канона читается или поется древний двадцатипятистрофный кондак, поется великое славословие и стихиры. Тело выносится с пением ирмосов канона Андрея Критского. Отпевание дьяконов совершается по чину отпевания мирян. Отпевание совершается во все дни богослужебного года, кроме дня Пасхи. В пасхальную неделю отпевание совершается по иному чину – с пением пасхальных тропарей, канона, ипакоя. При пасхальном отпевании архиерея или священника поются пасхальные молитвословия, Апостол и Евангелие читаются шесть раз. Чинопоследование отпевания содержится в требнике.

    Отпевание – это совершение молитв над умершим человеком. Чин богослужение совершается при похоронах священником или архиереем. Отпевание проводится по чинам: миряне, монахи, священники, архиереи, младенцы. Например, в чин отпевания мирян входят 90 псалмов, тропари, канон, чтение Апостола и Евангелия, разрешительные молитвы. По особому чину проводится отпевание в пасхальную неделю.

    ОТПУСТ – краткая молитва, произносимая священником или архиереем. которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Различаются малые и великие отпусты. Великий отпуст дополняется поминовением святых дня и храма, а на литургии – авторов литургии. Отпусты праздников Иисуса Христа, а также дней Великого Четверга, Великой Пятницы, Великой Субботы и пасхальной недели дополняются поминовением события праздника.

    Отпущение грехов – один из моральных принципов Христианства, основанный на милосердии Христа к грешившим людям. Отпущение грехов – это религиозный обряд, включенный в процесс покаяния во время исповеди. Отпущение грехов – это новый шаг и шанс человека сделаться чище, выше, нравственнее.

    ОТЧЕ НАШ – см. молитва Господня.

    Отшельник – человек, отрекшийся от мирского образа жизни, от общественного признания, от семьи, уединившийся в пустынных или лесных местах из религиозных побуждений и ведущий аскетический образ жизни. Православная церковь поощряет отшельничество как форму сознательного выбора жизненного пути, как способ служения Богу. Отшельники первоначально проживают монастырскую жизнь и лишь потом уходят в одиночество. Это подвиг для людей глубоко верующих, волевых, почувствовавших свое избранничество. На Руси это были очень мудрые люди, иногда дающие обет полного молчания.

    Очищение – процесс изгнания из человека темных сил, лишних и болезнетворных веществ из организма, совершаемый посредством определенных обрядов, ритуальных действий, предписаний, совершения религиозных таинств. Очищение совершается купанием (например, на Крещение), мытьем в бане перед севом, вспашкой, свадьбой, через пост и исповедь. Физически больные люди очищаются голоданием, определенным режимом питания и диетой. Когда-то в ритуал очищения входило перенесение больного через огонь. К обрядам очищения относятся прыжки через костер на святках и Ивана Купала, массовое купание на Крещение и др.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   33


    написать администратору сайта