Главная страница
Навигация по странице:

  • Двунадесятые праздник и

  • День славянской письменности и культуры

  • Депрограммирование человека

  • Деструктивная религ иозная организация

  • Деструктивное вероисповедование

  • Десятина

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница9 из 33
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33

    Д


    Дажьбог (др.-рус.) – по языческому поверью так называют одного из богов древних славян; это один из верховных богов – покровитель и родоначальник восточно-славянского этноса. Олицетворяется с солнцем, даром жизни и благ («Дажь-бог» – дающий Бог). В настоящее время Дажьбог сохранился как один из божественных героев славянской мифологии, почитаемый как «дед русичей».

    Дарование – так в разговорной речи называют талант ребенка или просто талантливого в чем-либо человека: художественное дарование, музыкальное дарование, артистическое дарование. Иногда обобщенно о детском таланте говорят как о природном даровании. Понятие «дарование» имеет смысл наделения ребенка «даром Божиим» как подарком. Дарования выявляют, выращивают и воспитывают, создавая условия для его реализации и развития.

    ДАРОНОСИЦА – переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например в больнице и т.п.).

    ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА – священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.

    ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА – формы проявления действия Святого Духа в жизни Христианина. Дары Святого Духа обрели Апостолы в день Пятидесятницы по воле Бога Духа Святого. Их семь: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие и страх Божий. Три больших дара: вера, надежда, любовь.

    ДАРЫ СВЯТЫЕ евхаристические Тело и Кровь Христа. Хлеб и вино, освященные и преосуществленные в плоть и кровь Христовы во время совершения евхаристии. Преждеосвященными, или запасными, дарами называются освященные дары, оставленные для совершения литургии Преждеосвященных Даров, а также для совершения причастия вне храма больных, умирающих и т.д. Для хранения преждеосвященных даров освященный и раздробленный агнец омокается в освященном вине и затем высушенным помещается в дарохранительницу. Приготовление запасных даров совершается в Великий Четверток.

    ДВЕРИ ДЬЯКОНСКИЕ – две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от врат царских (в небольших храмах и приделах дьяконская дверь делается с одной стороны). В отличие от царских врат, дьяконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в не богослужебное время. Название происходит от традиции изображать на дьяконских дверях первомученика дьякона Стефана (1 в.) и римского архидьякона Лаврентия (III в.). Иногда на дьяконских дверях помещаются изображения архангелов.

    Двоеверие – бытовое явление смешения религиозных взглядов человека; состояние мировоззрения, включающего элементы двух вер. Двоеверие было массовым явлением на Руси в период перехода от язычества к Христианству. У славянских народов долго сохранялись обряды веры в языческих богов – Ярилу, ДажьБога, Перуна, Велеса и одновременно укоренялись православные таинства и религиозные праздники. Так, образ Матери – Сырой Земли сливался с образом Богородицы. Двоеверие – это двоемыслие, нетвердость ни в одной из вер, это шаткая, нерешительная мысль. Явление это наблюдается до сих пор. Такие праздники, как Масленица, Ивана Купала, выросшие на языческой основе, стали традиционными для русской культуры, развивающейся последнюю тысячу лет на Христианской основе. Ныне это довольно распространенное явление, но возникшее уже на почве многознания и потери единой веры. Люди верят и в Христианские догматы, и в эзотерические учения. У многих людей сохранился атеизм по отношению к одним вещам и явлениям и одновременно появилось Христианское понимание других. Двоеверие – это своего рода двоебожие, как бытовая черта духовной жизни не только русского народа, но и других тоже. В Японии до 75% населения двоеверцы: они и буддисты и синтоисты.

    ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ – двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Есть неподвижные и подвижные. Неподвижными являются (в скобках указывается новый стиль): Рождество Христово 25 декабря (7 января), Крещение Господне, или Богоявление 6 (19) января, Сретение Господне 2 (15) февраля, Преображение Господне 6 (19) августа, Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля), Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа, Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября, Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря). Подвижными являются Вход Господень в Иерусалим – шестое (последнее) воскресение Великого поста, Вознесение Господне – сороковой день от Пасхи, Пятидесятница, или День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа на апостолов) – пятидесятый день от Пасхи.

    Двунадесятые праздники – наиболее значимые Христианские праздники годового календарного круга. Часть из них посвящены земной жизни Иисуса Христа: Рождество Христово, Крещение, Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Воздвижение Креста Господня. Другая часть праздников посвящена событиям из жизни Богоматери и потому называются Богородичными: Рождество Пресвятой Богородицы, Сретение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы. В эти дни ведутся особо торжественные богослужения, вечерние обыкновенно объединяются с утренними.

    ДЕВА МАРИЯ – мать Иисуса Христа. Догматы о «вечной девственности» Марии и «непорочном зачатии» сложились в раннем Христианстве. Идея «вечной девственности» была выдвинута в 622 г. на поместном соборе в Трюйе (Франция). Культ Богоматери содержит Никео‑Константинопольский Символ Веры, принятый в IV в.

    Дед Мороз – герой русского фольклора, сказочный старик, с большой седой бородой, в красной шубе с белым меховым воротником, в белой меховой шапке, в валенках и с посохом. Он олицетворяет царство зимы и потому приходит из «дикого бора», где господствуют холод, сильный ветер и снег. Дед Мороз также олицетворяет уходящий, только что прожитый старый год. Он – обаятельный, мудрый и добрый дедушка, которого «приглашают» в гости к детям и взрослым на новогодний и рождественский праздники. На них он «приходит» со своей милой внучкой Снегурочкой и мешком подарков, которые щедро раздает всем присутствующим.

    ДЕИСИС (греч. моление) – композиция из трех икон – в центре икона Иисуса Христа, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа – Иоанна Крестителя. Один из видов трехстворчатых икон.

    ДЕИСИСНЫИ ЧИН – многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов, апостолов и других святых. Деисисный чин является частью иконостаса.

    ДЕКАН – священник католического прихода.

    ДЕКРЕТАЛИИ – нормативные постановления Папы Римского.

    Демон (гр. – дух) – бестелесное духовное существо, злое и нечистое, лукавое и «во лжи». В русской народной традиции демон олицетворяет дьявола, беса, черта. Считается, что он появляется либо в человеке, либо рядом с ним, неожиданно и мгновенно исчезает, вселив (нашептав) в него влечение к совершению зла. Демон приносит человеку беду, ибо уводит от Бога, от духовности и нравственности к страстям, к наслаждению материальной стороной жизни. Первоначально демон был божественным ангелом, обозначал гения в человеке, его внутреннее существо, «внутреннего человека». Затем в Христианстве он стал соотноситься с адом и пониматься как человеческое зло, как «падший ангел». Люди с «демоническими характерами» – олицетворение страстей и пороков.

    ДЕМОНОЛОГИЯ – средневековое теологическое учение о колдовстве с помощью дьявола, о способах околдования и снятия колдовских чар, о воплощениях и кознях дьявола, о зловредительстве с Божьего попущения.

    Демонология (гр. – учение о злых духах) – учение о темных силах, злых духах и последствиях их влияния на человеческую жизнь. В русской культурной традиции демонологию представляла «низшая мифология» как система представлений народа о нечистой силе, потустороннем мире, вступающем в связь с человеком. Современная демонология – это учение о человеческом зле, пороках, навеянных злыми духами: о лжедемократии, экстремизме, терроризме, агрессивности, враждебности, реакционности, бескомпромиссности, бесчеловечности, фанатизме и др. Эти и подобные пороки в этом учении носят названия «бесовщина», «сатанизм», «дьяволизм», «чертовщина», «демонизм».

    ДЕМОНЫ – помощники дьявола, живущие в нижних слоях воздуха, где кишат как мухи. Согласно представлениям западных Христиан в эпоху раннего Средневековья и вплоть до XV в. они являлись в облике языческих богов Юпитера, Меркурия, Венеры.

    Деномина́ция (от лат. denominatio — «переименование») — 1) тоже, что и «конфессия». 2) обозначение религиозных объединений, течений внутри определённой конфессии; 3) синоним термина «вероисповедание».

    День ангела – это день именин. День празднования Церковью памяти святого, чьим именем наречен при крещении христианин. Согласно Христианской традиции каждый новорожденный проходит таинство крещения, посредством чего он принимается в лоно церкви и получает имя святого, рожденного в это же время. С момента крещения ребенок становится под защиту своего ангела-хранителя. Вот почему день именин и день ангела – это один и тот же день – день крещения. В дореволюционной России праздновался именно день именин, а не день рождения. Именинники пекли «именинные пироги», готовили свечи по числу прожитых лет, а близкие и друзья готовили подарки. Часто на день ангела приглашалось лицо духовного звания, который благословлял именинника образами.

    ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ – воскресенье, день еженедельного празднования Воскресения Иисуса Христа. Главным моментом в праздновании Дня Господнего является воскресное богослужение; обязательное присутствие на нем Христиан утверждено на Агдском соборе в 506 г.

    ДЕНЬ ПАЛЬМ – день Входа Господнего в Иерусалим. В Католической Церкви праздник Входа Господнего в Иерусалим отмечается в шестое воскресенье Великого поста (в Православной Церкви – Вербное воскресенье).

    День Петра и Павла – день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это великий Христианский праздник – день окончания Петрова поста, начинающегося 7 июня, названного так по имени Петра. Церковь именует апостолов Петра и Павла первоверховными, т.к. они более других потрудились в деле евангельской проповеди. Оба апостола пострадали в один день в Риме, во времена гонений императора Нерона в 67 году. Апостол Павел был распят вниз головой на кресте, а апостол Павел – усечен мечом. Зародился этот праздник в Риме, где папа римский посчитал себя наследником апостола Петра. Вскоре он стал праздником всех Христиан. Его популярность на Руси в значительной мере связана с сельскохозяйственным календарем и отождествляется с началом сенокоса. К тому же апостол Павел считался покровителем рыбалки, пчеловодства, хранителем домашнего очага.

    День поминовения – день памяти усопших. Согласно Христианской традиций таких дней в году несколько – Дмитровская суббота (ноябрь), последняя суббота перед масленицей, Вселенская родительская суббота (март), Радуница (январь) и др. В этот день Христиане приводят в порядок могилы своих близких, возлагают венки и цветы, выражают скорбь по умершим. Дни поминовения способствуют доброй памяти, всепрощению, благодарению ушедших от нас за их добрые дела, они воспитывают в духовном плане – повышают ответственность за свою жизнь на земле, свои поступки перед умершими, за содержание могил в порядке и красоте. В эти дни готовят поминальные обеды и ходят всей семьей на кладбище.

    День славянской письменности и культуры – установленный православной церковью праздник в честь начала Христианизации славянских народов посредством трудов братьев Кирилла и Мефодия. Для этого установлен единый день – 24 мая (но новому стилю). Кирилл и Мефодий, самый младший и самый старший братья в семье богатого болгарского воеводы из г. Солуни, где было восемь братьев. Большие умственные способности, склонности к философии, хорошее по тем временам образование, трудолюбие позволили братьям быстро продвигаться по службе. Но обращение к Богу и служение Ему изменили их жизнь. Оба, в разное время, приняли духовный сан в Византии. В это время хазары, жившие на территории будущей России, попросили Византийского императора прислать им «ученых мужей». Выбор пал на братьев. Они научили хазар вере Христовой. Братья изучили существующий у восточных славян алфавит, усовершенствовали и упорядочили его. Впоследствии этот алфавит назвали «глаголицей». Именно ей переводились славянам Священные книги. Живя затем в Моравии, Риме, братья распространяли православную веру, переводили греческие богослужебные книги на славянский язык посредством своей азбуки. За подвиг Христианского просвещения среди славянских народов Кирилл и Мефодий стали почитаться Церковью как святые равноапостольные, т.е. приравненные к первым апостолам Христова учения. Так, совершая труды ученых, катехизаторов, учителей, братья положили начало всей славянской православной культуры, создавая стараниями и терпением «единый культурный славянский мир». Вклад в развитие культуры славянского, в том числе и русского народа, был признан и светскими властями. Все славянские страны празднуют этот День славянской письменности. Он совпадает с окончанием учебного года в учебных заведениях России.

    Депрограммирование человека – медико-психологическая реабилитация людей, попавших в религиозные секты и пострадавших от них. Для этого в каждом городе созданы специальные службы, телефоны доверия, к такой работе подготовлены многие священники православной церкви. Поскольку секты нередко используют психогенные и психотропные средства для привлечения новых членов, то депрограммирование, естественно, связано с методами, противостоящими им, снимающими кодировку, страх или подавленность психики. Условно говоря, у человека вымещается сектантская программа нормальным образом жизни свободного в выборе гражданина.

    Деструктивная религиозная организация (лат. – разрушающая) – это религиозно-мотивированная организация, деятельность которой в данном обществе признается разрушительной как в отношении личности, так и общества в целом. По характеру это авторитарная организация, противостоящая закону и представляющая угрозу государственности, не обладающая созидательным потенциалом. Деструктивная религиозная организация противостоит традиционной культуре нации, социальным нормам поведения и интересам граждан; она практикует скрытое психическое насилие над сознанием и поведением своих членов, не совместима с принципами нравственности; представляет опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, адепты такой организации стремятся к незаконной власти и личному обогащению. К таким организациям относятся тоталитарные секты – «Аум синрике», «Церковь объединения» Муна, Саентологическая церковь и др.

    Деструктивное вероисповедование – религиозное вероучение, практика следования которому ведет к разрушению личностного и общественного сознания и традиционных форм поведения людей. Оно содержит в себе: проповедь агрессии и насилия против инакомыслящих и даже по отношению к себе лично; призывы к разжиганию различных форм розни, к отказу от частной жизни, личной и частной собственности, к неисполнению гражданского, общественного и семейного долга; поведение, оскорбляющее общественную мораль, ценности национальной культуры, историческое и духовное наследие народа. Деструктивное вероисповедание носит человеконенавистнический характер, оно разрушает менталитет народа, грозит суверенности государства, уничтожает национальную культуру и единство нации. Такое вероисповедание ведет к ослаблению и деградации духовного, психического и физического здоровья человека, к падению нравственности. К таковым относятся секты всех видов.

    ДЕСЯТИНА – налог, подать на нужды Церкви в размере 10 % от доходов. Десятина в пользу Западной Церкви впервые была утверждена собором в Маконе (Бургундия) в 585 г. Десятина стала обязательной в империи Карла Великого. IV Латеранский собор 1215 г. закрепил право на сбор церковной десятины. Церковная десятина в Средние века взималась с крестьян зерном (так называемая большая десятина), овощами (малая) и скотом (десятина «крови»).

    Детерминизм (лат. – определяю) – учение о причинно-следственном характере всех действий человека, а также всего, совершаемого на Земле и в Космосе. Главное утверждение учения: все со всем связано цепью причинности. Детерминизм исходит из идей жесткого единства организма и среды, причинной обусловленности как всеобщей закономерности, связей природы и общества, мышления и среды. Это естественно-научное материалистическое учение, неизбежным следствием которого стали социологизаторские теории в педагогике, преувеличивающие роль внешних условий в воспитании человека, а также вся теория и практика коммунистического воспитания. В индивидуальной жизни детерминизм проявляется как фатализм. Ученые–богословы отрицают детерминизм как всеобщий закон, поскольку считают, что не все подвластно воле человека и что истинная причина всего содержится в Боге-Творце.

    Диакон (гр. – служитель) – низшая степень священничества, помощник священника при совершении таинств без права их вести самостоятельно. Старшие диаконы называются протодиаконами. В диаконском сане могут быть и монахи, именуемые иеродиаконами и те, что постарше, архидиаконами. Диакон наблюдает за порядком в приходе, прислуживает в алтаре, читает священное писание. Диакон нередко ведет занятия в воскресной школе.

    ДИАКОН (греч., лат. служитель) – церковный сан третьей, низшей ступени иерархии (епископ – пресвитер – диакон). Диакон помогал священнику при совершении таинств крещения и евхаристии, следил за распределением церковных средств, исполнял должность секретаря при епископе. С XI в. рукоположение в диаконы было ступенью к дальнейшему рукоположению в сан священника.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33


    написать администратору сайта