Главная страница
Навигация по странице:

  • Благовещение Пре свят ой Богородицы

  • Благодарственные молитвы

  • Благодать

  • Благость

  • Благочинный

  • Блаженный

  • Богиня‑Мать

  • Богородичен

  • Богослов (теолог)

  • Богослужебные книги

  • Богоявление

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница5 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

    Библейские песнидевять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первоначально библейские песни читались во время богослужения, в VI – VII вв. к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря (Исх, 15; 1-19). Вторая – песнь Моисея (перед смертью): наставление евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают, отступая от Бога (Втор. 32; 1-43). Третья – песнь Анны о рождении сына Самуила (последнего израильского судьи) (1 Цар. 2; 1-11). Четвертая – песнь пророка Аввакума прославление Господа (Авв. 3; 1-19). Пятая – песнь пророка Исайи «От ноши утреннюет дух мой» (Ис. 26; 9-19). Шестая – песнь пророка Ионы из чрева кита (Ион. 2; 3-10). Седьмая и восьмая – песни трех еврейских отроков, которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим Богам были брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились (седьмая Дан. 3; 26-56, восьмая – Дан. 3; 67-88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая – песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46-55) и песнь Захарии о рождении сына – Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79). По причине сложности и суровости второй библейской песни, в большинстве канонов (кроме Великого канона св. Андрея Критского) она отсутствует.

    Библия – собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей (пророков и апостолов). Библия делится на Ветхий Завет и Новый Завет. К первому принадлежат книги, написанные пророками в дохристианское время; ко второму – написанные апостолами после пришествия Христа.

    Библия (гр. – книга) – собрание иудейских и Христианских священных Писаний – книг, содержащих изложение социальных, политических, философских и этических взглядов, лежащих в основе богослужения и догматики Христианства. Это слово Божие в полноте своей, написанное по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей, называемых пророками и апостолами. Библия писалась в течение 1500 лет на 3-х языках и в 3-х континентах, более 40 авторами из самых различных слоев общества – царями, крестьянами, философами, рыбаками, поэтами, государственными деятелями, учеными. Это исторически достоверная Книга, это Истина, исходящая от Самого Господа Бога. Книги Библии составляют две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Завет – это договор, заключенный Богом с народом. Новый Завет признан только Христианами. Это Новый договор, начавший действовать с рождения Иисуса Христа. Он заключен на условиях более высокого духовного служения. Библия – это своего рода инструкция к жизни, свод законов, выполнение которых обеспечивает человеку нравственную гигиену. Библия является одним из источников формирования содержания нравственного воспитания детей и юношества в православно ориентированных семьях, детсадах и школах. Кстати, «книга» еще переводится как «лыко папируса», что и означало «Библия» по названию сирийского порта Библ, откуда греки ввозили папирус. Существует особая наука – библеистика, занимающаяся изучением Библии, ее истории, проверкой написания, истинности (подлинности текстов).

    Благо – положительная ценность предмета или явления, достижение которой человеком связано с полным отказом от дурных действий в отношении других людей; является высшей целью христианина, его исконным назначением.

    Благо (ц.-слав.) – это характеристика предметов, явлений или деяний, существующих ради добра или побуждающих проявиться положительной сущности кого бы или чего бы то ни было. Благо – это все то, что стимулирует позитивные последствия и направлено на спасение человеческой души. В науке это категория этики, философии, в том числе Христианской философии. Это слово легло в основу многих и многих понятий: благовест, благовещение, благословение, благодать, благодеяние, благовоспитанный, благожелательный и т.д. Благо имеет ценность и смысл лишь в том случае, когда обладающий им содержит в себе честную и законную основу и исключает какой-либо ущерб для другого человека.

    Благоверный (ц.-слав.) – так в древней Руси называли князя, позже царя, способствующего укреплению православия и причисленные к лику святых; напр. – благоверный князь Александр Невский. Термин перешел в разговорную бытовую речь: так супруги стали называть друг друга за верность и любовь. Иногда называли с элементом легкого юмора, шутки, иногда – как синоним словам «муж», «жена». Слова «благоверный», «благоверная» смягчали речь, обогащали образностью, одухотворяли ее.

    Благовест (ц.-слав.) – церковный колокольный звон, извещающий о начале богослужения или включенный в службу. Благовест производится одним большим колоколом, число ударов и продолжительность определяется церковным уставом. При этом учитываются конкретные церковные события и особенно праздники. Звук благовеста приятный, радостный, будто вправду несущий благую весть, чем и является для верующих.

    Благовещение 1. благая весть. Содержание вещих снов 14-и летней сироты Марии, прислужницы римского храма в Назарете. Архангел Гавриил возвестил её о Сошествии на нее Святого Духа. Благовествование Деве Марии о возможном рождении у неё Иисуса Христа. Слово «благовещение» означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти. 2. Христианский богородичный праздник с полным названием: Благовещение Пресвятой Девы Марии. Это один из самых великих праздников Православной церкви. В основе праздника лежит евангельский рассказ о явлении архангела Гавриила избраннице Божьей Матери, возвестившего ее о непорочном зачатии (согласно Евангилия) от Духа Святого и рождении сына Божьего Иисуса Христа. Богословы считают, что в этот день было положено начало таинственному общению Бога с человеком.

    Благовещение Пресвятой Богородицы – Христианской праздник, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 марта ст.ст. (7 апреля нов. ст.). В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении Иисуса Христа – Спасителя: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1; 28, 30-31, 35). У славянских народов почитается еще и как праздник начала весны – день «открытия земли». В народе до сих пор живо поверье, будто в этот день солнце на восходе «играет», переливаясь разными цветами. В этот день исполняются специальные обряды встречи весны: пекутся жаворонки и раздаются всем, встречается прилет аистов, ведутся гадания, предсказываются друг другу здоровье и счастье, богатство и погода и т.д. Вместе с тем, это день полнейшего покоя, тихих бесед, свободы от любых дел. Это один из самых радостных православных и одновременно народных русских праздников.

    Благоговение – высшая степень оценки одного человека другим, выражающаяся в признании его заслуг, достоинств и священного происхождения, как обладателя великого сокровища – образа Божьего, неуничтожимой святыни души. Благоговение содержит в себе страх нарушить Божий мир другого человека и радость от присутствия его в своем приближении. Благоговение побуждает человека относиться к другому прежде всего по принципу «не навреди», а потом – «помоги». Благоговение – это непроходящая радость от встречи с другим человеком.

    Благодарность – эмоционально-чувственное состояние признательности, высокой оценки значимости чьих-то деяний, отношений. Выражается как любовь, уважение к человеку или коллективу организации, как готовность сделать ответное благо. В современном понимании благодарность – это проявление морального принципа справедливости в человеческих отношениях, это и качество личности как умение платить за добро добром, это и моральное требование, лежащее в основе нравственных устоев общества. Благодарностью также называют официальной документ, фиксирующий высокую оценку чьего-то труда (Благодарственное письмо, Благодарность, Похвальная грамота). В обыденных человеческих отношениях благодарность очень высоко ценится как нравственное качество личности. Она смягчает нравы, противостоит эгоизму, умножает добро на земле. В православной церковной жизни есть благодарственный молебен в знак благодарности Богу за удачу, за добро и помощь.

    Благодарственные молитвы – пять молитв, читаемых верующими после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири.

    Благодать – божественный дар спасения. Согласно церковным канонам единственным носителем ее является Церковь. Часть этой Благодати Церковь передает истинно верующим при совершении таинств. Благодать – это божественная милость, божественная сила, которая, согласно Христианскому вероучению, ниспосылается человеку свыше, через церковь и духовенство. Благодать – это невидимая сила Вседержителя, нетварная энергия, производящая с человеком чудеса – исцеление от болезней, прозрение тайн своей души, предвидение будущих событий и др. Через Благодать как бы уясняется Божественный Промысел над падшим миром, раскрываются тайны его спасения. Такой благодатью является огонь, ежегодно появляющееся голубое свечение, происходящее в Иерусалимском храме Воскресения Христова накануне праздника Пасхи. После некоторого времени это свечение превращается в обычный огонь. Стяжание благодати Святого Духа является высшей целью Христианской жизни. Пост, бдение, молитва, милостыня, Христа ради делаемое добро есть средства стяжения Духа Божия. Ощущение от благодати самое необыкновенное – сладость, радость в душе, теплота и благоухание, чувство свободы. Именно в благодати заложена духовно-нравственная суть русского православия. Без благодати любое деяние мало что значит. Благодать дает человеку силы выносить трудности, выполнять Христианские заповеди. С ее помощью преодолевается внутренняя греховность и достигается спасение в загробном мире. Ниспосылается она на падшего человека и выражается в прощении грехов и спасении. Благодать – это сила Божия, которой совершается спасение человека.

    Благодать – особая Божественная сила, посылаемая человеку для преодоления греховности и спасения души.

    Благодеяние – форма проявления морального долга, проявляемого как бескорыстная забота о ком-то, как сострадание, сопровождающееся оказанием практической помощи в виде финансовых или материальных средств, услуг, моральной или психологической поддержки и др. Благодеяние направлено на благо человека и общества в целом, оно облагораживает души и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто это делает, поднимая их духовно. Благодеянию положено быть бескорыстным: если же оно делается с выгодой славы или корысти денег, если оно унижает кого-то, то оно провоцирует конфликты и увеличивает грехи дающего. Благодеяние – это высоко нравственное деяние.

    Благоразумие – принцип действия, ориентирующий человека на достижение максимального собственного блага и принятие правильных для его осуществления решений; выражается в отказе от аморальных действий в отношении другого человека, в житейской мудрости, способности предвидеть последствия своих действий. Добродетель рассуждения, возводящая человека на определенную ступень духовного восхождения, и открывающая доступ к переживанию блага. Благоразумие является обязанностью христианина по отношению к своей душе.

    Благословение – 1. Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный («Благословенно царство...»; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения («Слава Святей...») и обычный («Благословен Бог наш...»; перед остальными богослужениями). 2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом «Мир всем».

    Благословенны – тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пяти десятницы, Входа Господня в Иерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются до первому слову припева к тропарям – «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим».

    Благословление (благословение) – это Христианский обряд, когда священнослужитель осеняет верующих крестным знамением в знак пожелания им добра, благополучия, успеха и, что самое главное, божественного покровительства. Благословление есть благоволение, которое нисходит от Бога. Его могут давать и родители своим детям перед выходом в школу, походом, перед началом большого дела и при принятии решения и т.д. Родительское благословление поддерживает авторитет взрослых в глазах детей, помогает в воспитании послушания. В обряд благословления входит осенение крестом, целование руки священника, возможно с возложением рук на голову в ответ на обращение верующего «Батюшка, благословите». В основе благословления лежит любовь к Богу и вера в его всемогущество, а также, при благословлении родителей, – вера в добрую силу предков. В целом же благословление несет смысл восхваления и прославления Бога.

    Благость — благо, милость, милосердие; доброта, кротость. Добродетель, один из девяти плодов Святого Духа.

    Благочестие – качество поведения отдельного человека, семьи, общественного или производственного объединения, выражающееся в соблюдении требований своей веры и Церкви, в поддержании своей чести, «честности» по отношению к Богу, как высшее проявление религиозной жизни. В разговорной речи употребляется шире, в смысле достойного поведения, честности, соблюдения нравственных норм и правил поведения, аккуратного выполнения своих обязательств. Благочестивый человек – это еще и человек надежный, определенный, достойный уважения.

    Благочестие – принцип религиозного отношения человека к Богу и к ценностям жизни. Оно определяет путь, ведущий на высоту духовного совершенства и достоинства; выражает требования, касающиеся его нравственной сущности, смысла жизни, характера богопочитания и взаимоотношений с людьми. Оно основано на благоговении, богопочитании, нравственной чистоте и любви; составляет священнейшую обязанность христианина и каждого человека.

    Благочинный – священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии благочиния.

    Блаженны – молитвословие, состоящее из евангельских стихов (Мф. 5; 312; «Блаженны нищие духом...»). Поется третьим антифоном литургии (или изобразительных) в воскресения и некоторые из праздников.

    Блаженный (лат. beatus) – 1. Эпитет, связанный в православной церкви с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви – св. Августина, епископа Иппонийского (Сев. Африка, 354 – 430 гг.) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347 – 420 гг.). 2. См. юродивый. 3. Звание, которое присваивала Церковь лицам общепризнанной святости до их официальной канонизации.

    Блаженство (ц.-слав.) – это эмоциональное состояние высшей удовлетворенности, как бы сверхчувственного неземного счастья. Оно испытывается значительно сильнее и глубже, чем радость, веселье, смех, ибо достигается благодаря вере в Бога и соблюдению Его Заповедей. Блаженство может достигаться во время причастия, молитвы, благословения, но также и в полном одиночестве, в молчании, в единении с природой, когда все мысли обращаются внутрь себя. Это состояние внутреннего озарения, очищения и полного доверия к Тому, кто его вызвал. Блаженство переживается как некая безграничность и бесконечность чувств, охватывающих человека целиком.

    Блуд (ст.-слав. – ошибка) – физическая близость лиц, не состоящих в законном браке. Половая распущенность, сожительство женатых людей (или кто-то один в браке), нарушение супружеской верности, похотливое раннее (не по возрасту) сожительство, частая смена сексуальных партнеров, сожительство без брака. Словом «блуд» обозначают наличие половых отношений с нарушением юридических, моральных или психологических норм, данных Господом Богом и принятых в обществе. Женщину, нарушающую эти нормы, называют «блудницей». Блуд – это устройство себе наслаждений, удовольствий в ущерб другим сторонам жизни. Не было бы блуда, исчезли бы протситуция, рабство женщин, болезни и брошенные дети. Причины возникновения блуда – тяга к красивой и веселой жизни, отсутствие труда, «пресыщение чрева», уныние от жизни, склонность к плотской любви и др. Блуд порождает зависть, тщеславие, обман. Главные средства борьбы с блудом – это воздержание и смирение плоти.

    Блуждающий ум» – качество ума, сориентированного на ценности земного мира, «застрявшего» на человеческих страстях, заботах и событиях, проявляющееся как разбросанность мыслей по содержанию и форме, рассеянность, сбивчивость мыслей, их обрывистость, непоследовательность, раздвоенность между духовным и мирским. О таком уме православные богословы говорят, как об уме, скитающемся во Вселенной: «Мысли толкутся в голове, как комары». Возникновение такого качества ума зависит от миропонимания человека, от несвязности души и ума, от их раздельности. Когда нет веры, нет и сил следовать правде жизни: на сердце набегают мелкие заботы, страсти, и человек поглощен ими на тварном уровне, не поднимаясь до духовного. Для преодоления такого состояния ума надо прервать изолированность ума от мыслей о Всевышнем, направить его на внутреннюю реальность. Этому помогают молитвы, воспитание своего внимания и воли, самопринуждение, покаяние. Только высокая духовная концентрация внимания позволит «свести ум в сердце», достичь их единства и преодолеть «блуждающий ум» как качество несомненно отрицательное и мешающее развитию человека, самоуправлению и духовно-нравственному совершенству.

    Бог (санскр. – звезда, светило) – огромный сгусток мыслящей энергии, Творец Вселенных, Высший Разум. Бог – сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутиро-ванная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и аб-солютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Б. свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование ее является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания. Исходные формы религиозных верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия) не порождают персонифицированной трактовки сверхъестественного. По Христианскому вероучению Бог – это Начало и Закон истинного Бытия, представляющий единство по Существу и троичность в Лицах, как Единосущную и Нераздельную Пресвятую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Триипостасная сущность Бога – основополагающий Христианский догмат, на котором держатся другие Истины. Свойства Бога – Всемогущество, Премудрость, Всеправедность, Всеправдивость, Всемилостнвость. Он совершенен, Ему принадлежат все достоинства: Полнота, Абсолютное Благо, Истина, Красота, Справедливость... Он ни от кого не рожден, не сотворен и не исходит, имеет жизнь в Самом Себе. Он не может быть заключен ни во что мирское и тварное. В уме человека Он настолько возвышен и недосягаем, что не может быть охвачен мыслью. Бог – творец Неба и Земли, Промыслитель Вселенной, обладающий высшим духовным совершенством. Человек постигает Бога через любовь к нему, и сам чувствует Его любовь к себе. Молясь и мысленно обращаясь к Нему, человек не называет Его имени, а пользуется титулами: Творец, Господь, Создатель, Содетель, Спаситель, Святый, Зиждитель, Владыко и др. В христианстве обращение к Иисусу Христу, сыну Божьему, идентично обращению к Самому Господу Богу. Считается, что неверие в Бога (атеизм) есть следствие человеческой ограниченности, глупости, гордыни или неграмотности. Богопознание возможно на богослужениях в церкви, в богочестивых разговорах, посредством чтения священных книг и писаний святых мужей и учителей церкви. Все это должно делаться с чистым намерением, с благоговением и усердием.

    Богадельня (др.-рус.) – это религиозный приют для дряхлых, увечных, неисцелимых больных, нищих, бездомных, калек, т.е. людей, неспособных к труду. Это «божий дом», создаваемый при монастырях и храмах, которые берут их на свое обеспечение и свое попечение в духовном и материальном смысле. До революции эти заведения назывались богоугодными; появились они вместе с Христианством как форма реализации Христианских добродетелей.

    Богатырь (др.-рус.) – это человек, обладающий чрезмерной физической и духовной силой, защищающий народ и использующий свою силу во благо своих близких и всего народа. богатырь – это также герой эпических произведений славянской мифологии. В них все русские богатыри подразделяются на два поколения – старшее и младшее. богатыри старшего поколения изображались как полубоги. Им приписывалась сверхчеловеческая сила, которая тяготит их самих, они не знают, куда ее деть и что с ней делать. Это Святогор, Вольга Святославович, Микула Селянинович. Младшие богатыри тоже очень сильны, но силу свою они применяют в деле помощи людям. Они менее воинственны, воюют по долгу освободить Русь от «злых духов», «Соловьев-разбойников». Младшие богатыри обладали духовной силой, которую ставили выше физической. Это богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Василий Буслаевич, Садко. До XIII в. всех «богатырей» звали «храбрами», «мужами». О происхождении слова «богатырь» есть две версии: одна относит его к древнерусским образованиям, другая – к заимствованиям у татар. богатыри на Руси всегда обожествлялись и возвышались над людьми. У них всегда была «богатырская сила», «богатырский сон», «богатырское телосложение» и т.д.

    Богиня‑Мать – женское божество плодородия. Культ ее присутствовал и в древнегерманской языческой религии.

    Богоискательство – религиозно-философское течение начала 20-х годов XIX в. в России. Возникло в ответ на гонения церкви, как попытка найти новые формы религии в новых условиях послереволюционной атеистической страны. Так появились теории мистического реализма, соборного индивидуализма и даже анархизма, посредством которых была попытка создать современное Христианство. Сторонники богоискательства не без основания утверждали, что русскому народу свойственна истинная религиозность, духовное стремление к поискам идеалов добра и совершенства, т.е. то, что заложено в православии.

    Богородица (родившая Бога) дева Мария, мать Иисуса Христа, родившая его в результате непорочного зачатия (как сказано в Евангелия) во исполнение «божественного плана» спасения человечества. В Христианстве сложился культ Богородицы, она была объявлена «вечной девственницей», «заступницей» людей перед Богом. Имя ее известно всем православным славянам, ее называют через эпитеты: Пресвятая, Пречистая, Небесная Заступница, Милосердная, Удачливая. Ей посвящены большие Христианские праздники – Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение. Однако в реальности у 14-ти летнего подростка просто не разорвалась девственная плевра, когда с ней вступил в половые отношения первосвященник римского храма Пандера, переодевшись в Духа Святого, где сирота Мария по римскому закону была прислужницей. Это и было обнаружено при родах в летнем домике на пастбище под Назаретом повитухами Геломой и Саломеей.

    Богородичен – тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице.

    Богородичный центр – религиозная секта деструктивного характера, в основе которой лежат идеи отрицания ряда православных догматов, церковных таинств и насаждения своих агрессивных, обесчеловеченных клятв и законов. Впервые секта появилась в СССР в 1985 году. Один из жителей г. Москвы возомнил себя богоизбранным человеком, которому было видение якобы самой Богородицы. Многие идеи «богородичного центра» есть сплав оккультизма и Христианства. Особенностью секты является личная преданность ее лидеру со стороны «верующих», агрессивное отношение к «отступникам», применение к ним физического наказания, утверждение религиозной исключительности. Сектанты объявили себя «новыми апостолами», способными спасти мир. Практическая деятельность «Богородичного центра» направлена на раскол Русской Православной Церкви изнутри.

    Богослов (теолог) – профессиональный толкователь Священного Писания. Дипломированный специалист в области Богословия.

    Богословие (теология) (theologia) (гр. – учение о Боге) – систематизированное изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, религиозной системы: наука и учебный предмет. В них излагаются комплекс доказательств существования Бога, нравственные нормы и правила жизни. В Христианстве сложилось несколько богословских систем: католическая, православная, протестантская, лютеранская, англиканская.

    Богослужебные книги – см. книги богослужебные.

    Богослужебные круги – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. 1. Суточной богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам – ангелам Господним; вторника – пророкам и Иоанну Крестителю; четверга – апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы – воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы – поминовению умерших Христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. 3. Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг – связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем (см. пасхалия) – включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

    Богослужение – способ внешнего выражения религиозной веры посредством молитв, жертвы и различных обрядов и церемоний. Совершается в специальном храме, с хоровым пением, проповедью. Богослужение, как служение Богу, закрепляет в сознании верующих Христианские догматы, формируя религиозное мировоззрение и мировосприятие. В богослужении все регламентировано строго установленными правилами, включающими молитвы, песнопения, обнажение или покрытие головы, поклоны, поцелуи святых предметов, сожжение свечей и др. В храме преодолевается трагедия человеческой разобщенности, молитва каждого вливается в молитву церкви, а молитва церкви становится молитвой каждого. Богослужение есть символическое преодоление пространства и времени в отношениях Бога и человека.

    Богохульство – так называется форма богоотступничества, состоящая в возведении хулы на Бога, оскорблении религиозных святынь. Богохульство проявляется в упреках Богу за свое тяжелое житье, неуважении к религии и верующим, как глумление над святынями. В Христианстве оно считается самым тяжким грехом. В мире светском тоже карается в уголовном порядке. Богохульство недопустимо даже у атеистов, ибо рассматривается как нарушение свободы вероисповедания. Оно часто появляется от дурного воспитания, незнания самого Христианского вероучения, от собственной гордыни.

    Богоявление – великий Христианский праздник, один из самых древних, относящихся к числу двунадесятых. Праздник установлен в память крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан в возрасте тридцати лет. Его крестил Иоанн Предтеча, своей проповедью подготовлявший народ к принятию Спасителя. В момент крещения Иисуса Христа «Бог-Отец свидетельствовал с неба и Бог-Дух Святой сошел в виде голубя». И был глас с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». В праздник Крещения Господня, 19 января, в церквах совершают Великое освящение воды в память того, что воды Иордана освятились, когда в них крестился Христос. Православные Христиане приносят домой святую богоявленскую воду и бережно сохраняют ее в течение всего года. Эту воду пьют, ею окропляют жилища. В этот день крестят оглашенных. По Христианскому учению без крещения нельзя спастись, а само крещение есть смерть греха. Когда-то этот праздник называли Просвещением.

    Богоявление см. Крещение Господне.

    Божий мир – ограничения в ведении феодальных войн, которые предписывала Католическая Церковь. Объявляя «Божий мир», церковные соборы с конца X в. защищали неприкосновенность духовенства и народа. С XI в. устанавливали «Божие перемирие» на воскресенье, некоторые дни религиозных праздников и прочие дни недели, на время постов. В течение этого времени не разрешалось воевать.

    Болезнь – нарушение выполнения организмом своих функций, ведущее к нарушению нормальной жизнедеятельности. Болезни возникают под влиянием различных внешних факторов: неверного питания, нарушения сна, физической перегрузки, экологических, климатических условий и т.д. Они возникают по причине собственных пороков развития организма, в частности, наследственных. Болезни возникают там и тогда, когда сила воздействия негативных факторов превышает защитные противодействие организма в целом или отдельных его систем, органов. Православная медицина считает, что болезни наши порождены грехом. Они даются человеку для искупления греха, предупреждения греха, проверяющие способность человека к жертве ради Бога или ближнего. Поэтому, считает православие, болезни надо принимать со смирением, не роптать на судьбу и попытаться понять личную духовную вину в их возникновении. В народной культуре бытует убеждение, с далеких языческих времен, о болезнях как кознях нечистой силы, ведьм, колдунов, а также людей с «дурным глазом» способным наложить порчу. По-своему болезни трактует медицинская астрология. В ней болезни – это предначертания небесных явлений, которые служат предвестником заболеваний; каждое небесное тело (планета) «отвечает» за ту или иную болезнь и т.д. Таким образом, у современного человека есть выбор способов преодоления болезней в зависимости от своего мировоззрения.

    Брак (ст.-слав.) – форма создания семьи, когда мужчина и женщина вступают в договорные отношения по выполнению определенных взаимных обязательств, становясь мужем и женой. Браки фиксируются государственной службой (гражданский брак) и освящаются церковью посредством венчания (религиозный брак). Брак – это любовный союз двух людей, это таинство. Христианская идея о браке основывается на заявлении Христа, что мужа и жену следует рассматривать как единый организм («одну плоть»), как замок и ключ, скрипку и смычок..., это союз двух людей на всю жизнь. Брак – это жизненный путь человека, это нравственный путь спасения души. Первейшая цель брака – рождение и воспитание детей. Вокруг вопроса о браке вертится вся человеческая жизнь. Равновесие жизни достигается соединением мужского и женского начал в одно. Установление брака относится к первоначальному акту создания человека. Браки различают: первый, второй и т.д.: зарегистрированный и незарегистрированный; светский, т.е. гражданский, и религиозный, т.е. церковный.

    Бранное слово (ст.-слав. – ругань) – слово, осуждающее, упрекающее, оскорбляющее, ругающее, унижающее, вызывающее или усиливающее «брань», ссору, разлад. Это богопротивное «гнилое» слово. К бранным словам относится сквернословие, мат, низкие жаргонные слова. Бранные слова сеют зло, раздражение, они безнравственны и являются признаком духовного бессилия человека. Бранные слова содержат в себе информацию, разрушающую цепочки ДНК, хромосомы, гены, и вызывающую мутацию, болезни и преждевременную смерть. Повреждение генетического аппарата человека обрекает на гибель и его самого, и его потомков.

    Братское кладбище – место погребения большого количества людей, будь то воины, погибшие в боях, штурмах и осадах, или простые жители городов и деревень, умершие от голода, эпидемий или природных катаклизмов. «Братскими» они именуются в знак равенства всех перед Богом, перед Смертью, в знак единого родства человеческого, в знак равной памяти живущих о мертвых. Братские кладбища могут быть с единой «братской могилой» (вспомните древние курганы) или индивидуальными захоронениями. На братских кладбищах ставят памятники-стеллы с именами захороненных, на них строят часовенки для молитв.

    Братчина – так на Руси и в России дореволюционного периода назывались «складчины», «ссыпщины» съестных припасов для проведения общего праздника, пира, носящего обрядовый характер. Братчина – это коллективная трапеза за счет личных взносов каждого участника (съестным, деньгами). В основе братчины (братовщины) лежит древний обычай отмечать в складчину особо чтимые праздники. Исходят они из языческих скотоводческих ритуалов славян: жертвы животных (чаще откормленного бычка) для убоя. После принятия Христианства братчины стали организовываться в канун престольных праздников, в честь поминания святого, к помощи которого обращалась община для спасения от бедствий. Из дома в дом переносилась большая «братская свеча», принадлежащая всей общине и хранимая по много лет. Перед праздником эту свечу торжественно переносили в церковь, а на другой день после литургии с ней ходили по домам и, наконец, на новое хранение оставляли в одном из них, по очереди, в красном углу. После этого ритуала начиналась коллективная еда, завершающаяся хороводами, пением, хождением по деревне, играми. В этом смысле «братчина» как «складчина» существует и сейчас. Братчиной также назывались артели, братства, товарищества с выборным старостой для выполнения какой-либо тяжелой и долгой работы. Они существовали в России до конца XVIII в. Вообще слово «братчина» содержит в себе смысл единого родства и равенства перед кем-то: Богом, предками.

    Былина (др.-рус.) – эпический жанр русского фольклора: рассказ-песня героического содержания, повествующая о подвигах героев-богатырей, защитников народа и победителей злых сил. богатыри были идеальным образом для подражания – они открыты, правдивы, нравственны, благоразумны, просты, добры к своему народу. Народ любил былины, относился к ним с доверием, как к реальным событиям. Былины складывались изустно, передавались из уст в уста, обладали музыкальным ритмом, напевностью. Они имели живой образный слог, в них включались событийные картины. Пели их особые певцы-сказители, люди мудрые, спокойные, повидавшие жизнь, любящие напевы и поэтику. Возник этот жанр в Х веке и отражал в основном жизнь средневековой Руси, ее историю. Былины исполнялись на праздниках, торжествах, да и просто так для души. Этот кладезь народной памяти подвергается специальному исследованию как вполне достоверный исторический источник.

    Быличка (др.-рус.) – краткий мифический рассказ, форма русского фольклора, в котором преобладает трагичная тема или драматический исход. В быличках рассказывается о страшных событиях, неожиданных встречах, зловредных существах или людях магической неземной силы, о покойниках, возвращающихся с того света. События, о которых рассказывается в быличках, рассказчик приписывает себе, как действующему лицу, передает от своего имени как свои переживания. Место страшных действий тоже таинственное – пустыня, болото, дремучий лес, кладбище, омут. Былички любили слушать дети, особенно за детали, которые усиливали «приятный страх». На них воспитывались решительность, воля, смелость. Многие былички, родившись в языческие времена, позже переросли в сказки. Во второй половине XIX в. в русском языке появилось слово «страшилка», это по сути своей синоним «былички».

    Бытие человека – единая и неделимая жизнь и деятельность человека как синтез природного (телесного), душевного (психического) и духовного начал. Это область актуализации личности. Согласно православному толкованию, душа и тело человека под воздействием божественного личностного начала только становятся чем-то индивидуальным, в чем тоже отражаются сокровенные черты образа Божия.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта