Главная страница
Навигация по странице:

  • Базилика

  • Баптистерий

  • Беатификация

  • Бенедиктинцы

  • Бенедиктинские

  • Беспрекословное подчинение

  • Бессребреник

  • Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеСловарь теологических терминов
    Дата17.07.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь теологических терминов.docx
    ТипДокументы
    #632029
    страница4 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

    Б


    Бабай (тат.) – мифологический персонаж, используемый в воспитании как пугало для устрашения капризных и непослушных детей. Бабай – вредное, страшное, коварное, иногда злое существо, но наказывающее лишь за проступки. Он может назло что-то из вещей унести из дома (отобрать игрушки, одежду), повредить здоровье и принести болезнь, горесть. Этот сказочный образ до сих пор жив, особенно в семьях, сохранивших традиционный уклад жизни. Знание о нем от поколения к поколению передается в устной форме народного фольклора.

    Баба-Яга (др.-рус. «ягать» – браниться, ругаться) – мифологический образ в славянском фольклоре, персонифицирующий смерть, зло. Она – хозяйка мира мертвых, а также хозяйка зверей. В народных поверьях ее представляют безобразной бранчливой старухой – волшебницей или колдуньей, у которой одна нога костяная, больные глаза. Баба-Яга передвигается с помощью ступы и метлы, живет в избушке на курьих ножках, окруженной забором с черепами. Это ведьма, олицетворяющая зимние бури, грозы и молнии, топкие болота и другие, враждебные человеку явления. Иногда так обзывают злых, коварных женщин, часто ругающихся. О Бабе-Яге создано много сказок, с ней связаны поверья. Этот образ может воспитывать у детей противостояние злым силам, но может и вызвать страх. Многое зависит от соблюдения педагогических условий использования мифов и сказок в воспитании детей.

    Бабье лето» – простонародное название короткого времени в конце лета – начале осени (примерно в период с 15 августа по 7 сентября), когда после временного похолодания вновь возвращается тепло. По полям и лесам начинают летать белые паутинки; дни ясные, чистые, ласковые; вылезают из земли грибы; вновь начинают цвести растения, известные в ботанике как цветущие один раз в год; воздух прозрачен, дышится легко и спокойно. Временное возвращение тепла объясняется устойчивым антициклоном, простирающимся от Азорских островов до южной половины Европейской территории России. Антициклон несет с собой большие потоки теплого воздуха. У немцев это называется «летом старых женщин», во Франции – «лето святого Мартина», в США – «индийское лето». Исторически в России «бабье лето» связано с деятельностью женщин-крестьянок: оканчиваются женские полевые работы и женщина переходит к другому труду – мять лен, трепать пеньку, прясть пряжу. В это время вновь начинаются посиделки, организуются пиршества в честь сбора урожая. По погоде в «бабье лето» судят о погоде всего года: если много паутины летает, то вся осень будет сухая, а зима холодная. В литературе «бабье лето» – это символ лирического и немного грустного периода второй молодости женщины. В Христианстве «бабье лето» связано с праздником Рождества Богородицы, а в языческих традициях – с праздником рожаниц и Бога Рода.

    Бажовцы» – оккультно-религиозная секта, объединяющая людей вокруг идеи обожествления героев произведений известного сказочника П. Бажовва. Лидеры секты утверждают бредовые мысли о приходе «Медной горы Хозяйки» – божества Сибири и Урала. Они уверяют, что она научит людей «превращать фекалии в золото». Это оккультное толкование фантастики возникло в конце ХХ в. в г. Челябинске. Опасно мифологизацией сознания и искусственным созданием новых богов.

    Базилика – Христианская церковь в эпоху раннего Средневековья, монастырская церковь.

    Баптизм (гр. – погружаю в воду) – одно из направлений протестантизма, возникшее в XVII в. в Англии в период Реформации. Баптисты придерживаются принципа спасения души лишь посредством личной веры, личного общения с Богом, а не через посредничество церкви. Они придают большое значение божественному откровению, не признают икон, святых мощей, церковного облачения, веротерпимости. Крещение у них только для взрослых сознательных людей, а не детей. Баптисты, хотя и являются последователями Христианской веры, имеют много специфического в трактовке учения Христа. Термины «баптизм», «баптисты» произошли от «баптистерий» – названия зданий, в которых в IV в. совершалось крещение новых членов церкви. Православие в России относит баптизм к числу сектантских учений. Наиболее характерными чертами современного баптизма являются любовь к Библии и активная его проповедь.

    Баптистерий (греч. купель) – капелла при храме для обряда крещения. В Средние века часто отдельное сооружение, круглое или многогранное с куполом.

    Барабашка – так в народном представлении называют явление из параллельного (потустороннего) мира, проявляющееся как живое невидимое существо в доме, как шалун, создающий беспорядок, шум, путаницу. Иногда его называют «домовым». В местных диалектах до сих пор широко используется слово «барабоша», когда речь идет о пустом, бестолковом, много говорящем и шумном человеке (от слова «барабанить» – шуметь, кричать). «Барабашка» – это современный вариант барабоши. В некоторых семьях маленьких детей пугают барабашками, что никак не рекомендуется ни православной, ни традиционной материалистической педагогикой. Православные люди считают, что «барабашки», в смысле «домовые», от дьявола, и спасаются от них крестом и молитвой. Наука это явление до конца не изучила, хотя его существования не отрицает.

    Баснословие (рус. – красиво говорить) – так в Древней Руси назывался жанр мифологического эпоса о доисторических временах и сама совокупность мифов и сказок о русской древности. Такие исторические и бытовые мифы составляли баснотворцы; они же их повествовали. Позже появилось слово мифология. Баснословие было изустным видом литературной деятельности в период развития русской словесности, но еще не литературы. В русском языке баснословие осталось как название литературного жанра – басня.

    Бдение (ц.-слав. – бодрствование) – намеренное воздержание от сна во время важнейших событий церковной или семейной жизни. Бдение во время праздников Троицы, Рождества, Пасхи или во время похорон, родов, свадьбы. Бдение совершают и в определенное время суток – на закате, в полдень, при этом опираясь на народные поверья. Бдения, в основном, носят обрядовый характер, они связаны с представлениями об опасности засыпания в определенное время для жизни и здоровья человека. Бдение, по убеждениям православных людей, отпугивают злые силы от человека и его близких. В этом смысле оно носит охранительный характер, в то же время воспитывает волю человека, дисциплинирует дух и поступки. От слова «бдение» родилось другое – «бдительность».

    Беатификация – акт причисления к лику блаженных (лат. beatus – блаженный и facio – делаю). В Католической Церкви «низшая ступень» в подготовке к канонизации (к акту причисления к лику святых). С VIII в. право беатификации принадлежит исключительно Папе Римскому.

    Безбожник (рус.) – человек неверующий, не относящий себя по вере ни к одной из религий или конфессий, вообще отрицающий бытие Бога. Издревле в русском народе считалось, что безбожие ведет к нечестивой, бессовестной жизни, жизни без закона, жизни во зле. Из безбожников выходили люди, исповедующие идеологию атеизма. В советское время людей специально воспитывали в духе безбожия, т.е. атеистами. Объявлялась даже «безбожная пятилетка» как пятилетка борьбы с церковью, православием и священнослужителями.

    Безбрачие (рус. – без брака) – состояние человека, намеренно не вступающего в брак (холостой, неженатый мужчина, незамужняя женщина). Безбрачие может быть добровольным, когда человек не вступает в брак из-за отсутствия или верности любимому человеку, из-за плохого материального положения или по нежеланию нести ответственность за семью, обременять себя хлопотами. Есть безбрачие принудительное, когда не позволяет состояние здоровья, физические недостатки, отсутствие пары на так называемом «брачном рынке». Безбрачие изучается наукой демографией, где определяется уровень и причины безбрачия населения и т. д. Безбрачие является также одним из признаков религиозного аскетизма. В ряде религий оно обязательно для монахов, в католической церкви – для всего духовенства, в православной церкви – лишь для епископов и черного духовенства – монахов.

    Бездуховность – свойство личности, жизнедеятельность которой проходит в полном противоречии с законами природы, общества и нравственными догматами веры. В результате этого складывается «неразумный дух», не способный к анализу и оценке собственных действий. Бездуховность – это кризис духа, а следовательно и кризис человека. Она проявляется в форме ложного мировоззрения, подмене цели жизни ее средствами, душевной грубости и эгоизма, в форме различных страстей и пороков, в отсутствии целостной картины мира, в неспособности человека различать добро и зло. Бездуховность разрушительная для самого человека, губительна для общества в целом, это верный признак отклонения от Истины, Добра и Любви, от духовности как стержня человеческой жизнедеятельности.

    Безмятежность – состояние души человека, спокойно взирающего на мир и принимающего его таким, каков он есть. Это состояние характеризуется уравновешенностью, невозмутимостью, удовлетворенностью существующим положением, смирением перед тяготами, всепрощением и любовью ко всем. Безмятежное спокойствие помогает преодолевать жизненные страдания. Безмятежность возникает от понимания причин страданий, признания их не только отрицательных, но и положительных последствий. Безмятежность – путь к высокой духовности. При этом состоянии человек вступает как бы в новое измерение, где прежние суетные, бессмысленные и бесполезные правила жизни уступают место бережному вниманию сначала к себе, затем к другим. Согласно православию, состояние безмятежности помогает в поиске добра, правды, в выборе нравственно правильных правил поведения, в различении добра и зла, полезного и вредного. Оно помогает очищению души.

    Белое братство» – религиозная секта деструктивного характера, в основе которой лежит конгломерат идей, заимствованных из разных вер и учений: йоги, буддизма, каббалы, теософии и некоторых элементов Христианства. «Белое братство» имеет все признаки секты: водителя, выдающего себя за мессию; систему запретов (на создание семьи и рождение детей, на использование в качестве пищи мяса, рыбы, яиц, молока, на любовь и жалость к ближнему и др.); систему тоталитарного контроля над мыслями, чувствами и поведением людей. Утверждая религиозную исключительность лидера секты, именуемой Марией, как вновь воплотившейся Божией Матери, руководители заманивали к себе в основном детей и молодежь, оставляющих свои семьи и постоянно просящих подаяние. Собирая подаяние милостыней, члены секты обеспечивали сытую жизнь своим лидерам. Попавшие в секту подвергались психогенным воздействиям, зомбированию, что лишало их воли и полностью подчиняло воле руководителей. По учению «Белого братства» «грехи нечестивого человечества» надо омыть кровью, что приводит к частым самоубийствам ритуальным самосожжением. «Белое братство» ведет активную работу против православия и православной церкви, объявляя их погрязшими во грехах, дискредитируя Христианские духовные ценности. Секта «Белое братство» запрещена законами всех стран мира.

    Белый свет – это фразеологический оборот, посредством которого русские люди называли весь окружающий мир и все существующее в нем. «Белый свет» – это вся Вселенная. В народной традиции это воплощение миропорядка, красоты, справедливости, свободы. Не зря его еще называли «Божьим светом», «вольным светом», т.е. светом чистым, непорочным, безграничным. «Свет» в русской словесности – это воплощение солнечной природы жизни. И когда русские люди говорят «белый свет не мил» – это они говорят о чрезмерно большом горе, которое не убавит даже такая высокая ценность, как «белый свет». Сегодня «белым светом» называют также электромагнитное излучение, вызывающее нейтральное в цветовом отношении ощущение в человеческом глазе.

    Белый цвет (индоевр. «цвет» – сиять, блестеть) – в русской культуре имеет обобщенный символической смысл. Он выражает философско-эстетические и нравственно-этические отношения человека. Белый цвет в физике – это синтез семи цветов, при сложении которых возникает их взаимное уничтожение. При этом рождается неестественный белый цвет, которого в самостоятельном «чистом» виде просто нет, но который хорошо выделяется на любом другом цветовом фоне. Именно этот смысл – особенности, выделенности, несхожести, противоположности и несет собой белый цвет в русской речи. Белый цвет приписывается миру в целом («Белый свет»), человеческому действию («Белый танец») и его результатам («Белый стих», «Белый билет», «Белые пятна»), одежде, предметам («Белые одежды», «Белое золото»), человеческому поведению («Белая ворона», «Белая кость»). Это цвет истины (в противоположность черному цвету, символизирующему зло), приближающий нас к идеалу. В нравственно-этическом смысле белый цвет – это опрятность, невинность, светлые побуждения, благородство, чистота, незапятнанность. С возрастом люди мудреют и, видимо, поэтому все больше любят именно белый цвет. В бытовой речи словосочетания со словом «белый» могут носить дополнительные оттенки, как позитивные, так и негативные. Иногда этот цвет символизирует страх, слабость, капитуляцию («выбросить белый флаг»), холодность смерти («белый как смерть»). В Христианстве это цвет крещения, бракосочетания и других ритуалов, символизирующих переход в иное состояние. Русские православные воины шли на бой и на «верную смерть», одевая белые рубахи. Здесь это цвет духовности и святости, истины и откровения.

    Бенедиктинцы – монахи, живущие по Правилу св. Бенедикта. Бенедиктинский устав получил широкое распространение с VI в. Бенедикт Нурсийский, основатель монастыря Монте – Кассино в Италии учил, что молитва и созерцание, обретение святости, стяжание личного спасения являются главной сутью монашеского призвания. Бенедиктинские монастыри в IX – ХП вв. служили идее преобладания папской власти.

    Берегиня (др.-слав. имя богини) – древнеславянская богиня – покровительница женщин. Это бесплотное существо охраняло женщин от зла, дурного глаза, злого мужа и бесплодия. Берегння имела разные названия, в зависимости от местности: Житняя Баба, Мокоша, Пожаница. Ее образ женщины часто вышивали, изображая с поднятым вверх рукам как призывающую солнце, весну и добро. Эта богиня воплощала в себе благодатные силы плодородия не только женщины, но и земли. Славянская мифология сохранила много интересного о благих делах Берегини. До сих пор в сельской местности можно встретить ее имя в рассказах сельчан, а также предметы-обереги, выполняющие ту же функцию охраны человека, что и Берегиня.

    Бес (ст.-слав. – ярость) – так в языческом славянстве называлось бесплотное существо, злое, коварное, враждебное людям. Это злой дух, несущий несчастье, соблазняющий людей на дурные мысли и поступки. Позже беса стали называть демоном, дьяволом, чертом, сатаной, велъзевулом, князем тьмы, царем ада, вражьей силой и др. В Христианстве бес – это нечистая сила, куда были зачислены многие языческие божества. В народной среде, в русском фольклоре считается, что бесы приходят к человеку с намерением навредить ему, при этом принимая различный облик – с рогами, хвостом, крыльями за спиной. Бес по преданиям, а позже по Христианскому вероучению, может вселяться в человека, жить в нем, как злой дух, мучить его и даже вызывать психические заболевания. В народе существовали такие понятия, как бесолюбленный, т.е. находящийся под покровительством беса; бесоугодник. т.е. своим поведением угодный дьяволу; беспутный, т.е. идущий бесовским путем, а также бесноватый и др. Многие из них в просторечьи можно услышать и сейчас.

    Бесноватый – так на Руси называли душевнобольных людей или людей с крайне несдержанным поведением, способных впадать в крайнюю раздражительность, неистовость, злобу, мстительность. И те, и другие, считалось, одержимы злым духом – бесом, вошедшим в них. Слово это чаще употребляется в разговорной речи сельских жителей.

    Беспрекословное подчинение – это метод воспитания, суть которого состоит в безоговорочном, без возражений, лишних вопросов и сомнений, выполнении требований, поручений, своих обязанностей. Такой метод широко используется в армии, в тюрьмах, а также в системе православного воспитания. В православной семье и школе дети до определенного возраста воспитываются в повиновении родителям, учителям, духовнику. В данном случае беспрекословное подчинение авторитету родителей, учителей, авторитету возраста есть норма Христианской морали, соблюдение которой почитается высокой человеческой добродетелью. Это скорее смирение гордыни и сознательное повиновение.

    Бессеребренник (гр.) – так называют человека, равнодушного к деньгам, богатству и славе, бескорыстного, способного раздать другим все, что имеет сам, трудиться даром, без оплаты труда. Бессеребренник – это также человек в бедности, к которому не идет богатство, несмотря на старания. Первый смысл этого слова относился к разряду святых, прославившихся отказом от богатств ради веры в Бога. Церковь называла бессеребренниками Косьму и Демиана, Симеона Верхотурского и многих других. Своим примером они воспитывали людей в бескорыстии, преодолении страсти сребролюбия.

    Бессмертие – принцип (закон) непрерывного существования, вечности души человека, а также посмертная слава как долгая память о каком-либо человеке и его деяниях. Смерть, как исчезновение человека телесного, побеждается вечностью души и памятью о нем в последующих поколениях. Земное существование человека – только часть пути, а впереди – бесконечность. По Христианскому вероучению бессмертны Бог, духи, ангелы, души людей. Они почитаются как сверхъестественные безначальные существа. Учение о бессмертии души в Христианстве воплощено в идее о цели земного существования как спасении души. В буддизме это же учение воплощено в идее переселения душ – реинкарнации. В антропософии и теософии – в учении о приобщении всего человека к бесконечности уже при жизни на Земле.

    Бессребреник – святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег. Напр. – св. бессребреники Козьма и Дамиан.

    Бесчинство – поведение не по правилу, не по чину; грубое нарушение принятых норм, традиций и законов. В старину так называлась форма ритуального поведения («антиповедение»), допускаемого в некоторых календарных и семейных праздниках. Например, на масленицу и в святки возможны ночные бдения у костра, допустимы такие шутки, как тайный вывод со двора пахотного орудия, транспорта, шуточная кража дров, утвари и перемещение их в другой двор и т.д. В таких игрищах участвовали и стар, и млад, невзирая на чины и звания. Сегодня все чаще бесчинством зовут своеволие власти и чиновников, нарушающих законы и инструкции, управляющих своенравно, с превышением полномочий и попранием нравственности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта