Словарь теологических терминов. Словарь теологических терминов
Скачать 1.87 Mb.
|
ВВавилонское столпотворение – предание из Книги Бытия, объясняющее факт существования на земле множества различных народов, наций и языков. По преданию, все люди на земле имели один язык и одинаковый словарный запас. Но люди задумали построить башню (столп) до небес, чтобы возвыситься в своем величии. Местом строительства был выбран город Вавилон, что в переводе означало «врата Бога». Бог увидел, что людьми овладела гордыня, и в наказанье смешал языки. Люди перестали понимать друг друга и прекратили строить памятник своему тщеславию. Смешение языков, разноречье и взаимное непонимание породили суету, сумятицу среди строителей. Так «вавилонское столпотворение» стало означать бессмысленное вознесение человеческой гордыни, напрасное по сути своей, а также неорганизованность, неразбериху, беспорядок, нагромождение чего бы то ни было, в чем трудно разобраться и что вызывает удивление своими масштабами. Ваий неделя – праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя – от греч. ветка), подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса с пальмовыми ветвями (см. Ин.12, 13). На Руси вместо пальмовых ветвей приносят ветки вербы, откуда происходит русское название праздника – Вербное воскресение. Вальденсы – средневековая ересь последователей учения Пьера Вальдо из Лиона. Вальденсы отрицали авторитет католического духовенства, Церкви, называя ее орудием сатаны, власть Папы. Евангелие вальденсы признавали единственным источником учения о Боге. Отвергли догмат о предопределении, поклонение Кресту как орудию убийства. Секты вальденсов отстаивали принцип всеобщего священства и возвращения к организации раннехристианских общин. Трудолюбие, добродетельная жизнь на основе взаимопомощи были нравственными идеалами вальденсов. Ересь распространилась во второй половине XII в. в Юго‑восточной Франции, Северной Италии, в Богемии. Валькирии – небесные девы‑воительницы, по воле Одина (Вотана) определяющие судьбу воина на поле битвы (древнегерманская мифология). Вальхалла – небесное царство Одина (Вотана), где обитают павшие в сражениях отважные германские воины (древнегерманская мифология). Ваны – боги плодородия и богатства, земли и земных вод в древнегерманском языческом пантеоне, мифологии и героических сагах. Василиса Премудрая (др.-рус.) – мифический персонаж русского народного устного творчества, олицетворяющий солнечную стихию, вещую силу, могущественную и всеведущую. Этот образ отражает приоритет древнего материнского права над отцовским и предпочтение у славянских народов женских божеств. Василиса Премудрая владеет чудодейственными средствами и оборачивается в голубку, лебедя, лягушку. Ей повинуется все: пространство, время, природа. Она – всему повелительница. Образ могущественной и мудрой Василисы есть во многом образ России. Этот образ стал источником других женских образов – Марьи Маревны, Красоты Ненаглядной, русской девушки Настюшки и некрасовской сильной женщины. Васильев день – день памяти святого Василия Великого (14 января), архиепископа Кессарии Каппадокийской (IV в. н.э.). Его бабушка Маприна дала ему в детстве хорошее образование. В юности он стал другом Григория Богослова. После учебы в Афинах уединился в пустыню и посвятил себя подвигам поста и молитвы, служению Господу. Затем в сане епископа более всего заботился о чистоте православия. В русской культуре особое почитание Василия великого отразилось введением в народный календарь Васильева дня в самый первый день Нового года по старому стилю. Этот день считается поворотом зимы, по его приметам судят о весне и лете: если туман или выпадет снег – будет урожай хлебов, звездная ночь – ягодное лето, вьюга – урожай орехов. Василий считается покровителем свиноводов и потому в Новый год на столе непременно должна быть свиная голова или поросеночек, украшенный лентами и цветами. Введение во храм Пресвятой Богородицы – Христианский праздник из числа двунадесятых, совершаемый православной церковью 21 ноября (ст. стиль) – 4 ноября. В этот день вспоминается, как благочестивые родители девы Марии Иоаким и Анна привели Ее в трехлетнем возрасте в иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет посвятить Ее Богу. В этот праздник не рекомендуется работать; православные люди ходят в храм, проводят день в прославлении Бога и Девы Марии. В традициях русского православия этот праздник считается прежде всего девичьим. ВЕДОВСТВО – в Средние века считалось особым видом колдовства с ночными полетами людей по воздуху. Вера в способность дьявола перебрасывать своих поклонников на большие расстояния, наделять их способностью летать на свои сборища. Ведовство осуждалось Церковью как «служение дьяволу». Ведьма (ст.-слав. – ведать) – так на Руси звали мудрых женщин, много знающих, способных предвидеть, пророчить, излечивать хвори. Христианская церковь преследовала ведьм как колдуний и сегодня осуждает занятия «ведьминым искусством» как 6огопротивным. Ведьмы – это также персонажи мифологии славян, сочетающие в себе черты реальных женщин и демонов. С образом ведьм связано представление о злой и коварной женщине, способной нанести порчу, навредить людям и в то же время женщины глубоко видящей, много знающей, снимающей порчи. Были не только женщины-ведьмы, но изредка и мужчины-ведьмаки. Велесова книга» («Книга Велеса») – это Священное Писание славян, вырезанное на буковых дощечках новгородскими жрецами в IX в. и посвященное языческому богу Велесу (Велес, или Волос, один из главных языческих славянских богов, почитавшийся как Бог скота и богатства, в Христианстве почитавшийся как святые Власий, Николай и Юрий – Георгий). Вселенная, по мнению авторов «Велесовой книги», состоит из трех частей: Явь – видимый, реальный мир; Навь – потусторонний, нереальный, посмертный мир; Правь – мир высших законов, управляющих всем и вся. Правь есть программа просвещения и воспитания славян в духе служения ближним и обществу, познанию, овладения духовным знанием, учительства как великого побуждения воли человека. В этом заключена философия Будущего для всего человечества. Это философия Просвещения. В ней дан наказ любить и дорожить Родиной, держать в сердце своем Русь и славу славянства. Эта книга описывает историю наших предков, начиная V-II тысячелетия до нашей эры и до 9 в. нашей эры. Книга Велеса называется еще Побудом, как побуждающая божественную энергию и божественную волю русского человека. ВЕЛИКАЯ СУББОТА – суббота страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа. На утрене поются непорочны с похвалами (стихи псалма поются хором, похвалы – краткие молитвословия – читаются чтецом после стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с плащаницей и затем читаются паримии, Апостол и Евангелие (Мф. 27; 6266). После утрени читаются часы и изобразительны (изобразительны состоят из блаженны, Символа веры, молитвы «Отче наш» и других). Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паримии, содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в «вавилонской пещи» (Дан. 3; 5788). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь «Елицы во Христа креститеся...». Вместо херувимской песни поется молитва «Да молчит всяка плоть человеча...». Задостойник – «Не рыдай, Мене, Мати...». Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28; 120). ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ – важнейшие праздники православной церкви. В день великого праздника совершается Всенощное бдение «и вся служба праздника совершается по уставу» (Типикон). К великим праздникам принадлежат (в скобках указывается новый стиль): Пасха, двунадесятые праздники, Обрезание Господне 1(14) января; Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля), день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (II сентября), Покров Пресвятой Богородицы 1(14) октября. ВЕЛИКИЙ ПОСТ – важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому посту предшествуют три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресение – в «неделю о мытаре и фарисее» (Лк. 18; 10-14. Называется по евангельскому литургическому чтению в этот день). Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресением, посвященным притче о блудном сыне – «неделя о блудном сыне» (Лк. 15; 11-32. Называется по литургическому чтению этого дня). Следующее воскресение «мясопустная неделя» – посвящено Страшному суду (см. Мк. 16; 9-20), с понедельника начинается масленица, оканчивающаяся воскресением «сыропустной неделей ', в этот день воспоминается изгнание Адама из рая. С понедельника начинается Великий пост. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина (IV в.) «Господи и Владыко живота моего...». Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы – литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.). Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы). Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору «Лествицы» (VI – VII вв.). В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской»). Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресв. Богородицы (этот день также называется «Похвала Пресвятой Богородицы» или «Суббота Акафиста»). Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели – «Лазарева суббота» – посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря (см. Ин. II; 146). В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. О богослужении в эти дни см. Страстная седмица, Великий четверток, Великий пяток, Великая суббота. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной. Великий пост – самый строгий и продолжительный пост годового календарного круга. Он следует сразу за масленицей и продолжается семь недель до самой Пасхи. В это время верующие воздерживаются от скоромной пищи, венчания и свадеб, светских развлечений и стараются больше размышлять, не ссориться, молиться, посещать церковь и исповедаться. Великий пост делится на четыредесятницу и страстную седмицу. Четыредесятница выделена в честь 40-дневного поста Моисея и самого Иисуса Христа. Страстная неделя (седмица) посвящена памяти о страданиях Спасителя на кресте («страсти Господни»). В эту неделю Христиане усиленно готовятся к Пасхе – проводят генеральную уборку, шьют наряды, пекут пироги и куличи. Последняя неделя Великого роста – самая торжественная, с большим воздержанием, трудовым усердием и молением в ожидании праздника. Соблюдение поста – не изнурение, а воздержание от страстей и пороков, прощение обид, покаяние. ВЕЛИКИЙ ПЯТОК (ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА) – пятница Страстной седмицы. В этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается (если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается литургия Иоанна Златоуста). Во время утрени читаются Двенадцать Евангелий двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа: 1е Евангелие – Ин. 13; 31-18; 1; 2е Ин. 18; 128; 3е – Мф. 26; 57-75; 4е – Ин. 18; 28-19; 16; 5е – Мф. 27; 337; 6е – Мк. 15; 1632; 7е – Мф. 27; 3354; 8е – Лк. 23; 32-49; 9е – Ин. 19; 2537; 10е – Мк. 15; 4347; 11е – Ин. 19; 3842; 12е – Мф. 27; 6266. Т.к. богослужебный день начинается с вечера, то утреня обычно служится вечером в четверг. Совершаемые утром Великого пятка Царские часы (составлены Кириллом Александрийским (IV в. Египет)) состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: 1 час – 5, 2, 21 пс; 3й – 34, 108, 50; 6й – 53, 139, 90; 9й – 68, 69, 85; после псалмов читаются паримии, Апостол, Евангелие (1 час – Мф. 27; 156; 3й – Мк. 15; 1641; 6й – Лк. 23; 32-49; 9й – Ин. 18; 2819; 37). Изобразительны, следующие после царских часов, состоят из блаженны, Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторых других, 33 псалма. Вечером Великого пятка служатся вечерня и повечерие. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК (ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ) – четверг Страстной седмицы. Четверг на последней неделе великого поста (перед Пасхой). В этот день вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. На утрене читается Евангелие о Тайной Вечери (Лк. 22; 139). После утрени совершаются часы – первый (с чтением паримии), третий, шестой и девятый. После девятого часа читаются изобразительны, состоящие из блаженны, Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторых других. Литургия Василия Великого начинается с вечерни. На вечерне читаются паримии, после которых следуют литургийные Апостол и Евангелие (евангелие составное – состоящее из текстов различных евангелий: Мф. 26; 120; Ин. 13; 317; Мф. 26; 2139; Лк. 22; 4345; Мф. 26; 4027; 2). Вместо херувимской песни трижды поется молитва «Вечери Твоея Тайныя днесь...». Вечером в Великий четверток совершается малое повечерие. В кафедральных соборах при архиерейском богослужении после литургии архиереем совершается чин умовения ног сослужащим с ним священникам. ВЕЛИЧАНИЕ – краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или к.л. святого. Начинается со слова «Величаем» (или «Ублажаем»). Поётся в праздничные дни на утрене после полиелея и на литургии после отпуста. Величание (др.-рус.) – старинная русская форма восхваления кого-либо, возвеличивание его трудов, воспевание его заслуг. Оно выполнялось, как правило, по особым событиям, праздникам и совершалось с соблюдением определенного ритуала. В нем было много сольных и хоровых песен, мифологических образов в сценках и ряжений, посвящений с использованием иносказаний различных форм – олицетворения, метафоры, гиперболы и др. Величание сохранилось до наших дней, но лишь как поздравление ко дню рождения (с выпуском собственной газеты, стихами, песнями и пением «Многая лета…» в адрес именинника). А также в концертах, посвященных круглым гражданским или церковными праздникам. Величанием называется и стих в честь Иисуса Христа, Божией Матери или святого, который поется в церкви во время богослужения. Величанием называют русский свадебный обычай подруг петь хвалебную песнь невесте. За это они получают подарки. Интересно, что величание – это еще и называние старших по возрасту полным именем с отчеством («как звать, величать…»). ВЕЛЬЗЕВУЛ – ипостась дьявола, жестокий, терзающий людей физическими муками. ВЕНЕФИЦИУМ – колдовское зловредительство посредством изготовления ведовского зелья, всевозможных ядов. Венец (гр. – корона) – кольцеобразное сияние вокруг головы Иисуса Христа, Богоматери, апостолов и святых, символизирующее силу духа, величие, долговечность. Эти же смыслы сохраняются за венками – из листьев, веток и цветов. Их используют как символ победы над тьмой и грехом, как символ мученичества и страданий (терновый венец), символ окончания крупного общественно значимого деяния и победы (лавровый венец), как символ памяти об умерших и погибших (венки на могилы). Венцом называют и царскую корону, и коронообразный головной убор, которым в церкви венчают новобрачных. В глубокой древности венцом называли верхнюю часть (капитель) двух столбол, поставленных Соломоном у входа в храм. В русском деревянном зодчества венцом называют связки их четырех бревен, образующих основу деревянного строения. Венок – в русской национальной культуре женский обрядовый предмет, изготовляемый в виде кольца из трав, цветов, соломы, веток хвойных деревьев, а также из цветной бумаги, ткани, металла, воска. Его надевают участники праздников, торжественных событий. Венок, как символ чистоты, долголетия, победы духовного над телесным, мирским, символ радости или памяти об ушедших в мир иной, служил когда-то оберегом от нечистой силы, сглаза. С венками производили красивые ритуальные действия: их плели, свивали, возлагали, дарили, обменивались ими, «протаскивали» через нужду и болезни, расплетали, просто носили, хранили, бросали в реку, вешали на березу. Венки – обязательный атрибут Троицы, праздника урожая, Масленицы (венок из соломы). Свадебный венок из воска и ткани надевает невеста. ВЕНЦЫ – короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания. ВЕНЧАНИЕ – богослужение, во время которого совершается таинство брака благословляется и освящается Христианский брак. Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике православной церкви венчание принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их». Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5; 2033) и Евангелие (Ин. 2; 111), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из чаши с вином и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исайе ликуй...», «Святии мученицы...», «Слава Тебе Христе Боже», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отдует. В православной церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). |