ДОКЛАД. ответы навопросы. Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание
Скачать 488.5 Kb.
|
Билеты к экзамену по курсу «Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)»1 Билет 1. 1. Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание. Еврейское название книги bᵊrē'šīθ [берешит] (в начале) — соответствует обычной для Древнего Востока традиции наименования книг в соответствии с первым словом. В эллинистическом иудаизме она называется в соответствии с темой, заявленной в начале книги, – Гене́сис (греч.: γένεσις – «происхождение»). В Септуагинте слово ge/nesiv передается древнееврейское название [тольдот], что означает родословие и происхождение — это раскрывает основную тематику книги. В Пешитте эта книга имеет название «Сифра да брита», т. е. Книга творения. В русском и славянском наименовании эта книга называется «Бытие». Дополнительный заголовок «Первая книга Моисея» указывает на место в Пятикнижие и автора. В книге нет как таковых указаний авторства, но исходя из дополнительного названия «Первая книга Моисея», то писатели утверждают, что автором книги является, непосредственно, сам Моисей. Считается, что книга о Бытие была написана между XV и VI до н.э (1400 до н.э.). Основной целью написания книги о Бытие, скорее всего, объяснить изнывающему путнику в пустыне Израиля, кто они, откуда и куда держат путь. Рассказать историю человечества. Книга состоит из двух частей: Состоит из 11 глав, в которых рассказывается о творении мира и человека в начальной истории человечества. Состоит из 39 глав (12-50), где излагается история богоизбранного народа в лице его родоначальников — патриархов: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифв. Основную роль в создании целостной структуры книги играют приводимые в Бытие 10 генеалогических списков. В библеистики получили название «толедот». 9 из 10 историй содержат имена людей, одна — самая первая посвящена происхождению неба и земли. В каждой из них нам сообщается не столько о появлении указанных людей или вещей, сколько об их последующей истории. Например, в 1. «Вот происхождение неба и земли…» (Быт. 2:4-4:26) рассказывается, что произошло, когда зло поразило совершенное Божье творение. Господь пообещал, что Спаситель («семя жены») сокрушит силу сатаны и освободит тех, кого тот пленил. Книга рассказывает о происхождении мира, древнейшей истории человечества и происхождении еврейского народа. Начинается книга с «История о том, как Бог сотворил мир и человека», а заканчивается 50. Иаков похоронен, Иосиф умирает. Центральным событием книги Бытие (Быт. 12 гл) является призвание Авраама. Ему предстояло стать праотцем народа, в жизни которого воля Божья должна была выразиться и осуществиться как пример и знамение всем народам. Этому призванию, которым открывается особая эпоха священной истории, именуемая «временами Израиля» (в отличие от «времён язычников», Лк 21:24; ср. Деян 1:6,7), предшествовал целый ряд подготовительных событий, имевших основополагающее значение для истории человечества в целом. Повествования об этих событиях изложены в Быт. 1-11 глл. Моисей в книге описывает как сотворился мир и человек, обращая внимания, что и время появилось тогда, когда появился мир. Пишет о размножении чел-ва и усилении на земле пороков, которые вызвали правосудный гнев Божий, что выразилось в наказании в виде Потопа. Один праведный Ной со своим семейством спасается от этого великого бедствия, и Господь с Ноем, как представителем послепотопного человечества, заключает завет, вторично обещая спасение миру чрез пришествие Искупителя. Далее священный Бытописатель рассказывает о том, как снова нечестие широкой волной распространилось в человечестве и как Промыслу Божию благоугодно было избрать из среды всех народов народ Еврейский, чтобы сделать его хранителем в роде человеческом истинной веры в Бога и обетований о Спасителе. Родоначальниками или патриархами народа еврейского были: Авраам, Исаак и Иаков. Переселение их в землю Ханаанскую и сохранение их здесь, заключение завета с Авраамом и неоднократное повторение обетования о Спасителе всем этим троим патриархам составляет содержание третьей части книги Бытия, которая и заканчивается повествованием о смерти патриарха Иосифа в Египте. 2. Заповедь о любви к Богу (Втор. 6 гл.). Заповедь о лжепророках (Втор. 13:1-5). Закон ужичества (Втор. 25:5-10). Во Второзаконие 6 глава несет название «Повеление любить Господа». Иделится она на 4 подглавы: 1. Обещание благословений за послушание (6:1−3). Законоположения, которые изложены в 6 главе, стоит рассмотреть как одно великое повеление, а именно «Господа, Бога… всем сердцем… и всею душею… и всеми силами» (6:5). Т.е. послушание со стороны израильтян демонстрирует их любовь к Богу. Данный закон был составлен для того, чтобы израильтяне слушались Господа и выражали Ему свое благоговение при повседневных делах и определенном поведении. Израильтяне должны повиноваться Богу, что часто упоминается во Второзаконие. Если они будут бояться Его и слушаться, то они станут процветать и долго проживут в своей новой земле (ср. 4:10; 5:33), где течет молоко и мед. 2. Повеление и его значение (6:4-9). Этот стих получил название Шма — от древнееврейского слова, которое переводится как Слушай. Призыв, содержащийся в нем, лежит в основе иудаистского вероисповедания. Смысл стиха в том, что Господь (Яхве) является единственным в своем роде, и уникальность Его — абсолютна. Только Он есть Бог. Именно поэтому израильтяне могут жить в безопасности. Любить Господа значит желать с Ним взаимоотношений и слушаться его повеление. Т.е. Любить Его — часто встречаемое повеление во Второзаконии. Любовь к Богу должна наполнить израильтянина каждый аспект его жизни. Помимо этого, родители были ответственны за внушение своим детям Божие повеления, доносить их до сердец. 3. Предостережения в связи с перспективой преуспеяния в будущем (6:10-19). В их новой земле Господь собирался даровать евреям преуспеяние «внезапно и вдруг». Но благополучие и процветание таят в себе опасность, т. к. человек, достигший их, склонен забывать Бога (ср. Прит. 30:7-9). Когда израильтене начнут процветать им нужно блюсти в своих сердцах страх Божий и служить Ему. Повеление клясться именем — т.е, человек, который дал обещание именем Господам возлагает на себя ответственность исполнить обещние или клятву. Если они забудут Бога, то неверность навлечет на них осуждение. Бог ревниво охраняет то, что принадлежит Ему и только Ему. Моисей предвидел и другой грех — грех искушения Господа. При трудных испытаниях они должны не забывать соблюдать Его заповеди, уставы, поступать справделиво, несмотря ни на какие трудности. 4. Передача Завета последующим поколениям (6:20-25). Здесь Моисей напоминает о важности соблюдения преемственности Завета, дети должны исполнять его. Когда юный сын спросит у отца о значении израильского закона, тот в своих ответах должен держаться определенной последовательности: первое — израильтяне были в рабстве в Египте, второе — Бог чудесным образом избавил израильтян и наказал египтян (6:22) и третье — эти дела были совершены во исполнение обещения Бога, которое он дал патриархам, это образовать в земле Ханаанской новый народ и их потомков, также четвертое — слову Бога должны израильтяне повиноваться и боятся, и тогда они будут процветать. Не только родители должны любить Бога, но и внушать любовь к Нему детям. Заповедь о лжепророках (Втор. 13:1-5). б. О возможном подстрекательстве к идолопоклонству со стороны лжепророков (13:1−5). Провозгласив общий запрет на участие в языческих поклонениях (12:29−31), Моисей привлекает внимание евреев к трем способам, какими может преуспеть в их среде искушение идолопоклонством: оно может прийти и завладеть их сердцами через лжепророка (13:1−5), через близкого человека (стихи 6−11) или через «нечестивых людей», которые могут преуспеть и в совращении целого города (стихи 12−18). Чудеса не должны рассматриваться как свидетельство истины, ибо они случаются во многих религиях, ибо лжерелигиями и лжепророками пользуется сатана, чтобы обманывать мир (ср. 2 Кор. 11:13-15; Еф. 6:11; Отк. 12:9). Моисей предупреждал, что критерии истины — это слово Божие. Если предсказание пророка или сновидца могло исполниться, то если оно противоречит Божьему повелению, народу следует доверчть Богу и Его слову, но не чуду. Склонить израильтян к идолупоклонству являлось испытанием для них самих, испытание их любви к Богу. С каждым успешным преодолением греха вера в Бога и любовь к Нему возрастает. Предание лжепророка смерти было благим делом, потому что, совратив народ в идолопоклонство, он подвел бы его под Божие осуждение (ср. 7:26). Лишить жизни пророка значит очистить Израиль от Зла. Моисей придавал особое значение зраильтянам блюсти свою чистоту. Закон ужичества (Втор. 25:5-10). Здесь речь идет о браке по обычаю левирата. Данный обычай гласит, что брат или ближайший родственник умершего должен жениться на его вдове (25:5-10). Браки с близкими родственниками запрещались. Исключение, левирантный брак (от латин. левир — «деверь», или брат мужа), когда брат (или другой кровный родственник) женился на вдове умершего бездетным брата своего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле и чтобы не произошло отчуждения семейной собственности. Первый сын от этого брака получал имя покойного и так его род продолжался. Если деверь отказывался жениться на вдове (не нравилась невестка, не хотел делить семейное достояние), то невестка могла заявить об этом старейшинам города. Если же и им не удавалось уговорить, то невестке разрешалось снять сапог и плюнуть в лицо деверю — что клеймило позором. Билет 2. 1. Название книги Исход в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание. В Библии на древнееврейском языке название второй книги звучит как Вэлле-Шемот ("Вот имена"), будучи идентичным первым двум словам ее. Русское название — "Исход" соответствует таковому в Септуагинте: семьдесят переводчиков Ветхого Завета на греческий язык назвали так эту книгу по главному событию ее — исходу израильтян из Египта. Помимо этого, в книге описываются обстоятельства, которые происходили в доме Иакова, предшествующих «исходу», о его переходе и Египта в Синай. Авторство. Исследователи Библии спорят о том, кто в действительности является автором. Считается, что Книгу написал Моисей, но скептики считают, что он жил гораздо позже. Существует три разных подхода к толкованию библейского текста. Первого подхода придерживаются сторонники Юлиуса Вельхаузена, которые пытаются выделить литературные источники. Этот подход принято называть «документальный». Во втором подходе ученые занимаются анализом изложения, ищут в тексте отличающиеся друг от друга «литературные узлы» - пытаются найти исторические события. Третья группа или школа, которая называется «традиционалистско-критической", приводит доводы в защиту устной — на протяжении длительного времени — передачи событий, излагаемых в Исходе. Для всех этих подходов Главное - автор не Моисей. При этом, протестанские богословы считают, что автором является Моисей. В пользу этого факта недвусмысленно свидетельствует сама Библия. Именно Бог приказал Моисею записать все, что происходило. Также авторство Моисее подтверждается и в Ветхом завете, Давид завещал Соломону слушаться Божиих определений и постановлений, «как написано в законе Моисеева». Плюс, Пятикнижие называли «книгой Моисеевой» (Неем. 13:1). Дата. Исследователи Библии спорят по поводу даты появления книги. Книга была написана в дату исхода евреев. Богословы приписывают это к 13 веку до Р.Х (1290) - правление Рамзеса 2, другие же считают, что в 15 веке, когда правил Аменхотеп. Библейские записи - в 1 Цар.6:1 промежуток времени между исходом евреев и началом строительства храма Соломоном (он начал строить его в четвертый год своего царствования) определяется в 480 лет. Поскольку четвертый год царствования Соломона приходится на 966 год до Р.X., то исход должен был произойти в 1446 году. Если к 300 годам прибавить 40 лет пребывания в пустыне и какое-то время, потребовавшееся для завоевания Есевона, то получится, что исход имел место в середине 15 столетия до Р.Х Археологические раскопки в Египте, относящиеся к этому периоду, соответствуют тому, что записано в книге Исхода. К примеру, Тутмос IV наследовал своему отцу Аменхотепу II, хотя и не был его старшим сыном ("первенец" Аменхотепа II был убит Господом в ночь первой Пасхи, Исх.12:29). события, происходившие в Палестине около 1400 года до Р.X., соответствуют завоеваниям, которые возглавил Иисус Навин. Данные археологических раскопок наводят на мысль о том, что Иерихон, Аин и Асор были разрушены примерно в 1400 году. сторонники поздней даты исхода утверждают, что археологические находки указывают на сильные разрушения в Палестине именно в 13, а не в 15 веке. Однако военная тактика Иисуса Навина и не была тактикой "выжженной земли"; он не уничтожал побежденных городов, и Иерихон, Айн и Асор представляли в этом смысле исключение (см. Иис. Н.11:13) Дата появления Иакова в Египте. Если взять дату исхода за 1446 год до Р.Х и прибавить пребывание в Египте 430 лет, то Иаков пришел в эту страну в 1876 году (см. "Хронологическую таблицу патриархов", Быт. 47:28— 31). Время написания книги. Здесь исходят из того, что израильтянам понадобилось 3 месяца перейти в Синайскую пустыню. Отсюда следует, что Моисей писал книгу, когда разбивался лагерь. Логично и то, что описанное в ней, начинается в какой-то промежуток времени до рождения Моисея в 1526 году (гл. 2) и продолжается до событий, происходивших в окрестностях горы Синай (1446г.). Основная цель. Главными событиями в Исходе являются чудесное освобождение Израиля из египетского рабства и образование Богом государства с теократическим образом правления под руководством Моисея; правление это осуществлялось посредством новой "конституции" — Моисеева завета (19:3-19). Юнгер в своих исследованиях пишет, что книга Исхода направлена на то, чтобы сосредоточить внимание на великом акте избавления потомков Иакова и учреждения из них теократического государства, располагавшегося у горы Синай. Исход является связующем звеном между источником происхождения между источником происхождения народа, который есть обетование, данное Богом Аврааму (Быт 12.2), и началом теократической государственности этого народа под управлением Моисея. В книге Исход выделены два основных момента: искупление и посвящение. Композиция книги. Книга состоит из 40 глав. Книга состоит из двух частей. В первой части (1-18 главы) рассказывается о тяжелом положении потомков Иакова и об освобождении их из-под ярма, наложенного на них Тутмосом III и Аменхотепом II. Во второй части (19-40 главы) рассказывается о поклонении иступленного народа Богу. Т.е, первая часть - избавление израильтян могущественной божьей рукой. Вторая - их подготовка к воздаянию Богу различных почестей в послушании и смирении. 2. Предсказание о Мессии (Втор. 18:9-21). Предсказания о Мессии встречается и в книге Бытия, и в книге Исхода, Чисел, а также Второзакония. В них предсказываются появление Пасхи, происхождения Иисуса из рода Иуды и т.д. В этом вопросе будут разбираться предсказания в книге Второзакония (18:9-21). г. Пророки (18:9−22). Втор 18:9−14. Все перечисленные в этих стихах мерзости или мерзкие дела, какие делали народы сии (т. е. хананеи), так или иначе связаны были с предсказанием будущего либо колдовством. Представители этих народов пытались воздействовать на «богов». Они приносили в жертву детей — основное условие на воздействие хода того или иного события. Подобные деяния были запрещены Богом ибо являлись безнравственными и лишенными смысла, потому что, судьба человека зависит только от его выполнения Заповедей Божьих. Колдовская практика означала отказ признать Господа — владыкой. Люди, знакомые с оккультной практикой и случаями одержимости бесами, знают, что «дела», перечисленные в стихах 9−14, многих отдали во власть сатаны. Объяснять предзнаменования (гадать) — значит предвещать будущее на основе «знаков», которые видят в полете птиц, в форме и цвете огня, в характере дождя. Понятие, которое по-русски тоже передается словами «чародейство», «ворожба», имеет, кроме того, аналог в евр. слове касап; под ним подразумевается практика колдовских бормотаний, смысл которых непосвященному не ясен. Предполагается, что вызывающий духов вступает в контакт с мертвыми, но на самом деле он сообщается с демонами. Вовлеченность во все эти гнусные дела хананеев и была одной из причин, по которой Господь воспользовался Израилем для уничтожения их. Евреи могли быть уверены, что «чреда пророков» не прервется после Моисея, потому что они с самого начала просили у Господа при Хориве (на Синае), чтобы Бог говорил к ним через посредника (ср. 5:23−27). Каждый пророк, которого воздвигнет Бог — будет израильтянином. Моисей обязывал повиноваться этим словам, ибо пророк гоорит те слова, которые слышит от Господа. Пророка… как меня, даст тебе Господь, — говорит Моисей, подразумевая Иисуса Христа, последнего из пророческой чреды — Великого посредника Нового Завета. Но никто не могу сравниться с пророком Моисеем ибо он ниток из людей не мог не был наделен такой силой и не имел близких отношений с Богом, как Моисей. Моисей является образцом для любого из будущих пророков. Каждый должен был следовать ему примеру, пока не придет Тот, Кто даст Новый Завет. Поскольку народу говорилось о необходимости безоговорочного послушания Божиему Пророку (стих 19), который явится в будущем (подразумевается Христос) лжепророчество рассматривается тут как равное покушению на верховные прерогативы Бога. По этой причине лжепророк подлежал смерти. Имелось два способа проверки истинности слов: 1. Его слова должны были согласовываться с Божией Волей и словом Его. 2. Истинное пророчество должно было осуществиться. Билет 3. 1. Название книги Левит в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание. Название книги происходит от греческого слова Леуитикон — прилагательного, которое было использовано переводчиками «Септуагинты» в качестве заглавия этой книги, т. к. в ней идет речь о священнических церемониях и установлениях. Оно взято из так называемого Latin Vulgate, т. е. общепринятого латинского текста Библии. Еврейский же заголовок книги звучит как Ваикра, т. е. («И воззвал Господь»); с этих слов книга начинается). Авторство и время написания книги. Считается, что автором книги был Моисей по определенным соображениям: 1. То, о чем говорится в книге было открыто Моисею на Синае, а также сведения народа доведено через него, то считается, что он и был тем человеком, который написал Божественные откровения. 2. Книга Левит — логическое продолжение Исхода, и т. к. авторство Моисея в написани Исхода считается доказанным, значит и эту книгу написал Моисей. 3. Господь Иисус потверждает, что автором является Моисей, ссылаясь на закон очищения от»проказы». Эта книга была написана Моисеем после написания Исхода, во 2 половине 15-го века до Р.Х. В богословии, однако, существует так называемая «либеральная школа», которая отрицает авторство Моисея, и написание большей частью книги Левит, по крайней мере, в известной нам современной ее форме, относит к периоду после Вавилонского пленения (4 в. до P. X.); точку зрения представителей этой школы убедительно опровергают многие консервативные богословы. Содержание и литературный жанр. Содержанием книги Левит является Богопоклонение Израиля и все было связано с этим: жертвыприношения, священство, законы, которые могли объявить человека нечистым и т. д. Книга включает в себя свод правил и установлений относительно жизни и соблюдения святости (этической и церемониальной). Книгу Левит можно определить как памятник правовой литературы, отразивший действие аподиктического закона (нормы поведения) и закона казуистического (последствия). Действуя в исторических рамках завета, заключенного между Господом и Израилем, Бог избрал — средствами упомянутой литературной формы — раскрыть людям некоторые истины, касающиеся греха и его последствий, а также необходимости вести святую жизнь пред очами Его. Тема и структура книги. Тема книги Левит — это Богопоклонение каждого верующего израильтянина и его «хождение» перед святым Богом. Ключевым стихом книги является Лев. 19:2: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (ср. 20:26 и т. п. ). Левит — это книга святости («отделенности»; ср. 20:26). Структура книги соответствует ее теме. В главах 1-16 речь идет в основном о поклонении святому Богу, тогда как в главах 17-27 в первую очередь трактуется повседневное «хождение» в святости перед лицом Бога и перед окружающими. 2. Обличительная песнь Моисея (Втор. 32 гл.). Пророческое благословение Моисея народу Израильскому по коленам (Втор. 33 гл.). Б. Песнь Моисея (31:30-32:43). Песне Моисея (ср. ст. 19, 21) Израиль должен был научиться, чтобы исполнять ее при церемонии обновления Завета. Таким образом эта песнь является органической частью книги Второзакония (посвященной обновлению Завета на равнинах Моава), а не просто приложением к пятой книге Моисея. Будущее Израиля в песни рисуется в мрачных тонах, ибо богатство и благополучие могут привести к отступничеству от Бога. Рассмотрим кажду главу отдельно. 1. Поэтическое введение к песне (32:1-3). Обращаясь к земле и небу, подразумевало, что эта песнь имела значение для всего творения. Всякий кто будет слушать Моисея и следовать тому, что написано — достиг бы расцвета. Учение значит прославлять имя Господа, т. е., бегрешной природы Его и чудных его дел. Любой израильтянин, который станет над этим размышлять — будет Им благословляем. 2. Верный Бог и развратившийся народ (32:4-9). в ст. 4 Бог описывается как постоянный и неизменный. Стабильная жизнь — удел того, кто «опирается» на Него. В Господе нет неправды — он Истина. Но народ настолько развратился, что утратил сходство со своим небесным Отцом. Он действовал неправедно и вел себя аморально. Если Израиль сомневается в том, что все создал Господь, то им стоит оглянуться назад, дабы вспомнить свою историю. Призыв помнить насчитывается во Второзаконии шестнадцать раз, начиная с 4:10 и по 32:7. 3. Своим возникновением Израиль обязан Господу (32:10-14). Под пустеный, о которой идет речь в песне, подразумевается не только та, где евреи скитались 40 лет, но и Египет, страна где их угнетали, убивали. Но Бог уберегал Израиль, как зеницу ока Своего. (ср. Пс. 16:8; Прит. 7:2; Зах. 2:8). В песнь описывается образ орла — прообраз нежной и мудрой отеческой любви. Божия любовь. Орел всегда настороже, он защищает своих птенцов. Последние два стиха звучат как пророчество о пребывании Израиля в Обетованной земле, где Бог станет питать его маслом., молоком… и туком… овнов Васанских (Васан — плодородная земля, лежавшая на восток от Киннеретского моря, позднее названного морем Галилейским), пшеницею и вином. Под медом из камня, видимо, понимался мед, который пчелы в местах, лишенных леса, откладывают в расщелинах скал. А под елеем из твердой скалы — оливковое масло, получаемое из маслин растущих в горах. 4. В процветании Израиля — причина его отступничества (32:15-18). Преуспеяние — наиболее трудное испытание. Это напоминание верующему, как остро он нуждается в Божией помощи, но при полном благополучии, когда достигается высокое благосостояние — о Боге легко забывают. Израиль оставил Господа. Они стали поклоняться идолам, бесам, забыв о своем Заступнике. 5. Господь покарает Израиль (32:19-27). Из-за того, что Израиль отступили в Яхве пробудился великий гнев и изольет его на всех (евреев, сынов и дочерей Своих). В Своем гневе Бог лишит их Своего присутствия и покарает Израиль — над ним одержит победу темные силы языческих племен. В стихах 23-27 подробно описано, что ожидает Израиль: голод, эпидемии, гибель от зубов животных и ядовитых, разразятся жестокие войны. 6. Отсутствие проницательности у Израиля (32:28-33). «Все сие» постигнет израильтян за то, что они окажутся неспособны предусмотреть катастрофические последствия своего мятежного поведения (стих 29), хотя сверхъестественный характер Божиих кар будет очевиден (стих 30). Победу тех («суд») да не приписывают какому-то божеству врагов Израиля (стих 31), ибо заступник их — не таков как наш Заступник. Но язычники явятся орудием Божией казни. Столь порочны и злы будут каратели Израиля (включая ассирийцев и вавилонян), что прообраз их видится Моисею в Содоме и Гоморре, и «плоды», приносимые ими (ягоды их) он называет ядовитыми и горькими (стихи 32−33). 7. Сострадание Бога и Его отмщение врагам Израиля (32:34-43). Хоть Господь позволит покарать Израиль Своим врагам, но ответственность с них не снимется и воздаст им за это зло. При этом, Господь проявит сострадание к народу, увидев, что рука их ослабела (гордыня ослабеля, надеявшись на чужих врагов). Бог судил Израиль, что кроме Господа и только Он властен над смертью и жизнью — вот главная цель суда Божиего. Когда же Израиль осознает, то Бог отомстит врагам — всем кто Его ненавидит. Радоваться «очищению» Богом земли от ненавидящих Его призываются в песне Моисея не только иудеи, но и другие народы (в русск. Библии — язычники). Пророческое благословение Моисея народу Израильскому по коленам (Втор. 33 гл.). Г. Благословение Моисея (гл. 33). 1 Вступление (33:1). Перед смертью отцы благословляют своих детей - это принято с древнейших времен. Моисей — вождь исхода, в каком-то смысле его считают отцом Израиля. |