ДОКЛАД. ответы навопросы. Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание
Скачать 488.5 Kb.
|
Глава 33 местами трудно поддается пониманию — по причине встречающихся в ней слов, которые редки в употреблении. 2. Хвала Моисея Господу (33:2-5). Моисей начинает свою хвалу с того, как Господь дал через него закон народу. Это и было центарльным событием Израиля. Чтобы стать единым народом — Израиль должен был объединиться на общинных началах (см. ст. 5, где о Моисее, на основании роли, которую он исполнял, говорится как о царе Израиля), получить единую конституцию (Закон, ст. 4) и сделать свою землю общинным достоянием. Такой народ и начал формироваться из потомков Иакова. Когда Бог явился Моисею на горе Синай ему сопутствовали тысячи и тысячи («тьмы») ангелов (в русской Библии святых). 3. Благословление Моисеем племен (33:6-25). Здесь Моисей благословляет следующих: а. Рувим (33:6). Пожелание — чтобы жил. Подразумевалось, что предвиделись большие несчастья, в силу что отрицательные особенности, присущие характеру потомков Рувима, могут навлечь на них немалые беды. б. Иуда (33:7). Здесь благословение Иуды в сущности является молитвой о его военных успехах и о неизменной помощи ему свыше, ибо Иуда шел впереди других племен (Чис. 2:9) и в битвах они были впереди. в. Левий (33:8-11). Хвала Левию воздается за верность. Затем хвала воздается племени в целом. Священники из племени Левия должны были учить Иакова (синоним Израиля; ср. Втор. 33:28) Божиим заповедям и закону, а также отправлять службу в скинии (ст. 11): о деле рук его благоволи. Как часть молитвы о Левин в ст. 11 звучит просьба поражать ненавидящих его, кем бы они ни были. г. Вениамин (33:12). Моисей сказал, что он возлюблен Богом и пребывает под Его защитой и покровительством. Вениамин — потомок младшего сына Иакова, который был ему дороже всех остальных. д. Иосиф (33:13-17). Моисей вознес молитву о его материальном процветании. Приносить урожаи земля может, если на нее падет роса с небес и если подземные воды будут ее питать. Богатейшие урожаи, которые предстояло собирать племени Иосифа, названы тут вожделенными дарами земли — благословением Того, Кто явился Моисею в терновом кусте (Исх. 3), т. е. Бога. Затем Моисей вознем молитву о военных успехах Иосифа — его сравнили с крепки тельцом (быком), которые пронзает рогами своими другие народы. Племя Иосифа раздедялось на два племени: Манассии — первенца его, Ефрема — младший брат Манассии. Хоть Манассия и был старшим братом, дед Иаков благословил как первенца — Ефрема. Поэтому Моисей изначально упомянул Ефрема и исчисляет ему десять тысяч потомков, а Манассии — тысячу. е. Завулон и Иссахар (33:18-19). Завулон и Иссахар, упоминаемые здесь вместе, вместе упомянуты и в благословении Иакова (Быт 49:13−15), а также в Песне Деворы (Суд 5:14−15). Фраза в путях твоих… и в шатрах твоих — литературный образ, подразумевающий повседневную человеческую жизнь, что-то вроде «в делах твоих и в доме твоем». Призыв «веселиться» указывает на то, что эти два племени могли изо дня в день рассчитывать на Божии благословения. ж. Гад (33:20-21). Гад избрал себе кусочек земли прежде других — выбор был утвержден законодателем (Моисеем) и главами других племен. Гад принял участие в битвах за Ханаан и исполнил правду Господа и суды с Израилем. з. Дан (33:22). Говоря о Дане как о молодом льве, Моисей, скорее всего, имел в виду могущество этого племени в будущем. и. Неффалим (33:23). Это благословение подразумевает будущее благоприятное местоположение племени Неффалима — на юге, близ моря, (вероятно, имелось в виду Киннеретское море, земля в районе которого отличается плодородием) — это племя будет отмечено благоволением и благословениями Господа. к. Асир (33:24-25). . Само имя «Асир» означает «благословенный», «счастливый». Все образные выражения в этих стихах свидетельствуют о необычайном процветании, ожидавшем племя Асира. 4. Заключительная хвала Моисея Господу (33:26-29). Мажорными нотами хвалы «древнему Богу Израилеву», не имеющему себе подобного, Который сошел с небес на помощь народу Своему, завершается песнь Моисея. Под защитой Его ты живешь безопасно, в изобилии; блажен ты, потому что Господь хранит тебя, — в последний раз напоминает он Израилю. Билет 4. 1. Название книги Второзакония в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание. Своим русским названием эта книга обязана неверному переводу в Септуагинте 18-го стиха из 17-ой главы. По-русски это место звучит в синодальном переводе так: «должен списать для себя список закона сего...». Вот это «списать... список» (как бы «вторично воспроизвести его») было передано переводчиками Септуагинты словом Δευτερονόμιον [деутерономион] (букв. «второй закон»), которое в IV-ом в. при переводе Библии блаж. Иеронимом Стридонским на простонародную латынь было переведено как Deuteronomium, т. е. Второзаконие. Еврейское название книги звучит как ֶּלה< ֵדF ַ [эйле ха-дварим] — «Сии суть слова» или ִים ְָּדF [дварим] — «Слова», что соответствовало распространенному у евреев обычаю называть книги по первому слову или словам текста (см. 1:1). В еврейских источниках эта книга называется как повторение закона, поскольку представляет собой повторение всех предыдущих книг. Дата написания книги и ее автор. Как и предыдущие книги автором является Моисей. Богословы, получившие название «либеральных», так и не пришли к единому мнению относительно того, кто же написал Второзаконие. Согласны между собой они были только в том, что автор книги был не Моисей. Большинство их утверждало, что книга была создана в VII-ом до Р.Х. Выдвигался и другой аргумент в пользу поздней даты написания Второзакония, а именно: содержащееся в нем повеление Бога Израилю устроить для себя центральное святилище (Втор. 12:1-14). Третий аргумент в пользу создания Второзакония в VII-ом в. до P. X. состоит, по словам критиков, в наличии в книге материала, явно относящегося к после-Моисеевому периоду (например, глава 34, в которой записано о смерти Моисея). Четвертым аргументом в пользу поздней даты и против авторства Моисея является то, что Второзаконие содержит несколько предсказаний о рассеянии Израиля и о последующем его воссоединении (4:25-31; 28:20-68; 29:22-28; 30:1-10; 32:23-43). Можно заключить, что серьезных аргументов против того, чтобы принимать Второзаконие за то, чем оно претендует быть, в сущности, не имеется; это — слова Моисея, обращенные к народу в конце XV-го века до P. X., когда Израиль готовился войти в Обетованную землю. Структура книги. Второзаконие построено по тому же принципу, как и так называемые вассальные договоры — формы соглашений, типичные для II-го тысячелетия до P. X. Структура Второзакония близка этой структуре, поскольку 1:1-4 образуют преамбулу; 1:5-4:43 — исторический пролог; 4:44-11:32 отражают общее условие; главы 12-26 — конкретные условия; главы же 27-28 содержат благословения и проклятия. (Конечно, Яхве, будучи единственным истинным Богом, не призывал других божеств во свидетельство Своего договора с Израилем.) Этим и прочим аналогиям уделяется особое внимание в данном комментарии. Упомянутое сходство Второзакония с вассальными договорами, типичными для 2-ого тысячелетия до P. X., тоже является аргументом в пользу ранней датировки книги. Цель написания книги. Книга носит характер проповеди. Моисей проповедывал Израилю Закон, чтобы слово Божие было запечтлено в их сердцах. Его цель состояла в том, чобы привести народ к обновлению Завета — добиться, чтобы евреи обновили свои обязательства перед Богом. Лишь предавшись безоговорочно в волю Господа, мог народ надеяться, что войдет в Обетованную землю, одержит победу над жителями ее, и станет сам жить в ней, в процветании и мире. 2. Обет назорейства и слова священнического благословения (Числ. 6 гл.). Отличительные черты Моисея как пророка (Числ. 12 гл.). 4. Закон о Назорействе (6:1-21). 6:1-12. Посвящение (гл. 6) неразрывно связано с очищением (гл. 5). Священническое, левитское, служение было исключительно привилегией тех, кто принадлежал к племени Левия, но здесь Господь вводит закон, который позволял любым мужчине или женщине Израиля, пожелавшим этого, по обету, данному Господу... посвятить себя на какой-то период времени служению Ему. Иногда такие обеты давались родителями от имени их детей, но обычно обет давал взрослый человек. Тот, кто принимал такое решение, назывался назореем (от назар — "посвящать"). Все время, пока длилось его назорейство, человек должен был воздерживаться от вина и крепкого напитка, прошедших стадию брожения, а также от винограда и всего, что производилось из него (Чис. 6:3-4); нельзя было брить голову и касаться мертвого тела. Если же это нарушилось — то ему состригали волосы, а также принести жертву в виде двух горлиц или голубей. И только после этого мог заново приступть к назарейству. 6:13-17. Когда исполнятся дни назорейства его, он должен был привести в скинию однолетнего агнца... во всесожжение... однолетнюю агницу (овечку)... в жертву за грех и… овна без порока в жертву мирную. Всему этому сопутствовали хлебные приношения и возлияния (корзина опресноков из пшеничной муки... помазанных елеем (маслом)... и хлебов, испеченных с елеем); без этого не могло произойти официального завершения назорейского посвящения. Было два вида жертв: за грех и мирная жертва. За грех — очистить душу от грехов, мирная — отношения назарея и Господа в гармонии. 6:18-21. Затем назорею следовало остричь свои волосы и бросить их на огонь жертвенника под мирною жертвою. Возможно, этот акт — "принесения волос" — символизировал посвящение назореем всего его опыта — Господу. А для посвящающего он символизировал благословения Того, от Которого — все благословения. На завершающем этапе священник должен был принести в мирную жертву овна; затем, по возложении отборных частей его и хлебного приношения на руки назорею, — предложить мясо и хлеб Господу. Приношение потрясания означало, что все это являлось жертвой Господу и Его слуге-священнику. 5. Закон о священническом благословении (6:22-27). Чис 6:22−27. Призывая милость Божию на народ, священник должен был следовать формуле благословения — молиться. Отличительные черты Моисея как пророка (Числ. 12 гл.). В. Бунт Мариами и Аарона (глава 12) Чис 12:1−3. Мариамь и Аарон, старшие сестра и брат Моисея, стали подвергать сомнению его авторитет и право руководить народом — якобы потому, что он женился на Ефиоплянке. Само по себе вступление Моисея в брак не подлежало осуждению, поскольку «ефиоплянки» не были среди тех, на ком евреи не могли жениться (Исх 34:11,16). Автор Чисел (сам Моисей) произносит примечательные слова, свидетельствующие, что зависть эта не имела оснований, т. к. он, Моисей, не был надменным и заносчивым, но был кротчайшим из всех людей на земле. Моисей — автор Священных Писаний; он создавал их, охваченный особым вдохновением. Именно и только под руководством Святого Духа мог человек заявить подобное о самом себе, вероятно, вопреки собственной воле и природным наклонностям. Чис 12:4−8. В их конфликт вмешался Господь. Он принял сторону Моисея. В возвышенно-поэтическом обращении к ним Господь напоминает, что обычно Он открывается пророку в видении и говорит с ним во сне, но с Моисеем… не так, как с другими, ибо с ним Он говорит устами к устам (сравните Втор 34:10) — антропоморфический образ, означающий, что Бог говорил с Моисеем непосредственно. И это потому, что Моисей — верен во всем дому Моем (Чис 12:7; сравните Евр 3:2); имеется в виду верное исполнение Моисеем его роли посредника между Богом и Израилем. Бог говорил к Моисею явно, а не в гаданиях. Ему не надо было приспосабливаться к Моисею посредством метафор и разного рода иносказаний: Моисей пребывал с Богом в столь личных отношениях, что в состоянии был понимать «язык» неба. Моисей видел лишь образ Господа, но и это было привилегией, которой никто, кроме него, удостоен не был. Чис 12:9−15. Господь наказал Мариамь проказой. Аарон сразу обратился к Моисею, попросив его заступиться за нео перед Господом. И Моисей взмолился Богу, движимый как чувством любви к сестре, так и потребностью вмешаться, и умолял Его исцелить Мариамь. Господь заклеймил презрением самонадеянность Мариамь, наслав на нее ужасную кожную болезнь. И вот, в соответствии с церемониальным законом, который требовал, чтобы больной человек жил вне стана семь дней (Лев 13−14), Мариами именно так и пришлось поступить. Билет 5. 1. Творение мира (Быт. 1:1-25, 2:1-6) и человека (Быт. 1:26-30, Быт. 2:7-25). По сказанию бытописателя, Бог является Творцом Мира в собственном смысле, когда Он произвел «из ничего» самое вещество мира. Это первое творение, когда «Все вообще создал Живущий во века» (Сир. 18:1) затем уже из первозданного, но ещё «неустроенного» вещества происходит второе творение, совершившееся в течение шести дней, когда всесильная рука Божия, по словам Писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир «из необразного вещества» (11:18). Создавая этот труд для Израиля, Моисей стремился изобразить Бога как Основателя и Творца жизни во всей ее полноте; он стремился показать, что Бог, сотворивший Израиля, — тот же самый Бог, который сотворил мир и все, что в нем, и что теократическая форма правления зиждется таким образом на высшей и всеобъемлющей власти Бога-Творца. Израилю следовало познать, какой Бог образовал его как народ, познать, что он сам, его закон, обычаи и верования уходят корнями в то, что представляет собой этот Бог. Мир выстроен не сразу, постепенно. Состояние [тоху вавоху] сотворено, потом происходили изменения. Мир создан не на уничтожение тьмы, а на прохождение света во тьме Тьма не существует вместе со светом, но и свет не уничтожает тьму. В первые три дня творения периодическая смена дня и ночи могла обуславливаться не восходом и заходом солнца, а вращением земного шара. Последовательною сменою света и тьмы, вечера и утра определился первый день творения. Быт 1:6−8. В день второй Бог отделил атмосферные воды (воду; точнее, по-видимому, водяные пары) от тех, которые покрывали землю. Он отделил их друг от друга выгнутым пространством неба; в Библии оно названо твердью (в подлиннике — «покрышка»). Речь идет об атмосферной оболочке земли; представляется, что в те необозримо давние времена плотная влажность «обволакивала» землю. Быт 1:9−13. Суша, с ее растительным покровом, была сотворена в день третий. Растительная жизнь является частью упорядоченной вселенной, и начало ей положил Бог — однажды и навсегда (а не по принципу «циклического» умирания и возобновления жизни, как этот описывается в языческих мифах). И Он же положил пределы суше и морям (сравните с Иов 38:8−11), так что тщетно веровали язычники в «божества бездны» как в силы, с которыми следует считаться. Быт 1:14−19. В день четвертый появляются солнце (для управления днем; стих 16), а также луна и звезды — для управления ночью. Светила эти либо были сотворены уже имеющими определенный возраст либо были созданы ранее, и только теперь стали видимы с земли. Быт 1:20−23. Пресмыкающихся (по другим переводам — «движущихся») тварей морских и птиц небесных Бог сотворил в день пятый. В стихе 21 второй раз в этой главе повторяется «бара» — «сотворил». Крупные морские «чудища», ставшие предметом языческого поклонения в древнем мире, были таким образом ничем иным, как творением могучего Бога. И самая способность их плодиться и размножаться явилась результатом Его благословения (стих 22). Быт 1:24−31. День шестой, когда Бог сотворил не только диких зверей земных, часть которых будет впоследствии приручена людьми и станет «домашними» (скотом) и наземных пресмыкающихся (гадов), но и человека, стал кульминационным днем творения. Упоминаемый последним при перечислении всего созданного Богом, человек, тем не менее, был именно сотворен, а не сформировался в процессе эволюции. Творение человека. (Быт. 1:26-30). Он был сотворен по образу Божию (стих 27; буквально — «в существе своем по образу Божию»); заметим, что к образу этому был приобщен лишь человек. Но самое слово «образ» (селем) употреблено тут в переносном смысле, потому что Богу человеческое обличье не присуще. Быть созданным по образу Божию означает, что люди разделяют — хотя и не в совершенстве и ограниченно — Божию природу, то есть обладают рядом Его атрибутов, которые и обусловливают их способность к духовному общению с Творцом; вот они, эти атрибуты: человек — это личность; ему дана жизнь; ему присущи стремление к истине, мудрость, любовь, святость, жажда справедливости. Сотворение Богом человека по образу Своему было целенаправленным: людям предстояло владычествовать (стихи 26,28), т. е. управлять; другими словами, быть «представителями» на земле суверенного небесного Владыки. (В свое время фараоны — идолопоклонники практиковали нечто «подобное»: они приказывали отливать изображавшие их статуи, как бы «представлявшие» их владычество над землей Египта.) Однако по причине вторжения в мир греха не все покорилось человеческой власти (Евр 2:8). Полное владычество над землей осуществит Иисус Христос (Евр 2:5−8) по Своем втором пришествии. Сотворив мужчину и женщину, Бог благословил их, дав им способность плодиться и размножаться. Самое это понятие — «благословения» подразумевает в книге Бытия дарование процветания и плодородия (чадородия). Какой огромный смысл таили в себе на будущее эти дивные распоряжения Бога для Израиля, которому предназначено было стать Его «уполномоченным» на земле! Ведь именно Израилю надлежало войти в обетованную землю и жить там в ожидании не оскудевающих Божьих благословений. Божественный образ, свойственный человеку, личности Адама, относится ко всему человечеству, ко «всечеловеку». Поэтому в роде Адама умножение личностей, из которых каждая сообразна Богу, можно было бы сказать множественность образа Божия во множестве человеческих ипостасей, совершенно не противоречит онтологическому единству природы, общей всем людям… Существует одна природа, общая для всех людей. «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт 1:29-30). Первоначальная пища человека — растительная. Первоначально (до грехопадения) поедание одного живого существа другим было в принципе невозможно, поскольку это связано со смертью. Господь назначает в пищу человека «всякую траву, сеющую семя», то есть хлебные злаки, и всякое древо «всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя», то есть плоды различных деревьев; животным же назначает в пищу «всю зелень травную», то есть траву в собственном смысле. Таким образом, человеку и животным была назначена только растительная пища. Для человека разрешение употреблять в пищу животных последовало только после потопа (Быт 9:3). Творение мира и человека (продолжение). Быт 2:1−3. К седьмому дню Бог сотворил небо и землю, и все воинство их. Под «воинством небесным» подразумеваются или ангелы или горящие на небосклоне звезды, которые напоминают «воинские ряды»; «их» означают, однако, что речь идет о воинстве небес и земли, и тут, по-видимому, разумеется все то лучшее, что имеется в обеих сферах. Именно эта мысль передана в Септуагинте, где слову «воинство» соответствует «украшение» (зеба). Повествование об обитании первого человека в раю бытописателем предваряется кратким замечанием о происхождении мира. Бытописатель останавливается на происхождении растительного царства, которое появилось на земле без дождя и без рук человеческих (Быт. 2:5), при чем необходимая для жизни растений влага обеспечивалась обильными испарениями, поднимавшимися с земли (Быт. 2:6). И благословил Бог седьмой день, и освятил его, потому что им запечатлено было завершение творения. С этого момента субботний покой Бога становится преобладающей темой Писания. Творение человека. Здесь обращают на себя внимание два момента: сотворив человека из праха земного, Господь вдунул в него (буквально — «в ноздри его») дыхание жизни. Человек был создан Им из «земного материала» и является земным. Вопреки мечтам, которые овладеют им позднее, «стать, как боги» (3:5). Быт 2:8−10. Человек был помещен в совершенные условия. Рай (или сад в Едеме) явился местом испытания человека на способность к послушанию. Описание рая (стих 8) и деревьев (стих 9), и реки, вытекавшей из него (стих 10), завершается заповедью: человек мог наслаждаться всем этим, но не должен был есть от запретного дерева (стих 17). Бог создал деревья, два из них были особыми: одно давало жизнь, второе давало познание добра и зла, если съесть их плоды. Быт 2:11-14. Здесь описываются богатство известного тогда мира. Быт 2:15-17. Назначение человека состояло в осуществлении им духовного служения. Какую бы работу ни исполнял человек, она должна быть его служением Богу. Первая заповедь Бога, обращенная к человеку, касалась жизни и смерти, добра и зла. Человек может есть плоды от любого дерева в саду, но вкусив плод от запретного — умрет. Быт 2:18-25. В стихах рассказывается о сотворении женщины и об установлении института брака. Мужу и жене Бог предназначил быть в духовном единстве, чтобы они могли Ему служить. Адам был один, одинок, тогда Он усыпил его и из ребра сотворил жену. Адама и Еву объединяла общая природа. Высшая точка — брак. Нагота Адама и Евы (стих 25) говорит о том, что они не стеснялись друг друга, не подозревая один в другом нечистых или злых умыслов. Такое общение, исполненное взаимного доверия, нарушилось при грехопадении и лишь в благополучном браке сохраняется до известной степени. «Нагота» имеет тут и буквальный и переносный смысл, свидетельствуя о первоначальной безгрешности первой четы. |