ДОКЛАД. ответы навопросы. Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание
Скачать 488.5 Kb.
|
2. История пророка Валаама. Его пророчество о Спасителе (Числ. 22-24 гл.) Израиль захватил и взял под свой контроль всю Трансиорданию между горой Ермон (Втор. 3:8) и р. Арнон, а на востоке — до самой аммонитской земли. После этого евреи беспрепятственно двинулись к равнинам Моава, готовясь к нападению на Ханаан. IV. Моавитяне и Валаам (22:2-25:18). А. Тяжелое положение Моава (22:2-4а). 22:2-4а. Когда Валак, царь Моава, увидел, что сделал Израиль с Аморреями, то пришел в ужас и сам, и народ его, и стали они искать выхода из обстоятельств, которые, как им казалось, грозили им неотвратимой гибелью. Однако напрасно боялся Валак — ведь Моавитяне, будучи близкими евреям по крови (ср. Быт. 19:26-37), так же, как и аммонитяне, не подлежали нападению со стороны Израиля. Фактом является то, что Господь недвусмысленно открыл ему через Моисея, что всячески должен избегать вражды с едомлянами (Втор. 2:5-6), моавитянами (Втор. 2:9) и аммонитянами (Втор. 2:19). Они были отдаленно связаны родством с Израилем, так что, бояться им нечего. Б. Обращение за помощью к Валааму (22:4б-20) 22:4б-5. Валак знал, что Израиль значительно превосходит его в силе, чтобы он мог нанести ему поражение в войне, а потому решил обратиться к известному прорицателю (ср. 24:1; Иис. Н. 13:22) Валааму, сыну Веорову, чтобы наслал проклятия на Израиль. 22:6-8. В числе прочего этим прорицателям или волхвам приписывалась действенная сила проклятий. Произнося их в адрес намеченных жертв, они прибегали к какому-то особому языку, пользовались предназначенными на этот случай формулировками, и проклятия так или иначе действовали. И вот Валак попросил Валаама прийти в Моав и произнести проклятие на Израиля, которое, по крайней мере, настолько бы ослабило его, чтобы ему можно было нанести поражение. Валак признал репутацию Валаама как человека, чьи благословения и проклятия действительно имели силу. Приняв посланных к нему царем, Валаам просил их провести ночь у него, чтобы дать ему время испросить воли Господней на этот счет. Валаам выразил намерение вступить в контакт с Богом. 22:9-12. Господь явился к волхву и и предупредил его, чтоб не поступал во просьбе Валака и не вздумал проклинать Божий благословенный народ. 22:13-20. Вняв предупреждению Господню, Валаам сказал посланцам Валака: пойдите в землю вашу; ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами. Но Валак, упорствуя, направил к нему посланцев еще более знаменитых, которые и повторили просьбу царя, а чтобы она прозвучала как можно убедительней, пообещали волхву большое вознаграждение. Но Валаам снова отказался идти с ним, сколько бы золота и серебра ему не предложили. И все-таки он пообещал посланцам еще раз вопросить Господа. На этот раз Господь дал ему разрешение — не проклинать Его народ, но пойти в Моав, чтобы Он, Господь, мог явить славу Свою через Валаама. В. Путешествие Валаама (22:21-35). 22:21-28. На следующий день Валаам, оседлав ослицу свою, отправился в Моав, но Господь прогневался на него и встал на его пути, приняв вид Ангела. В образе Ангела явился Сам Господь. Когда увидела ослица Ангела, она свернула с дороги и пошла на поле. Под ударами Валаама она вернулась на дорогу, но там опять столкнулась с Ангелом в узком проходе меж двух стен. Испугавшись, она прижалась к стене и прижала к ней ногу Валаама, за что тот снова стал бить ослицу. Но Ослица не могла пройти мимо пройти Ангела, тогда она легла под Валаамом. Прорицатель снова стало бить ослицу и та заговорила, поинтересовавшись у него зачем же он ее бил. 22:29-35. Первоначально единственной реакцией Валаама была злость. По вине ослицы он прилюдно попал в смешное положение; если бы у него был меч сказал Валаам, он убил бы ее на месте. Валаам кажется понял, что происходило, и тогда Господь дал виденье ему и тот увидел стоящего Ангела. Валаам пал ниц и услышал упрек Господа в том, что отправился на неправедное дело. По словам Господа, Валаам остался в живых лишь потому, что ослица увидела Ангела и свернула в сторону. Тогда Валаам признал свой грех, выразившийся в том, что в действиях ослицы не увидел руки Господа. Он изъявил намерение вернуться в Пефор, но Ангел Господень повелел ему идти с тем, однако, чтобы говорить только то, что Бог прикажет ему (ср. ст. 20). Г. Прорицания Валаама (22:36-24:25). 1. ПОДГОТОВКА К ПРОРИЦАНИЯМ (22:36-23:6). 22:36-38. Когда Валак, царь Моава, встретился наконец, с Валаамом, то стал укорять его за то, что так долго не шел. Прорицатель решил говорить только то, что Бог велел ему. 22:39-23:6. Вдвоём пошли в Кириаф-Хуцоф и там совершилась подготовка к порицанию. На следующее утро они поднялись на Вамот-Ваал откуда могли увидеть часть народа израильского. Валаам велел Валаку возвести там семь жертвенников, на которых можно было бы принести в жертву семь тельцов и семь овнов, по тельцу и по овну на каждом жертвеннике (ср. 23:14, 29-30). После принесения жертв Валаам уединился, чтобы получить откровения от Господа. Валаам продолжал свои попытки вновь вступить в контакт с Богом Израиля, хотя методы, к которым он для этого прибегал, не были предусмотрены израильским Законом. И встретился Бог с Валаамом... и вложил ему в уста то, что он должен был передать Валаку. 2. ПЕРВОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:7-12). 23:7-12. В первом из своих четырех больших прорицаний Валаам вначале вкратце напомнил, каким образом оказался он здесь, и что ему велено было сделать (стих 7). И затем он спросил, как же проклясть ему Израиль народ, который благословил Бог. 3. ВТОРОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:13−26). На этот раз Валаам пошел на горы Фасги, там возвели еще семь жертвенников. Вновь Валааем решился вступить в контакт с Богом и снова вернулся к Валаку с известием. И снова были в его прорицании вступительные слова (ст. 18-20), которые прямо возвестили Валаку, что неизменяющийся Бог Израиля обещал благословлять Свой народ и от этого намерения не откажется. Более того, благословлять Он только что приказал и Валааму, и в свете нерушимых обязательств, связывающих Бога с Израилем, нет у Валаама силы делать что-то иное. Затем Валаам сообщил, что Израилю даровано процветание. 23:25-26. В унижении и страхе Валак просил Валаама, если не проклинать, то и не благословлять Израиль, но Валаам напомнил ему, что он — в руках Господа, и делать может лишь то, что Он ему повелит. 4. ТРЕТЬЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:27-24:14). В третий раз предложил Валак Валааму проклясть Израиль. Взошли они на вершину Фегор, снова воздвигли семь жертвенников и принесли жертву. Валаам, понявший к тому времени всю бесполезность волхвования против народа, который Бог решил благословлять, не стал более прибегать к своим обычным методам, а взглянул с вершины на войска израильские, выстроенные по коленам. И вот под воздействием Духа Божьего произнес он третье свое прорицание. Чис 24:3б−7. В начале своего третьего прорицания Валаам засвидетельствовал, что теперь (может быть, впервые) глаза его и уши открылись — для принятия истины Божией, и что ему даны были видения о целях Бога в отношении Израиля. Описал он Израиль как народ благословенный, который пересекает пустыню, подобно цветущему оазису. 24:8-9. Валлам снова повторил, как Бог избавил Израиля и защищает его. Сравнил Израиль с львом. В заключение Валаам произнес такие слова: Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! Чис 24:10−14. Валаак понял, что Валаам не может или не хочет проклинать Израиль, царь отпустил волхва, даже не заплатив ему. 5. ЧЕТВЕРТОЕ ПРОРИЦАНИЕ (24:15−19). Чис 24:15−16. Четвертое пророчество Валаама начинается, как и третье, — с признания того, что истинное понимание приходит только от Бога (сравните стихи 3−4). Язычник Валаам называет Его тремя именами: Бог, Эль (евр), Всемогущий. Чис 24:17. Открытие истины Валааму начинается с видения им звезды и скипетра (жезла), которые появятся в Израиле (царские достоинства). Продолжая пророчествовать, Валаам сказал, что этот царь поразит князей Моава и всех сынов Сифовых. Чис 24:18−19. Едому тоже угрожало завоевание Израилем. Валаам сказал, что правящий Израилем (Происшедший от Иакова) придет и разрушит остатки города. 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА (24:20−25). Произнес Валаам слово и относительно Амалика. Прежде он упоминал Агага (стих 7), царя амаликитян. Амаликитяне тоже нападали на Израиль — как только он вышел из Египт, а, значит, и они подлежали суду Господню. Чис 24:21−22. Затем Валаам обратился к Кенеям и изрек в отношении них, что, хотя они и живут в хорошо защищенном месте, их уведут в плен ассирийцы. Но разорен будет Каин. Чис 24:23−25. Наконец, Валаам бросает взгляд в далекое будущее и говорит о появлении кораблей из Киттима, которые принесут гибель и Ассуру и Еверу. Билет 8 1. Название книги Чисел в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание. Свое название книга получила из Септуагинты, где по-гречески называется Арифмои — в переводе числа. В книге приводится множество статистических данных, поэтому у нее такое название. По-еврейски Книга называется бемидбар, что соотвествует пятому слову от начала повествования: в пустыне. Авторство. Автором также является Моисей, хоть и не упоминается в Книге так часто. Те богословы, коорые отрицают его авторство, признают, что Числа от Пятикнижия неотделимы, но Моисеем автором не считают. Но Моисей, так или иначе, участник или свидетелех всех событий. Дата. Написание книги Чисел следует отнести примерно к 1406 году, ко времени, очевидно, предшествовавшему смерти Моисея (он умер именно в этом году). (О том, что исход начался в 1446 году, вывод делается на основании 3 Цар. 6:1, где говорится, что Соломон приступил к строительству храма иа 4- ом году своего царствования (т. е. в 966 г. до P. X. ), и было это 480 лет спустя после исхода). Цель книги. Книга Чисел представляется своего рода сводом руководящих наставлений для Израиля в его пост-синайский (т. е. после получения им закона на Синае) период. Это "руководство" касалось трех сфер: а) порядка, которому народу надо было следовать при передвижении его через пустыню, б) того, как следовало действовать священникам и левитам в условиях постоянного передвижения народа, и в) того, как должны были евреи готовиться к завоеванию Ханаана и к оседлому существованию там. Структура и общее содержание. В книге Чисел 36 глав. Книгу условно можно разделить на 3 раздела. Первая содержит события и постановления приуготовительные к путешествию от Синая (гл. 1–9). Вторая излагает само путешествие до границ земли обетованной (гл. 10–21). Третья повествует о событиях, случившихся на границах земли обетованной и о завоевании части ее по ту сторону Иордана (гл. 22–36). Кроме исторического повествования о странствовании евреев в пустыне, книга Чисел содержит весьма много законов – частью новых, частью уже известных из книги Исход и Левит, но повторенных по разным случаям. Большая часть сих законов касается священного чина жреческого и левитского, также праздников, жертв и обетов; но не мало законов и чисто гражданских. 2. Постановления о жертвоприношениях (Лев. 1-7 глл.). Этот первый раздел как бы представляет собой справочник — как для народа, так и для священников — по жертвоприношениям. А. Законы о жертвоприношениях (главы 1−7). Это Божественное откровение, данное через Моисея, фактически является обрядовым руководством по пяти основным видам приношений на жертвенник. Главная часть этого руководства (1:1 — 6:7) адресована «сынам Израилевым» (1:2; 4:1). В ней содержатся общие правила, записанные так, как воспринимались они людьми, приносившими жертвы, и в общих чертах описаны ритуалы, которые следовало исполнять им, приходившим поклониться Богу, а также священникам, отправлявшим свою службу. 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ДЛЯ НАРОДА (1:1 — 6:7). Хотя в этом разделе правила жертвоприношений изложены так, как они должны были исполняться рядовыми членами общества, приносившими Богу жертвы, — их прилежно следовало изучать и священникам. Пять видов жертвоприношений, описанных здесь, — это всесожжение, хлебное, мирное, за грех и за вину. Первые три вида приношений часто назывались «приношениями приятного благоухания», потому что часть, сжигавшаяся на жертвеннике, производила «благоухание, приятное Господу». Согласно другим классификациям приношений, первые три вида жертв назывались «добровольными», а последние два вида — «вынужденными», т. е. приносимыми не добровольно, а по требованию закона. а. Закон о приношениях всесожжении (глава 1). 1) Вступление (1:1−2). В деталях ритуал жертвоприношений был расписан после того, как Господь воззвал (подчеркивается значительность и торжественность момента откровения) к Моисею, и сказал ему из скинии собрания. Лев 1:2. Этим стихом делается переход к закону о предложении всесожжения, поскольку в нем говорится: когда кто… хочет принести жертву, то следует принести крупный скот (телец) и мелкий (коза, овца). Как и при всех левитских жертвоприношениях, главной целью приношения всесожжения было получить очищение от грехов (1:4; сравните Чис 15:24−25), хотя цель более непосредственная состояла в том, чтобы выразить полную свою посвященность Господу. Хотя приношение всесожжения предписывалось народу как ритуал ежедневный, еженедельный и ежемесячный, отдельным людям оно предписывалось при очищении и совершении других церемоний. Всесожжение животных (1:3−9). Ритуал всесожжения, как и всех левитских жертвоприношений, предполагал непосредственное участие в нем — и это имело важное значение — того, кто приходил поклониться Богу: он сам приводил животное, возлагал на него руки, затем убивал его, снимал кожу, рассекая тушу на части и омывал ее. Однако те стороны ритуала, которые так или иначе были приурочены к жертвеннику, осуществлялись священником. Хотя возраст жертвенного животного мог колебаться от одной недели (22:26−27) до, вероятно, трех лет, при совершении многих ритуалов требовалось обязательно годовалое животное. Животное должно быть чистым в плане обряда, годным в пищу и быть домашним животным. Лев 1:4. За предложением жертвы следовало возложение на нее рук. Поклоняющийся Богу должен был положить свою руку на голову животного — с тем, чтобы оно было принято от его имени во очищение грехов его. Лев 1:5. Следующим шагом должно было быть заклание тельца пред Господом. Поскольку приводимые для приношения всесожжения овен или козел подлежали закланию «на северной стороне жертвенника». Следующий акт ритуала совершал священник, который собирал кровь в чашу и затем кропил ею все четыре стороны жертвенника. Лев 1:6−9. Сам человек, пришедший поклониться Богу, а не священник, должен был приготовить жертву всесожжения, т. е. снять с нее шкуру и рассечь ее на части, должен был вымыть внутренности животного, задние ноги. Об уникальности приношения всесожжения свидетельствует то, что священник должен был целиком сжигать животное на жертвеннике. 3) Приношение всесожжения из мелкого скота. К ним применялась те же требованияя и производилась та же ритуальная процедура. Дополнительное уточнение: заклание животного на северной стороне жертвенника. 4) Приношение всесожжения из птиц. Приносить голубку или молодого голубя можно беднякам, священник был обязан исполнять весь ритуал. Священник откручивал голову, нажимая ногтем на затылок, ломая шейную кость, так рвались пищевод и дыхательное горло. Кровь отцеживалась до последней капли. Отличительная черта приношения всесожжения — животное сжигалось целиком. При всесожжении Бог получал все, поклоняющийся Ему — ничего. б. Закон о хлебном приношении (глава 2). Хлебное приношение состояло из муки, смешанной с оливковым маслом и покрытой благовонием. Следовало солить. Приносилось как всесожжение или мирное подношение. Доп.приношение — было возлияние из вина или крепкого напитка. Объем как хлебного приношения, так и возлияния, зависел от того, какое животное приносилось на алтарь в качестве основной жертвы (ср. Чис 15:2−10). Однако, если всесожжения приносились за первосвященника или за народ в День искупления, когда совершался особый ритуал искупления, хлебное приношение не сопутствовало им (Лев 16:3,5,24). В числе особых ритуалов выделялиь: 1. Очистительный ритуал — назорейский обет, исцеление от проказы. 2. Ритуал ревности — приносились десятая часть ефы ячмиенной муки, без масла и благовония — такое разрешалось только бедным. Законом о хлебном приношении было предусмотрено подразделение его на виды — в зависимости от методов приготовления его: один вид непеченого приношения (2:1−3), три вида печеного (стихи 4−10) и особый вид — растолченных зерен, «высушенных на огне», как «приношение хлебное из первых плодов» (стихи 14−16). 1) Хлебное приношение непеченое (2:1−3). Ритуал хлебного приношения совершался в четыре приема: а) приходивший поклониться Богу заранее готовил его (стих 1,4−7) б) приносил его, вероятно, в чаше (сравните Чис 7:13) священнику в святилище (Лев 2:2,8); в) священник отделял горсть муки «в память» (стих 2,9, 16) г) сжигал эту часть приношения на жертвеннике в «благоухание, приятное Господу» (стих 2,9). Основное хлебное подношение состояло из пшеничной муки, смешанной с елеем и благовонием. Священник брал хлебное приношение у предлагавшего его и отделял горсть муки с елеем и со всем Ливаном (благовонием) и сжигал это на жертвеннике как некую часть в память — в знак того, что все отдается Богу. Когда хлебное приношение предлагалось священником, оно полностью подлежало сожжению на жертвеннике (6:22−23). Хлебное приношение описано в тех же терминах, что и всесожжение. Остатки от приношения хлебного отдавались священникам в пищу. То, что оставалось священников являлось самой святой частью. 2) Хлебное приношение печеное. (2:4−10). Жерттвователь выпекал лепешки, смешанные с маслом или помазанные им либо жарил на сковороде., либо делал масляную кашу. Характер ритуала был таким же, как и для непеченого хлеба. 3) Дополнительные инструкции относительно хлебного приношения (2:11−16). акваска и мед объявлялись несовместимыми с любым из хлебных приношений. Они разрешались при принесении первых плодов (23:16−17), но это, как уже говорилось, хлебным приношением не было, ибо им считалось лишь приносившееся на жертвенник, в приятное благоухание. Особенностью хлебного приношения являлось то, что оно не было связано с ритуалом пролития крови. Хлебное приношение символизирует личность Христа и подчеркивает заместительный характер Его смерти на кресте. в. Закон о мирной жертве (глава 3) Закон о приношениях мирной жертвы (ср. Лев 7:11−36) толкует о третьем виде так называемых «приношений благоухания приятного» .Мирная жертва во много параллельна всесожжению не только в отборе, но и вхарактере ритуала. При мирной жертве не приносили птиц, разрешались самки скота, а если жертва добровольная, то с деформированной конечностью. Приходивший к Богу не мог принести Ему мирной жертвы, предварительно не очистившись. Правила, касавшиеся принятия жертвенной пищи, даны не в наставление народу, а в воспомоществование священникам. Поначалу мирные жертвы не были обязательными. Единственным ежегодным праздником, когда они предписывались, был Праздник седмиц. Мирные приношения предписыались, например, для прекращения голода и болезней, в знак духовного обновления народа и т. д. Каждая из подвидов мирной жертвы приносился по соответствующему случаю или причине. Наиболее часто приносилась жертва благодарности или благодарения. Приносилась она в знак признания, подтверждения перед другими Божиего избавления. 2) Приношение по обету. В ритуальной форме или по исполнении обета как назорейский. Вместо нее могло быть и всесожжение. 3) Добровольное приношение предназначалось для выражения преданности или благоадрности Богу за какое-то неожиданное благословение. Официальные предписания закона о мирной жертве так же, как и закона о всесожжении, определялись типом жертвенного животного. 1) Мирная жертва из крупного скота (3:1−5). Жертва могла быть мцжского или женского пола. Животное должно быть без порока. Ритуал принесения мирной жертвы по характеру своему совпадал с ритуалом всесожжения, вплоть до распределения частей туши. Процедура подготовки была идентичной, различие было только в том, что сжигалось. При мирной жертве был тук (жир), покрывавший внутренности животного, обе почки и тук, сальник на печени. Жир сжигался сжигался священником на жертвеннике вместе со всесожжением, то есть на пепле всесожжения, оставшемся от утренней жертвы, либо, может быть, на тлеющих отстатках всесожжения, которое тот же человек принес перед тем, как принести мирную жертву. 2) Мирная жертва из мелкого скота (3:6-16). Приносить можно было и мужского и женского пола, без порока. Ритуал совершался такой же, разница — к сжиганию добавлялся весь курдюк. Мирная жертва из коз по ритуалу была идентичной, только у них нет курдюка. 3) Запрет, выраженный в итоге. Весь тук Господу. Израильтянам было запрещено его есть, а также есть кровь. Отличительная особенность мирного приношения состояла в том, что его следовало употреблять в пищу — перед лицом Господа — как предлагавшему его, так и членам его семьи (ср. 7:15). Мирное жертвоприношение символизировало мирное братское общение. г. Закон о жертвоприношении за грех (4:1 — 5:13). При совершении особых (одинаковых) ритуалов по случаю посвящения (освящения), окончания назорейского обета и очищения, когда требовалось принести всесожжение, прежде надо было принести жертву за грех. Кроме того, в каждый из ежегодных праздников требовалось ежедневно приносить козла — в жертву за грех всего народа; это правило не распространялось, однако, на ежедневные, еженедельные или ежемесячные всесожжения. В целом акт согрешения, который требовал жертвоприношения за грех, имел две определяющие характеристики: согрешение совершалось ненамеренно («по ошибке») и — оно было совершено «против каких-либо заповедей Господних» (это могла быть оплошность, мог быть и проступок). Структурно закон о приношении за грех (т. е. основная ритуальная часть его) подразделялся соответственно статусу жертвователя (священник, член совета старейшин, вождь или обычный человек). Можно было принести: тельца — для священника, козла — для вождя племени, обычному человеку — коза или овца, бедному — двух птиц и хлеб. Разница состоялась в социальном положении согрешившего. 2) Приношение за грех полагавшееся священнику (4:3-12). Если он совершал грех, то его грех делался виной всего народа. Поэтому, нужно было принести в жертву крупный скот- тельца, без порока. Ритуал был похожим как и при других жертвоприношениях, но в детяалях были различия: действе с кровью и какие части туши. Итак, жертвенное животное приводилось к дверям скинии собрания, и после возложения на него рук подлежало закланию пред Господа, несомненно на северной стороне жертвенника. Всего было три процедуры при совершении ритуала: первая — для первосвященника, была сложнее, чем вторая; вторая — для вождя племени или простого члена общества. Самой сложной была третья процедура — особый ритуал в День искупления. Самой простой была для бедного человека. В случае принесения жертвы за грех первосвященника священник вносил кровь в скинию собрания, опускал перст в чашу с кровью и кропил ею семь раз пред Господом пред завесою святилища, потом он наносил немного крови на роги жертвенника благовонных курений, а затем выходил во двор скинии, где выливал остатки крови тельца у подножия жертвенника всесожжении. Этот последний акт, по-видимому, не имел никакого ритуального смысла, а означал лишь то, что остатки крови выливались. Части туши распределялись в соответствии с одним из двух принципов, и характер ритуала зависел от того, приносилась ли жертва за грех священника (и даже всего общества, которое он представлял), или она приносилась за других. Священнику не разрешалось употреблять в пищу мяса животного, принесенного в жертву за его собственный грех, так что части туши, не сожженные на жертвеннике (все, что останется от тельца), должны были быть вынесены за стан, на место, почитавшееся ритуально чистым (где насыпался пепел), для сожжения их на дровах. 3) Жертвы за грех всего израильского сообщества. В остальной своей части этот ритуал был идентичен тому, который совершался при принесении священником жертвы за собственный грех. 4) Приношение за грех, совершенный начальником. Совершив грех по ошибке (неумышленный грех) племенной вождь должен был привести козла без порока. Специфика данного ритуала прослеживается лишь в священнодействии с кровью, которую в этом случае в скинию не вносили. После сожжения на жертвеннике покрытых жиром внутренностей священник, совершавший служение, получал мясо жертвенного животного в пищу для себя и своей семьи. Если процедура эта совершалась с верой, грех начальника искупался, и он получал прощение. 5) Приношение за грех, совершенный членами общества. За грех, совершенный неумышленно, рядовой член общества приносил жертву, подобную жертве своего начальника; только он приносил животное женского пола: или козу без порока, или овцу без порока. Весь ритуал жертвоприношения, независимо от того, козу приводили или овцу, был идентичен ритуалу жертвоприношения за грех, совершенный начальником. Важно, что тук (жир), сжигавшийся на жертвеннике был приятным благоуханием Господу. 6) Три вида проступков, требовавших жертвоприношения за грех (5:1−6). Лев 5:1. В этом случае, возможно, подразумевалось, что человек, который не сообщил о произнесенном вслух проклятии, услышанном им, не сделал этого по нерадивости. Лев 5:2−3. Здесь даются два примера случайного обрядового осквернения — посредством прикосновения к трупу животного или к какой-либо «человеческой нечистоте». Лев 5:4. Последний пример касается безрассудного принесения клятвы — обещания сделать то-то и то-то, худое или доброе, каковое обещание (может быть, обет) немедленно забывается. 7) Уступки для бедных в законе о приношении за грех (5:7−13). Лев 5:7−10. Бедняк, который не мог себе позволить принести овцу как жертву за грех, должен был принести Господу двух горлиц или двух молодых голубей. Одну птицу — в жертву за грех, а другую — во всесожжение. Происходивший в этом случае ритуал жертвоприношения был таким же, как в случае принесения птицы во всесожжение, с тою разницей, что священник брал немного крови от жертвы за грех и кропил ею одну из сторон жертвенника. Человеку крайне бедному, который не в состоянии был даже двух птиц принести в жертву за грех и во всесожжение, разрешалось принести десятую часть ефы (около двух четвертей) пшеничной муки за совершенный им грех — здесь не нужно было возливать на муку елей или класть на нее благовоние, потому что это было приношение за грех. д. Закон о жертвоприношении за вину (5:14 — 6:7) Жертвоприношение за вину полагалось приносить всякому, кто совершал «преступление» (5:15), а именно — акт присвоения того, что ему не принадлежало, или лишения другого (будь то Бога или человека) того, что ему было положено по праву. В тех случаях, когда ущерб потерпевшей стороны мог быть определен в денежном выражении, согрешивший обязан был не только барана привести в жертву за свою вину, но и компенсировать пострадавшему понесенный им ущерб — имуществом или серебром, плюс заплатить штраф в размере 20 процентов от определенной ему суммы компенсации. 1) Приношение за вину в случае неумышленного преступления против священной собственности (5:14−16). Тут могли иметься в виду использование не по назначению жертвенного мяса, которое полагалось съедать жертвователям после принесения мирной жертвы, или неверное использование «самых святых» частей хлебного приношения и т. д. Животным, которое обычно предписывалось приносить в жертву за вину, был овен (баран) без порока, бедному — птица. Возмещение нарушенного права собственности плюс выплата штрафа в размере 20 процентов были дополнением к принесению в жертву овна. Поскольку в этом случае грех совершался против Господа, возмещение (компенсацию) получал Его представитель, т. е. священник. 2) Жертва повинности за предполагаемое нарушение Господних заповедей. В этих стихах, по-видимому, говорится о каком-то более очевидном нарушении одной из заповедей Господних. На этот счет высказывается такое предположение: преступивший лишь подозревал, что сделал что-то не то, поскольку его мучила совесть, однако, полной уверенности в этом у него не было. Может быть, именно поэтому в подобных случаях — помимо жертвоприношения — компенсация и штраф. 3) Жертва повинности за нарушение права собственности. В стихах 2−3 перечисляются такие согрешения, как присвоение чужого имущества, кража, вымогательство, невозвращение чужой потерянной собственности. В таких случаях, поскольку преступление совершалось против человеческого права собственности, возмещение и штраф выплачивались потерпевшему владельцу в тот же день, когда согрешивший приносил свою жертву повинности (Лев 6:5). А если потерпевшего уже не было в живых, и не оставалось в живых никого из его родственников, то возмещение и штраф должны были быть выплачены священнику. И снова результатом принесения жертвы повинности были очищение и прощение (Лев 6:7). Отличительной особенностью жертвы повинности было то, что ей сопутствовали выплата компенсации и штрафа пострадавшей стороне, будь то человек или Бог. Овен как жертва повинности отношения к возмещению не имел, он приносился во искупление греха пред Богом. 2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ОТНОСИТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ДЛЯ СВЯЩЕННИКОВ (6:8 — 7:38). Данный раздел дополняет руководство по жертвоприношениям (1:1 — 6:7) и содержит в себе новые подробности относительно соответствующего ритуала — к сведению священников; прежде всего они касаются процедуры разделения мяса и тех частей жертвенного животного, которые не сжигались на жертвеннике. Главной задачей раздела являлось установление того, кто и где мог совершать ритуал жертвоприношения, а также, какие части жертвенной туши приемлемы для Бога. а. Установления для священников по поводу принесения всесожжении (6:8−13). Т.к. в пищу священнику или жертвователю употреблять нельзя, то здесь нужно было поддерживать жар и золу. Утром в соответствующей одежде священник должен был убрать пепел с жертвенника и отнести его в чистое с обрядовой точки зрения место вне стана. б. Установления для священников по поводу хлебного приношения (6:14−23). Слова великая святыня (6:17) уподобляют хлебное приношение жертвенному мясу, есть которое могли только священники (все потомки Аароновы мужского пола). О ежедневном хлебном приношении священника не упоминалось в Лев.2.Его следовало совершать тому из сынов Аароновых, который был в данное время помазан на место его, т. е. в первосвященники (6:22); половину его следовало приносить утром, а другую половину — вечером. Поскольку священнику не полагалось съедать свое собственное жертвоприношение, его надо было полностью сжигать на жертвеннике. в. Приношение за грех; установления для священников (6:24−30). Здесь говорится о: процедуре, которой должен был следовать священник, поедая мясо жертвы за грех (стих 26), и его родственники мужского пола (стих 29). ритуальном очищении одежды, случайно забрызганной жертвенной кровию, а также посуды, которой касалось жертвенное мясо (стихи 27−28) запрещении есть мясо жертвы за грех, предложенной священником или обществом и проведенной через особый ритуал — внесения крови этой жертвы в скинию собрания. г. Приношение за вину; установления для священников (7:1−6). Указывается, что закалывать жертву повинности (7:2) следовало на том месте, где закалывались жертвы всесожжения, т. е. на северной стороне жертвенника. Что касается ритуальной процедуры священнодействия с кровью (7:2) и сожжения жертвы на жертвеннике, то они соответствовали таковым при принесении мирной жертвы. В этом случае жертвенное мясо поедалось (7:6) с соблюдением тех же правил, что и при принесении жертвы за грех. д. О праве священников на искупительные и посвятительные приношения (7:7−10). В этом параграфе упоминается о четырех первых жертвоприношениях (за грех, за вину, всесожжения и хлебного), и в итоге говорится, что, частично или полностью, каждое из них принадлежало священнику. Печеные хлебные приношения предназначались тому священнику, который приносил их (стих 8), а непеченые — делились между всеми священниками. е. Мирное жертвоприношение; установления для священников (7:11−21) В случае принесения жертвы благодарности — наиболее распространенного вида мирной жертвы должно было принести, наряду с собственно жертвой благодарности по одному из каждого вида пресных хлебных приношений. Ту часть мяса мирной жертвы благодарности, которая предназначалась для общинной трапезы, надо было съесть в день ее принесения.Участниками этой трапезы были жертвователь и члены его семьи. Могли ими быть и левит, представлявший их общину, а также те бедные, которые сами не в состоянии были принести мирную жертву. Съедать эту жертву полагалось на месте, указанном Богом. Однако в случае принесения мирной жертвы по обету или от усердия все, что оставалось от нее, можно было есть и на следующий день. Употребление в пищу какого бы то ни было мяса на третий день лишало все жертвоприношение его значения, а совершивший этот проступок подлежал Божиему наказанию. Общее правило относительно потребления мяса мирной жертвы в пищу состояло в том, что и мясо, и тот, кто ел его, должны были быть чистыми с обрядовой точки зрения. ж. Дополнительные правила для израильского народа (7:22−36) 1) Запрещение есть жир или кровь. 2) Доля священников из мирной жертвы. Как и в случаях других видов жертвоприношений (за исключением всесожжении) священник получал свою долю пищи. Грудь… мирной жертвы следовало потрясать пред Господом: это было приношение потрясания. 3) Доля священников при жертвоприношениях; подведение итога. В этих стихах подводится итог всему, что было сказано в 6:8 — 7:34. Сразу же после помазания их на служение священники начинали получать свою постоянную долю и это продолжалось из рода в род. з. Заключительные слова закона о жертвоприношениях (7:37−38) Жертвоприношения перечислены здесь в административном порядке, поскольку именно в таком порядке перечислены они в правилах для священников. Напоминанием о том, что все постановления, перечисленные выше, и есть те самые, которые дал Господь Моисею на горе Синае, подчеркивается, что система жертвоприношений входила в обязательства, наложенные на израильтян заветом, который был дан им в пустыне Синайской |