ДОКЛАД. ответы навопросы. Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание
Скачать 488.5 Kb.
|
2. Восстание Корея, Дафана и Авирона (Числ. 16 гл.). Жезл Аарона (Числ. 17). Б. Бунт поднятый Кореем (гл. 16). Во время пребывания в пустыне, Корей, Левит, Дафна и Авирон возглавили мятеж против Моисея. Они подняли против него двести пятьдесят мужей, начальников общества, которые поддержали их. Племенная принадлежность двух главных заговорщиков (восстали Левий и Рувим) свидетельствует, что это был мятеж против как религиозного, так и политического руководства Моисея. Аарон - сделался объектом их недовольства, в том числе. А вызвано оно было тем, что Моисей и Аарон будто бы не имели права ставить себя над всем народом — поскольку, в силу того, что Израиль был обществом, связанным с Господом узами Завета, то все они были в равной мере святы и способны руководить. Мятежники упустили из виду, что Сам Господь назначил Моисея и Аарона на их служение. 2.СУД ГОСПОДЕНЬ (16:4-40). 16:4-7. Пораженный этим восстанием против его (и Господа) руководства, Моисей... пал на лице свое (ср. 14:5; 16:22, 45; 20:6; 22:31). Затем, ощутив поддержку Господа, он объявил, что уже на следующее утро Господь даст знать, что Он думает по этому поводу, разрешив войти в Свое святое присутствие тому вождю, который наделен властью свыше. Моисей стал говорить, что Корея и остальные зашли слишком далеко. В 16:8-11. Моисей говорить Корею, напомнив ему, что он и его соплеменники — левиты и так уже высоко поставлены Богом, Который из всего Израиля избрал их, чтоб служили при скинии. Им этого было недостаточно и решили они домогаться до священства. 16:12-15. Моисей послал за Дафаном и Авироном, но те не пришли. Они дали ему понять, что напрасно ему доверяли. Моисей смог их вывести из земли Египта, но не привёл их на землю Ханаан. И теперь они обречены умереть в пустыне. Дафан и Авирон считали, что Моисей решил ослепить народ. Моисей огорчился этим обвинениями и решил обратиться к Господу, попросив его не принимать дары мятежников. Подобно пророку Неемии, Моисей не требовал для себя привилегий, которые, казалось бы, полагались ему как вождю (ср. Неем. 5:17-19). 16:16-27. Снова попросил Моисей Корея и двести пятьдесят его сторонников прийти на следующий день к скинии. И Аарон придет туда, сказал он, и там будет решен вопрос о законном священстве. На следующий день собрались все и принесли курения Господу. И появился Господь и решил уничтожить мятежников. Моисей и Аарон начали молиться и просить Господа не делать этого и тогда Господь решил, чтоб общество отделилось от Корея и тех, кто были с ним, и не прикасались ни к чему, что принадлежит им, потому что и сами они и все, что имело к ним отношение, сделалось объектом Его ярости. Народ отошел, оставив Корея, Дафана и Авирона с их семьями одних перед лицом Бога. 16:28-35. Затем Моисей предложил, условия, на которых будет решена возникшая проблема. Если мятежники останутся жить и умрут в старости, то народ узнает, что Моисей не был призван Богом. Если же Господь совершит что-либо необычайное — скажем, разверзнется земля и поглотит Корея и других — то народ узнает, что Моисей руководит им, поставленный на то Богом, а Корей — действовал самонадеянно греховно. Лишь только эти условия были провозглашены, разверзла земля уста свои, и Корей, его друзья, их семьи и все имущество, которым они владели, исчезли из глаз. Израильтяне испугались и бросились бежать, чтобы Земля не забрала их. Потом вспыхнул огонь и уничтожил тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение. Кара постигла и жён с детьми Корея, Дайана и Авирона. 16:36-40. После этого ужасающего явления ярости Своей Господь приказал Елеазару... cвященнику собрать те кадильницы, которые держали в руках двести пятьдесят мятежников, потому что, будучи принесены перед Господом, кадильницы... сделались освященными. 3. ПОСЛЕДУЮЩИЙ МЯТЕЖ НАРОДА (16:41-50). Однако, вместо окончания бунта, чего, казалось бы, следовало ожидать, явление ярости Господней лишь привело к усилению ропота со стороны народа. И тогда Господь опять явился в скинии в славе Своей и повелел Моисею отойти от общества, снова угрожая, что уничтожит народ (ср. 14:10-12; 16:21). Тогда Моисей велел Аарону взять его кадильницу и поспешить к народу и, войдя в гущу его, молить Бога о милости очищения. Однако, придя в стан, Аарон обнаружил, что поражение в народе — свидетельство гнева Божия — уже началось, и что многие уже погибли. Тем не менее, он предложил Богу, принесенные им курения. Поскольку курение символизировало молитву (Исх. 30:8; Пс. 140:2; Лук. 1:10; Отк. 5:8; 8:3-4), Аарон в сущности явился среди народа, чтобы заступиться за него в молитве. И в этом смысле каждому должно быть ясно, что одна кадильница в руках человека Божьего "обладала гораздо большей силой", чем двести пятьдесят кадильниц в руках многих грешников. Жезл Аарона (гл. 17). В. Подтверждение полномочий Аарона (гл. 17). 17:1-9. Коль скоро священнический авторитет Аарона был подвергнут сомнению (гл. 16), Господь показал всему народу, что этот его авторитет — по-прежнему непререкаем, и все иные претенденты на него — исключаются. Итак, Господь повелел Моисею взять по жезлу от колена, от всех начальников и написать на жезлах имена тех, кому они принадлежат. И Аарону надо было написать свое имя — на жезле племени Левия. Все 12 жезлов положили в скинии пред ковчегом откровения. Господь явился к Моисею и сказал, что жезл расцветёт, ибо Он выбрал на священство человека. На следующий день, войдя в скинию, Моисей увидел, что жезл Аарона не только расцвел, но и пустил почки, дал цвет и плоды миндаля. Племенным вождям и народу, получившим это неопровержимое доказательство, ничего другого не оставалось, как молча согласиться с тем, что Господь действительно подтвердил полномочия Аарона. Характерна преувеличенная реакция на происшедшее со стороны израильтян, которые решили, что жезл, лежащий перед ковчегом, будет отныне грозить смертью всякому, кто попытается хотя бы приблизиться к скинии. Билет 6 1. Грехопадение прародителей (Быт. 3:1-7), суд Божий, Первоевангелие(Быт. 3:15), последствия грехопадения. Грехопадение прародителей (Быт. 3:1-6). Теперь же заговорил змей (дьявол). Слово Бога — источник жизни и гармонии, лживое слово змея — причина хаоса и смерти. Спросил змей у Евы о запрете, Ева же исказила данный запрет, что им было запрещено прикасаться к деревьям. Зло никогда не является в своем истинном облике, так как оно отпугнет человека. И в данном случае змей не обманывает жену в полном смысле этого слова. Он говорит полуправду. Последующие стихи показывают исполнение обещаний змея, и самое главное, что надо отметить, забегая вперед, что человек действительно через грехопадение познал добро и зло, приобрел общее свойство с Богом, хотя и не тем путем, которым указывал Бог. Он предлагал путь исполнения заповеди и отталкивания от зла, а змей — соединения со злом. Человек пошел путем змея и в определенном смысле впустил его в себя. Грех развивается постепенно. Сначала это недовольство заповедью, которое потом переходит в страсть, полностью захватывающую, пленяющую человека. Итак, по словам сатаны, Бог знал, что люди, если вкусят запретного плода, то станут равными Ему. И вот он, искуситель, обещает им обретение божественного свойства — способности познания добра и зла. Обещание Божественной проницательности не осуществилось. Женщина и Адам — оба ели, и открылись глаза у них, но это лишь навлекло на них беду. Им стало неловко в присутствии друг друга (наступили недоверие и отчуждение) и неловко перед Богом (страх охватил их, и они пытались спрятаться от Него) Последствия грехопадения (Быт. 3:7-24). Первые же слова седьмого стиха указывают на то, что люди лишились целомудрия. То знание, которое они обрели, не содержало в себе ни добра, ни мудрости, а лишь осознание греха и чувство отдаления от Всевышнего. Услышали Адам и жена голос Творца и скрыться решили. Не Бог враждует с человеком, а человек с Богом. Господь Сам зовет человека к себе. Жена сказала, что виноват змей, он заставил ее согрешить. Господь хотел услышать раскаяние, но услышал только перекладывание греха. Тогда проклял он змея. Людей Бог не проклинал. Слова наказания, обращенные к змею, обрекает дьявола на вечное и непрестанное отчуждение его от Бога, а в дальнейшем на его будущее полное унижение. «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15)» Как начало этого будущего унижения дьявола Самим Богом полагается вражда между змеем и женою; между семенем змея семенем жены. Под змием и его семенем нужно понимать всех врагов добра и правды, то есть дьявола и ангелов его, а также людей злых и нечестивых. Затем Бог сказал жене, что она в страданиях будет вынашивать и рожать детей. И муж ее, которого она толкнула на грех, будет господствовать над нею, но, несмотря на то, что он явится, таким образом, источником ее «болезней», она будет испытывать к нему непреходящее влечение. Адаму Бог сказал, как трудно ему будет добывать себе на жизнь (3:17−19). Смертью окончится его существование — он возвратится в землю, из которой взят и снова станет прахом. Таков финал его мечтаний о «божественном статусе». В раю человек нарекал имена животным, теперь он дает имя жене. Это говорит об изменении достоинства, положения жены. В то же время Адам выразил свою веру в обетованного Искупителя в наименовании жены своею «Евою», то есть «жизнь». И назвал жену он Евой. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:20). Господь высылает человека из сада, так как сам он уже превратился из существа рая в существо земли. Пребывание вне рая больше соответствует его состоянию и меньше напоминает о том блаженном райском состоянии, которого он уже лишился (Быт. 3:23). «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима, и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). 2. Жертва рыжей телицы (Числ. 19:1-10). События в Кадесе (Числ. 20 гл.). Медный змий (Числ. 21:4-9). В главе 19:1-10 объясняется как происходит осквернение и каким образом можно было придти к церемониальному очищению. 19:1-2. Ритуальное очищение предполагало наличие "заместительной жертвы" — вот почему общество должно было поставить рыжую телицу без порока и недостатка, на которой никогда не пахали. Ее приносили в жертву не ради удаления самого греха, а того осквернения грехом, которое ассоциировалось со смертью. 19:3-8. После заклания телки в присутствии священника — за пределами станами священник семь раз кропил кровью ее в направлении скинии. Это свидетельствовало о том, что жертва приносилась Господу. Потом ее сжигали на огне, вместе с кедровым, деревом иссопом и нитью из червленой шерсти. Избирая в ритуальных целях породу дерева, брали вечнозеленый душистый кедр; иссоп брали потому, что пучки именно этого растения обмакивали в кровь ягненка при исходе (ср. Пс. 50:9, Исх. 12:22), а нить красной шерсти — потому, что она символизировала саму кровь. После сожжения всего этого и самой "телицы" пепел перемешивался, становясь средством очищения. По завершении ритуала cвященник и его помощник сами становились нечистыми, ибо готовили пепел для очищения. 19:9-13. Итак, когда оставался лишь пепел... кто-нибудь чистый должен был собрать его и положить вне стана на чистом месте. Теперь пепел готов был для воды очищающей. События в Кадесе (Числ. 20 гл). Е. Приход в пустыню Син (гл. 20). 1.СМЕРТЬ МАРИАМИ (20:1). В первый месяц сорокового года после начала исхода колена Израилевы вошли в Кадес и умерла там Мариамь и погребена там. Считается, что израильтяне вернулись в Кадес в сороковой год. 2. ВОДА ИЗ СКАЛЫ (20:2-13). Хотя обычно Кадес был оазисом с достаточным количеством воды, в этот раз, войдя в него, израильтяне обнаружили, что он высох. И тогда они начали наступать на Моисея в своей обычной манере (Исх. 17:1-2; Чис. 14:2-3 и т. д.), укоряя его за то, что привел их из Египта... на это негодное место. Моисей обратился к Господу с мольбой и молитвой, Господь же велел Моисею взять в руки жезл, собрать народ и обратиться к скале, она даст им воду. Господь повелел Моисею только сказать скале, так как появление из нее воды не силе Моисея следовало приписать, а действию чуда Господнего. Но Моисей не выдержал и ударил по скале дважды, за то, что Моисей и Аорон привлекли к себе внимание им было отказано во вступлении в Обетованную землю. 3. ОТКАЗ ЕДОМА ПРОПУСТИТЬ ИЗРАИЛЬ (20:14-21). 20:14-17. Остановка в Кадесе была короткой, так как Моисей стремился поскорее достичь Ханаана. Обратился Моисей к Царю Едомскому как к брату, поведав ему историю Израиля. Затем Моисей обещал, что если Израилю будет позволено пройти территорией Едома, то они будут строго держаться царской дороги и не будут ни есть ни пить за счет едомлян (ст. 17). 20:18-21. Эта просьба не встретила, однако, доброжелательного отклика. Царь Едома не разрешил им идти дорогой, которая вилась по узким горным ущельям, и которую, следовательно, легко было перегородить и защитить. Снова Моисей обратился к Царю, но уже предложил платить за воду. Но опять его просьба была отвергнута, и, чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, царь Едома выслал войска — перехватить израильтян. Обескураженный, Израиль пошел в сторону от него. 4. СМЕРТЬ ААРОНА (20:22-29). Отойдя от Кадеса, Израиль подошел к горе Ор. После того, как по повелению Господа Моисей, Аарон и Елеазар поднялись на гору Ор... Аарон... умер там... на вершине горы. Его священнические одежды и полномочия были переданы его сыну Елеазару. Аарон должен был умереть, потому что ему не разрешено было войти в Ханаан — по причине происшедшего у Меривы (ст. 12, 24). И оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней. Медный змий (21:4-9). 2. ЯДОВИТЫЕ ЗМЕИ (21:4-9). 21:4-5. убедившись, в невозможности проникнуть в Ханаан с юга, они отправились путём чёрного моря. Должно быть, обескураженный изменением маршрута, народ стал роптать не только по этому поводу, но и из-за долгого пребывания в пустыне, недостатка воды и "этой негодной пищи" (т. е. Манны). 21:6-9. В гневе послал Господь на народ ядовитых змей, и умерло множество людей от их укусов. Тогда народ попросил Моисея заступиться за них, что он и сделал. И получил Повеление от Господа, чтобы все ужаленные устремили взгляд на медного змея, которого следовало отлить и поднять высоко, "выставив на знамя". Поступившие так исцелялись. Ибо глядели на змея с верой (ср. Иоан. 3:14-15). Билет 7. 1. Избрание Богом Ноя (Быт. 6:5-13). Строительство ковчега (Быт. 6:14-7:5). Всемирный Потоп (Быт. 7:6-8:19). Завет с Ноем (Быт. 8:20-9:19). Грех Хама (Быт. 9:20-23). Пророчество Ноя о сыновьях (Быт. 9:24-27). Первое упоминание о Ное делается в пятисотлетнем возрасте (Быт 5:22), а потоп пришел, когда ему было 600 лет, то есть через сто лет. Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога] за свою праведность (Быт. 6:8). И раскаялся Господь, что создал человека «Раскаяние» Творца — не равнозначно раскаянию «твари» (человека), которое подразумевает внутреннюю перемену ее и отказ от того, чему следовал прежде. Ибо Господь «не изменяется» (Мал 3:6). Здесь слово «раскаялся» служит передаче крайнего сожаления Его о том, что создал человека на земле, сознательно и упорно злоупотребляющего данной ему свободой воли. И решил уничожить людей Господь. Бог послал на нечестивых катастрофу (это и было Его судом) — с тем, чтобы положить на земле начало новой жизни, и начать ее с заключения завета. Бог повелевает Ною построить ковчег (Быт. 6:14-16). Устройство ковчега и еврейские меры длины. Наиболее значимые сооружения, в частности храмовые постройки и принадлежности измерялись царским локтем. Отсюда нетрудно перевести размеры ковчега в метрическую систему: длина — 150 метров, ширина 25 метров, высота 15 метров. Он был прямоугольный, представлял собой ящик колоссальных размеров, пригодный для неуправляемого длительного плавания. Судно имело три палубы, названные в русской Библии жильем. «В локоть сведи его вверху» (Быт. 6:16). Либо ковчег сужался кверху на один локоть, либо имел двухскатную крышу. Всемирный потоп (Быт. 7-8). По окончании постройки ковчега Господь повелел Ною войти в ковчег и взять с собою чистых животных по семи, а нечистых по два (Быт.7:1-4). После того, как все приготовления были закончены, и люди и животные вошли в ковчег, начался потоп. Итак, сорок дней и сорок ночей шел проливной дождь. Естественно, все жившее на земле погибло. Жизнь сохранилась лишь в пучине морской. Ной выпускает птиц — ворона и голубя, чтобы узнать, состояние земли. В шестьсот первом году, в первый день первого месяца жизни Ноя, земля осушилась (Быт. 7:13), а в 27-й день второго месяца, по поведению Господа, Ной вышел из ковчега (Быт. 7:14-18). В благодарность за спасение, Ной устроил жертвенник Господу и принес на нем жертву (Быт. 7:20). Милостиво приняв жертву, Господь высказал Свое определение, что Он не будет более поражать землю за грехи человека, что в будущем строй и порядок мира не будет нарушаться явлениями, подобными потопу (Быт. 7:21-22). Послепотопный завет с Ноем (Быт. 9). Бог повелел Ною плодиться, размножаться и наполнять землю, как некогда повелел это Адаму. Ною, как и Адаму, предстояло владычествовать над миром животных, которые должны были стать источником их повседневной пищи, наряду с пищей растительной; запрещено было лишь употребление в пищу крови. С возобновлением начала жизни, олицетворением которого явился Ной, предложен был завет, предусматривавший обязательства со стороны человечества и обетование со стороны Бога, авет этот был дан для обеспечения устойчивости в природе и стабильности и порядка в мире. Людям предстояло узнать, что они нуждаются в законе, стоящем на страже жизни, и что впредь зло не должно оставаться безнаказанным. Так было положено начало управлению тем обществом, в котором им предстояло жить. Грех Хама (Быт. 9:20-27). В описываемом эпизоде Ной не совершает предосудительных поступков, выпи вина, он опьянел и ушел в шатер к жене. Жилище неприкосновенно: никто не имеет права войти сюда без разрешения хозяина, поэтому здесь человек может расслабиться, раздеться, раскрыться, принять вольный вид и так далее. Хам увидел наготу отца своего (стих 22), войдя в шатер, где тот, напившись вина, лежал обнаженным. У древних, однако, даже и увидеть своего отца нагим являлось тяжелым нарушением семейной этики. В описываемой ситуации была, следовательно, нарушена священность семейных устоев, и отец, олицетворявший силу и власть, стал посмешищем. Хам, по-видимому, нечаянно стал свидетелем позора отца, но то, что он сделал затем, было вполне осознанным поступком: он вышел из шатра и, словно бы торжествуя, рассказал об увиденном двум братьям своим. Формально Сим и Иафет тоже нарушают неприкосновенность жилища отца, но в данном случае им не выносится никакого осуждения, даже наоборот. Они поступили так, как должны были поступить, чтобы прекратить разговоры относительно состояния отца. (Быт. 9:23). «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:24-25). Ной не проклинает Хама, почитая данное ему благословение Божие (Быт. 9:1). Ной предвидел, что грубая чувственность и распущенность, проявленные его сыном Хамом, более полно разовьются в Ханаане, одном из четверых сыновей Хама. Слова «благословен Господь Бог Симов» (Быт. 9:26) являются мессианским пророчеством. Мессия должен родиться от Сима. В ближайшей исторической перспективе в потомстве Сима сохранится истинное богопочитание. Потомки Иафета заселили большую часть земного шара. Под вселением в шатрах Симовых надо понимать в религиозном отношении принятие истинной веры иафетитами (Быт. 9:27). Пророчество о рабстве Ханаана Симу осуществилось при завоевании Земли обетованной Иисусом Навином, обращении в рабство жителей Гаваона, а затем и других хананеев, а рабство Иафету — при завоевании Александром Македонским Финикии: Тира, Сидона, при пунических войнах, так как Карфаген был финикийской колония. |