Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Учение о ветхозаветном священстве согласно Пятикнижию (Лев. 8 гл.).

  • 1. Исход евреев из Египта (Исх. 12:37-38). Прообразовательное значение перехода через Чермное море (Исх. 14 гл.). Благодарственная песнь Моисея и Мариам по переходе через Чермное море (Исх. 15 гл.).

  • 2. Первые священнодействия (Лев. 9 гл.). Поражение Надава и Авиуда (Лев. 10 гл.).

  • ДОКЛАД. ответы навопросы. Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание


    Скачать 488.5 Kb.
    НазваниеБилеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание
    АнкорДОКЛАД
    Дата07.01.2023
    Размер488.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы навопросы.doc
    ТипДокументы
    #875703
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Билет 9

    1. Первое (Быт. 12:1-3), второе (Быт. 12:7) и третье богоявления (Быт. 13:3-14) Авраму.

    Первое богоявление. Аврам призван именно в Уре Халдейском. Первым повелением было «выйти» (пойди из земли твоей, от родства твоего в землю, которую Я укажу тебе).

    «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:2-3).

    Бог призывает одного Аврама, но он берет с собой жену, племянника и слуг. Призвание Аврама — первое серьезное жизненное

    испытание. Особо следует заметить, что ему, горожанину, в это время было 75 лет, то есть он был престарелым человеком, полностью оформившимся и привыкшим к определенному образу жизни. Теперь, на склоне лет, ему повелевается идти в чужую землю и стать кочевником. Другой человек отказался бы, сославшись на возраст. Но не таков Аврам. Слово Божье для него закон.

    Второе богоявление. Господь не оставляет праведника без подкрепления веры, являясь ему во второй раз, подтверждая правильность его пути и, укрепляя его веру, повторяет обетования «потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт. 12:6-7).

    Бог обещает ему землю в наследство, а в этой земле голод. Но и в этих обстоятельствах он не потерял веры. Он просто сошел в житницу мира — Египет, чтобы там пережить голодные годы.

    В древнем Востоке отнять жену у мужа было обычным делм, испугавшись, Аврам представляется ее братом. Теперь ему нужно угождать, подносить почести, дабы Аврам одобрил брак. Но Авраму нужно было лишь потянуть время. Еще одно испытание Аврама. Из обещанного Богом еще ничего не сбылось, зато теперь отняли жену. Произошло непредвиденное. Аврам недооценивал красоту Сары. В этой ситуации спорить не приходится. Конец был бы печальным, если бы не особая помощь Божья. Зато теперь Аврам обогатился рабами и скотом.

    После возвращения из Египта Авраам поселился на юге земли обетованной, а потом около Вефиля. Между пастухами Аврама и Лота возникли распри из-за пастбищ скота. Долг Лота был настоять, что Аврам старший и первым должен жить здесь, но Аврам уступил ему. жительства. Он стал просто жить в земле Ханаанской, в то время как Лот выбрал себе для проживания долину содомскую.

    Здесь также нетрудно увидеть еще одно испытание Аврама. Благополучно вернувшись, наконец, в землю, указанную ему Богом, он теперь вынужден расстаться с единственным кроме жены близким для себя человеком и остаться в своеобразной изоляции в чужой земле в окружении чужого и страшного народа.

    Третье богоявление. В новых, еще более тяжелых для Аврама условиях Господь вновь его подкрепляет. Но теперь обетования даются ему одному. Отделившись от Аврама, Лот отделился и от участия в обетованиях: «возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее» (Быт. 13:14-17).

    Верующие, чада новозаветной Церкви и являются обетованным Аврааму потомством, многочисленным, как песок земной. Они-то и наследуют Церковь Христову, имеющую существовать вечно, сначала как Царство благодати, а затем как Царство славы, которому не будет конца.

    К Араму пришло новое испытание — война. Получив известие о постигшем племянника несчастии, Авраам со своими рабами, в количестве 318 человек, и с союзниками хананеями погнался за победителями. Предприятие Аврама — полнейшее безумие, верная гибель. Но для него смерть лучше невыполнения родственного долга.

    Ночь и внезапность нападения — два важнейших благоприятствующих фактора для маленького отряда, выступающего против большой армии.

    Когда на сражение сходились две большие армии, обе долго готовились к сражению, не решаясь вступить в битву. При этом выкрикивали взаимные оскорбления, увещали друг друга сдаться без боя, поносили все святое у противника, психологически давили на врага, выставляя со своей стороны богатырей. Но когда против большой армии выступал маленький отряд, кучка отчаянных, главной задачей было не дать противнику времени опомниться, выстроиться на сражение, застать неприятеля врасплох. Самое большее, что могло быть в этом случае, — предводитель отряда подбадривал своих бойцов словом, а затем отряд кидался в бой.

    Мелхиседек, царь Салима, решил встретить Аврама вином и хлебом. Речь царя содомского, который так же встретил Аврама, говорит о нравах Содома.

    Аврам одержал победу, и вся добыча принадлежит ему. Обращение царя содомского к Авраму — вызов, дерзость (Быт. 14:21).

    Аврам не отвечает на вызов, потому что он не такой человек и понимая, что тут, в Содоме, свои законы. Он показывает, что цель его похода — не захват добычи, а другая, высшая. Поэтому он полностью отказывается от добычи, оставляя лишь союзникам право взять свою долю. Тем большую награду он получил свыше (Быт. 14:22-24).

    2. Учение о ветхозаветном священстве согласно Пятикнижию (Лев. 8 гл.).

    1. ПОСВЯЩЕНИЕ ААРОНА И ЕГО СЫНОВЕЙ (ГЛ. 8).

    а. Подготовка к ритуалу посвящения (8:1−4). От Бога Моисей полуил распоряжения : привести Аарона и его сыновей к скинии и принести все необходимое для ритуального посвящения; собрать все общество ко входу в скинию собрания.

    б. Облачение Аарона в одежды первосвященника (8:5−9).

    Вначале Моисей омыл Аарона и сыновей водою, а затем облачил Аарона в первосвященнические одежды.

    в. Помазание Аарона и скинии елеем (8:10−12). Моисей освятил скинию, а также жертвенник и медную умывальницу, покропив на них елеем помазания. Затем Моисей помазал на голову Аарона, чтобы освятить его. Целью этих помазаний отделить скинию и священника.

    г. Облачение сынов Аарона в священнические одежды (8:13)

    Лев 8:13. В соответствии с распоряжением Господа Моисей одел в священнические одежды (сравните Исх 28:40−43; 29:8−9) и каждого из четырех сынов Аароновых (Лев 10:1; сравните Исх 6:23).

    д. Жертвоприношения при введении священника в его должность (8:14−29). Затем Моисей одно за другим стал исполнять действия, предписанные священнику в ходе ритуала жертвоприношения (главы 1−7) — тогда как Аарон и его сыновья как бы выступали в роли обычных израильтян, пришедших со своими жертвоприношениями.

    В жертву был принесен телец - Аарон и сыны его возложили руки свои на голову тельца. Жертва была принесена от имени Аарона и его сыновей.

    Вслед за тем Моисей… привел овна для всесожжения (сравните Исх 29:15−18) — в соответствии с предписанным ритуалом (Лев 1:10−13); но тут все, по-видимому, было выполнено Моисеем, кроме акта возложения рук.

    Последней в ряду этих жертв была жертва мирная, приношение так называемого овна посвящения. Самое явное различие между ними состояло, конечно, в использовании крови Моисеем, который нанес немного крови овна на край правого уха Ааронова и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, и также поступил в отношении сынов Аароновых. Кроме того, Моисей покропил этой кровию на самого Аарона и на его сыновей и на их одежды. Далее последовала необычная процедура: Моисей положил тук овна вместе с его правым плечом на руки Аарону и его сыновьям.

    Поверх этого приношения потрясания, которое затем было сожжено на жертвеннике (стих 28) были положены один опреснок и один хлеб с елеем и одна лепешка, взятые из корзины с пресным хлебом, которая была принесена на этот случай (стих 26).

    Грудь овна, которая в этом приношении составляла долю Моисея как священника, совершавшего служение, он принес, потрясая пред Господом, а затем она пошла ему в пищу (сравните Исх 29:26).

    е. Посвящение Аарона и его сыновей через помазание их елеем и жертвенной кровью (8:30)

    Лев 8:30. Этот акт посвящения, который должен был совершить Моисей, был ему предписан ранее ( Исх 29:20−21).

    ж. Продолжительность ритуала помещения Аарона и его сыновей (8:31−36)

    Лев 8:31−32. Моисей сказал Аарону и сынам его, чтобы ели оставшееся мясо «овна посвящения», вместе с остатками «хлебов посвящения» из корзины, а то, что останется недоеденным, чтоб сожгли.

    Лев 8:33−35. Аарону и его сыновьям было сказано, чтоб оставались у дверей скинии собрания… семь дней и семь ночей, и только тогда совершится посвящение их.

    Лев 8:36. Глава заканчивается сообщением о повиновении Аарона и его сынов Господу во всем, что Он повелел им чрез Моисея.

    Билет 10.

    1. Исход евреев из Египта (Исх. 12:37-38). Прообразовательное значение перехода через Чермное море (Исх. 14 гл.). Благодарственная песнь Моисея и Мариам по переходе через Чермное море (Исх. 15 гл.).

    Фараон потребовал, чтобы евреи ушли. Бог предсказал это: "он отпустит вас" (3:20; 6:1). Да и народ Египта требовал, чтобы израильтяне ушли поскорее, ибо боялись, что все они вымрут.

    12:34-36. Все случилось так быстро, что народ не успел себе испечь хлеб, взяв только невскисшее тесто. Казни, свидетельствовавшие о Божием могуществе, пробудили в египтянах уважение к евреям, но и желание посодействовать их скорейшему уходу, — потому они и отдали им драгоценности и одежду. Авраам выполнил своё общение и евреи получили своего рода компенсацию от египтян.

    Г. Избавление Израиля из Египта (12:37-18:27). В этом разделе описывается исход евреев — от того момента, как они оставили Раамсес, до появления их у подножия горы Синай три месяца спустя. Через кропление кровью израильтяне были избавлены от смерти (12:13); теперь они избавлялись из рабства — с тем, чтобы вели жизнь, исполненную святости и Богопочитания.

    Из Раамеса они направились в Сокхоф. Мужчин было около 600 тысяч, с женщинами и детьми - около 2 млн. С ними шло и не указанное число не - израильтян, по-видимому, разноплеменная группа "пришельцев" (Чис. 11:4). Когда они окажутся в пустыне, то "пришельцы" станут побуждать израиль­тян к ропоту против Моисея. По дороге они испекли... пресные лепешки (ср. Исх. 12:34). Этот раздел, содержащий описание начала исхода, Моисей завершил исторической "заметкой" — напоминанием о Божией верности и призывом помнить о ней. То обстоятельство, что Бог позабо­тился о Своем народе в ночь исхода, следует держать в памяти. Поскольку Он бдел над ними, и они должны почтить Его бдением.

    2. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ЧЕРМНОЕ МОРЕ (ГЛ. 14)

    а. Стан у Чермного моря (14:1-4). Когда израильтяне остановились остановились ненадолго в Ефаме, Господь повелел Моисею сказать народу, чтобы тот вернулся и расположился перед станом Пи. Такое изменение маршрута должно было внушить фараону мысль, что израильтяне заблудились. А поскольку Бог ожесточит сердце фараона (см. ком. на Исх. 4:21), то он предпримет попытку вновь увести народ в рабство, и вот тогда Бог продемонстрирует свою наводящую ужас силу, подвергнув египтян еще одной казни.

    Море названо Чермным в 10:19; 13:18; 15:4, 22. "Чермное" (в англ. тексте — "Красное море",- буквальное его название — "Папирусное" или "Тростниковое" море).

    б. Преследование народа египтянами (14:5-9). 14:5-9. Осознав, что для них означал исход евреев ("они больше не будут работать на нас"; ср. 1.14), фараон и его военачальники вознамерились помешать бегству народа. Позднее, осознав, что израильтяне не на время, а совсем ушли, фараон взял шестьсот колесниц... начальников над всеми ими и все войска свои, и они настигли израильтян у Пи — Гахирофа.

    в. Вопли и ропот народа и вера Моисея (14:10-14). 14:10-14. Когда фараон и его войско приблизились, страх поразил израильтян. Они оказались в ловушке: перед ними было Чермное море, а за спиной у них — свирепый враг.
    Забыв о прошлом опыте, они снова стали упрекать Моисея, что тот обманул. Моисей, понимая, что страх лишает их памяти и вызывает озлобление против него, попытался вернуть им уверенность в том, что Господь спасет их, сразившись за них (ср. 15:3; Неем.4:20), пусть же они не теряют спокойствия.

    г. "Разделение" Чермного моря (14:15-22). Бог сообщил о Своих намерениях Моисею (стихи 15-18), Ангел Божий защитил израильтян (стихи 19-20), и море стало для них сушей, и они перешли его (стихи 21-22).

    Освобождение Богом израильского народа из Египта свидетельствует о милости Того, Кто освобождает Свой народ из любого рабства. Явив свое безмерное могущество, освободил Он Израиля.

    д. Уничтожение египетского войска (14:23-31). Господь замедлил продвижение египтян и поразил их паническим страхом. Бог произвел бурю, молнии, гром и землетрясение. Возможно, от дождя быстро намокло дно моря, из-за чего колеса стали скользить и увязать. Египтяне теперь думали лишь о том, как спастись, сознавая, что Бог евреев (Господь) боролся на стороне Израиля (Исх. 14:14). На рассвете воды моря опять сомкнулись, и египтяне погрузились в пучину морскую. Провёл свой народ через сушу, египтян потопил. Израильтяне испугались Господа, одновременно, проникнув к нему доверием.

    Благодарственная песнь Моисея и Мариам по переходе через Чермное море (Исх. 15 гл.). Стенания и плач израильтян обернулись прославлением Господа и воз­несением Ему торжествующей хвалы — со стороны народа, последовавшего примеру Моисея и его сестры Мариамь.

    а. Хвала Моисея (15:1-18). Эта глава делится на три части и заключение.
    Тема первой части - это гибель египетского войска в море. Моисей воспевал, что Он спас свой народ. Потому и изливает Моисей свою радость Богу.

    Во второй части - приводятся подробности поражения египтян. В этих стихах подчеркивает могучая сила Божия, что Он умеет повелевать стихиями и посредством этого смог уничтожить врагов. Египтяне были уверены в своей победе, помчались за израильтянами, но стоило в малейшей Божественной энергии вступить в силу, так они были полностью уничтожены.
    Затем Моисей описывает последствия освобождения Израиля этим великим Богом. Из-за победы, повёл Бог народ в жилище святыни Своей.

    Вторым результатом будет то, что другие народы станут бояться Израиля, особенно народы в тех землях, куда евреи готовы были вступить.
    Египет утратил своё величие. Другие народы, прослышав о силе израильского Бога, съежатся от страха.

    Победная песнь Моисея свидетельствует об уверенности его (Исх. 15:17) в том, что Бог приведет Свой народ в Обетованную землю и в Иерусалим, на гору Божиего достояния где в святилище будет явно присутствие Его. Моисей радуется тому, что Господь будет царствовать над Своим народом во веки.

    б. Песнь Мариами (15:19-21). Мариамь является первой женщиной в Библии - пророчица. Считается, что Мариам было 90 лет на момент пребывания Израиля в пустыне. Мариамь н все женщины с нею танцевали под звуки тимпанов (ср. 1 Цар. 18:6) и радостно пели, откликаясь на песню Моисея о Божией победе над египтянами (ср. Исх. 15:21).

    2. Первые священнодействия (Лев. 9 гл.). Поражение Надава и Авиуда (Лев. 10 гл.).

    2. НАЧАЛО ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ (ГЛ. 9).

    Это описание официального вступления в действие всей израильской системы жертвоприношений схоже с предписанием ритуала на День очищения, поскольку и в том и в другом случаях жертвы приносились как за священников, так и за народ в целом. Однако в данном случае, вместо церемонии с «козлом отпущения», совершались мирные жертвоприношения за народ и, таким образом, вместо поста, следовало пиршество.

    а. Предписание относительно прино­шений за Аарона и за народ (9:1-4). Когда завершилось посвящение Аарона и его сыновей, велел Господь принести жертву - за себя, потом за весь народ. Аарон немедленно приступил к исполнению своих священнических обязанностей — с предложения Богу первой из жертв за племенных вождей («начальников»), которые затем последовательно приносились им на протяжении 12 дней (см. Чис. 7:10-88).
    Народу нужно было принести в жертву животных «за грех» и за «всесожжение», а также хлебные и мирные жертвы.

    Вся система жертвоприношений получила богословское объяснение в словах Моисея: ибо сегодня Господь явится вам.
    Бог ввёл систему жертвоприношений, чтобы избранный народ имел доступ к Нему.

    б. Подготовка к жертвоприношениям (9:5-7). Проинструктировав все общество (здесь это, по-видимому, означает то же самое, что «старейшины» в ст. 1), Моисей передал свои священнические функции Аарону, пригласив его приступить к жертвоприношениям (приступи к жертвеннику и соверши жертву...).

    в. Описание Аароновых жертвоприношений (9:8-14).
    Аарон с сыновьями принёс тельца за самого себя и жертву за грех.

    г. Описание жертвоприношений за народ (9:15-22).
    Принося козла в жертву за грех... народа (ст. 15), тельца и агнца (ср. ст. 3) во всесожжение (ст. 16), наряду с хлебным приношением (ст. 17), а также вола и овна ... в жертву мирную за народ (ст. 18), Аарон фактически принес на жертвенник все виды жертвенных животных (за исключением птиц, которые были уступкой бедным).


    д. Явление Божией славы (9:23-24). После того, как Моисей и Аарон вошли в скинию собрания и вышли оттуда и благословили народ... явилась слава Господня всему народу. Так цель жертвоприношений — приближение к Богу (ст. 4, 6) — осуществилась.

    3. ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО ЦЕРЕМОНИАЛА (ГЛ. 10). В первый же день своего первосвященнического служения Аарон пережил трагическую смерть двух своих старших сыновей.

    а. Нарушение обряда Надавом и Авиудом и немедленная их гибель (10:1-3). Два старших сына Аарона, по причине невежества или самонадеянности, принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им.
    Нам не говорится, что именно сделало огонь, принесенный Надавом и Авиудом, «чуждым». Возможно, в свои кадильницы они положили угли, взятые не с жертвенника, а откуда-нибудь еще (ср. 16:12), а, может быть, они принесли огонь в неурочное время (Исх. 30:7-9).

    В любом случае они действовали против Божией воли, и их немедленное осуждение Богом послужило драматической иллюстрацией к тому, что это значит — «быть истребленным из народа своего» (ср. Чис, 15:30).

    б. Удаление тел Надава и Авиуда (10:4-5). Повинуясь повелению Моисея, два двоюродных брата Аарона вынесли тела его сыновей за стан, то есть поступили с ними как с ни к чему непригодными останками жертвенных животных.

    в. Об оплакивании Надава и Авиуда (10:6-7). Аарон и два других его сына — Елеазар и Ифамар — воздержались от обычных в таких случаях проявлений скорби и горя, хотя всем остальным разрешено было оплакать На-дава и Авиуда. Им было запрещено заниматься похоронами.

    г. Повторное утверждение Господом Аарона в его первосвященнических обязанностях (10:8-11). Бог обратился к Аарону непосредственно. Запрещение относительно вина и крепких напитков направлено было на то, чтобы ум священников был ясен и чтобы они, исполняя свои обязанности, могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и быть таким образом готовыми к тому, чтобы учить Израильтян правилам.

    д. Повеление Моисею относительно распределения частей жертвенной туши (10:12-15). Моисей дал Аарону и оставшимся сыновьям его наставления о том, какие именно части животного, принесенного в жертву, предназначались им в пищу (ср. 6:26; 7:12-15).

    е. Негодование Моисея по причине нарушения правила в обращении с жертвой за грех (10:16-18). Моисей разгневался на Елеазаpa и Фамара, когда обнаружил, что они целиком сожгли тушу козла, принесенного в жертву за грех народа (ср. 9:15), вместо того, чтобы съесть ее, как было предписано

    ж. Оправдания Аарона; принятие их Моисеем (10:19-20). Оправдываясь, Аарон намекнул на трагедию, которая постигла Надава и Авиуда, боясь совершить ошибку при принесении жертвы.

    Аарон спрашивает своего брата: если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу?
    Он боялся есть, то что было «святыней» (ст. 17) сразу же после гибели своих сыновей, или пораженный горем неумышленно совершил ошибку при выполнении процедуры жертвоприношения.

    Если так, то ему, надо думать (хотя здесь на это указаний нет) достаточно было принести собственную жертву за грех нарушения ритуала.

    Так или иначе, Моисей остался удовлетворен предложением Аарона.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта