ДОКЛАД. ответы навопросы. Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание
Скачать 488.5 Kb.
|
Билет 11 1. Пятое богоявление Авраму (Быт. 17:1-21). Установление обрезания и его значение, смысл перемены имен Аврама и Сары. Пятое богоявление. Когда Авраму было 90 лет, явился к нему Господь. Господь дал Авраму другое им и стало его звать — Авраам. Подтверждая, что Сын Завета вскоре будет рожден, Бог изменил имя Аврама. Такая перемена имени была знамением Завета, гарантией, что Бог исполнит данное обещание. Если Он откажется от Своего обещания Завета, имя «Авраам» будет постоянно свидетельствовать против Него. Как видимый знак завета Господь установил обрезание. По Писанию, обрезание несло нравственное и прообразовательное значение. В нравственном значении: обрезание внушало человеку необходимость бороться со своими греховными склонностями, необходимость обрезания не плоти только, но «сердца и ушей», то есть отсечение, искоренение всех дурных помыслов, склонностей и стремлений. В прообразовательном: по апостолу Павлу, рукотворенное ветхозаветное обрезание прообразовало собою нерукотворное новозаветное обрезание — крещение, состоящее в совлечении тела греховного плоти. Как прообраз союза человека с Богом через веру во Христа, обрезание называется заветом вечным (Быт. 17:13 стих). Наказание, изрекаемое необрезанному — «истребится душа та из народа своего». Таким образом, внешнее действие — физическое обрезание — лишь знак веры. И этот знак распространяется не только на домашних, но и на рабов. Это еще одно место, показывающее, что для ветхозаветной религии чужд дух национализма. Также Бог изменил имя жене Авраама. И стали ее звать Сарра. Она приобретает власть родить ребенка. Недоумение и смех Авраама, с которыми он встретил слова обетования, не выражали неверия и сомнения в возможности исполнения обетования. Смех Авраама был смехом радости и потому таргумы переводят словами: «возрадовался, изумился». «И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!» (Быт. 17:18). Авраам не мечтает даже о другом сыне. Он рад и одному Измаилу и молится за Измаил — сын Авраама, но этого еще мало для того, чтобы быть сыном Завета. Таковой должен происходить не только от Авраама, но и от его жены Сарры. Что касается Измаила, он не отвержен Богом, молитва Авраама за него услышана. От него должен произойти великий народ (Быт. 17:19-21). Авраам не медлил с исполнением повеления, — все было исполнено в тот же день (Быт. 17:23). Принятие обрезания Авраамом — очередное жизненное испытание для него, ведь он принял обрезание в 99 лет, все сказано (Быт. 17:24). 2. Ветхозаветные представления «чистоты» и «нечистоты» (Лев. 11-15 глл.). 1. ЗАКОНЫ О ПИЩЕ, О ЧИСТЫХ И НЕЧИСТЫХ ЖИВОТНЫХ (ГЛ. 11). а. Определение животных с точки зрения их чистоты и нечистоты (11:1-23). Основные положения главы: а) Нечистых животных есть нельзя, б) Все мертвые животные (чистые или нечистые) делали тех, кто их касался, нечистыми. Сухопутные животные составляли одну из трех групп, чистыми являлись — волы, овцы, козы, олень, серна, буйвол, лань и зубр, орикс (антилопа), камелопард (горный баран). Остальные являлись нечистыми, есть их было запрещено. Сухопытыне животные — чистые, те, у кого были раздвоенные копыта и жевали жвачку. Вторую группу составляли водоплавающие. В пищу шла только рыба, имеющая плавники и чешую Третья группа — все, что летает. Двадцать видов птиц были запрещены — хищные птицы. Из насекомых — четыре вида саранчи. б. Осквернение трупами животных (11:24-40). Прикосновение к трупу любого животного делало человека нечистым. Ему нужно было омыться и ждать наступления вечера. Особую группу составляли пресмыкающиеся, те, что ползают по земле. Все они объявлялись нечистыми. Если они касались посуды или человека — делалось нечистым. Исключение делалось для источника или колодца (стих 36), может быть, из-за острой нужды в источниках воды. Лев 11:39−40. Даже и трупы чистых животных делали человека, прикоснувшегося к ним, нечистым и нуждавшимся в процедуре омытия и ожидания. в. Подведение итогов и заключение богословского характера (11:41−47). Как Божий народ должен был различать между чистыми и нечистыми, так и Бог провел разделяющую черту между ним и другими народами. Эти правила о еде должны были служить постоянным напоминанием о святости Божией и о Его милости, выразившейся в избрании Израиля. 2. ЗАКОН О РОЖЕНИЦАХ (ГЛ. 12). а. Период послеродовой нечистоты (12:1−5). Во время родов мать становилась нечистой, на длительный период (40-80 дней). Нечистым было не рождение ребенка, а кровотечение после. Если женщина родила сына — нечистой она была 7 дней плюс 33 дня, пока не очистится. Если девочку — в два раза дольше. Причина большей длительности этого периода после рождения девочки не указывается — может быть, объяснение — в более долгом процессе очищения материнского организма в этом случае. А, может быть, дело в том, что в будущем девочка сама станет периодически подвергаться осквернению — при менструации и деторождении. б. Жертвоприношение очищения после родов (12:6−8). Родившей матери нужно было принести жертву за грех (не за рождение ребенка) — для получения очищения. Она приносила в жертву однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех. Если была бедной — двух горлиц и двух голубей. По своему материальному полоежнию на такую уступку имела право Мария — мать Иисуса. 3. ЗАКОНЫ О БОЛЬНЫХ КОЖНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ И О «ЯЗВАХ» (ГЛ. 13−14). лавы 13−14 посвящены диагностированию в народе заразных кожных болезней, обращению с заболевшими ими и обрядовому очищению в случаях этих заболеваний (13:2−46; 14:1−32), а также описанию «язвы» (в русском переводе), появлявшейся на одежде, предметах домашнего обихода (13:47−58) и на самих жилищах (14:33−53). Когда этим заболевал человек, нарушалась «цельность» его организма, без которой он, по левитским канонам, не мог поклоняться Богу; поэтому заразившиеся люди (как, впрочем, и предметы) объявлялись нечистыми. (плесень, грибок и т. д.) а. Диагностирование кожных заболеваний человека и обращение с заболевшими (13:1−46). Здесь описывается протекание упомянутой кожной болезни, большинства из 21-го случаев ее, делалось это по след.принципу: а) предварительное указание симптомов, б) первый и повторный осмотры заболевшего священником, в) констатация специфических симптомов, как они виделись священнику, г) вынесение священником диагноза, т. е. Нечист. Если нечист — изолируется от других, если при первом осмотре священник не ставил диагноза — может понадобится повторный осмотр, плюс семидневный карантин. При вторичном осмотре в некоторых случаях карантин продлевался на вторую неделю. Священник не выступал в роли врача, предписывавшего лечение. Он скорее действовал как лицо, ответственное за охрану здоровья народа, и поэтому изолировал от общества человека, заболевшего заразной кожной болезнью. Не только предотвращать возможное распространение заразы было целью этой изоляции — она также служила символом отделения человека от святого сообщества израильского, в котором обитал Господь. б. О «язве проказы» на одежде и личных вещах (13:47−59) Подобно инфекционным кожным заболеваниям, «плесень» или «грибок» («язва проказы») могли испортить, появившись на них, целый ряд вещей, включая одежду и пряжу (уток). В этом разделе говорится о трех случаях, когда такие вещи признавались нечистыми. Если на одежде или на других вещах выступала язва проказы, их следовало показать священнику, который помещал зараженную вещь в карантин на 7 дней. Если язва распотранялась — вещь была признана нечистой. Еесли нет, то вещи оставляли еще на 7 дней и мыли. Если язва не побледнела — сжигалась. Если пятно бледнело — то зараженная часть выдиралась и предавалась огню, вещь мыла и становилась чистой. в. Ритуальное очищение человека, исцелившегося от заразной кожной болезни (14:1−32). После того, как человек, изолированный как нечистый за пределами израильского общества, выздоравливал, он вновь мог быть допущен в среду святого народа и вновь получал право приближаться к святому Богу, чтобы поклоняться Ему в скинии собрания. Возобновление упомянутого права и ритуал очищения проходили через две стадии: а) ритуал с участием двух птиц, вне стана (Лев 14:3−7) и последующее церемониальное омовение; б) восемь дней спустя — серия жертвоприношений в святилище. В знак своего очищения от заразы человек омывал затем свои одежды, состригал и сбривал с себя все волосы и мылся сам. Лев 14:8б−9. После этого очищенный проводил семь дней на полукарантинном положении: в стане, но вне шатра своего. На седьмой день он повторял процедуру омовения и бритья (обривал голову, сбривал бороду и брови!). Ритуалы жертвоприношений с целью искупления и очищения начинались на восьмой день, когда священник ставил исцеленного и очистившегося человека с его приношением пред Господом. При исполнении этого особого ритуала приносились все четыре вида обязательных жертв. Пройдя через всю эту серию ритуалов, человек получал от священника очищение пред Господом. Процедура жертвоприношений завершалась принесением за грех однолетней овцы (стих 10) и принесением жертвы всесожжения (стих 19: второго овна, упомянутого в стихе 10), вместе с хлебным приношением (стих 20). Как уступка для бедных был предусмотрен и альтернативный жертвенный ритуал приносились два голубя и две горлицы. г. Обнаружение «язвы» в жилищах; поведение в таких случаях и очищение жилища (14:33−53). Этот раздел в сущности дополняет закон об одежде и личных вещах. Сама процедура опознания зараженности, поведение в этих случаях и процедура очищения постоянного жилища схожи с таковыми в отношении людей или одежды (включая установление карантинного периода, стих 38). Для предотвращения распространения заразы пораженные ею части дома (т. е. отдельные камни) выламывались и заменялись другими; затем дом скоблили и обмазывали заново. Если плесень возвращалась — дом ломали. Но если принятые меры предосторожности приносили благие результаты, дом подвергался церемониальному очищению — посредством ритуала с принесением двух птиц. т. е. такого же, какой совершался при очищении выздоровевшего человека. д. Заключение (14:54−56). В этих стихах подводится итог правилам в отношении инфекционного кожного заболевания и всякой язвы проказы и… паршивости. 4. ЗАКОН О НЕЧИСТОТЕ, СВЯЗАННОЙ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ВЫДЕЛЕНИЯМИ (ГЛ. 15). В этой главе определяются четыре случая церемониального осквернения: хронического и не являющегося таковым — у мужчин; хронического и не являющегося таковым — у женщин. Все четыре случая, по-видимому, относятся к выделениям из половых органов. а. Очищение при хроническом «истечении» у мужчин (15:1−15) Хронические или продолжительные истечения (выделения) у мужчин, о которых читаем в этом разделе, вероятно, вызывались гонореей. Причину главной озабоченности видим тут в церемониальной нечистоте такого мужчины и ее последствиях, потому что от соприкосновения с ним другие люди или предметы, помимо того, что тоже становились церемониально нечисты, делались и вторичным источником распространения, этой нечистоты, к примеру, его постель и т.д. В этом смысле его нечистота считалась более «заразной». Ритуальное очищение по прекращении выделений было следующим: период семидневного выжидания, по прошествии которого человек мылся проточной водой и мыл одежды свои. На восьмой день он получал очищение, представив в скинию самое недорогое приношение — двух горлиц или двух молодых голубей… одну птицу — в жертву за грех, а другую — во всесожжение. б. Очищение при периодических выделениях у мужчины (15:16−18). Вторым случаем, связанным с мужчинами, считалось периодическое излияние семени, то ли непроизвольное, во сне, то ли при половом сношении. В этом случае жертвоприношения не требовалось, и нечистота устранялась посредством простой процедуры «омытия — выжидания». Важно заметить, что в то время как обычный половой акт между мужем и женой (15:18) делал церемониально нечистыми обоих, он не приравнивался к согрешению, и никакого жертвоприношения от них не требовалось. в. Очищение при периодических истечениях у женщин (15:19−24). Третий случай церемониальной нечистоты связан с ежемесячным истечением крови у женщин. Женщина тоже считалась нечистой на протяжении семи дней, как и мужчины, страдавшие хроническими выделениями; и мужчина и женщина становились в этих случаях источником «вторичного осквернения». Половой акт был запрещен. г. Очищение при хронических выделениях у женщин (15:25−30). В четвертом случае — хронических, а не только в период менструаций — выделений у женщины, она становилась нечистой надолго, пока выделения у нее не прекращались. Судя по описанию здесь этого «истечения», оно могло вызываться целым рядом причин. В этом случае вновь вступали в действие правила о «вторичном осквернении» (стих 27). Женщина в толпе, которую исцелил Иисус, страдала именно таким хроническим истечением. На восьмой день по прекращении истечения женщина должна была принести двух птиц — за грех и во всесожжение, так же, как полагалось делать мужчинам, страдавшим хроническими выделениями. д. Заключение (15:31−33). В этих стихах заявляется о цели данного закона: чтоб они (израильтяне) не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Божие, которое среди них — и вновь перечисляются случаи, предусмотренные в нем. Билет 12. 1. Синайский Завет (Исх. 19-24). Заповеди Десятисловия (Исх. 20:2-17). I. ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ БЫЛ ДАН ЗАКОН (ГЛ. 19). Моисеев завет или “договор" — таков же по форме, какими были договоры, заключавшиеся ближневосточными правителями. Здесь Бог являлся абсолютным Владыкой, а Его народ был в положении вассала. а. Стоянка у горы Синай (19:1-2). Через три месяца после исхода из Египта израильтяне вошли в пустыню Синайскую и расположились станом у горы Синай. б. Привилегии вступающим в завет (19:3-6). Как только они остановились, Моисей пошёл в гору и там Бог говорил ему о «пакте», который Он заключит с народом. Говоря о том, как Он спас израильтян, сравнил это с тем, если бы носил их на орлиных крыльях. Бог обещал, если Израиль примет его предложения и будут их соблюдать - они станут Его народом, связанный с Ним особыми узами. Кроме этого, стали бы царством священников, это означало, что каждый представитель Царем которого Бог, знал бы тайну и имел доступ к нему. Они были бы народом святым. в. Подготовка к заключению завета (19:7-25). И тогда Моисей известил старейшин Израиля и весь народ о готовящемся Божием завете и о Его намерении владеть ими на особых основаниях. Народ горячо откликнулся и обещал строго соблюдать Его установления. Народ должен был очиститься дабы посвятить себя Ему. . В трехдневный ритуал их очищения входило омытие всех их одежд и воздержание от физической близости. Кроме того, на протяжении этих трех дней ни человек, ни животное не должны были восходить на гору под угрозой смерти. И вот на третий день Бог небесный спустился на гору Синай, являя силу Свою и величие. Бог демонстрировал Свою святость, вселял благоговейный ужас. Они слышали раскаты грома, затем протяжный трубный звук весьма сильный донесся до них, видели вспышки молний. Только Моисей и Аарон могли подняться на гору, другим было запрещено иначе смерть. Моисей трижды всходил на вершину горы и затем спускался к народу - демонстрация о пропасти, что разделяет Божественное и человеческое. 2. ДЕСЯТИСЛОВИЕ (20:1-21). Одним из величайших событий Израиля - получить закон. Целью введения закона было показать израильтянам их греховность (Рим. 3:19-206; 7:7), в противопоставление святости и праведности Бога и, таким образом, обосновать осуждение человечества. Закон распадался на три части: Десятисловие, книга о Завете с содержащимися в ней гражданскими и религиозными правилами и установлениями и церемониальные правила. а. Введение к Десятисловию. (20:1-2). Десять заповедей, которые являются основой всех законов, делятся на две части. Первая часть - четыре заповеди о взаимоотношениях израильтян с Богом, а остальные шесть определяют социальные отношения в рамках общества, подчиняющегося Завету. Прежде чем дать эти десять заповедей Бог в преамбуле заявил о Своих совершенно особых отношениях с избранным Им народом. Десять заповедей представляют собой превосходные правила человеческого поведения и общежития, изложенные Богом в сжатом виде. б. Первая заповедь (20:3). В ней говорится, что Израиль должен поклоняться Богу. Богу. Почитать лжебогов — значит создавать Ему соперников. Чаще всего Израиль нарушал именно эту заповедь. в. Вторая заповедь (20:4-6). 20:4-6. Поклоняться Богу нужно в духе. Израилю запрещено было поклоняться идолам (ст. 3), а также делать изображения Бога. Поскольку Бог — духовное Существо, никакое материальное изображение не может походить на Него. Ему. Его уникальность (Исх. 20:3) требует и единственной в своем роде преданности Ему, уникального духовного рвения. Отсутствие таковых есть грех, сказывающийся на будущих поколениях. Те, кто не слушают - будут наказаны. К тем, кто соблюдает — милостив. г. Третья заповедь (20:7). Имя Бога должно быть почитаемо и охраняемо. Израильтянам не следовало пользоваться Его именем ради совершения пустых и несерьезных дел, в неискренних целях. д. Четвертая заповедь (20:8-11). День торжественного Богопочитания следует соблюдать еженедельно. Шесть дней люди должны работать, а в седьмой день поклоняться Богу. За нарушение этой заповеди - смертная казнь. е. Пятая заповедь (20:12). Пятая заповедь предписывает уважение (почитание) к родителям. Она подразумевает послушание и подчинение им. Проклинать (оскорблять) родителей равносильно тому, что отвергать их авторитет; это — преступление, караемое смертью. ж. Шестая заповедь (20:13). Ради сохранения общества и по той причине, что люди сотворены по образу Божиему (Быт. 9:6), израильтянам было заповедано не отнимать жизнь у другого посредством убийства. з. Седьмая заповедь (20:14). Эта заповедь направлена на защиту святости домашнего очага. Брачная клятва — это святое обязательство, которое ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать посредством супружеской неверности. Прелюбодеянием объявлялась неверность как со стороны мужчины, так и со стороны женщины. и. Восьмая заповедь (20:15). Эта заповедь дана с целью поддерживать в людях уважение к чужой собственности. В этом тоже важное условие стабильного существования общества. Она тесно связана с 10-ой заповедью. к. Девятая заповедь (20:16). Девятая заповедь касается дачи ложного свидетельства против кого бы то нн было, кому может быть нанесен этим неоправданный вред. л. Десятая заповедь (20:17). Израильтянам предписывалось не желать ничего того, что законно принадлежало другим, не стремиться овладеть этим. Каждая из Десяти заповедей соответствует истинам и принципам, на которых зиждется здоровое общество, каким повелевает ему быть святой и праведный Бог. Единственная заповедь, которая не повторяется в Новом Завете, — касается соблюдения субботы; однако первый день недели во все времена отводится для поклонения Богу — в память о воскресении Спасителя. м. Реакция народа (20:18-21). Моисей заверил народ, что целью этой демонстрации Божией силы и святости было испытать их реакцию на Него. Страх перед Ним должен был помочь подавлению их непокорства. К несчастью, вскоре Израиль утратил страх Божий (Исх. 32), и в дальнейшем отсутствие этого страха нередко сопутствовало истории еврейского народа. 3. КНИГА ЗАВЕТА (20:22-24:11). Бог развил и конкретизировал Десятисловие в его гражданском и религиозном значениях для применения его народом в повседневной практике. а. Установления, касающиеся Богослужения (20:22-26). Господь дал народу правила, которыми тот должен был руководствоваться в служении истинному Богу и при возведении Ему жертвенника. На жертвеннике люди должны были приносить всесожжения... мирные жертвы, воздавая честь имени Его и ради получения благословения для себя. Жертвенник не следовало украшать изделиями человеческих рук; он должен был быть из земли и без всяких ступенек, чтобы священники не открыли наготу. б. Установления относительно слуг. Бедный человек или ради долга мог продать себя в рабство или свою жену. В рабстве можно было находиться не более 6 лет. Таким образом это была служба по соглашению. Далее: хозяин обязан был при освобождении обеспечить своего раба. Если же слуга-мужчина выражал желание остаться в рабстве навсегда, то его просьба подлежала утверждению судьями, и ухо его должно было проколоть шилом в знак добровольного принятия рабства. То же самое было действительно и в отношении женщины-рабыни. С рабынями обращались иначе - наложницы или младшие жены. Многие отцы считали более выгодным для своих дочерей стать наложницами состоятельных соседей. Если дочь, ставшая рабыней, не нравилась господину - родственники обязаны были ее выкупить, продавать чужестранцам - запрещено. Выкупить девушка могла себя сама. Если она выходила замуж за сына хозяина, то делалась членом семьи (ст. 9). Если же он женился на ком-то еще, то обязан был обеспечить свою рабыню пищей и одеждой, не лишая ее, видимо, "статуса" младшей жены или наложницы. е. Положение о смертной казни (21:12-17). 4 вида преступления, которые карались смертной казнью: умышленное убийство, физическое насилие в отношение родителей, похищение людей и оскорбление родителей. Если человек совершал непреднамеренное убийство - виновный" мог бежать в один из шести городов, объявленных "убежищами". г. Положения относительно физического увечья (21:18-27). Здесь даны установления относительно ряда правонарушений, не столь серьезных, чтобы карать их смертной казнью. Сторона, которая пострадала физически, в любом случае, имела право на материальную компенсацию. Хозяева не должны были жестоко обращаться с рабами, если хозяин ударит и тот умрет - хозяин подлежит наказанию, если не умер, а смог прожить какое-то время - наказание не совершалось. Если в драке случайно ударят беременную женщину, и она преждевременно родит, но при этом не пострадает ни она, ни ребенок, то виноватый должен уплатить штраф, размеры которого определяются мужем женщины и судом (так в англ. Библии; в Русской — при посредниках). Однако если будущая мать или ее дитя физически пострадают, виновный подлежит наказанию — в зависимости от характера и серьезности причиненного им увечья. За нанесенное кому-либо физическое увечье виновный должен был поплатиться таким же увечьем (ст. 24-25); это закон возмездия. д. Положения, касающиеся преступной небрежности (21:28-36). Излагаемые здесь установления касаются нанесения физической травмы по чьей-нибудь небрежности. Сначала речь шла о животных. Если животное, например, вол кого-то убило - животное должно умереть. Если животное постоянно бодалось, хозяин не решал это проблему и пострадавший умер - то и хозяин должен был умереть. Избежать смертной казни он мог лишь в том случае, если в состоянии был уплатить за убитого такую компенсацию, какую требовали его родственники. Если раба убивал вол, то владелец животного обязан был возместить ущерб владельцу раба, уплатив ему тридцать сиклей серебра. Если чей-то вол убивал вола, принадлежавшего другому хозяину, убыток, как, и возмещение его, должны были быть поровну поделены между обоими владельцами: живого вола следовало продать, а деньги разделить между ними (ст. 35). Однако, если хозяин бодливого вола знал о его особенности, но по небрежности не запер его в загоне, он должен был заплатить за убитого вола. е. Установления в отношении воров (22:1-4). Касаются кражи животных. Если кто украдет, а затем забьет или продаст вола или овцу, принадлежащих другому, то должен компенсировать хозяину животное такого же вида. За кражу одного вола — 5 волов, за овцу — 4. Если вор при попытке ограбления в ночное время погибал от руки хозяина дома, то последнему совершенное им убийство не вменялось в вину. Но если грабитель погибал от руки хозяина дома в дневное время, то тот считался повинным в убийстве. Вор должен был уплатить за совершенное им преступление из собственных средств, если же он не располагал ими, то его следовало продать в рабство. ж. Положения относительно повреждений имущества (22:5−6). Если права владельца поля или виноградника нарушены в результате потравы их скотом, принадлежащим другому человеку, либо если огнем уничтожен чужой урожай, то виновный должен возместить потерю пострадавшему продуктами собственного поля или виноградника. з. Правила относительно имущества, отдаваемого на хранение (22:7−13). Т.к. на Востоке не было банков, люди могли отдать вещи кому-то на хранение (соседям). Тот. Кто принимал ценное имущество — брал на себя ответственность. Если же эта вещь пропадала или вор ее украл и его не удавалось найти, то на суде нужно было еще доказать, что не ты являешься вором. Если скот, отданный на сохранение, получал физическое повреждение, либо пропадал, взявший на себя заботу о нем должен был поклясться, что его вины нет в этом, либо уплатить пострадавшей стороне. и. Относительно одалживания скота и взятия его в аренду (22:14−15). от, кто занимал животное для хозяйственных нужд, брал на себя ответственность за его сохранность. Если хозяина животного не было рядом, когда оно получало повреждение или погибало, то одолживший его должен был возместить хозяину потерю, уплатив за него; ибо он отвечал за это животное. Но если хозяин при этом был, занявший виновным не считался. Если животное, сданное в аренду, получало повреждение и оказывалось непригодным для работы, то возмещением его владельцу становилось уплаченное арендатором. к. Правила возмещения ущерба в случае обольщения девицы (22:16−17). Здесь развивается седьмая заповедь. Незамужние и необрученные дочери рассматривались в Израиле как отцовская собственность: недевственница — цена меньше, отел имел право на компенсацию. Если жертвой обольщения оказывалась обрученная девушка — то и она, и ее обольститель подлежали побитию камнями. Если обольстителю уступула необрученная — он должен был на ней жеиться или дать выкуп как за невесту, даже если она не собиралась за него замуж. л. Установления, предусматривающие наказание за следование языческим обычаям (22:18−20). Здесь перечислены три греха, за которые назначалась смертная казнь: женщины, которые занимались колдовством и ворожбой; скотоложство или содомия; принесенные жертвы другому бога. м. Положения, предусматривавшие заботу о нуждающихся (22:21−27). С пришельцами следовало обходиться милостиво, потому что израильтяне и сами были пришельцами в земле Египетской. Нельзя было также наживаться на сиротах и вдовах, т. е. на беззащитных. Для вдов и сирот следовало оставлять зерно на полях при сборе урожая. По отношению к тем, кто помогал в хозяйстве, следовало проявлять особое радушие в праздники; каждый третий год им полагалось брать в свою пользу особую «десятину», и разрешалось засевать для себя чужие поля в каждый субботний год. Кроме того, займы израильтянам, которые нуждались материально, следовало предоставлять без процентов. н. Правила почтительного отношения к вышестоящим людям и к Богу (22:28−31). Израильтянам запрещалось поносить, злословить как имя Бога, верховного Правителя, так и любого из начальников, избранных или назначенных людьми. Израилю всегда следовало помнить, что первенцы из его сынов и скота принадлежат Богу. о. Положения, обусловливавшие справедливость и беспристрастный суд (23:1−9). В судебных разбирательствах израильтянам полагалось давать правдивые показания. Они не должны были отступать от правды при решении тяжб. Несправедливый подход к бедным по причине их социального положения, притеснение чужестранцев и т. д. - запрещалось. п. Установление относительно субботы (23:10−13). Здесь были наставления по поводу субботнего года и субботнего дня. Субботний год напоминал Израилю, что владеет землей Бог, а им она просто доверена. Субботний год устанавливался в интересах бедняков, которые могли бы подбирать колосья с поля. р. Установления относительно ежегодных праздников (23:14−19). Здесь Богом даются установления относительно трех сельскохозяйственных праздников, которые следовало справлять ежегодно: а) о празднике опресноков… в месяце Авиве (март — апрель), в то примерно время, когда собирают урожай ячменя; б) о празднике жатвы весной, когда начинают собирать урожай пшеницы и когда первые плоды урожая следовало приносить Господу; и в) о празднике сбора плодов в начале осени (сентябрь-октябрь; таблицу «Календарь Израиля»). Все эти праздники служили постоянным напоминанием Израилю о том, что Бог заботится о Своем народе. Итак, три раза в году все взрослые мужчины в Израиле обязаны были участвовать в богослужении, которое совершалось в шатре («кущах»), а позднее — в храме, приходя к Богу с хлебными приношениями и принося в жертву животных. Хлеб, приносимый на жертвенник, должен был быть испечен без закваски. Только лучшее из начатков урожая должно было приносить Господу. с. Эпилог: обещание относительно завоевания земли (23:20−33). В этом разделе говорится как о проклятиях, которые постигнут за непослушание, так и о благословениях, которые будут даны в награду за повиновение; обещания эти аналогичны тем, которые содержатся в книгах Левит и Второзаконие. т. Подтверждение завета (24:1:11). Завет со всеми его условиями — включая 10 заповедей и установления — посредством которого должно было совершаться отныне управление израильским народом, как народом истинного Бога, был дан. Народу оставалось утвердить заключение союза. Выслушав эти законы, люди от сердца согласились подчиняться им, и Моисей записал Божии заповеди. Потом Моисей стал готовить народ к церемонии утверждения закона. Прежде всего он поставил… жертвенник у подножия горы Синай и двенадцать камней, представлявших двенадцать колен Израилевых. В процессе церемонии утверждения закона Моисей… окропил кровью жертвенник (24:6), окропил ею и народ, который слушал, как читал Моисей книгу завета, и вновь обязался исполнять его. 4. РИТУАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА И УСТАНОВЛЕНИЯ (24:12 — 31:18). Итак, Моисеев завет был утвержден. (24:1−11), и Израиль стал теократическим государством, т. е. таким, управление которым осуществлялось под контролем Бога. Будучи искуплен Богом из рабства и вступив затем с Ним в завет — на основании данных Им законов, Божий народ был теперь наставлен относительно того, как правильно совершать Богослужения. В этом большом разделе (24:12 — 31:18) трактуются уставы и правила, касающиеся святилища и священнического служения, — то есть законы отправления обрядов, которые лежат в основе завета и сопутствуют ему от начала до конца. |