Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Праздник очищения (Лев. 16 гл.). Постановления о праздниках Господних (Лев. 23 гл.). Постановление о субботнем годе (Лев. 25:1-7) и юбилее (Лев. 25:7-24).

  • Данные ответы подробно расписаны в предыдущем билете. Билет 12 (второй вопрос). Они специально выделены

  • Билет 14 1. Исав и Иаков (Быт. 27 гл.). Бегство Иакова в Месопотамию и видение им небесной лестницы (Быт. 28 гл.). Таинственная борьба Иакова с Богом (Быт. 32:22-32).

  • 2. Сооружение и значение Скинии (Исх. 35-40 глл).

  • ДОКЛАД. ответы навопросы. Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание


    Скачать 488.5 Kb.
    НазваниеБилеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание
    АнкорДОКЛАД
    Дата07.01.2023
    Размер488.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы навопросы.doc
    ТипДокументы
    #875703
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Билет 13

    1. Седьмое богоявление Аврааму (Быт. 21:12-13). Жертвоприношение Исаака и восьмое богоявление Аврааму (Быт. 22).

    После рождения Исаака и его отнятия от груди, Сарра увидела, что Измаил насмехался над младшим братом. Она начала просить чтобы Авраам выгнал, то есть «лишил прав наследования» сына рабыни. Но все же Измаил — старший сын и Аврааму было неприятно слышать это от жены. Повелевая послушать Сарру, Бог дает утешение Аврааму, обещая произвести от Измаила великий народ (Быт. 21:12-13). Божие обетование: в «Исааке наречется тебе семя» указывало, что не все плотские потомки Авраама будут считаться его семенем, потомками Авраама, избранным народом. Носителем мессианских обетовании ветхозаветного человечества будет только потомство Исаака.

    Потомками Сарры через Исаака являются сыны Церкви новозаветной (потому что, был рожденный от свободной женщины, не рабыне) — все верующие, во главе с основателем Церкви — Господом Иисусом Христом. В противоположность этому Агарь и родившийся от нее по плоти Измаил прообразовал иудеев, находившуюся под рабством ветхозаветного закона, и в более широком смысле — всех не познавших Христа.

    Восьмое богоявление. Время последнего богоявления Аврааму автор указывает неопределенно «и было, после сих происшествий». Исаак находился в это время в таком возрасте, что в силах был нести на себе дрова для жертвоприношения. На тот момент, считается, что Исааку было 33 года.

    Явился Господь к Аврааму в лице Ангела. Троицы. Слова, которые произносит явившийся патриарху Ангел, показывают что Он Бог. Бог искушал Авраама. Авраам должен был принести в жертву Исаака. искушение Авраама имело и глубокое прообразовательное значение: в жертве Исаака Господь предсказал великую голгофскую жертву. Подобно тому, как Авраам не пощадил ради Господа сына своего возлюбленного (Быт. 22:12), так Сам Господь «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас». Именно Исаак исходит из дома отца к месту, назначенному Богом для жертвоприношения. Иисусу Христу надлежало выйти из Иерусалима и пострадать вне врат его (Евр. 13, 12); Исаак нес на себе древо для жертвы, Христос нес орудие Своей смерти — крест. В том обстоятельстве, что вместо Исаака принесен был овен, предуказывало страдание Христа только по человечеству. Его тридневное воскресение предуказывалось тем, что Исаак вернулся живым на третий день.

    2. Праздник очищения (Лев. 16 гл.). Постановления о праздниках Господних (Лев. 23 гл.). Постановление о субботнем годе (Лев. 25:1-7) и юбилее (Лев. 25:7-24).

    Праздник очищения (Лев. 16 гл.).

    1. ВСТУПЛЕНИЕ (16:1−2). Предписания для священников Бог не открывает непосредственно Аарону и его сыновьям, но говорит к ним через Моисея. Повеление «не во всякое время входить» во святилище явилось тем ограничительным установлением, в свете которого первосвященник имел право входить туда только раз в году, в День Очищения.

    2. ПОДГОТОВКА ПЕРВОСВЯЩЕННИКА К ЦЕРЕМОНИЯМ; ПОДГОТОВКА К НИМ ЖИВОТНЫХ (16:3−5). Лев 16:3−5. Для совершения ритуала в День очищения предназначенных для этого животных следовало привести во двор святилища: для первосвященника и членов его семьи — тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, а за израильское общество — двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. Прежде чем приступить к церемонии первосвященник омывался водою; затем, с целью продемонстрировать, что он — слуга Господу, одевался в простую льняную одежду.

    3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕРЕМОНИЙ (16:6−10). Более детальному описанию ритуалов в День искупления предшествует краткий обзор основных церемоний, совершавшихся в этот день: а) жертвоприношение тельца за грех первосвященника и членов его семьи; б) принесение в жертву за грех народа двух козлов, один из которых по жребию становился «козлом отпущения» (стихи 7−8); собственно, в жертву приносили второго козла, на которого падал жребий быть для Господа; в) ритуал отослания в пустыню козла… отпущения (сравните стихи 20−22).

    4. ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕРЕМОНИЙ (16:11−28).

    а. Первосвященническое приношение за грех (16:11−14). Лев 16:11. Целью жертвы за грех, которую приносил первосвященник, было очистить себя и дом свой. Прежде чем первосвященник мог выступить в роли посредника, предлагавшего «жертву за грех за народ» (стих 15), он должен был очистить самого себя от скверны греха.

    Лев 16:12−13. Первосвященник должен был входить в Святое-святых трижды; и первый раз — с кадильницей, полной горящих углей с жертвенника всесожжений; на этих углях ему следовало сжечь благовонное курение, приготовленное специально для использования в скинии.

    Лев 16:14. Во второй раз Аарон должен был войти за завесу с кровью тельца, чтобы покропить ею на крышку спереди, а затем семь раз… пред крышкою ковчега (либо на сам ковчег перед крышкою, либо на землю). О том, что делали с остальной кровью тельца, говорится в стихах 18−19.

    б. Жертвоприношение за грех народа (16:15−17). Лев 16:15. Это жертвоприношение состояло из «двух козлов» (стих 5), один из которых избирался по жребию для Господа, а другой — быть «козлом отпущения»; но прежде первосвященнику было сказано заколоть Господнего козла в жертву за грех за народ и покропить кровью его в самом святом местеэ.

    Лев 16:16−17. Такой ритуал должно было совершить в скинии собрания, возможно, посредством семикратного кропления кровью пред жертвенником для сожжения курений, а затем — нанесения крови на роги этого жертвенника. Целью жертвоприношения за грех было дать очищение Израилю, очистив место Божиего обитания от скверны грехов народа.

    в. Очищение жертвенника (16:18−19). Лев 16:18−19. Не только святилище и остальная часть скинии должны были быть символически очищены от осквернения грехами Израиля, но и жертвенник, который стоял пред Господом.

    г. Отослание «козла отпущения» в пустыню (16:20−22). Лев 16:20−22. Особое значение имеет то, что первосвященник завершал очищение святилища, скинии собрания и жертвенника прежде, чем приводил живого козла… на голову которого должен был возложить обе руки и исповедать над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи, и затем символически возложить их на голову козла. Посредством отослания живого козла в пустыню (что являлось частью ритуала жертвоприношения за грех) достигалось искупление в смысле очищения израильтян от их грехов.

    6. Очищение первосвященника и сожжение жертв всесожжения и жертв, принесенных за грех (16:23−25).

    Лев 16:23−25. После того, как первосвященник снимал свои льняные одежды и оставлял их во святилище, он мылся и облачался в пышные первосвященнические одежды для совершения ритуала сожжения, Затем он приносил в жертву всесожжения овна (стих 3) за себя и второго овна (стих 5) во всесожжение за народ, вместе с жиром жертв за грех. Заслуживает внимания то, что теперь посредством всесожжений очищались первосвященник и народ.

    е. Очищение других участников ритуала и завершающие процедуры его (16:26−28)

    Лев 16:26−28. Дальнейшее церемониальное очищение — как участников процедуры, так и самого святилища, обеспечивалось: а) очищением человека, который отводил козла в пустыню, б) сожжением вне стана шкур, мяса и внутренностей тельца… и козла, принесенных в жертву за грех, и в) очищением человека, который сжигал их.

    5. УЧРЕЖДЕНИЕ ДНЯ ИСКУПЛЕНИЯ (ОЧИЩЕНИЯ) КАК ЕЖЕГОДНОЙ ЦЕРЕМОНИИ (16:29−34).

    Этот ритуал в День очищения должен был повторяться ежегодно на 10-ый день седьмого месяца («Тишри», октябрь-ноябрь). Смысл символических жертвоприношений в День очищения раскрывается в Послании к евреям, где указывается, что жертва Христа во искупление грехов народа не совершалась ежегодно, но была принесена Им однажды и за всех — когда Он умер на кресте.

    Постановления о праздниках Господних (Лев. 23 гл.). Постановление о субботнем годе (Лев. 25:1-7) и юбилее (Лев. 25:7-24).Данные ответы подробно расписаны в предыдущем билете. Билет 12 (второй вопрос). Они специально выделены подчеркиванием.

    Билет 14

    1. Исав и Иаков (Быт. 27 гл.). Бегство Иакова в Месопотамию и видение им небесной лестницы (Быт. 28 гл.). Таинственная борьба Иакова с Богом (Быт. 32:22-32).

    Исав и Иаков (Быт. 25:11-). Исаак и Ревекка повторяют в миниатюре историю Авраама и Сарры: Ревекка была бесплодной, и Исаак 20 лет молился о рождении детей. В 40 лет он женился, в 60 лет родились Исав и Иаков.

    Беременность Ревекки протекала необычно, в утробе малыши бились, тогда она обратилась к Господу и та получила откровение о двух народах, которые должны произойти от нее и о служении большего народа меньшему. Именно это откровение во многом определило ее шаги в последующем.

    В Быт. 25:27-34 в полной мере раскрывается легкомысленность, приземленность Исава, его пренебрежение к духовным ценностям и смышленость Иакова, его любовь к ценностям духовным. Иаков ценил все, что дает жизнь, его не волновали материальные ценности, его волновали — духовные. Он всеми силами желает их получить. Но в то же время испрашивание первородства у Исава — не шантаж. Ясно, что Иаков и так дал бы брату поесть. Просто Иаков видел, что Исав по своим качествам неспособен понести первородство, и он использует представившуюся возможность завладеть им. Остается только удивляться, с какой легкостью Исав с клятвой отрекается от первородства за одну лишь порцию еды, и то далеко не изысканной.

    Еще в большей степени эти качества раскрываются в браке Исава, женившегося на двух хеттеянках, идолопоклонницах, о которых прямо говорится, что они были в тягость Исааку и Ревекке. Он сам это видел, но ничего лучшего не придумал, чем взять третью жену измаильтянку (Быт. 28:8-9).

    Два сына Исаака — Исав и Иаков явились родоночальниками двух народов идумеев или эдомитян и израильтян или евреев. Несмотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ — потомки Иакова — вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе.

    Иаков обманул отца и получил благословение. Подстрекаемый матерью, он дважды солгал Исааку — выдав себя за Исава (стих 19) и заявив, что это Бог послал ему успешную охоту (стих 20). Трижды выражал недоверие старый Исаак (стих 20,22,24). Но обманутый своими чувствами (осязания — стихи 16,23) и обоняния (стих 27), он благословил Иакова, думая, что благословляет Исава (стихи 27−29). Благословение включало пожелание процветания и богатых урожаев (стих 28), господства над другими народами и собственными братьями (стих 29,37), проклятие в адрес тех, кто стал бы проклинать благословенного отцом, и благословение благословляющих его (стих 29).

    Быт 27:30−40. СЦЕНА 4 (Исав и Исаак). Вскоре вернулся домой Исав и стал просить у отца благословения. С того момента, как он вносит в шатер Исаака приготовленное им кушанье, эмоциональная обстановка все более накаляется. Осознав, что случилось, Исаак вострепетал великим трепетом (стих 33), а Исав разразился громким горестным воплем (стих 34). Исаак намеревался поступить вопреки Божиему плану, но в конечном счете Божия воля возобладала, и пути назад не было.

    Дважды, жаловался Исав, обманул его младший брат: он отобрал у него первородство, а теперь и благословение.

    Неужели у отца не осталось хоть какого-нибудь благословения и для него? И заплакал Исав.

    е. Бегство Иакова (27:41 — 28:9).

    Тогда как Исаак оставался в земле, а в путь отправился слуга Авраама, чтобы найти и привести жену для молодого господина (глава 24), Иаков вынужден был оставить землю под угрозой быть убитым своим братом (стихи 41−42). Но, кроме того, и Бог обойдется с Иаковом сурово, приведя его «под руку» Лавана, дяди его. В сущности временное пребывание Иакова за пределами земли в каком-то смысле параллельно позднейшему пребыванию его семьи в Египте.

    Ревекка рассказала Иакову о грозившей ему от Исава опасности и посоветовала немедленно отправиться к брату ее в Харран. Тревожась о сыне, она вновь обманула мужа: она, мол, жизни не рада из-за своих невесток — хеттеянок (стих 46,26:34−35), так пусть Исаак позволит Иакову взять жену из своего народа. Разрешение Исаака дало бы Иакову возможность, получив благословение отца, бежать из дома.

    Прежде чем Иакову покинуть дом, Исаак произнес над ним благословение, имевшее, выражаясь современным языком, юридическую силу. Пути назад не было: волей отца Иаков стал восприемником благословения, которым Бог-Всемогущий (эль шаддай; толкование на 17:1) благословил Авраама и Исаака. И отпустил Исаак Иакова в Месопотамию.

    Видение Иаковым таинственной лестницы (Быт. 28:10-22). Во время бегства от Исава, в местечке Луз, Иаков во сне увидел необычную картину, он увидел лестницу, которая стоит на земле, а верх касается неба, и Ангелы Божие нисходят и восходят по ней. И вот Господь стоит на ней и обратился к Иакову, что он Бог Авраама, Бог Исаака, землю Он даст ему и потомству, что с ним Он всегда будет, куда бы Иаков не пошел.

    Видение небесной лестницы, по которой между Богом и землей поднимаются и опускаются ангелы — это древнеизраильский образ Божественного смотрения за своим народом. Это видение показывало, что Иаков, не оставлен без покровительства, что Господь бодрствует над одиноким странником, охраняет его через Своих ангелов.

    Поэтому Господь ободряет Иакова, обещая ему Свое покровительство во всей его последующей жизни и благополучное возвращение в землю обетованную.

    Проснувшись, Иаков засвидетельствовал, что Господь показал Свое особенное присутствие на этом месте. Со страхом патриарх сказал, что здесь Дом Божий и врата небесные, то есть здесь Бог особым образом присутствует подобно тому, как дом (дворец) царя и ворота города (где в древности производился суд), явились обычным местом присутствия царя. Памятником богоявления Иаков поставил камень, служивший ему изголовьем, возлил на него елей, служивший символом милости и благодати Божией и дал имя этому месту Вефиль, что значит дом Божий. Также Иаков обещал посвятить Богу десятую долю имущества своего.

    Поединок в Пенуэле (Быт. 32:24-30). Иаков возвращаясь на родину после многолетнего пребывания у Лавана, на берегу потока Иавока в уединении помолился о спасении от предстоящих опасностей. Здесь ночью Иакову явился некто, боровшийся с ним до зари (Быт. 32:24). Видя как бы невозможность побороть Иакова, он повредил бедро патриарха и последний его не хотел отпускать, пока тот не даст ему благословения (Быт. 32:25-26).

    Тогда таинственный борец дает патриарху новое имя и объясняет значение этого имени (Быт. 32:27-28). На вопрос же Иакова о его имени, он ответил, что его не нужно знать патриарху, и после сего благословил Иакова (Быт. 32:29). Знаменательное событие, совершившееся на берегу потока Иавока, патриарх увековечил именем, которое он дал месту таинственной борьбы (Быт. 32:30). Для самого Иакова памятником таинственной борьбы осталась его хромота, а для потомков патриарха событие это увековечилось обычаем не есть жилы животного при бедре.

    Это произошло после того, как Иаков переправил через Иавок свою семью, слуг и имущество. Тогда Некто напал на него и боролся с ним. Подробностей борьбы, явившейся вступлением к самому главному — к их диалогу, не приводится. Однако борьба была самой настоящей, имевшей для патриарха и чисто физические последствия.

    Таким образом, молитва Иакова, некогда хитростью предвосхитившего права первородства, принадлежавшие Исаву (25:29-34; 27:1-40), склонила божественное правосудие на милость. Иаков своею верою, молитвою и упованием на божественное милосердие как бы победил гнев Божий.

    Этим указывалось, что чистосердечное раскаяние и молитва всегда могут склонить гнев Божий на милость. Божественный борец, конечно, с намерением не одолевает Иакова, чтобы дать борьбе то таинственное значение, которое Господу было угодно соединить с нею. Но при этом Господь повреждает сустав бедра патриарха. Это нужно было для уверения Иакова в том, что борьба, вынесенная им, была действительным событием. А в то же время это указывало, что Иаков не должен был превозноситься и приписывать себе победу.

    Благословляя Иакова, Господь дает ему новое имя «Израиль», то есть «Богоборец». Это имя должно было указывать на ту борьбу, которую патриарх вынес. Вместе с тем, оно должно было подкреплять его в последующей деятельности и в борьбе с искушениями. Господь давал понять, что при божественном снисхождении человеку даются неограниченные благодатные силы для спасения.

    2. Сооружение и значение Скинии (Исх. 35-40 глл).

    1. ПОДГОТОВКА К ВОЗВЕДЕНИЮ СКИНИИ (35:1 — 36:7)

    а. О соблюдении субботы — повторение повеления (35:1−3). И собрал Моисей все общество сынов Израилевых (сравните стих 4 и толкование на 12:3), чтобы передать им наставления Господа. Чтобы не допустить нарушения завета, следовало повиноваться наставлениям, касавшимся символа этого завета. Кроме того, по причине возбуждения и волнений, с какими приступал народ к возведению скинии, важно было, чтоб поклонение Богу не потерпело ущерба даже при произведении работ, связанных с этим поклонением.

    Запрещение зажигать огонь в субботу (35:3) вытекает из приказа не готовить в этот день пищу, т е. не заниматься и кухонной работой (сравните 16:23).

    б. Собирание строительных материалов (35:4−29). Моисей призвал приносить принадлежащие им вещи. Эти вещи, точнее — строительный материал, отданный добровольно был объявлен приношением Господу. Далее Моисей призвал работников к изготовлению различных предметов обстановки, утварь, одежду для священников. Люди охотно предлагали свои услуги и имущество. Женщины пряли пряжу.

    в. Назначение Веселиила и Аголиава. Они могли учить других. Искусные ремесленники.

    г. Начало работ (36:2−7). Веселиил и Аголиав стали начальниками работ, где участие приняли все мудрым сердцем, все трудились и приносили свое имущество, даже пришлось остановить приносивших.

    2. ВОЗВЕДЕНИЕ СКИНИИ (36:8 — 39:31)

    а. Строительство собственно скинии (36:8−38). Здесь дается отчет о возведении скинии. Структура скинии: покрывала из крученого виссона (льна) и шерсти, ниспадавшие по сторонам скинии и образовывали ее потолок; покрывала из козьей шерсти и покров из кож — бараньих и морской коровы; деревянный (решеткой) каркас на северной и южной сторонах скинии, а также на задней ее стороне; две входные завесы; одна, делившая внутреннее помещение скинии на две части, и другая — при входе в нее.

    б. Изготовление «предметов обстановки» скинии (37:1 — 38:8). Разбору подлежат шесть «предметов обстановки» или принадлежностей скинии: а) ковчег с его «крышкой очищения»; б) стол из дерева ситтим (акации), который являлся «столом для хлебов предложения»; в) светильник; г) жертвенник для приношения курений, принадлежностями которого были миро для священного помазания и курение благовонное; д) жертвенник всесожжения; и е) умывальник из меди. Медный умывальник был сделан из зеркал (полированной меди или бронзы, не стеклянных, конечно), которые принадлежали женщинам, служившим при входе в скинию собрания.

    в. Сооружение двора скинии (38:9−20).

    г. Опись материалов, из которых сооружалась скиния (38:21−31).

    Когда библейские меры веса были переведены в современные, то выяснилось, что на строительство скинии было употреблено более тонны золота, почти четыре тонны серебра (стихи 25−28) и около 2-х с половиной тонн меди (стихи 29−31).

    Хотя из-за внешних своих покровов (сделанных из кож морских коров), скиния, возможно, не отличалась по виду и цвету от бедуинского шатра, употребленные при возведении ее драгоценные металлы символизировали для Израиля святость, славу и величие Бога, обитавшего среди них. Его «дом» как бы говорил, что Бог вполне может позволить Себе щедрые расходы.

    д. Изготовление священнических одежд (39:1−31).

    Священнические облачения включали ефод, наперсник (нагрудник), верхнюю ризу к ефоду и прочие части одеяний, а также покрытую письменами золотую дощечку, прикрепленную к головному убору.

    Полированная дощечка… из чистого золота (золотая пластина), которая носилась первосвященником на головном уборе (28:36−38), называется здесь диадимой святыни (39:30−31). Кроме того, в стихе 3 говорится, что тонкие нити, вотканные меж шерстяных и льняных нитей ефода, были вытянуты из разбитого в тонкие листы золота.

    3. ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА СКИНИИ (39:32−43)

    Исх 39:32−43. Когда все части и принадлежности центрального святилища и священнические одежды были изготовлены, люди принесли их Моисею, чтобы он осмотрел и благословил их (стих 43). Признав, что мастера в точности исполнили указания Господа, Моисей одобрил всю их работу.

    4. ОБОРУДОВАНИЕ СКИНИИ ИЗНУТРИ И СНАРУЖИ (40:1−33).

    Наставления, содержащиеся здесь, касаются трех вещей: а) установки святилища и размещения всего, что должно быть в нем; тут же речь идет о завесе, которую следовало повесить в воротах двора (стихи 1−8); б) освящения (т. е. отделения для использования в священных целях) скинии и всего, что в ней (стихи 9−11) и в) омовения, облачения и помазания священства (Аарона… и сынов его) для служения Богу и людям в святилище. Моисей сделал, как повелел Господь.

    5. ПРЕБЫВАНИЕ БОГА СО СВОИМ НАРОДОМ (40:34−38)

    Исх 40:34−38. Обещание Бога осуществилось, как только слава Господня наполнила скинию.

    Верховный Бог небес взял народ, пребывавший в рабстве, освободил его в силе, заключил с ним завет и превратил его в теократический народ, т. е. в такой, которым и на земле управляет Бог. Знаком завета между Богом и Израилем служила суббота, а его условия были выражены в законе, который включал в себя десять заповедей и различные уставы — как гражданские, так и ритуальные.

    Книга Исхода завершается сильным положительным аккордом: Бог пребывал со Своим народом, Он Сам вел его к Обетованной земле.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта