Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Человек. Индивид. Личность. Свобода как условие существования личности.

  • Билет 32. 1.Отечественная философия: основные проблемы, тип философствования и ее представители.

  • 2.Аксиология как теория ценностей. Главные человеческие ценности. Аксиология

  • Любовь

  • Любовь к дальнему

  • Ценность и Истина

  • 1.Проблема пути развития России: западники и славянофилы.

  • 2.Философия психоанализа о структуре человеческой психики. Проблема бессознательного. Психоанализ и медицина.

  • Бессознательное

  • Билет 34. 1.Русский космизм (Федоров, Циолковский, Вернандский)

  • Н.Ф. Федоров (1829-1903)

  • К.Э. Циолковского (1857-1935)

  • В.И Вернадский (1863-1945)

  • 2.Содержание цивилизованного подхода к человеческой истории. понятие «цивилизация» имеет два основных значения

  • Теория локальных цивилизаций

  • теории мировой, общечеловеческой цивилизации

  • Билет 35. 1.Гносеология Канта. Гносеологические взгляды Канта включают в себя анализ трех ступеней познания.

  • Рационализм

  • 2.Человек и общество.

  • философия. Билет Специфика гуманизма эпохи Возрождения и ее представители


    Скачать 423 Kb.
    НазваниеБилет Специфика гуманизма эпохи Возрождения и ее представители
    Анкорфилософия.doc
    Дата02.05.2017
    Размер423 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафилософия.doc
    ТипДокументы
    #6387
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии — знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.

    Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек — не творение бога, а часть — и притом наиболее совершенная — вечной природы.

    Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека — это другой человек. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.
    2.Человек. Индивид. Личность. Свобода как условие существования личности.

    Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь, отдельный человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

    Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.

    Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности.

    Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра — «Я». Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости и т.д.

    Главным результирующим свойством личности является мировоззрение.

    Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.




    Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности.

    Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для ее достижения. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

    Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Только свободный человек может делать выбор.



    Билет 32.

    1.Отечественная философия: основные проблемы, тип философствования и ее представители.


    Неотъемлемой частью всемирного историко-философского процесса является многовековая история философии в России. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской философии. Отечественной философской мысли присущи некоторые общие признаки.

    1. Отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. 2.  Отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской философии.

    3.  Особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична. 4.С проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична. 5. Русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру человека Следует иметь в виду, что некоторые исследователи выделяют в рамках отечественной философии оригинальную русскую философию, по сути религиозно-мистическую.

    В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: 1-й - философская мысль Древней Руси X – XVII вв.; 2-й - философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX века); 3-й - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века – начало XX века); 4-й – послеоктябрьский период (большая часть XX века).

    Несмотря на то, что определенное философское значение имеют работы таких мыслителей как Илларион («Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати»), Владимира Мономаха («Поучение»), агиографическая (житийная) литература, концепция старца Филофея «Москва – третий Рим», идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева, есть основания полагать, что самостоятельный характер и особое мировое значение русская философия получает лишь в с творчества В.С. Соловьева, прямыми предшественниками которого являются славянофилы и западники.

    2.Аксиология как теория ценностей. Главные человеческие ценности.

    Аксиология - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Понятие ценности впервые появляется у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Всякая ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Ценность - это не реальность, а идеал. Жизнь как высшая ценность есть своего рода эквивалент других высших ценностей – свободы, любви, чести, красоты. Смерть есть конец жизни, есть отрицание ее как высшей ценности. Проблема жизни и смерти – вечный спор между стремлением человека к нравственнодостойной жизни и бренностью его физического существования. Глубокий и трагический смысл этих понятий человек чаще всего осознает в так называемых «пограничных ситуациях». Здоровье – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов» так же является основной человеческой ценностью.

    Любовь - в широком смысле стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. Любовь к ближнему есть явление, сопутствующее состраданию; она есть чувство и стремление, рассматривающее др. личность как некую ценность. Любовь к дальнему - в этике любовь к кому-то далекому, подчас неведомый иным людям идеал, осуществление которого подняло бы человечество на более высокую ступень. свобода так же относится к числу фундаментальных ценностей человеческого существования. Человек, осознавший для себя ценность свободы, испытывает при ее отсутствии чувство дискомфорта, собственной неполноценности, невосполнимой утраты.

    Ценность и Истина не имеют друг к другу отношения:Ценность, есть не что иное, как желаемое – а желания наши ничего не ведают об истинах, как теоретических, так и моральных.
    Билет 33.

    1.Проблема пути развития России: западники и славянофилы.
    Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий XIX и начало XX века. В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по этой проблеме начались после публикаций "Философских писем" Чаадаева.

    Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

    Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.

    Спор, начатый славянофилами и западниками, то затихал, то вновь возникал, вовлекая в свою орбиту новых идеологов.

    Вопрос о том, куда больше тяготеет Россия - к Западу или Востоку, не потерял значения и в наши дни.
    2.Философия психоанализа о структуре человеческой психики. Проблема бессознательного. Психоанализ и медицина.
    Психоанализ- часть психологии как науки, исследование бессознательного,

    - незаменимое средство научного исследования, способ исследования психических процессов,наука о бессознательном психическом, исследование, признающее факты переноса и сопротивления как исходные положения работы, вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни, один из видов самопознания, искусство толкования,

    медицинский метод, направленный на лечение отдельных форм нервности посредством определенных методов. Таким образом, психоанализ является и наукой, и искусством, и занимает среднее место между медициной и философией. Деление психики на сознательное и бессознательное стало основной предпосылкой глубинного исследования человеческой психики и, по сути, дало начало всем основным методам психотерапии, существующим в настоящее время.

    Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

    • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

    • эти влечения преимущественно бессознательны;

    • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

    • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

    • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

    • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке

    Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека. В клинической практике психоанализ направлен на устранение невротических симптомов путем осознания пациентом своих бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов. Используя различные аналогии, З.Фрейд сравнивал психоаналитическую терапевтическую работу с работой химика (химический анализ), археолога (раскопки древних слоев), вмешательством хирурга и влиянием воспитателя.

    Билет 34.

    1.Русский космизм (Федоров, Циолковский, Вернандский)

    С философией всеединства связана и значимая для отечественной философии и науки традиция русского космизма. Русский космизм– особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках.. Его признаками считаются : 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества. В идеологии  космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм

    Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме -Н.Ф. Федоров (1829-1903). В работе “Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот  процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному  направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает  космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”),  населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил  теорию полета ракеты. Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский (1863-1945) . ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений  между людьми, прекращение войн.

    2.Содержание цивилизованного подхода к человеческой истории.

    понятие «цивилизация» имеет два основных значения: как отдельное общество и какстадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого понятия получило названиецивилизационного подхода к анализу человеческой истории. В рамках цивилизационного подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две основные:

    локальных цивилизаций; мировой, общечеловеческой цивилизации.

    Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации могут совпадать с границами государств, но бывают и исключения, например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, принято считать одной цивилизацией, поскольку при всем своеобразии каждого государства все они представляют один культурно-исторический тип.( П. А. Сорокин, А. Тойнби и др.) В теории мировой, общечеловеческой цивилизации (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др) выделяются ее отдельные стадии : доиндустриальную (аграрную); индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе; постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.

    Билет 35.

    1.Гносеология Канта.

    Гносеологические взгляды Канта включают в себя анализ трех ступеней познания.В работе «Критика практического разума» Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание остается недоступным познающему разуму. Так на первой ступенипознания уже возникает понятие «вещи в себе».

    Вторую ступеньпознания Кант анализирует в работе «Критика способности суждения». Он проводит мысль о том, что абстрактное мышление, оперируя общими понятиями, прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов, следовательно, и здесь эта сущность остается непознаваемой, ибо общие понятия, по мнению философа, возникают до опыта, априорно, и не имеют связи с объективным миром.

    Третью ступеньпознания Кант рассматривает в книге «Критика чистого разума» (эта книга произвела революцию в философии). В ней мыслитель анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия Кант называл «антиномиями», включающими в себя взаимоисключающие суждения, каждое из которых может быть доказано как истинное. 

    Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Сенсуализм  — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму.И. Кант, пытавшийся примирить идеи рационализма и сенсуализма, полагал, что «всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме.» Ограниченность и односторонность рационализма были преодолены марксизмом

    2.Человек и общество.

    Основным условием общественной жизни является коллективность. Уже древние мыслители понимали, что человек является "общественным животным", неспособным в одиночку, без кооперации с другими людьми, обеспечивать свою жизнь. Человеческое сознаниеу индивида формируется в результате жизнивобществе. Общественная жизнь противоречива и отражается в сознании самих участников общественных событий крайне субъективно. То, что в действительности было причиной, участникам исторических событий нередко представляется как следствие; а то, что явилось следствием – причиной. Для общества характерен коллективно организованный целенаправленный способ социальной деятельности. "Под социальной деятельностью" при этом понимается деятельность по созданию неприродных результатов (артефактов).

    Основной формой социальной деятельности является труд, который имеет репродуктивную(воспроизводимую в пространстве и во времени) и продуктивную(не имеющую аналогов в пространстве и во времени) стороны. Как репродуктивная деятельность труд всегда является работой, расходом (перераспределением) жизненной энергии; как продуктивная деятельность труд всегда есть деятельность по приращению энергии, по наращиванию энергии в субъекте труда.

    Труд является сложноорганизованным процессом и пронизывает все уровни и сферы человеческой жизнедеятельности. Основной структурой, которая конституирует(узаконивает) в пространстве и во временицели и методы трудовой деятельности, является культура.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта