Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • эссе «Христианство и язычество. Две альтернативы». Язычество и христианство. 2 альтернативы. Христианство и язычество. Две альтернативы


    Скачать 31.87 Kb.
    НазваниеХристианство и язычество. Две альтернативы
    Анкорэссе «Христианство и язычество. Две альтернативы
    Дата05.12.2021
    Размер31.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЯзычество и христианство. 2 альтернативы.docx
    ТипДокументы
    #292620


    Эссе на тему: «Христианство и язычество. Две альтернативы»
    Проблема язычества и христианства рассматривается на протяжении многих столетий в научной, публицистической, богословской литературе. Эта проблема воспринимается по-разному в зависимости от отношения автора и читателей к религии. Различаются и взгляды на эту проблему в зависимости от того, на каком историческом этапе рассматривается альтернатива язычества и христианства:

    1. «отношение складывающейся христианской традиции первых веков к дохристианской культуре» [Малков 1995];

    2. отношение язычества и христианства у древних славян, в том числе на Руси [Рыбаков 1981][Рыбаков 1987];

    3. крещение языческих народов в новое время

    и т.п.

    Среди тех немногих черт, что объединяют язычество с христианством, находятся такие черты как необходимость присутствия феномена веры, наличие культа и его служителей. До сих пор существуют немалое количество споров об отличии христианства от язычества и, наоборот, об их максимальном сходстве, об их влиянии на развитие культуры и истории. Тема славянского язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса, ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: некоторые политические течения (прежде всего «патриотические», в том числе ультра-«патриотические») пытаются эксплуатировать ее в своих целях [Данилевский 1998].

    Далее в нашем эссе в силу ограниченности объема мы остановимся на общей проблематике «Язычество vs Христианство» и на проблеме язычества и христианства на Руси.

    Итак, язычество – это многобожие или политеистическая религия. Язычество, где множество богов и разнообразных существ, оставляет простор для фантазии и воображения. Оно неразрывным образом связано с мифологией – исторически первой формой мировоззрения. Происхождение мифа восходит к формированию личности человека, к процессу его социализации. Окружающий мир казался человеку огромным и пугал этой огромностью. Тогда самих людей было еще мало, они контактировали между собой редко и преимущественно враждебно, а их поселения напоминали крохотные островки, разбросанные в бескрайнем океане. В этих условиях на первый план выходила защитная функция. Среди способов избавления от обуревающих тебя изнутри страхов имеется способ, согласно которому происхождение страха необходимо четко осознать, а затем материализовать его, вывести наружу. Деревянные и каменные идолы-истуканы, жертвоприношения в их честь – все это не что иное, как осознанный и материализованный страх. Именно так рождается мифология, а вслед за ней и религия в форме язычества. «Страх родил богов» - очень точно сказано у одного древнеримского поэта. Само язычество непредставимо без ритуальной практики, без магии и ее ранних форм: анимизма (веры во всеобщую одушевленность природы), тотемизма (веры в кровнородственные связи между человеком и животным), фетишизма (веры в сверхъестественные свойства материальных предметов, природных или сделанных человеком).

    Языческий период отечественной истории связан с расселением будущих славян на обширной территории. Определить время возникновения язычества не представляется возможным. Сам же языческий период продолжался вплоть до девятого века, когда Русь подверглась христианизации и языческие культы стали постепенно вытесняться христианскими.

    Дата официального крещения Руси - 988 год, но исходя из некоторых фактов, приобщение восточных славян с христианством началось намного раньше. К примеру, крещение княгини Ольги (955 г.) стало первым шагом к превращению христианства восточного толка в государственную религию [Данилевский 1998]. История распорядилась так, что восточная ветвь славянства крестилась позднее других. Постоянные соприкосновения с западными и южными соседями, такими как Болгария и Византия, не могли не повлиять на самую сокровенную сферу жизни общества — духовную. Одним из следствий этого, было приобщение к культуре письменности. Однако двоеверие т.е. «компромиссное равновесие языческих и православных элементов» фиксируется на Руси еще и в XIII веке [Рыбаков 1987]. Проблема отношения христианства к язычеству возникает уже на первом этапе христианизации славян. Эти проблемы зафиксированы в имеющихся письменных источниках. Так, академик Б.А. Рыбаков указывает в своей книге «Язычество Древней Руси», что и миссионеры, прибывавшие от Папы Римского с целью окрестить славян, и русские авторы XI-XIII веков описывали язычество тенденциозно, создавая его отрицательный образ: «Миссионеры писали по принципу контрастов: разгульное, неистовое язычество с многолюдными празднествами и кровавыми жертвоприношениями, с одной стороны, и благолепие и смирение после успеха проповеди христианства, с другой. Описание языческого культа было одной из задач западных епископов-миссионеров, и это делает их записи особенно ценными. Русские авторы XI-XIII вв. не описывали язычество, а бичевали его, не перечисляли элементы языческого культа, а огульно осуждали все бесовские действа, не вдаваясь в подробности, которые могли бы интересовать нас, но были слишком хорошо известны той среде, к которой обращались проповедники» [Рыбаков 1987]. Это один лишь пример того, что исторические сведения, из которых мы узнаем о язычестве у славян, могут быть необъективны. Это должно учитываться при оценке альтернативы между язычеством и христианством. Историю пишет победитель, а победителем является христианство.

    Христианство - это уже монотеистическая религия или религия одного Бога. В ее основе находятся положения общечеловеческой этики. Частные философско-этические вопросы, поднимаемые в заповедях Христа, не менее важны, чем вопросы спасения души или устройства мира. Например, вопрос о том, как вести себя по отношению к злу, или что есть любовь.

    Христианство возникло в Палестине в I веке н.э. Довольно быстро оно становится популярным учением, несмотря на жестокие преследования первых христиан со стороны Римской империи. Однако на закате ее истории христианство объявляется государственной религией, а все античные философские школы попадают под запрет.

    Тот факт, что язычество сдало свои позиции под напором христианства, был исторической неизбежностью и закономерностью. Язычество не обладало интегрирующей функцией, тогда как под знаменем христианства, например, впоследствии будут происходить освободительные войны. Время показало, что христианская религия стала неотъемлемой̆ частью государственного аппарата, а сама церковь превратилась в особый социальный институт, пользующийся покровительством высшей государственной власти. Что же касается института жрецов, то он представлял собой замкнутую касту, далекую от нужд остальных членов общины. Поэтому все сомнения в том, чему отдать предпочтение, в какой-то момент отпали.
    Христианство, безусловно, оказало большое влияния на принятие решений, которые впоследствии изменили ход истории. Чтобы было, если бы человечество не перешло на веру в Бога и поклонение священному писанию в Библии? Какая альтернатива лучше в контексте истории?

    С одной стороны, из-за расхождения в верованиях между христианами и приверженцами других религий разгоралось немало конфликтов, в том числе и военных. Народы несли потери, страдало культурное достояние. Примером могут служить крестовые походы. “Они основывались на схожих религиозных концепциях, обладали схожей идеологией, и только их борьба за мировое господство привела к конфликту и заставила дойти до крайностей – до фанатизма.”- пишет Франческо Габриэли в предисловии к своей книге, предназначение которой было показать взгляд на историю крестовых походов со стороны тех, кто в то время были врагами христианства. Эти походы были реализованы под чувством гнева и желанием мирового господства, хотя это и противоречит самой Библии, ведь гнев - один из смертных грехов: “Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого”

    Также примером военного конфликта, возникшего по религиозным причинам, являются русско-турецкие войны. Сражение шло за права судоходства в черноморских проливах, права христиан в пределах Османской империи и право покровительства им русского монарха.

    Но рассмотрим этот вопрос с другой стороны: что христианство сподвигло человека сделать, что в дальнейшем улучшило качество его жизни и способствовало развитию культуры и даже науки.

    Во-первых, именно в христианском мире заговорили о правах и свободах личности, и сам человек, осознаваемый как "венец творения", стал в собственных глазах и в восприятии общества драгоценной самостоятельной личностью. Во-вторых, в материальном смысле мир перевернула не наука, а возникшая на ее базе технология. Христианство, которое было основано на Библии, стало говорить о существующих в природе тайных законах (что в природе существуют тайные законы, что людям Израиля был дан догмат, как жить, как принимать решения и как себя вести); из этого же представления у человека появилась идея о том, что и звездам, планетам, животным и всему существующему вокруг него тоже даны какие-то законы. Но для того, чтобы эти законы узнать и изучить - их надо разгадать. Эти два начала, соединение идеи десакрализации и священности как существования тайных законов привели к возникновению совершенно новой науки. Следовательно, технологии тоже есть плод христианства. В-третьих, христианство внесло огромный вклад в развитие искусства. В процессе становления христианского искусства была разработана уникальная иконография, архитектурный стиль, создавались характерные скульптуры, алтари, витражи, фрески и мозаики.

    «Христианство дало историю, дало идею истории тем, что оно впервые признало до конца, что вечное может иметь выход во временном; в христианском сознании вечное и временное пребывают нераздельно: вечное входит во временное, временное в вечное» [Сидоренко 2014].

    Языческий мир был темный, жизнь была суровая и трудная. В нем господствовала жестокость, сила, богатство, гордость, нравственная распущенность. Жизнь и люди были грубые, жестокие. Многие дикости язычества, например необходимость жертвоприношений (в том числе человеческих) различным божествам, в христианском укладе уже не были предусмотрены.

    При отсутствии перехода к христианству, мир потерял бы ту историю, которая стала причиной многих открытий. Впоследствии не было бы государств, науки, искусства, исторически сложившихся союзов и даже процветающей экономики. Христианство составило не просто достойную и своевременную альтернативу язычеству, оно превзошло его по духовной доминанте.

    О том, что дало крещение конкретно Руси и почему оно было правильным историческим выбором, говорит академик Д.С. Лихачев в работе «Крещение Руси и государство Русь» [Лихачев 1988]. Он указывает, что «объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах». Эту историческую потребность удовлетворило обращение к христианству. «Христианизация дала Руси религию более развитую и более вселенскую», приобщила Русь к мировой культуре, явилась предпосылкой возникновения высокоорганизованного литературного языка. Русь смогла войти в семью европейский народов на равных «христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества». В подкрепление своих мыслей Д.С. Лихачев приводит слова А.С. Пушкина: «Пушкин так сказал о христианстве: «История новейшая есть история христианства»» [Лихачев 1988]. Учитывая все сказанное выше, с этим нельзя не согласиться.


    Список литературы

    1. Аринин Е. И. Религиоведение: академический курс лекций. В 2 ч. Ч. Владимир, 2005.

    2. Бердяев Н.А. Смысл истории : Опыт философии человеческой судьбы / Николай Бердяев. Берлин, 1923.

    3. Библия / [пер. с англ. О. Перфильева; науч. ред. Н. Волков; под ред. Расселла Ре Мэннинга]. - М., 2014.

    4. Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века. М., 1957

    5. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций - М., 1998.

    6. Зурабова К.А. Мифы и предания : Античность и библейс. мир : Попул. энцикл. слов. - М.,1993.

    7. Крывелев И.А. Книга о Библии. - М., 1958.

    8. Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. №6. с. 249–258

    9. Петр Ю.М. О воззрениях Святых Отцов и учителей Церкви на языческую культуру//Альманах "Альфа и Омега". 1995. №5

    10. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси - М., 1987.

    11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян - М., 1981.

    12. Сидоренко Н.С. Исторические аспекты религии и религиозности // Научный вестник ЮИМ №4, - ЮИМ. 2014, c. 93.





    написать администратору сайта