литература 7. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. Муха. Развитие понятия об аллегории. О. Н. У. Проверка дз Когда происходит действие Сказания
Скачать 21.05 Kb.
|
И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. О.Н.У. Проверка д/з - Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.) - Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.) - Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.) - Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.) - В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.) - Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.) - Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.) 3. Постановка учебной задачи Сегодня мы будем говорить об одном из самых интересных жанров литературы. Прослушайте текст и попробуйте определить жанр, указав на жанровые признаки (чтение басни “Муха”). - Как вы думаете, кто является автором басни? (Предполагаемый ответ : И.Крылов) - Автором басни является И.И.Дмитриев, который “вывел” басню из категории низкого жанра и сделал её популярной. - Что вы знаете об этом авторе? - Попробуйте сформулировать цель нашего урока. 4. Актуализация знаний - После прослушивания басни вы легко определили жанр. Давайте вспомним определение басни. Басня- короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью, нравоучением. В басне всегда присутствует мораль, которая может находится в начале басни или в конце. - Вспомним, что такое мораль и аллегория. - Как вы думаете, когда появился этот жанр? Прочитайте статью “Русская басня” и найдите в ней ответ на поставленный вопрос. 5. Работа по теме урока - Этот жанр, как правило, связывают с именем И.А.Крылова. Но немногие знают, какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев. Давайте поближе познакомимся с этим автором. Работа с презентацией . Перед просмотром презентации детям даётся вопрос, на который они должны ответить после: а) Какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев? б) В чём особенность его басен? После просмотра презентации дети дают ответы на поставленные вопросы. - Ребята, давайте прочитаем высказывание П.А. Вяземского о И.И.Дмитриеве и И.А.Крылове (распечатки на партах). “Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...” - Подчеркните те места в высказывании, которые характеризуют басни Дмитриева. - Вернёмся к басне “Муха”. Эту басню считают лучшей басней И.И.Дмитриева (ученик читает вслух). Подтвердите или опровергните мысль Вяземского о том, что Дмитриев-художник. (Дети говорят о том, что автор словесно нарисовал картину, которая им ясно видится). - Одной из жанровых особенностей басни является то, что в ней осмеивается какой-либо порок человека, жизненная ситуация или позиция. Над чем смеётся автор в этой басне? (Дети отвечают, что Дмитриев осмеивает ту жизненную позицию, когда человек приписывает себе чьи-то заслуги, видя что они были заработаны очень тяжело). - Почему Иван Иванович берёт за основу сюжет , в котором рассказывается о тяжёлом крестьянском труде? Найдите ответ в комментариях к басне на стр. 29.(Прочитав, дети подтверждают высказанное ранее мнение о том, что крестьянский труд тяжёл, особенно пахота . Бык “тащился” домой, а муха , благополучно просидев во время пахоты на нём, присвоила его заслуги и себе. Картина тяжёлого крестьянского труда усиливает то значение, которое хотел предать автор. Дети должны сказать, что автор использует приём аллегории). Работа с таблицей(Приложение 1).Начать её можно в классе, а закончить дома. Можно предложить работу в паре. Работа основывается на материале статьи “Муха” (по учебнику). 4. Рефлексия. - Составить синквейн, темы “Дмитриев”, “Басня”, “Муха” . 5. Домашняя работа: закончить таблицу /выучить басню
“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...” “Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художни к, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...” “Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...” “Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...” “Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...” “Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...” “Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...” “Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...” |