Главная страница
Навигация по странице:

  • ДАТА НАПИСАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

  • ОСНОВНАЯ ТЕМА И СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

  • ОБЩИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

  • ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННИКОВ К ПОЭЗИИ А.ФЕТА

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Курсовая. Курсач. И смысл названия 4


    Скачать 27.14 Kb.
    НазваниеИ смысл названия 4
    АнкорКурсовая
    Дата11.05.2022
    Размер27.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсач.docx
    ТипДокументы
    #522925

    Содержание

    1. «Вечер» А.Фет 2

    2. Дата написания и публикации 3

    3. Основная тема и смысл названия 4

    4. Общий анализ стихотворения 4

    5. Отношение современников к поэзии А.Фета 8

    6. Список использованной литературы 11

    ВЕЧЕР.

    Прозвучало над ясной рекою,

    Прозвенело в померкшем лугу,

    Прокатилось над рощей немою,

    Засветилось на том берегу.

    Далеко, в полумраке, луками

    Убегает на запад река.

    Погорев золотыми каймами,

    Разлетелись, как дым, облака.

    На пригорке то сыро, то жарко,

    Вздохи дня есть в дыханье ночном, -

    Но зарница уж теплится ярко

    Голубым и зеленым огнем.

    ( 1855 г.)

    ДАТА НАПИСАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

    Стихотворение написано в 1855 году. Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» номер 5 в 1855 году. При издании в сборнике 1856 года стихотворение было размещено цикле «Разные стихотворения», в составе это же цикла опубликовано в сборнике за 1863 год. В плане издания 1892 года стихотворение было помещено Фетом в составе цикла «Вечера и ночи».

    Стихотворение «Вечер» относится к пейзажной лирике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее еле заметные переходные состояния: как художник - пейзажист он рисует словесно, находя новые оттенки. Природа для поэта – источник открытий, философского оптимизма. Стихотворение можно сравнить с различными картинами импрессионистов.

    Пейзаж стихотворения очень точен, конкретен: «ясная река», «померкший луг», «роща немая», «пригорок». В то же время пейзаж Фета создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью - это мир зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей.

    ОСНОВНАЯ ТЕМА И СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

    Основной темой данного произведения является – созерцание природы, сожаления о прошедшей и неразделенной любви, которые изображаются в движении смены явлений от раннего вечера к поздним сумеркам) .

    Смысл названия произведение можно понять так, что вечер - это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится запечатлеть эти переходящие моменты, «миги» бытия, видение предмета таким, каким он предстает в настоящий момент. Такое понимание цели искусства говорит о точках соприкосновения лирики Фета со стилем импрессионизма.

    ОБЩИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

    Стихотворение, как и большинство произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ, т.е. рифмовка первого стиха с третьим , а второго – с четвертым.

    Первая строфа показывает картину наступающего грозового вечера, наплывающей тени от тучи и яркого света. Первая строка заключает в себе звуковой образ («прозвучало») и зрительный («ясная река»). Вторая строка симметрична первой, она также членится на два образа - звуковой («прозвенело») и зрительный («померкший луг»). Однако не менее отчетливо и различие смысловое: если в первом стихе пейзаж светлый («ясная»), то во втором - темный («померкший»). В третьей строке зрительный образ полностью вытесняется звуковым – «прокатилось», а цветовой эпитет заменен звуковым «немая». Четвертый стих передает только зрительное впечатление: «засветилось». Одновременно появляется и наблюдатель – «на том берегу» ( на другом по отношению к человеку, созерцающему природу)

    Во второй строфе также присутствует взгляд наблюдателя, как и в концовке первой: река убегает «далеко», «на запад» по отношению к его расположению в пространстве.

    Контраст света и тьмы сменяется своеобразным синтезом «полумрак». Вводится мотив движения («река убегает»), излучины, извивы («луки») реки - своеобразное соответствие «извивам» света и темноты, звука и беззвучия. Предложения во второй строфе противостоят по синтаксису первой: первая строфа – 4-е безличных предложений, совпадающих с границами четырех стихов. Во второй строфе только два предложения, занимающие каждое по две строки. Благодаря этому происходит замедление интонации: для первой строфы в сравнении со второй характерно быстрое интонационное движение, которому соответствует смена «кадров» пейзажа (река, луг, роща, тот берег), подобие монтажу, используемому в фильмах. Во второй строфе даны лишь два пейзажных кадра, образ реки дан посредством не монтажа, а скольжения взгляда - наподобие движения кинокамеры, именуемого в кинематографии –трэвелингом (с англ. travel – перемещаться).

    В третьей строфе поэтика переведена в план температурных ощущений, отражающих присутствие лирического "Я" («то сыро, то жарко»). Пригорок, который упоминается в третьей строфе, явное указание на местонахождение того самого "Я" в пространстве: с этого пригорка он видит весь представший перед ним пейзаж. Контрастам света (цвета) и темноты, звука и безмолвия соответствует соединение противоположных друг другу дня и ночи, объединенных вместе посредством метафоры «вздохи – дыханье». Завершает строфу свето-цветовая вспышка - «голубым и зеленым огнем» (мотивы огня и воды - основные в творчестве А.Фета)

    Последние строки всех трех строф связывает образ света: «засветилось», «погорев золотыми каймами», «зарница уже теплится ярко ... огнем». Так , в композиции, в структуре стихотворения отражен образ эха грозы, которым текст открывается, а в концовке текста повторяет упоминание о вспышках молний, содержащееся в первой строфе. Противительный союз “но”, которым вводится строка – «но зарница уж теплится ярко», противопоставляет приближающуюся грозу одновременно уходящему дню и наступающей ночи.

    Стихотворение строится на сочетании образов света (и яркого цвета) и темноты. Название " Вечер", традиционное для русской поэтической традиции ( «Вечер» - стихотворение В. А. Жуковского, одна из первых элегий с пейзажными элементами), формирует ожидание встретить в тексте упоминание об обычных признаках этого времени суток: о смене дневного, солнечного света ночной темнотой, о закате, о появлении луны на небе. Однако Фет заменяет эти ожидаемые признаки вечера упоминанием о грозе или о грозовом эхе; игра, переливы света и темноты объясняются скорее не приближением ночи, а подступающей грозой. Вопреки традиции вечернего пейзажа стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света - образом молнии – «зарницы». Традиционен, почти цитатен в своей основе образ горящих в закатных лучах облаков, напоминающий строки из произведения «Вечер» Жуковского: «Уж вечер... облаков померкнули края...» и отчасти из его же «Невыразимого»: «сей пламень облаков, по небу тихому летящих...».

    Образ «зарницы» появляется только в конце, объясняя суть раскатов и звона, упоминаемых в начале стихотворения. В первых строках появления грозы еще не названо, дано лишь впечатление от него в форме безличных предложений (что - то «прозвучало», «прозвенело»). Сходный прием встречается в стихотворении «Весенний дождь», в котором не упомянутый дождь заменен неопределенно - личным местоимением что - то: «И что - то к саду подошло, по свежим листьям барабанит».

    Стихотворение написано трехстопным анапестом, (когда ударение падает на 3,6,9 и так далее слоги) - самым популярным и «заметным» трехсложным (трехстопным) размером в русской поэзии, начиная с середины XIX века. К примеру трехстопным анапестом пользовался А. Блок в стихотворении «Мой любимый, мой князь, мой жених».

    Стих представлен в размеренном, тихом и спокойном ритме, но не смотря на раскаты грома в дали то самое “я” , о котором говорилось выше, наслаждается тем пейзажем, который предстал перед ним именно в это мгновенье.

    Аллитерация на -р- в тексте стихотворения - подражание раскатам грома: скопление звуков -р- отличительно для первой строфы, изображающей гром: причем этот звук встречается во всех четырех строках четверостишия. Другой сонорный звук -л- ассоциируется с семантикой пространства: луг, далеко, луками. Акустические и пространственные ассоциации, характерные для этих звуков, объединены в глаголах звучания и движения (прозвучало, прозвенело, прокатилось, разлетелись), а также в существительных и прилагательных с цветовой и звуковой семантикой ( полумраке, золотыми, зарница, голубыми, зелеными). В стихотворении также выделен звук -з- , ассоциирующийся одновременно и со " звоном", со звуком, со светом и с предметами, воспринимаемыми зрением: прозвучало, прозвенело, засветилось, разлетелись, запад, золотыми, зарница, зелеными.

    Так благодаря звуковому строению текста происходит своеобразное " примирение" и " слияние" звука и пространства в свете и цвете, создается целостное восприятие звука, света и цвета.

    А. Фет использует эпитеты «над ясной рекою» и «в померкшем лугу». Олицетворение представлено следующими фразами: «убегает на запад река» , «вздохи дня» , «в дыханье ночном». Если со строкой «убегает на запад река» все ясно, то строки «вздохи дня» , «в дыханье ночном» представлены не как открытое олицетворение, т.к. отсутствуют глаголы, указывающие на действие олицетворяемого предмета, объекта, а как скрытые, т.е. ночь может дышать, а день вздыхает.

    Идея стихотворения заключается в том , что само созерцание природы , ее прекрасных , томных моментов, некоторым образом оставляет огромный, прекрасный отпечаток в сердцах тех людей, которые хоть на мгновение могут остановиться «На пригорке» и лицезреть «движения» природы и прочувствовать их.

    ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННИКОВ К ПОЭЗИИ А.ФЕТА

    А. Фет был обласкан критиками практически на протяжении всего творческого пути. Уже в 40-е годы XIX века Белинский называл Фета самым «даровитым» московским поэтом.

    Лестные отзывы Белинского послужили для него неплохой «путевкой в жизнь». Фет печатался в самых модных и востребованных журналах того времени – «Отечественных записках», «Москвитянине» и др. При этом каждое новое стихотворение вызывало восторг как у читателей, так и у критиков.

    В 50-е годы внимание литературных критиков было приковано к произведениям иного порядка. Общественность будоражили социально-политические идеи (вот-вот отменят крепостное право), а поэтику Фета составляли Природа и Любовь.

    Долгое время Фет сотрудничал с «Современником», которым руководил Тургенев. Тургенев (вместе с критиками В.П.Боткиным и А.В.Дружининым) «подчистил» первый фетовский сборник и сделал поэзию Фета боевым знаменем «чистого искусства». В связи появились критики, считавшие Фета «мечтателем», оторванным от действительности.

    Поэтическое искусству Фета и после его смерти находится под пристальным вниманием критиков, которые пишут отзывы не только на стихотворения, но и на переводы поэта (Ачкасов, Тархов), и сходятся на том, что Фет – великий певец красоты.

    Строки всех стихов, а не только произведения «Вечер» А. Фета просто завораживают, со страниц льется прекрасная музыка, вспархивают птицы, сердце же уносится в «звенящую даль». Его ассоциативно-метафорическое мышление доносит до нас необычные образы, он делает лишь намек на то, что он хотел сказать своими стихами, нам же остается додумывать ситуацию, представленную в стихотворениях.

    Природа у Фета «очеловечена», и в стихах можно встретить «травы рыдание», «овдовевшую лазурь». Фетовское слово всегда «тяготело» не только к поэзии, но и к живописи.

    Стихи А. Фета вошли в музыкальную жизнь раньше, чем в литературную. Некоторые его стихи написаны как романсы, и это почувствовали композиторы. Стихи, положенные на музыку А.Е. Варламовым и А.Л. Гулевичем, буквально сразу же обрели популярность. Романсы на стихи А. Фета исполняются и в наши дни: «На заре ты ее не буди...», «Я тебе ничего не скажу», «Уноси мое сердце» и др.

    Один из величайших композиторов мира П.И. Чайковский обратился к поэзии А. Фета, еще будучи совсем юным. Его первый романс, написанный в 18 лет, был на стихи Фета «Мой гений, мой ангел, мой друг...». Впоследствии о Фете Чайковский написал «…Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и делает смелый шаг в нашу область (т. е. музыку). Поэтому часто Фет напоминает нам Бетховена, но никогда Пушкина, Гете или Байрона, или Мюссе. Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».

    Несмотря на то что тематика лирики Фета затрагивает лишь природу и любовь, это позволило создать разнообразные, не похожие на стихи других поэтов шедевры.

    Грязь, зло и проза жизни не проникают в лирику А. Фета. По своей жизненной позиции он не романтик, а абсолютно земной человек, но кто знает, почему из-под его пера выходили такие эмоциональные, с человеческой душой произведения.

    В лирическом произведении преобладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которую ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние - эстетическая восторженность.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. А. А. Фет. Полное собрание стихотворений. С.-П. 1912. – 470

    2. Информационный портал. Общий доступ: www.wikipedia.ru







    написать администратору сайта