Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 1. Социология как наука

  • Тема 2. Общество как объект изучения в социологии

  • Лекции 2 курс ЗО. I. социология цель науки социологии счастье людей Л. Толстой Социология


    Скачать 57.57 Kb.
    НазваниеI. социология цель науки социологии счастье людей Л. Толстой Социология
    Дата28.02.2022
    Размер57.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции 2 курс ЗО.docx
    ТипДокументы
    #376289
    страница1 из 3
      1   2   3

    Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ

    Цель науки социологии -

    счастье людей

    Л. Толстой

    Социология - это понимание человека, это цивилизованный подход к обществу, это изучение реальных жизненных ситуаций, с которыми сталкивает­ся каждый, не всегда задумываясь об их социальном смысле и причинах.

    Яркие всплески социологической мысли уходят вглубь веков, но лишь в XIX столетии социология стала самостоятельной наукой, осмысливающей и систематизирующей объективные данные о действительности. В XX веке инте­рес к социологии резко возрастает; своеобразный социологический бум наблю­дался в 20-30-х, 50-60-х, 80-90-х годах. В современных условиях социология изучается и разрабатывается во всех цивилизованных странах.

    Тема 1. Социология как наука

    Вопросы: 1. Объект и предмет социологии.

    2. Место социологии в системе научного знания. Структура науки.

    3. Роль социологии в обществе и ее функции.

    Объект и предмет социологии

    Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Чело­веческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно яв­ляется объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общест­ва, т. е. свой предмет.

    Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т. е. комплекс со­циальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Поня­тие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процес­се их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение обще­ства, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам обще­ственных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального уст­ройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей. По мнению американ­ского исследователя Нейла Смелзера, социологи хотят знать, почему люди ве­дут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т. е. все, что происходит, когда они взаимодействуют друг с другом.

    Из обозначения объекта и предмета формируется определение социоло­гии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках име­ют содержательную тождественность или близость. Социология определяется з разнообразных вариантах:

    • как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

    • как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

    • как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из это­го взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);

    • как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функциони­рования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

    Место социологии в системе научного знания. Структура науки

    Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно ис­пользует методы философских и социально-исторических обобщений и специ­фические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. На вооруже­нии у социологии - новейший аппарат научного мышления, в частности, элек­тронно-вычислительная техника.

    Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, стати­стикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкос­новения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.

    В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общест­ва через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

    Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда - соци­ально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психоло­гия, социобиология, социальная экология и пр.

    Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

    Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т. е. комплекса социоло­гических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - сово­купности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы разви­тия социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социоло­гического знания.

    Второй подход (целевой) делит социологию на фундаментальную и при­кладную. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирова­на на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она ре­шает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социаль­ного развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

    Третий подход (масштабный) делит науку на макро - и микросоциоло­гию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государ­ства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).

    В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, тео­рии,

    Роль социологии в обществе и ее функции

    Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микро­уровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на ко­ординацию их развития.

    Социология может и должна играть в обществе роль социального контро­лера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризис­ных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего раз­вития.

    Социология непосредственно связана с производством через проблемати­ку его социального развития, совершенствования кадрового состава, .улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.

    Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами. Под крышей этой плюралистической науки рождаются новые от­расли знания об обществе и человеке.

    Социология выполняет в обществе множество различных функций. Глав­ные из них таковы:

    теоретико-познавательные функции', а) информационная (получение пер­вичных данных об индивидах и общностях); б) теоретическая (выявление тенденций, обогащение социологической теории); в) методологическая (ее выполняет фундаментальная социология по отношению к другим социаль­ным ;наукам и эмпирическим исследованиям);

    практические функции', а) прогнозирование; б) социальный контроль; в) оп­тимизация деятельности социальных общностей и людей, внесение коррек­тив в эту деятельность; г) социальная помощь;

    мировоззренчески-идеологические функции', а) целевая; б) дискуссионная; в) пропагандистская; г) функция подготовки кадров;

    критическая функция (предупреждение социальной политики об отклонени­ях в движении);

    прикладная функция (совершенствование управленческих отношений);

    гуманистическая функция (разработка социальных идеалов, программ науч­но-технического, социально-экономического и социально-культурного раз­вития общества).

    Успех реализации этих функций зависит от уровня развития общества, социальных условий, профессиональной подготовки социологических кадров и качества организации социологической деятельности.

    Тема 2. Общество как объект изучения в социологии

    Вопросы: 1. Понятие «общество» и его исследовательские трактовки.

    2. Основные проблемы мегасоциологии.

    3. Общество как социальная система. Его структура.

    Понятие «общество» и его исследовательские трактовки

    Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Пла­тона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства от­личны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конст­рукция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.

    В Средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и госу­дарства. Только в Новое время в XY1 веке в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний обще­ства. В XYII веке английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом со­блюдения договора; XYIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой - как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же эконо­мисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновый союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант - как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало XIX века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обще­ством сферу частных интересов, отличных от государственных.

    Основоположник социологии О. Конт рассматривал общество как при­родный феномен, а его эволюцию - как естественный процесс роста и диффе­ренциации частей и функций. Социологи-профессионалы XIX века наполнили понятие «общество» новым содержанием с большим отражением социальности. В их представлениях общество было совокупностью верований и чувств, сис­темой различных социальных функций, соединенных определенными. отноше­ниями, всеохватывающей реальностью, обладающей самоценностью и пр. В со­циологии XX века это понятие толкуется разновариантно, но преимуществом пользуются определения общества как функционально-интегрированной соци­альной системы, как системы, охваченной конфликтами.

    «Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть мате­риального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокуп­ность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

    Основные проблемы мегасоциологии

    Социологические теории различаются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоциология), теории среднего уровня (макросоциология, изучаю­щая крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциология, исследующая межличностные отношения в повседневной жизни). Общество в целом. является объектом изучения общей социологической теории. Оно рас­сматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их логи­ческой последовательности: Что такое общество? — Изменяется ли оно? « Как оно изменяется? — Каковы источники изменений? — Кто определяет эти изме­нения? — Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Иными словами, ме­гасоциология посвящена объяснению социальных изменений.

    Проблемный блок - Что такое общество? - включает в себя комплекс во­просов об устройстве общества, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они находят свое освеще­ние в многочисленных версиях ученых: в теориях (Спенсера, Маркса, Вебера, Дарендорфа и многих других исследователей) социально-демографического и социально-классового устройства общества, социальной стратификации, этни­ческой структуры и др. Проблема изменений в обществе подразумевает два во­проса: Развивается ли общество? Обратимо или необратимо его развитие? От­вет на них делит существующие общесоциологические концепции на два клас­са: теории развития и теории исторического круговорота. Первые разрабаты­вались просветителями Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими необратимость развития общества. Вторые прони­заны идеей цикличности, т. е. движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и по­следующими циклами возрождения и упадка. Эта идея нашла свое отражение в суждениях Платона и Аристотеля о формах государства, в концепции «культурно-исторических типов» Н. Данилевского, в теории «морфологии культур» О. Шпенглера, в версии А. Тойнби о замкнутых цивилизациях, в соци­альной философии П. Сорокина и т. д.

    Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общест­ва постановкой вопросов о том, совершенствуется ли общество, человек, отно­шения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный про­цесс, т. е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания. Со­держание ответов на эти вопросы подразделяет имеющиеся вопросы на две группы: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса (пессимистические). К первым относятся позитивизм, марксизм, теории техно­логического детерминизма, социал-дарвинизм, ко вторым - ряд теорий бюро­кратии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма, час­тично концепция Л. Гумилева, Ж. Гобино и др. Проблема механизма прогресса, его обусловленности, его источников и движущих сил раскрывается в мегасо­циологии однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции и революции.

    Однофакторные теории сужают источники и причины прогресса до ка­кой-либо одной силы, абсолютизируя ее, например, биологический фактор (биологизм, органицизм, социал-дарвинизм),идеальный фактор (теории Вебера).

    Многофакторные теории, выделяя одну детерминанту, стремятся учесть воздействие всех остальных факторов (теории Маркса, неомарксистов и др.). С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают предпочтение общностям как основной движущей силе (этатизм, фашизм, ле­вацкий псевдомарксизм, этнонационализм), Либо выделяют приоритет лично­сти перед любыми общностями (позитивизм, социализм Маркса, неомарксизм). Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их аб­солютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории). По во­просу о периодизации развития общества наибольшее распространение полу­чили в мегасоциологии два подхода: формационный (Маркс) и цивилизацион-ный (Морган, Энгельс, Теннис, Арон, Белл и многие другие).

    Общество как социальная система. Его структура

    Общество - это система/так как это совокупность элементов, находящих­ся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это сис­тема социальная, т. е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоот­ношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т. е. свою струк­туру. Она сложна и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. По форме жизнепроявления людей обще­ство подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выявля­ются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, про­фессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты, система социального контроля и социальные организации.

    Социальная группа --это объединение людей по общности значимого при­знака, способу взаимодействия его членов. Западная социология выделяет со-циетальные общности (общества, этносы, цивилизации), социальные общности макроуровня (территориальные, профессиональные, производственные и иные) и первичные микрогруппы (с непосредственным взаимодействием).

    Социальные институты - устойчивые формы организации и регулирова­ния общественной жизни. Они классифицируются по общественным сферам: экономические (собственность, зарплата, разделение труда), политические (парламент, армия, полиция, партия), институты родства (брак и семья), инсти­туты культуры (музеи, клубы) и др.

    Социальный контроль - это совокупность процессов в любой социальной системе, посредством которых обеспечивается следование определенным «образцам» деятельности, а также соблюдение ограничений б поведении. Это системы ценностей, моральные нормы, обычаи, привычки, правовые нормы, административные предписания, решения.

    Социальная организация - это объединение людей, совместно реализую­щих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, спе­циализации задач и формализации ролей и процедур. Современными тенден­циями их развития являются укрупнение и специализация профессионального управления.

    Существует сложная иерархия социальных систем. Самая большая из них - общество в целом. Затем идут социетальные социальные системы и соци­альные общности, которые сами делятся на подсистемы вплоть до индивида. Он подчиняется законам системы, но у него есть выбор между системами, ста­тусами и ролями.

    Социальная структура в широком смысле охватывает все деления в обще­стве. Мерой ее развитости является степень разнообразия форм деятельности, способов связи между людьми, социальными группами и институтами.

      1   2   3


    написать администратору сайта