Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема реферата: Их именами названы улицы. Историческая личность, чьё имя увековечено в названии улицы. ЧАЙКОВСКИЙ П.И.

  • - Происхождение - Биография - Детство и юность - Служба в Министерстве юстиции - Петербургская консерватория - Педагогическая деятельность

  • - «Кризис 1877 года» - Мировая слава - Поездки за границу - Личная жизнь - Женитьба на А. И. Милюковой - Творчество - Смерть

  • Семейная фотография Чайковских (1848) Детство и юность.

  • Служба в Министерстве юстиций.

  • Петербургская консерватория

  • Педагогическая деятельность.

  • чайковский история. Их именами названы улицы. Историческая личность, чьё имя увековечено в названии улицы


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеИх именами названы улицы. Историческая личность, чьё имя увековечено в названии улицы
    Дата03.04.2022
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлачайковский история.docx
    ТипРеферат
    #437945
    страница1 из 3
      1   2   3

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН



    КАСПИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    КАФЕДРА «АСАиД»

    Практическое задание:
    Тема реферата: Их именами названы улицы. Историческая личность, чьё имя увековечено в названии улицы.
    ЧАЙКОВСКИЙ П.И.
    по дисциплине

    Современная история Казахстана

    ВЫПОЛНИЛА : КАМАЛОВА Ф.С. (СТР21-2Р)

    ПРОВЕРИЛ : ОСКОЛКОВ В.С.

    АЛМАТЫ 2022

    Содержание
    - Происхождение
    - Биография
    - Детство и юность
    - Служба в Министерстве юстиции
    - Петербургская консерватория
    - Педагогическая деятельность
    - «Кризис 1877 года»
    - Мировая слава
    - Поездки за границу
    - Личная жизнь
    - Женитьба на А. И. Милюковой
    - Творчество
    - Смерть
    - Вклад в церковную музыку
    - Основные произведения
    - Сочинения, учебники и переводы
    - Письма
    - Память
    - Литература
    - Ссылки

    Происхождение.
    История семьи Петра Ильича Чайковского очень любопытна и интересна, но разобраться во всех семейных узах в таких многочисленных семействах довольно непросто. Петр Ильич очень любил свою семью. Что касается истории семьи Чайковского, то в ней можно найти много интересных фактов.

    По отцовской линии род композитора взял свое начало на Украине, в Полтавской области. Там жил прадед Чайковского - Петр Чайка.
    А вот по линии матери Чайковский имел французские и немецкие корни. Прабабушка Чайковского по материнской линии - Мария Кристина Элеонора, родилась в Германии в семье австрийского офицера.
    Прадед Чайковского по материнской линии - Мишель Виктор Ассиер - родился во Франции.
    От этого брака родился сын - дед композитора по материнской линии - Генрих Асье,  Генрих получил российское подданство и взял себе имя - Андрей Михайлович Ассиер. Он родился в Германии, но с молодых лет работал в России преподавателем французского и немецкого языков и женился на русской девушке - Екатерине Михайловне Поповой (бабушка композитора). У Андрея Михайловича Ассиера и Екатерины Михайловны Поповой родилась дочь - Александра Андреевна Ассиер - мать композитора.


    Дед композитора, Пётр Федорович (по отцовской линии), был вторым сыном Фёдора Чайки и его жены Анны. Он учился в Киево-Могилянской академии, откуда в 1769 г. перевелся в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь; в Киеве он «облагородил» свою фамилию, начав зваться Чайковским. С 1770 года на русско-турецкой войне (ученик лекаря, подлекарь, затем лекарь); в 1776 г. определен городовым лекарем в Кунгур, Пермского наместничества; в 1782 году переведен в Вятку, два года спустя произведен в штаб-лекари и затем пожалован дворянским званием. Впоследствии вышел в отставку, в 1795 г. назначен городничим в город Слободской, вскоре переведен оттуда в Глазов, где и занимал пост до смерти в 1818 году. В 1776 году он женился на 25-летней Анастасии Степановне Посоховой, незадолго перед тем лишившейся отца (ее отец, подпоручик, погиб под Кунгуром в стычке с пугачевцами; семейное предание назвало его комендантом Кунгура, якобы повешенным Пугачевым). У них было 11 детей.

    Илья Петрович, отец композитора, был десятым ребёнком. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака, в 1833 году женился на 20-летней Александре Андреевне Ассиер (1813-1854), внучке французского скульптора Мишеля-Виктора Асье (Michel Victor Acier), моделиста фарфоровой мануфактуры в Мейсене (Саксония), и дочери крупного таможенного чиновника Андрея Михайловича (Михаэля-Генриха-Максимилиана) Ассиера, приехавшего в Россию в качестве учителя

    Происхождение.
    французского и немецкого языка и в 1800 г. принявшего русское подданство.  1837 году Илья Петрович Чайковский с молодой женой переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

    Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

    Биография.
    Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск, расположенном на территории современной Удмуртии.
    Его отцом стал Илья Петрович Чайковский, инженер, происходящий от казачьего рода Чаек. Матерью будущего прославленного композитора стала Александра Андреевна Ассиер, прошедшая обучение в Училище женских сирот незадолго до смерти отца.
    Александра Андреевна была обучена литературе, географии, арифметике, риторике и иностранным языкам. В своей семье Петр оказался вторым ребенком. В большом доме Чайковских жила не только сама семейная чета со своими детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для обучения детей из Санкт-Петербурга была вызвана гувернантка-француженка Фанни Дюрбах, которая впоследствии стала практически членом семьи Чайковских.
    Музыка всегда была желанным гостем в родительском доме Петра Ильича. Его отец умел играть на флейте, матушка – на фортепиано и арфе, а также она весьма умело исполняла романсы. Гувернантка музыкальным образованием была обделена, однако тоже питала страсть к музыке. В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Юный музыкант брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела музыкальной грамотой.
    Еще одним увлечением юного Чайковского, помимо изучения основ игры на рояле, стала поэзия. Петр с упоением сочинял на французском языке многочисленные стишки. Кроме того, он старался узнать все, что только можно, из биографии Людовика XVII. Благоговение перед этой исторической личностью он пронес через всю свою жизнь.
    В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Буквально через пару месяцев семейство снова переехало, на этот раз – в Санкт-Петербург. Там старших сыновей определили в пансион Шмеллинга.
    В Санкт-Петербурге Петр Ильич продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. Там же юноша переболел корью, из-за чего впоследствии у него периодически случались припадки. В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети

    вместе с родителями вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра Ильича к получению дальнейшего образования была нанята другая гувернантка – Анастасия Петрова.

    В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата: близнецы Модест и Анатолий.



    Семейная фотография Чайковских (1848)

    Детство и юность.
    Семья была большая и дружная. Петр был вторым ребенком. Кроме него еще четыре брата и сестра. В семье все любят народную и классическую музыку. Играют на пианино и поют.

    И однажды Петя услышал «Дон Жуана» Амадея Моцарта, музыка ошеломила его. Несколько дней он ходил задумчивым и молчаливым. Никто не мог понять в чем дело. Впечатление было таким сильным, что в голове у мальчика постоянно звучали аккорды этой чудесной оперы.

    Он восхищался музыкой с самых малых лет. Ежедневно слушал песни матери и мелодичные напевы жителей посёлка. Там он проникся красотой русской природы и народных напевов. Но семья вскоре дважды была вынуждена сменить место жительства – в 1849 г. в Алапаевск. В 1850 г. – перебрались в столицу Петербург.

    Подростка отправили к родным в Европу, т.к. поступать в училище по правоведению, куда его хотели определить родители, можно было только с двенадцати лет. Петр тяжело переживал разлуку с родными.

    Но изучая законы древней Греции и древнего Рима, он продолжает увлекаться музыкой. Он не пропускает ни одного занятия этого факультатива, который посещают лишь несколько мальчиков.


    Петр Ильич Чайковский в юности


    Детство и юность.
    Чайковский неплохо музицирует на пианино и любит импровизацию. Он уделяет занятиям музыкой еще больше времени и берет уроки у Луиджи Пиччоли, а потом у Рудольфа Кюндингера.

    В девятнадцатилетнем возрасте Пётр оканчивает учебное заведение и поступает на службу в Министерство юстиции. Работа не приносила морального удовлетворения и тяготила его. Молодого человека неудержимо тянуло к искусству.
    Театры – его любимые места, где он восхищается операми «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки и «Дон-Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта. 1862 г. стал для композитора очень важным.

    Служба в Министерстве юстиций.
    Сразу после окончания Училища правоведения Пётр Чайковский поступил на службу в I отделение департамента Министерства юстиции, где преимущественно вёл дела крестьян. В свободное от службы время он давал волю всевозможным выдумкам, развлечениям и вечеринкам в компании сестры Александры, брата Николая, кузины Аннет, Апухтина и других, а также посещал оперный театр, где под влиянием дружбы с Луиджи Пиччиоли, с которым он практиковался в итальянском языке, отдавал предпочтение итальянской опере.
    В 1861 году впервые осуществилось его желание съездить за границу: с 18 июня по 21 сентября 1861 года он сопровождал знакомого своего отца инженера В. В. Писарева в деловой поездке по Европе в качестве переводчика и за три месяца посетил Берлин, Гамбург, Брюссель, Антверпен, Остенде, Лондон и Париж. До отъезда Чайковский 9 июня написал сестре:
    «…я еду за границу, ты можешь себе представить мой восторг, а особенно, когда примешь в соображение, что, как оказывается, путешествие моё почти ничего не будет стоить, я буду что-то вроде секретаря, переводчика».
    Впоследствии интерес к европейской культуре, знание нескольких иностранных языков, в том числе свободное владение французским и итальянским, необходимость отдохнуть и поработать в комфортных условиях, а позднее и успешная гастрольная деятельность обусловили заметное место зарубежных поездок в жизни композитора, многие из которых стали важными вехами его творчества.

    Интересно, что Чайковский был прилежным служащим в Министерстве юстиции, куда он поступил после окончания Императорского Училища Правоведения.

    Чайковский неплохо справлялся с этой работой, был усердным и добросовестным государственным служащим. Чайковский стремился получить повышение по службе, но место досталось кому-то другому. Это разочаровало будущего композитора, и он решил попробовать себя в музыке.

    Петербургская консерватория
    Идея совместить государственную службу с музыкальными занятиями принадлежала отцу композитора Илье Петровичу. Он втайне проконсультировался у Кюндингера, который ранее занимался музыкой с его сыном, и спросил, есть ли у его сына настоящий музыкальный талант. На что получил ответ: музыкального таланта нет, для музыкальной карьеры он не годится, да и поздно начинать — ему скоро двадцать один год. Несмотря на такой неутешительный отзыв, он предложил своему сыну продолжить обучение музыке, что тот воспринял сначала несерьёзно. Позднее Кюндингер с сожалением писал: «Если бы я мог предвидеть, кто выйдет из тогдашнего правоведа, то вёл бы дневник наших уроков с ним».
    В сентябре 1861 года поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), которые в 1862 году были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию, где Пётр Чайковский стал одним из первых студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Заремба (контрапункт, музыкальная форма) и Антон Рубинштейн (сочинение и инструментовка). Одновременно также обучался игре на флейте у Чезаре Чиарди и на органе у Генриха Штиля. Наиболее заметными из соучеников Чайковского были Густав Кросс, Карл Фан-Арк и Рихард Метцдорф. До 1863 года Чайковский сочетал музыкальные занятия с работой чиновника, затем по настоянию Антона Рубинштейна он бросил службу, получив свободу, бедность, которая за ней последовала, а также уверенность в своём бесспорном призвании, и целиком отдался музыке. Позже Чайковский вспоминал о том, как его отец отреагировал на уход из министерства:
    «Не могу без умиления вспоминать о том, как мой отец отнесся к моему бегству из Министерства Юстиции в Консерваторию. Хотя ему было больно, что я не исполнил тех надежд, которые он возлагал на мою служебную карьеру, хотя он не мог не огорчиться, видя, что я добровольно бедствую, ради того, чтоб сделаться музыкантом, но никогда, ни единым словом не дал мне почувствовать, что недоволен мной. Он только с теплым участием осведомлялся о моих намерениях и планах и ободрял всячески. Каково бы мне было, если б судьба мне дала в отцы тиранического самодура, какими она наделила многих музыкантов».

    П. Чайковский, 1863 г.

    В 1863 году Чайковский присутствовал на премьере оперы «Юдифь» Александра Серова. В консерватории его связывает тесная дружба с Германом Ларошем — будущим выдающимся музыкальным критиком, который раньше других по достоинству сумел оценить дарование композитора и с которым они долгими часами играли в четыре руки. Лето 1865 года он провёл у сестры, Александры Ильиничны, в Каменке, затем вернулся в Петербург, простился с отцом и братьями, которые уезжали на зиму на Урал к его сводной сестре Зинаиде, и переехал в пустую квартиру Апухтина, уехавшего в Москву. В одиночестве, бедности и долгах его часто посещали мысли о возвращении на службу в департамент.
    Среди его консерваторских сочинений — увертюра «Гроза» по одноимённой пьесе Александра Островского и «Характерные танцы» («Танцы сенных девушек») для симфонического оркестра, вошедшие позднее в оперу «Воевода». «Характерные танцы» впервые были исполнены 30 августа 1865 года под управлением Иоганна Штрауса в концертном зале Павловска — это было первое публичное исполнение музыки Чайковского. Затем он сам продирижировал в Михайловском дворце своей новой Увертюрой F-dur, исполненной консерваторским оркестром.
    Дипломной работой Чайковского была кантата «К радости» на русскоязычный перевод одноимённой оды Фридриха Шиллера, исполненная 29 декабря 1865 года (10 января 1866). Композитор на премьере кантаты не присутствовал, она не произвела на петербургских музыкантов никакого впечатления — Антон Рубинштейн поморщился, читая её, Серов сказал, что он «ожидал большего», молодой критик Цезарь Кюи объявил, что «Чайковский совсем слаб», что «дарование его нигде не прорвало консерваторские оковы», — один Ларош был от кантаты в восторге, увидев в этом произведении большие творческие возможности Чайковского. 31 декабря (12 января) того же года он окончил курс Петербургской консерватории с большой серебряной медалью (высшей наградой в те годы). Диплом об окончании консерватории с присвоением звания «свободного художника» был выдан Чайковскому только 30 марта (11 апреля) 1870 года, после утверждения положения о консерватории.




    П.И.Чайковский – начало 1860 годов.

    Педагогическая деятельность.
    П. И. Чайковский — первый профессор по классу композиции в Московской консерватории. Его коллега, профессор Н. Д. Кашкин писал в своих воспоминаниях, что

    «безукоризненная добросовестность, ум и знание дела поневоле заставляли его быть хорошим преподавателем, в особенности для учеников более талантливых, с которыми он мог объясняться прямо примерами из богатого запаса своей музыкальной памяти… Талантливых учеников он всеми средствами старался поощрить к усердной, настойчивой работе».

    Ежегодно Чайковский преподавал музыкально-теоретические дисциплины 60—90 студентам. Недельная нагрузка составляла 20—27 часов. Вовлечённый в темп консерваторской жизни, он не раз упоминает в письмах, что собственной музыкой в этот период занимается только в свободное время.
    До начала 1870 годов Чайковский активно участвовал в организации консерваторского учебного процесса, в разработке учебных программ и инструкций. Был включён в Совет профессоров. Отсутствие отечественной учебно-методической литературы подтолкнуло П. И. Чайковского к работе над переводами (с французского и немецкого) трудов зарубежных музыковедов и теоретиков, а также к написанию собственных учебников. Напряжённая и плодотворная деятельность профессора П. И. Чайковского высоко оценивалась современниками, но в денежном отношении её оценка выглядела достаточно скромно. К концу работы в консерватории его годовое жалованье выросло с 1200 рублей до 2700 рублей серебром.
    В 1870-е годы Чайковский, автор уже многих известных произведений, понял, что изнуряющая педагогическая работа в консерваторских классах мешает его творческой деятельности. Ежегодная субсидия в размере 6000 рублей, назначенная Н. Ф. фон Мекк, позволила композитору сосредоточиться на творческой работе. 6 октября 1878 года Чайковский провёл последние занятия в консерватории. Место профессора в классе занял его любимый и талантливый ученик С. И. Танеев.
    Чайковский и после ухода с преподавательской работы оставался небезразличен к Московской консерватории и российскому музыкальному образованию в целом. Когда в 1883 году из-за внутренних конфликтов пост её директора оставил Н. А. Губерт, Чайковский добивался возвращения его в консерваторию, характеризуя как «умного, честного и полезного деятеля». В 1885 году Чайковский, уже в качестве члена Дирекции Московского отделения РМО, на выборах нового директора голосовал за С. И. Танеева. В том же году Чайковский рекомендовал на место профессора фортепианного класса в Московской консерватории В. И. Сафонова, который при его поддержке в 1889 году сменил Танеева на посту директора. 19 мая 1889 года Пётр Ильич писал Н. Ф. фон Мекк: «Можно предположить, что Сафонов будет дельнейший и хороший директор. Как человек он бесконечно менее симпатичен, чем Танеев, но зато по положению в обществе, светскости, практичности более отвечает требованиям консерваторского директорства».
    Чайковский до конца дней не перестал вести себя как педагог — именно такой характер носил его эпистолярный диалог со многочисленными учениками, среди которых были как профессиональные музыканты, так и просто любители музыки. Среди его известных учеников (помимо Танеева) — скрипачи А. Ф. Арендс, С. К. Барцевич, И. И. Котек, В. А. Пахульский, виолончелист А. А. Брандуков, пианист А. И. Зилоти, хоровой дирижёр В. С. Орлов, композитор Н. С. Кленовский, певец Луи Аренс. У Чайковского также брал уроки гармонии Н. С. Зверев.
      1   2   3


    написать администратору сайта