йога. Илософия это любовь к мудрости. Философия Йоги это альтруизм и любовь к естественной природе
Скачать 0.57 Mb.
|
илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе. Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившееся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни. Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции. Классическая йога, называемая также царской йогой (раджа-йогой), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога-сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджали учил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности. (Купить Йога-сутры Патанджали). ЭТО ИНТЕРЕСНО Йога-сутры Патанджали. 11 синхронных переводов Ом! Представляем вам для более глубокого изучения одиннадцать синхронных переводов текста йога-сутр Патанджали. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити. В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи. Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи. Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности. Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше, чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым ограничивая свое бытие рамками Пракрити. Йога - это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом. Философия йоги обладает следующими свойствами: Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности. Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие. Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах. Практична, т. е. предлагает способы управления телом. Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами. Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира. Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения. Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы. Йога направлена на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека. В шестой главе «Бхагавад Гиты» (переводится с санскрита как «Песня Бога»), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: «Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания - он тогда именуется «йогин». Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, - ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, - пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить. (Купить «Бхагавад-Гиту»). ЭТО ИНТЕРЕСНО «Бхагавад-Гита». Ритмический перевод С. Липкина В этой книге содержится стихотворный перевод С. Липкина, который был взят из книги [1]. Данная книга является одной из книг серии «Библиотека всемирной литературы». Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает». Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово "йога" отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы. В «Бхагавад Гите» есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): «Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой». Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: «Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении - так обретешь ты уносящую скорби йогу». В Катха Упанишаде йога поясняется так: «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений». Йога - это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека. Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку. Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. Но это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности - я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями. Статуя колесницы на поле Курукшетра из эпоса «Махабхарата» Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия - освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения. Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрытых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины. Философия йоги Йога в философии — это стремление постичь высшую мудрость, обрести духовное просветление. Она включает в себя любовь к окружающему миру, живой и неживой природе, людям (альтруизм во всех его проявлениях). Йога — не просто гимнастика, а образ жизни Содержание[Свернуть] Философия классического учения Расхождения с другими направлениями Преследуемые цели и задачи Пара слов о теории освобождения Восемь ступеней йоги Философия классического учения В основе философии йоги лежит древнее восточное учение о самосовершенствовании человека в духовной сфере, которое уже более 2000 лет помогает людям постигать мудрость жизни и добиваться поставленных целей. Йога относится к одной из 6 индийских ортодоксальных философских школ (даршан), согласно которой в мире существует 2 субстанции: Пракрити (материальная); Пуруша (духовная). Пракрити олицетворяет все материальное, что окружает нас в этом мире. Ее можно осязать, видеть, слышать, фиксировать при помощи различных приборов и пр. Все материальное претерпевает постоянные изменения, оно не статично, не стабильно, переменчиво. Пуруша же представляет собой духовное начало, дух, который живет вечно. Он никогда не меняется и существует вне пространства и времени. Он неосязаем, но при этом ему присуще сознание. Пуруша одновременно выступает в роли стороннего наблюдателя, который следит за всеми существами и событиями, происходящими в мире. Согласно учениям йоги классической, человек является микрокосмом, который соединил в себе две эти субстанции, — материальную и духовную. Материальным в человеке является: тело; эмоции; мысли; память и т. п. Нематериальное — это его сознание, которое является вечным и неизменным. Пуруша осознанно направляет Пракрити, т. к. у первого нет ног, а у второго — глаз, но, объединившись вместе, они могут достичь больших целей. Будучи привязанным к внешнему миру (Пракрити), человек испытывает постоянное недовольство, т. к. его все время сопровождают желания, ожидания и т. п., которые часто бывают неоправданными. Буддхи — восприятие окружающего мира, которое порождает Пракрити. Благодаря этому возникает Карма, представляющая собой причинно-следственные связи. Избавиться полностью от страданий невозможно, но можно прийти к осознанному отношению к тому, что происходит. Для этого необходимо выполнять телесные и духовные практики, размышлять, искать философский подход к решению проблем. Расхождения с другими направлениями Классическая йога делится на разные направления, между которыми имеются небольшие расхождения (йога шивананда, тантра, гуру-йога, хатха, аштанга-виньяса и пр.). Несмотря на это, все направления имеют в себе общие принципы: Не применять насилие к живым существам. Не обманывать других людей и себя. Не воровать. Воздерживаться от излишеств во всех сферах жизни. Избегать чувственных соблазнов и т. п. Тем не менее, смысл сообщений, которые несут эти учения, отличается. Некоторые практики пропагандируют вегетарианство, различные дыхательные техники и пр. Разновидность йоги — тантра — призвана пробудить и раскрыть сексуальную энергию, а гуру-йога имеет своей целью объединение разума ученика с разумом его духовного наставника. Учение Йоги в Индии Преследуемые цели и задачи Йога преследует множество задач и целей, основными среди которых являются: Восстановление физического и душевного здоровья, а также их поддержание. Развитие тела, улучшение гибкости. Устранение вредных привычек. Лечение болезней. Усиление работоспособности. Повышение жизненного тонуса. Достижение расслабленного состояния. Восстановление сил и энергии. Приобретение долголетия. Восстановление гармонии с собой и окружающим миром. Устранение негативных эмоций и мыслей, развитие позитивного мышления. Спокойный ум и психологическое равновесие. Познание себя как способ самосовершенствования. Практикуя йогу, не следует ориентироваться на результат. В таких занятиях важен сам процесс, желание осуществлять его. Занятия йогой помогают лучше познать способности своего тела. Пара слов о теории освобождения Карма влияет на дальнейшее развитие событий в жизни человека, определяя его судьбу. Она состоит из прошлого опыта, совершенных поступков и действий, которые повлекли за собой те или иные последствия. Главной задачей йоги является отработка плохой кармы и освобождения человека от груза прошлых событий. В теле человека находится 7 точек, которые называются чакрами. Воздействуя на них, можно улучшить свое физическое и душевное состояние, избавиться от болезней, обрести покой. При целенаправленном воздействии на каждую из этих точек высвобождается энергия чакры, выходит негатив, а организм обновляется. Основное понятие данной теории заключаются в том, чтобы освободить Пуруши от Пракрити, сковывающего его свободу. 7 чакр человека и их значение. Восемь ступеней йоги В классической йоге существует 8 ступеней: Яма — первая ступень. От нее берет свое начало путь к просветлению. Основной ее принцип называется Ахимса, или духовная практика. Нияма — вторая ступень, целью которой является понимание своей души, постижение ее стремлений. Асана представляет собой обретение умения находиться в спокойном состоянии в сидячем положении. При этом в теле не должно возникать дискомфорта и напряжения. Для этого необходимо систематически выполнять специальную гимнастику (асаны). Пранаяма («прана» — энергия жизни, «яма» — напряжение). Прана — это вездесущая энергия, которая окружает нас и поступает в организм с пищей, дыханием, через поры кожи и т. п. внутри ею управляют различные физиологические процессы. Пратьяхара символизирует отвлечение, обращение своего внимания внутрь себя. Для этого необходимо отвлечься от внешних раздражителей, которые вызывают сильные эмоциональные реакции и уводят внимание от импульсов, исходящих из недр души. Дхарана олицетворяет привязывание мыслей к какому-либо объекту. Для начинающих эта практика будет достаточно сложной, чтобы познать ее самостоятельно. Прежде всего, необходимо найти себе опытного наставника, который поможет расшифровать тексты древности и правильно понять их. Дхьяна — седьмая ступень, означающая медитацию. Во время нее человек должен быть полностью сосредоточен на одном объекте. Если при осуществлении этого действия происходит блуждание ума, его перепрыгивание с одного объекта на другой, то это возвращение к предыдущей ступени — Дхаране. Различие между ними заключается в том, что при Дхаране практикующий осознает, что его внимание сосредоточено только на 1 объекте, а при Дхьяне он осознает только себя и объект, заполнивший его внимание. Самадхи — последняя ступень. Переводится с санскрита как целостность, завершенность. Ее характеризуют как слияние духа и разума. Ощущения человека при занятии этой практикой не похожи ни на одни другие, испытываемые до этого. Эта ступень является высшей и ее достижение — главная цель занятий. Достигнув Самадхи, душа обретает вселенский покой и гармонию, при этом стираются границы между его телом, разумом и внешним миром. Исчезают все противоречия в его душе, наступает умиротворение. Все ступени необходимо проходить последовательно, одну за другой. Нельзя переходить к следующей ступени, не освоив предыдущую. Каждая из них имеет своей целью подготовку к дальнейшему развитию и совершенствованию, а также духовному росту личности. Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования. Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан. Содержание Философия классической йоги Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами. Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу. Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам. Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги. Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу. Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием. Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира. В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу. Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное. Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться. От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера. После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары. Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание. В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них. Особенности и задачи йоги шивананда Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем. Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения. Основатель Йоги шивананда – Свами Шивананда Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах: Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе трупа). Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического. Рекомендуем статью про практику випассана. Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма. Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием. Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду. Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние. Тантра йога – что это Еще одно из широко известных направлений йоги – тантра йога. Она представлена системой методов, позволяющих пробудить, трансформировать и осознанно использовать сексуальную энергию. Учение основано на священных текстах – тантрах. Стоит выделить три основных направлений в рамках тантра йоги: Черная тантра – направлена на тренировку ментальной силы, позволяющей управлять обстоятельствами и даже людьми. С ее помощью учат осуществлять желания. Белая тантра – практикуется в группах или парах. Подразумевает выход за пределы желаний и побуждений. С помощью мантр и упражнений достигается энергетическое очищение телесной и ментальной составляющей ученика. Читайте подробнее о значении мантр. Красная тантра – с помощью сексуальных практик, практикующихся с партнером, можно прийти к духовному или творческому развитию, достичь сексуального блаженства. Данная практика помогает объединить мужское и женское начало, преодолеть комплексы путем правильного принятия собственного тела, значительно расширить сознание. Гуру-йога как направление классической йоги Одной из самых важных практик считается гуру-йога. Ее суть заключается в слиянии ума ученика и духовного учителя. В процессе практики происходит пробуждение Четырех состояний Просветления, когда ученик имеет возможность достигнуть благословения тела, речи и ума. Завершающим этапом практики является слияние ума ученика с умом гуру. Выделяют три неотъемлемых принципа гуру-йоги: Желание ученика обучаться. Готовность ученика к взаимодействию с учителем. Ученик должен отвечать за свои поступки и выбор. Свобода воли и выбора ученика. Ученик не должен преклоняться учителю и беспрекословно подчиняться ему. Приветствуется только свободный выбор самого ученика. Теперь понятно, что йога – это философия, образ жизни Индии. Практикуя ее, можно достичь абсолютно разных целей: укрепить тело и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от желаний и страданий или даже освободиться от череды перерождений (сансары). Каждая из школ йоги предлагает свои методы достижения цели, но при этом в каждой из них делается акцент на гармонии физического, духовного и ментального. Источник: https://indiada.ru/yoga/yoga-philosofy.html Слово «йога» в переводе с санскрита означает духовную связь, причем с самим Богом. На практике эта связь осуществляется через комплекс физических и умственных упражнений, развивающих человека физически, психически и духовно. Философия йоги заключается в подготовке личности к непосредственному общению с Всевышним. Она обладает методиками, ведущие к раскрепощению отягощенного мирскими страстями сознания, его просветлению и нирване — состоянию, в котором перед человеком появляется Будда и приносит ему настоящую радость. Суть миссии йоги ― в ее базовых свойствах: духовности, ориентированной на карму и освобождение от страстей, постижение своей судьбы и цели в жизни через укрепление своего духа; этичности, направленной на исключительную добродетель и достижение мира между людьми; эмоциональной привязанности к ближним; практичности и точности управления своим телом; интеллектуальности, позволяющей максимально напрячь разум при медитациях. Происхождение йоги и ее первоисточники Йога Ї это философия жизни и путь ее познания. В Индии она является одним из древнейших философских направлений, образующих фундамент не только буддизма, но и даосизма и сикхизма. Ее основоположник Патанджали в своей «Йога-сутре» в 195 афоризмах (сутрах) коротко сформулировал основные каноны, теоретически обосновавшие классическую йогу. Все сутры сгруппированы в четырех трудах: Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны (Самадхи). Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты. Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской». Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал — Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе — материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи. По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их. Восьмеричный путь Чтобы достичь необходимых духовных высот, Патанджали предложил в «Йога-сутре» использовать аштанга-йогу (ашта — восемь, анга — ступень). Эта методика, более известная как восьмеричный путь, — основной даршан в буддийской философии Индии. Для соединения с Богом индийский мудрец предлагает пройти восемь этапов: Яму, требующую придерживаться моральных заповедей, запрещающих неблагие поступки и мобилизующих духовный потенциал человека на прохождение всего пути к Будде. Нияму, культивирующую привычки и навыки, помогающие интроспективному восприятию жизни. Эта практика дисциплинирует человека. Асану — устойчивую позу, в которой удобно медитировать. Пранаяму — серию дыхательных упражнений, позволяющих направлять свою жизненную энергию на достижение поставленной цели. Пратьяхару, концентрирующую ум и облегчающую этим отрыв духа от своей материальной основы. Дхарану, позволяющую сосредоточить разум на определенной мысли, предмете или явлении. Одновременно осуществляется контроль за своими чувствами посредством абстрагирования их от конкретного объекта. Дхьяну, настраивающую мысль на выбранную цель и постоянно возвращающую к ней до тех пор, пока к этой мысли не будут примешиваться никакие другие. Самадхи, окончательно просветляющую мысль и дающую возможность наконец созерцать Будду и общаться с ним в состоянии полного освобождения от всего — нирваны. Последовательное освоение каждого из этих этапов ведет к самадхи, состоянию истинного просветления. Что-то пропустить невозможно — все звенья восьмеричного пути неразрывно переплетены и являются необходимым условием для перехода из более низкого состояния в более возвышенное. На первых двух ступенях — яма, нияма — ученик в основном постигает моральные нормы йоги и тренирует свои помыслы, настраивая их на этичность. Так, основа ямы — пять принципов, внушающих практикующему йогу человеку воздержание от пороков: ахимса настраивает на ненасилие по отношению ко всему живому; сатья — на правдивость, воздержание от самообмана и лжи; астея — на отрицание воровства; апариграха — на уклонение от каких-либо даров и всего излишнего; брахмачарья — на воздержание от чувственных соблазнов. Роль Ниаямы Роль ниаямы уже не в отрицании порочного, а в приятии добродетелей. Основных принципов тоже пять: шауча призывает к внешней и внутренней чистоплотности; сантоша — к положительным эмоциям, удовлетворенности жизнью; тапас — к усердию, самодисциплине и самоограничению; свадхьяя — к самопознанию, изучению трудов духовных наставников; ишвара-пранидхана — к набожности, вере в Бога, посвящению себя ему целиком. К дополнительным принципам ниямы некоторые другие источники относят: сауманасью — благожелательность к окружающим; нирагу— бесстрастность в выборе пути и следовании по нему; ман-дхатару — вдумчивость; авашу — независимость; мантра-видью — знание мантр; дамсанаванту — обладание сверхсилой; нишпратидвандву — неимение противников. Асана следует сразу за этическим комплексом аштанга-йоги. По сути, это дыхательная физкультура. Ее назначение — в управлении духовной энергией с помощью специфических физических нагрузок (асан), регулирующих физиологические процессы в организме. Путем воздействия на опорно-двигательную систему асаны тренируют и тонизируют мускулатуру. Пранаяма продолжение асан Пранаяма является физическим продолжением асан. Она умножает их силу и позволяет управлять уже не только собственным духом, но и первичной энергетикой всей Вселенной. На этой степени вырабатывается привычка контролировать дыхание и тем самым аккумулировать необходимую энергию для полноценной жизни. При этом дыхание тренируется на всех уровнях, начиная с поверхностного и заканчивая средним и глубоким. Регулярное выполнение дыхательной физкультуры насыщает клетки мозга и всего организма кислородом. Происходит чистка всей системы дыхания. В результате мозг расслабляется, ум успокаивается и не отвлекается на мысли, которые не касаются йоги. Такого рода тренировки являются принципиально необходимыми. Без них невозможны переходы на вышестоящие ступени Аштанга-йоги. На пятой ступени тренировок, пратьяхаре, практикующий перестает реагировать на все проявления внешнего мира: звуки, зрительные образы, тактильные и обонятельные ощущения. Он чувствует их, но не воспринимает, поскольку постоянно держит свой ум под контролем, и таким образом остается наедине со своим сосредоточенным на медитации сознанием. Освоив пратьяхару, человек переходит своеобразный Рубикон, за которым пути к отступлению нет. Он уже не раб своего покоренного тела — его ум находится под контролем и способен к глубокой медитации. Этот процесс запускается в сознании на следующей стадии йоги — дхаране. Она представляет собой умение концентрировать ум только в одном направлении без какого-либо отступления в сторону, демонстрируя безоглядную вовлеченность в предмет. Дхарана предоставляет человеку возможность постичь свое «Я», открыть истинную природу вещей. Дхьяна — более совершенная ступень дхараны. Процесс концентрации на одной мысли или предмете здесь происходит несколько дольше, но и сознание просветляется намного глубже и полней. В итоге в нем остается только собственное существование личности и объект ее медитации. Самадхи есть высшая стадия восьмеричного пути, сверхсознание. На пике своего могущества мысль человека сливается с объектом созерцания. В этот момент она способна отражаться в нем, как в зеркале. Биологические потребности, время, пространство — все исчезает. Возникает ощущение полного счастья — нирваны. Теория освобождения и карма Карма в йоге — это определение судьбы, которая у каждого из нас слагается из целого ряда действий, произведенных или не произведенных в прошлом и влияющих на положение человека в настоящем и будущем. В переводе с санскрита это слово и означает «действие». Но поскольку в данном случае оно влияет как раз на судьбу, то в расширенном смысле карму правильней так и воспринимать. Мысли, поступки, даже выраженные просто в словах, способны сотворить хорошую или плохую судьбу. Для йоги имеет значение только плохая карма, ибо она в основном препятствует достижению Самадхи и заставляет человека расплачиваться за свое негативное прошлое страданиями в настоящем. От нее нужно освободить человека, чтобы снова, как и при рождении, дать ему возможность стать счастливым. Но где в человеческом организме находятся те центры, на которые должна воздействовать йога? Сутры Патанджали указывают на семь точек, расположенных вдоль человеческого тела, — чакры. Именно в них, по мнению автора «Йога-сутры», сосредоточено все зло и добро судьбы человека. Целенаправленно воздействуя на определенные точки, йога освобождает каждую из чакр от накопленного в ней негатива и способствует обновлению организма. Этот процесс во многом схож с обычным обменом веществ, присущим человеческой физиологии. Особенность освобождения в йоге лишь в том, что она оперирует категорией не только материи (Пракрити), но и духа (Пуруши). Задача йоги заключается в освобождении Пуруши от Пракрити, которое в чакрах сковывает его свободу. Заключение Современная буддийская философия склонна видеть в «Йога-сутре» своеобразный научный трактат о смысле человеческой жизни. А что такое наша жизнь? По сути, это постоянное стремление к удовольствиям. Но они не могут быть бесконечными: даже приятные чувства всегда угасают. Причина тому — пресыщение, иначе говоря, усталость. Так возникает неудовлетворенность окружающим, а с нею — страдание. Чем сильнее было в прошлом удовольствие, тем мучительнее будет затем разочарование и негативнее карма, мешающая плодотворно жить. Целью йоги является обретение знаний, прежде всего о себе, и развитие своих физических и духовных возможностей. Это позволит преобразить свою карму, а в конечном итоге и жизнь. Ибо только таким образом можно осознать свою божественную природу и достичь высшей цели йоги — нирваны, или самадхи. Список литературы
|