Именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии
Скачать 478.89 Kb.
|
Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII (мб 6) в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. именно в античности зародилось понятие «философия». Периоды Со стороны истории античную философию делят на пять периодов: натуралистический (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеаты, пифагорейцы); гуманистический (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты); классический (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля); период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики); неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты Исходным вопросом становится поиск архе, то есть первоначала всего сущего, субстанции. Характерные черты античной философии: функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия. космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека; имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот; Особенности В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности: материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям; человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; были заложены два направления в философии — идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое. Проблемы Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые. В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель. Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества. По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей. Представители Основные представители античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур. Милетская школа Милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале мира. Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов считал, что мир состоит из воды, под которой понимал не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенную материальную стихию. Большой прогресс в области развития абстрактного мышления был достигнут в философии Анаксимандра (610 — 540 гг. до н. э.), ученика Фалеса, который видел первоначало мира в «айпероне» — беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Кроме того, он впервые вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы, а также первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра, усматривал первоначало всего сущего в воздухе. Он выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.). Школа Гераклита Эфесского В этот период на границе между Европой и Азией находился город Эфес. С этим городом связана жизнь философа Гераклита (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.). Он высказал гипотезу о первоначале мира как об огне. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о материале, субстрате, из которого все создано, а о субстанции. Единственное известное нам произведение Гераклита называется «О природе» (впрочем, как и у других философов до Сократа). Гераклит не только ставит проблему единства мира. Его учение призвано объяснить и факт самого многообразия вещей. Гераклит говорил, что война есть отец всего и мать всего. Речь идет о взаимодействии противоположных начал. Он говорил метафорически, а современники думали, что он призывает к войне. Другой известной метафорой является знаменитое высказывание о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. «Все течет все меняется!» — говорил Гераклит. Поэтому источник становления — борьба противоположных начал. Впоследствии это станет целым учением, основой диалектики. Гераклит явился основоположником диалектики. Элейская школа Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись философ Ксенофан (ок. 565 — 473 до н.э.) и его последователи Парменид (конец VII — VI вв. до н. э.) и Зенон (ок. 490 — 430 до н.э). С точки зрения Парменида, те люди, которые поддерживали идеи Гераклита были «пустоголовыми о двух головах». Мы видим здесь разные способы мышления. Гераклит допускал возможность противоречия, а Парменид и Аристотель настаивали на типе мышления, исключающем противоречие (закон исключенного третьего). Противоречие — ошибка в логике. Парменид исходит из того, что в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего. Невозможно единовременное существование противоположных начал. Школа пифагорейцев Пифагорейцы — сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.) первопричиной всего сущего считали число. Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.). Заслуга пифагорейцев состоит в том, что они заложили основы теории чисел, разработали принципы арифметики, нашли математические решения для многих геометрических задач. Школа атомистов Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы». Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до н. э.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем натурфилософской традиции, связанной с этим городом. Он находился под влиянием Парменида и Зенона. Ученик и соратник Левкиппа Демокрит (ок. 470 или 370 до н.э.) считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: весь материальный мир состоит из атомов; атом является мельчайшей частицей, «первокирпичиком» всего сущего; атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.); между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении; существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания. Таким образом, характерными чертами досократических философских школ являлись: ярко выраженный космоцентризм, повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы, поиск первоначала, породившего все сущее и доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Ситуация кардинально поменяется на следующем, классическом этапе развития античной философии. Философия средневековья, её особенности и этапы развития с V по XV века. Главной особенностью философии Средних веков является ее теоцентризм. Она была тесно связана с религиозными мировоззренческими системами и всецело зависела от них. Поэтому и развивалась средневековая философия преимущественно в рамках религии (европейская — христианской, арабская — исламской). Этим обусловлено то, что значительную часть философских учений и школ, возникших в Средние века, относят к религиозной философии. Специфика средневекового типа философствования определяется двумя важными особенностями: первая особенность заключается в теснейшей связи философии с христианской религией. Христианская церковь в эпоху средневековья являлась главным очагом культуры и образования. В этой связи философия понималась как «служанка богословия», т.е. как отрасль знания, ведущая к более высокому знанию — теологическому. второе важное обстоятельство, повлиявшее на характер средневековой философии — ее сложное, противоречивое отношение к языческой мудрости (античной философской мысли). Проблемы Средневековой философии Теоцентрическая идея (идея Бога как реальности определяющей все сущее) выполняет для средневекового философа ту же регулятивную функцию, какую для античного выполняла космоцентрическая идея. В сознании христианского человека возникает представление о существовании двух реальностей: наряду с космосом, земным мирозданием, сотворенным, а потому вторичным, существует творящее абсолютное начало — трансцендентный (запредельный) Бог — живая Личность, открывающая себя верующему человеку в религиозно-мистическом опыте. Поэтому меняется сам объект познания, им становится не сотворенная природа, но Книга (Библия), ибо она — Слово Творца, источник всех тайн мироздания — прежде всего тайны спасения человеческой души Иными словами, меняется не только объект, исследуя который, философ пытается ответить на волнующие его вопросы, но и способ его познания. Его основой становится вера в истины Божественного откровения. Этапы развития философии Средневековья Среди мыслителей, сыгравших важную роль в переходе от античной философии к христианской, обычно выделяют Филона Александрийского (конец I в. до н.э. — середина I в. н.э.), в основу онтологических воззрений которого был положен Ветхий завет. Бог Иегова (Яхве, Ягве) выше платоновского Логоса, считает Филон; Бог наполняет мир смыслом при помощи логосов, главный из которых — Божественное Слово или Сын Божии: человек — соединение божественной по природе души и материального косного тела. Потом эта позиция получила развитие в трудах ряда мыслителей начала первого тысячелетия н.э. В частности, понимание Бога трансформировалось в сторону восприятия высшего духовного начала как личности. Поэтому началом средневекового этапа развития философии считают не условную общеисторическую дату (476 г.), а связывают его с первыми религиозно-философскими учениями II-IV вв. Это учения Аристида (II в.), Юстина Мученика (казнен в 166), Климента Александрийского (умер ок. 215/216), Тертуллиана (ок. 160 — после 220), Оригена (ок. 185-253/254), Афанасия Великого (293-373), Василия Великого (329-379) и некоторых других философов. Основными этапами средневековой европейской философии обычно называют патристику (II-VIII вв.) и схоластику (IX-XIVвв.). Однако поздняя схоластика продолжает существовать и в XV в., т.е. в то время, когда создают свои философские и эстетические системы философы следующей эпохи — Возрождения. Кроме того, важно учитывать немалое влияние на европейскую философскую (и научную) мысль арабской философии VIII-XIII вв. Фома Аквинский (1226 — 1274) показал, что вера (богословие) и разум (философия и наука) — это разные пути, которые ведут к одной цели (Богу). При этом предметы познания теологии и философии совпадают частично. Дело в том, что есть проблемы, открытые не только вере, но и разуму, то есть проблемы, которые могут быть логически доказаны (естественная теология): существование Бога; единство Бога; бессмертие души. Вместе с тем, все остальные христианские истины (троичность Бога, непорочное зачатие и др.) разуму не подвластны (священная теология). Иначе говоря, Фома Аквинский, в отличие от Августина, доказывает, что разум своим путем, не зависимым от веры, способен постигать определенные истины Откровения. Основные черты Средневековой философии Подводя итог рассмотрении средневековой философии в целом, необходимо отметить характерные черты, влияющие на развитие последующей философии: стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени; сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения; способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — самостоятельное учение о познании); способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный; положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм); пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение. Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков.Х арактерные черты и идеи философии эпохи ВозрожденияОсновные идеи философии эпохи Возрождения Гелиоцентризм. Многие видные деятели Ренессанса упорно продолжали считать Солнце центром Вселенной, хотя некоторые из них при этом соглашались с утверждениями о бесконечности Вселенной. Индивидуализм. Никогда раньше в человеческой истории отдельному человеку не уделялось столько внимания, сколько в XV-XVI веках. Человек стал творцом собственной судьбы и жизни, повелителем природы, ценным и уникальным. Антропоцентризм. Это самая, пожалуй, характерная черта философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм рассматривает все проблемы и вопросы в мире через призму человеческого мировосприятия. Пантеизм. Это слово переводится, как “всебожье”. Пантеизм был одной из основных идей философии Возрождения, он отождествлял Бога со всем миром сразу, представляя их одним целым. Гуманизм. Он являлся частью антропоцентризма, и представлял собой упорядоченную систему взглядов, которая была направлена на признание ценности человеческой личности. Секуляризация. В данном случае этот термин означает снижение роли Церкви и религиозных институтов. Секуляризация также была одной из самых ярких черт философии эпохи Возрождения. Интерес к античности. Именно с него всё и началось, так что возрождение античной культуры стало одной из основных идей философии Возрождения. Некоторые видные представители философии эпохи Возрождения Николай Кузанский. Немец по происхождению, учёный-математик, кардинал католической Церкви. Франческо Петрарка. Итальянский поэт, прославившийся на самой заре эпохи Возрождения. Николай Коперник. Великий учёный и философ, о котором, наверное, и так все знают. Л еонардо да Винчи. Будучи самым настоящим универсальным человеком, одарённым во всём и сразу, он был одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения. Франсуа Рабле. Гениальный писатель и сатирик, во многом заложивший основы современной европейской литературы. Мишель Монтень. Ещё один знаменитый французский писатель. Парацельс. Врач, учёный и алхимик, внедривший в медицину использование химических препаратов. Один из отцов-основателей современной науки. Джордано Бруно. Представитель пантеизма, он сомневался в религиозных догмах, установленных Церковью, за что был обвинён в ереси и сожжён на костре. Галилей. Гениальный учёный, сторонник гелиоцентризма. Несмотря на проблемы с Церковью, ему удалось избежать печальной участи Джордано Бруно. Марсилио Фичино. Итальянский гуманист, астролог и католический священник, основатель литературно-философской Платоновской академии. Антропоцентризм в философии эпохи ВозрожденияАнтропоцентризм философии Возрождения кратко Именно антропоцентрические идеи стали основой борьбы со средневековой теократией. Сторонники антропоцентризма утверждали, что именно человек, как вид, является центром всех событий, происходящих во Вселенной, их центром и конечной целью. Собственно, само слово “антропоцентризм” составлено из древнегреческого слова “антропос”, то есть “человек”, и латинского “центрум”, то есть “центр”. В философии эпохи Возрождения антропоцентризм занимал лидирующую позицию, являясь её фактическим центром. Гуманизм и пантеизм философии эпохи ВозрожденияГуманизм, или человечность – это совокупность воззрений, представляющих человеческую жизнь, как величайшую ценность, и он зародился именно в эпоху Возрождения, являясь при этом частью антропоцентризма. Пантеизм же является противоположностью антропоцентризма – его основная идея заключается в том, что бог и природа (то есть всё мироздание) едины, и человек никак не может являться центром Вселенной. В эпоху Возрождения гуманизм и пантеизм сосуществовали друг с другом, несмотря на то, что они фактически друг другу противоречат. Проблемы философии эпохи ВозрожденияСущность и предназначение человека. Мыслители Ренессанса рассматривали человека с новых позиций, хотя мнения этих мыслителей могли различаться. Многие из них придерживались идей антропоцентризма и гуманизма, но хватало и сторонников пантеизма. Критика средневековой схоластики. Многие просвещённые умы, в том числе и ряд великих учёных, критиковали церковные устои, утверждая, что познать истину можно лишь эмпирическим путём, то есть опираясь на эксперименты и естествознание. Философские вопросы политики и права. Они охватывали самые разные аспекты, касающиеся государственного управления, личностей правителей и т. п. Теоретические и методические начала естествознания. Именно эпоха Возрождения подарила миру множество гениальных учёных – математиков, астрономов, естествоиспытателей и других. Философия Нового времениФилософия Нового времени - это философия периода от XVII в. до начала XX в. философия Нового времени, как и классическая философия в целом, завершается в 1830 г., когда наступает период новейшей философии, который был ознаменован выходом в свет «Курса позитивной философии» Огюста Конта. Завершение классической философии иногда связывают и с датой смерти Г. В.Ф. Гегеля (1831). Как известно, Новое время - это период перехода к новому этапу развития общественно-экономических отношений - этапу развития капиталистических общественно-экономических отношений, основанных на промышленном производстве. Это способствовало развитию науки, прежде всего в области естествознания. Новые достижения науки в области астрономии, механики и других частных наук существенно изменили взгляды на картину мироустройства. Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания. Крупными представителями философии Нового времени являются: Фрэнсис Бэкон (Англия); Томас Гоббс (Англия); Джон Локк (Англия); Рене Декарт (Франция); Бенедикт Спиноза (Голландия); Готфрид Лейбниц (Германия). Проблемы философии Нового времениВ философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561-1626); гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632-1704). По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус — это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств. Английский философ Дэвид Юм (1711-1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию. Особенности философии Нового времениФилософия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали: проблемы философского научного метода; методологии познания человеком внешнего мира; связи внешнего и внутреннего опыта; задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления: эмпиризм (основоположник — Ф. Бэкон); рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени: принцип автономно мыслящего субъекта; принцип методического сомнения; индуктивно-эмпирический метод; интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод; гипотетико-дедуктивное построение научной теории; разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека. Кроме того, философии Нового времени были присущи такие особенности, как: механицизм. В качестве модели для построения картины мира брались идеи механики — отрасли знания, которая в то время пользовалась большой популярностью и была наиболее развитой. При этом философы исходили из предположения, что все сферы бытия организованы и функционируют в соответствии с законами этой науки; особый интерес к проблемам познания. В Новое время философия максимально сближается с наукой, продолжая удаляться от теологии и религии и начиная удаляться от искусства, с которым она сблизилась в эпоху Возрождения. Естественно, это было связано с очень быстрым ростом значимости научных методов для культуры и социально-экономической жизни того времени. А потому философия стремилась удовлетворить потребности общества, связанные с разработкой методов естественнонаучного познания; предпочтение метафизического метода. Мир рассматривался как совокупность тел, которые существуют не изменяясь. Это имело последствия и для представлений о мышлении и понятийном аппарате науки и философии. Если предметы не изменяются, а сознание отражает действительность, то и все понятия — это нечто статичное, неизменное. А потому и изучать их необходимо отдельно друг от друга. Идеи философии Нового времениФилософия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи: философского научного метода; методологии познания человеком внешнего мира; связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Френсис БэконФрэнсис Бэкон (1561-1626) считается родоначальником эмпиризма. Он утверждал, что схоластика использовала ущербный, по его мнению, метод - дедукцию. Опирающаяся на дедукцию наука не способна была давать практическую пользу человеку и человечеству, подчинить природу человеку, а, по мнению Ф. Бэкона, именно в этом и состоит предназначение науки. Необходимо поэтому существующую науку реформировать, построить на новых началах. Нужно отказаться от дедуктивного метода, который оперирует общими понятиями, и опираться на индукцию. В индукции мысль идёт от частного к общему, а не от общего к частному, как в дедукции. Ф. Бэкон абсолютизировал значение индукции для познания, свёл почти к нулю значение дедукции. Это была его ошибка. Однако такая ошибка была присуща и другим философам Нового времени, считавшим индукцию универсальным методом познания. Эти мыслители не поняли того, что индукция и дедукция - это методы, которые взаимно дополняют друг друга и должны применяться в науке каждый на своём месте. Так, сильной стороной индукции является безусловная истинность исходного знания, однако вывод, полученный на основе индукции, носит вероятностный характер и его истинность надо доказывать, проверять. Дедукция, наоборот, вооружает человека достоверным знанием, если она применена правильно и последовательно, но исходное, общее знание носит в дедукции вероятностный характер. Дедукция сама по себе не может гарантировать безусловную истинность общего знания. Следовательно, сильная сторона индукции является слабой стороной дедукции, и наоборот, слабая сторона индукции является сильной стороной дедукции. Отсюда можно сделать два вывода: ни один из этих методов не может считаться универсальным; индукцию и дедукцию нужно применять в науке в связи друг другом, как дополняющие друг друга методы научного познания. Рене ДекартРене Декарт (1556-1650). Вклад Рене Декарта в развитие науки невозможно переоценить. Он по существу был учёным-энцикло- педистом. Благодаря учению о материальной субстанции, которое он сам называет физикой, Р. Декарт оставил заметный вклад в ряде наук: в математике он известен как создатель аналитической геометрии, системы координат, носящей его имя, - декартовой, ввёл понятие переменной величины и функции, алгебраические обозначения; в физиологии ввёл понятие рефлекса («дуга Декарта»); в физике высказал идею о сохранении количества движения, дал понятие импульса силы; открыл некоторые закономерности в оптике; в астрономии явился автором теории, объясняющей движение небесных тел вихревым движением материальных частиц («вихри Декарта»). В учении о духовной субстанции, которое Р. Декарт называет метафизикой, он - представитель дуализма души и тела; родоначальник рационализма в теории познания Нового времени, сторонник учения о врождённых идеях и истинах. Однако главным достижением этого выдающегося мыслителя, несомненно, является разработанная им новая методология научного познания. В учении Р. Декарта уже говорится не просто об универсальном методе познания, а разработана соответствующая система достижения истинного знания, то есть по существу создана наука о научном познании, или методология научного познания. Итак, новая методология Декарта опирается на дедукцию как на универсальный метод постижения истинного знания. Напомним суть дедуктивного метода: сначала даются определения, дефиниции основных понятий; затем формулируются аксиомы - очевидные, простые, ясные положения, характеризующие отношения между понятиями, такие, которые принимаются без доказательства. Затем формулируются теоремы, каждая из которых должна быть доказана с опорой на определения, аксиомы и предшествующие теоремы. Немецкая классическая философияВажным этапом и развитии мировой философской мысли стала немецкая классическая философия. Она получила особое распространение в конце XVIII — первой половине XIX вв. Представители и основоположник немецкой философииОснову немецкой классической философии составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта (1724 — 1804); Иоганна Фихте (1762 — 1814); Фридриха Шеллинга (1775 — 1854); Георга Гегеля (1770 — 1831); Людвига Фейербаха (1804 — 1872). Основоположником немецкой классической философии подавляющее большинство исследователей считает самого яркого мыслителя второй половины XVIII в. Иммануила Канта. Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении: она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности, особое внимание уделила проблеме развития, значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии и взглянула на историю как целостный процесс. Направления и этапы классической немецкой философииВ целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие четыре основных этапа: немецкая классическая философия (первая половина XIX в.); материализм (середина и вторая половина XIX в.); иррационализм (вторая половина и конец XIX в.); «философия жизни» (вторая половина и конец XIX в.). В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель); субъективный идеализм (Фихте); материализм (Фейербах). Немецкая классическая философия стала реакцией на изменения, происходившие в европейском обществе. Можно отметить три основных направления, по которым происходили эти перемены. Во-первых, с приходом века Просвещения произошла духовная революция, изменился сам способ мышления человека. Во-вторых, в XVIII в. усилилась борьба свободомыслия с религией, которая в период после Великой французской революции пыталась отвоевать позиции, утраченные в эпоху Просвещения, а затем опять вынужденно отступала в условиях нового подъема освободительной борьбы. Наконец, в-третьих, произошли кардинальные перемены в понимании мира, возникла и динамично развивалась наука, в первую очередь в форме естествознания. Характерные черты немецкой классической философииВажной чертой немецкой классической философии является возрождение созданной философами античности диалектики как особого метода познания. В этом состоит ее существенное отличие от философии Просвещения, которая в целом базировалась на метафизике. Философы Просвещения исходили из предположения, что все явления мира статичны и неизменны. Диалектика как новый для европейской философии метод предполагала рассмотрение явления во всех его сложных связях, не довольствовалась случайными наблюдениями и ориентировалась на целостный взгляд на явления. Основная заслуга в разработке нового метода принадлежит Гегелю, хотя все возможности для этого подготовил его предшественник И. Кант. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики: диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума; диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека; Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него — развивающийся дух; Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т.е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении; Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история: для Канта человек — нравственное существо; Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума; Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного; Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы; Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей: Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику; Шеллинг — натурфилософию, онтологию; Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический; Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.; Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики. Философия Гегеля: кратко о самом главномОдним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812- 1815), «Энциклопедия философских наук» (1817, 1830), «Философия религии» в 2-х томах (посм.), «Философия права» (1821), лекции по истории философии, философии истории, лекции по эстетике (посм.). Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух) и диалектика как всеобщий философский метод. Абсолютная идеяГлавная идея онтологии Гегеля заключается в отождествлении бытия и мышления. Гегель считал, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея, по Гегелю, представляет собой единственно существующую подлинную реальность, но в то же время и первопричину всего окружающего мира, его предметов и явлений. Абсолютной идеей является Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде окружающего мира, природы, человека. А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. ЧеловекЧеловек в онтологии Гегеля играет особую роль, поскольку является носителем абсолютной идеи. Сознание каждого человека — это частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа, ибо через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком. ДиалектикаИсторическая заслуга Гегеля перед философией заключается также и в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: все (Мировой дух, человек, предметы, явления и процессы) окружающего мира) содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба противоположностей являются основой развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность; в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезисом является «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез, т.е. «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме. Поэтому противоречие, по Гегелю, — это не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. Гегель считал, что развитие Абсолютного духа, а значит и всей истории происходит в сторону завоевания все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную (эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.), когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами; антично-средневековую, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей; германскую, т.е. современную Гегелю эпоху, когда, как он считал, себя осознают и свободны все. Гегель считал, что государство является формой существования Бога в мире, а право есть наличное бытие (воплощение) свободы. Он полагал, что общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу. Богатство и бедность, е его точки зрения, естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться. Тем более, что противоречия, конфликты в обществе, а также между государствами являются не злом, а благом, двигателем прогресса во всемирно-историческом масштабе. «Вечный мир», по мнению Гегеля, приведет к загниванию и моральному разложению. Регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. |