Главная страница

тропы в речи. интерактивный плакат_Тропы в поэтической речи_. Интерактивный плакат "Тропы в поэтической речи"


Скачать 426 Kb.
НазваниеИнтерактивный плакат "Тропы в поэтической речи"
Анкортропы в речи
Дата15.04.2022
Размер426 Kb.
Формат файлаppt
Имя файлаинтерактивный плакат_Тропы в поэтической речи_.ppt
ТипДокументы
#475380

Интерактивный плакат
"Тропы в поэтической речи"


г. Каменск-Уральский
"Средняя общеобразовательная школа № 3 им. П.И. Беляева"
учитель русского языка и литературы
Ершова Елена Геннадьевна


ЭПИТЕТ


ОКСЮМОРОН


СРАВНЕНИЕ


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ


МЕТОНИМИЯ


СИНЕКДОХА


МЕТАФОРА


ГИПЕРБОЛА


ЛИТОТА


ЭПИТЕТ
образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. Как художественную деталь эпитет нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные «белый снег» или «мягкий снег» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются эпитетом, потому что они дают дополнительную, художественную характеристику.


ОКСЮМОРОН
стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление, например «сухое вино», «честный вор»


СРАВНЕНИЕ
образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.
посредством слов — как, точно, будто, словно и т.д при посредстве творительного падежа при помощи родительного падежа выражающее превосходную степень состояния


МЕТАФОРА
в основе лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.
Если метафорическое выражение как образное подобие какого-то сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения, то такая М. называется развернутой метафорой.


ГИПЕРБОЛА
стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления.


ЛИТОТА
стилистическая фигура, определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. Таковы, например, бытовые Л.: «он неглупый», вместо «он умный»


СИНЕКДОХА
один из тропов, стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии; упоминаются отношения количества: большее вместо меньшего или, наоборот, меньшее вместо большего.
Называется целое вместо части
2) Упоминается часть вместо целого
3) Употребляется определенное большое число, вместо неопределенного множества
4) Называется единственное число вместо множественного


МЕТОНИМИЯ
замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.
Упоминание имени автора, вместо его произведений
2) Упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор
3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета
4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ или прозопопе́я
стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью


ТРОПЫ


ИРОНИЯ


ПЕРИФРАЗ


СИМФОРА


АЛЛЕГОРИЯ


ИРОНИЯ
тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью; этот стилистический прием называется также антифразис


СИМФОРА
высшая форма метафорического выражения, в котором опущено посредствующее звено сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чистое художественное представление, совпадающее с понятием о предмете


ПЕРИФРАЗ
стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета. П. строится на принципе развернутой метонимии


АЛЛЕГОРИЯ
иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа: весы — правосудие


СИМФОРА


Над озером лебедь в тростник протянул, В воде опрокинулся лес.
(А. Фет)


Этот дождь зарядил надолго, Вся в булавках сизая Волга.
(Л. Озеров).


С курильниц благовонья льются. Плоды среди корзин смеются.
(Г. Державин)


За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано.
(Б. Пастернак, «После дождя»)


ИРОНИЯ


Надо мной певала матушка, Колыбель мою качаючи:
«Будешь счастлив, Калистратушка! Будешь жить ты припеваючи!»
И сбылось, по воле божией, Предсказанье моей матушки: Нет богаче, нет пригожее, Нет нарядней Калистратушки!
В ключевой воде купаюся, Пятерней чешу волосыньки, Урожаю дожидаюся С непосеянной полосыньки!
А хозяйка занимается На нагих детишек стиркою, Пуще мужа наряжается — Носит лапти с подковыркою.
Н. Некрасов "Калистрат"


ЭПИТЕТ


И там, когда вечерняя заря Бледнеющим румянцем одевает
Вершины гор, — пустынная змея Из-под камней, резвяся, выползает; На ней рябая блещет чешуя Серебряным отливом, как блистает Разбитый меч, оставленный бойцом В густой траве на поле роковом.
(М. Лермонтов)


ОКСЮМОРОН


И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой.
(А. Пушкин)


Люблю я пышное природы увяданье.
(А Пушкин)


СРАВНЕНИЕ


Анчар, как грозный часовой, Стоит, один во всей вселенной.
(А. Пушкин)


И осень тихою вдовой (Т.п.) Вступает в пестрый терем свой.
(И. Бунин)


Колокол луны (Р.п.) скатился ниже.
(С. Есенин)


А когда ночью светит месяц, Когда светит... черт знает как? Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак.
(С. Есенин)


МЕТАФОРА


Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года
(А. Пушкин)


Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. (А. Пушкин)


ГИПЕРБОЛА


Сидит лодырь у ворот, Широко разинув рот, И никто не разберет, Где ворота, а где рот.
(частушка)


ЛИТОТА


О, я не плохо в этом мире жил!
(Н. Заболоцкий)


В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок!
(Н. Некрасов)


СИНЕКДОХА


Не надо приурочивать к тому, Что вся земля от холода гудела, Что все костры замглилися в дыму, Когда его охладевало тело.
(Н. Асеев)


Скажите: скоро ль нам Варшава (т. е. Польша) Предпишет гордый свой закон?
(А. Пушкин)


Ослы! Сто раз вам повторять? Прислать его, позвать, сказать, что дома...
(А. Грибоедов)


И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.
(М. Лермонтов)


МЕТОНИМИЯ


Читал охотноАпулея (вместо книгу Апулея «Золотой осел») А Цицерона не читал.
(А. Пушкин)


Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули:
— стой!
(В. Маяковский)


Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик (т. е. Ломоносов) По своей и божьей воле Стал разумен и велик.
(Н. Некрасов)


Шипенье пенистых бокалов (вместо «пенящегося вина в бокалах»).
(А. Пушкин)


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ


Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что, наконец, свалился.
(А. Фет)


ПЕРИФРАЗ


Ты знаешь край, где все обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет, В вишневых рощах тонут хутора...
(А. К. Толстой)


АЛЛЕГОРИЯ


Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?
(М. Лермонтов)


Используемые материалы
http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3591.htm поэтический словарь Квятковского А.П.
http://office.microsoft.com/ru-ru/templates/TC100690431049.aspx?CategoryID=CT102383611049&av=ZPP000 фон слайдов



написать администратору сайта