|
духовный кризис. Духовный кризис слайд. Исакова Жанна Жаманкуловна кандидат педагогических наук
Исакова Жанна Жаманкуловна кандидат педагогических наук ДУХОВНЫЙ КРИЗИС И
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Кыргызская государственная академия физической культуры и спорта - Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
- С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром
- Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира
- Современный спорт характеризуется заметным омоложением. В гимнастике, плавании, фигурном катании и т.п. успеха добиваются совсем еще юные спортсмены. Победа на спортивных аренах, восторги зрителей, родителей, хвалебные отзывы прессы, сама особенность спорта, где соревнования выявляют превосходство одного человека над другими людьми - все это очень тяжелый груз на плечах еще не сформировавшейся личности. Противовесом этому грузу должно служить целенаправленное нравственное воспитание юного спортсмена [4].
- Одним из самых острых проблем воспитания детей в современном обществе, с которыми спортивные педагоги сталкиваются сегодня в работе с детьми:
- - доступная для приобретения детьми низкопробная, антинравственная продукция (фильмы, литература и т.д.). Систематическое наблюдение детьми безнравственности и бездуховности ведет к привыканию и имеет опасность стать нормой;
- - неблагополучные семьи, и как следствие, безнадзорные дети. На наш взгляд, появилась еще одна проблема - это проблема «успешных родителей», активно и всецело занятых своей профессиональной деятельностью, и как говорят, «по уважительной причине» не имеющих возможности уделять собственным детям внимание, обрекая детей на одиночество при живых и успешных родителях.
Основной формой общения спортсмена являются тренировочные занятия, соревнования и учебно-тренировочные сборы. Путь спортсмена от новичка до мастера спорта, порой, составляет 10-16 лет ежедневных многочасовых тренировок. Каждодневно тренер проводит с воспитанником более 3 часов в день, на длительные сроки выезжает на соревнования, учебно-тренировочные сборы. Многие учащиеся, занятые спортивной деятельностью, находятся в контакте с тренером-педагогом более длительное время, чем с педагогами вузов, и даже своей семьей. Поэтому, личность тренера, его человеческие качества, жизненная позиция и нравственность оказывают, порой, самое большое влияние на формирование личности юного спортсмена. Большое количество часов, лет, которое проводят рядом тренер и учащийся, стрессовые ситуации, переживаемые вместе, а также радости побед и огорчение поражений, связывают их на всю жизнь. "Тренеры имеют уникальные отношения со своими спортсменами", - пишет Сандра Пелаес, которая провела исследование в рамках своей диссертации на кафедре последипломного образования в Университете Конкордия. "Тренеры являются одновременно наставниками, родителями, воспитателями и судьями», - продолжает Пелаес - Основной формой общения спортсмена являются тренировочные занятия, соревнования и учебно-тренировочные сборы. Путь спортсмена от новичка до мастера спорта, порой, составляет 10-16 лет ежедневных многочасовых тренировок. Каждодневно тренер проводит с воспитанником более 3 часов в день, на длительные сроки выезжает на соревнования, учебно-тренировочные сборы. Многие учащиеся, занятые спортивной деятельностью, находятся в контакте с тренером-педагогом более длительное время, чем с педагогами вузов, и даже своей семьей. Поэтому, личность тренера, его человеческие качества, жизненная позиция и нравственность оказывают, порой, самое большое влияние на формирование личности юного спортсмена. Большое количество часов, лет, которое проводят рядом тренер и учащийся, стрессовые ситуации, переживаемые вместе, а также радости побед и огорчение поражений, связывают их на всю жизнь. "Тренеры имеют уникальные отношения со своими спортсменами", - пишет Сандра Пелаес, которая провела исследование в рамках своей диссертации на кафедре последипломного образования в Университете Конкордия. "Тренеры являются одновременно наставниками, родителями, воспитателями и судьями», - продолжает Пелаес
Если говорить о спортсмене взрослом, сформированном физически, психически и морально, О.В. Дергунов в своей работе «Культурное пространство спорта» особо выделяет духовно-нравственную составляющую личности. «В результате духовно-нравственного развития человек становится самодостаточен, он способен жить своей внутренней жизнью. У него не возникают немотивированные агрессивность, стремление всеми доступными средствами утвердить свое «Я», унизить других людей. Данная особенность духовности четко проявляется в занятиях по боксу или боевому единоборству. Молодые люди, лишенные духовно-нравственных гуманистических ориентиров и ценностей, используют свои навыки и умения во вред окружающим людям и обществу в целом, стремясь отработать приемы на более слабых, избивая их и нанося различного рода травмы. Подобная «спортивная деятельность» является ничем иным, как преступлением, социально опасной деятельностью. Недаром спортсмены перед началом соревнований пытаются духовно сосредоточиться, привести свой внутренний духовный мир в состоянии гармонии - равновесия, что еще раз подчеркивает важность ценностной компоненты спорта» - Если говорить о спортсмене взрослом, сформированном физически, психически и морально, О.В. Дергунов в своей работе «Культурное пространство спорта» особо выделяет духовно-нравственную составляющую личности. «В результате духовно-нравственного развития человек становится самодостаточен, он способен жить своей внутренней жизнью. У него не возникают немотивированные агрессивность, стремление всеми доступными средствами утвердить свое «Я», унизить других людей. Данная особенность духовности четко проявляется в занятиях по боксу или боевому единоборству. Молодые люди, лишенные духовно-нравственных гуманистических ориентиров и ценностей, используют свои навыки и умения во вред окружающим людям и обществу в целом, стремясь отработать приемы на более слабых, избивая их и нанося различного рода травмы. Подобная «спортивная деятельность» является ничем иным, как преступлением, социально опасной деятельностью. Недаром спортсмены перед началом соревнований пытаются духовно сосредоточиться, привести свой внутренний духовный мир в состоянии гармонии - равновесия, что еще раз подчеркивает важность ценностной компоненты спорта»
- Как уже говорилось выше, в профессиональном спорте, спорте высоких достижений человек неизбежно сталкивается с необходимостью совершать духовно-нравственный выбор. Перед спортсменом встают дилеммы: проиграть за деньги или играть честно и выиграть; продать матч или сохранить независимость; употребить допинг или попробовать обойтись без него; подставить товарища по команде или не делать этого. Будучи физически крепкими и развитыми людьми, спортсмены встают перед необходимостью решать мировоззренческие проблемы [4].
- Современный спорт, развиваясь в духе идей олимпизма, заложенных еще Кубертеном и его сторонниками в «Олимпийской Хартии», базируется на понятии «fair play» - честная игра. В Предисловии к «Манифесту о спорте», принятому в 1964 г. Международным Советом физического воспитания и спорта (СИЕПС), президент Совета сэр Филипп Ноэль-Бейкер (серебряный олимпийский медалист и лауреат Нобелевской премии мира) писал: «Честная игра является сущностью, необходимым элементом всякого спорта, достойного этого названия. Она лежит в основе и любительского, и профессионального спорта. Принцип честной игры требует не только строго, но и добровольно соблюдать дух и букву правил. Он предполагает уважение к противнику и самому себе. Без честной игры состязание становится грубым и унизительным»
Принципы «fair play» подробно разъясняются и в «Манифесте о честной игре», который был разработан и опубликован в 1977 г. Международным Советом спорта и физического воспитания при ЮНЕСКО, где отмечается, что «честная игра выражается, прежде всего, в поведении самого спортсмена. Именно она характеризует его образ действий, вытекающий из чувства собственного достоинства и включающий: честность, добросовестность, решительное и достойное поведение в ситуациях, когда другие ведут себя нечестно; уважение к партнеру; уважение к противнику независимо от того, является ли он победителем или побежденным, осознание того, что соперничество - непременное условие соревновательного спорта и что противник - необходимый партнер в спорте». Кроме того, подчеркивается уважение к судье, причем уважение позитивное, выражающееся в постоянном стремлении к сотрудничеству с ним в любой ситуации; умение оставаться скромным после победы и спокойно принимать поражение. В этом документе также подчеркивается, что соблюдение принципов честной игры требуется не только от спортсменов. Оно является необходимым также критерием поведения тренеров, спортивных руководителей, зрителей и других людей, связанных со спортом, которые могут непосредственно или опосредовано влиять на спортсмена, его спортивные результаты и спортивную карьеру - Принципы «fair play» подробно разъясняются и в «Манифесте о честной игре», который был разработан и опубликован в 1977 г. Международным Советом спорта и физического воспитания при ЮНЕСКО, где отмечается, что «честная игра выражается, прежде всего, в поведении самого спортсмена. Именно она характеризует его образ действий, вытекающий из чувства собственного достоинства и включающий: честность, добросовестность, решительное и достойное поведение в ситуациях, когда другие ведут себя нечестно; уважение к партнеру; уважение к противнику независимо от того, является ли он победителем или побежденным, осознание того, что соперничество - непременное условие соревновательного спорта и что противник - необходимый партнер в спорте». Кроме того, подчеркивается уважение к судье, причем уважение позитивное, выражающееся в постоянном стремлении к сотрудничеству с ним в любой ситуации; умение оставаться скромным после победы и спокойно принимать поражение. В этом документе также подчеркивается, что соблюдение принципов честной игры требуется не только от спортсменов. Оно является необходимым также критерием поведения тренеров, спортивных руководителей, зрителей и других людей, связанных со спортом, которые могут непосредственно или опосредовано влиять на спортсмена, его спортивные результаты и спортивную карьеру
- Аналогичная характеристика принципов «fair play» представлена в новом тексте Манифеста, принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г, где отмечается, что «принципы Честной игры являются необходимым и доминирующим свойством олимпийской идеи Пьера де Кубертена (олимпизм)». Особо выделяется необходимость соблюдения принципов «fair play» в спорте высших достижений, в молодежном спорте, в рекреационном спорте и спорте для здоровья, в спорте для инвалидов, приводятся примеры, разъясняющие смысл и миссию этих принципов [2].
- Современный спорт богат примерами реализации принципов честной игры. Так, датский ориентировщик Ханс Оле Кеттинг, не задумываясь, сошел с трассы, чтобы оказать помощь получившему травму сопернику. Анджей Грубба из Польши в финале престижного и очень денежного турнира Гран-При по настольному теннису, ведя в пятом сете 19:17, отказался от очка, по ошибке засчитанного в его пользу, хотя в итоге проиграл шведу Уве Вальднеру. Француз Мишель Пу не вышел на старт отборочного заплыва, полагая, что в олимпийский Сеул должен поехать другой, более сильный пловец. Конник Вольфганг Бринкманн из ФРГ, выигравший уже в Сеуле «золото» в команде, добровольно отдал свое место в личных соревнованиях вечному сопернику, который, в конце концов, получил «бронзу»
- Подводя итоги, мы пришли к следующему заключению, что ни один тренер не может обучать технике или тактике своего вида спорта вне определенной организации педагогического процесса и не влияя на мотивы, побуждающие спортсмена к спортивной деятельности.
- А если это так, то тренер осуществляет не только физическую или техническую подготовку спортсмена, но обязательно влияет и на нравственные качества личности спортсмена, отвечает за его нравственное воспитание; он должен обязательно владеть методами нравственного воспитания и эффективно (в той же мере, как он это делает в отношении технической подготовки) осуществлять их и своем педагогическом процессе.
- Каждый преподаватель физического воспитания ведет свой педагогический процесс по определенным организационным формам. Ведь организационные формы педагогического процесса не выдуманы им, они диктуются обществом; в разных общественных формациях эти организационные формы разные.
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания представляют собой активную деятельность человека, в которой существенное значение имеют мотивы, побуждающие человека заниматься этой деятельностью. Мотивы же обязательно содержат в себе моральную сторону. Отсюда и физическое воспитание в своем существе органически содержит в себе эту нравственную сторону. Оно не может протекать вне или независимо от нравственного воспитания.
- Нравственной стороны из уроков физического воспитания и тренировочных занятий не выкинешь. Если тренер не ставит перед собой сознательно задачи воспитания спортсменов, он легко может сбиться на воспитание только буржуазно-нравственных черт личности, основанных на частнособственнической психологии (эгоизма, зазнайства, рвачества и т. д.).
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! |
|
|