Главная страница
Навигация по странице:

  • Мировоззренческие позиции

  • Знаковые тенденции в искусстве рубежа веков синтез всех искусств

  • Авангардные направление

  • Узор «Удар бича» - источник форм в стиле модерн Модерн и символизм в живописи

  • Объединение «Мир искусства» 1898-1924 (Петербург) Создатели художник Александр Бенуа антрепренер, искусствовед Сергей Дягилев Участники

  • Деятельность

  • Кубофутуризм Малевич К. Точильщик Попова Л. Человек-воздух-пространство

  • После революции 1917 до 1930-х годов

  • 1919-1920 – «Окна РОСТА» - форма массового агитационного плаката в острой сатирической форме обличали противников молодых Советов.

  • Общество станковистов – ОСТ 1925 г. Москва «Круг художников» – Ленинград

  • Александр Дейнека (1899-1969)

  • Плакаты ВОВ Корецкий Виктор Тоидзе Ираклий «Суровый стиль» в живописи 60-х годов Виктор Попков

  • лекция рубеж XIX-XX. Искусство рубежа xix xx вв. Серебряный век ренессанс русской культуры


    Скачать 4.76 Mb.
    НазваниеИскусство рубежа xix xx вв. Серебряный век ренессанс русской культуры
    Дата28.04.2022
    Размер4.76 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлалекция рубеж XIX-XX.pptx
    ТипДокументы
    #502153

    Искусство рубежа XIX -XX вв.

    «Серебряный век - ренессанс русской культуры»

    Термин одним из первых предложил Н. Бердяев.

    Временные границы: 90-годы 19 века – первое двадцатилетие 20 в.

    Время: сложное, стилистически насыщенное, пестрое.

    Мировоззренческие позиции:
    • кризис европейской культуры;
    • переоценка ценностей (христианских, культурных, философия Ф. Ницше);
    • нигилизм, настроения пессимизма, мистицизма, утрата веры в Бога.

    • - предчувствие глобальных исторических перемен,

      катаклизмов

    Знаковые тенденции в искусстве рубежа веков
    • синтез всех искусств, связанный с идеей Мистерии – «праздника человечества», где соединятся все виды искусства и религия, идеал универсального художника;
    • символизм – «знаки иного мира в этом мире» (Н. Бердяев), «все есть символ»;
    • обостренная эмоциональность и эстетизм мировосприятия, индивидуализм;
    • мучительный поиск ускользающего духовно-нравственного идеала;

    Стилистика

    в изобразительном искусстве

    - модерн

    - символизм

    Авангардные направление:

    - футуризм

    - кубофутуризм

    - лучизм

    - супрематизм

    - неопримитивизм

    - абстракционизм

    Символизм – течение в поэзии и живописи

    Символизм в живописи говорит на языке стиля модерн.

    Вл. Соловьев

    Милый друг, иль ты не видишь,

    Что все видимое нами —

    Только отблеск, только тени

    От незримого очами?
        • Милый друг, иль ты не слышишь,
        • Что житейский шум трескучий —
        • Только отклик искаженный
        • Торжествующих созвучий?

    Модерн (современный)

    Идеи:
    • спасти красотой мир;
    • синтез искусств;
    • идеализация прошлого

    • Язык: изысканность, прихотливость, пластичность, декоративность, сложная орнаментальность форм. пластические изогнутые, вьющиеся линии, избегание прямых углов, асимметрия, орнамент на основе стилизации природных форм: растений,

      цветов, насекомых.

    Узор «Удар бича» - источник форм в стиле модерн

    Модерн и символизм в живописи

    Объединение «Мир искусства» 1898-1924 (Петербург)

    Создатели художник Александр Бенуа антрепренер, искусствовед Сергей Дягилев

    Участники: Лев Бакст,

    Константин Сомов, Валентин Серов, Ев. Лансере и др.

    Деятельность: организация выставок, издание журнала, театральные постановки (синтез искусств), графика (книжная и станковая), живопись.

    Идеи: самоценность искусства, цель которого – Красота, свободная от реализма, неприятие реализма передвижников; красота ушедших эпох и тоска по ней, «спасти мир красотой» и искусством.

    Идеал –18 век в России (Петр Первый, Петербург) и 17 век во Франции (Людовик XIV)

    Уход в мир образов прошлого (не историческое прошлое, а прошлое в образах искусства!, как отражение, как греза, зазеркалье),

    идеализация прошлого (пассеизм) и равнодушие к настоящему,

    отказ от реализма и идей передвижников;

    А. Бенуа Прогулка короля, 1906

    А. Бенуа Картины из серии «Последние прогулки Людовика XIV»:

    - «Версаль. У Курция». 1897 г. ,

    - «Король прогуливается в любую погоду», 1898 г.

    Образ Петербурга в работах «мир искусстников»

    Создали образ Петербурга – прекрасного европейского города, строгий и возвышенный столицы искусств, города великолепных зданий и скульптуры, парков и загородных резиденций.

    - Ольга Остроумова –Лебедева – графика видов Санкт-Петербурга,

    - А. Бенуа иллюстрации к поэме А. Пушкина «Медный всадник»

    Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955) – художник-график, гравер, книжный иллюстратор

    А. Бенуа Иллюстрации к поэме «Медный всадник»

    Маскарады и фейерверки 18 века в живописи Константина Сомова

    Портрет «Дама в голубом» (Елизаветы Мартыновой), 1897-1900

    Афиши и эскизы театральных костюмов

    к «Русским сезонам» в Париже (1908-1929)

    В. Серов Афиша к выступлениям балерины Анны Павловой в балете Сельфида

    Лев Бакст

    Эскизы костюмов к балетам «Жар-Птица», «Послеполуденный отдых фавна»

    Художники-символисты, близкие в объединению «Мир искусства» (участники выставок): Михаил Врубель (1856-1910), В. Борисов-Мусатов (1870-1905).

    Образы символичны, язык по форме – в стиле модерн.

    Михаил Врубель – художник, универсальный мастер живописи, графики, театральный декоратор, монументалист, декоративист.
    • Иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон» в 1891 г., к 50- летию со дня смерти поэта

    Михаил Врубель, Демон Сидящий, 1890

    Борисов-Мусатов В. Весна

    Другие проекты модерна

    Объединение «Голубая роза»
    • Символисты
    • Павел Кузнецов
    • Мартирос Сарьян
    • Сергей Судейкин и др.
    • Идея поиска красоты не в культуре как у «Мира искусства», а в вечности, например в степи – символе подлинности бытия, вечный круг жизни.

    П. Кузнецов В степи М. Сарьян Армения

    Константин Коровин  (1861 —  1939) —

    русский живописец, театральный художник, 

    педагог и писатель.

    Портрет Ф. Шаляпина

    Валентин Серов (1865-1911) – от реализма через импрессионизм к модерну

    «Союз русских художников» 1903-1923 в Москве
    • Состав – Константин Юон, Игорь Грабарь, Аркадий Рылов.

    Рылов А. В голубом просторе, 1918

    Игорь Грабарь Февральская лазурь

    РУССКИЙ АВАНГАРД

    Авангард
    • От французского идущий впереди отряд, направление в искусстве начала 20 века, связанное с поисками новых тем и выразительных средств, с обновлением языка, с отрицанием реализма и предметного искусства.
    • Сам феномен искусства его смысл и цели подверглись переоценке и изменениям
    • Что есть искусство?
    • Все то, что создано свободной волей и фантазией художника.
    • А не то, что красиво по форме и несет глубокое содержание.

    Авангард футуризм

    кубофутуризм

    лучизм

    супрематизм

    неопримитивизм абстракционизм

    констурктивизм

    1910 г.
    • Выставка объединения «Бубновый валет»
    • Михаил Ларионов
    • Наталья Гончарова
    • Петр Кончаловский
    • Аристарх Лентулов
    • Эпатажные, бросали вызов обществу. Упрощение и разрушение формы, а не рассуждения о красоте души у культуры. Последователи Сезанна.
    • Изменили представления о том, кто такой художник. Фигура творца важнее того, что он создает.
    • Автопортрет и портрет Петра Кончаловского Илья Машков.

    Илья Машков Автопортрет и портрет Петра Кончаловского
    • Писали броско, ярко. Использовали впечатления от лубка, ДПИ – расписной поднос, вывеску, народные ярмарки и балаганы.
    • На холст вырываются бытовые вещи не как предмет изображения а как искусство само по себе.

    Неопримитивизм: М. Ларионов и Н. Гончарова
    • XIX в.: красиво или некрасиво?
    • Репин И. Горбун
    • XX век: искусство или нет?
    • Малевич Голова крестьянской девушки

    Кубофутуризм

    Малевич К. Точильщик

    Попова Л. Человек-воздух-пространство

    Футуризм – искусство будущего.

    Первый съезд футуристов 1913 г.

    Состав – Давид Бурлюк, Велемир (Вели миру!) Хлебников, Ал. Крученых, Вл. Маяковский, Ольга Розанова
    • Издают манифесты

    Манифест футуристов с призывами

    «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности»,

    Велимир Хлебников

    «Крылышкуя золотописьмом

    Тончайших жил,

    Кузнечик в кузов пуза уложил

    Прибрежных много трав и вер.

    «Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

    О, лебедиво!

    О, озари!»

    Ольга Розанова – художница-футуристка, оформляла работы поэтов-футуристов

    Вселенская война

    Письменный стол

    Футуризм

    Лучизм

    Абстракционизм В. Кандинский (1866-1944)

    Экспрессивная беспредметность

    Супрематизм – наивысший, превосходящий предметный мир. Создатель Казимир Малевич.

    Рациональная беспредметность.

    1915 г. Черный квадрат

    «О» форм - искусство обнулилось до цвета и геометрической формы. Беспредметное искусство.

    Последняя

    выставка футуристов

    «0,10» в 1916 г.

    СУПРЕМАТИЗМ К. МАЛЕВИЧ

    После революции 1917 до 1930-х годов

    Авангард на несколько лет становится искусством новой России. Младшее поколение авангардистов – конструктивисты.
    • Конструктивисты: Вл. Татлин, Ал. Родченко, Эль Лисицкий
    • Производственное массовое искусство, конструкции, ясные и функциональные.

    Вл. Татлин Башня –

    памятник Третьему интернационалу

    Язык супрематизма на советский плакатах и архитектурных проектах

    Эль Лисицкий

    Плакат Клином красным бей белых

    Эль Лисицкий Проекты зданий будущего

    Плакаты

    А. Родченко совместно с Вл. Маяковским

    Проект Рабочего клуба,

    арх. К. Мельников.

    Для международной выставки

    в Париже 1925 г.

    Констурктивизм

    Варвара Степанова и Александр Родченко

    Производственное искусство

    1919-1920 – «Окна РОСТА» - форма массового агитационного плаката в острой сатирической форме обличали противников молодых Советов.

    Ассоциация художников революционной России - АХРР
    • Состав:
    • Исаак Бродский
    • Борис Иогансон и др.

    Исаак Бродский Ленин в Смольном, 1930 г.

    Общество станковистов – ОСТ 1925 г. Москва

    «Круг художников» – Ленинград
    • Состав ОСТа:
    • Ал. Дейнека
    • Юрий Пименов
    • Александр Тышлер
    • «Круг Художников»:
    • Ал. Самохвалов
    • Предметное, но обновленное искусство.
    • Более резкие, свежие образы и манера письма, новые герои социализма.

    Юрий Пименов Футбол Дейнека Ткачихи

    Александр Дейнека (1899-1969)

    Дейнека А. Оборона Петрограда

    Перед спуском в шухту

    А. Дейнека Мать

    А. Дейнека Сбитый ас

    Оборона Севастополя

    ВОПРОС

    Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны:

    1) На картине показана оборона Москвы.

    2) События, изображённые на картине, происходят в годы Великой Отечественной войны.

    3) Картина написана в рамках социалистического реализма.

    4) Город, оборона которого изображена на картине, не был сдан врагу.

    5) Одним из руководителей обороны города, которой посвящена картина, являлся Г.К. Жуков.

    Социалистический реализм

    1932-1953
    • Запрет всех художественных объединений 20-хгодов.
    • Создание союза художников – единой легальной организации 0 один союз один творческий метод.
    • Соцреализм – первое направление, где вообще нет критики, а есть восхваление советской действительности.
    • Мощь, избыточность, сила, радость новому миру.

    А. Самохвалов Советская

    физкультура

    Александр Герасимов

    В. Мухина – скульптор

    1937 г. Рабочий и колхозница на выставке в Париже

    КУКРЫНИКСЫ:

    КУПРИЯНОВ КРЫЛОВ СОКОЛОВ

    Плакаты ВОВ

    «Мюнхенский сговор», 1938

    Первый военный плакат Кукрыниксов 1941 г.,

    когда Гитлер разорвал договор о ненападении м/у Германией и СССР

    Плакаты ВОВ

    Корецкий Виктор

    Тоидзе Ираклий

    «Суровый стиль» в живописи 60-х годов

    Виктор Попков

    Строители Братска

    Двое

    1955-1962 – Оттепель

    Неофициальное искусство

    Оскар Рабин, Барак с газетами

    Натюрморт с лампочкой и стаканом

    Орфей. 2002

    Эрнст Неизвестный


    написать администратору сайта