Главная страница
Навигация по странице:

  • Работа с текстом до чтения

  • Работа с текстом во время чтения

  • Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения

  • Работа с текстом во время чтения.

  • Чем это можно объяснить Что из этого следует Что сейчас случится Почему именно так...

  • Работа с текстом после его прочтения.

  • Использование инновационных методов на уроках литературного чтения. Использование инновационных технологий на уроках литературного ч. Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе


    Скачать 26.13 Kb.
    НазваниеИспользование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
    АнкорИспользование инновационных методов на уроках литературного чтения
    Дата01.04.2022
    Размер26.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИспользование инновационных технологий на уроках литературного ч.docx
    ТипУрок
    #433712

    Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

    Каждый учитель, начиная работать с первоклассниками, мечтает увидеть их в будущем умными, умеющими размышлять, сопереживать, понимать других, разбираться в своих чувствах, выражать свои мысли вслух и письменно... Высшая награда для учителя - это высокая оценка коллегами и родителями учебных и личных качеств учеников. Хорошо, когда после открытых уроков при анализе услышишь реплики от коллег о самостоятельности детей, об их умении и желании высказывать свои мысли вслух, о внимании к высказываниям товарищей, об умении аргументировать свою точку зрения.

    Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной школе, но особую роль необходимо отводить урокам литературного чтения.

    Предмет «Литературное чтение» был введен в учебные планы начальной школы в конце прошлого века. Это стало существенным продвижением в начальном образовании: теперь у традиционных уроков чтения появились новые цели литературного образования. Начальный курс литературного чтения рассматривается как предмет, обеспечивающий решение не только функциональных задач обучения (в частности, формирования навыка чтения), но и как более широкое литературное образование младших школьников: воспитание интереса к чтению и художественной литературе; развитие культуры восприятия художественного текста, формирование умения ориентироваться в литературоведческих понятиях, расширение читательского кругозора и др.

    Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности и др. Новый предмет стимулирует учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, вернуться к чтению произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета «Чтение», должно формировать более глубокий интерес школьников к самостоятельному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения.

    Выделим особенности урока и предмета «литературное чтение» в начальной школе.

    • Литературное чтение имеет свои специфические особенности: Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями работы с произведением и детской книгой;

    • Одновременная работа над языком произведения и над речью детей;

    • Сочетание знаний о тексте и умение различать художественные, научно-познавательные произведения;

    • Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих детям полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг;

    • Освоение литературных произведений сочетается с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира;



    • Аналитические и синтетические действия с произведением опираются на практические действия и изобразительную деятельность, в которой отражается глубина и самостоятельность воспроизведения произведения

    Курс «Литературное чтение» направлен:

    · На решение важных общепедагогических задач: развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры, а также учебной деятельности, учет индивидуальных возможностей каждого ученика и построение на этой основе дифференцированного обучения.

    · Характерной чертой курса является «нерасчлененность» обучения чтению, работе с текстом произведения и детской книгой, т.е. нет деления на чтение «классное» и «внеклассное».

    Приоритетной целью литературного образования в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребностью к книге как средству познания мира и самопознания.

    Большинство учащихся начальной школы читают в соответствии с установленными программой нормами и выше. В то же время, наблюдения показывают, что учащиеся начальной школы не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях, не всегда связно передают содержание прочитанного текста, испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения. Высокий процент учащихся, допускающих ошибки при чтении, говорит об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса.

    Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированность читательской самостоятельности школьников.

    Конечно, объяснений подобному явлению, скорее всего характерному вследствие глобализации для всех промышленно развитых стран, несколько.

    Это и ускорение темпа жизни;

    Развитие Интернета, который во многом стал заменять для рядового потребителя культуры и книгу, и театр, и концертный зал, и посещение музеев;

    · Усиление влияния средств массовой информации. Разнообразие программ, предлагаемых телеканалами, также способствует вытеснению традиционной книги из повседневной жизни. Да и киноиндустрия не остается в стороне, внося свой вклад в процесс вытеснения традиционной книги из повседневного обихода;

    · Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

    · Установка родителей на то, чтобы они научили детей читать сами до школы. Методика для переучивания читателей, испорченных неправильным первоначальным обучением ещё формируется. Переучивать крайне трудно даже учителю-профессионалу;

    · Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой , читай сам.”) ;

    · Но главной причиной такого явления всё-таки является несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

    “Чтение - вот лучшее учение”. Смысл этой пословицы очень глубок: от умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

    Предоставим слово аналитикам, они готовы рассказать, почему многие дети неохотно и мало читают, сверим с причинами, которые были названы ведущими литературоведами.

    Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще?

    Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению - является актуальной.

    Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения, б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста.

    Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Данную работу осуществляет Пузина Н.Н. Тема ее самообразования «Как избежать трудностей при обучении чтению». Сегодня Наталья Николаевна готова представить вашему вниманию свои наработки.

    Сейчас принято говорить о продуктивном обучении. Термин продуктивное обучение был введен в оборот более 20 лет назад немецкими учёными и педагогами Ингрид Бём и Йенсеном Шнайдером. В России, благодаря работам Выгодского Л.С., Давыдова В.В., Резника Н.А., Леонтьева А.Н. термин «продуктивность» используется давно. В курсе «Литературное чтение» термин продуктивное обучение нашло отражение в технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

    Работа с текстом до чтения

    Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

    Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

    Если педагог ставит задачу добиться осмысленного чтения, целесообразно перед прочтением помочь учащимся поставить вопрос к любому, даже самому маленькому тексту. Это приводит к тому, что дети начинают искать в тексте ответы на поставленные вопросы, что повышает эффективность прочитанного. Со временем постановку вопросов перед чтением дети смогут осуществлять самостоятельно.

    Работа с текстом во время чтения

    Первичное чтение текста.

    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

    Перечитывание текста.

    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

    Работа с текстом после чтения

    Смысловая беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

    Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

    Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

    Рассматривание книги до чтения, - если оно организовано правильно, - это важнейший прием, определяющий для каждого ученика его личную заинтересованность в том, что ему предстоит читать и позволяющий ребёнку на пределе своих возможностей подготовиться к предстоящей беседе с книгой, то есть еще до чтения возбудить в нем необходимые эмоции, оживить в памяти нужные слова, словосочетания и пусть небольшой, но, все-таки, заданный жизнью свой собственный опыт, касающийся того, о чем пойдет речь в книге.

    К специфическим принципам проведения урока литературного чтения с использованием антиципации относятся:

    Принцип предварительного осознания учащимися содержания и видов учебных действий на уроке литературного чтения состоит в том, что учащиеся привлекаются к планированию, организации и проведению учебного процесса;

    Принцип возрастающего объема антиципации в предвосхищении школьниками содержания и видов предстоящих учебных действий предполагает, что привлечение детей к планированию, организации и проведению урока литературного чтения осуществляется постепенно;

    Принцип триединого развивающего характера заданий для прогнозирования учащимися содержания и видов учебных действий: развитие учебной деятельности, интеллектуальное, речевое развитие.

    Большое значении в антиципации предается мобилизующему этапу, назначение которого заключается в мобилизации в самом начале урока важнейших психических процессов детей (внимания, памяти, мышления), в создании у учащихся установки на активное и заинтересованное участие в учебном процессе, в интенсивном развитии логичной, доказательной устной речи младших школьников, в повторении, закреплении и расширении их литературоведческих знаний, в подготовке учащихся к самостоятельному прогнозированию и формулированию ими темы урока. Мобилизующий этап проводится сразу после организационного момента. Его длительность – 1-3 минуты.

    Возмжность активно и осознанно участвовать в планировании, организации и проведении урока предоставляется школьникам на этапе формулирования его темы и цели. Это осуществляется с помощью определенных упражнений, которые предполагают ту или иную долю самостоятельности школьников, уже в начале урока заинтересовывают детей предстоящей учебной работой с новым произведением, пробуждают их положительные эмоции, заставляют творчески и нестандартно мыслить.

    Приведу примеры упражнений антиципации используемых на данных этапах.

    *восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.

    Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и, ...сеева, ...ысоцкая. (Житков)

    *Прочтение фамилии (имени, отчества) автора по правилу хода шахматного коня.

    (Суриков)

    *Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные.

    «ПРНЦСС Н ГРШН» («Принцесса на горошине»)

    * Антиципация согласных

    Е Е И Е У Ы А Ы («Бременские музыканты»)

    Антиципация конечных букв слов.

    Например:

    Беж… тропин… с бугорк…

    («Бежит тропинка с бугорка...»)

    *Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку.

    На доске записываются три - четыре фамилии:

    Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки (Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)

    *Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам одновременно.

    *На доске пишутся фамилии, например:

    И.А. Крылов, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский

    (Крылов – баснописец)

    * Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.

    Обязательным элементом подготовительного этапа работы с произведением на уроке литературного чтения является словарная работа, которую тоже можно осуществлять на основе антиципации. Антиципация на этапе словарной работы осуществляется с помощью специально разработанных приемов.

    · обычная запись слова осложняется ее «зашумлением» линиями, штрихами, пересекающими буквы, наложением одного слова на другое и т.д.;

    · слова с отсутствием букв или их частей;

    · работу с символами, шифрами, кодами;

    Активная роль отводится школьникам и на втором этапе словарной работы: лексическое значение нового слова первоначально формулируют сами учащиеся, опираясь на имеющиеся у них представления, жизненный опыт, интуицию. Учитель направляет деятельность детей, уточняет, корректирует значение слова.

    Работа с текстом до начала чтения.

    Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения:

    · Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме, содержании.

    · Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

    · Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором.

    Работа с текстом во время чтения.

    Цель этого этапа — достижение понимания текста на уровне содержания.

    Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, показывают детям процесс «вчитывания» в текст, учат вниманию к слову, показывают, что из себя представляет «диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу чтения и поиск ответов на них в тексте же).

    Способность, читая, вести диалог с автором через текст необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания - все зависит от особенностей текста.

    При этом необходимо соблюдать такую последовательность действий:

    1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:

    - Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)

    Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов - предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;

    2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

    3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:


    • Чем это можно объяснить?


    • Что из этого следует?


    • Что сейчас случится?


    • Почему именно так...?


    • Для чего ...?


    • Кто такой...?

    Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов - предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;

    4) чтобы помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения Г.Г. Граник предлагает при переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос),

    П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

    Работа с текстом после его прочтения.

    Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»)

    1. Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк».

    2. Рассказ учителя о писателе.

    3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д.

    4. Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, инсценирование и др.).

    Наряду с общеизвестными в антиципации используются новые приемы творческих работ:

    прием кодирования информации текста в той или иной форме, например, изображение чувств, состояний, позиций действующих лиц произведения с помощью цветовой гаммы; подбор фразеологизмов к героям;

    составление высказывания на основе прочитанного, например, выбор ответа на проблемный вопрос к произведению из предложенных вариантов с широкой аргументацией; составление высказывания по аналогии с отрывком прочитанного текста и др.;

    создание нового объекта в связи с прочитанным произведением, например, составление записи в предполагаемом дневнике героя; составление письма главному герою; заданий для творческой и других видов работ.

    Таким образом, антиципация учащимися содержания и видов своей читательской деятельности существенно повышает осознанность и активность детей при работе с новым произведением, заинтересовывает их чтением, сочетает этот процесс с интенсивным речевым развитием учащихся и с развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка (мышления, внимания, памяти), поднимает ученика на принципиально иную позицию – позицию субъекта учебной деятельности, активно и осознанно участвующего в планировании, организации и проведении урока литературного чтения.


    написать администратору сайта