Главная страница

Использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе. Использование социоигровой технологии в воспитательнообразовательном процессе Актуальность применения технологии


Скачать 30.85 Kb.
НазваниеИспользование социоигровой технологии в воспитательнообразовательном процессе Актуальность применения технологии
АнкорИспользование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе
Дата30.01.2023
Размер30.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIspolzovanie-sotsio-igrovoy-tekhnologii-v-vospitatelno-obrazovat.docx
ТипДокументы
#913154

Использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе
Актуальность применения технологии

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

В.М. Букатов

С целью создания благоприятных условий становления личности ребенка процесс образования должен строиться с учетом принципа преемственности знаний и последовательности развития. В свою очередь преемственность предполагает, что те, кто идет позже, усваивают опыт тех, кто шел раньше. В применении к образованию это означает, что хотя дошкольник и младше школьника, но его обучение происходит раньше. И опыт именно этого периода может наследоваться периодом вслед идущим, т. е. школьным.

В соответствии с ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Однако уже не менее двух десятилетий школьные формы работы: предметные занятия по расписанию, статичная поза за столом, «подведение итогов», «закрепление пройденного» и т. п. применяются в детских садах многими воспитателями. Подобная практика наносит ущерб психическому и физическому здоровью детей: они теряют уверенность, общительность, любознательность, а часто и аппетит, физическую силу, зрение.

Дошкольные годы — период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Поэтому важно применять в работе технологии, которые позволят сохранить и развить возможности ребенка, без ущерба его психическому и физическому здоровью. Одна из таких технологий, пользующаяся в последнее время особой популярностью, представлена Е. Е. ШулешкоА. П. Ершовой и В. М. Букатовым и носит название социо-игровой технологии (другие варианты — педагогика, стиль, методика, подход).

Содержание социо-игровой технологии

Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть — социо — означает малый социум (не социальный), поэтому правильное написание названия технологии — через дефис. Вторая часть — игровой — подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.

Таким образом, социо-игровая технология — это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.

Суть метода раскрывается в следующих правилах:

1. Работа проводится малыми группами до 6 человек, т. к. в шестерке каждый ребенок находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного делового общения. В такой микрогруппе лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребенок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей.

Помимо этого, шестерки часто делятся на две тройки или три пары — такая вариативность помогает детям обнаруживать и сравнивать большее число мнений, не концентрируясь только на точке зрения лидера.

В младшем дошкольном возрасте оптимальным являются объединения детей в пары и тройки, в старшем — по 5–6 человек.

За время непосредственно образовательной деятельности (далее — НОД) состав групп может меняться несколько раз. Через работу в постоянных и временных микрогруппах дистанция между разными детьми уменьшается, они учатся находить подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята микрогруппа. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку, сравнив себя с другими, утвердиться в своих возможностях и способностях.

Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться. Варианты могут быть следующими: по цвету волос, глаз, одежды; «чтобы в именах хотя бы одна буква была одинаковой»; путем считалок, разрезных картинок и проч. Выбор способа деления на группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня сформированности произвольности поведения, содержания занятия, количества детей и малых групп. При делении детей они могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре, по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, в мешочке, разложить или разбросать на полу.

2. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, — меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Мизансцена (фр. mise en scene) — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля.

3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным стрессам, а в ДОО создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.

4. Ограничение по времени предполагает смену темпа и ритма. Благодаря этому у детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.

Как понять, присутствует ли социо-игровой стиль в работе воспитателя?

Главный показатель: интересно детям на занятии или нет? Занимаются ли они своим делом или это дело им «навязал» взрослый?

Об отсутствии социо-игрового стиля также говорит следующее:
• дети в НОД были малоподвижными;
• не было хотя бы 2–3 смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности;
• по ходу НОД дети не объединялись в малые группы или эти группы не вступали между собой в общение — а только с воспитателем.


5. Неотъемлемая часть социо-игровой технологии — интеграция видов деятельности. Это способствует речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

6. Ориентация на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца». В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше — «нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.

Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, педагоги учат детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.

Классификация игр социо-игровой технологии

Социо-игровая технология предполагает использование нескольких видов игр. Рассмотрим каждый из них.

1. Игры для рабочего настроя.

Задачи: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание
СО-вместно играть и решать поставленные задачи.


Игра «Рыба — птица — зверь»

Игроки стоят по кругу, водящий в центре. Он произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…« — при этом по очереди показывая на игроков. Тот, на ком он решит остановиться, должен назвать соответственно птицу, либо рыбу, либо зверя, повторяться нельзя. Если игрок ошибся или больше пяти секунд думает, то он выбывает. Игра продолжается до последнего игрока, который становится победителем.

2. Игры-разминки (разрядки).

Задачи: разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного, несерьезного выигрыша. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха.

Игра-разминка «Карлики и великаны»

Проводится линия или чертится круг. Дети встают в одну шеренгу по линии или в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Перед шеренгой или в центре круга стоит воспитатель и начинает игру под рифмовку:

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали —
Великанами мы стали.


Произнося слова «великаны» и «карлики», воспитатель сопровождает их движениями рук: при слове «великан» — поднимает руки вверх, при слове «карлик» — опускает ладонями вниз. Дети при слове «великан» должны встать и поднять руки вверх, а при слове «карлик» присесть, положив ладони на колени.

Слова и жесты воспитателя могут не совпадать: при слове «великан» — руки могут быть опущены, а при слове «карлик» — подняты. Поэтому дети должны внимательно слушать слова и не попадаться на ложный жест. Игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда половина играющих допустила ошибки.

3. Игры социо-игрового приобщения к делу.

Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом.

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу («Составь слово», «Живой алфавит, «Комплимент» и проч.).

Игра «Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель (ребенок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной, используя эпитеты, сравнения. Задача воспитателя (ребенка) — найти предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т. п.). Описания должны быть понятными, четкими, связными.

4. Игры творческого самоутверждения.

Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат деятельности. Однако не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность (поддающуюся тренировке и развитию) каждого ребенка. Выполняя задания данной группы, дети получают возможность создать результаты этически привлекательные, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей.

Игра «Костюм-превращение»1

Детям предлагается нарядиться. Детали для ряжения могут быть реальными и частично воображаемыми (в театральной педагогике сказали бы — «на память физических действий»). В результате к своим обычным костюмам дети добавляют различные «дополнения» (плащи, шляпы, кринолины, шлейфы, пиратские косынки на головах или батистовые платочки в руках, большие не по размеру ботинки и т. д.). Нарядившись, дети начинают двигаться, говорить, одним словом, вести себя сообразно костюму. Зрители-судьи угадывают, что за костюм на исполнителе, где и когда он живет.

Связь одежды, «театрального» костюма или его элементов с особенностями поведения может осваиваться на занятиях с двух противоположных концов: от поведения к костюму и от костюма к поведению. Для детей предпочтительнее — второй. Обыграть костюм, найти поведение, уместное для необычной одежды, можно по-разному, на что и опирается данное игровое упражнение. Хорошо начинать с полного комплекта настоящего костюма (верхняя одежда, головной убор, обувь) или максимально выразительных и ярких его элементов (таких, как комбинезон, болотные сапоги, шляпка, плащ-накидка, тулуп).

Следующий этап усложнений будет связан с появлением особого поведения, возникающего от деталей мелких или самых обычных — шлепанцы, полотенце на голове, полевой планшет, сумочка, фигурный воротничок, брошь, медаль.

Подобные игровые задания формируют в детях поведенческую чуткость к бытовым предметам, развивают их фантазию, искренность, юмор, желание увидеть (или выполнить) что-то чрезвычайное, необычное. Можно (и даже следует) использовать костюмы карнавальные (новогодние) и театральные (из ранее инсценированных сказок). Но лучше всего — старенькую вычищенную одежду собственных родителей. Желательно, чтобы в каждой группе детского сада стоял небольшой «волшебный сундук» с костюмами и деталями одежды для превращений.

5. Игры вольные.

Задача: физически активный и психологически эффективный отдых.

В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были — не скажем, а что делали — покажем», «День и ночь», «Воробьи — вороны» и др.

Одно из главных условий социо-игровой технологии: в игре должно быть интересно не только ребенку, но и взрослому, в противном случае игровая деятельность не достигнет цели. Здесь целесообразно говорить о субъект-субъектных отношениях участников игровой деятельности.

Рекомендации педагогам, использующим в работе социо-игровую технологию

Что нужно учитывать и к чему готовиться специалисту, который решил применять в своей работе социо-игровую технологию, — рассмотрим рекомендации ее авторов.

1. Будьте готовы к собственным промахам. Любое предложение педагога сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить должно исходить из реальных возможностей данной конкретной группы. Возможности выясняются не сразу, поэтому нужно быть готовым к собственным возможным промахам и не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной и принесет запланированные результаты.

2. Не разжевывайте смысл задания. Часто дети, не начиная выполнять задание, объясняют это тем, что ничего не поняли. Это совсем не означает необходимость разжевывать задания. Следует дать возможность ребенку самому додумать, сообразить, понять. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» — это, наверное, просто поосторожничал, «поленился» или подумать, или попробовать. Если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.

3. Обращайте внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный педагогом. Важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки. В противном случае союз детей и педагога превратится в лидерство взрослого и иждивенчество ребенка, в результате чего равноправие исчезнет, игра умрет.

4. Учитесь видеть в детских отказах ценные подсказки. Педагоги по-разному относятся к отказам детей, им симпатичных и несимпатичных. Первым они доверяют, поэтому их отказы воспринимаются как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же вторых видят либо злой умысел, либо вредность характера ребенка. Проблему можно решить, если детский отказ воспринимать не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную ребенком.

5. Умейте порадоваться шуму. Часто у педагогов возникает недовольство посторонним шумом, естественным при повышении активности детей. Каждый раз приходится давать себе отчет — «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так! Чаще всего он появляется от стихийно возникших деловых «репетиций» (т. е. подготовки задания на местах). В этом случае педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать, и самому с интересом включаться в работу детей, помогая каждой команде своими ненавязчивыми советами.

Если же педагог приходит к выводу, что шум все-таки вреден, мешает работе, то игровое упражнение необходимо сменить.

Рассмотрим пример непосредственно образовательной деятельности, разработанной с применением социо-игровой технологии (приложение).

Приложение

Конспект интегрированной НОД по лексической теме «Домашние животные» для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания детей о домашних животных села, об их назначении и пользе для человека; способствовать формированию мыслительных операций.

Развивающие: развивать внимание, память, мышление, творческое воображение; обогащать словарь по теме «Домашние животные»; развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, любознательность; формировать и развивать умение работать сообща в командах; формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу.

Материалы: карточки с домашними животными, карточки с заданиями, колокольчик, бумага, карандаши, игровой барабан для викторины, информационно-коммуникационные технологии.

Ведущие: педагог-эколог, педагог-психолог.

Ход НОД

1. Упражнение «Привет!»

Цели: формирование положительного настроя, сплочение группы.

Инструкция. Дети становятся в круг, взявшись за руки. По кругу каждый ребенок по очереди говорит: «Привет! Сегодня хороший день, потому что…« — и добавляет что-нибудь свое, например светит солнце.

2. Постановка проблемной ситуации

Инструкция. Педагог-эколог сообщает детям о том, что на скотном дворе стоит шум и гам. Животные спорят, кто из них главнее и нужнее. Он просит ребят помочь разобраться в этой ситуации. (Параллельно на экране появляется слайд «Скотный двор» на фоне записи голосов домашних животных.)

Педагог-эколог: Ребята, нам нужно выполнить ряд заданий, благодаря которым мы сможем определить, кто из домашних животных самый главный и нужный на скотном дворе. Как вы думаете, сможете выполнить задания?.. Справитесь?..

3. Формирование малых групп. Выполнение задания 1

Инструкция. Дети делятся на команды, рассчитавшись на «кошку», «собаку», «кролика». Сформированные команды выбирают капитана и придумывают название.

По сигналу колокольчика капитаны подходят к ведущим. Им предлагается выбрать конверты, в которых находятся карточки с изображением животных. Втайне от команд капитаны получают задание, которое затем должны самостоятельно объяснить остальным участникам.

Игра «4-й лишний». Определить, какое животное лишнее. Время для выполнения — 3–4 мин. По завершении капитаны выходят к ведущим для представления результатов.

4. Смена лидерства. Выполнение задания 2

Инструкция. Дети делятся на новые команды — встают в круг и рассчитываются на «кискас», «тяфкинс», «морковь». Избираются новые капитаны, придумываются названия команд. Алгоритм получения задания тот же, что и выше.

Игровое упражнение «Фантастические гипотезы». Капитаны выбирают две первые попавшиеся карточки из конвертов: 1) карточку с существительным, обозначающим изображенного на ней животного; 2) карточку с глаголом, обозначающим изображенное действие. Задача — составить рассказ по картинкам на тему: «Что было бы, если…». Например: на первой картинке изображен кот, а на второй — процесс варки супа. Формируется гипотеза: «Что было бы, если бы кот мог готовить обед (варить суп)» и т. д.

Время выполнения 3–5 мин. По завершении капитаны выходят к ведущим для представления результатов.

Примечание. Игровое упражнение направлено на развитие творческого воображения и теоретического абстрактного мышления.

5. Разминка «Тропинка, кочка, копна»

Цели: снятие усталости, сплочение коллектива, развитие внимания.

Инструкция. Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу они начинают движение по кругу, пока ведущий не произнесет слово-задание: «тропинка» — дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего; «копна» — дети направляются в центр круга, поднимая руки вверх к центру; «кочки» — дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим повторяются.

6. Смена лидерства. Выполнение заданий 3, 4

Инструкция. Дети делятся на новые команды — встают в круг и рассчитываются на «теленок», «ягненок», «жеребенок». Избираются новые капитаны, придумываются названия команд. Алгоритм получения задания тот же, что и выше.

Викторина «Домашние животные. Какую пользу они приносят». Вращая барабан, капитаны выбирают карточки с изображением животного. Задача — вспомнить все, что известно об изображенном животном: где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку. Обсудив с командами ответы, капитаны представляют результаты.

Игровое упражнение «Постановка необычных проблем». Эта игра направлена на развитие изобретательности ребенка, т. е. воображения в сочетании с творческим мышлением.

Капитаны выбирают по одной карточке из двух конвертов: 1) изображения животных; 2) изображения предметов (любых). Задача — найти решение поставленной проблемы, например:

  • Корова купила кресло. Как она его доставит к себе домой?

  • Лошадь нашла самовар. Что она с ним будет делать?

  • Кошке подарили лейку. Для чего кошке лейка?

По завершении капитаны представляют результаты.

На этом этапе дети подводят итог, отвечая на вопрос, поставленный в начале НОД: кто из домашних животных самый главный и нужный? (Все животные нужны, каждый приносит пользу человеку. Выбрать кого-то одного нельзя. Поэтому они все главные и нужные.)

7. Рефлексия. Упражнение «Комплимент»

Вопросы для обсуждения:
1) Понравилось ли вам играть?
2) Какая игра понравилась больше всего?
3) Что было труднее всего выполнить?


Инструкция к упражнению. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача — глядя в глаза соседу, назвать его по имени, сказать ему несколько добрых слов (комплимент, похвалить за что-то). Принимающий кивает головой, благодарит за слова (назвав ребенка по имени) и дарит комплимент своему соседу и т. д.

8. Ритуал прощания

Инструкция. Дети берутся за руки и хором говорят: «Спасибо за прекрасный день!»

Из кн.: Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада / Под ред. В. М. Букатова. СПб., 2008.


написать администратору сайта