ПЗ1 Верховцев Г.М. ПСИ-М-6-В-2022-3. Исследование проблемы энциклопедизма в европейской культуре в эпоху Возрождения позволит получить больше новой значимой информации для изучения истории, философии и онтологии наук
Скачать 26.27 Kb.
|
Введение 1. Краткая характеристика философии эпохи Возрождения 2. Энциклопедизм культуры эпохи Возрождения Заключение Список используемой литературы Введение Эпоха Возрождения представляет собой большой интерес для современных философов, культурологов, историков, искусствоведов и др. Ослабление господства церкви в жизни народов Европы положительно сказалась на всестороннем развитии социальной, политической и культурной жизни людей. Под эпохой Средневековья была подведена черта и начался принципиально новый этап в человеческой истории. Характерными особенностями этого этапа стали жажда жизни и многосторонней деятельности, вместо религиозного аскетизма и представления о греховности плоти произошел возврат к античным ценностям, воспевающим красоту человека, обращающимся к благам земной жизни. Человек как личность способная к творческой созидательной деятельности оказался в центре внимания мыслителей этой эпохи. Актуальность темы данного реферата обусловлена тем, что идеи и ценности эпохи Возрождения являются непреходящими, а важнейшей особенностью их реализации в данный исторический период стал именно энциклопедизм. Сегодня невозможно представить себе человека, который бы не прибегал к энциклопедическим источникам в процессе обучения, профессиональной деятельности или в часы досуга для расширения собственного кругозора. Исследование проблемы энциклопедизма в европейской культуре в эпоху Возрождения позволит получить больше новой значимой информации для изучения истории, философии и онтологии наук. Цель данного реферата – выявление своеобразия энциклопедизма эпохи Возрождения. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: - дать краткую характеристику основных идей эпохи Возрождения; - рассмотреть примеры проявления энциклопедизма в указанную эпоху. Объектом работы является эпоха Возрождения. Предметом – суть и проявления энциклопедизма в указанную эпоху. Структура работы включает в себя введение, основную часть из двух пунктов, заключение и список реферируемой литературы, который насчитывает 11 источников. Содержание реферата изложено на 17 страницах машинописного текста. 1. Краткая характеристика философии эпохи Возрождения Эпоха Возрождения (Ренессанса – от франц. Renaissance) зародилась в Италии в конце XIV в., а затем постепенно превратилась в явление общеевропейского масштаба. Возрожденческое движение начинается в Венеции, Флоренции, Генуе (на севере Италии). В этих регионах интенсивно развивалась торговля, господствовали республиканские политические режимы. Термин «Renaissance» означал первоначально не столько название эпохи, как это воспринимается теперь, сколько сам момент возникновения новой культуры и искусства, основанных на возврате к античной эстетике и этике, а также возрождении творческой активности человека [5]. Эпоха Возрождения – это преддверие Нового времени, период, сменивший Средневековье и ознаменовавшийся гуманизмом и расцветом наук и искусств в Европе. Началом эпохи Возрождения считается XIII в. в Италии, прежде всего Флоренции, позднее уже в XV в. в нее вошли страны Северной Европы [10]. Возрожденческий вариант ценностного понимания гуманизма: защита достоинства личности, ее свободы и всестороннего гармоничного развития. Идеалом культуры являлся «универсальный человек», способный реализовать себя в разнообразных видах деятельности, активно осваивающий мир [5]. Эпоха Возрождения выразилась, прежде всего, в перевороте всей системы ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Формируется представление о человеке как наивысшей ценности. Причем человек рассматривался в совокупности его духовных и физических проявлений. Такой новый взгляд на человека (в противовес средневековому аскетизму) обусловил важнейшую черту возрожденческой культуры – индивидуализм мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной и культурной жизни. Движущей силой прогресса в этот период становится философское течение – гуманизм, идеями которого пронизана вся эстетика Возрождения. Теоретическое обоснование принципов гуманизма и оптимизма в духовной жизни общества находим в работах Джовани Пикко делла Мирандола и Лоренцо Валла. В своих трактатах Пикко делла Мирандола обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я» [1]. Лоренцо Валла также был ярким представителем гуманистического движения раннего Возрождения. В своих сочинениях («О наслаждении как истинном благе», «О свободе поли» и др.) он прославлял человека, его свободу выбора и мысли [4]. Гуманисты утверждают ценность человеческой жизни вне зависимости от его общественного положения и происхождения, защищают достоинство человека, оправдывают его стремление к наслаждению жизнью, процветанию и достатку. Таким образом, вся эпоха Возрождения антропоцентрична. Одной из характерных черт эпохи стало оживление светских настроений. Они оформились в гуманистическом направлении философии эпохи Возрождения. Гуманизм представляет собой такой образ мышления, который основывается на идее блага человека. Высшей ценностью и целью социокультурного развития признается человек как личность. В формировании концепции гуманизма огромную роль сыграло культурное наследие Античности. Антропоцентризм Возрождения выразился в акценте на самоценности и самодостаточности человека самого по себе, а не только как части той или иной общности [6]. Другая значимая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность идей мыслителей этого времени. Она выразилась в том, что вере начинала противопоставляться сила научного познания, опыта, наблюдения, критического мышления, свободного от религиозных предрассудков. Культура Возрождения, отказываясь от аскезы Средневековья, возвращается к культуре Античности. Античное искусство было не только национальным классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе. Для человека эпохи Возрождения характерна установка на культурное созидание. Ставилась задача воспитания «нового человека» как главная задача всей эпохи. Другая характерная черта возрожденческой философии – создание новой пантеистической картины мира. Пантеизм отождествляет Бога и природу, рассматривает Бога растворенным во всем мире: нет природы вне Бога, но также и нет Бога вне природы. Крупнейшими представителями пантеистической натурфилософии были Н. Кузанский, Дж. Бруно, основатель Флорентийской академии М. Фичино, его ученик и последователь Дж. Пико Делла Мирандола. Николай Кузанский – один из ярчайших представителей философии Возрождения, сблизил бесконечного Бога и конечный мир, в котором обнаруживается потенциальная бесконечность [11]. Таким образом, эпоха Возрождения представляет собой огромный прорыв человеческой философии, культуры и науки. Вместе с тем исследователи отмечают противоречивость эпохи, наряду с созидательными идеями обнаруживается коренная ломка устаревшего мировоззрения. Крайним проявление антропоцентризма стала абсолютизация свободы человеческой волы, крайний индивидуализм, разрушение авторитетов. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском Возрождении с аналитическим подходом к изучению действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и пространственной перспектив, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки [3]. Для Возрождения большое значение принимает принцип гармоничного единства во всем. Гармония воспринимается как предмет отражения и одновременно художественное воплощение идеала действительности. Также характерно подражательное отношение к природе. Природа видится в равновесии с человеком, создает комфортное пространство для человека. По отношению к архитектуре и изобразительным видам искусства проблемы пространства наиболее детально исследованы в связи с символической функцией перспективы. В культурной среде Возрождения появляются новые архитектурные объекты: ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т. д. Архитектура становятся более ориентированы на светскую жизнь и служит прагматическим целям, а не религиозным. В это время появляютсязнаменитые итальянскиепалаццо – городские дворцы по подобию античных вилл. Особое внимание уделяется деталям, служащим для создания комфорта. Гармония невозможна без соблюдения пропорций, которым также уделяется большое внимание. В эпоху Возрождения эстетическое осмысление пропорции связано с развитием архитектуры и естествознания [2]. Разработка учения о пропорции принадлежит Пьеро делла Франческо, Л. Пачоли, введшему понятие золотого сечения, а также Леонардо да Винчи, подчеркивавшему, что «красота прекрасного лица заключена в божественной пропорциональности композиции его элементов» [7]. Как указывают исследователи, «главное устремление Ренессанса - жизнестроение, тотальное и немедленное, здесь и сейчас, преобразование мира в интересах личности, прямая реализация гуманистического идеала» [8]. Отсюда превосходство художественной деятельности над другими видами деятельности, преобладание искусства над наукой, первостепенное значение пространственных и пластических видов искусства. «Ренессанс в цветущую пору не видел противоречия между реальным и идеальным, между правдой и красотой, между познанием и деланием» [8] – в этом, вероятно, заключается наивность и утопичность философии эпохи Возрождения. Их преодоление позволило сформировать более объективный подход Нового времени. Значение эпохи Возрождения для всей человеческой цивилизации заключается в том, что она обозначила новые духовные ориентиры и акценты. Возрождение реабилитировало человека с его материальной телесностью, нужды которой умалялись средневековой философией. Возросла ценность отдельного человека, утвердилось понимание его уникальности. Христианская этика видоизменилась в соответствии с принципами гуманизма, снизился контроль церкви и гнет инквизиции над обществом. Эпоха Возрождения подготовила переход к Новому времени. 2. Энциклопедизм культуры эпохи Возрождения Энциклопедизм в общем смысле слова представляет собой философско-научно-техническое явление в человеческой культуре, особый универсально-тематически способ мыслительной деятельности, заключающийся в обобщении, систематизации и сопоставлении целого комплекса, свода знаний. Результаты мыслительной деятельности энциклопедистов выражаются в формах культурно-философских трактатов, научно-мировоззренческих систем, универсальных энциклопедических изданиях и словарях и т. п. Такие исследователи, как И. Н. Семенов, Ю. А. Ссорин, выделяют этапы энциклопедического развития мировой культуры: 1) латентно-стихийный этап (от глубокой древности до эпохи Возрождения, когда постепенно формировалась потребность общества в универсальном своде знаний и латентно, т. е. в скрытом виде, развивалась идея энциклопедизма); 2) номинативно-дидактический этап (от введения понятия «энциклопедия» к эпохе Просвещения вплоть до системной реализации понятия французскими энциклопедистами); 3) национально-государственный этап (период XIX-XX вв., идеологизированная форма презентации имперского мировоззрения, предлагаемого государством); 4) компиляционно-компьютерный этап (рубеж XX-XXI вв., создаются интегративно-специализированные формы презентации знаний); 5) культурно-цивилизационный этап (начало XXI в., энциклопедические своды знаний обслуживают постановку и разрешение глобальных проблем) [9]. Хотя такие универсальные своды знаний, как Ригведа, Библия и т. п. известны с древнейших времен, само понятие «энциклопедия» появляется в Европе именно в эпоху Возрождения. В 1541 г. в Базеле Иоахим Рингильберг издает одну из первых энциклопедий («Lucubrationes vel potius absolutissima cyclopaedia»). В 1559 г. Павлом Скалихом издается энциклопедия «Encyclopaedia seu orbis disciplinarum turn sacrarum turn profanarum», в которой впервые употребляется сам термин «энциклопедия». Эти и другие ранние опыты обобщения и систематизации знаний в определенной узкой области заложили основу будущего энциклопедизма эпохи Просвещения [9]. По мнению исследователей проблемы энциклопедизма, философско-аксиологические подходы, характерные для первых европейских энциклопедистов, объединяли идеалы гуманизма и концептуально-методологические принципы его реализации в культуре. Именно с тех самых пор стала постепенно возрастать востребованность для людей разнообразных общих и специальных энциклопедий, которые издавались во всех развивающихся странах из года в год [9]. Ярчайшими представителями эпохи Возрождения и выразителями принципов энциклопедизма как в жизни, так и в творчестве являются такие деятели науки и искусства, как Николай Кузанский, Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи. Энциклопедизм этих масштабных личностей выражается, прежде всего, в том, что каждый из них сумел реализовать свои таланты в разнообразных направлений науки и искусства [11]. Так Николай Кузанский стал известен не только как философ-богослов, но и как ученый-универсал (в области математики, астрономии и других наук). Он одним из первых в Европе выдвинул идею гелиоцентризма, а также заложил истоки математического анализа и близко подошел к понятию бесконечности, которое было важно также и в философско-религиозном мировоззрении, о котором говорилось выше (пантеизм). Кузанский также актуализировал идею о человеке как микрокосме, подобном макрокосму. Работы и идеи Н. Кузанского оказали значительное влияние на другого энциклопедиста этой эпохи – Микеланджело. Скульптуры Микеланджело не только представляют собой возрождение античного искусства, но и реализацию гуманистических ценностей новой эпохи. Творческая энергия Микеланджело воплощалась не только в скульптурном и живописном творчестве, но и в литературно-поэтическом, продолжавшем художественную традицию первых европейских гуманистов – Данте Алигьери и Франческо Петрарки [11]. Наиболее ярким воплощением идей эпохи Возрождения стал Леонардо да Винчи. Хотя им и не была создана энциклопедия как плод труда, но всей своей жизнью и работами во множестве разнообразных областей человеческой деятельности Леонардо да Винчи реализовал научно-художественный энциклопедизм. Если кратко перечислять те сферы, в которых не просто работал, но и достигал высоких результатов Леонардо да Винчи, то следует указать живопись, графику, скульптуру, архитектуру, инженерию, механику, артиллерию, оптику, ботанику, анатомию, физиологию. Парадокс Леонардо да Винчи как ученого-художника заключается в том, что в основе его деятельностного подхода было положено стремление осуществить максимально полноценно природную закономерность в отдельном явлении, т. е. предельную полноту жизни и одновременно совершенство ее воплощения. Как пишет М. И. Свидерская, «совершенный образ, идеал и явление – образец, в котором виден природный закон, близко соприкасаются в его творческом мышлении, придавая его художественной и научной деятельности внутреннее единство, вместе с тем создавая в ней взаимное притяжение и отталкивание двух полюсов – поисков идеального художественного совершенства и точной, научно безупречной фиксации реального» [8]. Художественная и научная сфера активно взаимодействовали в сознании Леонардо да Винчи. Во-первых, творческая деятельность да Винчи была обусловлена культурно-исторической эпохой Возрождения, во-вторых, огромное влияние на всю его деятельность оказало философское направление гуманизма, в-третьих, при сильном религиозном влиянии на искусство в целом, параллельно возникает светское направление, которое отвечает прагматическим целям. Наиболее полно это проявилось в таком виде искусства, как архитектура. Достижения Леонардо да Винчи в этой области представляют собой большой перечень изобретений и открытий, а также гениальный догадок. Ниже приведены лишь некоторые из них: 1. Механика: парашют, конический винт, соединительные цепи, измеритель водяного давления, тачка с одним колесом и др. 2. Гидравлика: гидравлический пресс, центробежный насос, винтовой приемник воды и др. 3. Военная техника: пистолет с барабаном, паровая пушка и др. 4. Прочие приспособления для штамповки, изготовления форм для отливки монет, производства заклепок и др. Во всех изобретениях Леонардо да Винчи прослеживается стремление облегчить и сократить ручной труд, максимально механизировать процессы производства. Исследователь эпохи Возрождения Л. М. Баткин говорит о живописной концепции ренессансного мышления, связанной с категорией «варьеты», то есть природного разнообразия, которая в полной мере проявилась в художественном наследии Леонардо да Винчи [1]. Интересно, что сам да Винчи ставил науку выше изобразительного искусства, однако в современном мире наиболее широко известен он именно благодаря своим живописным произведениям. Сегодня привлекают внимание и вызывают восхищение даже незавершенные полотна, зарисовки и наброски, выполненные на полях. Согласно мнению Леонардо да Винчи, живопись – в большей степени наука, чем искусство. Поэтому в его работах вопросы искусства и науки практически неразделимы. Таким образом, искусство – это еще один способ познания мира и человека. Деятельность Леонардо да Винчи и его многообразное наследие подтверждают и выражают основные идеалы эпохи Возрождения. Идеал универсальной и разносторонней личности воплощает сам Леонардо да Винчи, который сумел реализовать свой талант в живописи, скульптуре, архитектуре и различных научных направлениях. В эпоху позднего Возрождения виднейшие достижения принадлежат таким мыслителям, как Н. Коперник, Д. Бруно. Николай Коперник (1473-1543) был у истоков как научно-технического, так и социально-экономического прогресса. Это польский учёный-энциклопедист (астроном, экономист, врач). Он одним из первых применил математику в экономических расчётах. В противоположность геоцентрической системе античного учёного энциклопедиста Клавдия Птолемея (1-я пол II в. н. э.), Коперник выдвинул и обосновал гелиоцентрическую систему мироздания. Тем самым он заложил естественнонаучные основы нового атеистического мировоззрения. Необходимо подчеркнуть, что в силу парадигмального обобщения и систематизации трудов предшественников в случае Коперника (как и Птолемея) отпала необходимость изучения множества устаревших вследствие его открытия книг по математике и астрономии. Гелиоцентризм философски обосновал Джордано Бруно. Им была развита мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Бесконечность Вселенной наводит Д. Бруно на мысль о безграничности и познания, источников которого является человеческий разум, так как чувственно невозможно воспринять бесконечность. Дальнейшее развитие гелиоцентрической системы мира осуществил учёный-энциклопедист Галилео Галилей (1564-1642), предложивший принципы построения механики и физики как рационалистических основ естествознания. Галилей обладал не только логико-рационалистическим, но и образно-художественным мышлением: он использовал диалогический подход Сократа-Платона для моделирования в своих диалогах научно-философских дискуссий (между представителями мышления рассудочно-схоластического и рационально-экспериментального), а также в филологических студиях и поэтическом творчестве (например, в Галилеевых сонетах) [9]. Таким образом, мы соглашаемся с точкой зрения большинства исследователей рассматриваемого исторического периода в том, что энциклопедизм культуры эпохи Возрождения проявился, прежде всего, в стремлении к многогранному развитию личности и активному творческому воплощению ее возможностей и талантов во всех возможных сферах человеческой деятельности. Антропоцентризм культуры Возрождения выразился в стремлении к познанию самого человека как микрокосма и природы, Вселенной как макрокосма. Заключение Эпоха Возрождения – интереснейший период истории Европы, когда, начиная с Италии, постепенно все страны Европы пережили настоящий духовный и культурный подъем, вылившийся в новый виток развития всех без исключения сфер жизни общества. Важнейшую основу эпохи Возрождения заложила философия гуманизма. Новое антропоцентрическое мышление в центр поставило человека со всеми его достоинствами и недостатками, не только как вместилище духа, но и как телесное существо со свойственными ему желаниями, движениями. Обратились к античному искусству, для которого характерно воспевание телесной красоты, физического совершенства, без которого невозможно совершенство духа. Совершенство, гармония, пропорциональность – эти моменты выразились в той или иной степени во всех сферах искусства и науки, которые в эту эпоху развивались в очень тесном взаимодействии. Подводя итоги рассмотренных в реферате вопросов, следует подчеркнуть, что эпоха Возрождения представляет собой значимый переход от Средневековья к эпохе Нового времени. Именно Возрождение закладывает ряд важнейших для последующей эпохи идей, среди которых и энциклопедизм, как особая форма мыслительной деятельности. Проведя рассмотрение ключевых философских идей Возрождения, а также ярчайших представителей эпохи, среди которого, прежде всего, блистает множеством граней таланта Леонардо да Винчи, приходим к выводу о том, что энциклопедизм возрожденческой культуры выразился в первую очередь в многообразии проявлений творческой личности, охватывающей различные передовые направления человеческой деятельности в науке, технике, искусстве, философии. В рамках данного реферата была достигнута поставленная цель, а именно выявлена специфика энциклопедизма возрожденческой культуры. Заключается она в том, что уже сформировалось само представление об энциклопедизме, было употреблено само слово в научном обиходе, были изданы первые собрания энциклопедического характера. Но все же главнейшим проявлением энциклопедизма остаются биографии и разнообразные работы ведущих деятелей и мыслителей эпохи, стремившихся к познанию человека и всего мира, художественному воплощению своих идей. Список используемой литературы Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М.: Искусство, 1990. – 415 с. Блохина И. В. Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей. – М.: АСТ, 2014. – 400 с. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Пер. с нем. – М.: БММ АО, 2005. – 528 с. Лоренцо Валла [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vallal.php (дата обращения: 30.01.2022). Луков В. А. Эпоха Возрождения [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2013. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/epoha-vozrozhdeniya (дата обращения: 30.01.2022). Лысак И. В. Культура эпохи Возрождения: Уч. пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 48 с. Рымаренко О. Леонардо да Винчи. Жизнь и открытия. – М.: Эксмо, 2013. – 240 с. Свидерская М. И. Леонардо на рубеже Ренессанса и Нового времени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vinci.ru/probl_13.html (дата обращения: 30.01.2022). Семенов И. Н. Энциклопедизм: вчера, сегодня, завтра (статья первая: рефлексия истоков междисциплинарности естествознания и психологии – от древности до Нового времени) / И. Н. Семенов, Ю. А. Ссорин // Методология психологии и междисциплинарных исследований. Психология. 2012. № 5. С. 7-45. Слепцова А. О. Культура повседневности в эпоху Возрождения [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2010. №17. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-povsednevnosti-v-epohu-vozrozhdeniya (дата обращения: 30.01.2022). Эльфонд И. Я. История мировой культуры. Эпоха Возрождения: Уч. пособие / И. Я. Эльфонд, Е. В. Гаврилова. Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2015. 128 с. |