Главная страница

История еврейского народа согласно Библии. Реферат по истории Древнего Востока, Маркович Максим. История еврейского народа согласно Ветхому Завету в xxvi веках до н э


Скачать 39.95 Kb.
НазваниеИстория еврейского народа согласно Ветхому Завету в xxvi веках до н э
АнкорИстория еврейского народа согласно Библии
Дата10.05.2022
Размер39.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат по истории Древнего Востока, Маркович Максим.docx
ТипРеферат
#519946

Санкт-Петербургский государственный университет

Институт Истории

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История Древнего Востока»

на тему: «История еврейского народа согласно Ветхому Завету в XX-VI веках до н.э.»

Выполнил: студент группы БО-03 Маркович Максим Викторович

Санкт-Петербург,

2021

Введение

Христианство как религия выросла на основе иудейской религии. Священная книга христиан, Библия, описывает жизнь и существование еврейского народа, начиная повествование от сотворения мира. Именно на истории евреев как «избранного Богом» народа сосредотачивается Библия, особенно та ее часть, которая известна как Ветхий завет.

В целом, Библию можно назвать единственным источником об истории и быте евреев, который происходит из среды самих евреев. Упоминания и уточнения об истории иудеев есть в источниках, доставшихся от многих народов: египтян, ассирийцев, вавилонян, персов. И что самое интересное, несмотря на всю тенденциозность, предвзятость и мифологизированность Священного Писания как исторического источника, находится множество параллелей с другими источниками. Неспроста древнейший период истории еврейского народа также называют библейским периодом. Поэтому, я считаю, что есть возможность использовать Библию для изучения истории еврейского народа.

Глава I. Авраам и интерпретация его жизнеописания

Вся история еврейского народа неразрывно связана с тем местом, который в библейских текстах называется Ханааном. Эта земля на западе Плодородного полумесяца находится на берегу Средиземного моря. В период появления здесь семитских племен (начало II-го тысячелетия до н.э.) через территорию Ханаана проходила два оживленных торговых маршрута. Как писал Хаим Тадмор, израильский ассириолог, в своей статье «Библейская история»: «Два главных торговых пути, сохранившиеся почти без перемен вплоть до наших дней, вели через Ханаан. Один из них, «дерех га’ям» (приморский путь— Исайя VIII, 23), шел вдоль берега Средиземного моря; второй — известный под названием «царской дороги» — пересекал с севера на юг плоскогорье Заиорданья. «…» Тот, кто владел ими, становился решающим фактором в международной торговле вплоть до начала средневековья»1.

Но как же протосемиты попали в Ханаан? Согласно Священному Писанию, их привел туда Бог: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;» (Быт. 12:1-2). Бог заповедывает Аврааму землю на западе от Месопотамии, где он родился, и отправляет его в странствие. В ходе странствуй у престарелого Авраама рождается два сына – Измаил от служанки Агарь и Исаак от жены Сарры. Но как же рассматривать данный отрывок с точки зрения истории? Как считает российский историк-библеист И. Г. Тантлевский, многие имена собственные из книги Бытия и Исход являются топонимами и этнонимами. Например, новое имя, которое Бог дал Иакову – Израиль (в синодальном переводе) – это обозначение Ханаана, в который переселились евреи. Все имена детей и внуков Израиля – это названия т.н. «колен Израилевых», частей общего еврейского народа. Т.е., на лицо очеловечивание неодушевленного, что, скорее всего, досталось иудейской религии как наследство более древних верований в духов. Рассуждая об Аврааме, Тантлевский , во-первых, датирует эти события XX веком до н.э., делая это на основе текстов Библии и упоминавшемся в нем городе Цоане Египетском, а во-вторых говорит, что его имя не упоминается в других источниках никак иначе, как имя собственное. Однако имя Авраам – аморейское. Поэтому мы можем предположить, что в XX в. до н.э. часть кочевого западно-семитского народа амореев вместе с частью несемитских, но ассимилированных амореями народов (эти народы в тексте представлены таким персонажем как Лот, племянник Авраама) переселились из окрестностей Ура в южной Месопотамии сначала в Ханаан, а затем, из-за засухи, временно перекочевали в Египет. Можно предположить, что Авраам был одним из вождей амореев в ходе этого переселения.

Рассматривая эпизод о сыновьях Авраама, мы можем предположить, что этот эпизод является осмыслением евреями более позднего периода истории, чем тот, который представлен в тесте Священного Писания, когда в I-ом тысячелетии до нашей эры арабы стали отделяться от общего семитского народа. Это отображено в изгнании Измаила и Агари: «и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое» (Быт. 21:10-13). Согласно тексту Библии, у Измаила было двенадцать сыновей, и от него произошел арабский народ. Однако, как известно ученым, арабы стали выделяться из общесемитского народа лишь в первом тысячелетии до нашей эры. Поэтому, по моему мнению, мы можем видеть в данном эпизоде позднейшее осмысление этого процесса.

Глава II. Египетское пленение и Исход

После окончания эпохи патриархов, описанной в книги Бытия, и переселения Иакова-Израиля со всем семейством в Египет благодаря сыну Иосифу, начинается период египетского плена евреев. Важным вопросом является датировка египетского пленения, а также уточнение правителей Египта, которые были участниками этих событий, ведь в тексте Библии они все именуются как просто «фараон».

Так или иначе, эпизод египетского пленения многие историки относят к эпохе первых фараонов XIX-ой династии. Мы, как и большинство исследователей, откинем предположение о том, что египетское пленение есть всего лишь плод вымысла позднего времени. Как писал академик В. В. Струве: ««...нельзя... предположить, что оставшиеся вне Египта племена изменили свои традиции свободного народа в пользу унизительной традиции рабства и притеснения Израиля, ибо бесспорно, что народная традиция проявляет естественную тенденцию приукрашивать свою историю». Кроме того, эпизод поселения и дальнейшего порабощения кочевого периода не является чем-то уникальным для истории египетского Нового Царства, о чем и пишет Х. Тадмор во второй главе своей статьи. Библия упоминает два города, на строительстве которых заставляли работать плененных израильтян – это города Питом и Рамзес. «Рамсес или Бет-Рамсес — новая столица, выстроенная фараоном Рамсесом II (1304—1238) на месте прежнего Таниса. Город этот назывался Бет-Рамсесом лишь на протяжении двухсот лет. Следовательно, библейское предание о египетском рабстве возникло в этот период, т. е. не позже XI столетия до н. э», - пишет об этом Тадмор2. На этом основании многие ученые считают поработителем еврейского народа именно Рамзеса II. Однако Тантлевский, ссылаясь на ту же работу Тадмора, предполагает, что пленителем евреев был отец Рамзеса II, Сети I, который первым переносит свою столицу в северо-восток Дельту Нила. Как пишет Тантлевский: «Возможно, как полагают некоторые исследователи, обозначение «Дом Рамсеса» относилось не только к новой столице, но и всему отстроенному фараоном Рамсесом II обширному району, включающему и район Кантира и Танис»3. Соответственно, Рамзеса II Тантлевский считает фараоном, при котором произошел Исход евреев из Египта. Это также соотносится с той информацией из книги Исход, которая заключается в том, что «фараон» значительно повысил норму выработки кирпича с евреев, что логично, ведь Рамзес II проводил бурную строительную политику, производя масштабные строительные работы в районе Таниса, на месте которого был построен Бет-Рамсес. Кроме того, Тантлевский отмечает имеющиеся в источниках того времени указания на широкое использование на этих строительных работах азиатских рабов-‘апиру. Он указывает на папирус Лейден 348, где говориться о том, что ׳апиру использовались для «доставки камней к большому пилону» одного из храмов Бет-Рамсеса. Об том, что период Исхода относится к XIII-ому веку до н.э. говорят и археологические источники. Как пишет Тантлевский, «в период перехода от эпохи позднебронзового века II В (1300-1200 гг. до н. э.) к эпохе железного века I А (1200-1150 гг. до н. э.), т. е. около 1200 г. до н. э., в центральном нагорье Ханаана происходят существенные изменения, зафиксированные археологическими методами: здесь появляется значительное количество новых поселенцев, занимающихся, прежде всего, земледелием, но также пасущих овец и коз. На вершинах скалистых холмов, до того мало либо вообще необитаемых из-за тяжелых условий жизни, строятся в большом количестве поселения. Этими новыми поселенцами могли быть пришедшие из Египта израильтяне.

Целый ряд палестинских городов, — ив частности те, которые, согласно книге Иисуса Навина, захватили израильтяне в Ханаане после Исхода из Египта и сорокалетнего пребывания в пустыне, — судя по данным археологических раскопок, подверглись разрушению во второй половине XIII — начале XII в. до н. э. Есть основания полагать, что, по крайней мере, некоторые из этих городов могли быть разрушены израильтянами»4. Тантлевский придерживается версии, что египетский плен евреев продолжался не четыре столетия, как говорит Священное писание, а лишь четыре поколения, что и выпадает на первую половину царствования фараона Рамзеса II.

Необходимо уточнить, что в период египетского пленения евреи, скорее всего, не веровали в единого Бога, как эта вера нам представляется исходя из более поздних книг Библии. В книге Исход говориться, что евреи продолжали верить в «Бога Авраама, Бога Исаака и Бога Иакова», однако не отождествляли его с богом YHWH (транскрипция нечитаемого имени Бога, в русской традиции – Яхве), что видно по следующим словам из теста книги Исход: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх. 3:13-15). То есть, в тот период евреи не знали имени Бога и от того, по мнению Моисея, стали бы спрашивать: «Как Ему имя?». Как же тогда они именовали своего Бога? По мнению Тантлевского, в этот момент евреи обратились к культу Ба’ала, что находит подтверждение в фактах появления в Израиле в период предполагаемого завоевания Ханаана под руководство Иисуса Навина и поселения там евреев многих поселений с составной частью названия Ба’ал, а также эпизоду выплавки Аароном золотого тельца, ведь изображение быка традиционно являлось символом Ба’ала. Кроме того, приверженцем веры в Ба’ала, скорее всего, был и потомок гиксосов фараон Рамзес II, что объясняет его просьбу «помолиться» за него евреев, когда он отпускает их в паломничество.

Из Египта евреев вывел Моисей (Моше́ в еврейской традиции). Согласно библейскому повествованию, когда евреи начали «преумножаться», фараон решил ограничить рост еврейского народа, для чего однажды повелел истребить всех новорожденных. Из всех детей спасся лишь один ребенок – Моисей. Его мать, Иохаведа, растила его три месяца, а затем, не имея возможности его дальше скрывать, пустила в промасленной плетеной корзине вниз по Нилу, откуда его выловила дочь фараона и дала ему имя Моше́ (что с иврита означает «извлеченный»). Моисей вырос во дворце фараона, однако затем узнает правду. Попав однажды на одну из строек, где использовался труд пленных ‘апиру-евреев, он, в гневе, убил одного надзирателя, истязавшего еврея, и бежал в «землю мидийскую», где нашел себе жену и жил несколько лет. Однако однажды, когда тот пас скот, Моисею в виде горящего куста (неопалимая купина) явился Бог, который велел Моисею вернуться в Египет и освободить свой народ. В Египте Моисей нашел брата Аарона и сестру Мириам, вместе с Аароном Моисей пришел к фараону, где явил ему первое чудо – жезл Аарона превратился в змею. Однако фараон отказался отпускать евреев. Тогда Бог наслал на Египет десять казней египетских (девять из которых могут быть объяснены природными явлениями Египта, а десятая, смерть младенцев, последствиями трагического стечения обстоятельств, о чем и пишет Тантлевский). Тогда фараон отпустил евреев «помолиться в пустыню», однако вместо молитвы евреи просто ушли. Затем фараон поддался уговорам своих советников, и погнался за евреями, настигнув их у берега Красного моря. Тогда Бог «раздвинул воды», и евреи прошли по дну Красного моря, а египтяне, погнавшиеся за ними, утонули в сомкнувшихся водах.

Нежелание фараона, которого мы раньше идентифицировали как Рамзеса II, отпускать евреев сразу после явления первых казней обосновано неверием в силу Бога. Как мы уже сказали, все казни египетские могли быть уже тогда объяснены стечением обстоятельств, природными явлениями, случившимися одновременно или друг за другом, что создало видимость «кары Божьей».

Под сомнение ставиться локализация перехода евреями через воды. Вместо Красного моря многие исследователи указывают на болота рядом с современным Суэцким каналом, что отражается в названии Тростниковое море (именно так в оригинале именуется водоем, который пересекли евреи в бегстве от фараона, с еврейского йам суф). Как пишет Тантлевский: «…если допустить, что Ба'ал-Цафон находился в районе Телль-Дефне, то тогда переход израильтян через «Тростниковое море» можно было бы локализовать в районе южной оконечности озера Менцале (возможно, переход был осуществлен через один из поросших тростником рукавов озера)». Епизод с разверзнувшимися водами моря представляется как заимствование из мифа о победе Ба’ала над Морем (что так же подтверждает веру в этого бога евреев во время египетского плена). Так или иначе, евреи покидают Египет и оказываются у горы Синай.

Глава III. Общение Моисея с Богом и завоевание Ханаана, Эпоха Судей

Когда евреи подошли к горе Синай, Моисей взошел на гору, где пробыл три дня. На четвертый день на гору сошел Бог в огне, гора дымилась, и общался с Моисеем. Бог передал Моисею две каменные скрижали, на которых были написаны десять заповедей. Однако, когда Моисей спустился с Синая и увидел, что евреи покланяются золотому тельцу, он в гневе разбил скрижали о скалы. Однако затем, вымолив у Бога прощение для еврейского народа, Моисей выточил новые скрижали, на которых выбил десять заповедей.

Установления десяти заповедей были беспрецедентны для того времени. Первая и вторая заповеди устанавливала единобожие: «Я твой Бог, что вывел тебя из земли египетской, дома рабства» и «Да не будет у тебя других богов пред Лицом Моим…». Кроме провозглашения монотеизма, заповеди устанавливали святость Субботы, а также устанавливали некоторые важные морально-правовые нормы: «не убей», «не укради», «не возжелай жены ближнего своего…» и другие заповеди. Кроме того, в той же книге исход рассказывается о правилах молитвы Богу, об устройстве походного храма (Скинии Собрания), о других нормах традиционного еврейского права, о традиции празднования Песаха (Пасхи), т.е. праздника в честь Исхода из Египта. В этом плане Библия является прекрасным источником для изучения еврейского традиционного права, еврейского народа и еврейского государства как теократической системы.

После того, как евреи отошли от горы Синай, Моисей водил евреев по пустыне в течении сорока лет. Однако господь сразу предупредил Моисея, что он не ступит на Землю Обетованную. Когда евреи во главе с Моше́ подошли к границам Ханаана, Моисей умер. После него евреев возглавил Иисус Навин, на долю которого выпало начать завоевание Ханаана. Как пишет Тантлевский: «Большинство исследователей, допускающих историчность библейского рассказа об Исходе евреев из Египта, полагают, что он мог произойти, скорее всего, при фараоне Рамсесе II (1279-1212 гг. до н. э.) и что, следовательно, Израиль появляется в Ханаане во второй половине XIII в. до н. э. Ряд палестинских городов, в том числе и те, которые, согласно книгам Иисуса Навина и Судей, захватили израильтяне в Земле Обетованной после своего освобождения из египетского рабства и сорокалетнего пребывания в пустыне (или же правителям которых они нанесли поражение), судя по данным археологических раскопок, подверглись разрушению во второй половине XIII — начале XII в. до н. э. Среди этих городов Лахиш, Девир (Хирбет-Рабуд ), Бет-Эль, Афек, Хацор , Та'анах, Мегиддо, Бет-Шемеш, Тимна (Тель Баташ), Телль Бейт-Мирсим, Тель Халиф, Бет-Шеан, Телль Абу-Хавам, Тель Церор, Тель Сера , Ашдод. Полагают, что некоторые из данных ханаанских городов могли быть взяты именно израильтянами…»5.

После захвата евреями Ханаана, что относят примерно к концу бронзового века в этом регионе, колена Израилевы расселились по этой земле. Править ими стали судии (ивр. шофет). Так начинается библейская Эпоха Судий. Судий можно охарактеризовать как племенных или территориальных вождей, получавших власть в свои руки за победы над внешними врагами, харизматичность, богатство или просто большую физическую силу (примером последнего может служить Самсон). По поводу социального объединения евреев в этот период Тантлевский пишет: «Как явствует из книги Судей и данных археологических раскопок, основной формой социальной организации израильского общества в эпоху Судей была деревня. Доминирующей социально-экономической единицей внутри деревни была семья, бет ав («дом отца»), состоявшая из главы семьи и его жены (или жен), их сыновей и не вышедших замуж дочерей, жен и детей сыновей, а также рабов, поселенцев (тошавов) и пришельцев (герое). Несколько семей составляли род, мишпаха. Роды же объединялись в колено (племя), шевет. В книгах Иисуса Навина и Судей весь Израиль предстает как קהל (кахал) «собрание», «сообщество» и עדה (эда), «община»»6.

Однако у евреев было несколько культурно-экономических центров в виде крупных городов. Это, например, Гилга́л, где, согласно одной из традиций, становится царем Саул. Это и Шило́, где находились в эпоху Судий Скиния Собрания и Ковчег Завета.

Глава IV. Появление монархии в Израиле, Давид, Соломон

В XI в. до н.э. евреи столкнулись с новым врагом – филистимлянами, частью так называемых «народов моря», индоевропейских племен, переселявшихся сюда во время Катастрофы бронзового века. Филистимляне основали свое государство на юге современной Сирии, и начали конфликтовать с иудеями. Именно в борьбе с ними погиб Самсон.

Как считается, именно в виду необходимости борьбы с угрозой внешнего завоевания, особенно со стороны филистимлян, колена Израилевы объединяются в единое Иудейское царство. Саул был помазан на царство пророком Самуилом примерно в 1030 году до н.э. Самуил разгромил филистимский гарнизон в Гив’е Вениаминовой. Саул провел свое царство в беспрестанных войнах с филистимлянами. Он объединил центральную часть Ханаана, под сильным его влиянием находились Галилея и Йехуда. Вероятно, в свою столицу, Гив’у, Саул перенес Ковчег Завета. Вот как описывает политику Саула Тантлевский: «Саул был, вероятно, близок к пророческому движению и, как можно предположить, в определенной мере боролся за чистоту монотеизма, в частности, судя по I Сам. 28:3, 9, активно выступил против древнего и широко распространенного в Ханаане культа духов предков, участие в котором запрещает Закон ГОСПОДА. Царь, доблестный воин, предпринимает реорганизацию военных сил и создает постоянную армию, состоящую частью из добровольцев, частью из ополченцев. Войско делится на «тысячи» и «сотни» (см., например, I Сам. 22:7). Во главе армии Саула стоит Авнер, его двоюродный брат (или дядя). <…>

Саул начал одарять своих приближенных земельными наделами, <…>что значительно поколебало племенной строй и уклад. Это были, вероятно, земли, по большей части отторгнутые от филистимлян и других соседних народов, так что на них ни одно из колен не могло иметь притязаний.

При Сауле начинает складываться административный аппарат. Помимо первосвященника и главнокомандующего армией царя, в тексте Первой книги Самуила упоминается «начальник пастухов Сауловых» Доэг (21:8), «рабы» царя (16:7, 22:6-7, 9, 14, 17), т. е., вероятно, чиновники, офицеры, охранники, гвардейцы-телохранители (ср. 22:17) и другие лица при дворе царя».

Однако, Согласно Священному Писанию, Саул прогневал Бога, отказавшись после одной из битв принести в жертву всю захваченную добычу. Тогда Самуил по велению Бога помазал на царство другого человека, пастуха Давида. В битве с филистимским воином Голиафом, которого бывший пастух победил одной пращой, он доказал, что Бог благоволит ему. Вскоре Давид стал прославленным полководцем Саула, но царь позавидовал его славе и испугался потерять свое царство, так что он изгнал Давида. Саул настолько разгневал Бога, что Он послал на его царство армию филистимлян, и в одной из битв Саул и его сын были убиты.

Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что порочащие имя Саула вставки в священное Писание были сделаны «в результате про-давидовской редактуры».

В отличие от Саула, Давид оставил для нас много источников о себе. Говоря о б источниках об эпохе царя Давида, Тадмор писал: «В отличие от описания Саула, которое явно пострадало в Библии из-за тенденциозной позднейшей редакции, о Давиде дошли до нас в обилии эпические повествования, записи очевидцев и официальные архивные документы, относящиеся к его времени. Часть Первой книги, вся Вторая книга Самуила и две главы Первой книги Хроник (Паралипоменона) посвящены Давиду и его эпохе. Значительная часть повествования о Давиде, изображение его личности, описание его карьеры при дворе Саула, а в особенности биографический цикл, обрисовывающий невзгоды царской семьи с моралистической точки зрения, представляют собой из ряда вон выходящее явление не только в историографии Древнего Израиля, но и во всем летописании народов Древнего Востока»7.

Говоря о Давиде, необходимо сказать, что в изгнание он отправился не один, а собрав вокруг себя верных людей. Говоря о том, какие люди поддержали Давида, можно говорить, что конфликт царя с полководцем имел не только личную, но и социальную подоплеку. Тантлевский пишет: « Как уже отмечалось выше, дружина Давида в этот период отчасти напоминает отряды «праздных (или «голодных») и своевольных людей» израильских лидеров Авимелеха и Ифтаха Гилгадского в эпоху Судей (а также отряды хапиру, действовавшие в Ханаане в XIV в. до н. э.)»8. Тадмор также пишет, что «в качестве предводителя дружины Давид не находит поддержки у родного племени — Иуды, остающегося верным Саулу» и что «есть основания предполагать, что возникшее противоречие не лишено социальной подоплеки, т. к. дружина Давида могла стать притягательной силой для угнетенных и недовольных общественных элементов, что было весьма нежелательно для правящих кругов племени»9.

Не найдя поддержку в кругу родного племени, Давид отправился к филистимлянам. Под их покровительством он стал править городом Циклагом. О дальнейших событиях Тадмор писал: «Большая часть страны находилась в руках филистимлян «…». Старейшины Израиля прибыли в Хеврон и избрали Давида царем над всем народом. Это избрание приняло форму союза между Давидом и старейшинами Израиля, что наложило отпечаток на последующую историю царствования Давида»10.

Особое значение имеет завоевание крепости Сион – цитадели города Иерусалим. При Давиде все административные и политические учреждения царства переносятся в этот город, сюда переносится Ковчег завета. С тех пор Иерусалим становится центром еврейского царства, и даже, можно сказать, всего еврейского мира. Как писал Тадмор: «Провозглашением Иерусалима столицей Израиля фактически завершается первая стадия сплочения всех колен в едином централизованном государстве. Израильское царство растет и укрепляется»11.

При Давиде начинается складываться новая идеология, согласно которой царь начинает наделяться элементами святости. Однако обычный народ остается недоволен подобными нововведениями. Во время восстания, поднятого сыном Давида Авшалом, «царской гвардии, оставшейся верной Давиду, противостояло народное ополчение всех племен Израиля»12.

Давид умер в 965 году, положив начало новой династии, правившей этими землями вплоть до разрушения Первого Храма. Преемником Давида стал Соломон (ивр. Шломо́). Он продолжал политику своего отца: сохранял старые союзы, в особенности с Египтом; разделил царство на двенадцать уделов, границы которых не совпадали с традиционными границами племенных уделов (это было начато еще при Давиде). Во главе каждого удела стояли наместники, назначаемые царем, кроме одного – удела колена Иудова, оно оставалось под прямым управлением царя. В будущем это сыграет немалую роль в распаде единого царства.

В эпоху Соломона разворачивается масштабное строительство. «Центральное место в этом строительстве занимает храм, воздвигнутый в Иерусалиме. Храм был построен, очевидно, по финикийскому образцу и финикийскими мастерами. 50 Некоторые историки считают, что храм был как бы «царской часовней», в которой в дни торжественных праздников служил сам царь. Они основываются на том, что Соломон отправлял богослужение в храме в день его освящения (Первая книга Царств, гл. 8, 36—64)».13 Пишет Тадмор.

Царю не удалось своими средствами расплатиться за строительство храма перед финикийским правителем, несмотря на интенсивное развитие новых торговых путей, в том числе и с южным побережьем Аравии (конкретно с Сабой на юге-западе Полуострова на берегу Красного моря, откуда к Соломону приехала царица Савская), и ему пришлось компенсировать оставшуюся цену своими землями. Все больше растет недовольство царем. После смерти Соломона его сыновья разделят царство на две части – Израиль и Иудею. Разделенные царства падут перед мощью Вавилона в 597 году до н.э. Храм Соломона будет разрушен, его потомок, правитель южного царства Иудеи, Седекия, ослеплен. Как гласит Писание, за свои грехи еврейский народ будет надолго отторгнут от земли, которую ему заповедовал Бог.

Используемая литература:

  • Очерк истории еврейского народа/ под общ. ред. Эттингера С. – Иерусалим: «Библиотека Алия», 1994.

  • Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. – СПб: «Издательство Санкт-петербургского Университета», 2005



1 Очерк истории еврейского народа/ под общ. ред. Эттингера С. – Иерусалим: «Библиотека Алия», 1994. – с. 15

2 Очерк истории еврейского народа/ под общ. ред. Эттингера С. – Иерусалим: «Библиотека Алия», 1994. – с. 25-26


3 Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. – СПб: «Издательство Санкт-петербургского Университета», 2005. – с. 77

4 Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. – СПб: «Издательство Санкт-петербургского Университета», 2005 – с. 80


5 Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. – СПб: «Издательство Санкт-петербургского Университета», 2005 – с. 149

6 Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. – СПб: «Издательство Санкт-петербургского Университета», 2005 – с.165-166

7 Очерк истории еврейского народа/ под общ. ред. Эттингера С. – Иерусалим: «Библиотека Алия», 1994. – с. 41

8 Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. – СПб: «Издательство Санкт-петербургского Университета», 2005 – с.184

9 Очерк истории еврейского народа/ под общ. ред. Эттингера С. – Иерусалим: «Библиотека Алия», 1994. – с. 42

10 Очерк истории еврейского народа/ под общ. ред. Эттингера С. – Иерусалим: «Библиотека Алия», 1994. – с. 43

11 Очерк истории еврейского народа/ под общ. ред. Эттингера С. – Иерусалим: «Библиотека Алия», 1994. – с. 45

12 Очерк истории еврейского народа/ под общ. ред. Эттингера С. – Иерусалим: «Библиотека Алия», 1994. – с. 48

13 Очерк истории еврейского народа/ под общ. ред. Эттингера С. – Иерусалим: «Библиотека Алия», 1994. – с. 50-51


написать администратору сайта