Главная страница

Контрольная работа. История социальнокультурной деятельности


Скачать 110 Kb.
НазваниеИстория социальнокультурной деятельности
Дата21.11.2022
Размер110 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонтрольная работа.doc
ТипКонтрольная работа
#803525

Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему:

История социально-культурной деятельности.

.

по учебной дисциплине: Культурно-просветительская работа

Выполнил (а): Шинкарева С.П.

Фамилия И.О.

Направление подготовки:
Педагогическое образование
Форма обучения: заочная

Оценка:

____________________________

____________________________

Подпись Фамилия И.О.

“____”________________20___ г.

Омск, 2022

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….......2

1. Исторические этапы развития социально-культурной деятельности………4

2. Направления оптимизации системы социально-культурной деятельности в условиях модернизации России……………………………………………...……7


Заключение……………………………………………………………...…….….12

Список литературы……………………………………………………………....14


1

Введение

Термин «социально-культурная деятельность» вошел в научный оборот во второй половине 90-х годов 20-го века и в настоящее время прочно обосновался в отечественной гуманитарной сфере. Актуальность темы в том, что сегодня социально-культурная деятельность развивается в нашей стране как наука, практика и учебная дисциплина. Социально-культурная деятельность пришла на смену «заидеологизированной» в советское время культурно-просветительной деятельности, и процессы преобразований, охватившие политическую, экономическую, нравственные сферы жизни российского общества, нашли самое непосредственное выражение в социально-культурных явлениях Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Гудима Т. М., Дуликов В.З., Павлович А.А., Туев В. В., Целых М. П., Ярошенко Н. Н. и др. Целью данной работы является раскрытие этапов становления социально-культурной деятельности, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: — Описать сущность социально-культурной деятельности; — Выявить исторические этапы развития социально-культурной деятельности; — Проанализировать направления оптимизации системы социально- культурной деятельности в условиях модернизации России. Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы. 1 Сущность социально-культурной деятельности Общественный статус и признание той или иной деятельности в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данного вида деятельности. Социально-культурная деятельность в этом плане не составляет исключения. Она занимает одно из главных мест в практическом труде современного работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста – менеджера социально-культурной сферы.
2

Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Специалистам-организаторам социально- культурной деятельности, приходится участвовать в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной сферах, в решении проблем семьи, детей своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)1. В принятом в 1992 г. Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (статья 3) четко определен основной понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятельности. Все практические реализуемые в сфере социально-культурной деятельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодействии названных направлений. Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты. Прежде всего, она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей. Широкая вариативность видов социально- культурных институтов общества создает условия для этой деятельности.

3

1. Исторические этапы развития социально-культурной деятельности
В истории СКД выделяют следующие периоды: Период I. Фольклорный досуг(до X в.). Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.) Период III.Светско-религиозный досуг(XVII в. — вторая половина XIX Период IV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX — начало XX вв.). С 1917 по 1920 годы советская власть использовала прежнее внешкольное образование и культурно- просветительную работу, выдвигая при этом теоретические и организационные задачи по их реформированию. Период V. Политико-просветительная работа(1920-1945 гг.). Этот вид досуга был привнесен в общество волюнтаристским способом коммунистической партией. По существу, были отвергнуты или видоизменены все предшествующие направления внешкольного образования и культурно- просветительной работы. В содержании деятельности досуговых учреждений доминировало политическое и производственное помещение, коммунистическое воспитание, в управлении утвердилась монополия государства на досуговую деятельность. Период VI. Культурно-просветительная работа(1945-1985 гг.). Данный этап был связан с реформированием политико-просветительной работы. Культурно-просветительная работа была выделена из системы образования в самостоятельную сферу. Был создан государственный орган – Комитет по делам культурно-просветительных учреждений – и соответствующие органы на местах.Период VII. Культурно-досуговая деятельность(1985 г. – 90-е годы). В этот период под воздействием перестройки произошли коренные изменения содержания и условий деятельности досуговых учреждений. Были отвергнуты не только цели, задачи, социальные функции, содержание работы прежней культурно-просветительной работы, но и название сферы. Период VIII. СКД (с 90-х годов). Этот период явился результатом дальнейшего практического и научного осмысления культурно-досуговой сферы.

4

По инициативе Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова в 1994 году на государственном уровне сфера получила название «СКД». Изменение названия явилось отражением объективного процесса дальнейшего развития сферы и результатом поиска названия, адекватно отражающего сущность и цели досуговой сферы на новом этапе развития нашего общества. В научном сообществе пока нет единства в отношении его признания. Так, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков и др. предлагают сохранить прежнее название «культурно- досуговая деятельность», М.А. Ариарский, П.А. Подболотов предлагают назвать сферу «прикладная культурология». Наличие этих точек зрения есть отражение объективного процесса продолжения научного осмысления социально-культурной сферы на современном этапе5.Термин «СКД» был введен в 1974 году профессором М.С. Каганом в его монографии «Человеческая деятельность». В ней рос-й культуролог дает очень расширенное толкование этого понятия. Рассматривая человеческую деятятельность как двухуровневую биосоциальную систему, М.С. Каган первым уровнем этой системы считает биологическую жизнедеятельность человека, а вторым, более высоким, социально-культурную. Делит на пять осн. видов: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и особым образом отражающую их художественную деятятельноть. Киселева, Красильников: СКД имеет свои, черты. Она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. СКД обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями.Она характеризуется многообразием видов интересов разл.возраст.групп.Ариарский: СКД это обусловленная нравственно-интеллект- ми мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохран., распростран. и дальнейш. развитию ценностей культуры.В основе СКД лежат самостоятельные, самодеятельные виды культурной деятельности человека.
5

СКД зарождается одновременно с высвобождением у человека свободного времени. Только освободившись от жизненно важных временных затрат на добывание и приготовление пищи, обустройство жилища и быта первобытный человек начал заниматься в свободное время искусством, прикладным творчеством, украшением собственных орудий труда, охоты, бытовых принадлежностей. В разные историч. периоды СКД называлась6: -внешкольное образование (до 1920 г.); -политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.); -культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.); -культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов); -социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов).До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. КДД – составляющаяя часть СКД, помогает в решению многих социальныхпроблем своими средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).КПР также явл. частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее

6

2. Направления оптимизации системы социально-культурной деятельности в условиях модернизации России

Модернизационные процессы, протекающие в нашей стране на протяжении последних полутора-двух десятилетий, затронули практически все области жизни российского общества. Не миновали они и социально- культурной сферы. Культура и искусство, туризм, шоу-бизнес, физкультурно- спортивная работа, кинопроизводство и кинотеатральный показ, наконец, социально-культурное образование – все они, в той или иной мере, стремятся идти в ногу со временем, осваивать инновационные технологии деятельности и управления, приспосабливаться к жестким законам рынка. Вместе с тем, с полным основанием можно утверждать: все они, по большому счету, находятся пока что в начале фактически навязанного им пути, едва ли не каждодневно сталкиваются со всевозможными проблемами, испытывают затруднения при решении вопросов не только административно-хозяйственного, но и творческого характера и содержания, а порой оказываются в необратимом тупике и вынуждены начинать все заново.Происходит это по ряду причин, главной из которых является, по нашему мнению, бессистемность, достаточно часто проявляющаяся в наспех принимаемых различными субъектами управления решений, недооценкой, а то и игнорированием ими принципа комплексного подхода к решению назревающих проблем модернизации. В связи со сказанным, считаем целесообразным определить некоторые, с нашей точки зрения, приоритетные направления оптимизации системы социально-культурной деятельности, осуществляемой на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном, институциональном. Первое, что следовало бы сделать – это тщательнейшим образом проанализировать отечественную социально-культурную практику минувших эпох. Не будем покуда касаться петровских реформ, обратимся к более близким к нам по времени этапам развития социально-культурной практики в стране.
7

Внешкольное образование, политико-просветительная работа, культурно- просветительная работа, культурно-досуговая деятельность… Любой из этих периодов наполнен полезным позитивным опытом культурного просвещения и воспитания, организации культурного отдыха и разумных развлечений, пропаганды здорового образа жизни7. Этот опыт достоин глубокого изучения, тщательного анализа и применения его, в разумных пределах, в современной социально-культурной ситуации. Ведь мы все, так или иначе, стоим на плечах наших предшественников! А вместо этого мы игнорируем социально-культурную практику минувших эпох, порой поспешно и безжалостно выплескивая вместе с водой ребенка, ожидающего по отношению к себе достойного внимания и заботливого отношения. К примеру, вместе с пресловутым агитпропом мы выбросили за борт практически все культурное просвещение.И как результат – политическая инфантильность молодежи, нравственная глухота подростков, эстетическая безграмотность значительной части населения, как детей, так и взрослых. Забыв о своей высокой миссии, современные «культуртрегеры» погружают начисто сбитых с толку россиян в пучину массовой культуры, где уже не отличают Гоголя от Гегеля и путают Бабеля с Бебелем. Обращение к позитивному опыту предшественников, его переосмысление в новой социально-культурной ситуации –таково первое целесообразное направление оптимизации системы социально-культурной деятельности в условиях модернизации России. Далее. В последние годы повсеместно наблюдается чрезмерное увлечение работников отрасли, прежде всего руководителей, классическим менеджментом и коммерческим маркетингом. занимающих более прочные позиции в райцентрах и мегаполисах. Наиболее продвинутые работники отрасли уверенно применяют в своей работе маркетинговые технологии и добиваются с их помощью неплохих коммерческих результатов. Но и им нелишне напомнить: российским учреждениям культуры нужен особенный менеджмент и особенный маркетинг, учитывающий природу и специфику социально-культурной деятельности.

8

Целенаправленное развитие технологий социально-культурного менеджмента и маркетинга с учетом природы и специфики, характера и содержания социально- культурной практики – второе приоритетное направление ее оптимизации.С падением железного занавеса началась интенсивная деполитизация социально-культурной деятельности как на федеральном, так и региональном уровнях. Одновременно наблюдается процесс ее деидеологизации и демократизации. Здравомыслящие россияне весьма скоро ощутили и проявления массированной вестернизации. Ревнивые хранители традиций отечественной культуры всерьез забили тревогу: западная культура наступает, необходимы меры «самообороны». Доля истины в этом присутствует, мы все ощущаем «тлетворное» влияние западной культуры на нашу молодежь и хорошо знаем о порождаемых ею проблемах. Что же делать? Вновь поднять занавес? Но ведь отгородиться от всего мира не возможно: почувствовавшие свободу россияне, пожалуй, никогда не согласятся жить на «северокорейский манер». К месту будет вспомнить мудрые слова А.М. Горького: «учиться надо и у врага, если враг умный». Вместо тотального отрицания и игнорирования культур других стран и народов полезно было бы творчески заимствовать из них все лучшее, что не только не противоречило бы концепции культурного развития России, но обогатило бы наш отечественный опыт новыми знаниями и представлениями, внесло бы столь необходимое в современной общественно-политической и социально-культурной ситуации обновление, оживление, разнообразие в жизнь совершенно сбитых с толку россиян. Творческое, критическое заимствование зарубежного опыта – третье направление оптимизации социально-культурной деятельности в условиях модернизации России.На сегодняшний день российскими учеными накоплен огромный научный потенциал, позволяющий понять и оценить реальное состояние социально-культурной практики в стране.

9

Десятки монографий, сотни диссертаций, тысячи статей и научных докладов – все это уникальный банк научной информации, способный изменить «лицо» современной социально- культурной деятельности. Практики социально-культурной деятельности в подавляющем своем большинстве даже не подозревают о существовании огромного банка научной информации, они, как и прежде, руководствуются в своей работе интуицией или здравым смыслом, инновационные технологии социально-культурной деятельности они постигают, как и многие их предшественники, методом проб и ошибок. Постоянное научное сопровождение инновационных поисков в области социально-культурной практики, создание «внедренческого звена» в системе «теория СКД – практика СКД» – четвертое направление оптимизации социально-культурной деятельности в условиях модернизации России.Развитие системы социально-культурной деятельности в стране обеспечивается адекватной времени ресурсной базой. В наше время важны все используемые ресурсы – материальные, финансовые, информационные. Но определяющую роль во все времена играли и будут играть ресурсы кадровые. За годы рыночных реформ в области социально-культурного образования произошло так много изменений, что сегодня уже сложно сказать, чего здесь было больше – пользы или вреда. Постоянная чехарда с госстандартами, ликвидация системы централизованного обеспечения учебных заведений типовыми программами, издание учебной литературы исключительно локальным, «местечковым» путем, неподготовленное открытие новых специальностей и специализаций, бесконечная реструктуризация внутри учебных заведений, небывалый до недавнего времени размах коммерческих форм обучения, силой навязанная вузам отрасли «болонская система» образования, наконец – многократно и повсеместно раскритикованная система ЕГЭ – все это пагубно сказалось на работе учебных заведений и, надо полагать, на качестве подготовки специалистов для отрасли.
10
Упорядочение существующей практики подготовки специалистов, приведение ее в соответствие с реальными потребностями отрасли – таково пятое приоритетное направление оптимизации системы социально-культурной деятельности в условиях модернизации России. Ни одно из сформулированных нами приоритетных направлений оптимизации, если их развивать обособленно от других, не принесет желаемого результата. Социально-культурная деятельность обретет новое качественное состояние только в том случае, если все сформулированные нами направления получат одновременное, целенаправленное, комплексное развитие.

11

Заключение

Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. В доперестроечных учебных пособиях периодизация не опиралась на внутренние изменения сферы, а увязывалась с периодами социально- экономического и политического развития страны. В ней содержатся очень короткие периоды, например 1917-1920 и 1921-1925 годы, что не позволяет выявить существенные различия данных периодов, а, в конечном счете, и обосновать целесообразность их выделения. Несколько другая периодизация дается в современных учебниках и учебных пособиях по истории культурно-досуговой и социально-культурной деятельности. В них периодизация дается более укрупненно, и жестко не «привязывается» к социально-экономическим и политическим периодам страны. В доперестроечных учебных пособиях в советскую эпоху выделялось около двенадцати периодов, а в современном учебнике «Культурно-досуговая деятельность» с 1917 года и до настоящего времени выделено всего три периода (1917-1941 гг.; 1941-1945 гг.; 1946-1997 гг.). В учебной программе Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова выделено пять периодов (1917-1941 гг.; 1941- 1945 гг.; 1945-1955 гг.; 1956-1990 гг. и социально-культурная деятельность в «посткоммунистической» России). Но в этих учебниках не указаны критерии, которые положены в основу периодизации истории культурно-досуговой и социально-культурной деятельности.Периодизация истории социально-культурной деятельности должна определяться, прежде всего, качественными видоизменениями данной сферы. В зависимости от целей исследования и набора критериев могут быть разные периодизации. Поэтому единой периодизации социально-культурной деятельности может и не быть. В любом регионе страны с глубокой благодарностью оценивают вклад организаторов социально-культурной деятельности в духовную жизнь населения.

12

Особенно ценна их работа в российской глубинке, где нет театров, музеев, и они принимают на себя и нравственно-эстетическое просвещение, и развитие любительского творчества, и обеспечение рационального досуга. Однако в последние годы при острейшем дефиците организаторов досуга на селе и в малых городах в вузах культуры наметилось сужение базовых специальностей за счет дублирования престижных профессий, подготовку которых ведут классические университеты. Никто Первостепенной задачей культуры в современных условиях представляется ее предназначение быть фундаментом развития общества и государства на этапе коренной модернизации страны. Именно культура может и должна принять на себя функции создания благоприятного нравственно-психологического климата, стимулирующего развитие креативности людей и их гражданской ответственности за судьбы Отечества; именно она призвана обеспечить формирование духовных ценностей, которые порождали бы атмосферу общественного подъема, способствовали единению народов России в решении вставших перед ними исторических задач.

13

Список используемой литературы

1 Введение в Специальность «Социально-Культурная Деятельность»: Рабочая Программа И Методические Рекомендации / Секретова Л В.-Москва: Академия, 2019 — 324 с. 2 Гудима Т. М. Культурная политика : поворот к рынку или вложения в человека // Обсерватория культуры : журнал-обозрение. – 2018 — N 2 — С. 225 3 Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие- Москва: МГУКИ, 2003, 458 с Есаков В.А. Характер, цели, задачи и методы управления отраслью культуры в современных условиях / В.А. Есаков // Общественные науки и современность. – 2019 — № 3 – С. 220 4 Комарова Л.Н. Социально-культурная деятельность в дополнительном образовании: проблемы, поиски, перспективы: Учебное пособие.–Москва: МГПУ, типография КГУКИ, 2017 — 128 с 5 Павлович А.А. Культурная политика современной России / А.А. Павлович // Отечественные записки. – 2020 — № 4 – С. 356 6 Туев В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Вестн. Моск. ун- та культуры и искусства. Вып. 23 Москва. 2018 С. 430 7 Целых, М. П. Социальная работа за рубежом. Великобритания / М. П. Целых.-Москва: Академия, 2017 — 144 с. 8 Целых, М. П. Социальная работа за рубежом. Соединенные Штаты Америки / М. П. Целых.-Москва: Академия, 2018 — 128 с. 9 Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Вестн. Моск. ун- та культуры и искусства. Москва, 2019 Вып. 23 С.

14


написать администратору сайта