Главная страница

Речь Лисия. Известный аттический судебный оратор конца v и начала iv в. Лисий. Он был профессиональным логографом, т е. писателем речей так назывались в Афинах люди, составлявшие речи для других


Скачать 21.4 Kb.
НазваниеИзвестный аттический судебный оратор конца v и начала iv в. Лисий. Он был профессиональным логографом, т е. писателем речей так назывались в Афинах люди, составлявшие речи для других
Дата28.05.2020
Размер21.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРечь Лисия.docx
ТипДокументы
#126274

Известный аттический судебный оратор конца V и начала IV в. - Лисий. Он был профессиональным «логографом», т. е. «писателем речей»; так назывались в Афинах люди, составлявшие речи для других.

В античности не было ни государственного обвинения, ни предварительного судебного следствия. Тяжущиеся сами должны были собирать весь необходимый для них материал и излагать его в своих речах. При этом порядок афинского судопроизводства требовал, чтобы стороны лично выступали с защитой своих претензий. Отсюда потребность в «логографах», к которым можно было бы обратиться за помощью при составлении речи. Суд разрешал, чтобы вместе с тяжущимся, в помощь ему, выступал какой-нибудь другой гражданин, но Лисий, не имевший прав афинского гражданства, должен был ограничиваться составлением письменных речей, которые затем произносились на суде заказчиком. Из сохранившихся судебных речей Лисия только одна произнесена им лично: это обвинительная речь против Эратосфена, убийцы брата Лисия. Речь «Об убийстве Эратосфена» была написана Лисием для гражданина Афин Евфилета, ответчика по делу об убийстве Эратосфена. От лица Евфилета в речи рассказывается история о том, как он, застав Эратосфена со своей женой, убил его.

Незамысловатый рассказ оснащен деталями, придающими авторской версии случившегося достоверность. Благодаря паре-тройке метко подмеченных подробностей герой живо предстает перед нами. Лисий рисует портрет своего клиента, попутно представляя картину нравов современного писателю общества. В изображении быта и простого человека Лисий не знает предшественников, равных себе по мастерству. Его подзащитный, хоть и не выслужившийся на военной или государственной службе, но он человек чести, намеренный отомстить своему обидчику, собрав свидетелей и друзей. Мастерство в создании этопеи, наверное, самое важное в искусстве логографа, было необходимо потому, что сам говорящий должен был вести себя естественно, согласно своему характеру, образу мысли и образованию и природным склонностям. Для создания этого эффекта Лисий придает своему герою похвальные человеческие качества: забота о жене («Когда у нас появился ребенок, - говорит Евфилет, - мать начала начала кормить его грудью, и, чтобы ей не подвергаться опасности, спускаясь вниз по крутой лестнице всякий раз, как нужно помыться, я переселился на верхний этаж, а женщины устроились внизу» («Ораторы Греции», с.33, стр.9.), доверчивость (поначалу муж, хотя и обратил внимание на подозрительные вещи, не решился открыто подозревать жену в измене), хитрость (он догадался призвать на помощь служанку и в вечер убийства дождался Эратосфена). Помимо изображения характера главного героя, автор не забывает и о различных бытовых подробностях. Например, приведено достаточно подробное описание дома, в котором живет Евфилет и его семья: «А надо вам сказать, судьи, что домик у меня двухэтажный, причем наверху, в женской половине, и внизу, в мужской половине, комнаты расположены совершенно одинаково» («Ораторы Греции», с. 33, стр. 9). Также рассказчик привлекает в свое повествование дополнительных лиц - служанку, друзей и детей (их характеры – обманутый муж, его соперник-соблазнитель, наперстницы-служанки - позже будут использованы в новоаттической бытовой комедии. Лисий стоял у истоков стиля аттицизма , основными чертами которого были присущие творчеству оратора убедительность и сила речи.). Доказывая свою невиновность, герой приводит в пример своего друга Сострата, которого пригласил к себе домой на ужин буквально накануне убийства. Он обращается к слушателям: «Так вот подумайте, судьи: если в ту ночь я готовил Эратосфену западню, что для меня было бы удобнее – ужинать в гостях или, наоборот, привести гостя к себе? <…> Кроме того, неужели я бы отпустил своего гостя, чтобы остаться одному, без поддержки? Скорее наоборот, я бы его попросил остаться и помочь мне наказать соблазнителя» («Ораторы Греции», с. 37, стр. 40). Автор использует прием правдоподобия, отраженный в «Риторике к Александру» (ок. IV в. до н.э): «Правдоподобно то, при упоминании чего в уме слушателя встают знакомые примеры». Действительно, кто не согласится с тем, что для совершения умышленного убийства было бы выгоднее заручиться поддержкой друга? «Кто же этого не знает?» – «Все знают!» Слушатель в смущении соглашается, чтобы разделить суждение «всех остальных,» - с сарказмом отзывается на подобный способ доказательства Аристотель в «Риторике» (III, 7, 1408a).

Умение «слабейший довод сделать сильным» (один из постулатов софистики) лежит в основе приема доказательства психологической достоверности. Важно, что для подготовки судебной речи обычно отводилось немного времени, за которое логограф должен был изучить подробности дела и связанные с ним законы. Лисий, считающийся мастером судебного красноречия, тем не менее, допускает серьезную ошибку в своей речи. Он практически нигде не указывает точные сроки происходящего. Рассказчик постоянно колеблется, говоря «четыре или пять дней», «как-то раз», «однажды», «спустя некоторое время». Подсудимый множество раз обращается к закону. Для него, как для гражданина своей страны, нет ничего убедительней силы закона, поэтому он карает противника, избегая злобных выпадов и высмеивания недостатков, но «по закону», «за себя и за все государство» («Ораторы Греции», с.32, стр. 1), чтобы «подобные люди поостереглись вредить своему ближнему, видя, какая награда ждет их за подобного рода подвиги» («Ораторы Греции», с. 38, стр. 47). Мнение служанки об Эратосфене: «Это он соблазнил твою жену, а до нее еще и многих других. На эти дела он мастер» («Ораторы Греции», с. 34, стр. 16), - подтверждает опасения героя, узнавшего, что о его личных делах осведомлены совершенно чужие люди, что, разумеется, оскорбляет человека. Именно на нарушение оппонентом этических норм, приведших к обесчестию имени Евфилета, упирает рассказчик, призывая в союзники закон: «Не я тебя убью, но закон, который ты преступил, поставив его ниже своих удовольствий. Ты сам предпочел совершить тяжкое преступление против моей жены, моих детей и меня самого, вместо того, чтобы соблюдать законы и быть честным гражданином» (Ораторы Греции», с. 35, стр. 26).

Безусловно, в достижении публичного эффекта не последнюю роль играет композиция речи. Лисий использовал достаточно строгий принцип композиции излагаемого материала, что способствовало краткости и четкости выражаемой мысли. В данной речи оратор не отходит от классической схемы. Он соблюдает три основные части - вступление, изложение и разработка, заключение. В приступе мы находим воззвание к судьям и некоторые общие, эмоционально окрашенные замечания о сути дела: «Приговор ваш, - обращается говорящий к судьям, - я полагаю, будет единодушным, и надеюсь, никто из вас не посмотрит на мое дело пренебрежительно, считая, что такого преступника можно было отпустить безнаказанным или наказать не слишком сурово» («Ораторы Греции», с.32, стр.3). В диэгезе – повествовательной части – содержится аргументация защиты и опровержение возможных подозрений. Здесь герой приводит некоторые важные для рассмотрения дела законы, дает слово свидетелям и старается привлечь судей на свою сторону бесчисленными призывами обратить внимание на ту или иную подробность рассказа. Эмоциональность и горячность говорящего находят достойный выход в эпилоге. Заключительная часть пронизана чувством негодования и желанием справедливого решения. Вновь герой обращается к вершителям своей судьбы и высказывает мнение об уважении и соблюдении буквы закона: «Если вы не согласны со мной, то отмените существующие законы и введите новые, которые будут карать тех, кто держит жен в строгости, а соблазнителей оправдывать» («Ораторы Греции», с.38, стр.48). Автор использует прием парадокса, чтобы показать, насколько верно поступил его подзащитный, ведь каждому ясно, что наказывать невиновных и поощрать виновных по меньшей мере нелепо.

В древности под именем Лисия ходило свыше 400 речей, из которых 233 считались подлинными. До нас дошли 34 речи, с различной степенью литературной обработанности; относятся они к периоду между 403 и 380 гг.



написать администратору сайта