Главная страница
Навигация по странице:

  • Главный принцип Барокко-УСЛОЖНЕННОСТЬ

  • Педро Кальдерон де ла Барка

  • Джона Мильтона «Потерянный рай» и Гриммельсга́узеном «Симплициссимус». «Симплициссимус»

  • Джон Мильтон «Потерянный рай»

  • Барокко. Живопись Иероним Босх, Эль Греко Контуры четко очерчены Скульптура


    Скачать 60.82 Kb.
    НазваниеЖивопись Иероним Босх, Эль Греко Контуры четко очерчены Скульптура
    АнкорБарокко
    Дата22.12.2019
    Размер60.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБарокко.docx
    ТипДокументы
    #101584

    1 блок

    Барокко – уродливая жемчужин; худ. метод в лит-ре и искусстве 17в., отражавший ПРОТИВОРЕЧИВАОСТЬ, ТЩЕТНОСТЬ бытия. Базируется на ЭКЗАЛЬТАЦИИ, ДЕМОНИЗМЕ, АЛЛЕГОРИЧНОСТИ.

    Живопись

    Иероним Босх, Эль Греко

    Контуры четко очерчены

    Скульптура

    Лоренцо Бернини «Экстаз Святой Терезы»

    Те, что предназначались для украшения и дополнения архитектурных проектов, и скульптуры как отдельные самодостаточные работы

    Главный принцип Барокко-УСЛОЖНЕННОСТЬ

    Концепция личности Барокко:

    - человек, терзающий грешник, слабый, уязвимый;

    -самоирония и пафос осмеиваются;

    -трагический характер;

    -человек рассматривается слишком близко.

    БЛЕЗ ПАСКАЛЬ «МЫСЛИ»:

    -природа человека двойственна;

    -человеческая судьба для Барокко важна. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУДЬБА-ПОСТОЯННЫЙ ВЫБОР МЕЖДУ МАСКОЙ И СУЩНОСТЬЮ, НЕСЧАСТИЕМ И ЛЕГКОМЫСЛИЕМ;

    -место человека во Вселенной: «Человек затерян в глухом углу Вселенной-среднее между всем и ничем»

    -роль познания в сущности человека: человек как мыслящий тростник;

    -познание-источник отчаяния;

    -единственный выход человека-смирение перед Богом.

    2 блок

    Творчество Луиса де Гонгора-и-Арготе (воспевание, восхищение)

    Сонеты

    Летрилья

    Романсы

    Социально-критические:

    -написаны по Южному образцу (4, 4, 4, 3);

    -главная тема-тщетность убегающего времени:

    Для ускорения времени исп-ся глагольная поэзия, мир вращается, наполнение образами движения (колесница);

    -обращение к представителям древнегреческой цивилизаций;

    -в сонетном финальном замке угрожающий вывод об опасности неосознания движения;

    -использование оксюморонов.

    Любовные:

    -предсказание тщетности, бессмысленности;

    -отталкивание от петраркистской традиции;

    -сначала воспевание красоты возлюбленной;

    -образ стенающего героя;

    -любовь-синтез радости и муки;

    -любовь-разочарование.

    -хулительные стихи, комизм которых создается за счет рефрена;

    -частушки фольклорного происхождения;

    -декамероновский сюжет.

    -использование фольклорных образов;

    -использование песенных рифм, размеров;

    -усложненная метафора;

    -наличие зачатков сюжета;

    -реакция лирического героя на происходящее

    30-ти летняя война (Дания, Польша, Германия, Франция) - религиозная война за истинную веру. Инициатор-Германия, но сама больше всех и пострадала.

    Мартин Опиц

    - ведущий жанр: сонеты;

    -известен как автор нескольких поэм;

    -основная тема: роль поэта в военном мире;

    -отвергает лирические темы;

    -поэзия должна стать общественным рупором.

    Георг Векерлин

    -создает лирический призыв, лозунг, приказ;

    -его сборник: патриотические стихи, призывающие к решимости, к борьбе за веру, к жестокости по отношению к врагам;

    -последователен, использует повелительное наклонение глаголов;

    -весь мир распадается на античные образы.

    Пауль Флеминг

    -прославился своим вакхическим стихом (застольная песня);

    -радость-основа стихотворений, посвященных войне;

    -основание для радости жизни-Родина как ощущение дома;

    -призыв к сохранению внутреннего спокойствия;

    -его идеал-герой стоик;

    -идея самодисциплины.

    Андреас Грифиус

    -страшные картины войны, образ кровавой жестокой войны;

    -трагедии тоже с военными сюжетами;

    -последовательное обесценивание человеческой жизни;

    -противопоставление единичности гигантизму;

    -где единицы-там любовь,

    Где массы-там война.

    -важнее потери жизни потеря нравственности;

    -утрата целей, перспектив, надежды-главные потери в результате войны.

    3 блок

    Визуальность в Барокко:

    • Введение эмблем, рисунков в текст.

    • Создание стихов, в которых визуальный образ стихотворения прямо иллюстрирует его образ.

    • Нет смыслового совпадения. Визуальный образ напрямую не связан с текстом, но иллюстрирует его основную идею.

    • Стихи, которые в своей форме определяют драматургию.

    Педро Кальдерон де ла Барка

    До 1651:

    -обычная жизнь дуэлянта;

    -пишет комедию «плаща и шпаги» (о жизни идальго), комедии из жизни рыцарства;

    С 1651:

    -направление творчества меняется;

    -принимает священный сан;

    -меняется жанровый состав: пишет сценарии придворных праздников, мистерии с библейским сюжетом.

    Драмы

    «Поклонение кресту»

    *От драмы к драме ослабевает сюжет

    *Бог направляет человека

    *Идеология пьесы: 1) идея смирения

    2) идея жизнерадостности человеческой судьбы. У жизни есть высший смысл.

    «Жизнь есть сон»

    *Близка к классицизму

    *Барочный текст

    *Барокко+классицизм

    *Сюжет заключен вокруг дважды повторяющейся ситуации

    *Основа-метафора

    *Жизнь-раскаяние

    *Принцип композиции-повтор двоичной ситуации, в которой персонаж ведет себя по-разному: сначала все худшее и отрицательное, потом-жизнь не более, чем сон

    *Истинная жизнь там, где встреча с Богом

    «Стойкий принц»

    *Лишена действий

    *Интеллектуальный диалог

    *Столкновение двух врагов

    *Выбор между честью и правдой

    *Жертвы человека в погоне за земным счастьем

    БАРОЧНАЯ ДРАМА ВСЕГДА ИДЕАЛОГИЧНА

    4 блок

    Эпос представлен романом Джона Мильтона «Потерянный рай» и Гриммельсга́узеном «Симплициссимус».

    «Симплициссимус»:

    1. стык высокой идеи и городской литературы

    2. «Чего стОят все вокруг?»

    3. Грань глупости и полная неспособность к адаптации.

    4. Глупость опасна, потому что аморальна

    5. Гротескная форма олицетворения глупости

    6. Все, что делает дурак, является ошибкой

    ОРГАНИЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ МЫСЛЕЙ: НЕСОВЕРШЕНСТВО МИРА ВНУТРИ ВОЙНЫ И ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ТОГДА ЧЕЛОВЕК, КОГДА ПОНИМАЕТ, ЧТО ТАКОЕ ДОБРО И ЗЛО.

    Джон Мильтон «Потерянный рай»

    Мильтон восстановил историю грехопадения и дал ей новую трактовку.

    1 часть

    2 часть

    3 часть

    общая картина мироздания

    Интерес к небу и земле (ад не интересует)

    Мир Мильтона динамичен

    Мильтон начинает с сатаны

    Принципиальное размещение раскаяния рядом с преступлением

    история Адама и Евы

    Исток человеческих преступлений в отсутствие смирения

    Зло в мир принесла Ева

    Ева поддалась желанию

    Ева пошла против своей судьбы

    разрешение проблемы

    Адам следует за Евой.

    Выбор Адама разумен и ответственен.



    ЗАКОНЫ ТИПИЗАЦИИ ПАФОС, СИММЕТРИЯ И

    ЗЕРКАЛЬНОСТЬ

    Классицизм


    РАЦИОНАЛИЗМ ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ИДЕЯ ГАРМОНИИ И

    МЕЖДУ ЧУВСТВОМ И ДОЛГОМ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВЫБОРА

    Классицизм восстанавливает ВЕРУ В ГАРМОНИЮ ПРИРОДЫ, ИДЕАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЯ, ИЗУЧАЕТ АНТИЧНОСТЬ

    Никола Буало – Депрео «Поэтическое искусство» 1724 г.


    *правдоподобие происходящего

    *искусственно-сконструированное событие

    *абстрактный худ. образ, в котором в разукрупненному виде собраны повторяющиеся, важные для общества и человека в его разумной деятельности

    *взаимное противоречие, характер героя сохраняется во времени

    *триединство в природе: места, времени, действия


    Исследование разума Исследование природы

    *подчиненность форме и содержанию

    *изложение определенной мысли рационально-

    вычленяемо, дидактическо-морализаторская мысль

    *соразмерность композиции, целостность

    частей, геометрическая композиция, как у Шекспира

    *убрано все, что противоречит «хорошему» вкусу

    (сцены битв, убийств, драк, объятий, поцелуев)

    Система жанров Буало


    *принцип языка героя, отбор худ. мат-ла (Ломоносов)

    *принцип полезности для общества (Буало)

    *мифологический персонаж, исторический герой (Ломоносов)

    *

    *принцип языка героя, отбор худ. мат-ла

    (Ломоносов)

    *принцип полезности для общества (Буало)

    *мифологический персонаж, исторический герой (Ломоносов)

    *Носители христианских грехов или добродетели (Буало)

    *Поэтический жанр то, что написано стихами (6-ти стопный ямб) (Ломоносов)

    *Допускается чередование александрийского стиха и ритмизированной прозы (Буало)

    *К высокому стилю относятся все лирические жанры, трагедия, эпопея (Ломоносов)

    *К высокому стилю относятся трагедия, иногда комедия, сатира (Буало)

    *Герой: мещанин, купец, торговец (Ломоносов)

    *Повседневные персонажи (Буало)
    Высокий Низкий


    Пьер Корнель

    «Сид»: направленность начинается с выбором материала (фольклор) – обработка испанской истории.

    Начало: абсолютный покой.

    «Сид» — первая пьеса во французской литературе, в которой раскрыт основной конфликт, занимавший писателей эпохи классицизма, — конфликт между долгом и чувством. Хотя выбор герои последовательно совершают в пользу долга, Корнель стал первым, кто показал связанные с ним душевные муки, которые отражены в словах Химены.




    Конфликт между честью и личным счастьем Корнель разрешает, вводя идею ещё более высокого долга, чем долг родовой чести, — долга перед страной, перед монархом, который в «Сиде» трактуется как единственно подлинный. Выполнение этого долга превращает Родриго в национального героя, над которым не властны обычные феодальные этические нормы, которые сменяет государственная необходимость[3].

    Образы «Сида» также характерны для классицизма, вызывая восхищение и преклонение своей героической цельностью. Такой стиль изображения персонажей одной краской — либо полностью положительными, либо негодяями без единой светлой черты — типичен для всего творчества Корнеля, а создание образов рыцарей без страха и упрёка диктовалось историческим периодом, который в тот момент переживала Франция, нуждавшаяся в образцовых героях.

    Жан Расин

    «Андромаха» - история человеческих ошибок.

    Действие происходит в столице Эпира после Троянской войны. Приезжает Орест с посланием для царя Пирра: греки оскорблены тем фактом, что сын Ахилла приютил у себя вдову Гектора и его маленького сына Астианакса, а не убил пленников. Впрочем, самого Ореста влечёт во дворец Пирра не столько долг, сколько страстная любовь — он безумно влюблён в Гермиону, ставшую невестой царя. Орест узнаёт, что отвергшая его Гермиона живёт несчастливо, так как жених до сих пор «не предлагает ей ни сердца, ни короны». Пирр, забыв невесту, безуспешно добивается любви Андромахи, та же тоскует по Гектору и живёт только ради сына. Пирр грозится выдать Астианакса грекам, если Андромаха не сменит гнев на милость.

    Орест встречается с Гермионой и видит, что несмотря на унижения, она по-прежнему любит Пирра. Сама Гермиона утверждает, что в её сердце жива лишь ненависть, что она согласна уехать с Орестом, но не может сделать этого без разрешения царя. Орест с лёгким сердцем идёт к Пирру, зная, что ему невеста не дорога и он отпустит Гермиону. А Пирр, вне себя после разговора с Андромахой, заявляет, что решил отдать ребёнка грекам и жениться, наконец, на Гермионе. Орест в отчаянии. Он хочет похитить Гермиону с помощью своего друга Пилада, который хорошо знает дворец. Гермиона же совершенно забыла о нём, счастлива и верит, что Пирр к ней вернулся.

    Андромаха видит, что царь всерьёз собирается отдать Астианакса на смерть. Она смиряет гордость и идёт просить помощи у Гермионы, затем падает на колени перед самим Пирром. Тот объявляет, что отдаст ребёнка, если Андромаха не выйдет за него сегодня же: «Надеюсь стать отцом ему и мужем вам. А если нет — на казнь при вас его отдам». Андромаха вынуждена согласиться на свадьбу, а сама придумывает план:




    Ликующий Пирр готовится к свадьбе, а снова отвергнутая Гермиона жаждет мести. Она уговаривает Ореста убить Пирра и обещает после этого уехать с ним.

    Орест возвращается и сообщает, что убил царя. Гермиона уже опомнилась и клянет его за «низкий поступок»:

    Обезумев, она закалывается кинжалом над телом Пирра. Появляется друг Ореста, Пилад. Он говорит, что на них идёт целая толпа разъярённых эпирцев под предводительством Андромахи, которая «за мужа нового их побуждает мстить». Орест отказывается уезжать, но узнав о смерти Гермионы, теряет сознание. Его уносит Пилад.

    Вольтер

    «Магомет»: столкновение двух властителей мира – Запира и Магомета

    Магомет-наставник детей Запира-Сеида и Пальмиры.

    В гораздо более острой форме проблема религии ставится в трагедии «Магомет» (1742). Основатель ислама предстает в ней сознательным обманщиком, искусственно разжигающим фанатизм народных масс в угоду своим честолюбивым замыслам. По словам самого Вольтера, его Магомет — «это Тартюф с оружием в руках». Магомет с пренебрежением говорит о слепоте «непросвещенной черни», которую заставит служить своим интересам. С изощренной жестокостью он толкает на отцеубийство воспитанного им и слепо преданного ему юношу Сеида, а потом хладнокровно расправляется с ним. В этой трагедии особенно отчетливо выступает принцип использования драматургом исторического материала: историческое событиеинтересует Вольтера не в своей конкретности, а как универсальный, обобщенный пример определенной идеи, как модель поведения — в данном случае основателя любой новой религии. Это сразу же поняли французские духовные власти, запретившие постановку «Магомета»; они увидели в ней обличение не одной лишь мусульманской религии, но и христианства.


    написать администратору сайта