Главная страница
Навигация по странице:

  • История мозаики

  • Доклад история. Живопись Киевской Руси


    Скачать 20.14 Kb.
    НазваниеЖивопись Киевской Руси
    Дата19.12.2022
    Размер20.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад история.docx
    ТипДокументы
    #852173

    Живопись Киевской Руси

    Лазарев В. Н.

    Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески


    Вздорнов Г.И. Византия и Русь. - М., 2006, С - 214

    В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. Древнерусская живопись привлекала яркостью красок, выразительностью образа, ясностью композиций. Тонкий вкус и понимание цвета, глубина, сдержанность и благородство в выражении чувств были свойственны древнерусским художникам. Русские мастера старались овладеть техникой живописи и приемами, шедшими из Византии, откуда с введением христианской веры пришел к нам культ святых и способы их изображения.

    Расцвет древнерусского искусства падает на XI-XII века - эпоху Киевского государства. Утонченность и совершенство, с которыми выполнены наиболее ранние из памятников древней живописи (мозаики и росписи Софийского собора в Киеве, собора Михайловского монастыря, иконы, предметы ювелирного искусства), говорят о существовании в то время крупных художников.

    Мозаика

    Мозаики русской и византийской церкви были для православных верующих книгой, по которой они читали основные положения христианского вероучения. Как и все росписи средневековых храмов, они были «Евангелием для неграмотных». Но столь же понятны они были и умеющим читать богослужебные книги, а таких в домонгольской Руси было немало.
    История мозаики

    Мозаика представляет собой особый род изобразительного искусства, в котором рисунок воспроизводится при последовательном расположении кусочков из твердого материала. Само слово «мозаика» переводится как разновидность кладки стены или пола из мелких камешков. Свои корни мозаика берет еще из древнего Востока.

    Древнерусская мозаичная живопись может быть подразделена на два вида: высокохудожественные мозаики пола, фрагментарно сохранившиеся до наших дней в ряде храмов этой эпохи в Киеве, Чернигове и других древнерусских городах Киевской Руси и мозаичную живопись, украшавшую стены, своды и купола древнерусских храмов и дошедшую до нас в виде ансамбля мозаик киевского Софийского собора, фрагментов мозаичной росписи новгородского Софийского собора, а также не дошедших до нас мозаик Спасского собора в Чернигове.

    Расцветом мозаичного искусства приходится на эпоху Византийской империи. Византийская мозаика изысканна, каменная кладка поражает тонкостью слоев и совершенством форм. Особенностями являются фон мозаичных полотен, в основном золото, хотя многие "полотна" характеризуются зеленым и белым цветам. Наборы смальт и камней (чаще всего полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета.

    Язык мозаик прост и лаконичен. Фигуры как бы распластаны на золотом фоне, еще более подчеркивающем их плоскостность, формы архаичны, грузны, складки одежд образуют орнаментальный рисунок. Яркие цветовые пятна создают единое гармоническое звучание, свидетельствуют о богатстве палитры в мозаичном наборе.

    Самой главной мозаикой Святой Софии является изображение Христа Вседержителя, находящееся в куполе. По поводу происхождения этого образа надо сказать, что в христианской традиции каноническими считались только те изображения, которые могли адресоваться к какому-то эпизоду в Ветхом или Новом Завете. Образ Вседержителя – Христа напрямую связан с Новым Заветом, что было особенно важно для христиан.

    Начало мозаичного искусства в России связано с эпохой Киевской Руси и принятием христианства от Византии. В дальнейшем фрески постепенно вытесняли мозаики и мозаичное искусство было надолго забыто. 

    Фрески

    Фреска – это искусство украшения стен и потолков путем нанесения цветного рисунка на еще влажную штукатурку при помощи водяных красок. При такой технике связующим и грунтующим веществом выступает известь. Благодаря этому краски хорошо держатся, не осыпаясь. Что такое фреска, хорошо знали еще во времена античности. Необходимость начать и завершить фреску до высыхания извести заставляла художника работать в очень быстром темпе. Поэтому если нужно было создать большую монументальную роспись, то над ней работало несколько художников.

    На землю Киевской Руси техника письма по сырому известковому грунту пришла в X веке из Византии вместе с христианством, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей стен Десятинной церкви.

    Во фресковой технике в Киевской Софии выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и архангела Михаила («Встреча у Золотых ворот», «Обручение», «Благовещение») изображения праведников и мучеников и пр.

    В киевском храме среди многочисленных фресок имеются также и сугубо светские росписи: на южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей князя Ярослава, а на северной – его сыновей. Кроме того, на стенах лестничных башен показаны эпизоды придворной жизни: состязания на царьградском ипподроме, цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на животных.

    Иконы

    В Древней Руси не только образ святого, но и сама доска, на которой он был написан, рассматривались как священный предмет. Поэтому даже старые, изъеденные насекомыми и почерневшие от вре­мени иконы никогда не уничтожали и не выбрасывали на свалку. Обычно их реставрировали: укрепляли деревянными вставками, покрывали новой живописью поверх старой, одевали в метал­лические оклады. 

    Иконы прятали от врагов, с риском для жизни выносили из охваченных пламенем зданий. Особенно берегли наиболее почитае­мые, чудотворные иконы. Некоторые древние иконы имеют богатую и драматическую «биографию»: их перевозили из города в город, дарили и похищали, обращались с ними как с военными трофеями.
    В Киеве создается своя иконописная школа с художником Алимпием во главе. В живописи сохраняются строгость и монументальность образа.

    С середины XIV века появляется большое количество художников, работающих самостоятельно на местах, иногда в отдаленных углах Древней Руси. Это время, когда икона получила свой подлинно национальный народный стиль. Одной из ведущих школ живописи была новгородская.

    Новгородская живопись отличается особой декоративностью и силой цвета, лаконизмом, простотой, крайней выразительностью силуэта. Красочная гамма строилась в основном на ярких, контрастных цветах: красная киноварь, празелень (зеленая), желтая, охра всех оттенков, черное и белое, золото.

    Первая иконопись появилась еще во времена Киевской Руси, после того как в 988 году при Владимире Святом принято христианство.

    Иконы Владимир привез из своего первого похода на Херсонес. Оттуда же он привез и первого священника, который будет служить в будущей Десятинной церкви – любимой церкви Владимира. Известно, что Десятинная церковь, построенная в X веке по приказу Владимира византийскими мастерами, была прекрасно украшена фресками, мозаиками и иконами. При первых раскопках фундамента этой церкви нашли осколки камушков, из которых складывались мозаики.

    Иконы ХI – ХII в., созданные Алипием и Георгием, не сохранились, но летописи свидетельствуют о том, что эти творения вывозили в разные места Киевской Руси, где они служили каноническим образцом для других иконописцев. Особым видом искусства Киевской Руси была книжная миниатюра. Это неотъемлемая составляющая искусства рукописной книги. Говоря современным языком, миниатюра - это иллюстрация к книге. Небольшие размеры этого художественного произведения предопределяют утонченную манеру его исполнения. Древнейшие миниатюры, дошедших до нас со времен Руси, включенные в «Остромирова Евангелия». Здесь на отдельных листах помещены три миниатюры с изображением евангелистов Иоанна, Марка и Луки. Художнику, который придерживался всех тогдашних канонов, удалось создать яркие психологические образы. Все линии выполнены золотом, а фон заполнено яркими красками. Миниатюры окаймляют орнаменты, подобные тем, что можно увидеть в Софийском соборе Киева.


    написать администратору сайта