Главная страница

Описание и анализ памятников искусства. Описание и анализ. Живопись. Масло Северный ветер или Борей


Скачать 22.98 Kb.
НазваниеЖивопись. Масло Северный ветер или Борей
АнкорОписание и анализ памятников искусства
Дата24.12.2021
Размер22.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОписание и анализ.docx
ТипЛекции
#316739

Живопись. Масло

«Северный ветер» или «Борей»

Картина написана в 1903 г. Джоном Уильямом Уотерхаусом., представителем викторианской эпохи в живописи. Собственно художник принадлежал к лондонской академической школе живописи, творчество же его – в частности, «Северный ветер» - относят к поздней стадии стиля прерафаэлитизм. Ныне «Северный ветер» хранится в частной коллекции.

Полотно относят к портретному жанру, тема произведения – мифологический сюжет. По легенде Борей, божество, связанное с силами природы, олицетворяющее бурный северный ветер, однажды похитил Орифию, дочь афинского царя. Так складывается сюжет картины: девушка изображена на пороге своей судьбы, порыв ветра уже подхватил ткани её одежды –сейчас явится могучий Борей, нарушив привычный ход её жизни. Задумчивое напряжение в лице Орифии, тень смятения в её глазах передают интенсивность момента, вступают в конфликт с бурей, разыгрывающейся вокруг неё. Бледность её кожи, нежной, как нарцисс в темных волосах гречанки, контрастирует с нависающим небом и тяжёлыми кронами деревьев на заднем плане, создавая атмосферу тревожного ожидания.

живопись. фреска

«Таврокатапсия» на фресках Кносского дворца

Фреска датируется 1-ой половиной ХV в. до н. э. На настоящий момент экспонируется в Археологическом музее Ираклиона. Выполнена критскими мастерами, работавшие в крито-микенской художественной традиции.

Произведение являет собой один из наиболее характерных памятников искусства крито-микенской цивилизации. Жанр фрески бытовой, тема – критские традиции, следовательно, сюжет – таврокатапсия, игры с быком. На изображении показаны все три стадии игр: от захвата рогов животного до прыжка через его спину и, наконец, приземления за быком. Сцена отличается натурализмом, подмечает как напряжение момента, так и динамичность действий акробатов. Фреску обрамляет абстрактный орнамент. Хотя произведение в целом реалистично, оно в достаточной степени стилизовано: изображения выполнены в соответствии с критским изобразительным каноном, предполагающим специфическое изображение объектов реального мира.

живопись. темпера

«Мадонна с младенцем и двумя ангелами» («Мадонна под вуалью»)

Картина написана в 1465 г. темперой на деревянной основе, относится к периоду раннего Возрождения; автор её – Фра Филиппо Липпи, один из виднейших мастеров раннего итальянского Ренессанса, принадлежавший к флорентийской школе живописи. Сейчас произведение хранится в Галерее Уффици во Флоренции.

Жанр картины можно определить как портрет, тема религиозная, сюжет – Мадонна, держащая на руках двух младенцев. На примере образа Мадонны заметно, как Липпи придаёт сакральной сцене натурализм и жизненные черты. Из религиозного изображения исчезла традиционная плоскостность тела, искажение пропорций тела - продолговатость рук, лица. Мадонна походит на реальную женщину, при этом её облик отличает кротость и нежность, заметные в её лице. Детально прописаны и одежды Мадонны, и завитки волос на головах младенцев. В этом сказывается гуманизм автора: несмотря на религиозную тему, картина является характерным произведением эпохи раннего Возрождения: помимо вышеупомянутого натурализма, из образа Мадонны исчезает традиционный золотой нимб: Липпи заменяет его тонкой белой линией, предвосхищая его полное исчезновение в эпоху Ренессанса.

живопись. эмаль

Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме

Эта миниатюра на эмали была создана в 1791 г. отечественным художником‑миниатюристом, принадлежавшим к петербургской академической школе живописи, Жарковым Петром Герасимовичем. Сегодня данное произведение эпохи классицизма хранится в коллекции Государственного Русского музея.

Произведение представляет собой нагрудную подарочную копию из эмали портрета Екатерины 1787 г. авторства Михаила Шибанова – следовательно, жанр миниатюры определяется как портретный. Тема –художественное воплощение образа царствующей особы, сюжет – изображение императрицы Екатерины II в дорожном костюме. Миниатюра отличается реализмом: на момент написания портрета императрица находилась в преклонном возрасте, и автор не пытался скрыть связанные с этим внешние изменения, лишить её образ признаков старения: её волосы седы, а лицо прорезано морщинами; но во всём её облике ощущается мудрость благородной старости, она остаётся величественной и великодушной матерью Отечества.

живопись. пастель

«Пара в кафе»

Картина написана в 1885 г. итальянским импрессионистом Федерико Дзандзоменеги, представлявшим наравне с импрессионизмом узкое художественное направление — маккьяйоли. Ясно, что художник принадлежал к одноимённой школе живописи. Тем не менее, конкретно "Пару в кафе" относят к импрессионизму. Работа представлена в экспозиции Музея современного искусства в Риволи.

Жанр картины — бытовой, тема взаимопонимания в отношениях между людьми раскрывается здесь через незамысловатый сюжет: пара изображена сидящей за одним столиком в кафе; мужчина пытается завязать разговор, но, очевидно, у него ничего не выходит. Женщина отстранённо глядит в сторону, легкая полуулыбка на ее лице, тень иронии в глазах показывают, что для нее происходящее — игра. Мужчина же выглядит напряжённым, всем телом он обращён к даме, настаивая на ее внимании, его пальцы сжаты в эмоциональном жесте — а женщина и не смотрит на него. Ее образ полон внутреннего спокойствия, он статичен. Сам внешний облик ее говорит о безразличии: кожа явно голубого оттенка, она будто нереальна, окружённая слишком яркими, неестественными цветами — в этих ирреальных деталях особенно проявляются импрессионистические черты произведения.

живопись. акварель

«Демон и Тамара»

Акварель "Демон и Тамара" написал в 1878 г. Михай Зичи, принадлежавшим к венгерской школе живописи. Стилевая принадлежность работы — романтизм. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Относящаяся к бытовому жанру, картина Зичи имеет темой литературный сюжет: на полотне изображены герои лермонтовского "Демона". Композиция многофигурная, но первой, безусловно, обращает на себя взгляд Тамара: ни в одном лице нет такой внутренней силы, ни в одном теле нет той динамичности, какие присущи образу грузинки. В момент, когда кружится в танце, она в силе превосходит, кажется, даже мужчин, сидящих неподалёку: они лишены всякого движения, статичны со своими склонёнными головами и задумчивостью во взглядах, обращённых на Тамару. Женщины на этой акварели Зичи вообще куда более внутренне сильными, чем мужчины: образ каждой девушки дышит гордостью; она в позах, взглядах, воздетых головах или выражении глаз, смотрящих исподлобья. Контрастны по отношению к ним образы мужчин: они и прописаны в более темных тонах с тем, чтобы лучше подчеркнуть различия обликов мужских и женских персонажей на акварели.

живопись. миниатюра

«Великолепный часослов герцога Беррийского». Миниатюра «Май»

Часослов был изготовлен в XV в. – учёные расходятся во мнении о точной датировке, часослов несколько раз дополнялся, поскольку мастера не успели закончить работу. В миниатюрах представлены художественные тенденции двух разных эпох, однако конкретно «Май» выполнен Жаном Лимбургом, работавшим в принципах интернациональной готики. Сейчас часослов находится в замке Шантийи (Музей Конде).

Жанр миниатюры «Май» бытовой, тема – празднование первого майского дня. Сюжет следующий: процессия, состоящая из герцогской четы и их подданных, направляется в лес, чтобы, согласно традиции, набрать цветов и ветвей. Члены семьи герцога носят богато украшенные одежды, у всех на головах зеленые венки, даже конская сбруя – зеленого цвета с цветочными элементами декора. Определение места действия вызывает споры у исследователей, однако важно другое: башни замка изображены в обратной перспективе, типичном приёме средневекового изобразительного искусства. Тем не менее, изображение в целом натуралистично, а пейзаж даже стремится к реализму: человек изображен в соответствии с готическим каноном, но флора и фауна вполне реалистичны. Миниатюру венчает небесная полусфера, на которой изображена солнечная колесница (аллегория движения Солнца) и знаки зодиака, соответствующие изображаемому месяцу – Телец и Близнецы. Цвета в часослове необычайно яркие, а миниатюры, богато и причудливо украшенные, соответствует художественным принципам и канонам готического периода.

живопись. витраж

«Возвращение рыцаря»

Витраж был создан Михаилом Александровичем Врубелем в конце XIX в. для украшения особняка З. Г. Морозовой в Санкт-Петербурге. Художник, принадлежавший в петербургской академической школе живописи, в этом витраже воплотил принципы готического витража, изобразив традиционный романтический сюжет. Витраж был утрачен во время пожара 1995 г; сейчас на его месте – воссозданный по эскизу в натуральную величину вариант.

Жанр бытовой, тема – сюжет легенды: рыцарь в окружении своих соратников возвращается домой, где их встречают дамы. В выражении лиц мужчин, стоящих по бокам от рыцаря, видна усталость, хотя они стараются не выдавать этого – в облике же главного героя нет и тени утомления: это триумф героя, вернувшегося на Родину победителем. Он самоуверен и горд, его воздетый подбородок и осанка, то, как он держит уздечку и копьё – всё говорит об этом. В противовес рыцарю в правом углу витража расположены три дамы: если рыцарь, сидя в седле, несколько отклоняется назад в триумфе, то женщины делают это из чувства благоговения перед ним. Они смотрят в его глаза, как заворожённые, в их позах скованность, а дама, которая вешает на копьё венок, и вовсе едва держится на ногах – она практически падает назад. Витраж датируется концом XIX в., поэтому, несмотря на готический сюжет, техническая часть выполнена в соответствии с современными художественными принципами: так, например, замок изображен в прямой перспективе, а не в традиционной для готики обратной, хотя заросли роз в нижней части в какой-то степени выполняют роль орнамента – традиционного элемента витража.


написать администратору сайта