Главная страница
Навигация по странице:

  • «Шукавская средняя общеобразовательная школа» « Жизнь и творчество Андрея Платонова»

  • Детство и юность писателя.

  • Литературное творчество.

  • Художественный мир А. Платонова.

  • Творчество в годы Великой Отечественной войны.

  • Последний период творчества.

  • платонов. Жизнь и творчество Андрея Платонова


    Скачать 67.65 Kb.
    НазваниеЖизнь и творчество Андрея Платонова
    Дата08.04.2023
    Размер67.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаплатонов.docx
    ТипДокументы
    #1047115
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Шукавская средняя общеобразовательная школа»
    « Жизнь и творчество Андрея Платонова»

    Выполнила: Боева Наталья,

    ученица 8 класса МКОУ Шукавская СОШ»
    Руководитель: Бондаренко А.Н., учитель русского

    языка и литературы МКОУ «Шукавская СОШ»
    с. Шукавка

    2019 год

    Оглавление


    Основная часть 5

    1. Андрей Платонович Платонов. Очерк жизни и творчества 5

    2. Повесть «Сокровенный человек» 11

    3. Повесть «Котлован» 14

    4. Тема семьи, дома в прозе Андрея Платонова («Возвращение», «Третий сын», «Котлован») 22

    Заключение 26

    Рекомендуемая литература 27


    Введение
    Судьба А. Платонову отмерила всего 51 год, но все трагические события первой половины XX века (революция, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война) отпечатались в его творчестве. А.Платонов родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Он познал, что такое нищета, задавленность тяжким механическим трудом, однообразным бытом. Он обостренно чувствовал великую несправедливость жизни, поэтому революцию воспринял как путь к свету. Долгие годы находился на краю бедности, претерпел личную неприязнь Сталина, арест и смерть сына, но никогда не приспосабливался.

    В его произведениях поставлены самые сложные проблемы нашей жизни. Главное для него – сохранить и сберечь на Земле жизнь. Писатель вступает в открытое сражение со всеми, кто хотел бы «низвести человека до уровня «животного», размолоть человечество в империалистической войне, деморализовать и развратить его, ликвидировать все результаты исторической культуры».

    При его жизни критика объявила вредное влияние его произведений на читателя. По мнению сегодняшних литературоведов, Андрей Платонов – выдающий писатель. Платонов писал свои произведения спокойно, «тихо», не стремясь вокруг себя никого перекричать. И как подлинный волшебник слова, перебиравший «четки мудрости златой», вслушивался он не в звучание фраз, а в сложную мелодию, в тревожные вариации мысли. Ежедневно, даже ежечасный труд осмысления мира настолько поглощал Платонова, что он стыдился ярких, цветистых, но бездуховных слов, не наполненных смыслом.

    Его перо не отдыхает на бесхитростных описаниях родных воронежских степей, хотя он не меньше Кольцова и Никитина любит родину, край свой молодости. Но об этой любви он говорит предельно сдержанно, заботливо. Сиротство и нищета детских лет не убили в нем главное – душу ребенка.

    Платонов напоминает каждому из нас, что Человек – твоё первое и, вероятно, всего главное имя.

    Голос Платонова, слегка приглушенный, утомительно-печальный, покоряет бесконечной стыдливостью, сдержанностью, какой-то грустной кротостью: «Он был когда-то нежным, печальным ребенком, любящим мать и родные плетни, и поле, и небо над всеми ими... Ночью душа вырастала в мальчике, и томились в нём глубокие сонные силы, которые когда-то взорвутся и вновь сотворят мир. Это чудо, на которое любуется каждая мать каждый день в своем ребенке. Мать спасет мир, потому что делает его «человеком» (Повесть «Ямская слобода»).

    А. П. Платонов – всегда мудрый собеседник, обращающий к отдельному человеку. Он весь не в отдалении, а у «человеческого сердца». К портрету А. Платонова, образу его души уместно взять эпиграфом слова Ф.И. Тютчева :

    Ущерб, изнеможенье и во всём

    Та кроткая улыбка увяданья,

    Что в существе разумном мы зовем

    Божественной стыдливостью страданья.

    Основная часть




    1. Андрей Платонович Платонов. Очерк жизни и творчества


    .

    Все возможно – и удается все,

    но главное – сеять души в людях.

    Детство и юность писателя. Начало литературной деятельности. Андрей Платонович Климентов (Платонов – литературный псевдоним) родился 20 августа (1 сентября) 1899 года в поселке Ямская слобода под Воронежем. Его отец был слесарем железнодорожных мастерских. С раннего детства Платонов видел вокруг нищету, голод. В семье росло 10 детей. Уже в юности будущий писатель был вынужден работать. Он был батраком, подручным на складе, помощником машиниста, литейщиком, мастеровым. После церковно-приходской школы Платонов занимался в городском училище (окончил четыре класса), а потом вновь работал (в 1917 – 1918 годах – на Воронежском паровозоремонтном заводе). Возможности получить образование у юноши не было, но очень рано в нем пробудилась страсть к сочинительству: он стал писать стихи.

    В годы Гражданской войны А. Платонов служил в Красной Армии (1919 – 1920), был бойцом ЧОН и одновременно корреспондентом газеты в городе Новохоперске. Юноша стал одной из самых ярких и заметных фигур послереволюционного Воронежа. Он увлекался техникой и философией, участвовал в митингах, диспутах, литературных вечерах, печатал в газетах и журналах города статьи на самые разные темы, писал стихи и научно-фантастические рассказы. Вскоре его рассказы начали появляться и в центральных изданиях: «Красная новь», «Кузница». Зарегистрировано более 200 публицистических выступлений Платонова того времени на самые разные темы. Ему хотелось все познать и поучаствовать во всех процессах переделки мира.

    В 1918 году он поступил в Воронежский политехникум, а затем в Политехнический институт, который окончил в 1924 году и сразу включился в работу по мелиорации и электрификации сельского хозяйства Воронежской области. А. Платонов считал инженерную деятельность главным своим делом, хотел в этом качестве служить созданию нового мира.

    В 1920 году Платонов вступил в коммунистическую партию, но в 1921 году «самовольно» вышел из нее, не желая принимать привилегированное положение новоявленных советских чиновников; бюрократизм, уже царящий в новой жизни; неприятие нэпа, который скукой быта опошлял революцию.

    Эстетические воззрения молодого писателя были близки позиции Пролеткульта и «Кузницы», философские идеи он во многом почерпнул у Н. Федорова (1828–1903), философа-утописта. Федоров верил в возможность бессмертия и даже «воскрешения отцов», если человечество будет напряженно работать для достижения этой цели. Он считал, что причина вражды между людьми – «смертоносная сила природы». Платонову были близки его мысли о роли науки, труда, долге сыновей, подвижничестве. В стихотворении А. Платонова «Динамо-машина» (1920) есть такие строки:

    Нету неба, тайны, смерти,

    Там вверху труба и дым,

    Мы отцы и мы же дети,

    Мы взрываем и творим.

    В 1922 году вышел сборник стихотворений А. Платонова «Голубая глубина», который был замечен В. Брюсовым. В 1921 году появилась публицистическая книга «Электрификация». В Москве публиковались рассказы Платонова, в которых он изображал «маленьких людей», опираясь на традиции Гоголя («Шинель»), Достоевского («Бедные люди», «Белые ночи»).

    В 1926 году Платонова перевели на работу в Москву, в ЦК профсоюза работников земли и леса, а затем командировали в Тамбов – руководителем отдела в губернском земельном управлении. Эта должность требовала частых поездок по губернии, что давало писателю возможность увидеть становление новой жизни.

    Литературное творчество. Вернувшись в Москву, он оставил службу и полностью отдался литературному творчеству. А. Климентов взял псевдоним Платонов по имени отца – Платона Фирсовича Климентова. В 1927 году он создал историческую повесть «Епифанские шлюзы» об английском инженере времен Петра I, пытающемся выполнить царский приказ – соединить каналом Волгу с Доном. В 1928 году появился сборник «Сокровенный человек», названный так по одноименной повести.

    Основной темой произведений, написанных А. Платоновым на рубеже 1920— 1930-х годов, является тема новой страны, которую люди создают с заветной мечтой о счастье всех обездоленных. Об этом повести «Котлован» (1930), «Ювенильное море» (1934), об этом и роман «Чевенгур» (1929). В то же время Платонов создавал сатирические произведения («Город Градов», 1926, «Государственный житель», 1929, «Шарманка»). В них существует абсурдный мир, в котором ненормальное считается самым правильным, естественное – диким и безобразным.

    В 1929 году в журнале «Октябрь» был опубликован рассказ А. Платонова «Усомнившийся Макар». Оценку рассказу дал И. В. Сталин, назвав его «двусмысленным произведением». Это дало толчок критическим разносам Платонова.

    Опала. В 1931 году А. Платонов опубликовал в журнале «Красная новь» повесть «Впрок», которая рассказывала о жизни колхозов в ироническом ключе, показывала разлад в колхозном движении. Она призывала к трезвому, реальному взгляду на ситуацию, создавалась как предупреждение о вреде необдуманной ломки крестьянской жизни, перегибов и извращений в создании колхозов. Автор назвал ее «бедняцкой хроникой». Это произведение вызвало крайне негативную оценку Сталина. На журнальном тексте повести он написал: «Платонов – сволочь». Вслед за тем в «Красной нови» появилась статья А. Фадеева «Об одной кулацкой хронике», а за ней – множество разгромных отзывов: «Под маской», «Клевета», «Пасквиль», «Порочная философия», «Клеветнический гуманизм» и т.п. После этой кампании Платонова больше не печатали. Его главные произведения – «Котлован», «Чевенгур» – так и не дошли до современного ему читателя.

    В 1937–1939 годах А. Платонов активно сотрудничал в литературных журналах, печатая критические статьи о русской классике, современной русской и зарубежной литературе. Тогда появились псевдонимы А. Фирсов, Ф. Человеков и др., потому что иначе опубликоваться писатель не мог. В это время окончательно сложились черты самобытного стиля Платонова.

    Художественный мир А. Платонова. Герои его произведений. В произведениях А. Платонова герой выглядит очень «негероически». Это фантазер, чудак, искатель истины, романтик. Герои Платонова, как правило, странствуют по Руси. Они не знают своих интересов, не ищут выгоды, это герои, «забывшие себя». «Сокровенных людей» Платонова нельзя назвать сильными, «задумавшийся человек» вряд ли может быть сильным. Чаще всего они хрупкие, физически немощные. Но «тщетность существования» их длится вопреки любому давлению и в результате преодолевает силу того жестокого мира, который их окружает. Слабые персонажи Платонова в какие-то моменты жизни вдруг проявляют, казалось бы, несвойственные им качества: силу воли, способность к самопожертвованию, духовную силу. Героиня рассказа «На заре туманной юности», слабая девушка, подставляет свой паровоз под отцепившийся состав, отлично понимая, что может погибнуть.

    Как правило, герои Платонова не занимаются политикой. В мире Платонова никто не сомневается, что революция несет с собой благие перемены. Герои Платонова — преобразователи мира. Революция требует поистине вселенских преображений. И силы природы, по мнению платоновских героев, тоже должны быть подчинены человеку. Герои «Ювенильного моря» планируют пробурить землю «вольтовой дугой» и добраться до древних, ювенильных озер, чтобы принести в засушливую степь необходимую ей влагу. Именно такой масштаб планируемых перемен характерен для мира произведений Платонова.

    Жизнь, в которой все стронулось с насиженных мест, – вот основной предмет изображения в большинстве произведений писателя. Характер жизни, когда все сдвинуто, определяет не только мотив странничества. Этим объясняется во многом и «сдвинутость» всего художественного мира Платонова. В его произведениях сосуществуют фантастика, причем зачастую весьма причудливая, и реальность. Фантастично превращение Макара и Петра, героев рассказа «Усомнившийся Макар», из правдоискателей, прошедших ад «института душевноболящих», в чиновников. Один из героев романа «Чевенгур» странствует на коне Пролетарская Сила, чтобы найти, вырыть из могилы и оживить немецкую революционерку Розу Люксембург. Герои «Котлована» запасаются гробами для своей близкой смерти и живыми размещаются в них.

    Революция у Платонова предстает не только как созидательная, но и как случайно действующая сила. Вожак чевенгурцевЧепурный говорит: «Живешь всегда вперед и в темноте». Жизнь «в темноте», «в пустоте» приводит к тому, что революция зачастую становится силой разрушительной. Люди «научены политруком» счастью, но та модель, которую он предлагает, оказывается слишком упрощенной. Фома Пухов («Сокровенный человек») утверждает: «Революция – простота...». Эта простота приводит к кровавым жертвам. Действительность сопротивляется надеждам и действиям людей. Герои «Котлована» строят «общепролетарский дом», но все их усилия приводят лишь к появлению огромного котлована, становящегося все глубже. Деятельность людей по построению нового общества оказывается разрушительной, и в результате их искренних усилий происходит чудовищное. Например, в «Чевенгуре» строители новой жизни гибнут от внезапного набега врагов, в «Ювенильном море» погибают дети, ради которых все и совершается.

    При чтении произведений Андрея Платонова невозможно не обратить внимания на язык, которым они написаны. Это неправильный язык. Причем искаженная речь свойственна не только героям произведений, но и автору. Платонов постоянно отступает от стилистической или грамматической нормы. Часто рядом оказываются слова, казалось бы, несовместимые по смыслу: «захохотал всем своим редким молчаливым голосом», «она открыла опавшие свои, высохшие, как листья, смолкшие глаза», «утомительное пространство» и т.д. Политические и канцелярские штампы и просторечные слова и выражения сочетаются в одной фразе. Платонов причудливо строит фразы: «В бумаге сообщалось, что в систему мясосовхозов командируется инженер-электрик сильных токов товарищ Николай Вермо, который окончил, кроме того, музтехникум по классу народных инструментов, дотоле же он был ряд лет слесарем, часовым механиком, шофером и еще кое-чем, в порядке опробования профессий, что указывало на безысходную энергию тела этого человека, а теперь он мчится в действительность, заряженный природным талантом и политехническим образованием». Выражения из профессиональной речи слесарей, механиков, строителей выступают в качестве метафор или сравнений: «Что-то сверкало в душе его, словно скрежетало сердце на обратном, непривычном ходу». Его фразы часто неуклюжи, но необыкновенно философичны: «мать не вытерпела жить долго»; «лег на стол между покойными и лично умер»; «пусть существует теперь как предмет – на вечную память...». Причудливый язык произведений А. Платонова заставляет внимательно, почти мучительно вглядываться, вчитываться в каждое слово, что и является важнейшей задачей писателя.

    Творчество в годы Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны Андрей Платонов в течение более грех лет находился в действующей армии в качестве корреспондента «Красной звезды». Он был подо Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. В те же годы он создал аппарат для сжигания газового топлива, и это изобретение было засекречено.

    Первый военный рассказ Платонова был напечатан в «Красной звезде» в сентябре 1942 года. Он назывался «Броня» и рассказывал о раненом моряке, занятом изобретением состава сверхпрочной брони. После его гибели автор понимает, что броня, «новый металл», «твердый и вязкий, упругий и жесткий» – это характер парода. За годы войны Платонов выпустил шесть книг прозаических произведений, в которых все внимание было уделено не сценам сражений, а нравственному духу людей и философскому содержанию событий.

    Последний период творчества. В 1946 году в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ А. Платонова «Семья Иванова» (более позднее название – «Возвращение») – о солдате, пришедшем с войны. Этот рассказ был жестоко осужден. Автора обвиняли в клевете, в искажении образа воина. После уничтожающей критики рассказа имя Платонова было окончательно вычеркнуто из литературы. Его не печатали, он остался без средств к существованию. Писатель вынужден был работать дворником. В конце 1940-х годов Платонов писал рассказы, переложения народных сказок для детских журналов и издательств, пьесу о Пушкине. Он выпустил три сборника обработанных народных сказок: «Финист – ясный сокол», «Башкирские народные сказки», «Волшебное кольцо».

    Период с 1946 по 1951 год был тягостным для писателя. Его почти не печатали. Смертельно больным вернулся из ссылки сын и вскоре умер на руках отца от туберкулеза. Этой же болезнью заразился А. Платонов и в последние годы жизни был прикован к постели. Умер писатель практически забытым 5 января 1951 года.

    Первый посмертный сборник произведений Андрея Платонова вышел в 1958 году, через семь лет после его кончины. После этого началось постепенное возвращение Андрея Платонова к читателю. В течение десяти лет были опубликованы еще два сборника. Однако главные произведения А. Платонова появились в печати впервые только в годы «перестройки», в конце 1980-х годов.

    1. Перечислите наиболее характерные, на ваш взгляд, черты личности Андрея Платоновича Платонова.


      1   2   3   4


    написать администратору сайта