Главная страница
Навигация по странице:

  • «Комплот Фиеско в Генуе»

  • «Коварство и любовь».

  • Погнали дальше

  • Отсюда можно что-то взять Жизненный и творческий путь Ф. Шиллера

  • Таким образом, в его творчестве в концентрированном виде выразился протест бюргерской молодежи против духовного гнета и полочной тирании.

  • Шиллер вынес из академии основательные знания по истории, философии, естественных наук. Как специализацию он выбрал медицину.

  • И отсюда тоже «Дон Карлос».

  • Годы в Веймаре.

  • В последние годы жизни.

  • творческий путь Шиллера. Жизнь Шиллера приходится на время, когда раздробленная в итоге тридцатилетней войны 365 княжеств, Германия стонала под бременем деспотизма, а обессиленный люд ещё не был способным ни на какую политическую активность


    Скачать 41.07 Kb.
    НазваниеЖизнь Шиллера приходится на время, когда раздробленная в итоге тридцатилетней войны 365 княжеств, Германия стонала под бременем деспотизма, а обессиленный люд ещё не был способным ни на какую политическую активность
    Дата09.01.2019
    Размер41.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатворческий путь Шиллера.docx
    ТипДокументы
    #63014

    Предисловие

    Жизнь Шиллера приходится на время, когда раздробленная в итоге тридцатилетней войны 365 княжеств, Германия стонала под бременем деспотизма, а обессиленный люд ещё не был способным ни на какую политическую активность. Но конкретно в этот период в Германии появляется большое литературное движение, известное под названием «Буря и напор».

    Движение, сутью которого был страстный протест передовой германской молодежи против гадости и застоя в политической жизни страны, против княжеской деспотии, феодальной морали и унижения людской личности. Это справедливое возмущение, этот гнев отыскали наилучшее проявление конкретно в произведениях юного Шиллера, поэта, чей актуальный путь был очень тяжкий и заблаговременно свел его в могилу.

    Кто он?

    Шиллер (Schiller) Фридрих фон (полное имя Иоганн Кристоф Фридрих) (10 ноября 1759, Марбах на Неккаре – 9 мая 1805, Веймар), немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения; наряду с Г. Э. Лессингом и И. В. Гете основоположник немецкой классической литературы. Мятежное стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства, ненависть к феодальным порядкам выражены уже в юношеских драмах периода «Бури и натиска»: «Разбойники» (1781), «Заговор Фиеско» (1783), «Коварство и любовь» (1784). Столкновение просветительских идеалов с действительностью, интерес к сильным характерам и социальным потрясениям прошлого определили напряженный драматизм трагедий Шиллера («Дон Карлос», 1783–1787; «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», обе 1801, и др.), народные драмы «Вильгельм Телль» (1804), обусловили создание им теории «эстетического воспитания» как способа достижения справедливого общественного устройства.

    Начало

    Еще в академии Шиллер увлекся литературой и философией и, несмотря на запреты преподавателей, штудирует Ф. Г. Клопштока, Альбрехта фон Галлера, И. В. Гете, писателей «Бури и натиска»1, Ж. Ж. Руссо. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер становится членом тайного общество иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1776–1777 гг. несколько шиллеровских стихотворений было опубликовано в «Швабском журнале». В этом же журнале за 1775 Шиллер находит и материал для своего первого значительного произведения: за основу пьесы «Разбойники» (1781) начинающий драматург берет новеллу Даниеля Шубарта «К истории человеческого сердца».

    Разбойники

    Над первой драмой «Разбойники» Шиллер начал работать, ещё находясь в академии. В 1781 году драма была завершена, а 13 января 1782 года «Разбойники» были в первый раз показаны на сцене Мангеймського театра. Спектакль имел колоссальный фурор. Потом последовали триумфальные спектакли в почти всех других городках Германии. Невзирая на то, что постановщики нередко на собственный вкус либо за цензурой нравно увечили текст пьесы, а действие было перенесено из современности в XVI век, нереально было убить главный — пафос драмы, благородство помыслов разбойника Карла Моора, который решил на собственной родине в одиночку искоренить зло и беззаконие.

    Шиллер отдал собственной драме два эпиграфа, которые определяют основную идею пьесы. 1-ый эпиграф: «На деспотов!» свидетельствовал о том, что содержание её ориентировано против тиранства. 2-ой эпиграф из Гиппократа: «Что не лечат лекарства, лечит железо, чего не лечит железо, лечит огонь» — что указывало на средства борьбы с деспотией.

    Главный герой драмы Карл Моор — студент, которого, как и создателя, захватывают жизнеописания величавых мужей Греции, которые составил историк Плутарх. Он грезит перевоплотить Германию в республику. Карл Моор — 1-ый герой-идеалист и энтузиаст, который грезит об освобождении всего населения земли. Его родной брат Франц — полная ему противоположность. Циник, который третирует людьми, он оболгал Карла. Франц сажает отца за решетку, посягает на честь жены брата Амалии. Преданный братом и окаянный папой, Карл Моор становится предводителем отряда разбойников, чтоб вершить силой орудия справедливость. Великодушные разбойники во главе с Карлом наказывают криминальных богачей и защищают бедняков. Но скоро насилие пьянит разбойников, беспощадность становится привычкой. Карл Моор познает, что злодеяниями мир поправить нереально, потому решает отдаться в руки правосудия. Но, так как за его голову гарантирована щедрая заслуга, Карл желает, чтоб его выдал какой-либо бедняга, который нуждается в деньгах. В конце находится соответствующая эволюция героя: когда нельзя спасти всё население земли, следует попробовать посодействовать хотя бы одному несчастному человеку.

    Уже в первой драме Шиллер уповает не на силу, а на моральное исправление общества. Обезумевшая страстность персонажей, патетичность их языка, которая местами перебегает в грубость, напряженность сюжета сделали «Разбойников» примерным достоянием «бури и напора» — ведущего литературного направления Германии 70-80-х годов XVIII века. Барон Вютембергский, узнав о спектакле, отдал приказ посадить создателя «Разбойников» на гауптвахту и запретил ему писать что-либо, не считая сочинений по медицине.

    Шиллер решил покинуть владения миниатюрного тирана. В ночь на 23 сентября 1782 года, воспользовавшись смятением пышноватых придворных торжеств в честь русского цесаревича Павла Петровича, который был женат на племяннице барона Карла, создатель «Разбойников» потаенно бежал из Вюртемберга. 5 лет длились бескровные скитания, болезненная бедность и упрямая борьба за признание посреди германских читателей и театральной публики.

    Прямо за «Разбойниками» Шиллер создает вторую драму, но уже на историческом материале: «Комплот Фиеско в Генуе» (1782), жанр которой он обусловил как «республиканская катастрофа». Действие драмы происходит в Италии в 1547 году.

    Особую славу автору принесла его мещанская трагедия «Коварство и любовь». Она была написана в 1783 году и первоначально называлась «Луиза Миллер».

    Эта пьеса стала кульминацией раннего творчества Шиллера и квинтэссенцией гуманистических идей эпохи Просвещения. Многие критики считают ее литературным революционным манифестом для будущих поколений, художественным восстанием Шиллера против порядков Германии второй половины XVIII столетия.

    Мещанскую драму еще называют «буржуазной трагедией» или «сентиментальной пьесой». Рождение этого жанра связывают с социальными изменениями, давлением капитала на общественные устои, а в литературе – с повышенным интересом к природе человеческих чувств. Как правило, в центре произведения – социальный и сентиментальный конфликты. На первом плане – добродетель и торжество разумного начала.

    Сюжет пьесы «Коварство и любовь» получился типичным и бесхитростным, хотя и несколько запутанным. Но в нем сконцентрированы основные житейские проблемы той эпохи, которые Шиллер обозначил предельно эмоционально и трагично. Писатель-гуманист обличил и разоблачил пороки немецкого общества с присущей ему открытостью и остротой. Эти проблемы он уже затрагивал в «Разбойниках», но теперь характеры героев и эпизоды действия соотнес с реальными фактами и прототипами.

    Провинциальный быт, коварные интриги и ужасные преступления, роскошь и разврат герцогского окружения, а также беспросветная нищета простолюдина – такова обстановка, в которой разворачивается любовная история двух молодых людей. Дворянин Фердинанд фон Вальтер и дочь простого музыканта Луиза Миллер представляют разные сословия. Тема стара как мир, но представлена по-новому, с присущим Шиллеру умением сочетать комическое и трагическое, хотя сам драматург относился с долей иронии к такому приему. Просто художественные методы классицизма были в то время еще популярны.

    Пылкие чувства отпрыска президента Фердинанда к мещанке Луизе, к сожалению, не могут получить развитие. Они грозят разрушить все планы именитого отца, который намерен женить Фердинанда на фаворитке герцога леди Мильфорд. Поэтому в ход идут самые изощренные интриги. Луизу оклеветали в измене, и она должна сознаться в этом своему возлюбленному. План президента состоял в том, что Фердинанд отвергнет нечестную невесту. Но молодой человек выбрал иной путь, он не смог пережить крах своей веры в непорочность Луизы и предпочел смерть для обоих.

    Сложность характера присуща практически всем действующим лицам драмы. В те годы Шиллер уже четко понимал, что поступки людей определяются не только их личными особенностями, но и местом в обществе. Отсюда и заметная противоречивость персонажей: аморальное поведение и великодушие леди Мильфорд, любовь к власти и славе президента фон Вальтера не мешает ему в момент скорби проявить благородство, трусливый и приниженный старик Мюллер находит в себе силы противостоять оскорбителю дочери. До Шиллера никто с такой пронзительной силой не демонстрировал испытания, через которые проходит сердце человека.

    Ситуация осложняется еще и конфликтом сословий. Отец Фердинанда не просто чинит влюбленному сыну препятствия, он еще хочет самоутвердиться за счет бедной семьи Луизы, всячески унижая девушку и старого музыканта. Поведение вельможи наглядно доказывает факт пренебрежительного отношения высшего сословия к простолюдинам.

    «Коварство и любовь» критики называют вершиной штюрмерской драматургии Шиллера. В этой пьесе влюбленный Фердинанд восстает против своей судьбы и непреодолимых обстоятельств. Он терпит поражение, но лишь физическое, а не моральное. Молодой человек торжествует над оппонентом, демонстрируя силу духа. Этот образ и борьба за человеческие права весьма характерны для Германии XVIII века. Положение бюргерства, отношения сословий, семейно-бытовые неурядицы были общественно и политически интересны, поэтому пьеса из бытовой сразу переросла в мещанскую трагедию.

    В драме «Коварство и любовь» Шиллеру удалось достаточно глубоко раскрыть психологию героев, их сложные взаимоотношения между собой и место в обществе. Но главное здесь – не мелочи реального быта на примере конкретных персонажей, а реалистическое изображение «типичных» обстоятельств: коварства сильных и бесправия слабых. Но сильных и слабых не по духу, а из-за общественного устройства Германии того времени.

    Для автора очень важно выяснить права народа и его возможность противостоять сильным мира сего. Действие пьесы развивается напряженно, в этом произведении уже ощутима зрелость художественного мастерства Шиллера. Характеры описаны достаточно ярко и емко, в них можно легко прочесть отношение автора к своим героям. В моменты особой духовной борьбы и моральной напряженности Шиллер выбирает наиболее сложные речевые обороты. Герои пьесы часто изъясняются языком самых возвышенных и вдохновенных трактатов.

    Трагедия «Коварство и любовь» была написана по всем канонам театрального искусства того времени, поэтому прочно и надолго вошла в драматургический репертуар многих известных коллективов. Именно эта пьеса принесла Шиллеру славу ярого поборника свободы. Автор преодолел сухой гелертерский стиль и склонность к возвышению мелких деталей. Он повернулся лицом к житейским проблемам обычного народа. Шиллер вплотную подошел к идеям героического искусства с гражданским пафосом. Таким образом, пьеса «Коварство и любовь» стала достойным шедевром литературы в эпоху европейского Просвещения.

    В первой драме Шиллера виртуозно соединились шекспировская мощь в изображении характеров, правдоподобные картины немецкой повседневности, элементы библейского стиля (характерно, что первоначально автор хотел озаглавить драму «Блудный сын»), личные переживания поэта: его сложные отношения с отцом. Шиллеру удалось уловить бунтарские вольнолюбивые настроения, царившие в обществе в первые годы после Великой французской революции и выразить их в образе Карла Моора. Первая постановка «Разбойников» в Мангейме в январе 1782 произвела фурор: «незнакомые люди бросались друг другу в объятия, женщины в полуобморочном состоянии покидали зал». Автор, которого тут же окрестили «немецким Шекспиром», тайком присутствовал на премьере.

    Однако по возвращении в Штутгарт Шиллер был арестован и по приказу герцога посажен на гауптвахту. Летом 1782 драматург бежал из владений Карла Евгения, взяв с собой рукопись своего второго значительного драматического произведения – драмы «Заговор Фиеско в Генуе» (поставлена в 1783). На несколько лет Шиллер обосновывается в Мангейме, где получает место заведующего литературной частью в «Национальном театре».

    В апреле 1784 на сцене этого театра состоялась премьера мещанской трагедии Шиллера «Коварство и любовь». В отличие от первых драм здесь центральным персонажем является девушка: Луиза Миллер (по ее имени Шиллер первоначально предполагал назвать пьесу), дочь бедного музыканта. Она влюблена в Фердинанда, сына аристократа, однако сословные предрассудки не дают им соединиться. Мещанская гордость отца Луизы и карьеристские планы Президента, отца Фердинанда, столкновение жестоких законов абсолютистского общества и человеческих чувств, приводят к трагической развязке: попавшись в сеть интриг, Фердинанд из ревности убивает Луизу.

    До Шиллера никто не решался трактовать обычную для сентиментальной литературы того времени тему любви представителей различных сословий с такой социальной тенденциозностью. Даже Г. Э. Лессинг в бюргерской трагедии «Эмилия Галотти», с которой очевидно перекликается пьеса Шиллера, предпочел перенести действие своего произведения в Италию, дабы избежать конфликта с властями. Благодаря своему гражданскому пафосу пьеса «Коварство и любовь» имела огромный успех у публики.

    Погнали дальше

    Сразу с драматургией Шиллер посвящает себя поэзии. В его стихах идея всегда преобладает над чувством, размышляя над разными явлениями жизни, он черпает аргументы в древней мифологии либо ренессансном искусстве. Воспевая красивую даму, он именует её Лаурой, не только лишь выражая тем приподнятый платонический строй эмоций, да и заявляя себя приверженцем итальянского гуманиста Франческо Петрарки. Оба они предаются размышлениям над тем, почему так нужна любовь человеку и населению земли. По воззрению Шиллера, что он её унаследовал от древних мудрецов, все частички большого разрозненного мира воссоединяет сила любви. Любовь дает жизнь, без неё мир и природа мертвые. Страсть, что воспевается поэтом, до Лауры — огромное благое чувство, так как оно — нужная соединительная частичка мироздания.

    В академии где учился Шиллер преподавал философию профессиональный преподаватель и ученый Абель, который потом стал его другом. На грядущего поэта лекции Абеля произвели сильное впечатление. Доктор обосновывал примечательность наперед мировой гармонией. Делая упор на учение германского философа и ученого Лейбница, он стремился привить своим воспитанникам жизнеутверждающее мировосприятие, внушить любовь к ближнему, наставлял их на путь знаний окружающей жизни. Лекции Абеля не прошли для Шиллера никчемно. Более осязаемым является воздействие его философской концепции в одном из самых узнаваемых произведений Шиллера «Ода радости», в базу которого положен характерный Шиллеру принципный оптимизм, вера в человека, убежденность в том, что люди могут и должны сродниться вместе.

    Этот стих обрел мировую славу благодаря тому, что Бетховен окончил 9-ю симфонию потрясающим хором на его текст. После нескольких неудач в Мангеймскому театре, директор которого Дальберг под различными предлогами отрешался ставить новые пьесы Шиллера, после долгого отсутствия средств поэт отыскал в Лейпциге друзей и покровителей, которые посодействовали ему преодолеть все актуальные трудности. Произведения Шиллера были изданы, он жил под дружественным кровом собственного фаната Готфрида Кернера, который тактично опекал Шиллера.

    Падение Бастилии потрясло устои феодального мира. Исторический прогресс с философской абстракции перевоплотился в осязаемую действительность, движение истории ускорилось. Философское мышление Шиллера улавливало закономерность времени. Недовольный современностью, он пишет стихотворение «Боги Греции» (1788), в каком звучит ностальгия по древним эпосам. Поэт прославляет языческие божества старых греков. Древний мир Шиллер представляет как сосредоточие радости, любви и красоты. Природа людской фантазией была одухотворена и щедра к человеку. Древние божества помогают Шиллеру в построении определенной философской концепции.

    Посреди богов — благодетелей населения земли — раз за разом появляются тени сказочных созданий, которые олицетворяют злые силы. Древний мир для него только притча былых времен, прошлое разрушается, то что может дает дорогу будущему. Нить истории не прерывается, человечий прогресс неизбежен, хоть бы какую дорогую стоимость необходимо было бы за него заплатить, такая основная идея стихотворения.

    Шиллер понял, что на рубеже XVIII-XIX веков прогресс населения земли не удовлетворит каждого человека в попытке достигнуть собственного счастья. Эта же идея развивается в балладах Шиллера.

    Жанр баллады возродил Гёте и Шиллер, вступил в дружественное соревнования по разработке баллад. Было это в 1797 году, который окрестили позже годом баллад. Это был очень принципиальный момент в жизни Шиллера. Он жил в Веймаре с 1795 года, под покровительством Саксен-Веймарского барона Карла Августа, что давало возможность без мысли о заработке писать стихи, пьесы, заниматься философией и историей. В этот период произошло сближение с Гёте, о чем Шиллер грезил издавна.

    Баллады Шиллера воспринимаются как отголосок тех давнишних времен, когда различного рода поверья и предания, живя рядом с реальной жизнью, сливались в необычные фольклорные образы. В балладах в большинстве случаев говорится не про некий определенный исторический момент, а про древность как таковую. Баллады влекут и сразу стращают своими необычными ожесточенными сюжетами, поражают невыясненными тайнами природы.

    В ряде баллад сюжетным стержнем становится экзамен героя — проверка его мужества, решительности, отваги. И когда, это происходит в «Перчатке», жизнь человека подвергается угрозе, шутя, играя, готова верного рыцаря сделать добычей плотоядных животных, потому герой имеет право повести себя неучтиво с дамой.

    Принципиальное место в поэзии Шиллера занимает его «Песня о колоколе», которая является гимном труда человека, прославление его силы, мозга и силы его рук. Язык Шиллера звучит тут, как у проповедника, менторски. Он желал, чтоб все было основано на разумном порядке, чтоб человек упорным трудом всегда достигал собственного счастья. В этом стихотворении отразился и ужас революционных потрясений. Для поэта мир и согласие важнее социальной борьбы. Эту же идея Шиллер развивает и в собственных теоретических работах: «Письма об эстетическом воспитании человека», (1795-1796).

    На протяжении всего творческого пути драма оставалась возлюбленным жанром Шиллера («Дон Карлос», 1787), все его следующие драматические произведения основаны на историческом материале.

    В особенности плодотворным в плане драматургии было последнее десятилетие творческого пути Шиллера. Он создает такие драматические произведения, как трилогия «Валенштейн» (1799), драмы «Мария Стюарт» (1800), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804). В этих произведениях художественному анализу подвергаются поворотные этапы в истории европейских народов. Последней — незавершенной — драмой Шиллера стал «Дмитрий» (1805)

    Отсюда можно что-то взять

    Жизненный и творческий путь Ф. Шиллера

    Фридрих Шиллер вошел в историю немецкой литературы как "наследник" движения "Буря и натиск", однако его творчество нельзя считать эхом творчества Штюрмер: он немало усвоил, но немало ии отверг с того, что было накоплено поколением 1770-х годов.

    Таким образом, в его творчестве в концентрированном виде выразился протест бюргерской молодежи против духовного гнета и полочной тирании.

    Родился Иоганн Христоф Фридрих Шиллер 10 ноября 1759 в маленьком городке Марбах Вюртембергского герцогства в семье бедного военного фельдшера. Мать будущего драматурга была дочерью сельского булочника.

    В 14 лет против собственной воли, по настоянию родителей, которые мечтали видеть сына священником, он по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в недавно основанной Штутгартской военной академии, которая должна была готовить чиновников для

    герцогской службы. Воспитанники брались преимущественно 13 личного согласия герцога. Это были в большинстве случаев дети из семей бедных офицеров. В академии был установлен военный режим, воспитанники жили в так называемых "казармах". Несмотря на муштру, здесь была достаточно большое количество известных профессоров, воспитанники слушали лекции на университетском уровне.

    Шиллер вынес из академии основательные знания по истории, философии, естественных наук.

    Как специализацию он выбрал медицину.

    Круг его литературных чтений охватывало вместе с шедеврами мировой литературы новинки немецкой тогдашней литературы - произведения Клопштока, Лессинга, Гете, а также Руссо, произвели на него огромное влияние. На смерть Руссо написана одна из ранних от Шиллера, напечатанная позже в его стихотворной "Антологии 1782".

    В академии, по словам Шиллера, люди пытались сделать камни. Юный Фридрих никак не мог подчиниться бессмысленной муштре. Вся система обучения здесь была направлена на то, чтобы вырастить безвольных, лишенных собственного мнения людей. За малейшую провинность наказывали розгами, сажали на гауптвахту.

    Позже Шиллер вспоминал: "Судьба жестоко терзала мою душу. Через печальную пасмурную юность вступил я в жизнь, и бессердечное, бессмысленное воспитание тормозило во мне легкие, прекрасные движения первых рождаемых чувств ...".

    Вызывает удивление, откуда юноша черпал силу, как в дремучей глуши провинциальной жизни феодальной Германии, между толстенных стен академии не высох мозг, а не одичала душа.

    Настоящей отрадой стала поэзия. Фридриху приходилось прятаться со своими произведениями. Используя любую возможность, он писал стихи, работал над пьесой, которой дал название «Разбойники». Бывало, что и больным притворялся, чтобы попасть в лазарет. Напрашивался дежурить в больнице, и больным было невдомек, почему врач впопыхах прячет свое письмо, когда появляется руководство.

    Отрывки из пьесы «Разбойники» Шиллер читал своим друзьям, которые были тронуты. Но тогда еще никто из них не знал, что они становились первыми свидетелями рождения эпохального таланта мировой литературы.

    В следующем, 1780 года, Шиллер завершил работу над трагедией "Разбойники". В этом же году он закончил и академию, защитив диссертацию "О связи животной и духовной природы человека".

    Фридрих получил должность полкового врача в Штутгарте - столице Вюртемберга. Жалованье его было ничтожно.

    Чтобы напечатать "Разбойников", Шиллер пришлось занимать деньги. Пьеса была напечатана без подписи, однако имя автора сразу же стало известным.

    13 января 1782 на сцене Мангеймского театра (в соседнем курфюршерстви Пфальц) состоялась премьера трагедии. Шиллер тайком поехал на премьеру, которая прошла с триумфом. На афише впервые было написано имя автора. За все время существования театра такого успеха не было ни пьеса.

    Триумф "Разбойников" объяснялся прежде всего их актуальностью: в ИИИиллеровий трагедии зрители нашли ответ на многие волнующие вопросы современности.

    Вторая поездка Шиллера к Мангейма стала известна герцогу, так же как и некоторые особо язвительные цитаты из «Разбойников». За самовольный отъезд Шиллер должен оплатить "штраф" - двухнедельный арест. К тому же получил приказ в будущем ничего не писать, кроме медицинских трактатов.

    Шиллер принял отчаянное решение - бежать из Вюртемберга к Мангейма. Побег удался. В ночь на 23 сентября 1782, воспользовавшись смятением пышных торжеств в честь русского цесаревича Павла Петровича, который был женат на племяннице герцога Карла Евгения, Фридрих вместе со своим другом - музыкой Штрайхера - оставил Штутгарт.

    В Мангейме на посту ждало разочарование: руководитель княжеской труппы дипломатический барон фон Дальберг не спешил поддерживать молодого автора, оказался в роли политического беглеца. Только в 1783 году он заключил с Шиллером трехлетний контракт на постановку трех новых пьес. Две из них- «Заговор Фиаско в Генуе" и "Коварство и любовь" были поставлены в 1784 году. Работа над третьою- исторической трагедией "Дон Карлос" - растянулась на несколько лет и была завершена Шиллером уже после того, как он оставил Мангейм.

    Однако писатель жил впроголодь, работал по ночам. Ему досаждали долги. От долговой тюрьмы Шиллера спас хозяин квартиры - каменщик, который отдал ему все свои сбережения.

    Дальнейшее пребывание в Мангейме стало невыносимым. Тогда Шиллер упомянул о существовании ласкового письма от неизвестных друзей из Лейпцига. Еще летом 1784 они приглашали поэта к себе, поэтому, не теряя времени, он решил ехать.

    В это время писатель много работает, начинает серьезно изучать историю, философию, пишет прозаические произведения, завершает работу над большой драматической поэмой "Дон Карлос, инфант испанский" (1783-1787).

    Поэт размышлял над многими проблемами. Его теперь не удовлетворял бывший герой - бунтарь-одиночка. Он утвердил тип нового героя, способного заботиться об интересах всего человечества.

    Пытаясь найти ответ на волнующие вопросы современности, Шиллер чаще и чаще обращается к истории, отдавая ее изучению много времени и усилий, пишет "Историю Тридцатилетней войны".

    Исторические труды Шиллера привлекли внимание ученого мира. В 1788 году его пригласили в качестве профессора в Иенского университета (вблизи Веймара).

    В Йене Шиллер близко познакомился с выдающимися людьми того времени: языковедом В. фон Гумбольдт, философом Фихте.

    В университете в целом царила атмосфера мелочности и завистливости - это пригнигувало поэта. В начале 1791 он попрощался с профессорской кафедрой, но работы над историческими и философскими трудами не прекратил. Вскоре он пишет интересные статьи по вопросам эстетики, в частности "Письма об эстетическом воспитании человека» (1794).

    Среди друзей Шиллера была семья обнищавших мелкопоместных дворян Ленгефельд - мать и две дочери. Поэт искренне полюбил младшую - Шарлотту, и 1790 году они поженились. Поскольку Шиллер не любил публичных торжеств, то свидетелями церемонии венчания, которое состоялось в тихой сельской церкви, были только сестра и мать невесты.

    Женитьба не принесло Шиллера ни покоя, ни достатка. Чтобы прокормить себя и молодую жену, он должен работать по 14 часов в сутки.

    Годы лишений и тревог сказались: 1791 писатель тяжело заболел туберкулезом.

    Началась упорная борьба за жизнь. Радостным событием стало путешествие Шиллера на землю родителей к Вюртемберга, где он не был 11 лет.

    В 1794 году, вернувшись из путешествия, Шиллер вдруг встретился со своим великим современником И. В. Гёте (первая встреча - 1788). С тех пор и началась их дружба.

    Друзья, несмотря на свою диаметральной противоположностью, переписывались, гостили друг у друга. Шиллер делился с Гете своими творческими замыслами, обдумывал с ним свои пьесы до мелочей. Более того, они вместе написали цикл сатирических эпиграмм "Ксении", вызвавший настоящую бурю вокруг имен обоих авторов.

    Гете "подарил" Шиллеру несколько тем для сочинений (баллада "Ивиковы журавли", драма "Вильгельм Телль"). Все поздние его пьесы увидели свет рампы Веймарского театра, которым бессменно руководил 26 лет.

    "Новой весной" называл Гете, свою дружбу с Шиллером. "Настоящим счастьем для меня было то, что я имел Шиллера, - вспоминал он. - Хотя наши натуры были разными, однако мы хотели одного и того же, и это налаживало между нами настолько тесные отношения, что, по сути, один из нас не мог "жить без другого".

    Вероятно, под влиянием дружбы с Гете Шиллер после нескольких лет перерыва снова вернулся к поэзии. Осенью 1795 появился ряд новых Шиллерову стихов: "Поэзия и жизнь", "Голос в ярме" и др.

    В течение 1792 1799 лет Шиллер создал трилогию "Валленштейн".

    В 1797 году писатель приобрел небольшой флигель на тихой, спокойной окраине Йены. Здесь он написал свои знаменитые баллады: "Нурець", "Ивиковы журавли", "Поликрат кольцо" и другие. Поэт воспевает сильных духом героев.

    1799 Шиллер начал работу над трагедией "Мария Стюарт", в которой осуждал деспотизм королевской власти, обличал ханжество и лицемерие английских протестантов и их врагов - католиков. Драматург подводил к мысли, что власть, которая держится на крови и насилии, несправедлива. Увлечен работой, поэт чувствовал себя лучше.

    Вскоре он завершил драму "Орлеанская дева", в основу которой были положены события далекого XV века.

    Вершиной творчества Ф. Шиллера стала последняя драма "Вильгельм Телль" (1804).

    После этой драмы драматург задумал написать драму "Деметриус" (на сюжет из истории России), но завершить этот замысел помешала болезнь. Сам медик, Шиллер прекрасно понимал, что жить ему осталось недолго. Знал нелегко будет Шарлотги с четырьмя маленькими детьми. Заботясь о будущем семьи, Шиллер приобрел небольшой дом на улице, ведущей к театру.

    Сейчас там находится музей Фридриха Шиллера.

    Умер писатель 9 мая 1805.

    На площадке перед домом Национального театра в городе Веймар стоит памятник. На гранитном постаменте - двое. Они шли рядом - в жизни сравнительно недолго, а в бессмертии - вечно. И смотрят в пространство веков: необъятный Гете и молчаливый Шиллер.

    И отсюда тоже

    «Дон Карлос».

    В 1785 в виду финансовых затруднений Шиллер вынужден был оставить Мангейм. Он переезжает в Дрезден, где, не имея постоянного дома, живет у друзей. Несмотря на непростые условия, Шиллер активно работает: он пробует себя в прозаических жанрах (новеллы «Преступление из-за потерянной чести», 1786, «Игра судьбы», 1789, фрагмент романа «Духовидец», 1787), завершает «Философские письма», пишет «драматическую поэму» «Дон Карлос, инфант испанский» (1787). В произведениях дрезденского периода намечается отход Шиллера от прежней бунтарской идеологии. Теперь Шиллер считает, что для того, чтобы примирить идеал и жизнь, поэтический гений «должен стремиться к разрыву с областью действительного мира». Переворот в мировоззрении поэта происходит как вследствие разочарования в идеалах «Бури и натиска», так и в результате изучения кантовской философии и увлечения идеями франкмасонства. Драма «Дон Карлос», написанная на материале испанской истории, хорошо отражает этот перелом уже даже формально: в отличие от ранних пьес, герои которых говорили простым языком, «Дон Карлос» написан классическим пятистопным ямбом, ее главным героем является не представитель «мещанского сословия», как это было принято у представителей «Бури и натиска», а придворная особа; одной из центральных идей драмы является идея реформирования общества просвещенным правителем (Шиллер вкладывает ее в уста маркиза Поза, друга заглавного героя).

    После «Дон Карлоса» Шиллер все больше погружается в изучение античности и кантовской философии. Если раньше ценность античности для поэта заключалась в определенных гражданских идеалах, то теперь античность становится важной для него в первую очередь как эстетический феномен. Подобно И. И. Винкельману и Гете, Шиллеру видится в античности «благородная простота и умиротворенное величие», обуздание «хаоса». Возродив форму античного искусства, можно приблизиться к утраченной навсегда гармонии безмятежного «детства человечества». Свои мысли о значении античности Шиллер выражает в двух программных стихотворениях: «Боги Греции» и «Художники» (оба – 1788).

    Годы в Веймаре.

    Большие исторические драмы. В 1787 Шиллер переезжает в Веймар, где общается с философом И. Г. Гердером и писателем К. М. Виландом. Он завершает историческое исследование на тему «История отпадения Нидерландов», которое начал еще во время работы над «Дон Карлосом». Вскоре по ходатайству Гете Шиллер получает кафедру профессора истории в Йенском университете. Здесь он читает курс лекций по истории Тридцатилетней войны (опубликован в 1793). В первой половине 1790-х гг. Шиллер не создает больших драматических произведений, зато появляется ряд его философских сочинений: «О трагическом в искусстве» (1792), «Письма об эстетическом воспитании человека», «О возвышенном» (оба – 1795) и т. д. Отталкиваясь от теории Канта об искусстве, как о связующем звене между царством природы и царством свободы, Шиллер создает свою теорию перехода от «естественного абсолютистского государства к буржуазному царству разума» с помощью эстетической культуры и нравственного перевоспитания человечества. К этим теоретическим трудам вплотную примыкает ряд стихотворений 1795–1798 гг. («Поэзия жизни», «Сила песнопения», «Раздел земли», «Идеал и жизнь») и баллад, написанных в тесном сотрудничестве с Гете (особенно в 1797, так называемый «балладный год»): «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Геро и Леандр» и др.

    В последние годы жизни.

    Исторические и философские штудии дали Шиллеру обширный материал для дальнейшего творчества: с 1794 по 1799 он работает над трилогией «Валленштейн» («Лагерь Валленштейна», 1798, «Пикколомини», «Смерть Валленштейна», обе – 1799), посвященной одному из полководцев Тридцатилетней войны (грандиозной постановкой драмы на сцене Веймарского придворного театра руководил Гете). В «Валленштейне» драматург обращается к критическому, поворотному моменту истории, ибо, как считал Шиллер, лишь в такие моменты человек может свободно проявить себя как духовная личность, именно в кризисные времена чаще всего создается противоречие между свободой и необходимостью, между личностью и обществом, а разрешение конфликта между чувственными стремлениями и моральным долгом возможно лишь в гибели героя. На всех последующих драмах Шиллера лежит отпечаток подобной идеологии («Мария Стюарт», «Орлеанская дева», обе – 1801, трагедия рока – «Мессинская невеста», 1803).

    В драме «Вильгельм Телль» (1804), при создании которой драматург использовал швейцарскую легенду об искусном стрелке, Шиллер попытался показать не только развитие одного человека (в начале Телль показан покладистым крестьянином, в конце же – политически сознательным бунтарем), но эволюцию целого народа от «наивного» к «идеальному»; драматическая коллизия заключается в том, что лишь путем преступления, швейцарцы могут избавиться от австрийского господства, но на это, по Шиллеру, они не имеют права, так как «народ может заниматься лишь «самозащитой», а не «самоосвобождением»«.

    В 1805 Шиллер начинает работу над драмой «Дмитрий», посвященной «смутному времени» русской истории, но она осталась незавершенной.


    написать администратору сайта