Главная страница

Культ и псих сро 10. Жолдаспек И. А. Группа тмо 212 Дисциплина Культурология сро10 Культура народов Шелкового пути


Скачать 26.68 Kb.
НазваниеЖолдаспек И. А. Группа тмо 212 Дисциплина Культурология сро10 Культура народов Шелкового пути
Дата02.05.2023
Размер26.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКульт и псих сро 10.docx
ТипДокументы
#1101683

Жолдаспек И.А.
Группа; ТМО 21-2
Дисциплина; Культурология
СРО-10


Культура народов Шелкового пути

Одним из замечательных достижений древних цивилизаций по праву считается Великий Шелковый Путь. Впервые в истории человечества на гигантских просторах от Средиземноморья до Тихого океана он соединил различные страны и народы, связал их материальную, художественную и духовную культуры. Многие века по этому пути осуществлялся обмен идеями, технологиями, ремеслами, верованиями. В хрониках запечатлен подвиг отважных первопроходцев, преодолевавших пустыни и горы в поиске неведомых стран, сокровищ и приключений. Путешественников не пугало ничто - ни многотрудный путь, занимавший долгие годы, ни грозные, воинственные кочевники, нападавшие на караваны, ни безводные азиатские пустыни, в которых песчаные бури нередко так заносили дороги, что их направление можно было отыскать только «по костям людей и животных».

Шелк и изделия из него сопровождают человека многие тысячи лет. По разным причинам шелковая промышленность переживала взлеты и падения, снижение интереса к шелку сменялось «шелковыми лихорадками», поднималась и падали цены на шелковые товары, но и сегодня шелк - основное сырье для самых различных отраслей народного хозяйства, и нам еще предстоит открыть новые возможности его применения.

История шелководства своими корнями уходит вглубь веков. Секрет изготовления шелка открыт китайцами более четырех лет тысячелетий назад. Однако, многие исследователи отодвигают этот срок еще на тысячу лет, а Фава и Витт, известные западноевропейские шелководы прошлого века, утверждают, что шелк, получаемый из коконов шелковичного червя, известен в Китае уже 7000 лет.

Нет единого мнения и о том, кто первыми после китайцев овладел искусством изготовления шелковых тканей. Вполне вероятно, что это были индусы, но есть и другие мнения. Согласно древним историческим хроникам, шелковая промышленность (правда, не в том виде, в каком знаем мы ее) около IV столетия до нашей эры из Китайской империи проникла вначале в Японию и только потом в Индию.

В период расцвета греко-римского Египта (IV - I вв. н. э.) все более расширяются торговые связи государств, расположенных на Средиземноморском побережье, хотя первые морские торговые походы египтян, судя по всему, начались значительно раньше - в середине III тысячелетия до нашей эры. Но лишь с середины II века до нашей эры индийские торговые корабли стали регулярно прибывать в Египет и среди разнообразных товаров привозить туда шелковые ткани. Если верить древним источникам, это были все же не индийские шелка, а китайские. Индия выступала лишь как посредник в торговле.

В Риме шелк начали носить в 46 г. до н. э., но чрезмерное употребление очень дорогой ткани считалось аморальным. В 16 г. до н. э. Сенат особым указом запретил людям «бесчестить себя, одеваясь в шелк». Однако источник получения шелка - шелковичный червь - стал известен в Греции только в IV в., хотя о нем упоминается в работах Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), в частности в трактате «История животных» и несколько позже в трудах Плиния Старшего (23/24 - 79 гг.). Вероятно, Аристотель использовал сведения о шелкопряде, полученные из рассказов людей, посещавших другие страны.

В IV -VI вв. производство шелка перестает быть монополией Китая, с ним знакомятся Средняя Азия, Корея, Япония, Индия. О том, зародилось ли шелководство в этих странах самостоятельно, или проникло из Китая, а если было заимствовано, то каким путем, почти ничего неизвестно. На этот счет существуют лишь многочисленные легенды и предположения.

В Европу (первоначально в Испанию) шелководство, по всей вероятности, пришли через Византию и арабские страны. До VIII в. шелк был известен во многих государствах, но лишь как товар, приводимый из дальних стран. Широкое распространение в Европе шелководство, в собственном смысле этого слова, получило только в XIII в.

В России первые попытки разведения шелкопряда предпринимались при царе Михаиле Федоровиче (1596 - 1645 гг.). Позже царским указом были заложены плантации шелковицы (кормового растения тутового шелкопряда) под Москвой, в селе Измайлове. Петр I запретил истребление существующих плантаций и приказал создать новые в Астрахани и Ахтубе. Делались попытки заняться шелководством при дворах Екатерины II и Павла I.

Вся предыстория и подлинная история шелководства, опирающаяся на документы, сопровождается легендами, домыслами и романтическими описаниями трудностей и приключений на сложном Великом Шелковом Пути - так называлась торговая караванная дорога, связывающая Китай с Передней Азией через Среднюю Азию и далее с Европой.

Начало возникновения Великого Шелкового Пути относится ко второй половине 2 века до н. э., когда дипломат Чжан Цзян впервые открыл для китайцев Западный Край - страны Средней Азии. Тем самым были соединены в одно целое две великие дороги - одна, шедшая с Запада из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, разведанная и пройденная эллинами и македонянами в процессе походов Александра Македонского и селевкидского полководца Демодама, вплоть до Яксарта (Сырдарьи), и другая, ведущая с Востока, из Ханьской Империи в Среднюю Азию.

Понятие “Великий Шелковый Путь” связано с драгоценным в то время товаром - шелком, познакомившим два разных мира: Запад и Восток. Впервые этот термин употребил в 1877 г. немецкий ученый Фердинанд Рихтгофен в своем классическом научном труде “Китай”. Так он назвал систему дорог, связывавших различные части обширного евразийского материка.

Шелковый путь оказал огромное влияние на формирование политического, экономического, культурного устройства стран, через которые он проходил. Вдоль всех его маршрутов возникали крупные и малые торговые города и поселения, и особенно испещренной караванными путями была Центральная Азия. Этот регион пересекали десятки торговых маршрутов. Здесь происходили важнейшие этнические процессы, активное взаимодействие культур, осуществлялись масштабные торговые операции, заключались дипломатические договоры и военные союзы. Народам этого региона принадлежит выдающаяся роль в распространении буквенного письма и мировых религий, многих культурных и технических достижений в страны Внутренней Азии и Дальнего Востока.

Великий Шелковый путь начинался в Риме и через Средиземное море выходил к сирийскому городу Гирополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вел в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок начинался в Арее (Герат). Отсюда дорога отклонялась на север и шла в АнтиохиюМаргианскую (Мерв), отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух направлениях - на север и восток.

Северная дорога пересекала Окс (Амударью) в районе Термеза (древняя Тармита) и далее расходилась по двум направлениям: от Термеза и переправ Шураб, Чушка-Гузар и Кара-Камар по долине р. Шерабад выводила к Железным Воротам, расположенным в Западном Гиссаре, в 8 километрах к северо-западу от поселения Дербент (Дарбант). По горным проходам через перевалы и по долинам рек Куштанга и Байсунтау проходил основной и, по существу, единственный путь торговых караванов и воинских соединений, следовавших из центральных областей Азии в Бактрию, Тохаристан и Индию и, наоборот, из Индии в Бактрию, Согд, Бухару и Чач.

Путь этот от Дербента пролегал мимо городища Кафиркала, возникшего уже в раннекушанское время на северной окраине современного г. Шерабада, затем через уже упомянутые Железные Ворота выходил к Акрабату, где в средневековье находилось согдийское поселение Кендек. Далее путь поворачивал на север и пересекал долину Урядарьи, кишлак Карахаваль, выходя по ущелью Камдарваза в область Кеш (современные Шахрисабз и Китаб) и затем в Мараканду. Это быль кратчайший путь из Тохаристана в Самарканд, гораздо короче, чем путь через Гузар. Из Мараканды через Голодную Степь дорога выходила в область Чач (современный Ташкентский оазис), Фергану и через перевал Терек-Давань в Восточный Туркестан.

Другое направление этой дороги от Тармиты по долине Сурхандарьи шло в страну, населенную комедами (области, находившейся в Каратегине), далее доходила до Каменной Башни (Алайская долина), после которой дорога выходила за пределы Средней Азии в Восточный Туркестан. Другое Среднеазиатское ответвление этого пути имело иное направление: из АнтиохииМаргианской (древнего Мерва) оно шло через пески Каракумы, пересекало Окс, затем выходило к Бухаре, оттуда в Мараканду, Чач, Фергану и далее в оазисы Восточного Туркестана.

Третья трасса Великого Шелкового Пути - Степной Путь, проходил к северу от Средней Азии. Он начинался в городах Северного Причерноморья, далее - через крупный античный город Танаис, расположенный в низовьях Дона, пересекал южнорусские степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а затем через южный Казахстан выходил на Алтай и Восточный Туркестан, где соединялся с основной трассой Великого Шелкового Пути. Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через Хорезм шло в Согдиану и далее на юг.

Большое значение для развития экономики и культуры Западного Согда имела бухарско-самаркандская трасса Великого Шелкового Пути и ее региональные ответвления. Все они окончательно сложились в конце V - начале VI вв. Новый отрезок Великого Шелкового Пути, пролегавший по левобережью Зеравшана, был гораздо более удобным и эффективным, нежели старый маршрут (через верховья Амударьи). В дальнейшем он стал основным и за ним закрепилось соответствующее название - «Шахрох» («Главный путь»). С переносом основной трассы Великого Шелкового Пути в долину Зеравшана сюда сместился также эпицентр экономического и культурного прогресса в масштабах всей Средней Азии.

Понятие «Центральная Азия» - достаточно условное. Границы ее территории многие исследователи определяют по-разному. Тем не менее, этот регион был средоточием древних цивилизаций, отсчитывающих свою историю задолго до 1500 года до н. э. Великие торговые города, такие как Кашгар, Коканд, Самарканд, Бухара, Хива, Куня-Ургенч, Мерв и Нишапур, возникли на пересечении Шелковых путей. Связывая Турцию, Кавказ, Западный Китай, Иран, Афганистан и Индию, караванные тропы превращали их в одну огромную культурную и экономическую зону. Свободные передвижения людей и идей по этой территории способствовали появлению ряда выдающихся энциклопедистов, ученых, поэтов и философов и их школ - Ибн Сино, Беруни, аль-Фаргони, аль-Хорезми, Рудаки, Навои. Величественные средневековые мавзолеи, мечети и медресе Центральной Азии свидетельствуют об утонченном мастерстве ремесленников. По сей день сохранившие свое очарование Бухара, городское ядро Хивы - Ичан-кала, темуридские шедевры Самарканда и Шахрисабза являются весьма драгоценным и хрупким наследием. Веками древние строения испытывали на себе влияние сурового климата, подвергались землетрясениям. Поэтому здесь постоянно ведутся реставрационные работы, которые, однако, иногда приводят к потере подлинности памятников. Следствием стремления в недавнем прошлом показать основные монументы исламского наследия как «Музей под открытым небом» стало то, что огромные районы вокруг отдельно выбранных зданий были разрушены. Дышащие древностью поселения с домами в традиционном стиле постепенно превращались в современную застройку.

Принимая во внимание .что охрана этого наследия на национальном уровне часто бывает недостаточной в связи с объемом средств, которые для нее требуются, и нехваткой местных экономических, научных и технических ресурсов, ЮНЕСКО - организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, включила в список Всемирного наследия целый ряд уникальных объектов Центральной Азии, в том числе хивинский комплекс Ичан-кала, исторические центры Бухары, Самарканда и Шахрисабза. Теперь они находятся под защитой международного сообщества, которое оказывает помощь в их реставрации и сохранении для грядущих поколений. К примеру, ЮНЕСКО выделила 90 тыс. долларов США на консервацию исторических памятников Чор-Минор в Бухаре и Тилля-Кари в Самарканде.

Народы многих стран сегодня стремятся изучить корни своей истории, понять истоки духовности, своей национальной причастности к мировой культуре. И потому совсем не случайно усиление в последние годы научного и общественного интереса к Великому Шелковому Пути, идее его возрождения как важнейшего канала взаимодействия культурных, экономических, туристических связей.
Жолдаспек И.А.
Группа; ТМО 21-2
Дисциплина; Психология
СРО-10
Восприятие окружающих в процессе общения

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком-партнером по общению также как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полно становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.

Особенностями социальной перцепции являются:

-активность субъекта социальной перцепции, означающая,; что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект, и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;

-целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего, на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;

-мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.

Социальная перцепция обычно проявляется как:

восприятие членами группы:

а) друг друга;

б) членов другой группы;

восприятие человеком:

а) самого себя;

б) своей группы;

в) чужой группы;

восприятие группой:

а) своего человека;

б) членов другой группы;

восприятие группой другой группы (или групп).

Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому, и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует и свои отношения , и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.

Наиболее значимыми факторами восприятия людьми друг друга являются:

-психологическая чувствительность, представляющая собой повышенную восприимчивость к психологическим проявлениям внутреннего мира других людей, внимание к нему, устойчивое стремление и желание разобраться в нем;

-знание возможностей, трудностей восприятия другого человека и способов предупреждения наиболее вероятностных ошибок восприятия, которое основывается на личностных качествах партнеров по взаимодействию, их опыте взаимоотношений;

-навыки и умения восприятия и наблюдения, позволяющие людям быстрее адаптироваться к их условиям, дают возможность избегать трудностей в совместной деятельности, предотвращают возможные конфликты во взаимодействии и общении.

Качество восприятия обусловлено и таким важным фактором, как условия (ситуация), в которых осуществляется социальная перцепция. Среди них: расстояние, которое разделяет общающихся; время, в течение которого длятся контакты; величина помещения, освещенность, температура воздуха в нем, а также социальный фон общения (наличие или отсутствие кроме активно взаимодействующих партнеров еще и других лиц). Сказываются и групповые условия. Личность, принадлежащая; к определенной группе, малой или большой, воспринимает других людей под влиянием особенностей своей группы.

Существуют определенные функции социального восприятия. К ним относятся: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, функции установления эмоциональных отношений; организации совместной деятельности. Обычно они реализуются посредством механизмов стереотипизации, идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и каузальной атрибуции.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основными из них являются:

-Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации;

б) их намерения и мотивы;

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей;

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

-Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...»

-Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и на основании которых, формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: «Все мальчишки грубы», «Все девчонки неискренни».

-Стремлением сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

-Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

-Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.


написать администратору сайта