СРС Тюрки Казахстана в межкультурной коммуникации народов шелков. Тюрки Казахстана в межкультурной коммуникации народов шелкового пути
Скачать 41.94 Kb.
|
министерства образования и науки республики казахстан «Alihan Bokeikhan University» СРС По «Культурологии» Тема: Тюрки Казахстана в межкультурной коммуникации народов шелкового пути Подготовил: Баймурин Амир Группа: Юр-204 Содержание. Введение 3 Основная часть 5 Межкультурная коммуникация Востока и Запада в период Великого Шёлкового Пути 5 Роль тюрков во взаимодействии культур народов Великого Шёлкового Пути 6 Взаимодействие и взаимообогащение культур шёлкового пути, и их влияние на Тюрков Казахстана 8 Влияние путей религий на культуру тюрков Казахстана 9 Буддизм 9 Христианство 10 Манихейство 11 Зороастризм 12 Ислам 12 Заключение 14 Список литературы 15 1. Введение. История Великого Шелкового пути, который в древности связывал Восток и Запад торгово-экономическими и политико-дипломатическими и культурными контактами, насчитывает несколько тысяч лет. На разных этапах его функционирования происходили изменения в содержании и значении, направлениях и масштабах осуществления этих контактов, однако неизменным было то, что Шелковый путь сохранял за собой роль меж цивилизационного моста. Одним из важных направлений современного общественно-политического развития выступает стремление народов многих стран расширить имеющиеся сведения о своей истории, выявить истоки их духовности, раскрыть свою причастность к мировой культуре. В этом контексте представляется не случайным проявляемый особенно активно в последние годы научный и общественный интерес к Великому Шелковому пути и инициативам его возрождения в качестве связующего канала между частями света. Вне зависимости от длины, ширины и расстояния все дороги имеют свою ценность и пользу. Однако в общем мировом наследии никакая другая дорога, кроме как Шелковый путь, не способствовала такому масштабному взаимопознанию и обогащению культур. В настоящее время истории возникновения Великого Шелкового пути, специфике его функционирования, особенностям товаров, которые по нему перевозились в различные эпохи, а также отдельным региональным центрам, игравшим важную роль в налаживании торговых связей, посвящено немало литературы. При этом название этого важнейшего торгового пути было введено в научный оборот лишь в конце XIX века немецким исследователем Ф. Рихтгофеном в рамках его фундаментального труда «Китай». Хотя еще венецианский купец и путешественник Марко Поло в своей «Книге о разнообразии мира» назвал данный путь «шелковым» на основе того, что главным товаром на всем его протяжении был шелк, который пользовался большим спросом и ввиду своей легкости, компактности, а главное дороговизне, идеально подходил для перевозок на дальние расстояния.1 Шелковый путь без преувеличения можно назвать одним из наиболее ярких и значимых достижений человечества в мировой истории. В поздние периоды эпохи древности и в течение Средневековья он являлся структурой, которая охватывала кочевые и оседлые народы и племена, населявшие территории от Китая до Европы, от Индостана до Урала и Сибири. Следовательно, более двух тысяч лет назад старинный многофункциональный тракт имел глобальное значение, а главной его особенностью было соединение древних, могущественных цивилизаций Востока и Запада. Он служил в качестве важного связующего звена в обмене товарами и распространении достижений цивилизаций от Средиземного моря до китайской стены. Будучи своеобразным катализатором коммуникации между многочисленными народами прошлого, Шелковый путь способствовал социально-экономическому развитию тех территорий, по которым он проходил. Посредством него культуры и цивилизации Запада и Востока получили возможность самореализации и развития самосознания в процессе тесного взаимодействия и взаимообогащения. Он сделал культурные контакты частыми и вывел их на регулярную платформу, расширяя представления людей о мире. 2. Основная часть. 2.1. Межкультурная коммуникация Востока и Запада в период Великом Шёлковом Пути Великий Шелковый путь имел огромное значение для взаимопроникновения культур Востока и Запада, синтезировав культуру Степи и Города. Заслугу Степной цивилизации автор видит в том, что она создала богатейшее искусство звериного стиля, который как характерный вид декора сложился и широко распространился преимущественно в степях и лесостепях Евразии, где исконно проживали тюрки. По мнению известного историка А. К. Нарымбаевой, которое приводит профессор С.Б. Булекбаев в упомянутой выше монографии, гунны, захватив Европу, принесли туда и «свою высокую культуру и свою религию». Тюркские народы дали человечеству немало великих личностей, и в их числе множество писателей и поэтов. К сожалению, этот вклад в мировую литературу, как и в другие области культуры, остается неоцененным по достоинству, а отчасти откровенно принижается. Ученый-тюрколог Вагиф Султанлы по этому поводу приводит высказывание известного французского востоковеда Альбера Сореля, который еще в начале XX века писал, что на Земле остаются неоткрытыми две вещи: в географии это полюса, а в истории – турки. История знает немало тюркских империй и других крупных государственных образований, и всем им была присуща лояльность в отношении покоренных народов, фактическое отсутствие колониальной политики в ее общепризнанном понимании. К сожалению, до сих пор в науке бытует европоцентрический взгляд на историю, согласно которому тюркские народы не могли внести вклад в мировую цивилизацию, потому как они являлись кочевым народом, не имевшим ничего исконно своего, а лишь пользовавшим плодами, созданными оседлыми народами. Как еще в XIX веке отмечал выдающийся казахский ученый Ш. Валиханов: «В Европе до сих пор господствует ложное понятие, представляющее кочевые племена в виде свирепых орд и беспощадных дикарей; понятие о кочевом киргизе (казахе) тесно связано с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем, большая часть этих варваров имеет свою литературу и сказанья, письменные или устные» [3, с. 390]. Как бы продолжая эту мысль, выдающийся ученый Лев Николаевич Гумилев в своей книге «Древние тюрки» отмечал: «Историку следует избегать очень опасной методологической аберрации, заключающиеся в стремлении отыскивать в культуре другого народа те черты, которые нам представляются значительными, и при отсутствии считать данный народ примитивным [4, с. 80-81]. С первых шагов своей государственной истории тюрки, контролировали важные участки Великого Шелкового пути. Основным экспортным товаром из Китая в страны Запада являлся шелк, ставший международной валютой. Кроме шелка и других товаров, по Шелковому пути распространялись религиозные идеи, искусство, музыка. Для тюрок было характерно не только преуспевание своего государства, но и освоение ценностей чужих культур собственным народом, общение между народами. Шелковый путь объединил различные мировоззренческие системы, демонстрировал веротерпимость, стремление к активному обмену инновациями. Тюрками был совершен колоссальный культурный прорыв, сформирован новый тип незамкнутой культуры со своей уникальной рунической письменностью. Великий Шелковый путь занимает особое место в истории развития международных отношений. Он был не только мировой торговой артерией, но также являлся этосом (каналом) дипломатических отношений, обеспечивающим межкультурного коммуникативного диалога между различными странами. Великий Шелковый путь, возникший как торговый и дипломатический тракт в конце II в. до н.э., был известен и имел большое значение как путь культурных связей. Наряду с распространением товаров, культурных образцов и эталонов в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи, по странам Востока и Запада распространились искусство музыки и танца, зрелищные представления. К сожалению, до наших дней не дошло множества сведений о взаимных связях стран, расположенных вдоль Шелкового пути. Однако древние письменные памятники и данные из китайских летописей позволяют заглянуть в историю традиций дипломатических процессов и посольского обмена раннего периода. 2.2. Роль тюрков во взаимодействии культур Великого Шёлкового Пути Особую роль в становлении Великого Шелкового пути играли складывавшиеся на протяжении веков дипломатические отношения Великой степи Дешт-и-Кипчак со своими соседями как на Востоке, так и на Западе. Это отношения и с Китаем (Ханьской империей), и с Индией (империей Великих Моголов), и с Ираном (Персией), и с другими государствами и странами. Исторически на протяжении тысячелетий Казахстан являлся зоной самого древнего и самого большого в Евразии по территориальному охвату номадизма – кочевого образа жизни местного населения. Около 3,5 тысячелетий номадизм был ведущим способом производства и доминантным образом жизни населения Казахстана. Кочевничество лежало в основе системы жизнеобеспечения и природопользования, материальной и духовной культуры, менталитета и психологии местного населения, отношений с соседними народами, социальной организации, социально-экономических отношений и общественно-политической системы. На протяжении этих тысячелетий вся история и культура Казахстана были напрямую связаны исключительно с кочевничеством. Кочевые народы оказали огромное влияние на развитие цивилизационных процессов на всем пространстве Евразии. Своими передвижениями и миграциями кочевники склеивали разобщенные и сегментированные пространства, континенты, миры и цивилизации, делали их частью единого мирового цивилизационного пространства. Они ретранслировали материальные и духовные ценности, институциональные отношения, способствовали доколумбовой глобализации мира. Они внесли гигантский вклад в инновационное распространение достижений культуры и техники, способствовали развитию и распространению культурных стереотипов, институциональных отношений, развитию торговли. Товарные маршруты сквозь территорию номадов влияли как живой водный поток на развитие мировой цивилизации. Благодаря номадам мир стал единым, а цивилизационные системы взаимосвязанными. На границах кочевого и оседлого миров возникали города как центры их взаимодействия и взаимовыгодного обмена. Особенно значительным был вклад номадов в развитие институтов государства. Большинство государственных образований на территории Евразии в эпоху средневековья, по мнению члена Британской Академии наук, американского профессора А.М. Хазанова, было создано завоеваниями кочевников. Именно номады впервые в своих нашествиях создали новый тип государства – централизованное государство – империю. Они кардинально влияли на формирование институтов власти в оседло-земледельческих обществах. Они несли в среду оседло-земледельческих народов высокий престиж домашних животных. Кочевники коренным образом повлияли на качественное улучшение пищевого рациона контактирующих с ними народов, повысили роль белковой пищи. Это способствовало демографическому росту населения Евразии и Северной Африки. Таким образом, есть все основания утверждать, что тюрки оказали решающее воздействие на зарождение и развитие современной европейской культуры. По словам М. Аджи, ныне о своих тюркских корнях узнают болгары, сербы, хорваты, чехи, венгры, австрийцы, баварцы, саксонцы, жители Северной Италии, Германии, Испании, Швейцарии, Восточной Франции, Англии, Северной Европы . Тюркский (кыпчакский) язык выполнял роль языка межнационального общения в Центральной Европе на протяжении многих веков вплоть до ХVІ в. Роль тюрков в этногенезе других народов, в культурной истории Европы вплоть до ХVІІІ в. была значительной. Великое переселение народов с Востока дало Западу архитектурные новшества, с которых начиналась готика (гот) художественный стиль в Европе. Археологические раскопки в курганах Англии, Франции, Германии, Скандинавии, Египта, Венгрии, Украины, Казахстана показали всему миру чудеса ювелирных тюркских изделий, включая «Золотого человека» из Иссыкского кургана близ г. Алматы. Тюрки Азии переселились во многие страны мира. Их курганы с захоронениями археологи находят в Дании, Швеции, Франции, Нижней Саксонии (Германия), Англии. Они точно такие же, как и в Древнем Туране, у тюрков в Казахстане, Хакасии, Дагестане 2.3. Взаимодействие и взаимообогащение культур шёлкового пути, и их влияние на Тюрков Казахстана Уже в начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех царств мира, которые символизировали обширные регионы и страны. Каждое из этих «царств мира» в глазах современников обладало присущими только ему преимуществами. Такие государства, как Китай, объединившийся под властью династии Суй (589-618), а затем Тан (618—907), царства индийских владетелей; объединение тюрков от Тихого океана до Черного моря, Персии и Византии, послужили основой идеи четырех мировых монархий, расположенных по четырем сторонам света: империи царя слонов на юге (Индия), царя драгоценностей на западе (Иран и Византия), царя коней на севере (тюркские каганаты), царя людей на востоке (Китай). Та же идея перешла и к мусульманским авторам. Выражением этой концепции являются росписи в селении Кушания вблизи Самарканда, покрывавшие стены здания, где на одной были изображены китайские императоры, на другой — турецкие ханы и индийские брахманы, на третьей — персидские цари и римские императоры. Современники тех далеких событий писали не только об успехах своих государств, но и об освоении ценностей чужих культур, и в этом было основное содержание одной из реальных форм всемирной культуры. Иностранные оркестры входили в состав придворного персонала. Известно, что царственный меломан Сюань Цзунь содержал 30 тыс. музыкантов. Сохранились описания приемов послов тюркским каганом в ставке вблизи Суяба. «Каган, — пишет очевидец церемонии буддийский паломник Сюань Цзянь, — приказал поставить вина и начать музыку... Все это время раздавалась иноземная музыка, сопровождаемая металлическим перезвоном. И хотя это была музыка варваров, она даже ласкала слух, радовала сердце и мысли». Известно, что наиболее популярной в Танском Китае была музыка Восточного Туркестана и Средней Азии. Музыкальные традиции Кучи, Кашгара, Бухары и Самарканда, Индии под официальным покровительством слились с музыкальной китайской традицией. Иранские, согдийские и тюркские актеры много внесли и в хореографическую культуру Китая. Например, в Константинополе часто «гастролировали» артисты с Востока. Так, на знатном обеде у византийской императрицы в честь русской княгини Ольги присутствующих развлекали шуты и эквилибристы, а на празднествах, устроенных Мануилом I в честь сельджукского султана Арслана II, выполнял рискованное сальто тюркский акробат. Давались также представления в масках. Эти традиции сохранялись и в более позднее время в мусульманских странах. Известно, что во время празднования навруза в Багдаде устраивались представления в масках перед Халифом. В разных местах при раскопках памятников на Шелковом пути найдены многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения культуры: коллекция терракот танского времени, изображающая танцоров и танцовщиц, актеров в масках, музыкальные ансамбли, уместившиеся на верблюжьих горбах. Лица многих из этих артистов принадлежат представителям народов Средней Азии. На степных росписях, сохранившихся в парадных залах Пенджикента, Варахши, Топрак-Калы и в городах Восточного Туркестана, изображены музыканты, актеры. Прекрасная деревянная скульптура танцовщицы найдена в Пенджикенте. Глиняная маска артиста X—IX вв. — при раскопках сырдарьинского города Кедера. 2.4. Влияние путей религий на культуру Тюрков Казахстана. По Шелковому пути распространялись и религиозные идеи, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии — христианство, а затем ислам. 2.4.1. Буддизм По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шло через Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н. э. В распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная роль принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в особенности согдийцам, парфянам, кангюям. Распространение буддизма, особенно активное во II—III вв. н. э., видимо, было связано с политическими целями Кушанского государства на Востоке. В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себя согдийцы. Именно они сыграли важную роль в распространении буддизма в Центральной Азии. Анализ терминов из тюркских буддийских текстов Восточного Туркестана свидетельствует о том, что они были заимствованы при посредничестве согдийцев. Буддийские памятники обнаружены в ряде городов на трассе Великого шелкового пути. Тюрки с VI в. испытывали сильное влияние буддизма. Сюань-Цзян пишет о благожелательном отношении к буддизму кагана западных тюрков. По мнению исследователей, в первой половине VII в. некоторые правители западных тюрков стали буддистами или покровительствовали буддизму. Это было связано с переходом их к оседлости и городской жизни. На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое распространение. Об этом говорят в первую очередь находки буддийских сооружений. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-Бешиме, Красной речке, Новопокровском, Новопавловском: храмы, монастыри, часовни, а также находки статуэток и стелл с буддийскими персонажами и сценами. Достаточно широко среди случайных находок представлен индийский импорт: бронзовые и серебряные с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями статуэтки будд и бодисатв, бронзовые бляшки и пластины, каменные рельефы в виде мелких поделок и стелы с сюжетами буддийской иконографии, составлявшие некогда иконостасы и реликвии буддийских храмов и монастырей. К числу последних открытий археологов относится подземный монастырь, обнаруженный неподалеку от развалин известного средневекового города Исфиджаба (Сайрама). 2.4.2. Христианство. Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток, распространялось христианство. В первой половине V в. в Восточной Римской империи возникла «еретическая» секта приверженцев священника Нестория. Последний учил, что дева Мария родила не бога, а человека к что Христос был только «обителью божества», носителем святого духа. По мнению Несторе, деву Марию следует называть не богородицей, а христорадницей. Именно это новшество произвело смятение в массах. Это противоречило принятому на Никейском соборе в 325 г. символу веры, согласно которому Христос считался обладателем нераздельно слитых ипостасей — человеческой и божественной, и отрицание единосущности его с богом-отцом ортодоксальная церковь признавала как величайшую ересь. Учение Нестория было осуждено на Эфесском соборе в 431 г., и начались жестокие гонения на несториан. В результате преследований они вынуждены были бежать в Иран. Сторонники Нестория организовали в Персии, в городе Нисибине школу, которая сплотила политическую оппози¬цию Византии. Богатце сирийские купцы и ремесленники, лишившись рынка в Константинополе, двинулись на Восток. Их колонии и торговые фактории тянулись от берегов Средиземного моря до «Небесной империи». На всем протяжении этого пути неизменно встречаются свидетельства сирийской письменности, сирийского христианства, распространение которого началось уже в самый ранний период его истории. Многовековые экономические связи сирийцев обусловили их культурное влияние и на Аравийском полуострове, и в Индии, и в областях Средней Азии, где иранские и тюркские наречия оказались в известной мере под воздействием сирийского языка9. В VII—VIII вв. несторианство широко распространялось в городах Южного Казахстана и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. При патриархе Тимофее (780—819) христианство было принято царем тюрков, видимо, карлукским джабгу. На рубеже IX—Х вв. была образована особая карлукская митрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христиане проживали и в городах Сырдарьи. О христианах Илийской долины, которые имели свою церковь в Каялыке, а также свое селение, сообщает Вильгельм Рубрук. Известно, что на берегу Иссык-Куля в XIV в. стоял христианский монастырь, в котором хранились мощи святого Матфея. При раскопках некрополей городов Джамуката и Невакета были обнаружены захоронения христиан с серебряными и бронзовыми крестами. Известна и случайная находка нефритового креста на городище Красная речка. В музее г. Шымкента хранится каменная ступка, найденная на городище Торткольтобе. На ней изображены символы христианства — крест и голубь. При раскопках Тараза в слое VI—VIII вв. найдена керамическая кружка с сирийской надписью «Петр и Гавриил». К выдающимся произведениям религиозного искусства и религиозной символики среднеазиатских христиан, тюрков по национальности, за период появления христианства в этих краях до конца XIV в., относятся кайраки — надгробные камни с несторианскими надписями и символикой. О существовании христианских общин в Семиречье свидетельствуют не только надмогильные сирийские надписи, но и согдийские надписи на керамике, на венчиках больших хумов для вина. На одном из них было написано: «Этот хум (предназначен) для учителя Яарук-Тегина. Мастер Пастун. Пусть будет он (хум) наполненным, аминь, аминь!». Слово «учитель» в этой надписи аналогично терминам тюро-согдийских эпитафий — «учитель наставник». Заключительное «аминь» не оставляет сомнений, что Яарук-Тегин был руководителем христианской общины. Таким образом, археологические и эпиграфические находки вкупе с данными средневековых источников показывают пути распространения христианства. 2.4.3. Манихейство По Шелковому пути распространилось и манихейство, возникшее в III в. в Иране и быстро завоевавшее большое число приверженцев от Италии до Китая. Она представляла в целом синтез зороастризма и христианства. Из христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма — идею борьбы добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в распространении манихейства играли также согдийцы. В начале VIII в. верховный глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. Манихейство сосуществовало с буддизмом в Средней Азии на протяжении длительного времени, причем буддизм оказал сильное влияние на пантеон, терминологию и даже концепцию манихейства. Своих приверженцев имело манихейство в Семиречье и на юге Казахстана, в первую очередь, в среде оседлого населения. В обнаруженной в Турфанском оазисе древнеуйгурской рукописи манихейского сочинения «Священная книга двух основ» говорится о том, что эта книга писалась в городе «Аргу-Таласе Алтын Аргу Талас-Улуше, Талас-Улуше», «чтобы пробудить (веру) в стране десяти стрел». Речь здесь идет об известном городе Таразе. Известно также, что манихейские обители были еще и в других семиреченских городах, в том числе в Баласагуне, Чигилбалыке". Видимо, к числу манихейских реликвий следует отнести найденный при раскопках Тараза бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского астрального божества. 2.4.4. Зороастризм Среди жителей средневековых казахстанских городов были представители и зороастризма, возникшего в VII—VI вв. до н. э. на территории древнего Ирана. Для обрядовой практики его характерно почитание четырех элементов Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Памятники зороастризма можно проследить в Средней Азии, в Согде, в сырдарьинских городах и Семиречье. Это остатки башнеподобных сооружений, которые можно связывать с башнями огня. Они сохранились в топографии городищ Костобе и Красная речка. Однако в Средней Азии и Казахстане получил распространение особый вариант зороастризма, отличный от канонического. Он был тесно переплетен с местными языческими культами: с культом огня, рода предков, животных — барана, лошади, верблюда. Находки, связанные с этой религией, представлены захоронениями в оссуариях — глиняных ящиках для костей, хумных захоронениях, труположением в наземных склепах — на-усах, захоронениях кучек костей. Многие, связанные с зороастризмом культы продолжали бытовать в городах Казахстана и после появления ислама. Так, в домах Отрара XII в. археологи обнаружили очаги-алтари, вмазанные в пол. Богато украшенные резьбой, они служили для возжигания огня. Это были отсветы великих огней маздеизма, которые продолжали теплиться в домах горожан, даже тех, в которых утвердился ислам и была принята арабская письменность. 2.4.5. Ислам Однако распространившийся в Казахстане ислам постепенно вытеснил и христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные культы. Новая религия утвердилась во многих городах на Шёлковом пути. Источники, повествующие о событиях конца VIII—IX вв., свидетельствуют об исламизации населения Южного Казахстана, В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Исфиджаб. В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар. Карлуки, захватившие с 766 г. политическое господство в Семиречье и на юге Казахстана, подверглись наибольшему влиянию мусульманской культуры. Есть мнение о том, что они приняли ислам еще при халифе Мазди (775—785 гг.) Однако, видимо, это относилось лишь к какой-то их части, так как в 893 г. Исмаил ибн-Ахмад взял Тараз и «обратил главную церковь этого города в мечеть». В начале Х в. ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-хан Харун б. Муса в 960 г. объявил ислам государственной религией. Постепенно новая религия распространяется и в среде кочевников. Тот же Ибн Хаукаль сообщает о тюрках-мусульманах, кочевавших между фарабом, Кенджидой и Шашем. Имеются сведения о распространении ислама в XI—XII вв. в среде кыпчаков Археологические раскопки памятников IX—начала XIII вв. свидетельствуют о формировании городской мусульманской культуры в области. В Таразе и Мирки христианские церкви были превращены в мечети. По мере роста населения, исповедующего ислам, в городах строятся соборные мечети. К постройкам, которые появляются в городах Средней Азии и Казахстана в период распространения ислама, относятся общественные бани. Во второй половине IX—Х вв. меняется погребальный обряд. Появляются погребения в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича, погребенные ориентировались на северо-запад, лицом на юг. Инвентаря в погребениях нет. Наиболее ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе и датируются IX—Х вв. К Х в. относится некрополь Буранинского городища. В XI—XII вв. на некрополях появляются монументальные мемориальные сооружения — мавзолеи (например, Айша-Биби, рядом с г. Жамбылом). Найдена керамика с использованием декоративных возможностей арабского шрифта. Часть надписей носит чисто декоративный характер, но некоторые содержат различного рода благопожелания, назидания. В изделиях из металла распространяется мода на изделия, также украшенные благожелательными надписями и надписями религиозного содержания. На Шелковом пути в городах Казахстана, где встречались Запад и Восток, Европа и Азия, создалась благоприятная почва для взаимопроникновения и взаимообогащения непохожих культур. 3. Заключение. Подводя итоги, необходимо еще раз обратить внимание на ряд следующих моментов. История Великого Шелкового пути, который в древности связывал Восток и Запад торгово-экономическими и политико-дипломатическими контактами, насчитывает несколько тысяч лет. На разных этапах его функционирования происходили изменения в содержании и значении, направлениях и масштабах осуществления этих контактов, однако неизменным было то, что Шелковый путь сохранял за собой роль меж цивилизационного моста. Он был торговым каналом, стимулировавшим развитие ремесленного, сельскохозяйственного и промышленного производства. Исследователи, путешествовавшие по нему, внесли огромный вклад в изучение культурных особенностей стран, расположенных на всем его протяжении. Мир познакомился с идеями и работами великих философов, ученых и государственных деятелей. Происходило интенсивное взаимообогащение культур: народы обменивались знаниями, духовными и философскими концепциями и воззрениями. Великий Шелковый путь сделал достоянием человечества выдающиеся эпические произведения. Посредством него распространялись различные вероучения: буддизм, иудаизм, ислам и христианство. Вместе с тем, он сыграл огромную роль в установлении и поддержании дипломатических отношений между центрами силы Древнего мира, крупными государствами Запада и Востока. В качестве доказательства значимости функционирования Шелкового пути в этом аспекте выступают многочисленные письменные источники. Процесс меж цивилизационной коммуникации проходил интенсивно на протяжении всего периода функционирования древнего Шелкового пути. Именно Шелковый путь в свое время стал судьбой тюркских и других евразийских народов. Тюрки, создавая великие континентальные империи – такие как держава хуннов, Тюркский каганат и Золотая Орда, – не только охраняли торговые маршруты на Шелковом пути (как иногда упрощенно представляют), но и создали целую инфраструктуру на огромном пространстве Евразии, состоявшую из городов и караван-сараев, дорог и рабатов, а главное – из той самой культуры толерантности, о которой мы сегодня говорим – культуры цивилизованного общения между представителями различных культур, религий и рас, говорящих на разных языках. Той самой культуры, благодаря которой, по свидетельству современников, юная девушка с золотым блюдом в руках могла в одиночку безопасно дойти пешком от Дамаска до Бухары. Список литературы: Булекбаев С. Б. Тюркский вклад в мировую культуру и цивилизацию: монография.Алматы: BAVIS Systems, 2016.316 с. Сулейменов О. Тюрки в доистории. – Алматы, 2002. – 200 с. Валиханов Ш. Собрание сочинений. – Алма-Ата, 1961. – Т.1. С. Гумилев Л. Древние тюрки. – СПб., 2002. С. 53, 80-81. Грушевицкая Т.Г. «Культурология»: учеб.пособие /Т.Г.Грушевицкая, А.П.Садохин. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2015. Старр С.Ф. «Утраченное Просвещение: Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана». – М.: Альпина Паблишер, 2017 https://articlekz.com/article/19762 https://kazgazeta.kz/news/46273 https://nauka.kz/page.php?page_id=855&lang=1&news_id=4730 https://www.elim.kz/article/330/ |