Главная страница
Навигация по странице:

  • Аннотация хорового произведения «Кондор»текст: И.А. Бунинмузыка: В.С. Калинников

  • 1. Сведения о композиторе

  • 3. Музыкально-теоретический анализ произведения

  • 4. Вокально-хоровой анализ произведения

  • 5. Дирижерский анализ

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Алдошина_Аннотация_Кондор. Кафедра хорового дирижирования


    Скачать 45.03 Kb.
    НазваниеКафедра хорового дирижирования
    Дата08.11.2021
    Размер45.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлдошина_Аннотация_Кондор.docx
    ТипДокументы
    #266554

    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    КАФЕДРА ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

    Аннотация хорового произведения «Кондор»
    текст: И.А. Бунин
    музыка: В.С. Калинников


    БАКАЛАВРА

    По направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

    Профиль «Музыка»

    Дисциплина «Дирижирование»


    Выполнила студентка

    2 курса очной формы обучения

    Факультета искусств и художественного образования,

    Алдошина Валерия Викторовна
    Научный руководитель:

    Заведующий кафедры хорового дирижирования и вокала, кандидат педагогических наук

    Яркин Б.Д.







    Воронеж – 2020

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Сведения о композиторе……………………………………….......

    2. Сведения об авторе литературного текста, литературный анализ произведения …………………………………………………………

    3. Музыкально-теоретический анализ произведения………………..

    4. Вокально-хоровой анализ произведения…………………………..

    5. Дирижерский анализ…………………………………………………

    6. Список литературы…………………………………………………..

    3
    5

    9

    12

    14

    17










































































    1. Сведения о композиторе

    Калинников Виктор Сергеевич (1870—1927) — русский советский композитор, дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории, преподавал также в Московском филармоническом училище, Синодальном училище теорию музыки, гобой, сольфеджио, руководил хорами, преподавал пение в школах. Автор преимущественно хоровой музыки.

    Творческое лицо Виктора Калинникова и его композиторский почерк полностью сложились в первом десятилетии XX века. В эти годы развернулось дарование выдающихся русских хоровых дирижеров, таких как В.С. Орлов, Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, М.Г. Климов, вписавших интереснейшую страницу в историю русского хорового пения. На рубеже двух веков они много и охотно пишут для хора без сопровождения.

    В сущности, все хоры Калинникова по своему содержанию являются «эмоционально окрашенными пейзажами». Таковы мягкие южные сумерки в «Элегии», мрачный и дикий ландшафт «Кондора», приветливое летнее утро в хоре «Звезды меркнут», переливающаяся роскошными красками морская пучина в хоре «Утром зорька», написанный в эпических тонах «Лес».

    Список авторов, на стихи которых писал Калинников, очень разнообразен: два стихотворения А. Пушкина, И. Бунин, Е. Баратынский, В. Жуковский, И. Никитин, Скиталец, А. Кольцов, А. Федоров, Н. Соколов, А. Толстой. Тексты его хоров вполне включаются в основное русло поэтических текстов хоровых произведений a`cappella начала века. Однако Калинников привнес в трактовку текстов для хора и нечто индивидуальное. Их музыкальное воплощение более гибко, более эмоционально, чем в хоровых сочинениях других композиторов на близкие тексты. Текст для него не «повод для сочинения хора», а основа для музыкальной концепции.

    Музыкальное наследие Виктора Калинникова невелико. Кроме Концертной увертюры им написано 15 хоров a`cappella, ряд хоровых обработок народных песен для четырехголосного и двухголосного хоров, детские песни с сопровождением фортепиано («Журавель», «Котик», «Солнышко», «Жавороночек» и др.), несколько духовных хоров. Ему принадлежат переложения для хора некоторых романсов русских композиторов («Рыцарский романс» М. Глинки, «Море», «Спящая княжна», «Песня темного леса» П. Бородина, «Менестрель» А. Аренского, «Ты взойди, солнце красное» М. Мусоргского, «Не плачьте над трупами» Н. Черепнина), а также «Марсельезы» и «Интернационала». Несмотря на незначительное количество, оригинальные хоровые сочинения Виктора Калинникова представляют собой существенный, художественно ценный вклад в русскую хоровую литературу. Его хоры не только пользовались большой популярностью при жизни автора, но и выдержали проверку временем - в наши дни они широко используются в педагогической практике.

    2. Сведения об авторе литературного текста

    Иван Алексеевич Бунин (1870-1953).

    И.А. Бунин родился в обедневшей дворянской семье. В молодости работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортёром. В печати выступил в 1887. В 1891 в Орле вышел сборник «Стихотворения». Сборники «Под открытым небом» (1898) и получивший Пушкинскую премию «Листопад» (1901) — пример совершенствования стиха в его «старых» классических формах. Поэзия Бунина — песнь о родине, её «бедных селеньях» и необъятных лесах. В том же тематическом ключе написаны его ранние рассказы о голодной, нищей деревне, о полузаброшенных усадьбах. К 1898 относится знакомство Бунина с М. Горьким, который привлек его к сотрудничеству в издательстве «Знание», содействуя становлению демократических взглядов молодого писателя. Судьбу России он воспринимал как судьбу крестьянства. Не сумев увидеть в деревне ничего нового, Бунин своим реалистическим изображением крестьянской жизни после Революции 1905-1907 дал, однако, по выражению В. В. Воровского, «... своего рода исследование о причинах памятных неудач» (Литературно-критические статьи, 1956).

    В 1909 Академия наук избрала И. Бунина почётным академиком.

    Мастер «малых» форм - повести, рассказы, новеллы, - он был выдающимся стилистом, создавшим особый «парчовый» язык. Живописность и строгость, музыкальность и ритмическая выразительность характерны для бунинской поэзии.

    В 1933 Ивану Бунину присуждена Нобелевская премия.

    Не смотря противоречивое во многом творческое наследие, Бунин обладает большой эстетической и познавательной ценностью. Преемник традиций классической русской литературы, он явился одним из крупных представителей критического реализма в России.

    Никто до Бунина не изображал с такой проникновенностью мир живых существ, разделяя их томление, чувство тоскливой заброшенности или хищной радости («Кондор», «Сапсан», «Змея», «Собака», «Кобылица»). Не одухотворяя природу, не уподобляя ее человеку, Бунин прилагает к природе ее собственную меру, раскрывая в своем лирическом герое то бессознательное, чувственно-стихийное, что сближает его со всеми созданиями на земле.

    В лирике Бунина значительное место занимает тема птиц. В своих стихотворениях он упоминает различные виды птиц, несущих определенную символику. В мифологии, фольклоре и поэтических традициях за разными птицами закрепляется свое значение. Так, например, ворон связан с мотивом памяти и смерти, также со смертью связаны образы орла, коршуна, образ журавля символически связан с душами умерших людей. Голубь является символом чистоты и кроткого нрава, ласточка – символом жизни или счастья, лебедь – женской красоты, чистоты и непорочности. В стихотворении «Кондор» Бунин затрагивает близкую ему тему одиночества. Для раскрытия этой темы поэт вводит образ кондора, отгороженного от остального мира. Это очень большая, сильная и величественная птица, но при этом покинутая, гонимая всеми существами из-за своего устрашающего, грозного вида.
    КОНДОР

    Громады гор, зазубренные скалы

    Из океана высятся грядой.

    Под ними берег, дикий и пустой,

    Над ними кондор, тяжкий и усталый.
    Померк закат. В ущелья и провалы

    Нисходит ночь. Гонимый темнотой,

    Уродливо-плечистый и худой,

    Он медленно спускается на скалы.
    И дикий крик, звенящий крик тоски,

    Вдруг раздается жалобно и властно

    И замирает в небе. Но бесстрастно

    Синеет море. Скалы и пески
    Скрывает ночь — и веет на вершине

    Дыханьем смерти, холодом пустыни.
    Кондор — самая крупная летающая птица в мире. Его величественный вид и размеренный полёт превратил его в символ души южноамериканских Анд. Благодаря размаху своих громадных крыльев, которые в размере достигают 3 метров и более, кондор может планировать на невероятных высотах, не совершая при этом никаких движений. Живёт кондор на крутых склонах гор в каньонах или в долинах рек, откуда хорошо просматриваются территории на несколько десятков километров. Его невероятно острый взгляд позволяет ему легко обнаружить добычу. Кондор – птица-долгожитель, он живет свыше 50 лет. Всю жизнь он живёт либо один, либо в паре. Часто, когда кондор доживает до старости и чувствует свою слабость, он взлетает высоко в небо и бросается вниз на камни навстречу смерти.

    В первой части стихотворения описан горный пейзаж, наступление ночи, и величественный кондор, который облетает это мрачное место. Его мир сужается до скалы, на которую «нисходит ночь», и которая теперь служит единственной опорой его «тяжкому и усталому» телу. Бунин очень точно смог описать эту огромную «уродливо-плечистую» птицу на фоне природы, одиночество, тоску, усталость и вместе с тем, силу и властность кондора. Автор характеризует берег как «дикий и пустой», показывая тем самым отгороженность от всего мира. Метафора «гонимый темнотой» помогает понять одиночество кондора. Во второй части смысл стихотворения меняется. Кондор пытается избавиться от давящей тишины, издавая дикий крик отчаяния. Но он один на вершине, и не будет ему ответа, бесстрастно море, и только темнота заполняет пространство. В третьей части все возвращается к своему началу, к своему размеренному ритму, как будто ничего не случилось.

    Бунин сравнивает суровую птицу с одиноким героем, который так же оставлен всем миром на произвол судьбы.

    3. Музыкально-теоретический анализ произведения

    Жанр произведения В. Калинникова «Кондор» - хоровая миниатюра a`cappella.

    Форма - строфическая, каждая строфа представляет собой период из двух предложений (12 тактов). Также форму можно трактовать, как простую трехчастную с видоизмененной репризой, благодаря контрастной средней части и сходному музыкальному материалу в крайних частях. Первая часть (25 тактов) звучит в основной тональности – a-moll - без отклонений и заканчивается на минорной доминанте. Музыка здесь спокойная, размеренная, эта часть вводит в сцену, в которой происходит все действие. Вторая часть (12т.) более энергичная, оживленная, это кульминация всего произведения. Герой пытается вырваться из гнетущей среды, издавая «жалобный и властный» крик.

    По характеру мелодия разнообразна. В 1 и 3 частях она спокойная, статичная, напевная, движение плавное поступенное. Строгость мелодии, её небольшой диапазон в пределах ч4, отсутствие скачков создают повествовательный образ, мрачную, суровую картину. Единственный скачок на б6 (18т.) и его заполнение поступенным движением мелодии по полутонам вниз и вверх описывают полет кондора, его медленное парение в воздухе. Вторая часть контрастная, появляются скачки в мелодии на сексты и кварты, короткий пунктирный ритм, которые драматизируют повествование, приводят к кульминации произведения. Эта часть более напряженная, стремительная, в ней герой пытается разорвать давящую тишину своим криком.

    Ритм в 1 и 3 частях простой, Калинников в основном использует движение четвертными, восьмыми длительностями и долгий пунктирный ритм, делая музыку спокойной, размеренной, статичной. Во второй части появляется короткий пунктир, который придает музыке остроту и напряженность.

    Основной размер произведения - 2/4, но встречается размер 3/4. Этим композитор достигает широты мелодии, её неспешного декламационного характера. При этом становятся более ясными смысловые ударения на ключевые слова: «скалы», «берег, дикий и пустой», «ущелья и провалы», «на вершине» - при описании места действия, и «кондор», «плечистый», «худой»- при описании главного героя.

    Темп спокойный andante, с него начинается и им заканчивается повествование. В кульминации он резко меняется на более подвижный piu mosso. И в третьей части все возвращается к первоначальному темпу.

    Динамика контрастна относительно развития частей формы. Произведение начинается в динамике f: при описании величественного пейзажа, скалистых гор (1-5т.). А также в кульминации, в самом напряжённом моменте развития музыки, используется динамика f. В третьей части Калинников почти не использует подвижные нюансы, музыка будто застыла в динамике p, только в самом конце diminuendo.

    Фактура произведения гомофонно-гармоническая. Мелодия звучит в октавном удвоении в трёх голосах - сопрано, тенорах I и басах, на фоне октавной педали в альтах и тенорах II. В результате возникает звучание хора, создающее ощущение давящей, мрачной атмосферы угрюмого пейзажа. Так композитор достигает в начале произведения почти зримого впечатления безжизненности, бескрайности и величия природы, над которой медленно парит одинокая птица. Ощущение «пространственности» усилено здесь включением в мелодическую функцию партии сопрано, образующим двухоктавную мелодию. Во второй части фактура меняется, появляется имитационная полифония. Альтовая партия вступает в диалог с остальными голосами. Так композитор изобразил эхо, отвечающее на крик кондора. Также этот эффект гулкого эха создает выдержанная нота си у альтов I и басов I, на её фоне звучат остальные партии, постепенно затихая к концу части. Последнее созвучие замирает и растворяется в воздухе, не оставляя герою надежды освободиться от тоски и одиночества.

    Содержание музыки полностью соответствует тексту стихотворения, которые дополняют друг друга и способствуют образному восприятию места и времени, в котором разворачивается повествование. Лишь однажды Калинников вносит свою правку в текст. Он заменяет приставку «за» в слове «зазубренные» на приставку «из», делая его вокальным и более удобным в исполнении.

    В. С. Калинников точно передаёт одиночество и чувство тоски, которое выразил в своём стихотворении И. А. Бунин. Он достигает совершенства в использовании средств музыкальной выразительности для передачи глубокого, тяжёлого образа кондора в мрачной атмосфере пустыни, гор и моря.

    4. Вокально-хоровой анализ произведения

    Произведение «Кондор» написано для смешанного четырехголосного хора, в составе сопрано, альтов, теноров и басов.

    Тесситура зависит от развития музыкального произведения. В первой части она средняя, удобная и достаточно комфортная для всех партий, что помогает создать повествовательный образ. Во второй части тесситура более высокая, намеренно высокие тесситурные условия басов придают звуку напряженность, надрывность. Калинников использует divizi, это придает музыке масштабность, массивность. В репризе тесситура низкая, мелодия переходит в партию альтов, теноров I и басов, на фоне хоровой педали в партии сопрано и теноров II, благодаря чему музыка становится сумрачной и тяжелой.

    Композитор использует агогические отклонения от темпа, так каждый период затихает и замедляется к концу, усиливая чувство неизбежности и одиночества, выраженное в литературном тексте.

    Длинные фразы требуют динамического развития, поэтому необходимы подвижные нюансы: diminuendo и crescendo. Каждая фраза начинается с динамического развития, затем происходит постепенный спад. Короткими динамическими лигами Калинников выделяет ключевые слова в тексте: «кондор» «уродливо-плечистый».

    Следует обратить внимание на нисходящие интонации, которые могут спровоцировать понижение, нисходящие м3 необходимо исполнять с тенденцией к завышению.

    В 1 и 3 части при описании картины суровой природы характер звука тяжелый pesante. Во второй части характер звука энергичный energico.

    Необходимо соблюдать законы вокальной орфоэпии - округленно пропевать гласные звуки, коротко и четко произносить согласные. Длинные выдержанные ноты при пении отдельных слогов предполагают использование приема перенесения согласного звука к следующему слогу, короткого и четкого произношения их в окончании слов. Исполнение в динамике mp и p требует четкой работы артикуляционного аппарата певцов, вялая артикуляция может отразиться на качестве дикции хора.

    5. Дирижерский анализ

    Задача дирижёра и хора, исполняющего «Кондор» состоит, прежде всего, в передаче сложного, философского образа произведения. Исполнителям необходимо прочувствовать страдания героя, погрузиться в мрачную атмосферу хора. Следует выполнять каждую рекомендацию композитора, касающуюся темпа, динамики, агогики и прочих средств музыкальной выразительности, не передающихся нотным текстом. В.С. Калинников очень точен в своих ремарках.

    Стремясь яснее отразить интонации поэтического текста, композитор использует переменный размер. Этим композитор достигает широты мелодии, её неспешного декламационного характера. При этом становятся более ясными смысловые ударения на ключевые слова.

    Хотелось бы обратить внимание на первые слова хора. Весомое, глубокое высказывание является интонационным ядром, которое погружает слушателя в мрачную атмосферу хора. Звучание каждого аккорда композитор усиливает акцентом.

    Важную роль в хоре играют динамические и темповые изменения. Так, в первой части каждый период затихает и сильно замедляется к концу, усиливая чувство неизбежности и одиночества, выраженное в поэтическом тексте.

    Для эпического повествования в первой части композитор использует средние тесситурные условия, достаточно комфортные для всех партий хора (Сопрано ми1 - ре2; альты сим - ми1; тенора 1 мим - ре1, тенора 2 мим - лям; басы миб - мим). Здесь тесситура не играет особой выразительной роли.

    В первой части созданию образа мрачного пустынного пейзажа способствуют прежде всего гулкие неполные аккорды.

    Характерной чертой мелодического движения первой части хора является неразвитость, «застылость» мелодии.

    При возникновении в тексте образа Кондора, к которому как поэт, так и композитор испытывают глубокое сочувствие, от мелодической линии отделяются басы и «просторная» мелодия уже мягко звучит в окраске октавы лирических сопрано и теноров.

    Повествовательный образ трансформируется, драматизируется. Композитор делает мелодию более выразительной. Фразу, в которой описывается Кондор, он начинает со скачка, смягчая его последующим поступенным заполнением. Мелодия обогащается хроматическими звуками. Появление альтераций говорит о сложности, глубине образа Кондора. Гармонический язык здесь подобен более ярким и сочным красками, которые использует художник, выделяя главного персонажа на общем фоне картины.

    Вторая часть резко контрастна первой. Она врывается, пронзает, словно молния вспарывает тяжёлую тучу. Мелодию отличает острый пунктирный ритм, обилие шестнадцатых, введение скачков на сексту. Новые диссонирующие аккорды придают литературному тексту («И дикий крик, звенящий крик тоски…») живое звучание. Смысл этого раздела - попытка героя вырваться из гнетущей среды.

    Во второй части тесситура более высокая. Особенно важны тесситурные условия басов - намеренно высокие, что придает звуку напряженность (басы 1 лям- сим; басы 2 мим - лям).

    Последнего созвучие растворяется, ускользает от слушателя. этот прием композитора следует трактовать, как безутешность, истаивание надежды героя на возможность вырваться. Следует сказать, что эффекта таяния, исчезновения звука композитор достигает, постепенно «отключая» голоса, оставляя в итоге одну звучащую ноту.

    Фермата на паузе окончательно растворяет крик Кондора, и в третьей части композитор возвращает слушателей к бесстрастному, неподвижному морю и холодной бесконечной пустыне.

    Третья часть снова возвращает нас к угрюмому мрачному пейзажу и острому одиночеству.

    В репризе Калинников ещё больше снижает тесситуру и переносит мелодию в средние голоса, тогда как верхний голос неподвижно звучит на одной ноте, тем самым полностью погружая слушателей в атмосферу безысходности.

    Сумрачный, тяжёлый характер третьей части требует более низкой тесситуры (Сопрано ми1 - ми1, альты сольм - до1, тенора 1 мим-до1, тенора 2 мим - мим, басы миб – дом).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. «Большая советская энциклопедия»

    2. Борисова Е. Ю., Погорелова Н. Ю. статья «Виктор Сергеевич Калинников - яркий представитель московской школы хорового пения к. XIX – нач.XX вв.»

    3. Дмитревская К. статья «Виктор Калинников. К 100-летию со дня рождения»

    4. Зайцев М. В «Тембр как выразительное средство в хорах Вик. Калинникова. Лекция по курсу хоровой литературы»

    5. Романовский Н. В. «Хоровой словарь»

    6. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»

    7. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной... Система пейзажных образов в русской поэзии»



    написать администратору сайта