Главная страница

конспект урока музыки 4 класс. разработка урока музыки 4 класс. Урок 1 "Средства музыкальной выразительности. Мелодия"


Скачать 333.8 Kb.
НазваниеУрок 1 "Средства музыкальной выразительности. Мелодия"
Анкорконспект урока музыки 4 класс
Дата04.09.2022
Размер333.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларазработка урока музыки 4 класс.docx
ТипУрок
#661073
страница1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Раздел Ι

«Россия – Родина моя»

Урок 1

"Средства музыкальной выразительности. Мелодия"

Цели урока

  1. Продолжить работу по ознакомлению учащихся со средствами музыкальной выразительности (мелодией) на основе произведений В.А. Моцарта.

  2. Развивать музыкальный слух учащихся (ладовый, динамический, ритмический).

  3. Воспитывать интерес к классической музыке.

Оборудование: таблицы «Разрушительная и созидательная сила музыки», «Традиции и почерк композитора», «Цветок» (средства музыкальной выразительности), карточки с инд. заданиями, кассеты, портреты В. Моцарта, Л. Бетховена, А. Хачатуряна; для учащихся схемы-сравнения.

Музыкальный ряд: Хачатурян «Танец с саблями», Л. Бетховен «5 симфония», В.Моцарт «Симфония № 40», «Маленькая ночная серенада», «Реквием. Лакримоза»

Зрительный ряд: наглядность – колонна, иллюстрации, портреты композиторов

Тип урока: комбинированный. На данном уроке учащиеся продолжают знакомство с мелодией – одним из средств музыкальной выразительности.

Ход урока

1. Орг. момент

- музыкальное приветствие

(«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

2. Распевание (исполнение)

- гамма, пропевание аккордов на f и p; определение лада.

- «Школьный корабль» (хор, солисты); «Катюша» (какой размер маршевой музыки? 4/4. размер песни «Катюша» тоже 4/4, поэтому ее можно промаршировать, эту песню мы можем исполнить как песню-марш)

3. Повторение

- Музыкальное произведение – это большой мир, в котором музыка может обладать разрушительной и созидательной силой. Как вы это понимаете? Приведите примеры (Одиссей и сирены; строительство г. Фивы).

- Как вы думаете, каких повествований больше, о созидательной или разрушающей силе музыки? Почему?

4. Обобщение

Волшебное действие музыки описано в знаменитой оде древнегреческого поэта Пиндара (учебник, с. 26-27). Чтобы понять музыкальное произведение мы обращаемся обычно к двум аспектам: традиции и неповторимому почерку автора.   Как вы это понимаете?

- Почему необходимо обращаться к традициям? (Потому что все происходит постепенно. Каждая река вытекает из своего источника и впадает в свое море. Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней,   выглядит нелепо).

- А почему мы всегда ищем в произведении его неповторимость? (Так как в каждом произведении есть то, чего еще не было и никогда не будет, потому что любой миг творчества неповторим).

Из единства старого и нового складывается неповторимый путь искусства.

- Каждый композитор вкладывает в произведение свои чувства, переживания, характер, которые имеют своих музыкальных представителей. Что-то выражает себя в мелодии, что-то в гармонии, а что-то в динамических средствах. Вот почему понимание музыки требует обращения к средствам музыкальной выразительности. Мы продолжаем изучение большой темы «Средства музыкальной выразительности».

Работа с наглядным материалом «Цветок».

- Назовите средства музыкальной выразительности.

- Сегодня мы будем говорить о мелодии. Наша с вами задача - определить, в каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия. Но перед этим давайте вспомним, что вы знаете о ритме.

- Где присутствует ритм? (в природе, искусстве и т.д.)

- Назовите его коренные свойства (порядок, симметрия).

Индивидуальная работа по карточкам

Эти свойства мы находим в самых разнообразных произведениях, даже в нехитрой детской песенке Красева «Елочка» (наиграть). Стоит напеть, и мы сразу чувствуем легкость, естественность, соразмерность ритма и мелодии. Несмотря на упорядоченность именно в музыке, ритм достигает наибольшего многообразия. С его помощью мы легко можем отличить марш, танец, песню.

- Как проявляет себя ритм? Что мы делаем, когда слышим ритмичную музыку? (в движении)

- В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует ритм? (танцевальных).

Устная викторина (слушание)

- Откройте тетради, проведем устную викторину. Ваша задача – определить название произведения, композитора или направленность музыки – маршевую, танцевальную, песенную.

1) А.Хачатурян «Танец с саблями». Своей выразительностью эта музыка обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость, непредсказуемость безотказно действуют на зрителя.

2) Л.Бетховен «5 симфония». Бывает, что ритму удается на короткое время вырваться из ритмичных основ (прохлопать, наиграть). Что хотел показать композитор? Мотив судьбы. Удивительная концентрация мощной музыкальной энергии заключена всего в 4-х нотах.

3) В.Моцарт «Симфония № 40». Совершенно противоположное по легкости ритмического рисунка произведение. Пропоем мелодию.

5. Новый материал

- Почему я вас попросила исполнить мелодию, а не прохлопать» ритмический рисунок? (Потому что в произведениях Моцарта легкость и изящность ритма тесно связаны с мелодией). И его произведения мы изучаем в теме «Мелодия». При изучении нового материала, мы с вами заполним сравнительную таблицу.

На доске – схема:

Только в музыке

2

Основные свойства

Порядок, симметрия

Выражает чувства

3

Как проявляет себя?

Внешне, в движении

В глубинном, скрытом плане

4

В каких жанрах господствует?

В танцевальных

В песенных

- Если ритм присутствует везде, то мелодия всецело принадлежит музыке, т.е. присутствует только в музыке. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство. Музыка царствует лишь там, где находит отклик и понимание. Если музыкальный ритм все вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия воздействует совсем иначе.

- Как, вы думаете?(Она не требует никаких внешних физических проявлений: ни движений, ни постукиваний в такт; ее восприятие происходит в глубинном, скрытом плане. Слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза – ведь переживания музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам).

- Чем же объясняется воздействие мелодии? Тем, что задолго до создания музыкальных инструментов, мелодия принадлежала голосу человека, пением выражавшему то, что бессильны выразить слова. Ведь слова живут не только в поэзии, ими пользуются и для простых сообщений: «Я иду в цирк». Но никогда подобным целям не служит мелодия, она возникает лишь тогда, когда душа настроена на поэтический лад: плачет или смеется, грустит или надеется. В таких случаях звучит песенная, хотя бывает и танцевальная музыка.

Слушание

- Среди грустных и задумчивых мелодий можно найти жизнерадостные и подвижные. Такой является грациозная «Маленькая ночная серенада» Моцарта. В Вене 18 в. было принято устраивать ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Смысл музыки был вовсе не лирическим, а скорее забавным и чуть озорным. В таком концерте участвовало несколько человек – ведь радость объединяет людей. Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр.

- Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом; слушая ее, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная по заказу для ночного концерта. Напротив, в ее звуках для нас оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города. Композитор Рубинштейн назвал Моцарта богом солнца музыки, и именно этот бог солнца в музыке создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве произведений – Реквием. Моцарт был смертельно болен, когда некий незнакомец, одетый во все черное, постучался в дом композитора и передал этот заказ от очень важного лица. Моцарт принялся за работу, но болезнь уже подтачивала его силы. Вот как передает эмоциональное состояние композитора Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери»:

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третий
Сидит.

- Не в этих ли трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила мелодии, воплотившая в себе последнюю волю великой души Моцарта?

Слушание

Мы прослушаем одну часть произведения, которая называется «Lacrimosa» («Слезный день»). Мелодия основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец благородной сдержанностичувства.

- Понравилось произведение?

- Как вы понимаете слова:

Счастье! Звучит нестареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций 
Каждому хочет любви и согласья!»

6. Обобщение

- Итак, что нового вы узнали на уроке о мелодии? (см. схему)

- В каких произведениях чаще всего господствует мелодия? (в песенных, когда хотят показать чувства, отношение к человеку).

- Как вы понимаете слова Чайковского «Мелодия – душа музыки»?

7. Д/з

Сочинение на тему «Мелодия – душа музыки»

Урок 2

«Целой жизни не хватит для музыки»

Цель урока: формирование духовной культуры и стремление к активному творческому овладению образным языком музыки.

Задачи:

  1. Познакомить с художественным содержанием музыкальных образов С. Рахманинова.

  2. Развивать навыки хорового пения, музыцирования.

  3. Воспитывать любовь к природе, родному краю, жизнелюбие.

Ход урока

  1. Организационный момент. Вход в класс.

Музыкальное приветствие.

  1. Изучение нового материала.

    • «Звуковое письмо»

- Нам пришло звуковое письмо. В нём выражены чувства человека, его состояние. Настройтесь, чтобы почувствовать сердце автора, его мысли, о чём он хочет рассказать нам. (слушание)

- Смог ли композитор музыкальным языком выразить своё настроение?

- Каждое музыкальное произведение - это письмо в будущее, потому что и через много лет люди, уже другие поколения, услышат музыку, почувствуют сердце автора.

-  От кого мы получили звуковое письмо? Кому принадлежат слова?

(тема урока)

- В истории русской музыки было немало гениальных, одарённых личностей. Но одно имя находится особняком от остальных. Это С.В.Рахманинов, (портрет, годы жизни)

- В целом мире не было человека, столь блестяще проявившего себя во всех трёх сторонах музыкального творчества.

- КОМПОЗИТОР ПИАНИСТ ДИРИЖЁР. Прекрасная музыка звучала под названием Концерт №3 для фортепиано с оркестром. 

- Что такое концерт?

  1. Дыхательная гимнастика, массаж губ, языка. Исполнение главной темы концерта вокализом.

    • Драматизация сцены «Учеба»

- Итак, С.Рахманинов-композитор, пианист, дирижёр. Давайте вернёмся к эпизодам его юности. Вашему вниманию предлагается сцена «Учёба» 1885 год. Санкт-Петербург. Мать Сергея Рахманинова Любовь Петровна встречает свою подругу. (инсценировка)

- Что такое консерватория?

- Решением Совета консерватории С. Рахманинов удостаивается большой золотой медали. На выпускном экзамене он сыграл фортепианный клавир оперы «Алеко» на сюжет А.С.Пушкина «Цыганы». Успешно закончив консерваторию, Рахманинов много выступает с концертами.

  • «Вокализ» - слушание.

- У   композитора   есть   прекрасное   произведение,   которое   он   написал специально для пения, но без слов.

- Как называется такое произведение?

- Вокализ для высокого женского голоса.

- Как называется высокий женский голос?

- Свой «Вокализ»  Рахманинов   посвятил   великой  русской  певице Антонине Васильевне Неждановой. Сама певица вспоминала: «слушание»

  • Танцевальная пауза.

- Слушаем и рисуем музыку - романс «Островок».

- Может ли музыка изображать движение?

- Можно создать образ всего, что в мире существует: рождается, развивается, умирает. Жизнь - это движение. А как же можно создать образ неподвижности, покоя? На самом деле покой, неподвижность-иллюзия. Сейчас мы послушаем произведение для голоса с фортепиано. Я не буду его называть. Постарайтесь представить себе картину и дать название этому произведению, (слушание, сложив кисти рук перекрёстно, закрыв глаза, чтобы глубже почувствовать музыку.

- К какому жанру можно отнести это произведение?

- Как называется?

- Какой образ вы представили?

«Как  хорошо  он  слышит  тишину...»  -  так  отозвался  о  музыке  С. Рахманинова М.Горький.

Повторное слушание и рисование картины карандашами.

  • Музыкальный образ романса «Весенние воды» - слушание

Сейчас мы послушаем ещё один романс на слова Ф.Тютчева.

- Какой образ раскрывается в этом произведении?

«Образ пробуждающейся природы, возрождающейся жизни».

- Какое настроение появляется?

- Какая изобразительная сторона произведения?

- Символом чего является вода?

- Можно ли образ весенних вод сравнить с духовной сферой человека?

- Этим произведением С.Рахманинов поёт гимн не только приближающейся весне, но и провозглашает Духовную жизнь человека.

  • «Это    для    нас!»   

Разучивание    и    исполнение    песни. Чтение скороговорки БЫК ТУГОДУБ ТУГОДУБЕНЬКИЙ БЫЧОК.

  • «Полька» - игра на музыкальных инструментах в ансамбле с учителем

Вспомните, под какую музыку вы входили в класс.

- Какой жанр? Имеет ли танец какое-то отношение к теме урока?

  • Инсценировка «Интервью»

Закрепление: прием ассоциаций.

Итог урока. Оценка работы.

Урок 3

"Оркестр русских народных инструментов"

.

"Все хорошо в своем роде!" народная мудрость.

Цель: Познакомить детей с жанрами русской народной песни. На примере русских народных песен из рабочей тетради раскрыть векторную направленность их образного содержания.

ЗАДАЧИ:

  1. Приобщение учащихся к русской музыкальной культуре, знакомство с жанром русской песни,

  2. Закреплять инструментально-исполнительские навыки,

  3. Развитие целостного мировосприятия учащихся, развитие эмоционально-осознанного восприятия музыки,

  4. Воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств: любознательность, познавательный интерес к изучению истории, культуры нашего края, к традициям и истокам народной мудрости.

Тип урока: Углубление в тему.

Оформление класса:

Плакаты:

  • Выдающийся русский философ И.А. Ильин:"Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение".

  • "Все хорошо в своем роде!"  – народная мудрость.

  1. народные костюмы,

  2. народные инструменты,

  3. шумовые инструменты,

  4. народные старинные игрушки,

  5. мультимедийный проектор.

Рекомендации по работе над музыкальными произведениями:

  1. Для более целостного восприятия музыкального образа произведения, перед его разучиванием можно охарактеризовать и раскрыть образы героев разучиваемых песен.

  2. Особое внимание требует работа над ритмическим и штриховым ансамблем, в ходе которого можно использовать прием "гиперболы" – преувеличения (например, акценты, укорочение длительностей при стаккато и т.д.) в плясовой песне "Веселый сапожник". Мягкое маркатто с одновременным ударом вниз в детской песенке "Козлик".

  3. В песне "Во поле березонька стояла" особое внимание требует работа над кантиленностью звуковедения, ритмическим ансамблем.

  4. Особое внимание может потребовать работа над ровностью тембра и фразировкой.

Учебно-музыкальная деятельность; методы и приемы работы:

  1. Метод эмоциональной драматургии,

  2. Наглядно-слуховой метод,

  3. Метод контрастного сопоставления образов,

  4. Презентация по теме урока.

ХОД УРОКА

Учитель: Дорогие дети! Сегодня к нам пришло много гостей: ансамбль русских народных инструментов, солисты ансамбля Аня и Алена, ученица 3-Б класса Таня Федькина. Все вместе мы  – маленькие и большие, объединившись в большой оркестр русских народных инструментов, будем творить, исполнять, слушать замечательные русские народные песни.

Тема нашего урока "Жанры русских народных песен".

Наша Родина славится богатым устным народным поэтическим творчеством. Особое место в жизни россиян занимает песня. Песня – это бесценное богатство нашей Родины.

Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета  – 
То и отразится в песне у поэта.

Таня Федькина приготовила к нашему уроку сообщение о русской песне. Таня много работала над этой темой, она подготовила реферат на школьную конференцию, и сейчас мы предоставим ей слово.

Выступление Т. Федькиной:

Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты звучала?
Пролетели утки – 
Урони ли дудки.
Пролетели гуси – 
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней
На Руси родились.

Народная песня – это не НАПЕВ СО СЛОВАМИ, а часть жизни человека и момент её исполнения очень ответствен, так как, по существу это момент передачи опыта поколений.

На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем связаны с образами родной природы.

Замечательные слова о русской песне сказал философ Иван Александрович Ильин: "Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение". Что такое ПЕСНЯ, из самого слова видно  – ПЕСНЯ  – то, что ПОЮТ.
  •   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта