конспект урока музыки 4 класс. разработка урока музыки 4 класс. Урок 1 "Средства музыкальной выразительности. Мелодия"
Скачать 333.8 Kb.
|
Тема. Технология мастерских. Мастерская как технология состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но учащиеся свободны в выборе средств, темпа, пути исследования. Для работы важны алгоритмы, их 3. Важен сам момент работы, творческие исследования, интерес, подъем, эмоциональность. Тема. Зима в стихах А.С. Пушкина. Зимнее утро. Зимний вечер. Цели уроков: познакомить со стихами А.С. Пушкина; анализировать значимые признаки стихов; развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний; воспитывать чувство гордости, умение работать в группе; формировать общеинтеллектуальные умения. Проблемы урока: доказать, что дано 2 стихотворения А.С. Пушкина; путем анализа стихов выделить пейзажные описания не только увиденные, но и переживаемые; раскрыть литературные средства; социализация – соотнесение своей деятельности с другими по закону “Делай вместе, но по-своему” Оборудование урока:тексты стихов А.С. Пушкина целые и разрезанные (шрифт единый), музыкальная запись из “Времен года” П.И. Чайковского, фрагмент “Зима”; портрет А.С. Пушкина, выставка книг поэта, зимние пейзажные репродукции (5 - 6), иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина (сказки), еловые ветки. Проект урока.(Дан на панораме открытых уроков в школе). Организационный момент. - Приветствие гостей кивком головы и улыбкой. - Сообщение о работе групп в творческой мастерской. 1. Актуализация знаний. Алгоритм. А-1. - Ребята, внимательно посмотрите вокруг. Что интересного вы увидели в классе? Ответы учащихся. - Что вы знаете о творчестве А.С. Пушкина? - Произведения какого жанра писал А.С. Пушкин? Дети отвечают, а учитель пишет на доске. 5 сказок романы поэмы стихи Обращается внимание выставку книг А.С. Пушкина. - Как ты думаешь (имя), почему у нас так много книг на выставке? - Послушаем твое (имя) мнение по этому подвигу. Вывод: А.С. Пушкин – хорошо читаемый поэт. 2. Эмоциональный настрой. Звучит фрагмент музыки “Зима” из “Времен года” П.И. Чайковского. - Что вы, ребята, представляли, когда слушали музыку? Ответы учащихся. 3. Подготовка к выделению проблемы, темы исследования. Алгоритм. А-1. - Скажите, ребята, какой вы представляете себе зиму? Учащиеся отвечают, а учитель пишет на доске: холодная снежная морозная волшебная вьюжная любимая… 4. Игра “Снежный ком” (в группах). - Представьте, что вы вместе с А.С. Пушкиным будете писать короткий рассказ о зимнем дне, вечере. - Выбирайте себе тему, назначайте того, кто начинает и по цепочке составляйте свои рассказы. Выслушиваются рассказы 4 групп. Оценок не дается. - Как вы думаете, что более всего характерно для зимы? Ответы детей. Вывод: мороз, снег. Алгоритм А-2. 1) Представление основной проблемы. - Сейчас мы слушали результаты вашего группового творчества. Теперь я предлагаю вам продолжить знакомство со стихами А.С. Пушкина, только я разрезала эти стихи. Ваша задача – определить, сколько стихов я вам предлагаю, попробовать вместе со своей группой озаглавить их, подготовиться к чтению. 2) Работа (в группах) над проблемой. Помощь учителем оказывается только по просьбе детей, причем незначительная. Готовность к обсуждению показать, прикрепив снежинку на веточку. Алгоритм А-3. Проверка – представление результатов работы групп. - Сколько же стихов вы нашли? Называется группа (по желанию). Зачитываются варианты полученных стихов. - Как бы вы их озаглавили? Ответы учащихся, их корректировка. II этап. Работа с текстом стихов. 1) Чтение стихотворения № 1 мастером (учителем). 2) Сравните свой вариант с авторским, прочитайте стихотворение “Зимнее утро” друг другу вполголоса. 3) Выборочное чтение. - Какую строфу из этого стихотворения вы знаете давно? - Зачитайте. - Проверьте, может быть каждая строфа является маленьким самостоятельным стихотворением? - Посоветуйтесь в группе и зачитайте. - Что ты (имя) лучше всего представляешь, когда читаешь эти строки? Вывод: можно говорить о завершенности каждой строфы. - Что еще особенного вы заметили в этих стихах? Ответы учащихся. Герой не один, он с любимой, близкой женщиной. - Как вы думаете, это важно, что герой не один? - Какой вы представляете себе героиню в “Зимнем утре”? Ответы групп. Словарная работа. Толкование дается по словарю Ожегова. Нега – полное довольство, блаженство, приятное состояние, иногда – сон. Северная Аврора – богиня утренней зари. Янтарь – Застывшая смола хвойных деревьев светло-бурого цвета. Определение темы. - Ребята, как вы думаете, какова тема нашей мастерской? Ответы детей. Мастер подводит итог. - Это стихотворение – гимн русской зиме. - А какая еще тема звучит в данных стихах? (Тема родины). Физминутка спортивная. Мы – боксеры Мы – штангисты, Бегуны и фигуристы. Мы плывем через моря. Всюду есть у нас друзья. Обмен заданиями между группами. Варианты: 1) выделить художественные средства стихотворения “Зимнее утро”. 2) подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца (на выбор) 3) составить словесные иллюстрации к стихам I Выделение художественных средств. 1 группа На таблицах даны слова: 2 группа проводит конкурс стихов (по 2 человека от 2 и 3 групп). 4 группа “иллюстрирует” стихотворение “Зимний вечер”. Работа с иллюстрациями - А сейчас, ребята, я приглашаю вас в картинную галерею на выставку картин о зиме. Художник – природа. - Любуйтесь на картины. - Скажите, какая из них больше всего подходит к стихам? Почему? - Ребята, какие желания возникли у вас после работы нашей мастерской? Ответы учащихся. Домашнее задание на выбор: выучить 1 стихотворение наизусть; сочинить свое стихотворение о зиме. Итоги работы. Что тебе (имя) понравилось делать в мастерской? Какую пользу вы нашли в работе? Повесьте все снежинки на веточку, если вы считаете, что ваша группа потрудилась хорошо. Поставьте мне оценку за управление вашей работой. Учитель. - Спасибо, вам, ребята, за активность, за умные ответы, за ваше творчество! Раздел VΙΙ «В музыкальном театре» Урок 20-21 Открытый урок по теме «"Героическая тема в русской классической музыке. М.И. Глинка, опера "Иван Сусанин"» Цель: Познакомить учащихся с образом защитника отечества в оперном жанре. Задачи: Осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи. Закрепить понятия опера и базовые понятия этого жанра. Формировать умение давать эмоционально - образную оценку произведениям и явлениям жизни. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником. Ход урока 1. Введение. Учитель: О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении. Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему? Ответ учащихся:… Учитель: С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. 2. Актуализация. Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках, посвященных теме защитников Родины. Презентация “Образы защитников Отечества” (Приложение 6 показ презентации идет в течение всего урока). Былины о русских богатырях. С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский” (Приложение 1). Русские народные солдатские песни. С.С. Прокофьев опера “Война и мир”. Песни о полководцах воинах Отечественной войны 1812 год. Д.Д. Шостакович “Симфония №7” (Приложение 2). Петровские канты. А.П. Бородин “Князь Игорь”, Богатырская симфония” (Приложение 3, Приложение 4). М.И. Глинка опера “Иван Сусанин”. Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере? 3. Новый материал. Сегодня мы будем говорить об оперном жанре, о закономерностях этого жанра. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”). М. Глинка – великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он является основателем русской классической музыки. Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества. Идею оперы можно выразить строками известной думы “Иван Сусанин” К. Рылеева: Кто русский по сердцу, тот бодро и смело И радостно гибнет за правое дело. Предателя, мнили, во мне вы нашли? Их нет и не будет на Русской земле! В ней каждый Отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит! 4. Музыка оперы. “Отечественная-героично-трагическая опера” – так сам композитор определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству. Драматургия оперы основана на конфликте двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки. В опере трудный период в жизни русского народа – война с поляками. Опера состоит из 4-х действий и эпилога. В Интродукции (вступлении) воплощена непреклонная воля русского народа к победе. В 1-м действии оперы мирная жизнь. Каватина Антониды полна искренности, нежности, а оживленное рондо раскрывает радостный мир девичьих мечтаний: “Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи” (фрагмент оперы: каватина и рондо Антониды 1 д.) 2-е действие (образ врага) . Действие происходит в замке польского короля Сигизмунда (Приложение 7, бал). Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси. Так заканчивается экспозиция оперы, в которой ярко представлены две музыкальные сферы. В 3-м действии раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского народа. Начинается 3 действие с песни Вани, которая полна нежности и благородства к отцу. К Ване присоединяется голос Сусанина. Их дуэт завершается решительными фразами юноши, который готов отдать жизнь за родной край. Вдруг в мирную обстановку вторгаются завоеватели. Они уводят с собой Сусанина, который прощаясь с детьми, дает понять, что никогда не вернется домой. Драма полна душевных переживаний. Это передает романс Антониды “Не о том скорблю, подруженьки”. В 4-м действии драматизм усиливает Ваня, пытаясь разбудить спящих ополченцев, сообщает о приходе поляков. Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина. Она открывается хором поляков. Контрастом теме поляков звучит речитатив и ария Сусанина “Чуют правду…”. Впервые композитор оставляет своего героя наедине с его думами. Он вспоминает свою семью. Речитатив передает огромную внутреннюю силу человека, встречающего последнюю зарю в своей жизни и верящего в спасение своей родной земли. В арии “Ты взойдешь, моя заря!” Глинка с непревзойденным мастерством сочетает простоту мелодического движения (плавные распевы, народные песни, речевые интонации народного говора, черты молитвенных песнопений) с глубиной человеческих чувств. В этом портрете главного героя оперы композитор умело использует жанр арии – молитвы, арии – песни. Эпилог оперы “Жизнь за царя” заканчивается хором “Славься”, он передает картину народного ликования. Тема хора сочетает в себе черты древних знаменитых распевов, мощь многоголосного пения, маршевые ритмы военных песен Отечественной войны 1812 года. Это слияние оркестра и хора. Ощущение великого праздника передают звуки оркестровых колоколов. 5. Закрепление нового материала и тестирование (Приложение 5). Урок 22 Образ русской народной песни в музыке русских композиторов» Цель урока: Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов. Задачи: - Информационная – познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера «Хованщина», песня – ария Марфы; -Научить определять русский народный стиль в музыке М.П. Мусоргского; -Обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов. Тип урока: Изучение нового материала. Жанр урока: Тематический. Проблема урока: Почему русские композиторы обращались в своих произведениях к русской народной песне. Вид урока: Исследование. Методы урока – словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые Учитель'>Ход урока: Дети входят в класс под музыку П.И.Чайковского «Симфония №4» (звучит фрагмент). Учитель – Музыка, которая сейчас прозвучала вам знакома? Интонацию какой песни знакомой вы услышали? («Во поле береза стояла») - Учитель: А как вы думаете, почему П.И, Чайковский часто в своих произведениях обращался к русским народным песням? - Учитель: - Не только П. И. Чайковский, но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле. Так почему же композиторы, обращались к истокам русской народной музыки мы попытаемся сегодня выяснить. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним с какими видами русской народной песни мы уже с вами знакомы. (Хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые и т.д.) -1- -Учитель: Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди, чтобы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтоб они не исчезли. Семь нот, но сколько они сохранили нам песен. Так давайте вспомним их и распоемся. (Исполнение гаммы, канон на два, три голоса) Исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла» (канон на два, три голоса) Обратить внимание на звуковедение, строй. Добиться, чтобы учащиеся слушали и слышали друг друга. - Учитель - А что характерно для народной песни. (многоголосие, подголоски, сольное пение) Вспомним песню «Ты река ль, моя реченька» определите вид песни (Обрядовая). - Учитель - Во время какого обряда исполняется песня? Кто исполняет ее? (свадебная песня) Исполнение песни «Ты река ль, моя реченька». -Учитель – Если мы с вами говорим о том, что для русской народной песни характерно многоголосие, подголоски, то давайте вспомним песню «Милый мой, хоровод». (исполнение на два голоса) - Учитель - «В песне душа народа»- слова великого просветителя А.И.Радищева «Песня – живой голос народа, говорящий о его жизни, о всех радостях и печалях». Песня это настоящий друг, который разделит радость и печаль. - Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы ребят) - Какие чувства отражает песня, которая сейчас прозвучит, (русская народная песня «Исходила младшенька»- исполнение) (Чувства горести, печали, одиночества, обиды) -Какими средствами музыкальной выразительности, отражает чувства русская народная песня. (мелодия плавная, протяжная, певучая) Разучивание всем классом песни. 2 этап - Учитель - А теперь внимательно прослушайте музыкальное произведение. Определите музыка народная звучит или композиторская? (Звучит фрагмент «Рассвет на Москве реке» М.П.Мусоргский) Учитель - Звучит народный оркестр или симфонический? (Симфонический - Есть ли в музыке что – то общее с народной песней? - И если прислушаться, то симфонический оркестр подражает народным инструментам. Какое время дня изобразил в музыке композитор? (Утро) - Учитель – «Рассвет на Москве реке» так назвал композитор М.П.Мусоргский вступление к опере «Хованщина». Его музыку называют гениальной .Родился он 150 лет назад , в детстве любил слушать колокольные звоны.(Слушание вступление к опере) - Учитель – Прослушав произведение на душе у вас от рассвета легко или тревожно? Если тревожно, то почему? (Ответы ребят) - Учитель- Композитор здесь не только изображает пейзаж, но и изображает переломный момент в Российском Государстве. Отражает исторические события 17 века уходящая феодальная Русь и начало славных дел Петра 1 . Главная героиня оперы – Марфа – какой судьбы эта девушка, попробуйте определить сами. (Звучит фрагмент из оперы «Хованщина» песня – ария Марфы) - Учитель – Знакома ли вам прозвучавшая сейчас музыка? (Ученики узнают в ней русскую народную песню «Выходила младшенька») - Учитель – Так почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню? Что он хотел сказать этим, что хотел показать? Какая музыка глубже покажет душу русского народа, народная или композиторская? 3 этап - Учитель – На уроке у нас прозвучали произведения р.н.п. «Во поле береза стояла», р.н.п. «Милый мой, хоровод» р.н.п. «Ой, река, реченька», р.н.п. «Исходила младшенька», «Рассвет на Москве реке» М.П.Мусоргского. - Что объединяет эти произведения? - Учитель – Не только М.П.Мусоргский сочинял музыку в народном стиле. Назовите мне с какими операми русских композиторов мы с вами уже знакомы? (ответы учеников) Исполнение хора «Уж как помосту мосточку» П.И.Чайковский опера «Евгений Онегин», «Прощай зимушка» опера «Снегурочка» Н.А.Римский – Корсаков. Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна как и русская народная песня. Русская народна песня бездонный кладезь для композиторов. Урок 23 "Русский Восток" |