Главная страница

конспект урока музыки 4 класс. разработка урока музыки 4 класс. Урок 1 "Средства музыкальной выразительности. Мелодия"


Скачать 333.8 Kb.
НазваниеУрок 1 "Средства музыкальной выразительности. Мелодия"
Анкорконспект урока музыки 4 класс
Дата04.09.2022
Размер333.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларазработка урока музыки 4 класс.docx
ТипУрок
#661073
страница7 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Тема четверти: "В музыкальном театре"
Тема урока: "Русский Восток"
Тип урока: углубление в тему
Цель: закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

Задачи:

1. Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном

своеобразии музыки народов Востока череззнакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;

2. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока; развивать творческое начало в размышлениях о музыке, в двигательных импровизациях, в рисунках детей с изображением полюбившихся сцен из оперы; развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой; развивать внимание, память.

3. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.

Музыкальный материал: фрагменты из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”: Каватина Людмилы (из 1-го д.), Речитатив и ария Руслана (из 2-го д.), Персидский хор (из 3-го д.), Восточные танцы в замке Черномора: турецкий, арабский (из 4-го д.); симфоническая сюита Н. Римского-КорсаковаШехеразада (1часть, фрагмент)

Оборудование: рисунки детей с изображением полюбившихся сцен из оперы “Руслан и Людмила”; магнитофон; карточки зеленого, желтого и розового цветов с опорными словами; тематический плакат, оформленный в восточном стиле с названием “Русский Восток”; иллюстрации со сборника арабских сказок “Тысяча и одна ночь”; компьютер, медиа-проектор; в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды на тему “Древний Восток”, слайды с программным вступлением к сюите “Шехеразада” и слайд “Особенности восточной интонации”); стол, платки, восточные сладости, блюдо с разнообразными фруктами, расписные кувшины; портрет композитора Н. Римского – Корсакова; бланки викторины;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Разминка “Хорошее настроение”

– Здравствуйте, ребята! У некоторых из вас я вижу тревогу в глазах. Чтобы она исчезла, проведем разминку “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!

II. Активизация ранее полученных знаний

– На предыдущих уроках мы побывали в музыкальном театре и познакомились с фантастической оперой. Напомните автора и название оперы? (опера М. Глинки “Руслан и Людмила”) Что послужило источником создания оперы? (одноименная поэма А. С. Пушкина)

– В этой опере мы познакомились с множеством героев и многие из них, я думаю, вам полюбились – об этом говорят ваши рисунки (учитель заранее оформляет доску рисунками детей). Сейчас мы еще раз услышим фрагменты из оперы: попробуйте представить и вспомнить героя, его образную характеристику и соответствующую сцену.

Выборочное прослушивание фрагментов из оперы

1) Ария Руслана (из 2-го д.)

– Какие чувства испытывает главный герой? Каким показан здесь Руслан? (грустный, печальный, мрачный, подавленный) Почему? Где он находится? (это сцена из оперы, когда Руслан попадает на Мертвое поле и скорбит по погибшим)

2) Каватина Людмилы (из 1-го д.)

– Где поет свою песню Людмила? (на свадьбе) Какой вы ее себе представили? (веселая, игривая, подшучивает над Фарлафом и Ратмиром)

3) Персидский хор (из 3-го д.)

– Кто исполняет этот хор? (восточные девушки в замке злой волшебницы Наины) Зачем? (персидские девы манят путников пленительным пением) Как восточным красавицам это удается? В чем особенность их пения?

– Тембр голоса завораживающий, нежный,

– многочисленные распевы,

– убаюкивающий ритмический рисунок,

– мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.

III. Пение и пластическое интонирование (двигательная импровизация)

– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)

Роль исполнителей восточного танца – представьте, что вы находитесь в волшебном замке Наины и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника.

Творческое задание с элементами импровизации на подбор подходящих к музыке движений

– Это задание каждый из вас выполняет самостоятельно: сначала придумайте, найдите, подберите соответствующие характеру музыки движения – в этом вам помогут ваши внутренние представления, воображение и фантазия (учитель исполняет мелодию “Персидского хора” – дети двигаются, далее совместно выбирают наиболее подходящие движения, составляя “танец персидских дев”). А теперь соединим характерные движения и, вокализируя, “исполним” хор персидских девушек(разучивание мелодии по строчкам) – споем эту мелодию со словами. Получился замечательный восточный танец!

IV. Повторное слушание и обобщение

– В основе этого хора – восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. А где еще в опере используются восточные мотивы? (восточные танцы: турецкий, арабский и лезгинка звучат в сказочном царстве злого волшебника Черномора)

– И здесь Глинка использовал подлинные интонации и ритмы восточных народов. Друг за другом следуют турецкий, арабский танец и лезгинка, каждый из которых отмечен удивительным своеобразием. Какой из них наиболее плавный и спокойный, какой самый темпераментный и стремительный? (ответы детей)

– Еще раз послушайте музыкальные фрагменты и подумайте, в чем же заключается своеобразие восточных танцев? Сравни и выяви особенности?

Турецкий танец: плавная покачивающаяся мелодия передает неторопливые, размеренные, мягкие и томные движения танцующих.

Арабский танец: горячий, темпераментный; основная тема звучит весело, задорно – резкие акценты на сильной доле напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин; далее следует легкая, изящная, отрывистая, “женственная” мелодия, сопровождающаяся звучанием колокольчиков.

Лезгинка – напоминает бурный восточный темперамент: частая смена темпа (в очень быстром и сдержанном темпе), динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.

– Итак, вы прослушали восточные танцы, до этого – хор персидских девушек, так в чем же здесь особенность мелодического рисунка? (ответы детей)

– Проверить и дополнить ваши ответы нам помогут карточки, скрытые на доске. Откроем их и прочитаем вслух (на доске заранее подготовлены карточки разных цветов с характеристикой мелодического рисунка)

– Вспомните, какую роль в опере играют восточные танцы? (отвлечь, удивить и развеселить Людмилу).Мы знаем, что Черномор хотел прельстить Людмилу сокровищами, но ничего из этого не вышло, и тогда он пытается удивить ее чудесными восточными танцами…

– Подумайте, почему при создании русского национального характера в опере используются восточные мелодии – в песнях, танцах? (придать таинственность, сказочность, волшебство, фантастическую нотку…)

V. Углубление в тему

– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток.

– Объясните, почему именно так назвали эти образы? (ответы детей) То есть за основу были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами (объявление темы: на доске вывешивается плакат, оформленный в восточном стиле с названием “Русский Восток” – учитель обращает внимание на особенную роспись и вязь письма)

– Да, Русский Восток красив, а какой же тогда настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок “Тысяча и одна ночь”, который знаком и любим нами с детства.

– А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)

– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)

Далее учитель дополняет ответы детей показом слайдов:

– серия живописных восточных картин (3-4 слайда),

– иллюстрации из восточных сказок (4-5)

Потом учитель обращает внимание на заранее приготовленный стол, который накрыт платком, открывает его, и дети комментируют то, что видят на столе: восточные сладости, шелк, украшения из золота, разнообразие фруктов, специй, расписные кувшины, а также репродукции картин и т.д.

– Теперь, я думаю, вам будет легче подобрать определения, характеризующие в целом Восток. Итак, какой он теперь в вашем представлении? (ответы детей)

– Сверим ваши ответы с теми, что, скрыты на доске (переворачиваем карточки и читаем вслух)

– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…

– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.

– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки “Тысяча и одна ночь”)

– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.

– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с “Русским Востоком”. В симфонической сюите “Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Свое сочинение Н. Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением (на доске появляется слайд):

Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

VI. Слушание музыки

– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание)

– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)

– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)

– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная…) Учитель дополняет ответы детей, обращая их внимание на доску, – переворачиваем карточки и читаем вслух:

– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)

– С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей)

– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.

VII. Закрепление

Викторина

– Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: в опере М. Глинки “Руслан и Людмила” и в симфонической сюите Николая Римского-Корсакова “Шехеразада”. Здесь мы познакомились и с танцевальными, и с песенно-лирическими, и с воинственными музыкальными образами. А сейчас для того, чтобы закрепить наши знания, приготовьтесь к написанию викторины (учитель раздает бланки викторины и объясняет ход работы в них):

– Теперь, прослушав немало восточных тем и сделав их анализ, подумайте, в чем же особенности восточной интонации? (ответы детей завершаются показом слайдов “Особенности восточной интонации”)

– многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие;

– мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент;

– часто встречается мелодия плавная покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот, напоминает бурный восточный темперамент – с резкими акцентами на сильной доле, напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин;

– характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.

– Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, загадочной Шехеразады и грозного Шахриара вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуру с красочной мозаикой, извивы пластики и вязь письма.

– Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано? (придают волшебство, загадочность, контраст…)

– Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? Как в мировой музыке появилось такое понятие как Русский Восток? (ответы детей)

– Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность “входить в образ”, “вживаться” в явления других национальных культур.

VIII. Итог урока

Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.

– Понравился вам урок? Что было для вас сложным сегодня?

– Мне урок понравился. Было приятно с вами работать. Всего доброго. Урок окончен. До свидания.

Урок 24

" Балет И. Стравинского Петрушка "


Раздел: Музыкально-театральные жанры.

Цель урока: Познакомить с историей создания балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить с историей создания балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

  2. Раскрыть особенности музыкального языка И.Ф. Стравинского.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию творческих и хоровых навыков.

  2. Научить определять характер звучания музыкальных фрагментов.

  3. Развивать интерес к прослушанной музыке.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь и уважение к русскому искусству.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Жанр урока: Тематический.

Вид урока: Урок-экскурсия.

Используемые методы: «Синквейн», викторина, словесные, наглядные.

Средства: компьютерная презентация.

Техническое оснащение класса:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Экран

  • Баян

Используемый аудио и медиа-ресурс:

  • Direct MEDIA Энциклопедия «Импрессионизм в музыке».

  • Папка «Аудио», в которой собраны отрывки из балета «Петрушка» Стравинского.

План урока:

  1. Орг. момент (1 мин.)

  2. Повторение пройденного материала (5 мин.)

  3. Постановка цели урока (2 мин.)

  4. Объяснение нового материала.
    а) компьютерная презентация (10 мин.)
    б) слушание и анализ музыкального произведения (10 мин.)
    в) пение, работа над песней (7 мин.)

  5. Закрепление нового материала (8 мин.)

  6. Домашнее задание (1 мин.)

  7. Итог урока (1 мин.)

Ход урока

1. Орг. момент.

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Презентация. Приложение 1(Слайд 1, портрет И.Ф.Стравинского)

Звучит отрывок из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»

2. Повторение пройденного материала.

Учитель: Ребята, наш урок открывает сегодня музыка известного композитора И.Ф. Стравинского, который прославился в начале XX века. Мы послушали отрывок из балета «Петрушка». Давайте вспомним материал прошлого урока и разгадаем кроссворд. Если кроссворд отгадаем верно, то ключевое слово будет означать вид искусства.



  1. Кто из русских композиторов, написал оперу «Жизнь за царя»? (М.И. Глинка)

  2. С помощью чего выражается замысел писателя в балете? (мимики)

  3. Что помогает актёру балета выразиться? (жест)

  4. Кто из композиторов написал мазурку, прослушанную на прошлом уроке? (Ф. Шопен)

  5. Как называется оформление сцены? (декорации)

  6. Где происходит действие оперы или балета? (на сцене)

  7. Как называется основа оперы или балета? (либретто)

  8. Какой отрывок из оперы Глинки вы сейчас услышите? – (звучит мазурка)

  9. Назовите жанр театральной музыки, в котором смысл содержания выражается через пение? (опера)

  10. Назовите один из китов музыки, который служит основой балета? (танец).

Учитель: Молодцы. Как называется искусство, которое у нас получилось?

Ученик: Один из видов искусства – это литература?

Учитель: Ребята, что композиторы брали для своих балетов в литературе?

Ученик: Для своих балетов в литературе композиторы брали сюжеты.

Учитель: Повторите, как называется литературная основа балета?

Ученик: Литературная основа балета называется либретто.

Учитель: Домашнее задание было, составить синквейн к слову балет. Кто предложит свой вариант?

Ученики представляют свои работы.

3. Постановка цели урока.

(Слайд 2, тема урока)

Учитель: Тема нашего урока «Русские сезоны» в Париже

Запись темы урока в тетради.

Вспомните музыкальный эпиграф, который звучал в начале урока. Кто из вас был внимательным и запомнил композитора и название балета?

Ученик: В начале урока звучал балет Стравинского «Петрушка».

Учитель: Правильно. У каждого искусства бывают свои «звёздные» часы – это самый популярный момент или расцвет искусства, который притягивает внимание людей. Одним из таких «звёздных» часов балета стали знаменитые «Русские сезоны» в Париже

(слайд 3, задачи урока)

Сегодня мы узнаем, что такое «Русские сезоны», почему они были популярны в начале XX века и, конечно, музыкальный эпиграф к уроку был взят не случайно, т.к. мы познакомимся с самым ярким балетом И. Стравинского «Петрушка», который впервые был исполнен в «Русских сезонах».

4. Объяснение нового материала.

У вас на партах лежат трансфертные листы (Приложение 2

(слайд 4, трансфертный лист)

В них всего 6 квадратов. В течение урока мы должны заполнить каждый квадрат и записать в нём самое важное, что поможет вам в подготовке домашнего задания к следующему уроку, и с помощью которого вы легко сможете ответить на вопросы викторины в конце урока. Заполнять вы их будете самостоятельно, а потом проверим, что у вас получилось.

а) Компьютерная презентация.

В начале XX века у художника Александра Бенуа родилась идея показать русский балет за рубежом. Он познакомил талантливого хореографа Михаила Фокина с Сергеем Дягилевым

(слайд 5, портреты Фокина и Дягилева)

Дягилев и взялся организовать выступление русских артистов в Париже. В мае 1909 года после долгой подготовительной работы (репетиций, написания декораций, поиска денег) в Парижском театре «Шатле» открылся первый сезон «Русских балетов»

(слайд 6, афиша «Русских сезонов»)

Так выглядела афиша «Русских сезонов»

Учитель: Кто мне ответит, что такое «Русские сезоны»?

Ученик: «Русские сезоны» – это гастроли русского балета в Париже.

(слайд 7, определение «Русских сезонов»)

Учитель: Правильно, в трансфертных листах у вас появляются уже первые записи.

Просмотр слайдов и запись в листах фамилий.

Великие создатели «Сезонов».

  • Композиторы: Н.А. Римский-Корсаков 
    (слайд 8, портрет)

  • С.В. Рахманинов
    (слайд 9, портрет)

  • И.Ф. Стравинский
    (слайд 10, портрет)

  • Художники А. Бенуа, Н. Рерих, А. Головин
    (слайд 11, портреты)

  • Выдающиеся танцоры: Вацлав Нижинский
    (слайд 12, портрет)

  • Тамара Карсавина 
    (слайд 13, портрет)

  • Анна Павлова 
    (слайд 14, портрет)

Самая известная балерина, с которой начинается классический балет XX века, – Анна Павлова, участница «Русских сезонов»

(слайд 15, афиша выступления А. Павловой)

Так выглядела афиша из выступлений Анны Павловой в Париже в 1909 году. Самое знаменитое выступление в карьере Павловой – «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса. Это был самый любимый ее номер. «Приготовьте мой костюм Лебедя», – сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену. Символично, что она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры. Жизнь без танца была ей не нужна.

Вашему вниманию я предлагаю фрагмент из фильма «Анна Павлова»

Приложение 3. Просмотр видеофрагмента из фильма «Анна Павлова»

Учитель: Ребята, есть ли у вас квадрат в трансфертном листе, посвящённый великой русской балерине? (учащиеся самостоятельно вписывают имя балерины)

Презентация балета

Одним из ярких событий «Русских сезонов» стал балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (слайд 16, название балета).

Либретто балета написал художник А. Бенуа, который работал вместе с С. Дягилевым (слайд 17, портреты Бенуа и Дягилева).

Действие балета происходит в старом Петербурге в 1830 годах во время народных гуляний на Масленой неделе (слайд 18, декорация А.Бенуа к балету), (слайд 19, герои балета).

Основные действующие лица: Петрушка, Балерина, Арап – куклы, между которыми развёртывается драма

Учитель: Ребята, кто мне ответит, что значит драматическое произведение, драматический характер? (предполагаемые ответы)

(слайд 20, определение драматического произведения)

Запишем это слово в трансфертном листе – квадрате восьмом. Драматическое произведение – это произведение, основанное на переживании, вызывающем чувство страдания.

(слайд 21, герои балета)

Это история несчастной любви Петрушки, традиционного персонажа народного театра, к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку. Вся эта трагическая история происходит на фоне масленичного весёлого гулянья. На масленичном гулянье появляется приезжий фокусник, который оживляет своих кукол: Петрушку, балерину и Арапа. В каждой кукле есть частица человеческой души. Наибольшими человеческими качествами наделён Петрушка. Он мучается оттого, что наполовину подневольный шут и получеловек умеет чувствовать. В отличие от него Балерина и Арап – существа очень примитивные и грубые, больше куклы, чем люди. Автор в этом произведении раскрывает душевное одиночество несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир в лице грубого и злого Арапа, пустой легкомысленной Балерины и равнодушной праздной толпы.

б) Слушание и анализ музыкального произведения.

Учитель: Балет написан в четырёх картинах. Мы прослушаем отрывок из первой картины. В ней композитор нарисовал народное гулянье.

«Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Он играет на шарманке, потом на трубе. Танцовщица танцует, отбивая такт треугольником, два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трёх кукол: Петрушку, Балерину и Арапа. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивлению толпы Петрушка, Арап и Балерина пускаются в пляс».

Задание: Внимательно прослушайте отрывок. Скажите, с помощью чего композитор передаёт народное гулянье? Какие мелодии использует он в этом отрывке?

Звучит отрывок «Русская» Картина первая.

Учитель: С помощью чего передаёт композитор народное гулянье?

Ученик: Композитор передаёт народное гулянье с помощью характера музыки. Характер праздничный, весёлый, задорный.

Учитель: Какие мелодии он использует в этом отрывке?

Комментарий. Возможно, учащимся 5 го класса дать ответ на этот вопрос будет трудно, нужно задать им наводящие вопросы.

Ученик: Композитор использует мелодии, похожие на русские народные песни, танцы, наигрыши.

Учитель: Правильно, композитор использует мелодии, похожие на народные, а иногда он включает в свою музыку интонации настоящих народных мелодий. Так, как это делали Н.А.Римский – Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, чтобы показать всю красоту русского национального фольклора.

Беседа по картине Кустодиева «Масленица».

Вглядитесь внимательно в картину Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» (слайд 22, картина Кустодиева «Масленица»)

Как вы думаете, беззвучна она или звучит в вашем воображении? Есть ли контраст в картине?

Ученик: В картине присутствует контраст. На фоне белого снега выделяется тёмная, разноцветная толпа.

Учитель: Как вы думаете, созвучна ли картина отрывку из балета Стравинского, который мы сейчас послушали? В чём проявляется сходство?

Ученик: Сходство картины и музыкального фрагмента проявляется в характере.

Учитель: Правильно. И в картине, и в отрывке из балета мы слышим весёлое, раздольное праздничное гулянье.

Как вы думаете, почему балет называется «Петрушка»?

Ученик: Балет называется так потому, что главный герой – Петрушка.

Учитель: Правильно, а давайте познакомимся с ним поближе. Каков же он Петрушка? С одной стороны - клоун, веселящий народ. С другой стороны -страдающая душа, способная на глубокие переживания. Значит, в его музыкальном портрете проявляется двойственность. Сейчас мы послушаем отрывок «У Петрушки»

Задание: Внимательно вслушаться в музыку и определить, с помощью каких интонаций передаётся двойственность характера Петрушки?

Звучит отрывок «У Петрушки».

(Угловатость в музыке передаёт куклу – Петрушку, а интонации, похожие на вздохи, – переживания человека)

(Слайд 23, высказывание Мясковского о балете Стравинского)

Учитель: Н. Мясковский (великий советский композитор) сказал о балете Стравинского так: «Петрушка – это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости, свежести, доступности, такого здорового и не подкупного веселья, такой несдержанной удали.., словно вы сами в снежно – солнечный масленый суетливый день… попали в праздничную, хохочущую толпу и «слились с ней в неразрывное ликующее целое».

В течение урока мы заполняли трансфертные листы, состоящие из 9 квадратов. Как вы думаете, что мы записали в них?

Ученик: (предполагаемые ответы)

Учитель: В квадратах записаны самые важные моменты урока. С помощью этих записей на следующем уроке вы легко сможете рассказать материал о создании «Русских сезонов». Давайте проверим, что у вас получилось?

Ученики, объясняют записи из своих тетрадей.

Учитель: Я предлагаю отдохнуть. 

в) Пение, работа над песней.

Дыхательная разминка.

Учитель: Продолжаем дышать ровно, спокойно. Вдохнём глубоко ртом, выдохнем носом и наоборот. Подышим часто носиком, ротиком. Резкий вдох носом и ртом, плавный выдох и наоборот.

Приготовили нотную шкалу в тетрадях.

Распевка. (Ребята показывают в тетрадях, учитель на доске, затем можно пригласить ученика к доске)

До, ре, ми, ми, ре, до (плавно, легато)
До, ре, ми, фа, ми, ре, до (плавно)
До, ре, ми, фа, (плавно) соль, соль, соль, соль (отрывисто, стаккато)
Соль, фа, ми, ре, (плавно) до, до, до (отрывисто)

Распевка поётся несколько раз в разных тональностях по возрастанию.

Учитель: Сегодня мы знакомимся с новой песней. Называется она «Родина».

У неё нет автора, значит она какая?

Ученик: если у песни нет автора, значит она народная.

Учитель: Правильно. Эту песню сочинили в народе.

Задание: Внимательно послушайте песню в моём исполнении. Определите характер, расскажите, о чём в ней поётся.

Родина.
Вижу чудное приволье, 
Вижу нивы и поля, – 
Это русское раздолье, 
Это русская земля.

Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это русские картины, 
Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка, 
Это Родина моя.

Учитель: Какой характер был в песне? (спокойный, раздольный, широкий, неторопливый, степенный).

– О чём пелось в песне? (о нивах, полях, горах и долинах, о родной стороне, о нашей Родине).

Работа над песней.

– Слушаем внимательно мотив и поём первый куплет песни.

– Прохлопываем ритм первого куплета, акцентируем внимание на синкопирование и распевы.

– Слушаем мотив, но не поём, а только прохлопываем ритм.

– Работа над звукопроизношением (приём инопланетяне)

– Исполняем всю песню.

5. Закрепление нового материала.

Игра «Удачная рыбалка»

Учитель: Наверное, многие из вас любят ходить на рыбалку. Сейчас вы будете ловить рыбу. Поймав рыбку, ответьте на вопрос.

Викторина с вопросами:

  1. Музыка, каких композиторов звучала на уроке? (И. Стравинского, Сен-Санса).

  2. Где проходили «Русские сезоны», в каком веке? (в Париже, в начале XX века).

  3. Кто был организатором «Русских сезонов»? (С. Дягилев)

  4. Назовите известную балерину начала XX века и её самый знаменитый номер? (Анна Павлова, «Умирающий лебедь»)

  5. Какой художник рисовал декорации к балету «Петрушка»? (А. Бенуа)

  6. Назовите балет, композитора, главных героев балета, с которым мы познакомились на уроке? (И. Стравинский, балет «Петрушка», Арап, Балерина и Петрушка).

Учитель: Молодцы.

(слайд 24, домашнее задание)

6. Домашнее задание:

  1. Выучить записи в трансфертных листах. Подготовить рассказ о гастролях русского балета в Париже.

  2. Нарисовать главных героев балета И.Ф. Стравинского.

7. Итог урока.

Ребята, у вас на парте лежат карточки двух цветов. Оцените наш урок.

Поднимите красную карточку, если урок вам понравился или синюю, если не понравился.

Выставление оценок. Окончание урока.

Приложение 4.


Урок 25

Мюзикл. Любовь — вечная тема в искусстве

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Обучающие:дать определение мюзикла; выявить характерные особенности и жанровые категории мюзикла; знакомство с мюзиклом “ Notre Dame de Paris”;

  • Развивающие: развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля; развитие вокальных навыков;

  • Воспитательные: воспитание сознательного отношения к учёбе и коммуникативных умений, способствовать формированию личностных качеств (отзывчивость, честность, доброта, любовь).

  • Оборудование:презентация, составленная к уроку в Power Point, компьютер с проектором, экран, карточки.

  • Музыкальный материал: вступление, ария Квазимодо, “Belle”, ария Эсмеральды “Аве Мария”, песня Ю.Визбора “Милая моя”

Основные этапы урока

  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Актуализация опорных знаний (7 мин).

  3. Изучение нового материала (20 мин)

  4. Разучивание и исполнение песни Ю.Визбора “Солнышко лесное” (8 мин)

  5. Итог урока (3 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

Задача этапа: создать у учащихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку в классе.

Метод обучения: словесный.
Форма обучения: коллективная.
Деятельность учителя

Доброжелательное приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Использование презентации.

Деятельность учащихся
Приветствуют учителя.


2. Актуализация опорных знаний.

Задача этапа: стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Развивать навыки самоконтроля. Корректировать слуховое восприятие.

Метод обучения: словесный, частично-поисковый

Форма обучения: коллективная и индивидуальная.

Деятельность учителя

-Я вижу, что рабочее место вы приготовили. У каждого из вас на парте лежит карточка в которая содержит ОТВЕТ (в верхней части карточки) и ВОПРОС, который написан жирным шрифтом в нижней части карточки. Я задам вопрос, а ваша задача прочитать ответ и, если он соответствует ответу на заданный вопрос, его зачитывает вслух. Затем ученик, ответивший правильно, зачитывает свой вопрос для класса и т.д. И так, начинаем.

1. Какая музыка нас окружает? (Приложение 1)

После того как был задан последний вопрос “Что такое мюзикл?” учащиеся пытаются сами дать ответ.

3. Изучение нового материала.

Задача этапа: дать определение мюзикла; выявить характерные особенности и жанровые категории мюзикла; знакомство с мюзиклом

“ Notre Dame de Paris”

Метод обучения: словесный, частично-поисковый.

Форма обучения: коллективная и индивидуальная.

- В последнее время мы часто слышим о постановках мюзиклов на театральных сценах. Что такое мюзикл? Каковы его особенности, разновидности? На этом уроке мы ответим на эти вопросы.

Мюзикл – это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств. (слайд 2). Возник этот жанр в США в начале XX в. в результате синтеза балладной оперы, оперетты, ревю, водевиля, профессиональной эстрадной песни и характерных американских эстрадно-концертных представлений.

Характерные особенности (слайд 2):

  • Широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия);

  • Ведущая роль музыки эстрадного плана;

  • Равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля;

  • В основе – литературное произведение;

  • Стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьезности проблематики.

Разновидности мюзиклов (слайд 3):

/Учащиеся записывают в тетрадь определение жанра, характерные особенности и разновидности./

Мюзикл - дитя XX столетия. Его историю можно разделить на два периода. Первый период (1900-1930) характеризуется произведениями, которые носят явно выраженный развлекательный характер. Эти произведения должны были удовлетворять спрос преуспевающего бизнесмена того времени.

Второй период связан с экономическим кризисом 1929 г. Серьёзными становятся темы и сюжеты: гражданская война в Америке – “Цветущая девушка” Гарольда Арлена ( 1946 г), вторая мировая война – “Южный Тихий океан” Ричарда Роджерса ( 1948 г.).

Послевоенные десятилетия стали для мюзикла триумфом. Он шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир. В этот период появляются такие признанные шедевры как “Целуй меня Кейт” Коула Портера и “Моя пре5красная леди” Фридерика Лоу.

Во второй половине XX столетия мюзикл проникает на театральные подмостки Европы. В Англии появляется произведение завоевавшее всемирное признание – мюзикл “Оливер” Л. Барта.

Опытом западных коллег воспользовались и русские композиторы, создавшие ряд удачных мюзиклов. 24 декабря 1934 г. – премьера музыкальной комедии режиссера Г.Александрова и композитора И.Дунаевского “Веселые ребята”. За ней последовали новые работы этих же авторов – “Цирк” 1936 г., “Волга-Волга” 1938 г., “Светлый путь” 1940 г., “Весна” 1946 г.

Период высшего расцвета отечественного мюзикла приходится на 60-70 годы, когда появились такие композиторы как Г.Гладков ( м/ф “Бременские музыканты”), А.Рыбников (“Юнона и Авось”), М.Дунаевский (“Мэри Поппинс, до свидания”) и т.д.

В 1985 г. на лондонской сцене появляется парижская постановка мюзикла “Отверженные”. За этим красочным шоу по мотивам одноименного романа В.Гюго последовала постановка “Мисс Сайгон” (1989), действие которого происходит во время войны во Вьетнаме.

И, наконец, 1998 г. – премьера мюзикла “ Notre Dame de Paris”

Люка Пламмонда и Ришара Кошана.( слайд 4) Л. Пламмонд долго искал героя своего мюзикла. Он причитывал роман В.Гюго “Собор Парижской Богоматери”, пересматривал уже снятые фильмы на этот сюжет, пока не понял, что, эта история должна принести успех мюзиклу хотя бы во Франции, где любят свою историю и все французское. И, действительно, билеты были проданы за 6 месяцев до премьеры. Только дисков было выпущено более 7 миллионов.

Собор Парижской Богоматери – символ Парижа (слайд 5). Он расположен в старой, средневековой части столицы, на острове Ситэ. Его строили почти без перерыва 185 лет. Нотр-Дам прославился скульптурными чудовищами, которые украшают водостоки. Парижане не очень любили этот большой (высота 35 м., длина 130 м., высота колоколен 69 м., вес колокола Эммануэль – 13 тонн, его языка – 500 кг.) и старый собор… до 1831 г., когда появился роман В.Гюго “Собор Парижской Богоматери”

Краткий сюжет романа:

Средневековый готический собор простоял в самом центре Парижа почти тысячу лет. Он был свидетелем всех событий французской истории ( слайд 6)

Горбун Квазомодо – звонарь собора. Несмотря на отвратительную внешность, он чуток и добр. Ему нравится работа, нравится серебряный колокольный звон и жить в соборе, где его никто не обижает. На празднике “Дураков” он был избран горожанами королем из-за страшной внешности и подвергался насмешкам и издевательствам (слайд 7). Горбун влюбляется в цыганку Эсмеральду, которая поет и танцует на площади. В романе переплетаются трагические и романтические события, любовь, ревность и ненависть. (слайд 8). Квазимодо сможет доказать свою любовь Эсмеральде, но слишком поздно. (слайд 9). Девушка гибнет и горбун умирает на её могиле.

-Интонации какого композитора похожи на интонацию арии Эсмеральды? (Шуберт “Аве Мария”)

-К какой разновидности мюзиклов относится этот мюзикл? (мюзикл-опера)

- На слайде 10 два круга. К какой из указанных сфер вы отнесли бы услышанное произведение? Заштрихуйте у себя в тетрадях.

Вывод. Мюзиклы разные по содержанию, настроению и по художественной форме стали одним из ярких театрально-музыкальных явлений нашего времени.

4. Разучивание и исполнение песни Ю.Визбора “Милая моя” (Приложение 2)

5. Итог урока.

Музыка может быть легкой по содержанию и восприятию. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать легкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьезную музыку, дающую пищу уму и сердцу. Ведь людям нужна самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всем ее многообразии.

Учитель благодарит класс за активную работу на уроке и предлагает учащимся оценить прошедший урок. Раздаются карточки, в которых предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.

Оценка урока

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта