Главная страница

конспект урока музыки 4 класс. разработка урока музыки 4 класс. Урок 1 "Средства музыкальной выразительности. Мелодия"


Скачать 333.8 Kb.
НазваниеУрок 1 "Средства музыкальной выразительности. Мелодия"
Анкорконспект урока музыки 4 класс
Дата04.09.2022
Размер333.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларазработка урока музыки 4 класс.docx
ТипУрок
#661073
страница8 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Раздел VΙΙΙ

«Чтоб музыкантом быть – так надобно терпенье»

Урок 26

Исповедь души на примере музыкальных образов произведений А.Н. Скрябина

Цель урока:знакомство с музыкальными образами произведений А.Н.Скрябина.

Задачи урока:

Музыкальный материал:А.Н.Скрябин Симфония №3; Скрябин Этюд №12 “Патетический”; Скрябин Прелюдия №4.

Наглядный материал: компьютерная презентация, портрет Скрябина, Рахманинова.

Ход урока

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Распевание.

Исполнение (хоровое) песни А.

2. Работа по теме урока.

Учитель: Мы неспроста исполнили песню о Родине. Сегодня, ребята, мы обратимся к творчеству великого русского композитора Александра Николаевича Скрябин, который внёс огромный вклад в развитие музыкальной культуры нашей Родины. (Показ слайда: портрет А.Н.Скрябина)

Звучит Симфония №3 А.Н.Скрябина.

Учитель: Римский – Корсаков называл Александра Николаевича Скрябина “великим талантом”. (Показ слайда: портрет Н.А.Римского-Корсакова).

О нём писали: “Его игра – образец особого, неописуемого очарования славян, которые являются лучшими пианистами мира”.

Александр Николаевич Скрябин – русский композитор, пианист. Родился в московской дворянской интеллигентной семье. Его слух и память поражали окружающих. Поступил в кадетский корпус в 10 лет. Берёт уроки у Танеева и Зверева. В 16 лет поступает в консерваторию. (Показ слайдов: Скрябин в разные годы жизни).

Учится на одном курсе с С.В.Рахманиновым. Оба – звёзды консерватории, оба оканчивают её с медалями. (Показ слайда: портрет С.В.Рахманинова)

С 1890-х годов Скрябин начинает исполнительскую деятельность. С успехом выступает во Франции, Брюсселе, Гааге.

С 1898 года становится профессором Московской консерватории. (Показ слайда: Московская консерватория)

С 1894 по 1895 годы создаёт цикл из 12-ти этюдов. Последний, двенадцатый этюд – “Патетический”.

Учитель: Вам было дано задание, найти определение “патетический”.

Ученики: Патетический – в наивысшей степени взволнованный, приподнятый по настроению.

Учитель: Молодцы, правильно. Что же такое Этюд?

Ученик: Это упражнение, пьеса, ставившая перед исполнителем техническую задачу.

Исполнение детьми (по желанию учащихся) одного из этюдов. Например, этюд К.Черни.

Учитель: А понятие “этюд” встречается только у музыкантов?

Ученики: Нет. Этюды есть у художников, актёров.

Учитель: Совершенно верно.

Классической высоты жанр русского фортепианного этюда достиг именно в творчестве А.Н.Скрябина. У Шопена, Рахманинова, Скрябина этюды становятся музыкальными произведениями, в которых присутствует свой музыкальный образ, выражается музыкальная мысль. (Показ слайда: коллаж портретов А.Н.Скрябина, Ф.Шопена, С.В.Рахманинова)

Прослушайте Этюд №12 “Патетический” Скрябина и подберите ассоциативные слова из разных областей.

Слушание. Этюд №12 “Патетический” Скрябина. (Показ слайда: картина “Небесный бой” (1912 г.) Н.Рериха).

Учитель: Созвучны ли этюд Скрябина и картина “Небесный бой” Н.Рериха? (Ответ учащихся)

В картине “Небесный Бой” Рерих использовал резкие контрасты света и тьмы как знамение страшных событий, ожидавших Россию и всю Европу в ближайшем будущем. А какие ассоциации подобрали вы к Этюду №12?

Ученики: Революционные волнения, мужество, буря, неуёмная энергия, стремительный поток. (Ассоциативные гроздья).

Учитель: Молодцы. Именно это и отражает Скрябин. Какой образ в этом этюде?

Ученики с учителем определяют образ неуклонной воли к победе, образ мужественно – трагедийный.

Учитель: В жизни у Скрябина были минуты отчаяния, страдания, против которых он боролся. (Показ слайда: портрет А.Н.Скрябина)

Работая над выразительностью, над совершенствованием пианистической техники, Скрябин “переиграл” в юности правую руку. Облегчить страдания Скрябину удалось благодаря своему упорству. Он точно выполнял все рекомендации врачей, но, к сожалению, травма напоминала о себе…

Юношеская любовь к Наталье Секериной принесла ему много радости и страданий. Музыковед, педагог Игорь Бэлза в книге об Александре Скрябине пишет, что композитор был болезненным юношей, его будущность представлялась неясной. Он никогда не скрывал от любимой девушки ни повреждения руки, ни частые недомогания. А помещичья семья Секериных считала, что Наташа должна сделать “хорошую партию”, удачно выйти замуж. В мысли Александра Николаевича врывается тревога за судьбу свою и своей любви, состояние руки ухудшается. Происходит разрыв с Секериной.

Слушание. Скрябин Прелюдия №4.

Учитель: Мы прослушали прелюдию А.Н. Скрябина. Что такое “прелюдия”?

Ученики: Прелюдия – это вступительная пьеса к чему – либо, например, к фуге.

Учитель: Верно. Вы рассказали о прелюдиях во времена Баха. Развитие жанр “прелюдия” получил в творчестве Ф.Шопена, который опирался на опыт предшественников, сделал прелюдию небольшим самостоятельным произведением.

Охарактеризуйте прелюдию. Что означает звучащая одноголосно мелодия?

Ученики: Одиночество, страдания, глубокую печаль человека, душевные муки.

Учитель: Что вам напоминают три аккорда звучащие в прелюдии, которые возникают снова и снова. (Учитель играет эти аккорды).

Ученики: Траурный марш, удары погребального колокола.

Дальнейший разбор прелюдии с музыкальной иллюстрацией.

Во второй фразе одинокий голос стремиться вырваться из состояния печального оцепенения и одиночества, он находит поддержку. Но три аккорда прерывают его. Попытка преодолеть страдания все энергичнее, но удары погребального колокола напоминают о себе.

Учитель: Сможет ли человек преодолеть одиночество?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему вы так решили?

Ученики: Потому что в конце прелюдии мелодия звучит одноголосно. А три аккорда звучат как приговор, усиливают трагедию.

Учитель: Правильно, молодцы.

Повторное слушание. Скрябин Прелюдия №4.

Урок 27

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Цель: Познакомить учащихся с выдающимся певцом Ф. Шаляпиным

Задачи: на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки; воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству

Тип урока: Урок комбинированный

Вид: урок - портрет

Материал для слушания

М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко» в исполнении Ф. Шаляпина

«Это не театральные маски, а человеческие жизни,

воскрешаемые на каждом спектакле»

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие

  2. Вокальная работа «Ласточка» Е. Крылов исполнение знакомой песни, работа над выразительностью исполнения, ансамблем

  1. Распевание на первые 2 опорных звука (секста)

  2. Пропевание по фразам – следить за чистотой интонации, правильностью дыхания

  3. Беседа по содержанию песни:

  • О чем рассказывает песня? (раскрывается образ ласточки, которая всегда стремиться возвратиться на родину)

  • С каким чувством нужно исполнять её? Определение исполнительского плана песни, кульминации (3 куплет)

Выразительное исполнение классом песни

  1. Работа по теме:

  • Какой жанр прозвучал на уроке?

  • Песня – жанр вокальной музыки.

  • Какую музыку мы называем вокальной?

  • Музыку, предназначенную для голоса.

Сейчас мы услышим знакомое произведение, постарайтесь вспомнить его название, автора музыки, определить тип голоса исполнителя.

Слушание «ария Сусанина» (фрагмент)

  • Прозвучал фрагмент из арии Ивана Сусанина из одноименной оперы. Эта ария прозвучала в исполнении низкого мужского голоса, такой голос называют басом. Первым исполнителем партии Сусанина стал бас О. Петров (слайд № 2)

  • Давайте вспомним классификацию голосов (работа со слайдом № 3) учащиеся называют голоса мужские и женские, распределяют их по высоте)

  • Сегодня мы поговорим о знаменитом певце – Ф. Шалапине.

«Мозговой штурм» - Что я знаю о Шаляпине?

Дополнение – сообщение учащегося о голосе великого певца

Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина (из сб.“Шаляпин”, т.2, М. 1958):
«Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, - это его… внутренняя гибкость и проникновенность».

Обобщение сказанного

Работа в тетради: Построение логической цепочки: «Ф. Шаляпин – русский исполнитель (бас) – уникальный тембра голоса – ……

Показ портрета (Кустодиев) Слайд № 4

Слайд № 5

Слушание «Рондо Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина

  • Определите характерные особенности свойства голоса вы услышали? (мощь, сила, бархатистость)

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

  • Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение? (Показ иллюстрации Шаляпин в образе)Слайд № 6

  • Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?

  • Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя – правду»

Чтение отрывка из воспоминаний Шаляпина (учебник с. 26)

  • Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение?

  • Нужно прочувствовать то, о чем поешь

«Песня Варяжского гостя» слушание, анализ

  • Каким вы представляете образ этого героя? Показ иллюстрации (Слайд №)

  • Какие интонации мы слышим в музыке: величавость, размеренность, уверенность, красота

  1. Итог: анализ эпиграфа «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле».

  • Как вы понимаете слова Шаляпина? (цитата)

  • С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились?

  • Каким по тембру голосом он обладал?

Учащиеся дописывают логическую цепочку « - великий артист»

Выразительное исполнение песни «Ты человек» Е. Крылатов


Раздел ΙΧ

«О России петь – что стремиться в храм»

Урок 28 - 29

Праздник Русской Православной Церкви "Пасха"

Цель: Знакомство с традициями празднования православного праздника Пасхи.

Задачи:

  • Расширение и углубление представлений учащихся о народных традициях празднования Пасхи.

  • Развитие творческих способностей.

  • Воспитание чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства; обогащение духовного мира ребенка.

Методы:

  • Рассказ, беседа.

  • Выходы в смежные виды искусств.

  • Эмоциональное воздействие.

  • Прием, сопоставление.

Оборудование:

  • Музыкальный центр.

  • Фортепиано.

  • Синтезатор.

  • Мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал:

  • Молитва “Ангел вопияще”. П.Чесноков.

  • Тропарь “Иисус Воскрес”.

  • Песни Н.Тананко “Только добротой сердец” и “Христос Воскрес”.

  • Русская народная песня “Не шум шумит”.

  • Сюита для двух фортепиано “Светлый праздник”. С.Рахманинов.

Зрительный ряд:

  • Икона “Воскресение”.

  • Древняя фреска “Ангел”.

  • Портрет С.Рахманинова.

Стихи:

  • А.Майков

  • А.Хомяков

Ход урока

I. Вступление

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте оставим все неприятные ощущения за порогом класса, настроимся только на положительные эмоции.

За окном весна, а это время года всегда связано со светлыми ожиданиями и надеждами. Именно весной Православная церковь отмечает главный христианский праздник, который именует “Праздников праздник, торжество из торжеств”.

Рис. 1

Учитель: Может кто-нибудь из Вас знает, о каком дне идет речь?

Дети: Это – Пасха. Светлое Христово Воскресение.

Учитель: Празднование Пасхи – многовековая традиция. И мы сегодня узнаем о том, как на Руси издавна было принято встречать Светлое Христово Воскресение.

II. Основная часть

Учитель: Пасха – радостный и светлый день. Все события, связанные с ним – огромное чудо. Давайте вспомним евангельскую историю, что же произошло с распятым на кресте Иисусом?

Дети: Распятый на кресте и погребенный Иисус Христос воскрес после своей смерти на третий день.

Учитель: Совершенно верно. В этот день принято отмечать воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.

У каждого большого церковного праздника есть свои приметы: на Рождество – наряженная елка; на Вербное воскресенье – распустившиеся ветки вербы, а на Пасху?

Дети: Ууличи; крашеные пасхальные яйца.

Рис. 2

Учитель: А еще на Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами: “Христос воскресе!” – ответным: “Воистину воскресе!”.

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
                                             А. Майков

Учитель: А сейчас я хочу познакомить Вас с иконой: “Воскресение”

Рис. 3

Учитель: Всмотритесь внимательно, и ответьте на следующие вопросы. Кто является главным персонажем этой иконы?

Дети: Иисус Христос.

Учитель: А кого мы еще видим рядом с ним?

Дети: Люди, святые и простые смертные.

Учитель: Что делает Иисус?

Дети: Протягивает руки людям, стоящим перед ним на коленях.

Учитель: Что он чувствует при этом?

Дети: Жалость и любовь к этим людям.

Учитель: А теперь вернемся к евангельской истории. В субботу, накануне, своего воскресения, Иисус Христос спускается в ад, чтобы вывести оттуда праведных людей, живших до его рождения. Первыми он выводит Адама и Еву. Именно им он протягивает руки на иконе “Воскресение”.

Учитель: Песня, которая сейчас прозвучит, так и называется – “Христос воскрес”

(Исполнение песни Н. Тананко.)

Солнце весеннее светит,
Землю ласкает теплом.
Все оживает на свете
Вместе с воскресшим Христом.
Мир наполняется снова
Верой, любовью, добром.
Светлая Пасха, Пасха Христова
Радость несет в каждый дом.

Припев:

“Христос воскрес!
Христос воскрес!”
Взлетает до небес.
“Христос воскрес!
Христос воскрес!”
Воистину воскрес!

Вновь оживает Писанье.
В свете церковных свечей-
Сколько ужасных страданий
Принял Христос за людей!
Самой Пречистою Кровью
Наши грехи искупил.
Мир Он наполнил Божьей любовью,
Смертею смерть победил.

Припев.

День Воскресенья прекрасный –
Самый Великий из дней! –
Всюду яички и пасхи,
И аромат куличей.
Настежь распахнуты дверцы
Храмов, квартир и домов,-
Входят без стука в каждое сердце
Вера, надежда, любовь.

Припев.

Учитель: Праздник Пасхи икона и песня рассказывают нам об одном и том же событии. О каком?

Дети: О воскресении Иисуса Христа.

Учитель: Празднование Пасхи начиналось в ночь с субботы на воскресение. Старые и молодые, верующие и колеблющиеся собирались в храмах на молитву.

Учитель: Давайте и мы не будем отступать от этих традиций и побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении служит очень красивая молитва: “Ангел вопияше”. Она исполняется как бы от лица ангела, который, обращаясь к Богородице, восклицает: “радуйся!- и повторяет вновь (“и паки реку): “Радуйся”.

(Слушание молитвы “Ангел вопияше” П.Чеснокова.)

Рис. 4

Учитель: Кто исполнял?

Дети: Церковный хор, солист.

Учитель: Самым главным, и в тоже время простым и доступным песнопением Пасхи является тропарь. Он исполняется всеми присутствующими в храме: священниками и прихожанами (людьми, которые часто посещают церковь или храм). В пасхальном тропаре всего три звука, его может исполнить каждый.

Рис. 5

Учитель: И мы сегодня попробуем исполнить эту молитву.

(Разучивание праздничного тропаря “Иисус Воскрес”.)

Учитель: Но праздник Пасхи, это не только молитвы. У русских крестьян был обычай поздравлять своих соседей. Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками. Слово это означает “поющие под окном”, а обряд носит название “хождение волочебников”.

(Исполнение народной песни “Не шум шумит”.)

Не шум шумит, не гром гремит!
Христос Воскрес, Сыне Божий.
Шумят, гремят волочебники.
Христос Воскрес, Сыне Божий.
А к чьему двору, ко богатому-
Христос Воскрес, Сыне Божий.
Ко богатому – к Николаеву ( Имя хозяина) 
Хозяюшка, наш батюшка!
Раствори окошечко, посмотри немножечко!
Что у тебя в доме деется!?
Среди двора, против окна кутняго, 
Стоит церковь с ярого воску.
А в той церкви, все праздники –
Все святые, годовые,
Из года в год раз побывают,
Христа величают!

Учитель: Похожа ли мелодия песни на тропарь?

Дети: Нет, она совсем другого характера.

Учитель: Какая мелодия легче запоминается?

Дети: Народной песни.

Учитель: Почему в народной песне очень часто повторяются одни и те же слова?

Дети: Чтобы легче запомнить. Ведь народная песня передавалась из уст в уста.

Учитель: Первая неделя после Пасхи называлась Светлой. Все семь дней в храмах были открыты колокольни и, каждый человек, особенно ребенок, мог подняться туда и звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Рис. 6

И мощный звон раздался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал,
Певучие, серебряные громы,
Сказали весть святого торжества….
                                               А. Хомяков

Учитель: Какие колокольные звоны Вы знаете?

Дети: Набат, Благовест, Трезвон.

Учитель: Какие из них могли звучать на Пасху?

Дети: Благовест и Трезвон. Набат можно услышать, когда случалась беда – пожар, наступление врагов и т.д.;

Учитель: Послушаем, как звучат пасхальные колокола.

(Слушание праздничных трезвонов: Красный Лавровский трезвон.)

Рис. 7

Учитель: В светлую пасхальную неделю вечером в концертных залах можно было услышать музыкальные произведения, написанные специально для этого торжественного дня. Сегодня на уроке прозвучит фрагмент сюиты для двух фортепиано “Светлый праздник” русского композитора С. Рахманинова.

(Слушание “Сюиты для двух фортепиано” С. Рахманинова.)

Рис. 8

Учитель: Какая знакомая мелодия звучит в этом сочинении?

Дети: пасхальный тропарь.

Учитель: Что напоминает звучание фортепиано?

Дети: праздничный перезвон колоколов.

Учитель: Первое воскресение после пасхи – Красная горка – особая пора для юношей и девушек. Это время свадеб и первого весеннего гулянья на вольном воздухе. Молодежь и дети в этот день пели, водили хороводы, качались на качелях, играли в горелки.

Отдыхали всю Светлую Седмицу. По обычаю на Пасху навещали бедных по богадельням и приютам, собирали деньги для выкупа из тюрем должников, странников, юродивых и увечных досыта кормили. И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.

III. Заключение

Учитель: Прислушайтесь к своим сердцам. Сколько в них доброты, тепла. Несите это в себе всегда и дарите другим людям.

Наш урок мы завершаем песней “Только добротой сердец”. (Н. Тананко).

(Исполнение песни “Только добротой сердец”. Н. Тананко.)


Рис. 9

Есть на свете мудрость золотая,
И она понятней с каждым днем-
Что свечу однажды зажигая,
От людей не прячут под стеклом,
Чтоб она светила всем, кто рядом,
Согревая души и сердца,
Чтоб дарила людям и радость до конца.

Припев:

Только добротой сердец
Этот мир согреть
Мы можем с вами,
Только добротой сердец,
Добрыми делами и словами.
И среди планет и звезд
Этот шар земной
Вращаться будет
До тех пор, пока сумеют люди
Отдавать тепло сердец.

Холодно, темно и одиноко
В мире без любви и доброты,
Люди научились жить без бога
И не верят в сказки и мечты.
Зло неудержимо рвется к власти,
Но оно бессильно вновь и вновь
В мире, где живут добро и счастье
И любовь.

Припев.

Урок 30

«Святые земли русской. Кирилл и Мефодий».

Цель: познакомить учащихся с просветителями славян Кириллом и Мефодием.

Задачи: дать понятие о письменности славян; ввести термин «гимн», объяснить его отличие от «величания»;

познакомить с жизнью святых людей Кирилла и Мефодия;

развивать духовно – нравственные потребности каждого ребенка путем его приобщения к духовным ценностям посредством музыкального искусства; продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории родного края;

совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к своей малой Родине.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, фортепиано.

Музыкальный материал: «Величайшим Кириллу и Мефодию»;

П. Пипков, «Гимн Кириллу и Мефодию».

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Историческая справка.

  3. Изучение нового материала.

  4. Слушание и исполнение гимна «Величайшим Кириллу и Мефодию».

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

  2. Историческая справка.

- Много веков прошло, многое изменилось на Руси с 988 года. На земле русской стали возводить храмы, писать иконы, строить монастыри, где собирались люди, посвятившие себя служению Господу. Их называли монахами.

Одним из первых монастырей был построен в Киеве и назван Печорский, потому что вначале отшельники собирались на молитву в дальней пещере на высоком берегу Днепра. Сотни богомольцев стекались в Киево – Печерский монастырь за молитвой и благословением. Много чудесных историй рассказывали те, кто побывал там: о трудолюбии монахов, об их милосердии, об усердной молитве за многострадальную русскую землю. До этого на Руси воспевали только богатырей и их подвиги, теперь же появился другой пример – высоты духа и чистоты помыслов.

Отныне на Руси при храмах служило «черное духовенство, то есть монахи, а в церквях службу отправляли священники, то есть «белое духовенство». Их одежды были расшиты золотом и серебром, чтобы подчеркнуть красоту православного обряда.

Церковная служба велась на славянском языке. Это было великим достижением того времени. Еще в IX веке два греческих монаха – Кирилл и Мефодий – совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что в литературе могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. А Кирилл и Мефодий не только создали славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги Священного Писания, чтобы простые люди могли услышать слово Божие на своем родном языке. Мы до сих пор пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Недаром братья – монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени.

В X веке на Руси было открыть множество школ, где дети и взрослые обучались письму, а в монастырях начали создавать библиотеки, ведь теперь стало возможным не только читать Священное Писание, но и записывать историю своей державы.

В IX веке в Киево – Печорском монастыре обосновался монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».

Запомните слова, которыми начинается эта книга: «Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и как прославилась Русская земля», ведь отныне эта история принадлежит вам!

  1. Изучение нового материала.

- Жили Кирилл и Мефодий в самом сильном и богатом государстве того времени – Византии. Эта страна славилась учеными мужами не меньше, чем богатством или силой армии. Удивительно много было сделано братьями для Русской земли. Славянские народы чтят подвиг просветителей Кирилла и Мефодия. Церковь признала их святыми. В учебнике на стр.30 изображена икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». В их честь звучит гимн, написанный болгарским композитором Понайотом Пипковым 100 лет назад. В Москве им поставлен памятник.

4. Слушание и исполнение гимна.

Итог: С какими святыми мы познакомились сегодня на уроке?

Почему Кирилл и Мефодий причислены к лику святых?

Какие музыкальные произведения, посвященные этим святым, вы узнали?

Что называют гимном?

Что отличает гимн от величания?

  1. Домашнее задание: записать в творческую тетрадь свои впечатления.


Раздел Χ

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Урок 31

"Оркестр русских народных инструментов"

Цель: Познакомить детей с жанрами русской народной песни. На примере русских народных песен из рабочей тетради раскрыть векторную направленность их образного содержания.

ЗАДАЧИ:

  1. Приобщение учащихся к русской музыкальной культуре, знакомство с жанром русской песни,

  2. Закреплять инструментально-исполнительские навыки,

  3. Развитие целостного мировосприятия учащихся, развитие эмоционально-осознанного восприятия музыки,

  4. Воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств: любознательность, познавательный интерес к изучению истории, культуры нашего края, к традициям и истокам народной мудрости.

Тип урока: Углубление в тему.

Оформление класса:

Плакаты:

  • Выдающийся русский философ И.А. Ильин: "Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение".

  • "Все хорошо в своем роде!"  – народная мудрость.

  1. народные костюмы,

  2. народные инструменты,

  3. шумовые инструменты,

  4. народные старинные игрушки,

  5. мультимедийный проектор.

Рекомендации по работе над музыкальными произведениями:

  1. Для более целостного восприятия музыкального образа произведения, перед его разучиванием можно охарактеризовать и раскрыть образы героев разучиваемых песен.

  2. Особое внимание требует работа над ритмическим и штриховым ансамблем, в ходе которого можно использовать прием "гиперболы" – преувеличения (например, акценты, укорочение длительностей при стаккато и т.д.) в плясовой песне "Веселый сапожник". Мягкое маркатто с одновременным ударом вниз в детской песенке "Козлик".

  3. В песне "Во поле березонька стояла" особое внимание требует работа над кантиленностью звуковедения, ритмическим ансамблем.

  4. Особое внимание может потребовать работа над ровностью тембра и фразировкой.

Учебно-музыкальная деятельность; методы и приемы работы:

  1. Метод эмоциональной драматургии,

  2. Наглядно-слуховой метод,

  3. Метод контрастного сопоставления образов,

  4. Презентация по теме урока.

ХОД УРОКА

Учитель: Дорогие дети! Сегодня к нам пришло много гостей: ансамбль русских народных инструментов, солисты ансамбля Аня и Алена, ученица 3-Б класса Таня Федькина. Все вместе мы  – маленькие и большие, объединившись в большой оркестр русских народных инструментов, будем творить, исполнять, слушать замечательные русские народные песни.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта