Главная страница

конспект урока музыки 4 класс. разработка урока музыки 4 класс. Урок 1 "Средства музыкальной выразительности. Мелодия"


Скачать 333.8 Kb.
НазваниеУрок 1 "Средства музыкальной выразительности. Мелодия"
Анкорконспект урока музыки 4 класс
Дата04.09.2022
Размер333.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларазработка урока музыки 4 класс.docx
ТипУрок
#661073
страница5 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Раздел V

«В концертном зале»

Урок 15

Музыкальные инструменты.

Цели:

  1. Усвоить термины «камерная музыка», «квартет».

  2. Развитие навыков музыкального анализа.

  3. Нацеленность на интонационно-образное мышление.

  4. Воспитывать любовь к русской музыке.

Оборудование: иллюстрация «Квартет» Кукрыниксы, портрет Бородина.

Музыкальный материал: А. П. Бородин квартет №2 часть 3.

Ход урока

Вход под музыку Гайдна «Квартет».

Учитель: ребята, сколько инструментов исполняло это произведение?

Ученик: несколько.

Учитель: как вы считаете, эта музыка предназначена для исполнения в большом зале или в маленькой гостиной?

Ученик: наверно, в маленькой, ведь играло несколько инструментов, а не целый оркестр.

Учитель: такую музыку называют камерной. О всяких камерах приходится слышать. Например, назовите.

Ученик: авто-, велокамеры, кино-, фотокамеры и даже тюремные камеры.

Учитель: а что же между ними общего? Все они говорят о каком-то тесном пространстве. В старину, когда не было концертных залов и филармоний, небольшие музыкальные произведения исполнялись в домах любителей и ценителей музыки. Играли на скрипках, виолончелях, флейтах и клавесинах. Это были домашние концерты, на которые приглашались лишь близкие знакомые. От этих самых концертов и пошло выражение - камерная музыка (от слова «камера», которое в переводе с итальянского означает «комната»), то есть музыка, предназначенная для исполнения не в большом зале, а в маленькой комнате или крохотном зальчике, там, где нельзя исполнять, допустим, симфонию. Поэтому, камерные произведения написаны для небольшого числа исполнителей. Давайте вместе вспомним, как называют двух, трёх исполнителей – дуэт и трио.

Сегодня мы поговорим о числе «4». По-латыни это слово означает «кварта».

Назовите однокоренные слова.

Ученик: квартал, квадрат, квартира.

Учитель: правильно, и все они имеют в своём основании четыре угла. А у музыкантов, - квартет – ансамбль четырёх исполнителей. Квартеты бывают разных составов, например, из медных или деревянных духовых инструментов, существуют даже вокальные квартеты. Но важно, чтобы все тембры подходили друг другу. Какие же инструменты уживаются лучше всего? На этот вопрос ответит басня И. А. Крылова «Квартет». Слушание басни.

Учитель:

  •  Что же отличает эту прекрасную музыку от музыкального «безобразия» в басне? (Выразительная мелодия).

  • Сколько зверей в этой басне? (Четверо животных, пятый – соловей не участвует в музыкальной игре).

  • На каких инструментах играли звери?

  • На чём играл медведь? (Бас – самый низкий голос в ансамбле, в струнном квартете басовый голос у виолончели).

  • Что за инструмент «альт»? (Струнный смычковый инструмент, как скрипка, но чуть больше размером и тембр у альтовой скрипки более низкий и мягкий).

  • А как рассаживались горе – музыканты? (Настоящий струнный квартет обычно располагается так: первая и вторая скрипки помещаются рядом, альт напротив первой скрипки, а рядом с ним виолончель. При таком расположении инструментов и квартет звучит лучше всего, и музыканты хорошо слышат друг друга, а это очень важно для хорошего исполнения музыки).

  • Кто же был настоящим музыкантом в басне? (И не только соловей. Сам Крылов, великий баснописец, был очень хорошим музыкантом, и что особенно важно для нас, любил играть в квартете).

Иллюстрация «Квартет» Кукрыниксы. Так называли себя три художника по первым слогам своих фамилий: Куприянов. Крылов и Соколов.

Учитель: в музыке уже давно сформировался квартет, его называют струнным или классическим. Это две скрипки, альтовая скрипка и виолончель. Я предлагаю сейчас послушать «настоящий» квартет. Как правило, произведения, написанные для квартета, так и называются квартетами. Обычно квартет состоит, как и симфония, из четырёх частей.

Слушание: квартет № 2 часть 3 А. П. Бородина.

Цель:

  • услышать красоту, совместимость тембров инструментов в квартете;

  • определить на слух тембр четырёх инструментов.

Учитель: ребята, вы услышали, как постепенно подключались инструменты? Какими интонациями пронизана музыка?

Ученик: певучая, напевная мелодия, лирическое раздумье.

Учитель: первые аккорды звучали у второй скрипки и альта, а красивейшую мелодию исполнила низким и мягким голосом виолончель. Чуть позже почти такая же мелодия появилась и у скрипки, с высоким завораживающим звуком, чарующе-искренняя, полная страсти и нежности.

Учитель: как вы считаете, русский ли композитор написал? Почему?

Портрет А. П. Бородина.

Учитель: напевность присуще русским композиторам, идущая от русской народной песни. Неповторимо своеобразный композитор Александр Порфирьевич Бородин, для которого характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни. Главные качества его музыки – великанская сила и широта, колоссальный размах, он воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей. Великий учёный – химик, композитор, поэт. Я предлагаю послушать ещё раз 3 часть из 2 квартета, потому что это произведение называют жемчужиной русской песенной лирики. А у Бородина эта часть носит красивое название - «Ноктюрн», в переводе означает мечтательная, песенная музыка, навеянная образами ночи. После прослушивания звучат стихи Л. Некрасовой:

В струне, звучащей на просторе,
И в дудочке из камыша
Поёт в радости и горе
Народа светлая душа…
Звучит, скрываясь в каждом шуме,
Таинственный и тихий звук,
Лишь чуткому доступный слуху.
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится,-
Повсюду музыка слышна!

Учитель: ребята, как вы считаете, эти стихи созвучны музыке квартета?

Учитель: а в наше время, где же можно послушать камерную музыку, ведь все залы большие: филармонии, театры, а исполнителей немного?

Ученик: (сомневаются) наверно, в зале большом.

Учитель: даже в огромном концертном зале камерную музыку слушают, будто приблизившись, разглядывая в ней мелкие подробности, оттенки.

Сегодня визитной карточкой музыкальной культуры в нашей стране можно назвать Государственный квартет имени Бородина. Легендарный ансамбль отметил своё 65-летие. Такой факт творческого «долгожительства» занесён в Книгу рекордов Гиннесса.

Итог:

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Какая взаимосвязь между музыкой и литературой?

Вывод: музыка и литература взаимно дополняют друг друга и обогащают.

Интересный факт: при жизни Крылова некоторые его басни были положены на музыку, а сам Крылов иногда аккомпанировал певцам.

Домашнее задание: найти музыкальные басни И. А. Крылова.

Например:

1) «Осёл и соловей»:

Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался,
Внимала всё тогда
Любимцу и певцу авроры.

2) «Скворец»:

И думает: «Постойте, же, друзья,
Спою не хуже я
И соловьиным ладом».
И подлинно запел,
Да только лишь совсем особым складом;
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козлёнком,
То непутёвым
Мяукал он котёнком.

Урок 17

"М.П. Мусоргский. "Старый замок"

Цель урока: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Задачи:

  1. Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

  2. Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.

  3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Оборудование урока:

  1. Музыкальный центр.

  2. Фортепиано.

  3. М. П. Мусоргский. Прогулка.

  4. Плакат с музыкальными терминами.

  5. М. П. Мусоргский. Старый замок.

  6. «Песня рыцаря» (12 век).

  7. Теофиль Готье. Стихотворение «Средневековье».

  8. Г. Гладков «Песня трубадура».

Словарь урока:

  • Сюита

  • М. П. Мусоргский

  • В. А. Гартман

  • Трубадур

  • Менестрель

  • Виола

  • Арфа

Ход урока

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Учитель: Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?

Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.

Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.

Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.

Учитель: Да, это музыка русского композитора М. П. Мусоргского. Называется «Прогулка» (Портрет композитора).

Эй, сюда, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

  1. «Гном»;

  2. «Старый замок»;

  3. «Тюильрийский сад»;

  4. «Быдло»;

  5. «Балет невылупившихся птенцов»;

  6. «Два еврея – богатый и бедный»;

  7. «Лиможский рынок»;

  8. «Катакомбы»;

  9. «Избушка на курьих ножках»;

  10. «Богатырские ворота».

Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

Итак, фортепианная сюита «Картинки с выставки». Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.

Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

(Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки).

Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.

Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты (иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).

Музыка, которую мы послушаем называется «Старый замок». К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».

Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он тебе напоминает? Какое здесь настроение?

О чем поет свою песню трубадур?

(Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками).

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Старый замок – пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.

Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?

Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

Ничто не забыто: не только « проемы ниш» и « аркады гулкие» – все то, что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине.

Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).

А теперь мы сравним пьесу «Старый замок» с «Песней рыцаря», сочиненной восемь столетий назад.

Как вы думаете, на каком инструменте аккомпанирует себе певец?

Слушание песни и обсуждение.

(Эти два произведения созвучны между собой, в них одно настроение, чувства, сожаление).

Сейчас я предлагаю «Песню современного трубадура» Г. Гладкова.

Из какого мультфильма эта песня? Что изображают звуки во вступлении?

Почему юношу называют трубадуром? Сравните «Песню трубадура» с «Песней рыцаря».

Разучивание «Песни трубадура».

Домашнее задание: сочинить рассказ к музыкальной картинке М. Мусоргского «Старый замок».

Урок 17

Не молкнет сердце чуткое Шопена.

Задачи:

Обучающая. Узнать биографию Шопена и познакомится с его музыкой.

Развивающая. Проникаться эмоциональным содержанием музыки.

Воспитательная. Воспитывать грамотных слушателей и исполнителей.Прививать интерес к музыке зарубежных композиторов.

ХОД УРОКА

Какой музыкальный кит пригласил вас на урок?

И сегодня танец поведет нас в концертный зал. Ведь пьесы танцевального характера тоже могут там звучать.

Вход

Ответы детей

Слайд № 2

Целеполагание

Шопен

Выдающийся польский композитор, исполнитель танцевальной музыки по праву считается Фредерик Шопен. Судьба Шопена очень схожа с судьбой русского композитора Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь вдали от родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней, выразив ее в своих музыкальных произведениях. Любимым инструментом Шопена был – рояль. И для него он сочинял множество музыки, в том числе: вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды. И сегодня мы услышим танцевальную музыку Шопена, да и сами попробуем под нее танцевать.

Тема нашего урока звучит так: «Не молкнет сердце чуткое Шопена», в конце урока мы должны будем объяснить эти слова.

  • Какие задачи вы поставите для себя на урок?


Ответы детей

Слайд № 3

Полонез

Самый древний танец - полонез. В старину он назывался "великим", или "пешим" танцем. Нынешнее его название - французское, в переводе означает «польский». Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом - парадным шествием, открывались придворные балы . Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша, но в трехдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.

Полонез – это танец – шествие, пишется он в трехдольном размере. Первая доля сильная. Знаменитый полонез Шопена стал символом Польши. (разучить шаг полонеза)

  • Как звучит музыка полонеза? (острый ритм, мелодия взлетает вверх, четкие окончания фраз, мажорный лад придает музыке блеск и торжественность.)

Разучивание шага полонеза

Слайд № 4

Вальс

Нестареющий, вечно молодой – вальс!

  • Назовите главное движение вальса?

Вальс (от нем. walzen "вертеться, поворачиваться") - бальный танец с плавным вращательным движением пар в такт размера 3/4. Характеризуется лиризмом и романтической настроенностью. Одна из версий происхождения вальса, от скромного австрийского лендлера. Именно для лендлера характерны круговые вращения в паре. В течение некоторого времени вальс из народного лендлера превратился в салонный танец для светского общества. Темп различен - от медленного до очень быстрого. Был очень популярен в ХVII - XX вв. Вальс имел множество разновидностей: венский, английский, венгерский, вальс-мазурка, вальс-миньон и др.

Представьте себя дирижерами, движениями рук передайте те чувства, которые передает музыка вальса.

Пластическое интонирование

Слайд № 5

Мазурка

Кульминацией бала была мазурка. Мазурка (от названия польской области Мазовии) — весёлый, подвижный танец в трёхдольном размере. Исполняют танец парами. В мазурке нет определённых фигур, поэтому танцоры импровизируют — придумывают движения в ходе танца.

Предлагаю вам подключить свою фантазию, придумать движения, которые можно выполнять под эту музыку.

Слушание

Импровизация

Слайд № 6

«Желание»

У Шопена есть и прекрасные песни, послушайте одну из них.

Слушание

Слайд № 7, 8, 9,10

Тексты песен

Продолжим работу над песней «Веселая мышка». (Проверка домашнего задания)

Просмотр видеоролика «Веселая мышка».

«Волшебный смычок» - на оценку.

Продолжаем работу над песней «Серебристые снежинки».

Исполнение

Слайд № 11

Огинский

Польша – родина еще одного знаменитого композитора Огинского, его полонез слышали и вы. Мне хочется, чтобы вы внимательно его послушали и подумали, почему Огинский называл полонез «Прощание с Родиной».

СЛУШАНИЕ

  • Какие чувства передает музыка полонеза?

Слушание

Слайд № 12

Похоронен Шопен

Огинский, как и Шопен умерли вдали от Родины, но любовь к ней пронесли через всю жизнь.

  • Похоронен Шопен в Париже, рядом с могилой своего друга Беллини. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.

Слайд № 13

Памятник Шопену

(Разделить детей на группы) Обсудите ответ «Почему не молкнет чуткое сердце Шопена?»

Работа в группах

Слайд № 14

Итог урока

  • Какая музыка может звучать в концертном зале?

  • Какой инструмент был главным на нашем уроке?

  • Чему вы сегодня научились?

  • Какое открытие для себя сделали?

Ответы детей

Урок 18

Преподавание музыки. Сценарий конкурса-викторины: "Людвиг ван Бетховен. Человек. Музыкант. Композитор"

Цель конкурса: расширение кругозора, воспитание активного интереса к музыке, формирование представления о творчестве Бетховена через взаимосвязь музыки, поэзии и живописи.

Используемый материал:

Портреты композиторов Й.Гайдна, И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта.

Картины:


1. П.Пикассо. Старый еврей с мальчиком


2. Э.Делакруа. “Свобода на баррикадах”.


3. П.Брейгель старший. “Крестьянский танец”.


4. И.Айвазовский. “Девятый вал”.


5. Леонардо да Винчи. “Автопортрет”.


6. В.Боровиковский. “Портрет Лопухиной”.


7. А.Куинджи. “Лунная ночь на Днепре”.

Таблицы с музыкальными инструментами.

Стихи: Н.Заболоцкого, П.Михны, Л.Перова и И.Сельвинского.

Записи сочинений композитора:

Фрагменты: 1-й часть Пятой симфонии, 1 часть Патетической и Лунной сонат, 3 часть Пасторальной симфонии, 4 часть Девятой симфонии, исполнение фортепианных пьес “Сурок”, “К Элизе”, увертюра “Эгмонт”.

Конкурс-викторина.

Звучит Пятая симфония Бетховена.

Ведущий:

Безумная любовь моя, Бетховен!
Как от тебя уйти, коль ты во мне.
То я распят тобою на струне,
То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень.
Ты – Прометей, сгорающий в огне,
Перед богами, как и он греховен.
Гореть в борьбе не пламенем жаровен,
А факелом, с тобою наравне!
Судьба стучится в дверь! Но в дали дальней
Уже манят свирели Пасторальной,
И у себя в плену ты – сладкий плен!
Нет больше счастья, чем отдаться людям
И высекать огонь в груди у буден – 
И ничего не требовать взамен.

В начале нашей встречи прозвучало стихотворение молдавского поэта Пауля Михны, посвящённое великому и гениальному композитору Людвигу Ван Бетховену.

235 лет прошло со дня рождения “великого немца” - человека, музыканта, композитора. Музыка Бетховена: мятежная и бунтарская, лирическая и мужественная по-прежнему привлекает и волнует нас, - людей третьего тысячелетия.

“Вся жизнь Бетховена, - писал французский писатель и исследователь творчества композитора, Ромен Роллан, - похожа на “грозовой день” полна борьбы: борьбы с недугом, борьбы за творчество. Мужеству и стойкости композитора можно только удивляться. Прожил Бетховен 57 лет и до последних дней жизни не переставал работать. Литовская поэтесса Саломея Нерис писала:

“Ты необъятен, словно море,
Никто не знал такой судьбы…
Иду сквозь слёзы, кровь и горе
Я с поколением борьбы”.

1-й конкурс посвящён жизни великого композитора.

  1. Людвиг Ван Бетховен – младший из трёх гениальных музыкантов, которых называют венскими классиками. Назовите композиторов венской классической школы и найдите из предложенных фотографий их портреты.

  2. Назовите годы жизни композитора (1770 – 1827).

  3. Город, в котором родился Бетховен? (Немецкий город Бонн)

  4. Было ли счастливым детство будущего композитора (рассказать о занятиях с отцом, о первом концертном выступлении, о бедственном положении семьи).

  5. Кем работал Людвиг с юных лет (с 11 лет он служил помощником органиста, пианистом-концертмейстером в боннской капелле).

  6. В каком городе композитор получил признание и прожил до конца своей жизни (Вена).

  7. Кто из великих музыкантов оценил юного Бетховена такими словами: “Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить” (В. Моцарт).

  8. В одной газете была напечатана статья о юном музыканте с пророческими словами: “Мальчик многообещающего таланта. Если он будет продолжать так, как начал, то несомненно из него выйдет второй Моцарт”. Кто был автором этой статьи? (К.Г. Нефе – композитор, музыкант, учитель Бетховена).

  9. Кому принадлежат слова? “Со временем Бетховен займёт место одного из величайших композиторов Европы, и я буду гордиться правом называть себя его учителем” (Й. Гайдн).

  10. Назовите композитора, у которого учился не только Бетховен, но и Шуберт, Лист, один из сыновей Моцарта. История обвиняла его в зависти к таланту гениального Моцарта (Итальянский композитор Антонио Сальери).

  11. В каких областях музыкальной деятельности проявился талант Бетховена? (Бетховен – композитор, пианист-виртуоз, импровизатор, дирижёр, педагог).

  12. Что стало жизненной трагедией Бетховена? (Глухота, одиночество, непонимание музыки композитора коллегами-музыкантами, несостоявшаяся любовь и личная жизнь).

  13. Что помогло Бетховену пережить отчаяние? (любовь к музыке и творчеству).

Бетховен писал: “Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным”.

2-й конкурс. “Знаменитые высказывания Бетховена”.

В своих “разговорных тетрадях”, с помощью которых композитор общался с людьми, он нередко записывал свои мысли о жизни, музыке и музыкантах. Вспомните известные высказывания Бетховена.

  1. “Люби свободу больше жизни”.

  2. “Так судьба стучится в дверь” (о 5-й симфонии).

  3. “Я схвачу судьбу за глотку и не дам ей сокрушить меня”.

  4. “Музыка должна высекать огонь из груди человеческой”.

  5. “Не ручей! Море должно быть ему имя” (О И.С. Бахе).

  6. “От тьмы к свету, через борьбу к победе”.

3-й конкурс. “Картинная галерея Бетховена”.

А вы знаете, что такое картинная галерея? (Музей, в котором собраны картины художников). Изобразительное искусство существует с древних времён, и люди бережно собирают и пишут его историю. Мы постараемся составить картинную галерею музыки великого Бетховена. Прослушав фрагменты произведений композитора, отберите те картины, которые по вашему мнению передают образы и настроения бетховенской музыки.

Звучит главная партия Патетической сонаты.

Дети: Патетическая соната и картина Айвазовского “Девятый вал” передают буйство стихийных сил, могучий порыв, драматизм борьбы, мощь,

Пьеса “К Элизе” и “Портрет Лопухиной” Боровиковского объединяет лирическое настроение: светлая печаль, поэтичность и красота образа и музыки.

4-й конкурс. “Бетховен простой и великий Человек”.

Ведущая: Записи “разговорных тетрадей” раскрывают перед нами личность великого музыканта. О каких качествах характера Бетховена говорят его слова:

  1. “Ни один из моих друзей не будет нуждаться, пока я что-нибудь имею” (сочувствие, забота о ближнем, щедрость).

  2. “С детства я научился любить добродетель, растите детей в добродетели, только она может дать счастье, а не деньги” (девиз жизни Бетховена порядочность, честность, доброта).

  3. “Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один” (гордость, независимость, чувство собственного достоинства)

  4. “Нет такого сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно. Не претендуя, хотя бы в малейшей степени, на учёность я стремился с детства познать смысл всего лучшего и мудрейшего каждой эпохи. Позор тому, который не считает своей обязанностью, хотя бы постараться продвинуться в этом” (стремление к знаниям, самообразование).

Жизненный девиз Бетховена, который стал для него священным, мы можем найти в альбоме 1792 г. (ему тогда исполнилось 22 года): “Творить добро, где только можно, любить свободу превыше всего, никогда не отрекаться от правды, хотя бы даже перед троном”. В самые драматические дни своей жизни он писал: “При всей слабости тела, господствовать всё же должен мой дух. Человек, помоги себе сам”.

Каким должен быть человек, имеющий такие жизненные принципы?

Бетховен человек сильный…(ребята продолжают) мужественный, решительный, энергичный, стойкий, упорный, настойчивый, добрый, человечный, честный, правдивый, гордый, независимый, свободолюбивый, любящий жизнь и людей.

5-й конкурс “Картинная галерея”

Ведущая: И вновь звучит музыка Бетховена, и мы продолжаем составлять экспозицию картин композитора. Звучит “Лунная соната”.

Дети: Эта музыка созвучна картине А. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”.

Звучит фрагмент 3-ей части “Пасторальной симфонии”.

Дети: Картина П. Брейгеля “Крестьянский танец” и музыка симфонии представляют собой картину деревенского праздника. В музыке этот образ передан через танцевальные ритмы австрийских крестьянских танцев.

6-й конкурс “Зашифрованная депеша”

Ведущая: К нам в школу пришло письмо, которое я вам зачитаю:

Однажды, гуляя светлой летней ночью, мы в приподнятом возвышенном настроении страстно говорили о французском императоре Буонапарте”.

Неизвестный корреспондент спрашивает: “Название каких сочинений Бетховена зашифровано в этом послании”?

Дети:

  1. Светлая летняя ночь – Лунная соната.

  2. Приподнятое, возвышенное настроение – по-гречески пафос – связано с Патетической сонатой.

  3. Страстная – Аппассионата.

  4. Император Буонапарте – Героическая симфония, первоначально посвящённая Наполеону.

7-й конкурс “Стихотворение – загадка”

Ведущая: Как вы думаете, кому посвящено стихотворение “Двое” Леонида Перова в переводе Маргариты Алигер?

“Два гения. Два светила – своя у каждого сила
У обоих душа кровоточит, на свой образец распята
И вещие крылья вечность для них раскрыла – 
И Фауст не умирает, не молкнет раскат Девятой”…

Дети: Гёте и Бетховен.

Ведущая: Правильный ответ звучит в продолжении этого стихотворения:

“Возвращаются с дальней прогулки два гения, два светила
И каждый из них в расцвете могуч и силен, полнокровен,
И собственного достоинства каждому бы хватило – 
Иоганн Вольфганг Гёте и Людвиг Ван Бетховен”.

Вопрос: Какое сочинение родилось в содружестве с этим немецким писателем и поэтом?

Дети: Музыка к трагедии “Эгмонт”, увертюра “Эгмонт”.

Ведущая: Музыка Бетховена произвела на Гёте сильное впечатление: “Я никогда не встречал ни одного художника столь собранного, столь энергичного и столь проникновенного”, - писал поэт после встречи с композитором.

8-й конкурс “Любимые писатели композитора”.

Мы уже знаем, как всю жизнь Бетховен стремился к знаниям, изучал историю и литературу, очень много читал. Книги каких писателей могли бы составить библиотеку великого музыканта? (Эсхил, Пушкин, Гёте, Мольер, Шекспир, Шиллер, Гюго, Маяковский)?

9-й конкурс “Оркестр Бетховена”.

Ведущая: Все музыканты называют Й. Гайдна “отцом симфонического оркестра”. В XVII-XVIII веках состав инструментов мог быть самым разнообразным. Гайдн установил чёткие соотношения оркестровых групп. Назовите 4 основные группы оркестра.

А какие инструменты впервые появились в оркестре Бетховена?

Нам говорят профессора.
В чём тайна Бетховена?
Что внёс он после Моцарта и Гайдна?
В искусство симфонизма? – и в ответ показывают

(Назовите инструменты, изображённые на таблицах).

Пикколо, тромбон 
И контрфагот – 
Он эти инструменты
Отважно ввёл в оркестр. Этим он
И деревянный звук, и голос медный
В три форте поднял. Что за глубина!
Из океана эти волны льются!
Вы ошибаетесь: Бетховена волна – 
Из глубины французской революции.

Так об оркестре композитора писал Илья Сельвинский. Впервые эти инструменты зазвучали в 5-ой симфонии и увертюре “Эгмонт”.

10-й конкурс “Исправь ошибку!”

Нерадивый ученик, рассказывая о творчестве Бетховена, всё перепутал.

Помогите! Исправьте его ошибки.

  1. Опера “Кориолан” - (ответ детей: увертюра Кориолан).

  2. Крейцерова соната написана для флейты - (для скрипки).

  3. Вокальный цикл “К таинственной возлюбленной” - (К далёкой возлюбленной)

  4. Пасторальная песня – (Пасторальная симфония).

  5. Симфония для фортепиано – (симфония исполняется оркестром).

  6. Торжественная соната – (Патетическая соната).

11-й конкурс “Картинная галерея Бетховена”.

Ведущая: Продолжается конкурс “Картинная галерея Бетховена”.

1. (Исполняется пьеса “Сурок”).

Дети: Жалобно-печальная мелодия пьесы “Сурок” перекликается с трогательностью и беззащитностью мальчика и старика на картине П. Пикассо “Старый еврей с мальчиком”.

2. Звучит фрагмент 4-й части 9симфонии.

Дети: Образ восставшего народа. Призыв к борьбе в картине Э. Делакруа “Свобода на баррикадах” передан в музыке победным гимном, мощным звучанием хора и оркестра.

Ведущая: Осталась лишь одна картина: “Автопортрет” Леонардо да Винчи. Каким предстаёт перед нами гениальный художник Возрождения? Это портрет человека, умудрённого жизненным опытом. Человек – мудрец, мыслитель, философ. Вспомните высказывания Бетховена. Ведь он тоже пытается разрешить философские вопросы: о смысле жизни, о назначении человека, о судьбе человечества. А как интересны его рассуждения о искусстве: “ Искусство объединяет весь мир. Создание истинного искусства ведёт к моральному прогрессу” - то есть к моральному совершенствованию людей. Так может говорить только мыслитель-мудрец. В музыке Бетховен стал первым композитором-философом.

А теперь посмотрите на картины, которые составляют нашу выставку. О чём нам рассказывает бетховенская музыка? Какие образы и темы затрагивает композитор в своём творчестве? Кратко сформулируйте свои ответы.

Дети: Героическая борьба, лирика, образы природы, картины народной жизни, философские раздумья.

Ведущая: Вывод

  1. Музыка Бетховена рассказывает нам о героической борьбе не только одного человека (об этом нам повествует 5 симфония и музыка известных сонат), но и всего человечества как это происходит в 9 симфонии. Композитор писал: “Наше время нуждается в людях, мощных духом!”.

  2. Во многих сочинениях композитор рисует драматические картины народных восстаний и грандиозных народных празднеств. Вспомните 5 и 3 симфонии и увертюру “Эгмонт”.

  3. Не чужда композитору и лирика, порой проникновенно светлая в пьесе К Элизе, порой сдержанная и мужественная в Лунной и Патетической сонате.

  4. Многие музыкальные образы Бетховена полны философского раздумья и углублённого созерцания природы. Это 5, 9 и Пасторальная симфонии.

Заключение.

Ведущая: Вспомните, с каким мифологическим героем сравнивал Бетховена автор стихотворения, прозвучавшее в начале нашей встречи?

Дети: Прометей!

Ведущая: Всем знакомое и гордое имя Прометей на древнегреческом языке означает – “вперёд смотрящий”. Своим подвигом он первый подал пример самоотверженной борьбы. Прометей оказался самым могущественным титаном – титаном духа, воли и непокорности. А в музыке таким титаном стал гениальный немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен.

Если бы мы спросили у автора музыки, о которой мы сегодня рассуждали о ком она, то мы бы услышали ответ: “Я писал о людях и о себе”.

Звучит 9 симфония.

Завершает нашу встречу стихотворение Николая Заболоцкого.

Ты яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепета громов.
Поднялся ты по облачным ступеням 
И прикоснулся к музыке миров.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал…
Откройся. Мысль! Стань музыкою слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.

Раздел VΙ

«День, полный событий»

Урок 19

Зима в стихах А.С. Пушкина "Зимнее утро", "Зимний вечер"

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта