конспект урока музыки 4 класс. разработка урока музыки 4 класс. Урок 1 "Средства музыкальной выразительности. Мелодия"
Скачать 333.8 Kb.
|
Тема нашего урока "Жанры русских народных песен". Наша Родина славится богатым устным народным поэтическим творчеством. Особое место в жизни россиян занимает песня. Песня – это бесценное богатство нашей Родины. Жизнь дает для песни Образы и звуки: Даст ли она радость, Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный, Тьму ли без рассвета – То и отразится в песне у поэта. Таня Федькина приготовила к нашему уроку сообщение о русской песне. Таня много работала над этой темой, она подготовила реферат на школьную конференцию, и сейчас мы предоставим ей слово. Выступление Т. Федькиной: Ты откуда, русская, Зародилась музыка? То ли в чистом поле, То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? Как ты звучала? Пролетели утки – Урони ли дудки. Пролетели гуси – Уронили гусли. Их порою вешней Нашли, не удивились. Ну а песня? С песней На Руси родились. Народная песня – это не НАПЕВ СО СЛОВАМИ, а часть жизни человека и момент её исполнения очень ответствен, так как, по существу это момент передачи опыта поколений. На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем связаны с образами родной природы. Замечательные слова о русской песне сказал философ Иван Александрович Ильин: "Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение". Что такое ПЕСНЯ, из самого слова видно – ПЕСНЯ – то, что ПОЮТ. Поют в одиночку и вместе, для себя и для других, за деньги и бесплатно. Поют о том, как любят, и о том, как не любят, в шутку и в серьёз, и со смехом - обо всём на свете и как душе угодно. Поют на эстраде, дома, в лесу, в горах и даже в общественном транспорте. Поют под оркестры, под гитары, под гармошки, под барабаны, под хлопки в ладоши и топанье ног и без всякого сопровождения тоже. Поют во всех уголках земли, на всех языках и наречиях, громко и тихо,весело, яростно,ласково, грустно. Потому что ПЕСНЯ - это очень просто. Просто, как дважды два – четыре. А в ПЕСНЕ – ПРИПЕВплюс ЗАПЕВ равняется КУПЛЕТ, а два куплета – это уже ПЕСНЯ. Главное в ПЕСНЕ, чтобы на слух и на язык легко ложилась, чтобы по нраву пришлась. Жанры русской народной песни: Слово жанр – французское слово и буквально означает род, порода. Русские народные песни по жанру бывают: Былины, Хороводные, Наигрыши, Плясовые, Солдатские, Частушки, Лирические, Протяжные, Трудовые, Исторические, Песни о природе, родном крае. Родине, Бытовые, Колыбельные, Детский фольклор, Игровые, Колядки, Масленичные. Заклички, и другие. Учитель: Вопрос – Ожидаемый ответ: Что такое – ЖАНР? (Слово жанр – французское слово и буквально означает род, порода.) Дорогие дети, послушайте в исполнении ансамбля русских народных инструментов и солистов ансамбля Ани и Алены русскую народную песню "Субботея". Русская народная песня "Субботея". Вопросы – Ожидаемые ответы: Как вы считаете, какой жанр этой песни? (жанр – плясовая) Как вы пришли к такому выводу? (Эта песня веселая, задорная, быстрая, яркая. Ноги сами в пляс идут.) Ребята, откройте ваши рабочие тетради и скажите, какая из песен на первой странице по жанруплясовая?! ("Веселый сапожник") Какие средства выразительности мы будем использовать в песне, чтобы создать жанр плясовой? (Песня звучит весело, громко и быстро. То есть средства выразительности в музыке – это характер, темп, динамику, фразировку (это то, на что мы будем обращать внимание при игре на этом уроке, так как средств выразительности намного больше). Всю ли песню следует играть громко? (Нет. Только начало пляски играется громко. В каждом предложении своя динамика. Это необходимо для выразительной игры.) Работа над нотным текстом: Обратить внимание на жест дирижера – играть по руке. Основной прием игры – удар (в пляске удары каблучка, для четкости ритма). Повторить песню два раза – отработать исполнение по руке дирижера. Особое задание – следить за рукой. Когда рука поднята вверх – играем громко, когда опускается внизу – играем тихо. Следите за рукой. Физкультминутка. Игра "Веселый музыкант". Дети, существуют не только музыкальные народные инструменты, но и шумовые или ударные инструменты. Они служат для украшения пьесы, подчеркивают ее ритмический рисунок. Сейчас мы будем играть на шумовых инструментах. К шумовым инструментам относятся: погремушки, ложки, бубен, бубенцы, копытца и др. Раздать детям шумовые инструменты. Объяснить ход игры: Под музыку "Веселого сапожника " по руке дирижера встает и играет тот участник игры, на кого укажет дирижер. Встает только один ребенок, другие сидят и ждут, команды дирижера. Если оби руки подняты вверх, то встать и играть нужно всем. Руки вниз – все сели. Игра продолжается пока не остановит дирижер. Работа над нотным текстом: Дети, в нашей рабочей тетради есть еще русские народные песни. В каких жанрах они написаны? Ожидаемые ответы:"Во саду ли, в огороде" – шуточная, "Во поле березонька стояла" – хороводная, "Козлик" – детский фольклор. Песня "Во поле березонька стояла" по жанру хороводная. Эта песня-хоровод исполнялась девушками и парнями на празднике Троица. В Троицу символом праздника является белоснежная березка, которую, как и елочку на Рождество, наряжают. Только наряд березки – это яркие ленты. Вокруг наряженной березоньки водили хороводы. В нашей песне 24 куплета, звучат они напевно, спокойно, тихо, медленно. Обратите внимание: что приемы игры в хороводе отличаются от пляски. Эта песня играется натремоло. Итак, чтобы получился хоровод, мы будем использовать такие средства выразительности: темп – медленно, штрихи – легато, играя спокойно. Песня проигрывается два раза. Сравните звучание пляски и хоровода: Исполнить и пляску, и хоровод, почувствовать различия в жанрах. Еще одна песня, которую мы сегодня исполним – это "Козлик". Ожидаемые ответы: Жанр этой песни – детский фольклор. Детский фольклор – в нем лежат истоки того, что называют "Национальным самосознанием, патриотизмом, национальным характером", так как это начало постижения народных традиций. Ведущее место среди жанров детского фольклора принадлежит играм и считалкам. В них много веселья, но одновременно они способствуют физическому, умственному и эмоциональному развитию ребенка. Народные игрушки – это тоже фольклор. Старинные игрушки дошли до наших дней и в них с удовольствием играют дети. Показать игрушки – дать посмотреть. К детскому фольклору относятся – попевки, потешки, прибаутки. Итак, жанр песни "Козлик" – детский фольклор. И звучание ее как детский разговор, простое и лаконичное. Мелодический рисунок этой народной песни органично связан с рельефом выразительной интонации человеческой речи. Обратите внимание: звучание мягкое, ударом вниз. Песенка спокойного характера, ласковая, игривая, в трехдольном размере. Играть песенку следует со всеми повторами. А теперь я открою вам маленький секрет: как уже ни раз бывало, когда мы - россияне присваивали себе то, что нам очень понравилось и полюбилось и считать своим, например, гармошка – стала символом России, а родилась в Германии. Так и наш "Козлик" написан Моцартом, а стал русской детской песенкой – так она подписывается в наших музыкальных учебниках. Подведение итогов. Итак, сегодня мы работали над жанрами и образами в русских народных песнях. С какими жанрами народных песен мы познакомились? Ожидаемый ответ: Плясовая, Хороводная, Детский фольклор, Шуточная и т.д. Вывод. Мы узнали, что от жанра зависит очень многое, когда мы работаем над музыкальным образом. Жанр подсказывает, какие средства выразительности нам необходимо использовать в песне, чтобы создать тот или иной образ. Оценки за урок. Спасибо за урок! Раздел ΧΙ «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» Урок 32 История гитары Гитара – один из старейших музыкальных инструментов. Предшественницей гитары считается лютня – инструмент, который был широко распространён в средние века. Со временем стали появляться разновидности лютни, которые постепенно видоизменялись, совершенствовались и дошли до наших дней в виде гитары, мандолины и других щипковых инструментов. На гитаре постепенно учились исполнять репертуар лютни, использовали многие приёмы игры. Сначала гитара имела четыре струны, как лютня, но постепенно струны к ней добавлялись и появились пятиструнные, затем шестиструнные гитары. Начиная с XVII века, гитара была очень популярным инструментом, особенно в странах Западной Европы и Латинской Америки. Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. Это самый разносторонний инструмент. Если взять аккомпанемент – то он может быть очень разным. Для сопровождения студенческой, бардовской, авторской песни достаточно первоначального владения несколькими аккордами. В то время как для игры аккомпанемента романсов нужно владеть инструментом профессионально. На гитаре можно играть музыку различных направлений. Например, цыганская музыка в исполнении странствующих цыган-гитаристов это самостоятельное искусство. Темп цыганской музыки своеобразен: вначале очень медленный, постепенно ускоряется и доходит почти до придела возможностей музыканта, затем следует резкая остановка и все начинается сначала. Цыганские песни и танцы смешались с испанской манерой исполнения. Это сильно повлияло на становление другого вида гитарного искусства – фламенко. Фламенко на гитаре – это чередование мелодии и аккордов. Причем настолько быстрое, что на большинстве других инструментов сыграть это нельзя. Такая игра возможна благодаря особым приемам. Существует еще один вид гитары, который не слишком распространён в мире и почти не известен у нас. Это гавайская гитара. В принципе, это обычная гитара. Её кладут на колени, а музыку извлекают с помощью специальных напёрстков в правой руке и металлической пластины в левой. Звучание гавайской гитары поющее, вибрирующее, напоминающее человеческий голос. Доступна гитаре и джазовая музыка, которая до двадцатых годов принадлежала ранее другому инструменту – банджо. Классическая гитара может всё. На ней можно исполнять музыку различных направлений. Для неё написано огромное количество произведений, в том числе и концерты с симфоническим оркестром. В дуэтах, трио и небольших ансамблях гитара прекрасно сочетается с другими инструментами: скрипкой, мандолиной, домрой, балалайкой. Такому ансамблю доступен широчайший репертуар – от простых обработок народных песен до сложных произведений. Родилась гитара семьсот лет назад. В истории её развития можно проследить пять периодов. Условно им дали такие названия: становление, застой, возрождение, упадок, расцвет. Становление проходило в течение полутора столетий. Примерно до четырнадцатого века. Гитара вытеснила некоторые примитивные инструменты, появился собственный репертуар и этот инструмент стал одним из любимых инструментов в Испании и некоторых других европейских странах. А в это время арабы завезли в Европу лютню, которая обладала развитыми приёмами игры и обширным репертуаром. Музыканты европейских стран принялись совершенствовать её, писать новую музыку. Это способствовало началу периода застоя. Но эти трудности не сломили и не вытеснили гитару совсем. Она постепенно научилась исполнять богатейший репертуар лютни, воспользовалась многими её приёмами, и к середине XVIII века начался обратный процесс, т.е. возрождение. Возможности двух инструментов примерно одинаковы, но на гитаре играть было удобнее, чем на лютне благодаря узкому и длинному грифу. Репертуар для гитары стал несравненно шире, чем был раньше. Но в концертных залах на гитаре исполняется и старинная лютневая музыка, а сама лютня сейчас такой же редкий инструмент как клавесин или клавикорд. Популярные, прославленные музыканты того времени помогли процессу возрождения. Превосходно играл на гитаре Николо Паганини. «Я король скрипки, – говорил он, а гитара моя королева». Он написал немало произведений для гитары – романсы, сонаты, вариации, включал гитару в свои квартеты вместе со скрипкой, альтом и виолончелью. Паганини посвятил три года изучению этого инструмента, но публично с гитарой никогда не выступал, т.к. конкурентов-гитаристов было немало, а достойных соперников на скрипке не было. Играли на гитаре и писали для неё, а также использовали в своих операх такие известные композиторы как Карл Вебер, Джузеппе Верди. В записках Гектора Берлиоза упоминается, что он обязан гитаре своим первоначальным образованием. По воспоминаниям современников, композитор мастерски играл на ней. Хорошо владел гитарой Шуберт. Он нередко аккомпанировал себе. Играл на гитаре и оставил для неё сочинения пианист, органист, композитор Диабелли. Период возрождения гитары дал музыкантов, целиком посвятивших себя этому инструменту. Наиболее выдающийся из них – итальянский исполнитель, композитор и педагог Мауро Джулиани. Родился он в городе Болонье в 1781 году. В двадцать лет стал одним из лучших итальянских гитаристов. Он успешно гастролировал на родине и в других странах. В 1807 году Джулиани приезжает в Вену, где не только выступает, но и сочиняет музыку, т.е. пишет свои собственные произведения для гитары и занимается педагогической деятельностью. Среди его учеников самые высокопоставленные вельможи Вены, среди друзей – известные музыканты – пианисты, скрипачи. Среди почитателей его таланта композиторы И. Гайдн, Л. Бетховен. В 1808 году Джулиани выступает со своим «Третьим концертом». Партия гитары была насыщена виртуозной техникой, и вполне отвечала духу того времени. Этим выступлением Джулиани доказал, что гитара на концертной эстраде может соперничать со скрипкой и фортепьяно. Но важнейшее наследие Джулиани – это его этюды. И сейчас, пожалуй, нет ни одной школы игры на гитаре, которая не содержала бы этюдов Джулиани. Именно в его времена окончательно оформилась та гитара, которую мы сейчас называем классической. (Приложение 1) Другим не менее известным гитаристом был Фернандо Сор. Родился в 1778 году в Барселоне, а умер в Париже. Его композиции для гитары считаются апогеем классического периода шестиструнной гитары. За певучую манеру игры Сора современники именовали «Мендельсоном гитары». Несколько лет Сор жил в России, в Москве – с 1823 по 1828 год. Приехал он вместе с женой балериной – танцовщицей Королевской академии музыки в Париже, которая очень много сделала для становления русской балетной школы. Сор, в отличие от Джулиани, не думал посвящать себя исключительно гитаре, хотя концерты его всегда вызывали большой интерес. Он писал симфонии, оратории, оперы, балеты. Его жена – Гюллень Сор была первой танцовщицей и балетмейстером Императорского московского театра – ставила в основном балеты своего мужа. В 1825 году состоялось открытие Большого театра, а чета Соров сыграла немалую роль в этом торжестве. Фернандо Сор одним из первых открыл в гитаре широчайшие полифонические возможности. Однако время рассудило по-своему, именно гитарная музыка, в сравнении с другими сочинениями, осталась жить, а вся остальная почти забыта. (Приложение 2) Выдающимся педагогом гитары периода её возрождения был итальянец Маттео Каркасси (1792-1859). Его игра отличалась виртуозность и элегантностью. Он очень полно освоил особенности и возможности этого инструмента и «Школа игры на гитаре» до сих пор служит одним из основных пособий. Некоторые этюды и пьесы используются в гитарной школе (Приложение 3)). Известным педагогом, виртуозно владеющим инструментом и составителем еще одной «Школы игры на гитаре» является ещё один соотечественник Фернандо Карулли (1770-1841). Он сочинил около четырехсот произведений, некоторые из них не потеряли художественной ценности и в наше время. (Приложение 4) Хочется уточнить, что все эти гитаристы не имели какой-то преемственности – они учились у самих себя. Однако при этом все они были профессиональными и образованными людьми. К середине XIX века после многих усовершенствований основным инструментом концертных залов становится рояль. Прочно удерживает свое место и скрипка. Для гитары наступает время упадка.Выступления гитаристов привлекает всё меньше и меньше слушателей. Гитара во всех странах ушла со сцены, кроме Испании. С 1860 года в России упадок гитары сказывался также очень остро. Распадались общества гитаристов. Почти перестала издаваться нотная литература для гитары, из музыкальных учебных заведений этот инструмент изгоняли, и постепенно всё преподавание перешло в руки частных учителей, не слишком квалифицированных и не всегда добросовестных. Но и в тяжелые годы для гитары находились подлинные энтузиасты этого инструмента. Один из них Петр Агафошин. Ещё в детстве он научился играть на семиструнной гитаре у своего отца, позже брал уроки у преподавателя. Самостоятельно, по школе Каркасси, освоил классическую шестиструнную гитару. Агафошин изыскивал любую возможность, чтобы выступить в концерте. Кроме того, давал уроки певцам, желавшим освоить гитарный аккомпанемент. С 1928 года в России вышла его книга «Новое о гитаре», затем была издана школа игры на гитаре. Агафошин преподавал гитару в музыкальном учебном заведении, составлял и издавал нотные сборники. Делал переложения произведений композиторов классиков. Учеником Агафошина был выдающийся советский гитарист Александр Иванов-Крамской (1912-1973) – сын технического служащего гимназии. До 22 лет жил на Тамбовщине в деревне. В музыкальной школе учился по классу скрипки. После окончания музыкального техникума прошел курсы повышения квалификации. В 1935 году призывался в армию, где служил дирижёром оркестра народных инструментов. После службы работал руководителем оркестра народных инструмент, выступал в качестве солиста и занимался педагогической деятельностью. Принимал участие как гитарист в опере Верди «Отелло» в Большом театре и в театре Красной Армии. В 1936 году в Москве проводился конкурс в честь Х съезда комсомола, где он стал дипломантом. В это время по инициативе Берии, в противовес ансамблю имени Александрова, создавался ансамбль НКВД, в котором Иванов-Крамской был дирижёром. Кроме того, он признанный солист- гитарист, композитор и педагог. В 1959 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Для России наступил период расцвета гитарного искусства. Педагогическая деятельность Иванова-Крамского была также плодотворной. Многие ученики, вышедшие из самодеятельности, стали исполнителями и педагогами. В 1957 году на VI Всемирном фестивале молодежи в Москве на конкурсе гитаристов квартет Иванова-Крамского получил диплом III степени. Достоинством авторских сочинений его являются пьесы для начинающих, а также многие оригинальные пьесы до сих пор охотно включаются в репертуар отечественных гитаристов – классиков. К тому же, он до сего времени является единственным отечественным гитаристом-шестиструнником, который удачно обработал русские народные песни и переработал зарубежную классику (Приложение 5). В 1960 году решением Министерства Культуры были открыты классы гитары в музыкальных училищах. Вообще благодаря энергичной деятельности А. М. Иванова-Крамского авторитет гитары, её популярность в нашей стране сильно возросли. Говорят, что классическая, серьёзная музыка сложна и непонятна, что она скучна и утомительна. В последние годы, особенно среди молодежи, все чаще приходится слышать о том, что серьезная музыка устарела, отжила свое время, вышла из моды, утратила актуальность. Ссылаются на то, что классика понятна, но не современна, а современная серьезная музыка может быть и актуальна, но непонятна. Наконец, просто отвергают претензии музыки на что-либо, кроме развлечения. Многие из этих утверждений лучше всего опровергает история музыки. Ни в одну из великих исторических эпох развлечение не было главным, тем более единственным делом музыки. При этом музыка Баха или Моцарта, Глинки или Чайковского отнюдь не казалась их современникам ни непонятной по содержанию, ни недоступной по форме. Проблемы, к которым обращались великие музыканты, вовсе не устарели. А искренности и глубине, с которой они осмысляли эти проблемы, наша эпоха могла бы позавидовать. Справедливо говорится, что великое искусство всегда современно. На наших глазах складывается принципиально новая музыкальная культура понимание которой и невозможно с позиций, выработанных на материале и в социальных условиях прошлой музыкальной эпохи. Музыке, которая в прошлом веке звучала для нескольких сот человек, собравшихся в концертном зале, а то и нескольких десятков, заполнивших салон, в нашем веке представилась возможность объединять человечество. Но если в салон или концертный зал приходили люди, и жизнью, и уровнем знаний и общей культуры подготовленные к встрече с музыкой, то сейчас величайшие произведения музыки в наилучшем исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда готовых к ее восприятию людей. |