Марксизм. 4. Каким было понимание природы человека в марксизме
Скачать 20.14 Kb.
|
4. Каким было понимание «природы человека» в марксизме? Происхождение человека в марксизме объясняется естественными природными причинами. Маркс принимает эволюционную теорию английского биолога Чарльза Дарвина. Энгельс развивает ее с позиций диалектического материализма. Кроме биологических факторов, он обосновывает решающее значение социально-практического фактора антропогенеза — трудовой деятельности, благодаря которой, но его мнению, человек и выделился из животного мира. Природа человека в марксизме — чисто биологическая. Самостоятельное духовное начало в нем отрицается. Продолжение жизни в каком-либо виде после биологической смерти не признается. Сущность человека - социально-историческая, так как разумным существом, личностью он становится только в обществе. В познании человек опирается на свои чувственные и рациональные способности, которые выступают в тесном взаимодействии. Иррациональным способностям познания, например интуиции, в марксизме отводится довольно скромная роль. Значительное, может быть, даже центральное место в учении Маркса занимает идея отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность («Экономическо-философские рукописи 1844 г.», «Тезисы о Фейербахе» и другие работы). Идея отчуждения разрабатывалась еще до Маркса (Гегель, Фейербах), по в духовном аспекте. Предшественники Маркса считали, что отчуждение преодолевается через совершенствование сознания человека. Маркс ставит на первое место экономическое отчуждение (отчужденный труд). Это труд подневольный, когда один вынужден работать на другого. Причина отчуждения, полагает Маркс, — это частная собственность. Процесс, обратный отчуждению, — присвоение человеком своей родовой сущности. Достигается это путем преодоления отчуждения через устранение частной собственности. Каким же образом? Посредством решительного революционного преобразования социально-экономического строя. Ведь буржуа сам не желает отказываться от собственности в пользу пролетариата. Когда частная собственность устранена, труд становится свободным, творческим и превращается в средство саморазвития человека. Отсюда открывается прямая дорога к обществу равенства и братства — коммунизму. Другая фундаментальная идея Маркса, прошедшая красной нитью через все его философское творчество, — обоснование социально-практической сущности человека. Человек не просто находится в природе (точка зрения Фейербаха), а преобразует ее и себя самого. Более того, практика, т.е. материальная деятельность, первична по отношению ко всему духовному миру человека и культуре. |