Тема Философия познания
Скачать 392.3 Kb.
|
Тема 2. Философия познания 1. Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Гносеология изучает природу познавательной деятельности человека, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности и способы достижения истинного знания. Главным вопросом для гносеологии является проблема познаваемости мира. Гносеология занимается общими характеристиками познавательной деятельности, в то время как логика, психология и другие науки изучают частные аспекты познавательных процессов. Также к предмету гносеологии относятся вопросы о структуре процесса познания, о специфике субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. Гносеология исследует познавательные способности человека – рациональные и чувственные, изучает способы познания – эмпирические и теоретические. Позднее появился термин «эпистемология». Это теория научного познания. Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя. Принято различать два принципа гностицизма. Основы подхода к проблеме познания: гностицизм (или гносеологический оптимизм) и агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя. Агностики (часто идеалисты) не верят в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или допускают ограниченную возможность познания. Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. В классическом виде агностицизм сформулирован И.Кантом. Кантовскую философскую позицию, согласно которой субъект познания активен в том смысле, что конструирует сам опыт познания, иначе называют трансцендентализмом (трансцендентное – то, что находится за пределами сознания и возможного опыта). К теориям, близким агностицизму, относят софистику, скептицизм и конвенционализм, поскольку каждое из этих направлений по-своему признает ограниченность познания и существование принципиального непознаваемого. Разновидностью агностицизма можно считать и гносеологические воззрения прагматизма и постпозитивизма. Согласно их концепциям, все накопленное человечеством знание представляет собой собрание заблуждений. Несмотря на огромные достижения современной науки не снимается философский вопрос о том, ограниченно или безгранично познание. Целый ряд метафизических проблем, таких как вопросы о свободе, Боге, бессмертии души, по-прежнему выходят за пределы возможностей научного познания. Принципы познания: 1. Принцип диалектики подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) находить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики. 2. Принцип историзма предполагает рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления. 3. Принцип практики означает признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя. 4. Принцип познаваемости подразумевает убежденность в самой возможности познания. 5. Принцип объективности означает признание самостоятельного существования предметов и явлений независимо от воли и сознания. 6. Принцип активности творческого отображения действительности. Вопрос об активности познающего субъекта становится особенно актуальным в связи с развитием неклассических физических теорий. Если классическая Ньютонова физика допускала существование объекта познания вне и независимо от субъекта, то квантовая механика исходит из принципа активного вмешательства субъекта в формирование объекта познания. 7. Принцип конкретности истины означает, что нужно искать индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях. Виды действий человека по познанию: 1. Человек познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества). 2. Человек познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры). Философские концепции познания К пониманию сущности познания философы подходят по-разному. 1. Причинная концепция (Гоббс, Локк и др.) исходит из того, что познание представляет собой результат взаимодействия двух природных систем, а знание возникает лишь в силу активного физического воздействия опыта на органы чувств пассивного субъекта. 2. Деятельностная концепция познания (Выготский, Лекторский, Копнин и др.) находит выражение прежде всего в социальной теории познания как отражения, где познавательный процесс предстает как взаимодействие объекта и субъекта, в котором активность субъекта понимается как способность человека, обусловленная социокультурной средой. 3. Генетическая эпистемология (Ж.Пиаже) рассматривает познание как взаимодействие объекта с активно действующим природным (биологическим) субъектом. Благодаря этому взаимодействию, субъект, раскрывая и познавая объект, организует действия в стройную систему, составляющую операции его интеллекта или мышления. 4. В эволюционной теории познания (Г.Фоллмер и др.) основанием познания считается некий «мир средних размеров», «мезокосм», который только и является доступным человеку для наблюдения и из которого он получает образы-восприятия. Соответствие результатов познания познаваемому миру объясняется здесь способностью психики эволюционировать, приспосабливаясь к изменениям в окружающей среде Помимо этих концепций существуют и другие теории, что позволяет вести конструктивное общение между ними, способствуя дальнейшему развитию гносеологии. Структура познания 1. Субъект и объект познания. Субъектом является прежде всего индивид. Именно он наделен сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Но субъект – не только индивид; это и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом, т.е. мыслительный коллектив. В субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.п., но они выступают здесь лишь как части, элементы системы «субъект», а не сами по себе. Иногда их называют «посредники». На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов. Универсальным субъектом считается общество в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений; вне общества нет и не может быть никакого познания и практики. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. В понятиях «субъект» и «объект» имеется момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Компьютер, являясь частью субъекта как общества, оказывается объектом при его изучении индивидом. Студент А лишь субъект познания и в то же время для студента В он может быть объектом познания. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Сознание индивида – объект для психолога. Понятия «субъект» и «объект» различные, но они взаимосвязаны. Грани между ними не абсолютны. В современной науке грани между субъектом и объектом порой вообще трудноуловимы: кажется, что субъект и объект сливаются воедино в познании. Пример тому – ситуация в квантовой механике, сложившаяся в связи с особой ролью прибора в познании микрообъектов. В классической физике постулировался абсолютный характер, независимость физических объектов от субъекта и от условий применения приборов. Теперь же субъект и условия познания «вторглись» в сам объект. Например, результаты экспериментирования с явлениями атомного масштаба нельзя использовать как дающие информацию о свойствах квантовых объектов «самих по себе». О них надо говорить как о таких, которые включают описание и квантовых объектов, и измерительных устройств, взаимодействующих с квантовыми объектами. 2. Чувственное и рациональное познание В философских концепциях познания традиционно выделяют три его разновидности: чувственное, рациональное и интуитивное познание. В рамках чувственного познания, взаимодействия с предметами и процессами внешнего мира, мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий, представлений. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в сфере рационального с помощью понятий, суждений и умозаключений. Критерием истинности полученных знаний является общественная практика. Она же является основой и целью познавательного процесса. Ощущение – простейшее, элементарное отражение отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Они, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия. Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех его сторон, синтез данных отдельных ощущений. Возникает при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом, процессом, явлением. Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти и образы воображения (русалка, кентавр и др.). По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отображением несущественных. Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обогащения чувственных данных. Нужно иметь в виду, что нет «чистой» чувственности, свободной от влияния мышления. Значение чувственного отражения в развитии познания исключительно велико, даже если учитывать тенденцию значительного возрастания роли мышления, абстрактно- идеализированных объектов в современной науке. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Абстрактное мышление тесно связано со способностями человека к обобщениями и идеализациям, суждениям и умозаключениям, другим логическим операциям. Рациональное познание отличается от чувственного тем, что оно является волевым процессом, оно неразрывно связано с языком и имеет обобщенный характер. Оно, как и чувственное познание, целенаправленно и активно. Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно уровень и структура практики обусловливают в конечном итоге способ мышления той или иной эпохи. Вместе с развитием практики, ее усложнением и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные уровни. Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, способность к дискурсу (рассуждению), к сознательному последовательному проведению логических операций. Рассудок строит суждения о конечных вещах и оперирует понятиями. На этом уровне оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Рассудок – это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, для которой форма высказывания важнее содержания. Разум – высший уровень рационального познания, или диалектическое мышление. Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия. Разум мыслит абсолютное и бесконечное, оперирует абстрактными сущностями. Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь, взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся готовой системы знания, на основе выдвижения новых диалектических по своей сути фундаментальных идей. Наличие рассудка и разума – двух различных, но взаимосвязанных компонент мышления – подтверждается и научными данными о двух разновидностях мышления – левополушарном и правополушарном. Левополушарное мышление – это рассудочное мышление. Оно более строгое, более абстрактное, более схематичное, логически упорядоченное. Правополушарное мышление – это «разумное», понимающе-смысловое мышление. Оно обладает образностью, конкретностью, целостностью. Это мышление творчески-конструктивное, которое схватывает картину действительности целиком, на лету улавливает смысл сказанного, не акцентируя сознание на логико-грамматических особенностях речи. Формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др. Понятие – это форма мышления, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков. Число предметов, обобщаемых в понятии, может быть различным. Понятие может отражать признаки лишь одного конкретного предмета («естественный спутник Земли») или признаки группы однородных предметов («учитель»). Оно может относиться и к ирреальным, несуществующим в действительности предметам («вечный двигатель», «апейрон»). В понятиях может быть различным и уровень обобщения. Одни из них, как правило, используются в какой-либо одной области познания (частонаучные понятия), другие – в целом ряде наук (общенаучные), третьи имеют всеобщий характер (философские). Суждение – это форма мышления, мысль в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности. С помощью суждений человек соотносит те или иные свойства с предметами, характеризуя последние с определенной стороны. В них он выражает мысли о существовании некоторого предмета, о тех или иных отношениях между предметами. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Понятия и суждения являются «кирпичиками» для построения умозаключений. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение. Главной особенностью умозаключений является то, что с их помощью человек может получать знания о предметах действительности без непосредственного взаимодействия с ними, опосредованно, благодаря способности к рассуждению. Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил вывода. Вопрос о соотношении чувственного и рационального имеет немаловажное значение для теории познания. По этому вопросу в истории философии сложились две противоположные точки зрения. Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм. Рационалисты отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления. Исследования последний лет (прежде всего в психологии) доказывают, что в реальном процессе познания при определенных условиях чувственное и рациональное настолько проникают друг в друга, что оказываются принципиально неразделимыми. Так, на уровне чувственного производятся такие операции, которые вполне можно назвать логическими. Уже акт узнавания предполагает, что на перцептивном уровне осуществляется своеобразный «логический вывод», связанный с отнесением воспринимаемых объектов к определенным классам. Чувственный образ связывает абстрактное, рациональное с реальным миром. Этот факт наиболее ярко проявляется в так называемых «понятиях- представлениях», возникающих в процессе познания. Такого рода «понятия» нельзя назвать в полном смысле этих слов «формой мышления», по сути дела это своеобразная форма перехода от чувственного к рациональному. Кроме того, чувственный образ является одновременно и знаком. Он замещает в сознании сам вещный предмет или его свойства. Он представляет этот предмет в сознании, которое «оперирует» не самой вещью, а ее образом- знаком. Рассмотренные основные формы абстрактного мышления не исчерпывают всех форм рационального познания. Например, в научном познании существуют такие формы, как проблема, гипотеза и теория. Контроль Философская дисциплина, исследующая проблемы познания называется a. гносеология b. аксиология c. онтология d. праксиология e. телеология Носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект называется a. субъект b. знак c. символ d. труд e. язык Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире называется a. познание b. обобщение c. суждение d. гипотеза e. истина |